«байкал чудо природы во всех отношениях»



Скачать 87.78 Kb.
Дата04.05.2016
Размер87.78 Kb.
Тема урока: «БАЙКАЛ – ЧУДО ПРИРОДЫ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ»
( В И Р Т У А Л Ь Н О Е П У Т Е Ш Е С Т В И Е)

Цели урока: 1. Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность

природы; ценность древнего природного комплекса и природных ресурсов.

2. Развивать умение всесторонне оценивать природные условия и

ресурсы.

3. Продолжить формирование нравственной, гражданской позиций

учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния

(природной святыни России).


Учебная цель: Доказать, что слова Льва Семёновича Берга: « Байкал – чудо

природы во всех отношениях» - верны.

Оборудование: 1. Физическая карта Восточной Сибири.

2. Картосхема озера Байкала.

3. Таблица «Байкальские ветры».

4. Словарь терминов.

5. Схема «Проблемы Байкала и пути их решения».

6. Тезисы к схеме.

7. Приложение с дополнительной информацией.

8. Атласы 8 класса.

9. Гербарии растений: сосна, лиственница, пихта, кедр.

10. Ребус.

11. Электронное письмо домой.

12. План урока.

13.Презентация по теме.

Ход урока




  1. На доске тема урока: «Путешествие на Байкал»

  2. Вступительное слово учителя:

Сегодня я Вас приглашаю в виртуальное путешествие. А вот куда? Отгадайте название, зашифро-

ванное в ребусе.

- Верно! Это природная святыня – Байкал. Покажите его на карте. Как Вы понимаете слово «Святыня»? Обобщение ответов детей:

* чистое, освящённое в легендах, стихах, песнях;

*где чувствуешь умиротворение;

*сюда хочется приходить, приезжать снова и снова;

*это место придаёт уверенность в себе;

*здесь набираешься жизненных сил.

В песне поётся о нашем Байкале: «Славное море - священный Байкал»…..

Назовите, какие Вы ещё знаете природные святыни? (Волга, Ладожское озеро, Телецкое озеро…..)

Ребята! Сибиряки говорят: «Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал». А Лев Семёнович Берг

сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях». Кто этот человек? ( Крупный учёный, академик. Развивал учение о природных зонах, занимался озёроведением. Создал учение о

географических ландшафтах).

- Как называют учёных, изучающих озёра? (Лимнологи). Наука? (Лимнология).


3. Презентация: кадр №2. Т Е М А У Р О К А.
В 1996 году озеро включено в список Всемирного культурного и природного наследия – список

ЮНЕСКО, в который включаются объекты, имеющие мировое значение. Эти объекты берутся под

охрану. Задача нашего «путешествия»: определить, чем так интересен Байкал. Почему Л.С.Берг

назвал его чудом природы во всех отношениях? Эти слова мы и возьмём девизом.

Запишите их в тетрадь. В любом деле, в любом путешествии успехов можно добиться только

сотрудничая. Помните: «Помогая другим – учимся сами». Ребята! Всё, что Вас удивит, заинтересует, понравится Вам – запишите на полях словом, рисунком, значком, цифрой. Таким образом, каждый из Вас соберёт «байкальские трофеи».


4. План урока на ватмане вывешен на доске:


  1. Доказательства слов крупного учёного, академика Л.С. Берга :

А). Географическое положение.

Б). Происхождение озёрной котловины.

В). Климат.

Г). Свойства воды.

Д). Растительный и животный мир.

2). Необходимость охраны Байкала.

3). Анализ «Байкальских трофеев».


- Путешественники всегда ведут записи своих наблюдений. Мы с Вами по мере своего продвижения

увидим проблемы Байкала и запишем их в схемы, которые лежат на партах.

Итак! В путь! (Магнитная запись шума воды) 14-18 кадры презентации и чтение стихотворения

Игоря Северянина: « Я с детства мечтал о Байкале

И вот я увидел Байкал.

Мы плыли, а гребни мелькали

И кедры смотрели со скал.

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал

Про это озёрное море

Про этот священный Байкал».


  • Представьте, что Вы уже на берегу озера. Кадры:10,19,20.

  • «Байгал-Далай» - называют его буряты, что означает « Байкал – море».

  • С тюркского «Бай-Куль» - «богатое озеро» или «озеро озёр».

  • С монгольского « Байкал» - «богатый огонь.

  • С китайского «Бэй-Хай –« Северное море ».

Мы с Вами в пути и приводим доказательства к словам Л.С.Берга: «Байкал- чудо природы во всех отношениях».
5. Работаем с картой Восточной Сибири. Мы на берегу озера Байкал. Отправлю- ка я первую весточку домой, а Вы мне помогите: « Пишу письмо с далёких краёв России. Байкал лежит на юге……(Сибири)

И простирается с….(ю-з на с-в) на 620 км в длину, что равно расстоянию от Москвы до Санкт-Петербурга и от 24 до 79 км в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более…..(2 тысяч метров) над его водной поверхностью. На северо-восточном побережье - это

…….(Баргузинский), на с-з ……(Байкальский) хребты, с юга в чистейшие воды смотрятся ………

(Приморский хр. и хр. Хамар – Дабан). В центральной части Байкала находится остров ……(Ольхон),

высшая точка которого – гора Жима. Напротив неё, в 8-10 км от берега, мы определили самую большую глубину….1620 м. (1637 м.) Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты».
6. Б Е С Е Д А С У Ч А Щ И М И С Я:
- Какой пункт плана мы описали в письме? (пункт А. Географическое положение).

- Поясните слова Л.С. Берга: «Байкал-чудо природы в отношении …. «глубины».

* Запись в тетрадь: 1). Самое глубокое озеро.

- В чём же причина такой глубины?

- Какой картой воспользуемся для ответа? (тектонической): Котловина озера появилась

20-25 млн. лет назад, т.е. это одно из древнейших озёр мира. Его происхождение вызывает споры.

Страница 236 учебника - чтение вслух; анализ рис.147 на стр. 234.
7. О С О Б Е Н Н О С Т И БАЙКАЛА:
- Что иллюстрирует схема? (Озеро возникло в результате глубоких тектонических разломов и после-дующего опускания земной коры).

- Как называются впадины, образующиеся при опускании участков земной коры по линиям разломов?

(грабен). Геофизики выдвигают иную версию: «Байкал – зарождающийся океан». Подтверждением этого они видят: 1) в расхождении берегов озера со скоростью 2 см в год, подобно тому, как это

произошло когда-то с Южной Америкой и Африкой.

На дне озера существует мощный источник сверхпресных вод (ещё одна загадка Байкала) с мощностью

60 куб. км. воды в год. По 5-6 раз в день происходят землетрясения. Здесь до сих пор поднимаются и опускаются байкальские берега. Таким образом, « Байкал-чудо природы в отношении ……..

происхождения». Записываем в тетрадь вторую особенность: * Одно из древних озёр или самый молодой океан.

- Третью особенность Байкала мы почувствуем, выйдя в море. Так поётся в песне: « Славное море, священный Байкал….»(магнитофонная запись шума воды в море). Море спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, зарождающийся в истоках реки, в долине,

стиснутой двумя хребтами, не то какой-то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13. Байкал-

это гигантский « пылесос». Байкал не был бы Байкалом без своих знаменитых ветров. Посмотрите в

таблицу у Вас на парте (смотри Приложение).

- Чем отличаются ветры на Байкале и чем это можно объяснить? (направлением, скоростью, погодой,

которую они приносят и опасностью для мореплавания). Посмотрите внимательно на карту. Байкал со всех сторон зажат хребтами и прорваться ветры могут только в определённых местах – через долины. Неравномерное нагревание поверхности - образуется разница в давлении , следовательно, образуется ветер. - Какой климат на Байкале? Что для него характерно? Покажите на карте самое тёплое место на Байкале.

- Почему в окрестностях Байкала климат считается морским? (Огромная водная масса озера медленно нагревается летом и медленно остывает осенью, храня тепло и смягчая суровые сибирские зимы). Выходит, зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6-10 градусов), а лето прохладнее, чем в соседних районах. Это озеро – огромный аккумулятор тепла, гигантский «пылесос». Вот и третья особенность: « Байкал-чудо природы в отношении…климата и ветров».


Запись в тетрадях: * Самый мягкий и ветреный климат Сибири».
- Байкал называют «колодцем планеты». Что это значит? (13-й кадр презентации: по объёму пресных вод ему нет равных - 20% мировых запасов. Объём воды Байкала равен объёму воды Балтийского моря

или объёму воды 5-ти Великих Североамериканских озёр. Запасы пресной воды в мире сокращаются.

Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии, Арабских Эмиратов и других государств. Продавая воду, что в год потребляет ЦБК в г. Байкальске, мы получали

бы прибыль в 6 млрд. долларов США. 40 лет могли бы прожить люди всей Земли на байкальской воде.

- Каковы же источники пополнения воды в Байкале: 1.Реки - их 554 («сыновья» Байкала; крупнейшая – река Селенга); 2. Источники на дне Байкала, мощностью 60 куб. км. воды в год;

3. Осадки;

4. Умеренное испарение (много лесов; умеренный

пояс);


5. Грунтовые воды;

6.Вытекает могучая река Ангара (единственная дочь Байкала), благодаря которой происходит водообмен в озере, но с очень медленной скоростью

более 380 лет надо для полной смены водной массы в озере.

Чтение легенды о водах Байкала на стр. 234 учебника. Как Вы видите – площадь водосбора огромна и равна площади Франции (более 550 тыс. кВ. км). Качество воды в мире с каждым годом ухудшается,

а в озере Байкал чистая и может применяться как дистиллированная ( на глубине 40 метров виден диск).

Как Вы думаете, почему?

- Собирает воду с большой, почти незагрязнённой территории, покрытой лесами;

- Грунтовые воды хорошо отфильтрованы, так как берега сложены твёрдыми кристаллическими

породами, при выветривании которых образуется песок, не дающий примесей в воду. Вода мягкая, так

как имеет совсем малую солёность: 0,01%, а в реках-0,2% (Волга). Так, в озёрной воде кремния меньше

в 3 раза, чем в водах притоков. Оказывается, его извлекают из воды диатомовые водоросли, которые из кремния строят свои панцири (21-й кадр презентации). * Запись в тетради: « Колодец» планеты, вода чистая , пресная, не иссякает.

Но чистая и пресная вода обеспечивается и биологическими особенностями: У Байкала оказались свои «санитары»: биологический фильтр – рачок-эпишура. Он встречается лишь здесь и погибает при потеплении воды до +4 градусов Цельсия (норма +3.5 градусов). Именно эти существа (1 тысяча таких малюток весит всего 1 миллиграм) питаются микроорганизмами, вызывающими «цветение» воды

- Ни одно озеро в мире не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного и растительного

мира - более 2600 видов разновидностей; ¾ флоры и фауны – эндемики. Это….? .

Cтр. 237 учебника 2-й абзац – описание удивительного мира подводного царства Байкала исследователем Г.Ю. Верещагиным.

Запись в тетрадях: * «Музей живых экспонатов»

Кадры: 21.22,23,26,27,28 *рачок-эпишура; губки; рачки-бокоплавы; голомянка; сом; омуль;

Байкальская нерпа; байкальский осётр; бычок Гурвича; сиг; хариус.

По берегам Байкала находятся заповедные леса. «Будет лес – будет и Байкал», -говорят старожилы.

- Какие деревья здесь растут?

- Какие животные здесь водятся?

8. Проблемы Байкала: На Байкал надвигается беда. Как сохранить заповедное озеро, чтобы его не

«целлюлозило». Воды озера Байкала уже не способны к самоочищению. В воде обнаружены даже

самые ядовитые вещества – токсины. Назовите причины загрязнения вод Байкала и заполните схему

« Проблемы Байкала». Если Вам трудно это сделать, то обратитесь к приведённым ниже тезисам.

8. Закрепление:

Вот и заканчивается наше виртуальное путешествие, в котором мы увидели уникальный природный объект – озеро Байкал, требующий бережного отношения.

Какие Байкальские трофеи Вы привезли с собой и почему?

Я рада, что не зря взяла Вас в виртуальное путешествие на Байкал. Продолжите, пожалуйста, слова Л.С.Берга: « Байкал – чудо природы в отношении…..

Давайте, ребята, сочиним синквейн :

Байкал

Красивый и родной



Уникален, величав и вечен,

Заповедная совесть страны,

Дорогая жемчужина.
Да, ребята, у Байкала уникально многое (4 и 5 кадры): и тектоника озёрной котловины, и кристально

чистая вода, и музейная сохранённость сотен видов древних животных. Сложно забыть громовую мощь прибоя и упорные ветры. А красоту озера? Ею теперь любуются даже космонавты.

В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо- стальной.
9.Домашнее задание: Решите вопрос: «Как лучше использовать природный комплекс Байкала?»

Задание по рядам:


1-й ряд обсуждает путь превращения Байкала в Мировой научно – исследовательский центр.

2-й ряд аргументирует путь создания национального парка.


3-й ряд создаёт базу для туристического центра.
Решать эти проблемы поможет учебник - стр. 233 – 239.
10. Рефлексия:
= Что Вам понравилось сегодня на уроке?
= На каком этапе Вам было легче всего?
= Где Вы испытывали затруднение?
11.Выставление оценок самими учащимися.

С П А С И Б О З А У Р О К ! ! !


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница