Бакалавр искусств и гуманитарных наук может в установленном порядке осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной фундаментальной и специальной подготовкой



Скачать 335.87 Kb.
Дата05.05.2016
Размер335.87 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«УТВЕРЖДАЮ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственные требования

к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра

по направлению 522800 - Искусства и гуманитарные науки
1. Общая характеристика направления 522800 - Искусства и гуманитарные науки

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 25,04.2000 г. № 1212.

1.2. Степень выпускника - бакалавр искусств а гуманитарных наук Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 522800 - Искусства и гуманитарные науки при очной форме обучения — 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Бакалавр искусств и гуманитарных наук может в установленном порядке осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной фундаментальной и специальной подготовкой. Профессиональная деятельность бакалавра осуществляется в преподавательской, культурно-просветительской и творческой сферах, и, в зависимости от избранной сферы, направлена на исследование общественных и культурных явлений, анализ опыта развития искусства и особенностей его функционирования в современном обществе, познание, исполнение, а также создание произведений искусства в различных формах.

1.4. Возможности продолжения образования

Бакалавр искусств и гуманитарных наук подготовлен к продолжению образования в магистратуре.

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3.Общие требования к основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению 522800 - Искусства и гуманитарные науки

З.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственные практик.

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин к итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно - научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления:

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативы.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению 522800 - Искусства и гуманитарные науки




Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1816

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01.1

Русский язык и культура речи

Русский литературный язык, его функциональные разновидности; система стилей современного русского литературного языка, и ее внутриструктурная организация; принципы организации речевых средств в пределах определенного функционально-стилевого единства; стилистическая характеристика языковые единиц, вариантов, синонимических способов выражения и закономерности их использования в соответствии с условиями и целями коммуникации; норма и кодификация; вариативность языка и норма: нормативный, коммуникативный и этический уровни культуры речи; орфографическая, пунктуационная, орфоэпическая, лексическая, грамматическая нормы русского литературного языка: основы риторики; средства, способы и приемы выражения заданного смысла; взаимосвязь стилистики, культуры речи и риторики; нормативное и стилистически целесообразное использование языковых средств в процессе построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.







ГСЭ.Ф.01.2

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.

Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.

Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила ре­чевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с ис­пользованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологиче­ской речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.


340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональ­ной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные фе­номены общества. Законодательство Российской Федера­ции о физической культуре и спорте. Физическая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптими­зации работоспособности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт, Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка сту­дентов.

Основы методики самостоятельных занятий и самокон­троль за состоянием своего организма.


408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучении истории. Понятие о классифика­ции исторического источника. Отечественная историография в прошлом, и настоящем: общее к особенное. Методо­логия и теория исторической науки, История России - не­отъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевни­ки. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социаль­но-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ис­лама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-ХП. вв. Социально-политические изменения в русских землях в ХШ-ХV вв. Русь и Орда: проблема взаимовлия­ния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Спе­цифика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского аб­солютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. . Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Струк­тура феодального землевладения. Крепостное право в Рос­сии. Мануфактурно-промышленное производство. Станов­ление индустриального общества в России: общее и осо­бенное. Общественная мысль и особенности общественно­го движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация обще­ственных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная транс­формация общества. Столкновение тенденций интерна­ционализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустри­альной модернизации России. Российские реформы в кон­тексте общемирового развития в начале века. Политиче­ские партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интер­венция, их результаты и последствия. Российская эмигра­ция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП, Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курc на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война, Социально-экономическое развитие, общественно- политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в после военные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ, НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг. нарастание кризисных явле­ний.

Советский Союз в 1983-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР, Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально- экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях; новой геополитической ситуации.


164

ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властнее отношения, роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция; истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.

Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание: политическая аналитика и прогностика.


276

ГСЭ.Ф.06

Правоведение

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права.

Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность.

Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство.

Конституция Российской Федерации — основной закон государства.

Особенности федеративного устройства России. Система органов власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности.

Обязательства в гражданском и ответственность за их нарушение. Наследственное право.

Брачно-семейные отношения и обязанно­сти супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления, Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право.

Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.





ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.

Структуры психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и личности. Управление образовательными системами.






ГСЭ.Ф.09

Философия

Предмет философии. Место и философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статические закономерности. Научные, философские и религиозные мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство.

Человек в. Системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные Революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.



168

ГСЭ.Ф.10

Экономика

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рывков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение, Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы, преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.


180

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

276

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

280

ЕН

Общие математические и естественно-научные дисциплины

450

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

310

ЕН.Ф.01.

Математика и информатика

Аксиоматический метод, основные структуры, составные структуры, вероятности, языки и программирование, алгоритмы, компьютерный практикум.



172

ЕН.Ф.02.


Концепции современного естествознания

Естественно-научная и гуманитарные культуры; научным метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развитии живых систем; многообразие живых организмов — основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.



118

ЕН.Р.00.

Национально-региональный (вузовский) компонент

90

ЕН.В.00.

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом.

70

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

4894

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2368

ОПД.Ф.01

История и теория искусства

Основные вопросы истории и теории искусства от Античности до Новейшего времени. Что такое искусство. Когда возникает искусство. Незаинтересованная эстетическая точка зрения. Мимесис в искусстве. Свободные и механические искусства. Живопись и поэзия. Специфика видов искусств: живопись, скульптура, архитектура. Жанры в искусстве: «история», портрет, пейзаж, натюрморт. Линия, цвет, свет, композиция. Умозрительное и чувственное в искусстве. Художественная форма и содержание. Абстракция в искусстве.

Основные эпохи истории искусства: античность, средневековье, ренессанс, маньеризм, барокко и классицизм, рококо и неоклассицизм, романтизм и реализм, модернизм, постмодернизм. Принципы построения истории искусства. История искусства как история художников; история искусства как история шедевров; история искусства как история жанров; история искусства как история идей, история искусства как история стилей.

Категория стиля. Стиль и канон. Стиль, течение, метод. Локальный стиль и стиль эпохи. Индивидуальный стиль и стиль школы. Стиль и стилизация. Стиль классический и неклассический.

Социальное измерение художественной культуры. Искусство и магия. Искусство и ремесло. Заказчик: церковь, двор, частный человек. Безымянный художник, творческая личность, гений, демиург. Искусство и общество. Академия, Салон, Рынок искусства. Традиционализм и новаторство. Созерцание и развлечение. Уникальное и тиражное. От классического искусства к современному. Трудности определения современного искусства.


276

ОПД.Ф.02

История и теория музыки

Музыка как вид искусства. Музыка как деятельность и как умозрение. Музыкальный язык как коммуникативная система. Проблема музыкальной семантики. Категория музыкальной формы. Музыкальный слух как психофизический и культурно-исторический феномен. Теоретическая инновация как структурообразующее начало европейской музыкальной традиции. Этапы музыкально-эстетической мысли: античность, Средневековье, Просвещение, романтизм, постмодернизм. Основы музыкальной терминологии. Современное музыкознание в контексте социальных и гуманитарных наук. Музыка как праксис и дискурс в современной культуре.

Категория стиля и жанра в музыке. Обзор основных стилей и жанров в европейской музыке (Средневековье, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, музыка 20 века, современная музыка). Музыка «обиходная» и «преподносимая», «серьезная» и «развлекательная». Жанр как композиционная норма и социальный институт (церковная музыка, опера, симфония, концерт, камерная музыка, эстрада). Стиль как нормативная, дескриптивная и формотворческая категория. Национальные школы в европейской музыке. Феномен музыкального произведения. Творческий процесс композитора.

Функции музыки в культуре. Музыка и политика, музыка и пропаганда, музыка и идентичность. Композитор и слушатель: эволюция ролевых функций. Музыка и литература, музыка и живопись, музыка и кино. Музыка и новые технологии. Музыка в СМИ. Музыка и мода, молодежная музыкальная субкультура. Стратегии музыкальной деятельности в контексте глобалисткой проблематики.

Функции музыкально-критического дискурса. Вербальное и музыкальное как герменевтическая проблема. Исторические типы музыкального экфрасиса. Жанры музыкальной критики. Музыкальная критика в современных СМИ. Образ музыкальной классики в современной культуре как проблема критического дискурса.


240

ОПД.Ф.03

История и теория зрелищных искусств

Онтология и феноменология зрелищности. Семиотические аспекты зрелищных искусств. Проблема синтеза в зрелищных искусствах. Жест и слово в зрелищных искусствах. Зрелищные искусства и информационные технологии. Зрелищные искусства и индустрия развлечений. Зрелищные искусства и массовая культура. Феномен аудиовизуального в современной культуре.

Кинематограф как художественное и социальное явление. Кино и театр, кино и литература, кино и живопись: поиск самоидентификации. Киноизображение как философская и психологическая проблема. Теория монтажа. Время и пространство в кино. Кино и репрезентация действительности. Проблематика кино и современный философский дискурс.

Кино в контексте культуры 20 века. Кино и зритель. Этапы истории кино: немое кино, рождение звукового кино, история Голливуда, советский кинематограф, «новая волна», итальянский неореализм, авторское кино. Жанровый кинематограф. Национальные кинематографические школы. Современная киноиндустрия. Кинематографические профессии вчера и сегодня.

Очерк истории кинокритики. Критика и масс-медиа. Жанры критической прозы (эссе, рецензия, творческий портрет, проблемная статья и т.д.). Критический дискурс в постмодернисткую эпоху.


240

ОПД.Ф.04

История и теория литературы

Основные проблемы истории и теории литературы от Античности до наших дней. Задачи науки о литературе. История литературы, теория литературы и литературная критика Вспомогательные дисциплины литературоведения. Автор и художественный текст. Проблема авторского самосознания. Инстанция читателя. Границы литературы. Речь художественная и речь практическая. Литература и теория коммуникации.

Общие проблемы поэтики. Аристотель о литературе (Аристотель «Поэтика). Литература и проблемы мимесиса. Нормативные поэтики (трактаты по поэтике). Историческая поэтика А.Н.Веселовского и ее предпосылки. Основы стиховедения: метрика и ритмика. Стихосложение в России. Основные проблемы стилистики. Понятие стиля. Художественная лексика. Поэтическая семантика, тропы: (метафора, метонимия, эпитет, аллегория и др.). Основы нарратологии. Повествовательные инстанции, точка зрения (фокализация).

Литературные роды. Теория жанров. Историческая эволюция жанров.

Историко-литературный процесс. Литература Ренессанса. Классицизм и барокко. Литература эпохи просвещения. Романтизм и реализм в литературе XIX века. Декаданс, символизм и натурализм. Модернизм, постмодернизм и авангард.


276

ОПД.Ф.05

История мировых цивилизаций

Понятие цивилизации. Цивилизация и культура. Идея прогресса и идея культурной относительности. Идея цикличности цивилизации. Цивилизация и культура в эпоху глобализации.

Греко-римская цивилизация: крито-микенская эпоха, архаическая и классическая Греция, эпоха эллинизма, ранний Рим, Римская республика, Римская империя. Цивилизация средневекового Запада. Особенности экономического быта, отношения господства и покровительства, типы человеческих коллективов, особенности демографического режима, разновидности населенных пунктов, черты материальной культуры, этикет, обычаи, праздники, массовые представления о мире и формы религиозности.

Культура Возрождения: новые идеи, новые поведенческие установки, беспрецедентное развитие человеческой индивидуальности. Соотношение итальянского Возрождения с его бытованием в других странах Европы, в частности, Северным Возрождением. Предыстория заокеанских плаваний, открытие новых земель, становление колониальных империй (португальской, испанской, голландской, французской, английской) и его последствия для европейской экономики и политики. Развитие в Америке ареалов испано-американского колониального феодализма, рабовладельческой плантации, европейско-североамериканского феодализма.

Феномен «исламской цивилизации» и его взаимосвязи с «глобальной цивилизацией». Китайская цивилизация как модель цивилизационного устройства, воплотившаяся в системе учения конфуцианства, даосизма, буддизма. Взаимоотношения китайской цивилизации с европейской культурой. Восточный мистицизм. Пространство и время на Востоке и на Западе. Понятие «осевого времени» в истории цивилизаций. Цивилизационная дихотомия Восток-Запад и перспективы ее преодоления.

Становление современной цивилизации как результат как результат исторической эволюции Западной Европы и Америки в XV-XXI веках. Формирование современного типа человеческой личности, отношений личности с разными типами коллективов (семья, социальная группа, государство). Влияние концепции «границы» на становление общественного сознания американцев. «Деловая Америка», рождение американской модели предпринимательства. Религиозная Америка как результат взаимодействия разлиных конфессий, испытавших влияние пуританских традиций и идей провиденциализма. Формы хозяйственной и политической деятельности, связанные с рыночной экономикой и демократией. Глобализация и мировой экологический кризис.



276

ОПД.Ф.06

Социология и социальная антропология

Объект и предмет социологии. Предыстория и социально-философские


предпосылки социологии как науки. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Российская социологическая мысль. Понятие общества. Социальные институты. Социальные общности. Социальные группы, коллективы и организации. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие, социальные отношения и социальные роли. Общественное мнение как институт гражданского общества. Взаимодейcтвие экономики, политической системы и культуры. Культура как фактор социальных изменений. Личность как социальный тип, социальный контроль и девиация. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Процессы глобализации общества и место России в мировой системе. Методы социологического исследования.

Предмет социальной антропологии. Понятие культуры. Исторические модели социокультурного развития человечества. Классические направления и подходы к


исследованию культуры (эволюционизм, неоэвелюционизм, диффузионизм,
функционализм, структурализм); новейшие тенденции в теоретическом развитии
антропологии. Культурный контекст человеческого поведения. Культурное многообразие мира, язык и культура. Политическая антропология, экономическая антропология. Расовые и этнические общности, этничность и национализм. Формы верований и религиозные системы, антропология магии и религии. Сущность антропологического метода, методы и техники антропологических исследований.

240

ОПД.Ф.07

Языкознание

Язык как предмет языкознания. Место и роль языкознания в системе наук. Комплексные научные дисциплины как от­ражение процесса дифференциаций научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математиче­ская лингвистика и др.).

Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Язык как особое общественное явление. Функции языка как его сущностные характеристики.

Языки живые и мертвые, искусственные языки. Перспективы языкового развития человечества. Языковые контакты. Билингвизм.

Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. Язык и «картина мира».

Социальная дифференциация языков. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов. Основные теории происхождения языка. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов, в разные исторические эпохи.

Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.

Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.

Понятие лингвистического знака. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке. История и теория письма, значение письма и письменности в истории общества, соотношение письменного и звукового языка. Пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письменность народов изучаемых языков. Графика, орфография и ее основные принципы. Классификация языков. Принципы классификации языков: географический, культурно-исторический, этногенетический, типологический и др.

Генеалогическая классификация языков. Сравнительно-исторический метод и установление родства языков. Типологическая классификация языков.


276

ОПД.Ф.08

Страноведение (на иностранном языке)

Ключевые вопросы политической и социально-экономической истории станы.

Проблема формирования национального самосознания, формирующие факторы, история возникновения важнейших из современных традиций, обычаев, национальных увлечений. Интерпретация понятия национальной идентичности. Стереотипные представления о национальной идентичности. Национальный характер и его отражение в языке.

Либеральные ценности и их роль в становлении культуры и личности.

Государственный строй, партийная система и ее специфика, основные государственные институты. Государство и гражданские свободы. Социальная роль государства. Специфика социальной политики.

Социальная, расовая и этническая вариативность общества. Лингвистическая вариативность общества, языковая норма. Проблемы классовой, расовой и этнической принадлежности. Гендерные проблемы и их отражение в языке. Личность и общество.

Географический, экономический, культурный регионализм. Лингвистический регионализм.

Система образования.

Религиозная ситуация в стране. Особенности религиозного сознания и их отражение в языке.

Семейные ценности. Исторические типы чувственного поведения.

Культура и искусство, СМИ. Культурные особенности этно-лингвистических сообществ


544

ОПД.Ф.09

Письмо и мышление

Тексты как материал, источник письменной работы (тексты художественные, относящиеся к разным жанрам, тексты, относящиеся к разным функциональным стилям, невербальные тексты). Текст – объект анализа и мотивированной оценки и обсуждения, отправная точка для собственного творчества.

Основные виды письма, не связанные с текстом: свободное письмо; описательное письмо (описание портрета, пейзажа, предмета и т.д.); повествовательное письмо о каком-либо событии по личным впечатлениям; интерпретация визуальных материалов и ассоциативных рядов; письмо, связанное с восприятием действительности под неожиданным; углом (речь «чужим голосом», от вымышленного автора и т.д.)

Основные виды письма, используемые в процессе генерации идей письменной работы: мозговая атака; составление списка вопросов и проблем; графическое представление идей в их взаимосвязи; запись интервью; записи в дневнике; свободное сфокусированное письмо.

Основные виды рефлексивного письма, используемые для более полного понимания и востребования анализируемых текстов (художественных, текстов различных функциональных стилей, невербальных): составление письменного комментария к анализируемому на занятии тексту с целью выработки своего отношения к идеям автора;

вопросы к тексту с последующей записью ответов, полученных в результате обсуждения;

диалог с автором текста; повествовательное письмо, связанное с впечатлениями, мыслями, чувствами, ассоциациями, возникшими во время прочтения текста, с полученной новой информацией по теме и с вопросами, которые остались без ответа; синквейн как инструмент для синтезирования информации и краткого выражения основной идеи текста;

анализ образных языковых средств текста; сравнительный анализ стилистических особенностей текстов разных функциональных стилей; тезисы научного текста; резюме, аннотация.

Основные виды творческих письменных работ, выполняемых по окончании работы с текстом: эссе академическое; эссе литературное; короткий рассказ; перевод; стихотворение; киносценарий, пьеса по прочитанному тексту в прозе; письмо информативного жанра СМИ; письма личные и деловые; рецензия; текст рекламы; текст публичного выступления, составленный с учетом изученных правил риторики.


276

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

916

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

1394

СД.00

Специальные дисциплины

Устанавливаются вузом.



700

ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450




Всего часов теоретического обучения:

8370




Итоговая государственная аттестация

324




Практики:

324




ИТОГО:

9018


5. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 522800 - Искусства и гуманитарные науки.

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:



  • теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии 155 недель

  • производственная практика — не менее 2 недель;

  • итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы — не менее 6 недель;

  • каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 40 недель

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента должен составлять 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.

5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.



6. Требования к разработке и условиям реализации

основной образовательной программы подготовки бакалавра

по направлению 522800 Искусства и гуманитарные науки

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта бакалавра.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично,- хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

6.1.2. При разработке основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:



  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%.

  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплин: «Иностранный язык» (в объеме не мене 340 часов), «Физическая культура» (в объеме не менее 408 часов). «Отечественная история», «Философия». Остальное базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания;

  • занятия по дисциплине «Физическая культура» при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;

  • осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, при этом авторские курсы должны обеспечивать квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

  • устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических, и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

  • реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или и высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений; и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и иметь, как правило, ученую степень и/или звание, систематически заниматься научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса Вуз должен располагать необходимым лабораторный и информационным обеспечением учебного процесса для подготовки бакалавра по направлению 522800 — Искусства и гуманитарные науки, в том числе иметь- не менее одного базового учебника и/или учебного пособия по дисциплинам направления и специальным дисциплинам из расчета 0,5 экземпляра на студента, иметь не менее двух наименований профессиональных и реферативных журналов. Должен быть обеспечен доступ обучающихся к научным библиотечным и базам данных, по содержанию соответствующим профилю основной образовательной подготовки бакалавра, а также необходимым аудио-, видео- и мультимедийным материалам.

6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Вуз должен располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов учебной и. научно-исследовательской работы бакалавра, предусмотренных примерным учебным планом.



6.5. Требования к организации практик

Содержание производственной практики должно быть направлено на формирование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков, включая навыки педагогической и культурно-просветительский работы. Вуз должен, располагать постоянными местами практик в профильных учреждениях-и организациях, способных обеспечить необходимые условия для ее проведения.

Сроки проведения производственной практики определяются графиком учебного процесса.

7. Требования к уровню подготовки-бакалавра по направлению

522800 — Искусства и гуманитарные науки

7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени

Бакалавр искусств и гуманитарных наук

обладает высоким уровнем развития теоретического мышления, способностью соотнести понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности;

владеет важнейшими методами анализа искусств, искусствоведческой терминологией

владеет системой представлений о современной культуре и искусстве, социальной природе, роли в обществе, их истории;

имеет навыки менеджмента и культурно-просветительской работы в сфере искусства, музейного дела, музыки, театра, кино; владеет современными технологиями в сфере рекламы искусства.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации-бакалавра
7.2.1. Итоговая- государственная аттестация бакалавра искусств и гуманитарных наук включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу государственного экзамена по направлению 522800 — искусства и гуманитарные науки.

7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе бакалавра Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченное исследование одной из общих или частных проблем фундаментальных или специальных дисциплин выносимое для публичной защиты. Выпускная квалификационная работа должна содержать обоснование актуальности темы и выбора методов исследования раскрытие сути проблемы на основе критического анализа основной литературы по избранной теме, результаты собственных наблюдений над собранными материалами, а также, предложения по практическому применению результатов исследования.

Объём выпускной квалификационной работы - 36-50 страниц машинописного текста, включая таблицы, рисунки, список, использованной литературы и оглавление.

7.2.3. Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по направлению - 522800 - Искусства и гуманитарные науке должен иметь комплексный междисциплинарный характер.

Для проверки выполнения государственных требований к уровню подготовки выпускников вуз имеет право включать в состав итоговых аттестационных испытаний, государственные экзамены. Перечень и программы государственных экзаменов устанавливаются Советом вуза на основе примерных программ, одобренных УМО по направлению 522800 — Искусства и гумантарные науки


Составители:

Санкт-Петербургский государственный университет, Учебно-методическое объединение по направлению 522800 Искусства и гуманитарные науки


Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Совета Учебно-методического объединения по направлению 522800 - Искусства и гуманитарные науки от 26.06.2000 г.

Председатель Совета УМО по направлению 522800 Искусства и гуманитарные науки, Ректор. Санкт-Петербургского государственного университета: Л.А.Вербицкая



Согласовано:

Управление образовательных программ и стандарта высшего и среднего профессионального образования: Г.К. Шестаков



Начальник отдела: Т.Э.Петрова


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница