Арабский Халифат Возникновение мусульманской империи. Основные черты общественного строя



Скачать 103.52 Kb.
Дата01.05.2016
Размер103.52 Kb.


Лекция

Арабский Халифат

1. Возникновение мусульманской империи.

2. Основные черты общественного строя.

3. Характеристика государственного строя.

4. Распад Халифата.

5. Право Халифата
1 вопрос.
Историю этого государства принято подразделять на три периода:

• период правления праведных халифов – 632-661 гг.

• период правления династии Омейядов (Дамасский халифат) – 661-750 гг.;

• период правления династии Аббасидов (Багдадский халифат) – 750-1258 гг.


С древности арабы обитали на большом полуострове Аравия, расположенном в юго-западной части Азии. Северо-западная часть Аравийского полуострова - Хиджаз - неширокая полоса, расположенная параллельно побережью Красного моря - место караванных дорог с оазисами. Юго-запад - Йемен (южный, счастливый) - самая плодородная часть полуострова.
Объединению арабских племен в наднациональную общность и ускорению образования раннего государства способствовало возникновение новой монотеистической религии – ислама. Ее основателем стал сын торговца из г. Мекки Мухаммед (570-632). Объединив вначале племена двух соперничавших городов – Мекки и Ясриба (Медины) – под своей властью, Мухаммад повел борьбу за сплочение всех арабов в новую полугосударственную-полурелигиозную общину (умму). Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Организационное оформление уммы было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630-631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. В результате мусульманских завоеваний было создано огромное государство, включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова (Испания), Синд (провинция современного Пакистана).
Ислам (слово "ислам" по-арабски означает "преданность", "покорность") в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором.
2 вопрос.

Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:

• доминирующее положение государственной собственности на землю;

• широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

• государственная эксплуатация крестьян посредством ренты - налога в пользу правящей верхушки;

• религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни;

• отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зиммии (не мусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно ограничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).
3 вопрос.

Главой нового исламского государства стал Мухаммед, совместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера. Источником власти Мухаммеда была абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.

После смерти Мухаммеда (632 г.) из среды его ближайших родственников и сподвижников стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Известны четыре праведных халифа Абу Бакр (632-634), Умар (634-644), Усман (644-656) и Али (656-661). Халифы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. При Омейядах (основатель династии Муавия I 661-680 гг.) власть халифа становится наследственной. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неограниченная. Государство приобрело форму централизованной теократической монархии.

Наибольшую известность среди Аббасидов приобрел халиф Гарун-ар-Рашид (Справедливый – 786-809), прославившийся разносторонней дипломатической деятельностью и покровительством культуре (о нем упоминается в "Сказках 1001 ночи").
Государственность раннего халифата была развита слабо, система администрации была перенята из Ирана и Византии. Большая часть земель была объявлена собственностью государства, и на этой основе (по византийскому образцу) стада формироваться система полуфеодальных пожалований под условием военной службы. Основой собственной налоговой системы стало привилегированное обложение правоверных мусульман и отягощение иноверцев. В начале VIII в. государственность стала приобретать более оформленный вид: началась чеканка собственной монеты, арабский язык стал общегосударственным.
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). В раннем Халифате везиры имели ограниченные полномочия и только исполняли приказания халифа, важными сановниками они стали позже, при Омейядах.

Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами (слово "диван" означало список распределения доходов государствами, а также место хранения этих списков). К этим правительственным канцеляриям относились:

военный диван - диван-ал-джунд, ведавший оснащением и вооружением войска;

диван внутренних дел - диван-ал-харадж, налогово-финансовое ведомство;

диван почтовой службы - диван-ал-барид, который, кроме своих основных функций (доставка почты, строительство и ремонт дорог, караван-сараев и колодцев), исполнял также функции тайной полиции.



Местное управление осуществлялось через эмиров (по-арабски "повелитель", "князь"), наместников, управлявших провинциями, на которые делилась территория Халифата. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели заместителей - наибов. Мелкие административные подразделения (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Часто эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старейшин (шейхов).
4 вопрос.

Действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства.


Сепаратистские движения и восстания, начавшиеся в IХ в., привели к постепенному отпадению от Багдада восточных и западных земель, на которых сформировались местные халифаты. В середине Х в. восточные провинции халифата Аббасидов с Ираком и Багдадом были завоеваны иранскими горцами – бувайхидами, обитавшими к юго-западу от Каспийского моря. В 945 г. они захватили Багдад. Аббасиды перешли под опеку и надзор бувайхидских эмиров. Арабская империя фактически прекратила свое существование. Халифы стали их марионетками. А в 1055 г. иранских горцев без труда изгнали из Багдада кочевники-турки, пришедшие из Средней Азии. Их глава - Сельджук - получил титул султана (царя царей). А за халифами до 1258 г. сохранилась лишь духовная власть.

В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет.

Окончательно Восточный Халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.
5 вопрос.

Главным источником права у мусульман с возникновения Халифата и до сих пор считается шариат – свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.



Коран - главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.

Иджма - согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне.

Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы - юридического заключения высших религиозных авторитетов (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.

По мере распространения ислама появились и другие источники права – кануны (законы), указы и распоряжения халифов – фирманы, местные обычаи, не противоречащие исламу.
Судебная система.

Суды мусульманского права составляли вторую (наряду с финансовой администрацией) часть государственной организации, реально связующую империю ислама. Верховная судебная власть в доктрине ислама принадлежала пророку и халифам как носителям справедливости.

Первоначально халифы сами и творили суд. В провинциях это делалось от их имени эмирами. Со временем сформировался институт специальных судей – кади. Кади всегда оставались под верховной властью халифов, и высшие должностные лица могли отменять их решения. Право назначения кади принадлежало халифам.

Кроме духовного суда кади, в халифате были и светские суды. В светский суд чаще поступали уголовные и полицейские дела. Назначал светских судей везир. В светском суде можно было обжаловать решение суда кади. Высшей инстанцией светской юстиции считался придворный суд. Нередко его творили везиры, управляющие дворца.
В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:

хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями; в настоящее время - провинция в Саудовской Аравии), государственная собственность. Для них был установлен особый правовой режим; с проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;

икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали превращаться в феодальную собственность типа лена, причем ленники, как и в Европе, приобрели со временем не только налоговый, но и судебно-административный иммунитет;

мульк - частная земельная собственность. В отличие от икта мульк не был обусловлен несением государственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.
Шариатскому праву было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых.
Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути. Не признавалась собственность на "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и др. Практические вопросы обязательственного права получили в шариате всестороннюю разработку.
Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.

Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы его положению. Ислам закреплял зависимое положение женщины в семье. Жена не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям.


Наследственное право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию.

При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя.

Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:

• завещание не могло составляться в пользу законных наследников;

• завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

• составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.


Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы:

• преступления, направленные против основ религии и государства. К этой группе относились в первую очередь отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, а затем кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние. Данные преступления не допускали прощения и часто наказывались смертной казнью;

• преступления против отдельных лиц. Ответственность за совершение преступлений данной группы была основана на принципах кровной мести и возмездия;

• правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания было предоставлено суду.


В качестве мер наказания предусматривались:

• смертная казнь в различных видах;

• членовредительские и телесные наказания;

• лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);

• имущественные санкции (конфискации, штрафы);

• ссылка и т. д.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствие различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.

Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, - против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось.



Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница