Балабанова Вероника Александровна



Скачать 37.21 Kb.
Дата06.05.2016
Размер37.21 Kb.
Балабанова Вероника Александровна

Проблема формирования профессиональной и коммуникативной культуры личности студента в педагогическом процессе
Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК), г.Новосибирск

Образование является сферой общественной деятельности, направленной на социокультурное производство человека. Образовательный процесс — это форма социального взаимодействия субъектов, возникающего в процессе обмена социокультурными нормами, личностными и индивидуальными знаниями, смыслами и эмоционально-ценностным опытом.

Для развития личности образовательная деятельность может оказаться процессом формальным, если между ее участниками не организованы отношения партнерства, сотрудничества, взаимоподдержки и взаимообмена.

Формирование ключевых квалификаций студента связано со способами выполнения педагогической деятельности. Существенной характеристикой педагогической деятельности является взаимодействие педагога и учащихся. Особенность способа осуществления педагогического взаимодействия – обращенность педагога на самого себя, т.е. педагогическая рефлексия.1 Профессионализм педагога проявляется в способности рефлексировать, задавать вопросы себе, самостоятельно искать на них ответы в условиях динамичной учебной реальности.

В процессе обучения преподаватель формирует со студентами систему взаимодействий, среди которых важно выделить познавательные, коммуникативные, эмоциональные, эстетические и межличностные отношения.

Образование можно рассматривать как вид социально-педагогического взаимодействия, влияющего на становление личности и индивидуальности участников. Преподаватель предстает по отношению к студентам в двойственной позиции. Коммуницируя в образовательном процессе с группой в целом, и с каждым студентом индивидуально, преподаватель, безусловно, оказывает влияние на становление профессиональной и коммуникативной культуры личности студента, на формирование социальной компетентности личности студента.

Межличностные отношения индивида предполагают наличие целостной системы его индивидуальных, избирательных, сознательных связей с разными сторонами действительности. Отношения влияют на характер человека и в то же время они сами — проявление характера. Преподаватель стимулирует интерес студента к ВУЗу, учебе, предмету, влияя тем самым на повышение качества образовательного процесса, формирование индивидуального стиля учения. Именно при условии позитивного взаимодействия преподавателя со студентами происходит расширение интеллектуальных возможностей студентов и их творческой самореализации.

Решая педагогические задачи коммуникативными средствами, учитель реализует стимулирующие, реагирующие, контролирующие, организующие педагогические функции. Выбор системы взаимодействия со студентами во многом зависит от уровня развития профессиональной и коммуникативной культуры преподавателя, сформированности педагогического сознания и индивидуального стиля общения.

Профессиональное поведение основывается на педагогическом сознании, которое и определяет способ решения образовательных задач, несет ответственность за выбор педагогических средств и стиль поведения.

Совершенствование образовательной технологии может повысить эффективность развития умения общаться как средства достижения успеха в профессиональной и коммуникативной деятельности. Умения социального взаимодействия открывают новые перспективы в познании мира. Человек включён в систему коммуникаций, имеющую свои закономерности, знание которых помогает человеку рационально строить взаимоотношения в микро- и макросреде, адекватно выбирать модель поведения. От деятельности преподавателя во многом зависят механизмы студенческой самостоятельности (несамостоятельности), активности (пассивности), успеха (неуспеха), ответственности (безответственности).

Многие проблемы современного образования связаны с отсутствием у преподавателей понимания того, что их профессиональное поведение должно оказывать психотерапевтическое воздействие на развитие личности, способствовать социальному и профессиональному самоопределению студента.

В современных условиях образование воспринимается не как целостная система подготовки к жизни, а как ее часть, когда в процессе обучения и воспитания происходит становление зрелой личности, обеспечивается взаимодействие индивида с социумом, человек получает необходимые знания для совершения адекватных действий и поступков с целью преобразования среды.

Образовательный процесс поворачивается к преподавателю разными сторонами, ставит перед ним задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности. Реальность оказывается намного богаче концептуальных схем, моделей, теоретических изысканий, поэтому педагогу необходимо все время совершенствовать свои теоретические знания и практические навыки. Также важным является не только профессиональный рост преподавателя, а именно яркая личностная позиция в педагогическом взаимодействии.

На наш взгляд необходимо детальное изучение поведения преподавателя в образовательном процессе, как формы проявления внутренних состояний, процессов и качеств преподавателя и студента, что и обеспечит решение задач, выдвинутых концепцией модернизации российского образования.





1 См. об этом: Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Учебное пособие. – М.-Воронеж: Московский Психолого-Социальный институт-М, 2003 – С.423-424.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница