Б. бриттен «balulalow» («колыбельная») Бенджамин Бриттен



Дата22.04.2016
Размер31 Kb.
Б. БРИТТЕН

«BALULALOW» («КОЛЫБЕЛЬНАЯ»)
Бенджамин Бриттен (1913-1976) – английский композитор, пианист, дирижёр, музыкаль-ный общественный деятель. Родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте четырех лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К четырнадцатилетнему возрасту уже имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф. Бридж, Дж. Айрленд и А. Бенджамин; у двух последних он занимался в Лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).

Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром: «Озарения» (Les Illuminations, 1939), «Серенада» (Serenada, 1943), «Ноктюрн» (Nocturne, 1958), – и для голоса с фортепьяно: «Семь сонетов Микеланджело» (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940), «Духовные сонеты Джона Донна» (The Holy Sonnets of John Donne, 1945), «Зимние слова» по Т. Харди (Winter Words, 1953), «Шесть фрагментов из Гёльдерлина» (Six Hölderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются «Дитя нам родилось» (A boy was born, 1933), «Гимн св. Цецилии» (Hymn to St. Cecilia, 1942), «Венок колядок» (The ceremony of carols, 1942), «Св. Николай» (St. Nicolas, 1948), «Кантата милосердия» (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном «Военном реквиеме» (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У. Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.

Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение автора в человеческую психику. Опера «Питер Граймс» (Peter Grimes) по поэме Дж. Крабба «Местечко» (The Borough) была написана по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принесла композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена – «Билли Бадд» (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и «Глориана» (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это «Поругание Лукреции» (The Rape of Lucretia, 1946), «Альберт Херринг» (Albert Herring, 1947), «Давайте создадим оперу!» (Let us Make an Opera, 1949) и «Поворот винта» (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть «Ноев ковчег» (Noye’s Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет «Принц пагод» (The Prince of Pagods, 1957). В 1960 г. появилась очень удачная опера «Сон в летнюю ночь» (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи Бриттена предназначены для церковного исполнения: «Река Кёрлю» (Curlew River, 1964), «Пещное действо» (The Burning Fiery Furnace, 1966) и «Блудный сын» (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – «Смерть в Венеции» (Death in Venice) по Т. Манну.

Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций; в этом жанре композитором написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и «Путеводитель по оркестру для юношества» (The Young Person’s Guide to the Orchestra, 1946). «Путеводитель» состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.


По жанру «Balulalow» – это рождественская песня-колядка. В этом произведении отразились характерные для Бриттена черты: самобытный мелодический дар, фантазия, оригинальная трактовка классических форм. Музыка изобилует острыми гармониями и непривычными полифоническими сочетаниями.

Форма – куплетно-вариационная, склад аккордовый с полифонией основная тональность


fis-moll, но она звучит достаточно редко: в сопровождении на протяжении всего произведения за редким исключением звучит мерцание мажоро-минораfis-moll и  fis-dur). Тональный план очень разнообразен.

Темп Andante piacevole ( =144). Мелодия в основном движется по ритму . размер 6/8.





Balulalow исполняется четырьмя детскими трио в сопровождении фортепьяно или арфы. Динамика образует холм: начало на p, затем к середине crescendo к f и плавное diminuendo до ppp.

При разучивании произведения могут возникнуть интонационные трудности: мажоро-минор, резкая смена тональностей. Также могут возникать и ритмический трудности: размер 6/4 интерпретируется хором как 3 + 3, а сопровождением как 2 + 2 + 2. Задача дирижера состоит в том, чтобы правильно показать смену метра и раздельное вступление голосов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница