Архипкина Юлия



Скачать 365.4 Kb.
Дата04.05.2016
Размер365.4 Kb.
Архипкина Юлия

Агротуризм

Агротуризм как явление относительно новое, существующее около 40 лет и лишь в последнее десятилетие получившее бурное развитие за рубежом, и ставшее узнаваемым в России, имеет множество определений и классифицируется по-разному в зависимости от принятой модели. Хотя целью нашей работы не ставится найти оптимальное определение агротуризму, для опоры на понятийный аппарат из множества определений и классификаций мы сформулируем следующее:


Агротуризм - это вид деятельности, организуемый в сельской местности, при котором формируются и предоставляются для приезжих гостей комплексные услуги по проживанию, отдыху, питанию, экскурсионному обслуживанию, организации досуга и спортивных мероприятий, занятиям активными видами туризма, организации рыбалки, охоты, приобретению знаний и навыков. Агротуризм ориентирован на использование сельскохозяйственных, природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.
Будем считать понятия сельского, деревенского туризма синонимами агротуризма, не вдаваясь в тонкости и детали существующих зарубежных моделей по разному определяющих этот вид деятельности.
По классификации будем считать агротуризм элементом устойчивого туризма и видом туризма, частично пересекающегося с экотуризмом.
В практике развития туристической отрасли во многих странах экотуризм и агротуризм – взаимодополняющие и взаимосвязанные понятия. Более того, в современной международной практике ряд родственных - «щадящих» по воздействию на среду и местное сообщество и близких по мотивации - видов туризма (включая сельский, фермерский, деревенский, спортивный, кулинарный, приключенческий, экстремальный и др.) нередко объединяется в единую сферу эко-агротуризма. Об этом свидетельствует и европейский опыт: уже есть примеры организаций, включивших этот термин в свое название (например, European Centre for Eco Agro Tourism  - ECEAT).
Под устойчивым туризмом будем понимать туризм, который подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых базируется.
Экологический туризм определим как туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить  представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем  и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.
Агротуризм считают социально-ориентированным туризмом.
Ему присущи следующие признаки:
- индивидуальность, семейность, поездки в кругу друзей;
- большая длительность пребывания в туре;
- применение медленных и умеренно быстрых средств передвижения;
- спонтанные решения по элементам программы;
- мотивация изнутри;
- стиль жизни в соответствие  с культурой посещаемой территории;
- «впечатления»;
- активность и разнообразие;
- территория - цель путешествия  изучается заранее;
- язык территории изучается  заранее – хотя бы на простейшем уровне;
- путешественник познает новую культуру;
- покупки – это памятные подарки для друзей;
- после поездки остаются знания, эмоции и воспоминания;
- путешественник рисует с натуры или фотографирует сам;
- тактичность.
При наличии разнообразных видов и особенностей агротуризма, его классическая модель предполагает, что организацией туризма на селе занимаются исключительно фермеры или члены их семей, извлекающие из этого дополнительный доход, но не меняющие при этом своего производственного профиля. Главная особенность в том, что клиенту-гостю предлагают проживание в сельской местности и знакомство с жизнью и бытом фермеров.
Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях.
Агротуризм ориентирован на ознакомление со спецификой (с особенностями) местного сельскохозяйственного природопользования, традиционным деревенским бытом и создает экономические предпосылки для развития дружественных природе методов ведения сельского хозяйстваСовременное состояние и тенденции развития агротуризма в мире
Существует несколько значительно отличающихся концепций агротуризма, преследующих разные цели и ориентированных на разные задачи, выработанных в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах эко-агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туротрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма.

Различают следующие модели организации агротуризма по национальному колориту:


- Британская;
- Французская;
- Итальянская;
- Германская;
Британская модель представляет интерес, прежде всего, особой системой размещения туристов, при этом наиболее популярными приняты три типа проживания:
- Bed & breakfast – проживание в доме фермера с питанием в виде завтрака, в этом случае имеется возможность непосредственного контакта с семьей фермера.

- Self catering unit.  Проживание в отдельном здании на условиях самообслуживания. Зачастую это переделанный небольшой амбар.


- Bunkhouse. Проживание в изолированном здании, вмещающем в среднем 8-15 туристов. Для этого может быть использован большой амбар, разделенный на спальную зону (в которой сосредоточены все койко-места, кухня и ванная комната).
Сельские туры в британской модели включают элементы познавательного, активного и экотуризма: пешеходные и велосипедные прогулки, катание на пони для детей, игра в футбол, крикет, и очень популярные в Великобритании верховую езду и гольф. Много внимания уделяется экологическому воспитанию детей.
Французская модель организации сельского туризма более сложная, чем британская. В ней представлено множество вариаций сельского туризма. Основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Французы предпочитают самостоятельно готовить себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.

Еще в 1971 году во Франции была создана ассоциация "Туризм в сельской местности", координирующая организацию сельского туризма в национальном масштабе. В 1986 году 8 миллионов французов (примерно 1/4 часть всех отдыхающих) предпочли отдых в сельской местности, а в 1987 году таким образом отдыхали уже 9,2 миллиона французов плюс 5,2 миллиона иностранцев (из них 27 % немцев, 25 % англичан, 25 % бельгийцев, 14 % голландцев и 9 % представителей иных наций). Сельским туризмом охвачены практически все департаменты Франции (сельская местность занимает 80 % площади страны), хотя в общем доходе от туризма его доля составляет менее 10 %. Однако есть и побочные эффекты: с развитием сельского туризма заметно оживилась предпринимательская активность в сельской местности, в частности, выросло число актов купли-продажи недвижимости.

Проблемы сельского туризма рассматривается во Франции не только в масштабе всей страны, но и на уровне отдельных районов. Так, в департаменте Крёз были открыты возможности для дополнительной занятости сельского населения в летнее время. Самые популярные места отдыха в департаменте - берега естественных водоемов (прудов и озер). Местные власти стимулируют застройку прибрежных зон легкими домиками и создание искусственных песчаных пляжей, где летом организуют праздники, конкурсы рыбаков, разнообразные мероприятия для детей. Основные же занятия отдыхающих в сельской местности - это пешеходные, водные и конные прогулки, разные формы пассивного отдыха.
Сельский туризм стимулировал и значительный рост числа туристских маршрутов в окрестностях традиционных морских курортов. Так, особенностью развития туризма на побережье Вандеи в последние годы стало включение в "рекреационный оборот" новых прибрежных территорий, что способствовало восстановлению памятников природы и культуры в этих районах.

Туристы, естественно, отдыхают в конкретных населенных пунктах, поэтому разработки отдельных проектов по развитию сельского туризма доводятся до уровня деревень. В одной из таких образцовых деревень на площади в 1100 гектаров разместились три поля для гольфа, три первоклассных гостиницы, 1050 частных владений, бальнеологический санаторий.


Особенностью сельского туризма является то, что туристы едут отдыхать только в сохранившиеся старые деревни, выбирая естественные объекты.
Смысл сельского туризма во Франции заключается в поддержании освоенности территории страны на достигнутом уровне. Французское правительство пошло путем изменения функций сельских населенных пунктов. Сельское хозяйство страны было не в состоянии более поддерживать ту систему расселения, которая сложилась в прошлом, поэтому и стало развиваться новое направление рекреации - сельский туризм.
В итальянской модели выделяют три тематических направления сельского туризма:
1. «Природа и здоровье» - размещение в сельских поселениях на территории курортных мест, национальных парков.

2. «Традиционная гастрономия» - размещение в агрохозяйствах, специализирующихся на определенном видепродукции – вина, оливкового масла, рыбы, морепродукта и т.д. – в зависимости от региона.


3. «Спорт» - размещение в кемпингах, гостиницах при специализированных спортивных объектах в сельской местности – в Италии это тоже входит в сектор агротуризма
Италия является признанным лидером в Европе по аграрному туризму, так прибыль в этой стране в 1999 году превысила $350 млн. при существующих 10 тыс. хозяйств предоставляющих такие услуги (ВТО, 1999). Первоначально итальянское правительство, предполагало, что размещение туристов будет непрофильной деятельность фермеров, позволяющей несколько укрепить их финансовое положение без необходимости дополнительных инвестиций. Однако, сегодня спрос на данный туристский продукт изменил саму концепцию агротуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а основной вид деятельности.
В основном, данное направление туризма развито в Северной и Центральной Италии, причем несомненными лидерами здесь являются Тоскана и Трентино-Южный Тироль. Именно в этих двух областях концентрируется почти половина агротуристских предприятий всей страны и именно сюда направляется половина турпотока этой сферы. Тоскана - это земля Флоренции, Пизы, Сиены и множества менее известных, но чрезвычайно интересных средневековых городов и монастырей, а Трентино-Южный Тироль - один из крупнейших европейских центров горного и горнолыжного туризма. Таким образом, успешное развитие агротуризма стало возможным здесь, прежде всего, на основе уже существующей хорошо развитой туристской инфраструктуры и "раскрученности" этих территорий. К этим двум факторам добавляются красота пейзажей, обилие культурно-исторических и природных достопримечательностей, хорошие вина и качественная местная кухня, которые занимают особое место в этой "формуле успеха". Следует отметить также, что основной вид транспорта используемый в этой сфере туристами - это личный автомобиль, поэтому далеко не во всех регионах агротуризм может развиваться столь бурно и успешно.[ http://www.ratanews.ru]
Ситуация в корне стала меняться около 10 лет назад, что, по всей вероятности, было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, во всем мире стал расти интерес к "экологическому" туризму, и агротуризм очень хорошо вписался в новую моду. Ведь речь шла не только об отдыхе на лоне природы, но и настоящем сельском образе жизни и экологически чистых продуктах питания. Во-вторых, как внутренний итальянский рынок, так и ряд важных иностранных рынков (прежде всего, немецкий) достигли определенного уровня насыщения и требовали нового продукта, выходящего за рамки традиционных видов "пляжного" туризма и экскурсионных программ по крупнейшим городам страны.
Спрос постепенно изменяет саму концепцию агротуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а в основной вид деятельности со всеми необходимыми для турбизнеса атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и т.п. Объекты размещения преобразились и потребовали серьезных инвестиций. Современный агротуризм в Италии - это не скромные комнаты с 3-4-местным размещением в сельских постройках, а настоящие мини-гостиницы уровня 3-4 звезды с антикварной мебелью, прекрасно оборудованными ванными, бассейнами, теннисными кортами. Очень часто под них реконструируются усадьбы XVI-XVIII вв. или небольшие старые монастыри. Агротуристские комплексы предоставляют своим клиентам возможность заниматься различными видами спорта, совершать конные и пешие прогулки, организуют экскурсии для осмотра местных достопримечательностей и окрестных городов, где туристы с удовольствием посещают сельские ярмарки и средневековые костюмированные праздники. И, наконец, все более важную роль начинает играть кухня. Агротуризм предоставляет возможность не только вкусно и качественно поесть, но и увезти с собой в качестве сувениров дорогие и редкие вина или особые продукты типа трюфеля или специальных сортов сыра и оливкового масла, которые не поступают в городские магазины. Так, в настоящее время в Италии разработано более 70 винно-гастрономических маршрутов, которые в значительной степени связаны с агротуризмом.
На примере Италии Европейский Союз видит в сельском туризме спасательный круг для сельского хозяйства стран Восточной Европы. Сельскохозяйственное производство на сегодняшний день в развитых странах становится все более и более наукоемким, что вызывает резкое сокращение рабочих мест и ведет к повышению безработицы в сельской местности. К тому же постоянно возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Все это требует вовлечение людей в сопутствующие индустрии.

Германской модели присуща особая организация размещения туристов в сельской местности. Гости предпочитают находиться непосредственно в хозяйских домах, а строительство новых коттеджей в сельских районах не очень практикуется. Для немцев типичны следующие формы организации досуга: помощь хозяевам по хозяйству, уход за животными, проведение пикников, рыбалка.


Сельский туризм германской модели тесно связан с событийным туризмом. Это не случайно, ведь в Германии существует множество народных праздников, фольклорных фестивалей и регулярно проводятся сельские ярмарки.
В Германии основное внимание со стороны государства обращается на качество обслуживания туристов. В целях контроля создана специальная система ярлыков, используемых при оценке качества питания и состояния жилищ для сельских туристов.
Австрия, славящаяся своими горнолыжными курортами, активно инвестирует средства в развитие сельского и экологического туризма. Австрия давно уже стала туристической Меккой для туристов из разных стран. Только чистая прибыль за прошедший летний сезон достигла десятка миллиардов евро. Зимний сезон обещает тоже быть успешным. Желающих познакомиться с Австрией или просто отдохнуть от городской суеты где-нибудь в глуши австрийские крестьяне ожидают во всеоружии. Крестьянское подворье в Австрии представляет обычно большой дом, весь утопающий в зелени, а также солидное приусадебное хозяйство. Гостя здесь ждет уютная комната, для полноты ощущений могут и матрас сеном набить, крестьянская еда (все - экологически чистое, собственного приготовления) и все прелести деревенской жизни: кудахтанье кур, пение петухов поутру, запахи сена и парное молоко. Для тех, кто не умеет сидеть без дела, работы на подворье всегда хватит, зачастую это входит в программу отдыха. Очень популярен такой вид отдыха среди семей с детьми. Городского ребенка, видевшего курочек и козочек только в зоопарке, научат ухаживать за ними, научат ездить верхом. Часто бывает, что, приехав один раз на недельку, люди потом приезжают на целое лето. Развитию сельского туризма, как и туризма в целом, уделяется большое внимание.[25]
Кипр. Здесь все более популярным становится так называемый «природный» туризм. Согласно последним исследованиям, проведенным Кипрской организацией по туризму (СТО), все больше и больше туристов предпочитают отдых, максимально приближенный к природе.
К 2009 году число желающих отдохнуть на лоне природы достигнет 65 % от общего турпотока. Уже сейчас все большей популярностью пользуются знаменитые пешеходные тропы. В горах Троодоса и вдоль побережья полуострова Акамас.
Исследуя потребности и пристрастия прибывающих на остров туристов, СТО пытается расширить ассортимент услуг молодой туристической отрасли - агротуризма (на Кипре действует с 1992 года). В настоящее время на Кипре существует несколько туристских агентств, специализирующихся на продаже путевок в кипрские деревни, где туристам предлагают «кусочек деревенской жизни», знакомя с местными традициями и обычаями и народной кипрской кухней.[ Кривцов Н. В. Исторический путеводитель. Кипр - остров богов и святых. - М.: «Вече», 2001г.]
По данным СТО, в настоящее время на Кипре гостей ждут 60 туристских объектов, расположенных в 29 деревнях острова, общей вместимостью до 500 комнат. В прошлом году по линии агротуризма отдохнуло более 15 000 человек, среди них 33,6 % составили немцы, 21,3 % - британцы, 16,8 % - датчане, 7,7 % - жители Австралии, 6,36 % - французы, 4 % - ливанцы, 3,6 % - бельгийцы, 1,8 % - израильтяне, по 0,9 % - норвежцы и шведы и по 0,45 % - испанцы и канадцы.

Россияне также стали осваивать достоинства зарубежного агротуризма. И это не случайно, ведь Кипр дорожит старинными деревушками, такими как Калавасос или Тохни, старательно поддерживая там самобытный колорит и стиль. Невозмутимые старики в национальной одежде, мужчины, сидящие за чашкой кипрского кофе, старинные, искусно отреставрированные дома с верандой и видом на виноградник или мандариновую рощу. Необходимые удобства, включая обязательный кондиционер, незаметно и органично включены в традиционный интерьер старинного дома. Кроме того, теплая Европа, согретая южным солнцем, предлагает в рамках сельского тура помощь хозяевам в сборе урожая фруктов и ягод, также вы можете принять участие в увлекательном процессе приготовления вина.


Агротуризм на Кипре развивается уже 15 лет под неусыпным вниманием Кипрской организации по туризму, и уже не является для путешественников экзотикой. Туристы уже распознали все прелести отдыха, максимально приближенного к природе, в деревенской пище, в прогулках по горам, лесам, полям, в походах на велосипедах или пешком (можно и на машине) к ближайшему берегу моря, где ждут безлюдные бухточки! Хозяева деревенских таверн радушно раскладывают на блюдах сочащиеся соком куски баранины, овощную икру, домашний сыр. Ждет туриста прикрытый полотенцем, дышащий теплом хлеб, а вино, напротив, еще ждет своего часа в холодном подполе в огромной пузатой стеклянной бутылке или в бочке темного дерева. Агротуристам на Кипре предлагаются лесные прогулки, походы к древним монастырям, археологическим раскопкам, которых достаточно на давно облюбованном людьми и богами Кипре. Можно кататься на лошадях или осликах, причем со вполне определенной целью – например, нужно добраться до соседней деревушки, чтобы попробовать ее особенное вино.
Помимо гастрономических удовольствий здесь также можно получить массу впечатлений. Интересно следить за ловкими руками ткачихи, ткущей бесконечное полотно или вышивающей полотенце. Цветная вышивка хлопком доведена у местных женщин до совершенства, потому что вышитые дорожки покрывали сундуки с приданым, и считалось, что чем богаче, красивее вышивка, тем щедрее и обеспеченнее будет муж. А вот сплести что-нибудь из лозы можно попробовать самому – любой ремесленник покажет, как правильно переплетать прутья, чтобы получилась тарелочка для фруктов или хлеба. Только глядя на Кипр глазами «деревенского» туриста, можно увидеть его уникальные цветы. Ведь Кипр – одно из самых богатых мест в Европе в плане растений, всего здесь 1800 различных видов цветов.
Агротуризм на Кипре развивается быстрыми темпами, но не превращает кипрские деревни в туристские центры с толпами туристов, шумными компаниями и прочими атрибутами обычного пляжного отдыха. Власти следят, чтобы инвестиции на развитие туризма получили лишь те крестьяне, которые купили дома в деревнях до 1989 года, то есть настоящие местные жители, а не бизнесмены, и чтобы деревни не перенаселялись агротуристами, чтобы этот вид отдыха не терял свой изначальный смысл, который кратко можно описать как возвращение в счастливое детство.

В Финляндии, Северной Карелии, где много лесных озер, распространен отдых по типу деревенский туризм в небольших коттеджах на одну семью от 2 до 8 человек. Домики отлично оборудованы всем необходимым адекватно стоимости. Обычно они состоят из гостиной и нескольких спален.


В коттеджах есть горячее и холодное водоснабжение, небольшая кухня, оснащенная электроплиткой, холодильником, микроволновой печью, кофеваркой. Большинство коттеджей имеют камины, сауны. Туристам предоставляются напрокат лодки, рыболовные снасти, лыжное снаряжение.
Все это позволяет в достаточно комфортных условиях довольно уединенно, но при этом активно отдохнуть на берегу чистого озера, в лесу.
Это направление туризма представляет собой хорошо организованную индустрию и предлагает свои услуги как финнам, так и иностранным туристам, в том числе российским. [Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. - М.: ПрофОбрИздат, 2001г]
Болгария становится все популярнее для туристов не только на Западе, но и в странах СНГ. По территории Болгарии пролегает много разнообразных туристских маршрутов: горных, водных, пешеходных, конных, велосипедных, автомобильных. В регионе не только уникальные природные возможности, а и чрезвычайное культурно-историческое наследие. Большая перспектива развития в области молодежного, семейного туризма, спортивного, экотуризма, приключенческого, религиозного, конференц-туризма, индивидуального, культурно-познавательного. Болгария признана наиболее перспективной рекреационной зоной Европы, здесь возможно круглогодичное обслуживание туристов. Туризм в Болгарии имеет особое значение потому, что он объединяет современную инфраструктуру с уникальными историческими и культурными аспектами. Закарпатье - край гор, водопадов, целебных вод, живых традиций. Развитие агротуризма для Болгарии является исключительно важным.
Проживание, питание и обслуживание туристов обеспечивает сельская семья. Своеобразная мода на отдых в сельской местности, которая распространилась в Европе в последние годы, пришла и в Болгарию, хотя этот вид туризма для болгар является новым. Но в сравнении с Западной Европой, население Болгарии теснее связано с природой и сельским хозяйством. Самым ценным туристским ресурсом болгарских сел является прекрасная природа, дефицит общения с которой чувствует большинство жителей городов. Туристов привлекает ландшафтное, климатологическое, бальнеологическое, историко-культурное разнообразие, а также экономическая доступность подобного вида туризма. Городским жителям предлагается отдохнуть от надоевших обычных номеров гостиниц и типовых санаторных комнат. Выгодный он и для сельской семьи, которая за определенную плату с удовольствием примет туристов, удобно их разместит, накормит, предоставит разные виды услуг. В Болгарии есть давние традиции, а возможность заниматься агротуризмом на базе сельского дома - круглогодичная. Сегодня 70% населенных пунктов Болгарии - это сельские поселения, в которых проживает 60% населения. Для размещения экотуристов используются уже имеющиеся туристские комплексы, а также частный жилой фонд, используются естественные оздоровительные факторы, аттрактивные ландшафты, привлекательные историко-архитектурные объекты.
Национальной программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы предусматривается следующие направления развития агроэкотуризма:
- создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
- активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
- создание агротуристских комплексов на базе сельскохозяйственных производственных кооперативов;
- создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь, активного отдыха на природе, в том числе:. организация туристских походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре; организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения, в том числе групп, специализированных по интересам (уникальные ландшафты, ценные водно-болотные или лесные угодья, знакомство с флорой и фауной, редкими и исчезающими видами растений и животных и т.д.);. фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях.. Разновидностью агроэкотуризма может стать водный туризм.. Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики. С учетом географического расположения судоходных рек Беларуси развитие данного вида туризма предусматривается на: Днепро-Бугском канале и реке Припять от Бреста до Мозыря; реках Березина, Днепр, Сож от Борисова до Гомеля. Организация и проведение водных маршрутов на спортивных судах типа "байдарка", малогабаритных (до 6,5 м) весельных лодках по Березинской водной системе, Августовскому, Огинскому, Днепро-Бугскому каналам.
Создание пунктов проката с флотом (лодки прогулочные, походные, байдарки, каяки, водные велосипеды), групповым и личным туристским снаряжением, необходимым инвентарем для активного отдыха. Программой предусмотрено строительство пассажирских судов и плавсредств соответствующего класса и уровня комфортности, создание береговой и плавучей инфраструктуры в опорных точках маршрутов.
Несмотря на то, что Беларусь – единственная страна в Европе, где нет ни моря, ни гор, у нее есть значительный потенциал для развития агротуризма – лирические, часто пасторальные пейзажи, уникальные национальные парки, традиционные ремесла и промыслы, экологически чистые продукты и, главное, гостеприимство и щедрость белорусской души. Гордость страны – природа. На карте Беларуси доминируют два основных цвета ? зеленый и голубой. Это ? край лесов и водной глади. В Беларуси около 20 тысяч рек и 10 тысяч озер. Скорость течения рек невысока. Они сохранили первозданную красоту и прелесть. Тихий плеск воды и шелест деревьев создают идеальные условия для отдыха в гармонии с природой. Леса Беларуси очень живописны. Ими покрыто около 36% территории. Лес на многие десятки километров ? вот что поражает человека, впервые приехавшего в Беларусь. Гордость страны ? национальные парки и заповедники, каждый из которых уникален.
Белорусские сельские усадьбы уникальны и неповторимы. Они не всегда совершенны, но всегда индивидуальны. Они отражают вкус и характер хозяина. Сегодня более 50 сельских усадеб уже принимают туристов. Они все бесконечно разные: старинные, современные, комфортные и спартанские. Есть усадьбы-коттеджи, которые готовы удовлетворить самых взыскательных туристов (усадьбы «Верес», «Лебединое», «Над Неманом»). Есть усадьбы на базе деревенских домов, которые постепенно улучшаются и приспосабливаются к новой деятельности (усадьбы «Докудово», «Комарово», «Свитязянка»). Есть дачи, летние дома отдыха в деревнях (усадьбы «Соловушка», «Ив-ле», «Хмеля»). Все они расположены в очень живописных местах ? на берегу водоемов или в лесу. Однажды ощутив радость общения с природой и душевность белорусских хозяев, хочется возвращаться сюда снова и снова.
Сельский туризм для жителей деревень – это дополнительный заработок и возможность улучшить свое жилье. Для местных властей и региона в целом – приток дополнительных средств, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест. Для страны в целом – возможность развития туризма за пределами городов, где полностью отсутствуют гостиницы, снятие противоречий между городом и деревней. Ну а для туристов – возможность недорогого отдыха в экологически чистой среде.
Гостям сельских домов покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам. Агротуристы из отпуска возвращаются с запасами на зиму собственного приготовления. Отправившись в такой тур в Белорусь можно приобщиться к выпечке хлеба, варению самогона и изготовлению сыра. Туристам дадут попробовать себя в качестве гончара или кузнеца (этнокультурный комплекс «Дудутки»). Проживание в обычном деревенском доме где-нибудь под Гродно обойдется туристу в $2 в сутки. Более цивилизованный отдых в сельском доме с удобствами и трехразовым питанием стоит около $10-12 с человека.
Минская область. СПК «Первомайский и К» Смолевичского района. Это хозяйство и его руководителя Сергея Лученка можно считать первопроходцами. Там есть необходимая инфраструктура для отдыха (деревянные дома, пасека, центр ремесел). Задумались над созданием агротуристского комплекса в СПК «Городец» Шарковщинского района и в деревне Хальч Ветковского района. Там для принятия гостей есть старинные усадьбы. При создании агрогородков предполагается предусматривать оборудование постоялого двора с белорусской кухней, банным комплексом и досуговой программой. К сожалению, нормативно-правовая база в этой области далеко не совершенна. Дома и усадьбы сейчас сдаются как жилье внаем. Но вся туристская деятельность находится под контролем местных исполнительных органов, поэтому в правовом смысле агротуристы защищены. Кроме того, в рамках создаваемых турзон появляются региональные центры и их представительства, которые и патронируют эту деятельность.
Агротуризм на Украине - это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе.
Впервые об агротуризме или зеленом туризме на Украине как о новом виде отдыха заговорили в 1996 году, когда группа единомышленников из Ужгорода, Киева, Симферополя и Берегового обратилась в Минюст с просьбой зарегистрировать устав Союза содействия развитию сельского зеленого туризма. Цель у участников Союза была одна - сделать отдых на селе прибыльным делом, вовлечь в него селян, которых не привлекает фермерство, и дать горожанам альтернативу отдыху на заморских курортах. До 2003 года, когда был принят закон, разрешающий владельцу частного хозяйства устраивать в своем подворье условия для приема туристов, такие усадьбы работали полулегально. За 11 лет существования в Украине «зеленого туризма» появились более тысячи таких усадеб.
По данным ООН, доходы от агротуризма во всем мире составили в 2006 году более 150 млрд долларов – это почти треть поступлений от мировой туриндустрии.
 

Ключевые факторы развития агротуристских комплексов

 Организация отдыха на селе по мнению жителей Европы не так прибыльна, как на известных морских и горнолыжных курортах, но может приносить стабильный и вполне достойный доход. Агротуризм сейчас находится на пике популярности в Еропе и по некоторым оценкам приносит от 10% до 20% от общего дохода туриндустрии. Причем 35% жителей стран ЕС отдыху в селе предпочитают любой другой.
Агротуризм - явление многогранное. Один из его аспектов, ввиду современного состояния социально-экономического развития страны, - социальный. Поэтому сельский зеленый туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые.

В последнее время сельский туризм становится все популярнее среди владельцев небольших предприятий и все востребованнее среди туристов. В Европе существует примерно 190 тыс. структур размещения в сельской местности и практически каждый четвертый турист, в основном горожанин среднего достатка, проводит каникулы в селе. Среди факторов, повлиявших на развитие этой формы туризма, следует отметить:



  • рост мобильности граждан за счет увеличения количества личного транспорта;

  • более эффективная организация свободного времени (выходные, более частые и короткие каникулы);

  • рост динамичности и уровня стрессов в современной городской жизни;

  • разнообразие и рост качества услуг, предлагаемых владельцами туристических структур в сельской местности, их специализация.

Сельский туризм возник как следствие быстрого развития гостиничной индустрии в крупных курортных зонах (приморские курорты, порты, санаторные центры). Эта форма туризма стала привлекательна для туристов, которые предпочитают покой, природную естественность, непосредственные контакты с местными традициями.  В последнее время сельские туристические направления становятся все популярнее, а сельский туристический бизнес регистрирует из года в год все больший объем продаж, привлекая все большее количество бизнесменов в эту сферу деятельности. В настоящее время в динамике международных туристических потоков наблюдаются тенденции, благоприятные для сельского туризма:
• ориентация туристов на небольшие и комфортабельные структуры размещения, в которых господствует семейная атмосфера;
• активное времяпровождение вне городских зон (экскурсии, прогулки, специфические виды спорта);
• повышенный интерес к культурным ценностям, традициям, местным праздникам.

Развитие сельского туризма основывается на уровновешенном менеджменте потребностей сельской местности. Надо отметить, что развитые страны в этом смысле используют широкую гамму инструментов и механизмов отслеживания и направления туристических потоков. В некоторых странах Европы в национальных планах по развитию туризма есть специальные пункты, связанные с национальными парками и охраняемыми территориями, в целях роста числа организованных туристов.


Туристическое предложение в сельской местности складывается из нескольких компонетов:
• неповторимость местного характера;
• конкретные преимущества для туриста;
• преобладание естественного начала;
• экономическая эффективность;
• специализированный маркетинг; 
• отлично вписывается в местный архитектурный стиль.

В сельском туризме предприниматели из разных стран нашли возможности экономического использования некоторых ресурсов, которыми местные жители пренебрегали или не слишком эффективно использовали.  К примеру: 


• Старые постройки (дома прошлого столетия) или дачные постройки (виллы), которые обычно используются нерегулярно, но требуют определенных расходов на их содержание; включенные в туристические маршруты (в качестве структур размещения), они из пассива превращаются в актив, принося определенный доход. 
• Местные празднества считаются одной из больших статей расхода для местного бюджета. Но с включением их в развлекательные программы для туристов, они становятся одними из наиболее востребованных зрелищ во время пребывания туристов в данном населенном пункте. Поэтому большинство разработчиков  туристических маршрутов готовы поддержать эти мероприятия из собственных фондов.
• Озера и другие водные ресурсы, которые вместе с прилегающими территориями используются для рыбной ловли, отдыха, солнечных ванн и т.д.
• С развитием индустриальных технологий производства стандартизированных продуктов, ремесленные промыслы становятся неконкурентноспособными. Сельский туризм позволяет их возрождение в виде сувениров, элементов региональной и национальной одежды,  обустройства отдельных помещений в местном стиле и т.п.

Формы туризма, практикуемые в сельской местности:


1. Отдых: путешествия с целью отдыха и развлечений одни из наиболее востребованных в предложениях туристических агентств. В последнее время ради отдыха путешествуют все большее количество туристов и тратят в этих целях все больше денег. Эта тенденция растет с каждым годом.
2. Познавательный туризм: одним из наиболее важных мотивов для путешествий является желание познакомиться с ценностями той или иной зоны, которые обычно представлены:

  • объектами культурного и исторического наследия

  • музейными коллекциями

  • репрезентативными экономическими объектами

  • живописными пейзажами

  • художественными коллективами

  • интересными личностями

Операторы на туристическом рынке составляя экскурсионные маршруты, включают эти ценности в программы посещений определенной зоны. Для того, чтобы ценный объект был включен в туристический маршрут, он должен отвечать определенным требованиям:
a) находиться в ведении определенного лица или заведения
b) быть интересным для конкретного сегмента потребительского рынка
c) быть оригинальным.
3. Винодельческий туризм – эта форма туризма, постоянно привлекающая интерес туристов к тем сельскохозяйственным зонам мира, где производят вина и располагают всем необходимым для проведения дегустаций вин или лечения виноградными гроздьями. Как правило, вина ассоциируются с достоинством, изысканностью, романтизмом, эйфорией. Поэтому, обслуживая туристов, виноделы-предприниматели из разных винодельческих зон открыли для себя возможность разнообразить свою основную деятельность. К примеру, в США существует более 2000 виноделен, обустроенных для приема и обслуживания туристов, а во Франции, только в одном департаменте Бордо успешно функционируют более 260 обустроенных для приема туристов виноделен. Консультанты в винодельческом туризме утверждают, что основная мотивация путешествий в такие центры  сформирована из удачной комбинации качества вина, неповторимости пейзажей виноградников, атмосферы виноделен и гостеприимного и хорошо подготовленного персонала. В условиях рыночной экономики, винодельческому туризму выдвигаются жесткие требования по разнообразию предложений по обслуживанию туристов: винодельческие зоны (с винодельнями, музеями, дегустационными  и информационными центрами, винотеками), винодельческие села (создаваемые по типу баз отдыха), винодельческие маршруты (местные, национальные), винодельческие праздники (фестивали вина, участие в местных мероприятиях, тематические спектакли, конкурсы) и т.д. Проблемы, характерные для винодельческого туризма общие для всех:

  • переориентировка маркетингового потенциала на туристические рынки;

  • формирование четкого видения и стратегий по привлечению внутренних и внешних туристических потоков;

  • создание привлекательной системы обслуживания туристов на предприятии;

  • использование потенциала  хозяйств, выращивающих виноград;

  • разработка эффективных бизнес планов для расширения в плане туризма, привлечение инвестиционных проектов для развития этого сектора, включая спонсоров и международные программы.

Только в послевоенный период в большинстве европейских государств начинает разрабатываться нормативная база  для туризма. Понятно, что это стало результатом развития туристических маршрутов между разными странами, появления все более разнообразного спроса и соответственно предложений, приспособленных к потребностям путешественников. Туризм в сельской местности на европейском пространстве развивается в следующих формах:
- размещение в домах селян («крыша над головой»);
- сельские гостиницы;
- кемпинги в сельских зонах;
- отдых на базах отдыха;
- комбинация этих форм.

Туризм в пригородных и городских зонах Европы поддерживается и продвигается по следующим направлениям:


a) содействий в организации экономической деятельности:
- по размещению/питанию (посредством национального законодательства, решений административных органов в сфере туризма, решений местных властей);
- организации отдыха;
- транспорта для туристов;
- ограничения (например, Греция из мотивов охраны окружающей среды не поощряет развитие кемпингов);

b) внедрение технических норм:


- необходимый минимум оборудования и экипировки (которые признаны гарантировать качество);
- классификации для отдельных структур, обслуживающих туристов (гостиницы, мотели, рестораны и др. ...);
- количество и качество услуг для отдельных структур размещения;
- качество отдельных элементов инвентаря (мебель, оборудование для альпинизма, экотурзима, спелеологии и др.);
- качество определенных товаров и продуктов (меры предписанные для защиты потребителя);

c) определение тарифов для туризма в сельской местности:


- не наблюдается единая политика практикуемых тарифов, они могут существенно отличаться (от полной свободы цен – Германия, Бельгия, Италия до регламентирования на национальном – Франция, региональном – Испания - уровне или тарифы, навязываемые государством – Греция);
- поставщики услуг в зависимости от случая могут практиковать или нет фиксированные цены;

d) налоговая система:


- в некоторых странах (Франция, Ирландия и др.) практикуется специальный налоговый режим для сельских структур размещения и размещения в жилищах граждан;
- во взаимоотношениях с налоговыми структурами интересы поставщиков туристических услуг представляют Национальные Ассоциации (в Испании кемпингам предоставлен особый налоговый режим поскольку они обслуживают членов местных профсоюзов);

e) подготовка персонала, задействованного в сфере туризма:


- сертификация профессиональных качеств некоторых категорий работников (менеджеров, гидов, поваров, и т.д.) на национальном уровне (бревет по туризму в Румынии, Молдове и др.);
- профессиональное усовершенствование членов национальных специализированных/ профессиональных ассоциаций (Ассоциация Гидов, Гостиничная Ассоциация, Ассоциация Сомелье и т.д.);
- периодическая обязательная переподготовка специалистов в сфере туризма (Румыния, Венгрия, Польша, Франция и др.);

f) прямые субсидии из бюджета:


- финансирование учебных программ и рост качества труда;
- прямые инвестиции в обустройство, модернизацию и строительство коммерческих структур;
- рекламирование посредством издания „Путеводителя сельского туризма” на региональном и национальном уровне, создание единой региональной марки/бренда, объединяющей владельцев сельских туристических структур и т.д. 

Организация отдыха и развлечений в сельской местности. 


Каждый человек нуждается в отдыхе и развлечениях и данный факт не может быть поставлен под сомнение. Обычно подобное расслабление происходит ежедневно (перерыв, прогулка, смена занятий, сон), каждую неделю (в выходные и праздничные дни) и ежегодно (каникулы, отпуск).  Во время отдыха люди обычно предпочитают занятия не повторяющие их повседневные действия. Таким образом человеческий организм освобождается от стресса и монотонности жизни.  Где угодно и когда угодно человек готов выкроить минуты для отдыха. Существуют два вида отдыха: активный и пассивный. Часто можно услышать, что во время отдыха хорошо развлеклись, что говорит о том, что люди отдыхали с большим удовольствием.
Это же происходит и в агропансионе, не все сводится только к размещению и питанию.  Отдых и развлечения человек может найти не только в традиционных местах развлечения — приморское побережье или горные курорты, но и в сельской местности. Кроме того, сельский туризм произвел и  социальные перемены в жизни села. Взаимоотношения между принимающей стороной и туристами  развиваются, обычно, по следующему сценарию: прибыл как турист, а уехал как друг .
Одна из тенденций последних лет показывает особый интерес горожан к отдыху на природе в сельской местности в крестьянских традиционных домах. Три составляюшие массового отдыха на море (от английского Sun-Sea-Sand – солнце-море-песок), в европейских странах были заменены на пейзаж-традиции-отдых (Landscape-Lore-Leisure). Как туристский продукт – сельский туризм предлагает целый пакет услуг, начиная от размещения в сельском доме, экскурсий, питания и заканчивая активным участием в сельской жизни. Мотивацией к отдыху в сельской местности является:
• Желание быть ближе к природе, возможность дышать свежим воздухом;
• Возможность познакомиться с другой культурой и  традициями;
• Желание участвовать в разных праздниках, общаться;
• По причинам семейных традиций;
• Отсутствие средств для отдыха в других местах;
• Возможность практиковать различные виды спорта во время отдыха и т.д.

Отдых в селе носит больше активный, чем пассивный характер. Здесь туристам предлагаются занятия активного характера, а также возможность познать нечто новое: 


• Этнофольклорные мероприятия – предполагают участие в творческих ателье народных умельцев, просмотр этнофольклорных концертов, участие в народных празднествах, посещение выставок, музеев и т.д.
• Участие в сборе винограда, яблок, производстве вина, посещение винодельческих предприятий с дегустацией вина.
• Изучение истории государства, географической зоны, населенного пункта: предполагает посещение исторических музеев, крепостей, мемориалов, организация лагерей для проведения археологических раскопок под руководством специалистов.
• Отдых в спокойных местах с прекрасными пейзажами.
• Организация экскурсий в пейзажные заповедники.
• Активный отдых – рыбалка и охота.
• Прогулки по лесу со сбором грибов, ягод, лекарственных трав и т.д.
• Спортивные мероприятия.

Понятно, что владельцы агропансиона не могут обеспечить все типы развлечений даже для своих туристов. Поэтому необходимо сотрудничество с другими структурами, которые обслуживают гостей села. Обычно такими партнерами становятся: 


• структуры размещения (рестораны, бары, таверны),
• владельцы транспортных средств (традиционный, ретроварианты),
• центры народных промыслов и ремесленного производства,
• художественные и этнофольклорные коллективы,
• музеи,
• представительные хозяйства,
• администрация заповедника.

Структура, возникающая в результате сотрудничества (называемая в специальной литературе cluster) приносит больше выгод каждому участнику, чем если бы каждый действовал самостоятельно.  Для каждого кластера приемлема формула «2+2=5». Иначе говоря, каждый участник плюс ко всему выигрывает еще ? (или 25%) дополнительного дохода только при участии в этой системе.  Вот почему организация развлечений для туристов одна из самых динамичных форм расширения традиционных предложений на любом туристическом направлении, в том числе и сельском. Количество этих предложении дублируются каждые 5 лет.


 

Возможность использования зарубежного опыта в России



В России сосредоточены огромные ресурсы для агротуризма, но они востребованы крайне неэффективно. Чтобы в России развивался этот вид туристического бизнеса, одной только поддержки на уровне муниципалитетов в регионах явно недостаточно.
Цели, которые необходимо поставить комитетам по туризму регионов, работая с сельскими гостевыми домами, - это обеспечить работой деревенских жителей, вернуть сельскую молодёжь на село.
При соответствующем, нормально работающем законодательстве агротуризм, деятельность новая, превратится из перспективной в высокоразвитую. Для этого уже наметились все необходимые предпосылки: интерес к сельскому туризму не угаснет и со стороны владельцев усадеб, ни со стороны россиян и гостей страны.
Сегодня в сети Интернет появляются предложения фермеров, самостоятельно рекламирующих свои услуги. Несмотря на то, что жители российской глубинки недоверчивы и боязливы, все большее количество людей понимает важность и выгодность занятия сельским туризмом и при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристских агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма, столь перспективный для регионов. России.
Очень важно решить проблему отсутствия нормативно-правовых актов, которые наделили бы фермеров, желающих заниматься агротуризмом каким-то определённым статусом. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей в нашу страну, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.
Зарождающийся агротуризм в России уже заинтересовал всевозможные категории клиентов. Не только россияне, но и зарубежные гости с удовольствием проводят как мероприятия «банно-шашлычного» типа, так и культурно-познавательного. Плавание на плотах, поездки на велосипедах или байдарках, рыбалка и охота, знакомство с местной жизнью, ремёслами и традициями - вот список того, что вы сможете сделать, помимо удачного празднования дня рождения своего друга. Хозяева усадеб стараются придумать что-то своё, особенное, что будет интересно постояльцу: от активных занятий до экскурсий к культурным достопримечательностям. Знакомиться с жизнью местного населения, общаться с ним, как правило, желают иностранцы. Для наших граждан более характерно гедонистическое стремление прочувствовать жизнь в деревне. Участие в повседневной жизни деревенской семьи (кормление птицы и кроликов, доение коров, чистка лошадей, походы на пасеку, сенокос) вызывает у городских жителей неподдельное удовольствие. Гостям сельских домов с радостью покажут грибные, ягодные, рыбные места и помогут заготовить дары природы по старинным рецептам.
Достижения отечественного агротуризма не в пример скромнее – пока лишь несколько регионов России активно развивают этот вид отдыха (Алтай, Калининградская область). Тем не менее, специалисты турбизнеса не устают предсказывать небывалый размах сельского туризма в России, обладающей для этого огромными ресурсами.
На сегодняшний день за рубежом имеется достаточно большое разнообразие функционирования различных моделей агротуризма. Анализируя и обобщая опыт становления и развития сельского туризма с учетом национальных особенностей, можно выделить четыре основные модели: западно-европейская, восточно-европейская, азиатская и англо-американская. Для многих стран при успешности реализации той или иной модели сельский туризм за последние два десятилетия стал высокодоходным сектором туристской индустрии и имеет вполне обоснованные дальнейшие перспективы функционирования.
Процесс формирования моделей в разных странах проходил совместно с теми социально-экономическими процессами, которые имели место в разные периоды, а также состоянием отраслей национальной экономики. Международная практика развития агротуризма показывает что, успешность развития той или иной модели зависит от ряда факторов, в первую очередь от организации государственной поддержки.
Поиск наиболее приемлемой для современных социально-экономических условий России модели является актуальным для становления и развития данного вида туризма.
В россии агротуризм, как вид отдыха по сравнению с европейскими странами, еще мало известен и пока не входит в число видов туристского продукта, широко продвигаемых на российском туристском рынке (как выездном, так и внутреннем).
Российский рынок выездного сельского туризма развит слабо, спрос россиян малоизучен, у зарубежных туроператоров политики продвижения своего агротуристского продукта на российском туристском рынке пока нет.
Популяризация агротуризма как организованного вида отдыха – одна из задач, которую необходимо решить для становления агротуризма как перспективного сектора туристской индустрии.
В то же время, спрос российских туристов на агротуризм за рубежом как относительный показатель популярности агротуристкого сектора туристской индустрии в целом, и спрос на внутренний турпродукт могут совпадать лишь частично. Международный опыт становления агротуризма показывает, что во многих европейских странах этот вид туризма изначально получил значительное развитие, прежде всего как сектор внутреннего туризма. Очевидно, что в современных условиях России, основная ориентация сектора сельского туризма, прежде всего, должна быть направлена на внутренний туристский рынок. В связи с резким ростом цен на туристские услуги и падением платежеспособности 70% населения страны проводит отпуск в своем регионе. Максимум что могут себе позволить граждане, входящие в этот сегмент потребительского рынка, это отдых в деревне, отдых в выходные дни на дачных участках, а также отдых детей в летнее время в лагере, при условии платежеспособности предприятия, на котором работают. Также следует учесть, что экологическая обстановка в некоторых промышленных городах является неблагоприятной и жителям этих городов необходим отдых на природе, хотя бы в летнее время. В таком аспекте сельский туризм с использованием местных природных и культурно-исторических ресурсов сельской местности региона может являться альтернативным видом организованного отдыха горожан. Сегодня в ряде регионов наблюдается увеличение потока неорганизованных туристов в выходные дни в пригороды, и 30% потенциальных потребителей туристского продукта, предъявляют повышенные требования к уровню проживания и обслуживания которые отчасти совпадают с качеством того обслуживания, которое может предоставить сегодня региональные объекты туристской индустрии.
В целом, в ряде регионов России уже отмечен первый опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в традиционном национальном жилище», «национальная деревня», «VIP-деревня», «сельская гостиница» и др.
По показателю «цена-качество» российский агротуристский продукт сегодня слабо может конкурировать на международном рынке. Установившиеся в европейских странах параметры «цены-качества» лишь отчасти в ближайшее время достижимы для России.  Первоочередная ориентация российского агротуристского сектора направлена на внутренний туристский рынок, что, впрочем, не исключает разработки отдельных высококачественных турпродуктов специально для международного рынка.
Учитывая и обобщая зарубежный опыт, нужно отметить, что важнейшим элементом функционирования агротуристского сектора является перевод турпродукта в информационную форму, в которой он продвигается на рынок, рекламируется и продается. Специфика турпродукта состоит в том, что он «не существует» в реальности - это пакет услуг, который нельзя «пощупать», а « материализуется» он только в момент начала путешествия (или прибытия туриста на место)..
Субъект производства агротуристического продукта - домашнее хозяйство (пансион), семейное предприятие (малая сельская гостиница), субъект продаж этого вида продукта – турфирма. Объект деятельности – турист. На сегодня, зачастую, из этой цепи выпадает тот элемент, который в обычной схеме процесса создания и реализации турпродукта называется тур оператор. В роли туроператора должно выступать некое специализированное агентство, переводящее турпродукт «агротуризм» (сельский туризм) в информационную форму, которую будет реализовывать туристу турфирма. Это специализированное агентство содержит информационную базу данных об агротуритстических продуктах (территории, Мира).
 
Предложенная схема выгодна:
- турфирме (продавцу) – нет затрат на содержание собственных сетей агротуристтических хозяйств, нет затрат на перевод турпродукта в информационную форму (удобную для продажи турпродукта). Затраты на рекламно-маркетинговую деятельность, характерную для данного субъекта рынка встраиваются в общую систему и минимизируются.
- агротуристскому хозяйству (производителю) – нет затрат на маркетинг и индивидуальную рекламу своей услуги, можно сконцентрировать силы (в т.ч. и финансовые) на повышение качества турпродукта.
- туристу (потребителю) – наличие информационных баз, содержащих предложения по данному виду отдыха по всей территории (Миру) многократно увеличивает возможность выбора и превращает рынок агротуризма в рынок клиента, появляется конкуренция среди производителей услуги, что приводит к повышению качества при взвешенности цены. Приобретение поездки на отдых в деревне из разряда экстраординарных переходит в разряд стандартизованных процессов. Появляется возможность выбора – приобрести путевку у своего туристического агента или самостоятельно в информационной сети выбрать сельский отдых.
Проанализируем на сколько целесообразно существование специализированного агентства, задействованного в рассматриваемой нами схеме.
Что это за организация?
Это агентство размыкает прямую связь между производителем услуги и ее продавцом, высвобождает агротуристское хозяйство от зависимости, способствует процессу разделения функций с одной стороны, и объединению производителей с другой стороны. Эта организация может быть реализована в форме ассоциации субъектов агротуризма (клуба владельцев сельских домов) или сети информационных центров.
Что должно входить в функции данной организации:
- задача по переводу сельского тур продукта в информационную форму;
- владение, содержание и поддержка в рабочем состоянии информационных порталов, содержащих информацию о тур продукте членов данной организации;
- аккумулирование информации о предлагаемых услугах в данной сфере, создание масштабного рынка предложений;
- обобщение, формулирование и лоббирование интересов субъектов агротуризма;
- решение вопросов стандартизации и сертификации услуг, поддержание их качества;
- кооперация производителей тур продукта на уровне региона для продвижения на рынок (снятие территориального противоречия агротуристского рынка заключенного в том, что рынок производителей услуг сосредоточен в сельской, удаленной местности, а рынок потребителей и платежеспособный спрос сконцентрирован в крупных мега полисах);
- организация должна быть площадкой для обмена опытом и общения производителей агротуристского тур продукта.

Агротуризм – явление совершенно новое для нашей страны. По данным Ассоциации агротуризма в России, лидирует в этой отрасли Карелия, здесь 20 крестьянских хозяйств готовы поселить у себя ценителей единения с природой, тишины и натуральных продуктов.

В остальных областях нашей родины и вовсе, не смотря на все условия, агротуризм отсутствует. И напрасно, как показывает опыт соседней Белоруссии, агротуризм — неплохой бизнес: отдых в арго-усадьбах пользуется спросом как внутри страны, так и за рубежом. Агротуризм выгоден для государства также и как возможность организации дополнительных рабочих мест в сельской местности, посредством устройства маленьких гостиниц.

Отдых в деревне на берегу озера "Беленькое"

Клепиковский район

Приглашаем на отдых в тихой уютной лесной деревеньке возле чистого озера.

Тип тура: рыбалка, охота; сельхозтур; экологический; с детьми;

Количество мест: 14

Тип питания, кухня: 3-х разовое питание, деревенская еда. Или самостоятельно.

Дополнительные услуги: Баня.



Гостевой дом "Глухомань"

Шуйский район

Деревня Мазалово затеряна среди лесов и полей Ивановской области.

Это прекрасное место для отдыха. С трех сторон она окружена лесами и полями, а с четвертой - рекой Теза. В лесах много ягод и грибов, а по полям можно скакать галопом.

...

Тип тура: рыбалка, охота; сельхозтур; гастрономический (сыры, хлеб и т.д.); экологический;



Количество мест: 8

Тип питания, кухня: самостоятельно.

Дополнительные услуги: Баня. Верховая езда. Участие в сельскохозяйственной жизни . Мастер-класс по приготовлению еды в русской печи



Гостевой дом "Лесной уголок"

Фурмановский район

Приглашаем Вас посетить гостевой дом "Лесной уголок". Свежий воздух, широта лесов и полей, радушие и гостеприимство хозяев, все это Вы найдете именно у нас.

...


Тип тура: сельхозтур; экологический; этно-тур;

Дополнительные услуги: Баня.





Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костром...

Костромская область

Откройте для себя Кострому cлавянскую, народную, с озаренным колыханием свечей ворожеями и гадалками, с волшебными ночами, когда каждый квадратный сантиметр природы на Ваших глазах оживает, с обрядными хороводными песнями, от которых вибрирует воздух и прыжками через костер.

Тип тура: этно-тур

Дополнительные услуги: Экскурсии.Интерактивные программы.Мастер классы. Дегустация меда, хмельных напитков.



Интерактивная программа «Пастушья слободка».

Нерехтский район

Интерактивная программа «Пастушья слободка».

Тип тура: этно-тур; с детьми;



Количество мест: Группа до 25 человек.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница