«Байкал жемчужина Сибири»



Дата03.05.2016
Размер53.3 Kb.



МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутск

Кафедра общественных наук


Методическая разработка

урока географии

в 8 классе
ТЕМА: «Байкал – жемчужина Сибири»




Составитель:

учитель географии

Сидорчук Людмила Олеговна

Тема: Байкал – жемчужина Сибири

Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками, проблемами охраны природы озера, развивать у учащихся умение видеть красоту окружающего мира, его неповторимость и целостность, любовь к своему краю.

Оборудование: физическая карта России, карта озера Байкал, выставка книг об озере, видеосюжеты «Вокруг Байкала», «Священный Байкал», иллюстрации представителей органического мира водоема, рисунки детей о Байкале.

Эпиграф:

Байкал – одно из самых звучащих в мире

слов. Произносится оно, то с тревогой,

доходящей до отчаяния, то

с пробуждающейся надеждой.

В.Распутин



Ход урока:

I. Организация начала урока.

II. Новая тема.

Наш сегодняшний урок посвящен уникальному озеру нашей планеты – озеру Байкал. Озеро это - поистине уникальное, неповторимое, красивейшее место на нашей планете, и не зря огромное количество туристов не только со всей России, но и со всего мира стремится побывать на Байкале, увидеть его первозданную красоту, ощутить на себе его дыхание.

А что вы знаете о Байкале? Предлагаю небольшой аукцион знаний, который поможет вам выяснить степень осведомленности об озере.

Учащиеся по очереди называют какую-либо ассоциацию, связанную с озером и получают жетоны за ответ.

Я думаю, что на Байкале хотя бы раз в жизни бывал каждый из вас. Чем вам запомнились эти путешествия? Как вас встретил старик-Байкал (Ответы учащихся)?

А теперь я вам предлагаю небольшое видеопутешествие на наше озеро. (Видеосюжет «Вокруг Байкала», 3-4 минуты)

Байкал… Сколько о нем сложено песен и преданий… И сам он, как легенда, вечно новый и древний. Много имеется толкований его названия, вот лишь некоторые из них:


  • Якутское бай – «богатый», кель – «озеро».

  • Тюркско-монгольское байгаал – «большой водоем», «множество воды».

  • Бурятское байгаал-Далай – «обширный или большой водоем, как море».

  • Эвенкийское лама – «озеро».

Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером – всегда огромная радость:

***

Красив Байкал в любое время года!

Зимой и летом, осенью красив!

Не зря старалась матушка-природа,

Все чудеса в одно соединив!
***

Озер так много есть на свете,

Байкал же краше всех из них!

Вода чиста, и свеж твой ветер,

Там шепот сосен вековых…

«Славное море, священный Байкал» - так начинается раздольная, как и само озеро, широкая и величественная, как Сибирь, песня о Байкале – одном из величайших и самом глубоком (1637 м) озере мира.

В огромной каменной чаше, почти в центре Азии, на высоте 456 метров над уровнем моря, площадью 31 500 км2, разлил свои воды Байкал. В нем сосредоточено 23 000 км3 (22 % мировых запасов) чистой, прозрачной, пресной, маломинерализованной, щедро обогащенной кислородом, неповторимой по качеству воды, значение которой на нашей планете с каждым годом возрастает.

Байкал уникален своей древностью, ему около 25 млн. лет Обычно озеро в 10-20 тысяч лет считается старым, а Байкал молод, ибо формирование его берегов не закончилось до сих пор; на озере часты землетрясения, колебания отдельных участков его берегов. За один только год на Байкале регистрируют до 2000 подземных толчков.

Высокие (до 3500 м), со снежными вершинами горы, как зубчатой короною, венчают сибирскую жемчужину. Характерны для байкальских гор лишенные растительности «гольцы», а на высоте 700-1000 метров раскинулись роскошные альпийские луга, ниже их – густые заросли кедрового стланика с мелкими, но очень вкусными орешками; вдоль подножия хребтов господствует тайга из кедра, сосны, лиственницы, березы, осины, с богатыми ягодниками и многочисленными таежными обитателями: медведем, белкой, колонком, горностаем, лисицей, рысью и знаменитым баргузинским соболем, нередки и лось, изюбрь, кабарга, росомаха.

Стремительными водотоками, шумными водопадами, прорезав гранитные утесы, несутся в Байкал реки, речки и ручьи. Насчитывают 336 больших и малых притоков озера. А каждую секунду около 2000 м3 воды выносит из Байкала река Ангара.

Уникальность озера составляет и его органический мир. Известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, большая часть их, более ¾, обитают только в Байкале. Это обстоятельство и послужило причиной того, что Байкал считают «музеем живых древностей». Здесь и пресноводные губки, и рачки-бокоплавы, и веслоногие рачки-эпишура. В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и основная промысловая рыба – деликатесный омуль. Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала – голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 30 % целебного жира. Это единственная в наших широтах живородящая рыба.

Единственное млекопитающее, освоившее водные просторы озера, - тюлень или байкальская нерпа. Стадо тюленя сейчас в хорошем состоянии – около 70 000 голов, ежегодно добывается до 6000 нерп, мех которых пользуется большим спросом на пушных международных аукционах.

Байкал… Славное море… Священное озеро… Так почему же именно этот уникальный водоем был избран базой для строительства целлюлозно-бумажного комбината, который по плану должен был сбрасывать в озеро 200 000 кубометров сточных вод в сутки, что создало бы мертвую зону в несколько квадратных километров? (Дискуссия о влиянии на экологию озера Байкальского ЦБК, Селенгинского КБК).

В завершение дискуссии учащиеся предлагают проекты по устранению негативного воздействия на экологию озера промышленных предприятий, высказывают точки зрения относительно будущего Байкала, сохранения его первозданности.



Видеосюжет «Священный Байкал» (3-4 минуты).

А сейчас вашему вниманию предлагается викторина «Знаешь ли ты Байкал?»:

1. Что означает название озера Байкал? (Богатое озеро)

2. Какова площадь Байкала? (31 500 км2)

3. Какова длина береговой линии озера? (2000 км)

4. Какова максимальная глубина Байкала? (1637 м)

5. Возраст озера Байкал? (25 млн. лет)

6. Что говорит о молодости озера? (Частые землетрясения)

7. Сколько притоков имеет Байкал? (336)

8. Какой остров на Байкале самый большой? (Ольхон)

9. Какова прозрачность байкальской воды? (40 м)

10.Сколько видов рыб живет в Байкале? (56)

11.Назовите байкальские ветры. (сарма, култук, баргузин …)

Мы живем в уникальном уголке нашей страны, где находится объект мирового значения – озеро Байкал. Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит его, гордится им. Именно от нас, живущих недалеко от озера, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.

Завершить урок мне бы хотелось следующими стихотворными строками:

Байкал

Чиста, уникальна, прозрачна вода,

Безмолвная, но полная жизни тайга.

Шумит и волнуется бешеный вал –

Таким мне запомнился древний Байкал.

Красавица-дочь – Ангара удалая

Свой путь начинает из этого края,

А с нею три сотни речушек и рек,

Все устремили к Байкалу свой бег.

С тревогой смотрю я в завтрашний день:

Будут ли жить там омуль, тюлень?

Как сохранить заповедное озеро,

Чтоб его воды не «целлюлозило»?

Чтоб достоянием народа стал



Славное море – священный Байкал?
III. Итоги урока. Домашнее задание: написание сочинения на темы «Времена года. Байкал», «Сохраним первозданную чистоту Байкала», «У озера», «Человек пришел к Байкалу…».



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница