Багаева Р. У. Непрерывное профессиональное образование библиотекарей: тенденции развития



Скачать 100.82 Kb.
Дата01.05.2016
Размер100.82 Kb.

Багаева Р.У.




Непрерывное профессиональное образование библиотекарей:

тенденции развития


Профессиональная квалификация библиотечных работников выступает объектом научных исследований авторов, изучающих различные типы и виды библиотек. Объективные изменения, происходящие в обществе в целом и в библиотечной профессии, в частности, обусловливают рост интереса к вопросам профессиональной квалификации библиотекарей. Неслучайно в рамках двух прошедших в текущем году международных научных конференций - 9-й международной конференции "Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества ("Крым - 2002") и "Библиотечное дело - 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания" - повышение квалификации рассматривалось как элемент дополнительного профессионального образования работников отрасли, связующее звено между теорией и практикой, а также целостной системой, которая поставляет специалистам необходимую им информацию в структурированном виде, используя различные формы и способы ее передачи [1].


Изучение кадрового потенциала, вопросов профессиональной адаптации работников, формирования системы повышения квалификации проводится в Национальной библиотеке Республики Татарстан (НБ РТ) созданной в ней социологической службой. Особую важность вопросы мониторинга кадрового состава приобретают в связи с выполняемыми типологическими функциями национальной библиотеки. В соответствии с Законом РТ "О библиотеках и библиотечном деле" она является многофункциональным библиотечно-информационным и научно-исследовательским учреждением, культурным, библиографическим и методическим центром. За ней закреплены функции формирования на принципах исчерпывающей полноты и вечности хранения фонда татарской и краеведческой литературы, учет национальной печати и документов о республике, создание национальной библиографии.
В период 1995-1998 гг. были проведены три этапа социологического исследования "Библиотечная профессия и библиотекарь" [2]. Анализ результатов ежегодного опроса одной и той же группы из более 100 респондентов показал, что, несмотря на достаточно высокую самооценку сотрудников библиотеки, существует настоятельная потребность в проведении мероприятий по повышению квалификации. Значительное число сотрудников нуждается в расширении библиотечно-библиографических знаний, улучшении общеобразовательной подготовки, в частности, по таким дисциплинам, как история, психология, психология общения, художественная литература и искусство и др. Отмечены также потребности в изучении иностранных языков, обучении компьютерной грамотности. Высказанные пожелания были учтены при формировании системы повышения квалификации.
Система повышения квалификации представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих форм и методов обучения, адресованных разным группам работников. В ее основе лежит учет следующих факторов: образовательный ценз, профессиональная принадлежность, должностное положение, выполняемые функциональные обязанности и опыт работы. В зависимости от должностного положения выделяются группы заведующих отделами, заведующих секторами, главных специалистов и библиотекарей. Выполняемые функциональные обязанности позволяют дифференцировать группы сотрудников, специализирующихся на работе с фондом, обслуживании пользователей, библиографической и методической работе, информационной деятельности, автоматизации технологических процессов.
Ежегодный план повышения квалификации выступает составной частью общего плана работы библиотеки на год и включает перечень мероприятий, их тематику и сроки проведения. Этот план имеет гибкую структуру, во многом обусловленную выполнением ряда приоритетных задач, стоящих перед библиотекой в текущем году. Включение в план конкретных мероприятий осуществляется с учетом уровня подготовки обучающихся, их профессиональной принадлежности и выполняемых функций.
Результаты проведенного исследования позволили внести коррективы в организацию системы повышения квалификации. Приоритет был отдан организации тематических циклов, предназначенных для различных категорий работников в соответствии с функциональными обязанностями и включающих разные виды мероприятий. Для всего коллектива сотрудников библиотеки были проведены лекции по следующим циклам: литература и искусство ("Художественная литература: новые имена", "Современная зарубежная литература", "Современная американская литература"), культура ("Татарстан на рубеже тысячелетий", "Татарский язык: история и современность", "Тысячелетняя история русского языка"), библиотечно-библиографические дисциплины ("Библиотеки в изменяющемся мире", "Глобальная сеть Интернет", "Современные проблемы сохранности документальных фондов").
Учет функциональных обязанностей библиотечных работников осуществлялся при выборе тематики проводимых мероприятий. Для заведующих отделами, секторами проведены теоретико-тренинговые занятия по теме "Психолого-педагогические аспекты труда руководителя", занятие по культуре речи. Регулярно проводятся обзоры новой литературы по библиотековедению и библиографоведению, литературы в помощь руководителю, новинок художественной литературы. В целях освоения проблематики новых информационных технологиий проведен цикл мероприятий, включающий изучение специфики электронных библиотек, знакомство с корпоративной сетью научных библиотек г. Казани, экскурсию в Центр Интернет Казанского государственного университета.
В последние годы стал общеизвестным факт дефицита профессионального общения, являющийся следствием плохого финансирования учреждений культуры. Восполнили этот дефицит организованные экскурсии заведующих отделами и секторами в крупные республиканские библиотеки г. Казани: Республиканскую юношескую и Республиканскую детскую библиотеки, Научную библиотеку им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, централизованную библиотечную систему г. Казани.
Для работников отделов, специализирующихся на обслуживании пользователей, проведено занятие по методике организации книжной выставки в библиотеке. В соответствии с пожеланиями самих библиотекарей организован цикл занятий по психологии общения, посвященных теме конфликтологии, вопросам психологической безопасности личности и психологии библиотечного общения. Более подробно результаты этой работы освещены в [3].
Повышение квалификации работников, принимающих участие в подготовке методических и библиографических изданий, проходило в ходе проведения обучающих семинаров по темам "Методика составления методических и методико-библиографических пособий", "Редактирование библиографических изданий", "Справочно-поисковый аппарат издания".
Для работников, не имеющих специального образования, организованы курсы библиотечно-библиографической грамотности, в рамках которых проведены занятия по методике организации алфавитного и систематического каталогов, по изучению языка ключевых слов и вводу информации с помощью программы MARC. Экскурсии по библиотеке, всем ее зданиям и отделам проводятся для новых работников, которые знакомятся с ее структурой и спецификой деятельности. Также они проходят обучение на занятиях "Основы пользования библиотекой", "Система каталогов и картотек библиотеки", позволяющих изучить информационные ресурсы библиотеки и справочно-поисковый аппарат [4].
Кроме всех перечисленных мероприятий регулярно проводится обучение основам компьютерной грамотности, работе с автоматизированными библиотечными программами, работе в сети Интернет, с операционной системой Windows, текстовым редактором Word и т. д. Для работников библиотеки были организованы курсы по обучению чтению на английском языке по программе "Английский для библиотекарей".
За пределами рассмотрения в данном докладе остались различные формы повышения квалификации работников Национальной библиотеки, проводимые на базе крупных российских библиотек и информационных центров. Это тематические семинары, тренинги, курсы повышения квалификации по различным направлениям библиотечной технологии.
Систематическая деятельность по планированию и проведению мероприятий, направленных на совершенствование профессиональных знаний работников библиотеки, приобретает новые формы. Еще одним шагом в обсуждении проблем профессиональной квалификации стало проведение Всероссийской электронной научно-практической конференции "Библиотечная профессия в зеркале информационного общества" (27 мая 2001 г. - 27 мая 2002 г.). Тематика конференции затрагивала вопросы формирования электронных библиотек, философии и предназначения библиотечной профессии, адаптации библиотечных специалистов к новым социокультурным условиям, трансформации знаний и навыков библиотечных работников, влияния профессионального образования и исследовательской деятельности на практическую работу библиотек. Подведение итогов конференции было приурочено к общероссийскому празднику - Дню библиотек, а ее проведение осуществлено при финансовой поддержке Министерства культуры РФ.
Организатором конференции выступила Национальная библиотека Республики Татарстан, накопившая опыт проведения научных исследований в области библиотечной профессии и осуществляющая выпуск научных сборников и научно-методических изданий, а также обладающая современной технической базой для использования новых информационных технологий. Соорганизатором конференции стал информационно-библиотечный факультет Казанской государственной академии культуры и искусств (ныне Казанского государственного университета культуры и искусств).
В числе участников конференции - работники областных универсальных научных библиотек Российской Федерации, национальных библиотек республик Поволжья, информационных центров, а также высших и средних специальных учебных заведений региона и РФ. Кратко остановимся на ключевых докладах этой конференции по вопросам повышения квалификации, опубликованных в сборнике "Библиотечная профессия в зеркале информационного общества" [5].
В секции "Региональные аспекты подготовки и повышения квалификации кадров" объединены доклады представителей национальных библиотек Татарстана, Чувашии, Мордовии, вузовских и муниципальных библиотек, аспирантов и преподавателей Казанского государственного университета культуры и искусств. Анализ современного состояния и проблем оптимизации обучения кадрового состава библиотек Мордовии представлен в докладе Н.В. Манеровой, заведующей научно-методическим отделом Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина Республики Мордовия, и Л.А. Рассохиной, заведующей сектором НИР этой же библиотеки. Анализу библиотечных кадров муниципальных библиотек Чувашии за последние 10 лет посвящен доклад В.В. Григорьевой, заведующей отделом маркетинга и инноваций Национальной библиотеки Чувашской Республики.
Специфические черты повышения квалификации работников государственных общедоступных библиотек Республики Татарстан освещаются в докладе Р.Н. Камбеевой, главного специалиста Министерства культуры Татарстана. Новой формой работы Национальной библиотеки РТ как методического центра для государственных общедоступных библиотек является ее участие в проведении специальных конкурсов. Министерством культуры республики учреждены республиканская премия "Творческий поиск" за значительный вклад в инновационную деятельность и республиканская премия "Лидер" в конкурсе на лучшую ЦБС года. Премия "Лидер" присуждается ежегодно, по итогам календарного года, одной из ЦБС республики за перспективность модели развития данной системы, соответствие целей развития социокультурной ситуации, разработку и освоение новых информационных технологий, внедрение новых форм и методов работы с пользователями, развитие экономической деятельности, поиск новых источников финансирования программ, повышение профессионального творческого потенциала коллектива.

Роль методических объединений в системе непрерывного образования библиотечных работников вузовских библиотек освещена в докладе И.К. Фомичевой, заместителя директора по научной работе Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Основные тенденции функционирования системы повышения квалификации библиотекарей городской централизованной системы г. Казани рассматриваются в докладе заведующей научно-методическим отделом центральной библиотеки Казанской ЦБС Н.Н. Пустовар.


Таким образом, материалы, представленные на региональной конференции "Библиотечная профессия в зеркале информационного общества", содержат характеристику форм и методов повышения квалификации библиотечных работников, т. е. "привязаны" к конкретной практической деятельности. Данный арсенал форм и методов обусловлен типом и видом библиотеки, ее кадровым потенциалом. Общим для многих докладом является тезис о необходимости разработки концепции непрерывного образования специалистов отрасли, проведения мониторинга состава и тенденций формирования кадров, координации усилий библиотек и вузов. Однако реально не все крупные библиотеки Поволжского региона приступили к этой работе. Интерес представляет освещение инновационных форм, таких, как, описание деятельности совета директоров ЦБС (Республика Чувашия), присуждение республиканских премий "Лидер" и "Творческий поиск" (Республика Татарстан).
Итак, опубликованные в рамках региональной конференции исследования кадровых ресурсов библиотек различных типов еще раз подтвердили важность дополнительного профессионального образования, призванного обеспечить непрерывность совершенствования профессиональных знаний библиотечных работников. Дальнейшие шаги в разработке вопросов профессиональной квалификации необходимо делать на основе интеграции образовательной и библиотечной деятельности, партнерства библиотек и образовательных учреждений.


Литература





  1. Библиотечное дело - 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: Тезисы междунар. науч. конф. (Москва, 24 - 25 апреля 2002 г.) - М., 2002. - 257 с.; Девятая международная конференция "Крым 2002". Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Тема 2002 года: Электронные информационные ресурсы и социальная значимость библиотек будущего. Труды конф. Т. 1. - М.:Изд-во ГПНТБ России, 2002. - 520 с.

  2. Профессиональная адаптация сотрудников Национальной библиотеки Республики Татарстан. - Казань:Милли китап, 1996. - 65 с.; Повышение квалификации сотрудников Национальной библиотеки Республики Татарстан. - Казань:Милли китап, 1998. - 60 с.; Проблемы формирования системы повышения квалификации в Национальной библиотеке Республики Татарстан. - Казань:Милли китап, 1999. - 44 с.

  3. Багаева Р.У. Повышение психологической компетентности библиотечных работников // Психология и социология библиотечно-информационной деятельности и подготовка библиотечных кадров: Материалы II региональной науч.-практ. конференции. 16-17 октября 2001 г. Улан-Удэ. - Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2001. - С.108-112.

  4. Багаева Р.У. Влияние организационной культуры на профессиональную адаптацию библиотечных работников // Библиотечная профессия в зеркале информационного общества: Материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции (27 мая 2001 г. - 27 мая 2002 г.) /Национальная б-ка РТ. - Казань: Милли китап, 2002. - С. 85-89.

  5. Библиотечная профессия в зеркале информационного общества: Материалы Всероссийской электронной научно-практической конференции (27 мая 2001 г. - 27 мая 2002 г.) /Национальная б-ка РТ; Науч. ред. и сост. Р.У.Багаева. - Казань: Милли китап, 2002. - 185 с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница