Б. Л. Беларусь Сообщество развития Юга Африки: сотрудничество с расчетом на перспективу / Б. Л. Залесский // Материали за 10-а международна научна практична конференция, "Новината за напреднали наука", 2014. Том 11. Закон



Скачать 138.19 Kb.
Дата07.05.2016
Размер138.19 Kb.
БЕЛАРУСЬ – СООБЩЕСТВО РАЗВИТИЯ ЮГА АФРИКИ: СОТРУДНИЧЕСТВО С РАСЧЕТОМ НА ПЕРСПЕКТИВУ
Залесский, Б. Л. Беларусь – Сообщество развития Юга Африки: сотрудничество с расчетом на перспективу / Б. Л. Залесский // Материали за 10-а международна научна практична конференция, “Новината за напреднали наука”, – 2014. Том 11. Закон. Политика. София. “Бял ГРАД–БГ” ООД. – С. 78–86.

----------------------------------------------------------------------------------
В последние годы африканский континент демонстрирует уверенные темпы экономического роста, устойчиво превышающие среднемировые показатели. Наблюдаемые сегодня тенденции развития Африки позволяют прогнозировать, что к 2020 году «суммарный ВВП африканских стран достигнет 2,6 трлн. долл.» [1]. В таких условиях уровень отношений с государствами “черного континента” начинает рассматриваться в современном мире как показатель активной внешней политики страны и широты ее государственных интересов. В этой связи следует отметить, что «Беларусь уже на протяжении примерно 10 лет вплотную занимается вопросами развития сотрудничества со странами Африки. <…> Мы будем продавать туда свой товар и создавать совместные предприятия для производства соответствующего товара, будем инвестировать в Африку» [2].

Фактом является и то, что пока в Беларуси явно недостаточно знают рынок Африки, его потребности и емкость. Впрочем, в африканских странах также недостаточно осведомлены о возможностях потенциальных белорусских партнеров. И в этой связи очевидным приоритетом в развитии отношений Республики Беларусь со странами африканского континента является усиление эффективного информационного обмена о возможностях и намерениях сторон развивать взаимовыгодное партнерство и прямые контакты, в первую очередь, между деловыми кругами сторон. При этом полезно учитывать ту особенность, что «фактически в современной международной экономике начинается конкурентная борьба не за рынки отдельных стран, а за рынки отдельных региональных торговых соглашений. <…> Страны, входящие в РГС, рассматриваются как площадка для возможной работы на рынке всего интеграционного объединения» [3, c. 57]. Особенно актуально этот вывод звучит для африканского континента, где региональные интеграционные группировки рассматриваются как «ключевое направление экономического развития освободившихся от колониальной зависимости стран, инструмент реформирования и интеграции национальных экономик в мировое хозяйство» [4].

Особенно активны эти группировки в Африке южнее Сахары, где действуют такие региональные и субрегиональные объединения, как Восточноафриканское сообщество. Западноафриканский экономический и валютный союз, Комиссия Индийского океана, Общий рынок для Восточной и Южной Африки, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Экономическое сообщество центральноафриканских государств, Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки, Сообщество развития Юга Африки, Южноафриканский таможенный союз [5]. Среди них наиболее сложившимся, устойчивым и экономически динамичным является региональное объединение Сообщество развития Юга Африки (САДК), которое «признано одним из наиболее экономически интегрированных сообществ в мире и ведущим экономическим сообществом 54 стран Африканского союза» [6, c. 4].

Сообщество развития Юга Африки было создано в 1992 году и сегодня объединяет в своих рядах Анголу, Ботсвану, Замбию, Зимбабве, Демократическую Республику Конго, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибию, Свазиленд, Сейшелы, Танзанию и Южно-Африканскую Республику. В Минске САДК считают объединением государств, наиболее стабильных по сравнению со странами других регионов Африки, правительства которых ведут скоординированную работу по стратегическому планированию и поступательной реализации целей развития региона в целом. А если учесть наличие здесь значительных территориальных, природных и человеческих ресурсов – около 260 миллионов человек, динамично развивающийся экономический потенциал – суммарный ВВП стран САДК составляет 920 миллиардов долларов, то есть все основания полагать, что в ближайшие 10-15 лет САДК может стать серьезным экономическим блоком с емким и растущим рынком и «сможет составить достойную глобальную конкуренцию» [7].

В рамках Сообщества развития Юга Африки сегодня развиваются: Свободная экономическая зона (с 2008 года), Единый таможенный союз (с 2011 года), Общий рынок (создание планируется к 2015 году), Валютный союз (создание к 2016 году), Единая валюта “афро” (создание к 2018 году). Здесь также «складывается структура реального сектора экономики на основе промышленного сектора, обеспечивающего реиндустриализацию экономики за счет модернизации действующей промышленности и строительства новых промышленных мощностей на основе инновационных проектов с использованием мировых современных технологий и научно-технических достижений» [6, с. 8]. Иными словами, государства-члены САДК объединяют одинаковые приоритеты национального развития, обусловленные крайней необходимостью создания полноценно функционирующих базовых секторов экономики, которые, в свою очередь, способствовали бы решению таких острейших социальных проблем, как бедность, безработица, безграмотность. Разумеется, все эти факторы должны учитываться сегодня белорусской стороной при выстраивании своей линии взаимодействия с данной регионально-интеграционной структурой Юга Африки.

О том, что Республика Беларусь крайне заинтересована в сотрудничестве с САДК, было заявлено в Минске еще в 2002 году. Тогда глава белорусского государства акцентировал внимание на близости позиций Беларуси и государств данного региона по многим направлениям внешней и внутренней политики, а также на том, что САДК – «это большой рынок, поэтому в области торговли и экономики Беларусь настроена на долговременное сотрудничество. <…> Интерес нашей страны объясняется, в первую очередь, серьезными потребностями стран данного региона в товарах, которые составляют основу белорусского экспорта – калийные удобрения, тракторы, автомобили, дорожные машины, станки, различная сельскохозяйственная техника» [8]. Кроме того, отмечался серьезный потенциал взаимодействия в сфере образования, науки, техники, в военно-технической области. И тогда же белорусская сторона предложила странам, входящим в САДК, «установить договорно-правовую базу двусторонних отношений через заключение соглашений о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам, избежания двойного налогообложения, о защите инвестиций, о сотрудничестве в сфере образования» [9].

За минувшее с той поры время освоение потенциала двусторонних отношений Республики Беларусь со странами, входящими в Сообщество развития Юга Африки, развивалось на разных скоростях. Так, только в 2010 году было принято решение об установлении дипломатических отношений с Демократической Республикой Конго [10]. С Лесото вопросы установления дипломатических отношений, формирования договорно-правовой базы, развития политического диалога и торгово-экономических связей стали обсуждаться в 2013 году. При этом премьер-министр этой южноафриканской страны «выразил заинтересованность во взаимодействии с Беларусью в области сельского хозяйства, в частности по поставкам белорусской сельхозтехники, в сферах строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации инфраструктурных проектов Лесото с участием белорусской стороны» [11].

Дипломатические отношения с Маврикием Беларусь установила 26 сентября 2003 года, а «объем двустороннего товарооборота по итогам 2012 года составил 2,29 млн. долларов» [12], что свидетельствует о значительных неиспользованных ресурсах укрепления и развития торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. О своей готовности «к активизации взаимовыгодного сотрудничества с Мадагаскаром» [13] белорусская сторона заявила в январе 2014 года. Что касается Анголы, то, двигаясь по пути значительной активизации двусторонних связей с ней по всем направлениям сотрудничества, в том числе и в торгово-экономической сфере, Беларусь в 2014 году сделала акцент на предоставлении возможности обучения студентов этой страны в своих вузах. Предполагается, что в скором времени соответствующими ведомствами сторон будет подписан документ, регламентирующий взаимодействие в данной сфере. Активизация партнерских белорусско-ангольских связей в данной области базируется на уверенности ангольской стороны в высоком качестве белорусского образования. По этой причине в Анголе и выбрали нашу республику «в качестве партнера в данной сфере, так как знаем, что в Беларуси можно получить хорошее образование» [14].

Белорусская сторона готова к качественному рывку в развитии экономического сотрудничества и широкому взаимодействию в области промышленной кооперации с Замбией, которую в Минске рассматривают в качестве перспективного партнера на Юге Африки. Пока же общий потенциал белорусско-замбийского взаимодействия задействован далеко не в полной мере, поэтому «на первом этапе приоритетными направлениями могут стать торговля и образование» [15], а также налаживание взаимовыгодных контактов представителями деловых кругов. Значительный потенциал, над реализацией которого уже начата работа, существует во взаимоотношениях Беларуси и Намибии, где стороны предполагают «активизировать создание договорно-правовой базы между двумя государствами, а также формирование институциональных основ белорусско-намибийского сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес» [16]. В 2014 году стороны планируют расширить двустороннее взаимодействие не только в областях образования и здравоохранения, но также «в сфере промышленной кооперации, сельского хозяйства, поставок белорусской сложнотехнической продукции, участия белорусской стороны в проектах по развитию сельских районов Намибии» [17].

Во взаимодействии Беларуси с Зимбабве, дипломатические отношения с которой были установлены еще в 1992 году, весьма взаимовыгодными могут стать совместные проекты в области сельского хозяйства, промышленной кооперации, разведки и добычи полезных ископаемых. Об этом шла речь во время визита в Минск в апреле 2011 года вице-президента этой южноафриканской страны Д. Нкомо, который назвал состоявшиеся на белорусской земле встречи возможностью для Зимбабве «открыть новую страницу в отношениях с Беларусью» [18]. И действительно, белорусская сторона предложила «рассмотреть вопросы не просто товарного сотрудничества с Зимбабве, как, например, продажи сельхозтехники, автомобилей, удобрений, но и решать вопросы совместного производства» [19]. Тем более, что в этой южноафриканской стране есть определенный опыт и серьезный потенциал в области горнодобывающей промышленности, а в нашей республике выпускается оборудовании для данной отрасли. Приоритетным направлением партнерства может стать и сельское хозяйство, так как 80 процентов населения Зимбабве заняты в сельском хозяйстве и есть немалая заинтересованность в закупках белорусской техники для использования в названном секторе. Пока же товарооборот между двумя странами остается невысоким: по итогам 2010 года он составил всего 2,7 миллиона долларов с долей белорусского экспорта 0,1 миллиона долларов. Тем не менее, в Минске уверены, что традиционно дружеские отношения и взаимовыгодное сотрудничество между нашими странами будут и в дальнейшем успешно укрепляться во всех сферах и «совместными усилиями мы сможем реализовать значительный потенциал белорусско-зимбабвийского взаимодействия на благо граждан наших стран» [20].

Значительный нереализованный потенциал двустороннего сотрудничества характерен и для отношений Беларуси с Мозамбиком. Примечательный факт: в мае 2013 года президент этой южноафриканской страны А. Гебуза отметил свою «заинтересованность в налаживании тесного сотрудничества с Беларусью, особенно в таких сферах, как сельское хозяйство, промышленная кооперация, реализация совместных инфраструктурных проектов, а также развитие сельских районов» [21]. Здесь надо пояснить, что для современной экономики Мозамбика характерны такие тенденции, как снижение уровня инфляции, стабилизация валютного курса, приватизация государственных предприятий, снижение торговых барьеров. К числу явных преимуществ страны, по сравнению с другими государствами Сообщества развития Юга Африки, относятся также «большой потенциал развития энергетики (главным образом за счет гидроресурсов, угля, природного газа и биомассы); тяжелые пески (содержат ильменит, цирконий, рутил, титан); дикая природа, включая национальные парки и парки сафари (база для развития туристического бизнеса); развитая транспортная инфраструктура; наличие условий для успешного развития сельского хозяйства (водные ресурсы, возможность возделывания разнообразных сельскохозяйственных культур)» [22]. Правда, для сельского хозяйства Мозамбика характерны и такие проблемы, как зависимость от климатических условий, низкий уровень механизации, неразвитость ирригации, недостаток финансовых ресурсов. Но и в этих условиях, по словам мозамбикского лидера, «наша традиционная отрасль – сельское хозяйство, здесь производительность растет. Это – уже важный шаг, он диктует необходимость развития агропромышленности, а также необходимой инфраструктуры» [23].

Иными словами, в Мозамбике, где почти четверть внутреннего валового продукта формируется сельскохозяйственным производством, на государственном уровне поставлена задача – перейти от мелкого фермерства к крупным коммерческим сельхозпредприятиям. И для этого стране нужны обученный персонал и новые технологии. Потребность в них и диктует сегодня необходимость активизации белорусско-мозамбикских связей, как по данному, так и по другим направлениям двустороннего сотрудничества. И факты здесь таковы. Еще в октябре 2012 года в Мозамбике было зарегистрировано совместное предприятие ООО “БелАфрика”, соучредителями которого являются AfriRent и ОАО “Промагролизинг”, а сформированный портфель заказов уже составляет 30 миллионов долларов. В мае 2013 года в столице этой южноафриканской страны – Мапуту – открылась постоянно действующая выставка-продажа белорусской техники и оборудования. Тогда же премьер-министр Мозамбика А. Вакина «выразил заинтересованность мозамбикской стороны в создании совместных сборочных производств белорусской техники» [24]. А по итогам 2013 года товарооборот между двумя странами вырос сразу в 3,4 раза, превысив 9 миллионов долларов. Произошло это за счет резкого увеличения белорусского экспорта калийных удобрений, тракторов и седельных тягачей, дорожно-строительной техники и механизмов для грунтовых работ. И, как считают в Минске, эти показатели могут быть увеличены в десятки раз, так как в дальнейшем речь может идти не только о поставке сельскохозяйственной, дорожно-строительной, коммунальной техники, но и об организации ее сборки: «Мы рассматриваем сборочное производство не только как строительство заводов для удовлетворения потребностей Мозамбика, но и как площадку для последующей поставки техники в государства Южной и Центральной Африки» [25].

Для поиска новых форм и методов белорусско-мозамбикского взаимодействия в целях наращивания двустороннего торгово-экономического сотрудничества в апреле 2014 года в Минске впервые побывала делегация Мозамбика высокого уровня, которую возглавил министр иностранных дел этой страны О. Балой. Подписанный в ходе визита Меморандум о взаимодействии между внешнеполитическими ведомствами двух стран положил начало созданию договорно-правовой базы отношений Беларуси и Мозамбика. Важно и то, что стороны достигли согласия в вопросе создания в ближайшее время Смешанной Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, «которая могла бы регулярно встречаться и обсуждать конкретные направления нашего сотрудничества и конкретные проекты в различных сферах» [26]. Еще один актуальный аспект, на который было обращено внимание сторон в ходе визита мозамбикского министра, это – «перспективы сотрудничества Беларуси, в том числе в качестве члена Таможенного союза, с Сообществом развития Юга Африки и Африканским союзом» [27]. Действия белорусской стороны в этом направлении весьма своевременны с учетом интеграционных тенденций на постсоветском пространстве. Тем более, что и российские компании проявляют сегодня интерес в Мозамбике «к совместным проектам в целом ряде областей, включая разведку месторождений нефти и газа, освоение минеральных ресурсов, а также в сферах сельского хозяйства, транспорта, инфраструктуры, телекоммуникаций» [28]. Поэтому в Минске и выражают свою заинтересованность «в дальнейшем расширении политического диалога с Мозамбиком, а также активизации сотрудничества в торгово-экономической сфере» [29], так как видят в этом значительный потенциал взаимовыгодного партнерства в самых разных областях, в первую очередь в сельскохозяйственном и промышленном производстве, сфере образования.

Возвращаясь к теме взаимодействия Беларуси с государствами Сообщества развития Юга Африки в целом, следует заметить, что главная цель САДК – либерализация торговых связей стран-членов. В настоящее время в рамках сообщества осуществлено значительное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях. Поэтому важнейшим фактором эффективного продвижения белорусских интересов на Юге Африки является открытие коммерческих представительств крупных предприятий Беларуси в странах региона, инвестирование средств в создание дилерских и сервисных сетей, рекламу и другие виды медийно-информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности, включая международную журналистику.



Литература

1. Богданов, М. Л. Наращивание торгово-экономического сотрудничества – один из главных приоритетов России в Африке / М. Л. Богданов // [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://www.rusemb-nigeria.ru/blog/embnews/urals-africa/

2. Александр Лукашенко встретился с Президентом Банка торговли и развития стран Восточной и Южной Африки Адмассу Тадессе [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-vstretilsja-s-prezidentom-banka-torgovli-i-razvitija-stran-vostochnoj-i-juzhnoj-afriki-8431/

3. Турбан, Г. В. Таможенный союз России, Казахстана, Беларуси в контексте развития региональных торговых соглашений / Г. В. Турбан // Белорусский экономический журнал. – 2013. – № 3. – С. 57–73.

4. Костюнина, Г. М. Интеграционные группировки в Африке / Г. М. Костюнина // [Электронный ресурс]. – 2006. – URL: http://www.mgimo.ru/files/31193/31193.pdf

5. Шитов, В. Интеграция в Африке южнее Сахары / В. Шитов // [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://mirec.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=48

6. Кульков, И. В. Промышленная политика стран Африки и международное сотрудничество / И. В. Кульков. – М., Международный научный мост, 2012. – 17 с.

7. Торгово-экономическое сотрудничество с ЮАР и другими странами Юга Африки [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://rsa.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_economic/


8. О встрече Президента Беларуси А. Лукашенко с послами Анголы, Замбии, Зимбабве, Мозамбика, Намибии и ЮАР (сообщение пресс-службы Президента) [Электронный ресурс]. – 2002. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/dd90cc4be287893e.html


9. В МИД Беларуси состоялась встреча Михаила Хвостова с послами стран Юга Африки [Электронный ресурс]. – 2002. – URL: http://afn.by/news/i/18198

10. Орешко, А. Беларусь установила дипломатические отношения с Демократической Республикой Конго / А. Орешко // [Электронный ресурс]. – 2010. – URL: http://news.21.by/politics/2010/11/16/195212.html

11. О поездке Посла Беларуси в ЮАР А. Молчана в Королевство Лесото [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/d6e92bf92867d362.html

12. О встрече Посла Беларуси в России И. Петришенко с Послом Маврикия в России [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/ebf3b0f63cfb2b52.html

13. Александр Лукашенко поздравил Эри Раджаонаримампианину [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-pozdravil-eri-radzhaonarimampianinu-7768/

14. Ангола рассчитывает на сотрудничество с Беларусью в области образования [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://www.belta.by/ru/all_news/society/Angola-rasschityvaet-na-sotrudnichestvo-s-Belarusju-v-oblasti-obrazovanija_i_665633.html

15. Александр Лукашенко принял верительные грамоты послов иностранных государств [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-prinjal-veritelnye-gramoty-poslov-inostrannyx-gosudarstv-7610/

16. О вручении верительных грамот Президенту Намибии [Электронный ресурс]. – 2012. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/d8a7189889a0e8ec.html

17. О поездке Посла Беларуси в ЮАР А. Молчана в Намибию [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/ecd7728176e5b0ea.html

18. Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с Вице-президентом Зимбабве Джоном Нкомо [Электронный ресурс]. – 2011. – URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/9-aprelja-aleksandr-lukashenko-vstretilsja-s-vitse-prezidentom-respubliki-zimbabve-dzhonom-nkomo-5272/

19. М. Мясникович высоко оценивает потенциал сотрудничества Беларуси и Зимбабве [Электронный ресурс]. – 2011. – URL: http://www.government.by/ru/content/3709

20. Александр Лукашенко поздравил Президента Республики Зимбабве Роберта Габриэля Мугабе с национальным праздником – Днем независимости [Электронный ресурс]. – 2012. – URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-pozdravil-prezidenta-respubliki-zimbabve-roberta-gabrielja-mugabe-s-natsionalnym-8520/

21. О вручении верительных грамот [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/a1ade14fe7fa4fbb.html

22. Розарио, М. К. Современная экономика Республики Мозамбик и особенности ее развития / М. К. Розарио // [Электронный ресурс]. – 2011. – URL: http://www.dissercat.com/content/sovremennaya-ekonomika-respubliki-mozambik-i-osobennosti-ee-razvitiya

23. Гебуза, А. Поддержка ЕС – не волшебная палочка / А. Гебуза // [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://ru.euronews.com/2014/04/22/president-guebuza-of-mozambique-the-eu-has-no-magic-solution-for-africa/

24. О визите заместителя Министра иностранных дел Беларуси В. Рыбакова в Мозамбик [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/d76597adcc332b47.html

25. Владимир Семашко встретился с делегацией Мозамбика [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://www.government.by/ru/content/5518

26. Материалы подхода к прессе Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея по итогам встречи с Министром иностранных дел Республики Мозамбик Олдемиро Балоем (15 апреля 2014 г., г. Минск) [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/b09e5c8363e4d00c.html

27. О встрече Министра иностранных дел Беларуси В. Макея с Министром иностранных дел и сотрудничества Мозамбика О. Балоем [Электронный ресурс]. – 2014. – URL: http://www.mfa.gov.by/press/news_mfa/ec826f99218f1db9.html

28. Выступление и ответы Министра иностранных дел России С. В. Лаврова на вопросы СМИ в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Мозамбика О. Балоем, Мапуту, 12 февраля 2013 года [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/c32577ca001743fd44257b110022bc3f!OpenDocument



29. Александр Лукашенко поздравил Президента Мозамбика Арманду Эмилиу Гебузу с Днем Независимости [Электронный ресурс]. – 2013. – URL: http://president.gov.by/ru/news_ru/view/aleksandr-lukashenko-pozdravil-prezidenta-mozambika-armandu-emiliu-gebuzu-6360/


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница