Антон павлович чехов



Скачать 313.74 Kb.
Дата10.11.2016
Размер313.74 Kb.

М.С. Андреева,

М.П. Короткова

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860—1904) - ДЕТЯМ.


(Материал для беседы по рассказам
А.П. Чехова с учащимися младших классов)

Жил на свете обыкновенный доктор. Он


очень много помогал людям. Помогал не
только микстурами, пилюлями, мазями, но
самое главное — словами. Помогал и боль-
ным, и здоровым. Потому что был не только
доктор, но и замечательный писатель. Зва-
ли его Антон Павлович Чехов.

В 1884 году, окончив медицинский фа-


культет Московского университета, Чехов
ещё не знал, кем он станет — доктором или
писателем. На двери его квартиры висела
табличка «Доктор Чехов». А в газетах и
журналах один за другим появлялись его
рассказы, подписанные смешными имена-
ми: «Человек без селезёнки», «Брат моего
брата», «Врач без пациентов», «Антоша Че-
хонте»...

Вскоре, однако, Антон Павлович решил,


что, скорее всего, он будет заниматься лите-
ратурой, то есть станет писателем. Такое ре-
шение ему подсказала и его работа врача.
Среди больных, приходивших к доктору,
были самые разные люди, взрослые и дети,
часто очень бедные. Многие из них потом
стали героями его рассказов.

Таков, например, маленький мальчик


Пашка из рассказа «Беглец». Доброе слово
и тарелка обыкновенных щей с мясом выле-
чили его. Нелёгкой была жизнь этого маль-
чишки, трудна была жизнь и многих дру-
гих. Что мог сделать для этих детей доктор
Чехов? Конечно, он их лечил и помогал
чем мог. А писатель Чехов рассказал о них в
своих рассказах и показал многим, что так
жить нельзя и надо что-то менять в жизни
этих ребят.

Много добрых дел было сделано самим


доктором и писателем Антоном Павлови-
чем Чеховым: он хлопотал о постройке и от-
крытии школ для детей. Такие школы были
открыты в деревнях Новосёлки, Мелихово,
Талеж и в Крыму, где несколько лет жил
писатель.

2

Антон Павлович Чехов родился в городе
Таганроге на юге России 29 января 1860
го-
да. Отец его владел небольшой лавкой, и
здесь, в этой лавке, Антону и его старшим
братьям приходилось торговать, помогая
отцу. Уроки тоже готовили в лавке. Зимой
там было так холодно, что чернила замерза-
ли в чернильнице, а пальцы синели и не
слушались. В гимназии учитель за плохо
написанное задание ставил единицу, а отец
за единицу порол детей.

В появившихся позже рассказах Чехов


расскажет о детях, жизнь которых проходила
в такой же лавке, как И у самого Антоши. Это
рассказы «Ванька», «Спать хочется» и др.

С детьми Антона Павловича связывала


глубокая и постоянная дружба, он писал им
письма, рисовал смешные картинки, посы-
лал подарки. Вот какое письмо послал од-
нажды Антон Павлович девочке Саше, до-
чери своей приятельницы М.В. Киселёвой.
Он написал его детским смешным почер-
ком, делая смешные ошибки: «Милостивая
Государыня Василиса Пантелеевна. Посы-
лаю Вам из глубины души следующие по-
дарки:

  1. Два пера для писания стихов: одно для
    плохих стихов, а другое для хороших.

  2. Рамку для портрета какой-нибудь хари.

3) Висюльку из чистого серебра, полу-
ченную мною в подарок от знаменитой дет-
ской писательницы (от матери Саши).

...С истинным почтением имею честь


быть Вашим покорнейшим Слугой. Васи-
лий Макарыч.

Простите, что письмо написано так не-


брежно. Это от волнения».

Забавное письмо, вероятно, доставило


адресатке не меньше радости, чем прислан-
ные к именинам подарки.

Антон Павлович с детства любил живот-


ных. В его доме постоянно жили разные
«звери». В Таганроге у него были голуби.
Из своей поездки на остров Сахалин он при-
вёз дикую пальмовую кошку и мангусту. Во
дворе его дома в Ялте разгуливал ручной
журавль. А в московском доме всегда жили
собаки.


Одно время — сразу две таксы — Бром и
Хина. Они получили свои клички по назва-
ниям двух самых популярных в то время
лекарств. Во многих рассказах, таких как
«Каштанка», «Белолобый» и другие, Чехов
показал, что доброе отношение к животным
важно не только для животного — оно го-
раздо важнее для самого человека.

За сорок четыре года своей жизни А.П.


Чехов написал множество рассказов и пьес.
Его пьесы до сих пор идут на сценах разных
театров в нашей стране и за рубежом.

А начинал он с небольших весёлых рас-


сказов. В то время в России издавалось не-
сколько юмористических журналов с забав-
ными названиями: «Стрекоза», «Сверчок»,
«Будильник», «Осколки».

Постепенно журналы и газеты стали пе-


чатать на своих страницах его произведе-
ния. Так появился писатель Антон Павло-
вич Чехов. Сегодня его рассказы и пьесы
знают, читают и любят во многих странах
мира и в нашей стране. Любят их не только
потому, что их интересно читать, но и пото-
му, что, читая их, люди становятся благо-
роднее, красивей и добрей.

Вопросы викторины по рассказу
А.П. Чехова «КАШТАНКА»:

1.Как звали хозяина Каштанки и кем он


был? Как звали его сына? (Лука Алексан-
дрович, столяр, сын Федюшка).

2.Как случилось, что Каштанка потеря-


лась? (Шёл полк солдат, громко играла
музыка. Каштанка залаяла, испугав-
шись музыки, перебежала на другую сто-
рону улицы).


  1. Почему Каштанка не смогла найти хозяи-
    на по запаху его следов? (Пахло новыми
    резиновыми калошами).


  2. На какие две части делила Каштанка всё
    человечество? (На хозяев и заказчиков).

  3. Чехов пишет, что Каштанка «стала горь-
    ко плакать». А как плачет собака? (Воет,
    скулит).


  4. Какие фокусы проделывал с Каштанкой
    Федюшка, сын столяра? (Таскал за зад-
    ние лапы; давал кусочек мяса на ниточ-
    ке, а потом вытаскивал его; заставлял



3

ходить на задних лапах; дёргал за
хвост; давал нюхать табак).


  1. Как встретили Каштанку её новые сосе-
    ди? (Гусь зашипел на неё и клюнул в спи-
    ну, а кот выгнул спину, взъерошил
    шерсть и ударил лапой по голове).


  2. Кто такие Фёдор Тимофеевич, Иван Иваныч
    и Хавронья Ивановна? (Кот, гусь, свинья).

  3. Какое новое имя получила Каштанка?
    (Тётка).




  1. Чему научил собаку новый хозяин?
    (Стоять и ходить на задних лапах, пля-
    сать, бегать на корде, звонить, участво-
    вать в пирамиде).


  2. Кто был новый хозяин Каштанки?(Дрес-
    сировщик и клоун).


  1. Вспомните его сценическое имя. (Жорж).

  1. Почему в одну из ночей выла Тётка?
    (Умер Иван Иванович гусь).

  2. Отчего заболел и умер гусь? (На него на-
    ступила цирковая лошадь).


  3. Как Тётка-Каштанка вернулась к своим
    прежним хозяевам? (Во время её выступ-
    ления в цирке Федюшка узнал Каштанку
    и прежние хозяева её позвали по имени).


  4. Что почувствовала Каштанка, когда
    вернулась домой? Обрадовалась ли она?
    Обрадовались ли хозяева?

СЛОВАРИК к рассказу «Каштанка»

КОННО-ЖЕЛЕЗКА, или КОНКА — конная


железная дорога (лошади возили по рель-
сам вагоны с пассажирами), конка суще-
ствовала в городе до появления электри-
ческих трамваев.

ТИРАДА — длинная торжественно произ-


носимая фраза.

МОНОЛОГ — довольно длинная речь одного


человека, обращенная к себе или слуша-
телю.

КОРДА — верёвка, «бегать на корде» — бе-


гать по кругу цирковой арены.

ДЕБЮТ — первое выступление на сцене.

ПИРАМИДА — звери или люди-акробаты
встают друг на друга.

МЕТАМОРФОЗА — превращение.



ТРЕТИРОВАТЬ — обращаться с кем-то пре-
зрительно, с пренебрежением.

Кроссворд
«КАШТАНКА»








1

К

0

т




2

И

В

А

Н




Ф Е

Д

Ю

Ш

К

А




4

Т

Ё

Т

К

А







5

X

А

В

Р

0

Н

Ь Я

6

М

0

Н

0

Л

0

Г







7

К

0

Р

Д

А




8 Т И Р

А

д

А










  1. Кто такой Фёдор Тимофеевич? (Кот).

  2. Имя гуся (Иван).

  3. Как звали мальчика? (Федюшка).

  4. Какое новое имя дали собаке? (Тётка).

  5. Имя свиньи (Хавронья).

  6. Речь, обращенная к себе или к слушате-
    лям — такие речи любил произносить
    гусь. (Монолог).

  7. Каким французским словом называли в
    цирке верёвку? (Корда).

  8. Длинная, торжественно произнесённая фра-
    за — такие фразы говорил гусь. (Тирада).

В выделенных клетках должно сложить-
ся слово «Каштанка».


Вопросы викторины по рассказу
А.П.Чехова «БЕЛОЛОБЫЙ»:


1. Назовите главных героев рассказа. (Бе-
лолобый и волчиха).


  1. В какое время года происходит действие
    рассказа и как оно описано в рассказе?
    (Был уже март, но «по ночам деревья
    трещали от холода, как в декабре, и едва
    высунешь язык, как его начинало сильно
    щипать» ).


  2. Чем питалась волчиха? (Она уже не охо-
    тилась на телят и крупных баранов, да-
    леко обходила лошадей с жеребятами, а
    питалась одной падалью).


4. Кого хотела волчиха украсть из хлева?
(Ягнёнка ).


  1. А кого она схватила? (Щенка).

  1. Как вёл себя щенок в логове волчицы?
    (Махал хвостом, лаял на волчицу).

  2. Как вели себя волчата со своим гостем?
    (Они стали с ним играть и кусать его не
    больно, а в шутку).


  3. Кто спас ягнят от волчихи во второй раз?
    (Щенок Белолобый, он залаял и разбу-
    дил большую собаку Арапку и сторожа
    Игната).


9. Почему же сторож Игнат наказал Бело-
лобого? (Он подумал, что глупый щенок
повадился ходить в хлев, да не через
дверь, а в дыру крыши).


КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?

  • «Громадная чёрная собака неизвестной
    породы». (Арапка).

  • «... С большой головой и на высоких но-
    гах, крупной породы, с таким же белым
    пятном во весь лоб, как у Арапки». (Бело-
    лобый).


  • «Солома была гнилая и рыхлая, так что
    волчиха едва не провалилась; на неё вдруг
    прямо в морду пахнуло тёплым паром и за-
    пахом навоза и овечьего молока». (Хлев).

  • «Она была уже не молода, чутьё у неё
    ослабело, так что случалось, лисий след она
    принимала за собачий...». (Волчиха).

  • «... Года три назад, во время сильной
    бури вывернуло с корнем высокую старую
    сосну, отчего и образовалась эта яма. Те-
    перь на дне её были старые листья и мох,
    тут же валялись кости и бычьи рога...». (Ло-
    гово волчицы и волчат).


  • «... Старик лет семидесяти, который всё
    кашлял и разговаривал сам с собой. Обык-
    новенно ночью он спал, а днём бродил по ле-
    су с ружьём-одностволкой и посвистывал на
    зайцев». (Сторож Игнат).

4

СЛОВАРИК к рассказу «Белолобый».

ЗИМОВЬЕ — место, где зимуют животные


или люди.

МНИТЕЛЬНЫЙ — недоверчивый, видя-


щий во всём для себя опасность.

ЛОГОВО — место, где обитает зверь, нора,


яма.

СЛЕГИ — жерди.

ХЛЕВ — сарай, где содержат животных,
помещение для скота.

ЯГНЯТА — детёныши овцы.



ЯРКА (ярочка) — молодая овца.

Кроссворд
«БЕЛОЛОБЫЙ»


1

И

3

Б

А







2

С

Л

Е

Г

А




3 П А

Д

А

Л

Ь







4

В

О

Л

Ч

И X А




5

X

л

Е

В




6

Ч

Е

X

О

В







С У

Г

Р

О

Б

Ы






8

Б

Е

Л

Ы

И






В Е

С

Н

О

Й










  1. Как называют деревенский дом (в таком
    доме жил Игнат)? (Изба).

  2. Толстая жердь, такими жердями укре-
    пил Игнат крышу хлева. (Слега).

  3. Мертвечина. (Падаль).

  4. Кто охотился на ягнят? (Волчиха)

  5. Строение, где содержат домашних жи-
    вотных. (Хлев).

  6. Автор рассказа «Белолобый». (Чехов)

  7. Зимой избу сторожа окружали большие
    ... что? (Сугробы).

  8. Какого цвета был лоб у щенка? (Белый).

  9. В какое время года произошло это собы-
    тие? (Весной).

В выделенных клетках должно сложить-
ся слово «Белолобый».

5

Вопросы по рассказу А.П. Чехова


«ВАНЬКА»

  1. Длинный ли рассказ? (Нет, всего 4 стра-
    ницы).


  2. Что мы узнаём о семье мальчика? ( Его
    мать, Пелагея, умерла, он жил раньше с
    дедом Константином Макарычем).


  3. Сколько лет мальчику? (Девять).

  4. Что мы узнаём о доме, где он жил рань-
    ше? (Он жил в кухне барского дома, ба-
    рышня Ольга Игнатьевна кормила Вань-
    ку леденцами и выучила читать, писать
    и считать до ста).


5. Где живёт Ванька теперь? (В Москве, у
сапожника Аляхина).

  1. Почему он здесь оказался? (Его отправи-
    ли учиться сапожному ремеслу ).


  2. На что жалуется Ванька в письме к деду?
    (Хозяин бьёт его «чем попадя», дает ма-
    ло еды, заставляет качать ночью хозяй-
    ского ребёнка).


  3. О чём мечтает Ванька? (О золочёном оре-
    хе с господской ёлки).


  4. О чём просит деда? (Приехать и забрать
    его в деревню).





  1. В какой день пишет письмо Ванька?
    ночь под Рождество).


  1. Назовите фамилию мальчика. (Жуков).

  1. Какой адрес написал Ванька на конвер-
    те? («На деревню дедушке Константину
    Макарычу» ).


  2. Как вы думаете, получит ли это письмо
    дедушка?

  3. Попробуйте придумать для этой исто-
    рии счастливый конец.

СЛОВАРИК к рассказу «Ванька»

ЗАУТРЕНЯ — церковная служба (на рас-


свете).

ИЕЗУИТСКИЙ — здесь: лживый, неис-


кренний.

КАДРИЛЬ — танец.

КЛИРОС — место для певчих в церкви.

КОЛОДКА — кусок дерева в форме нижней


части ноги, употребляется для шитья
обуви.

КОЛОТУШКА — у ночных сторожей, уст-
ройство из дощечек для постукивания во
время ночного обхода.

КРЕДИТ — здесь: доверие.

ЛЮДСКАЯ КУХНЯ — кухня, где готовили
пищу для прислуги.

ПОДМАСТЕРЬЯ — помощники мастера.

ПОДПАСОК — помощник пастуха.

ШКАП — устаревшее, шкаф.

ШПАНДЫРЬ — ремень.

Кроссворд
«АНТОН ЧЕХОВ»

2





1

М

А

К А Р Ы Ч



В Ь

Ю

Н






3

С

Т

О

Р

О Ж

4

Ж

У

К

О

В







К А

Ш

Т

А

Н

К

А







6

П

Е

Ч

К

А







7

Д

Е

Р

Е

В

Н

я







8

К

У

X

Н

Я







9

К

О

Л

О

Д

К

А







100

Д

Е

В

Я

Т

Ь




Вопросы к кроссворду «Антон Чехов».


  1. Отчество дедушки? (Макарович, или Ма-
    карыч).


  2. Кличка собаки (Вьюн).

  3. Кем работал дедушка? (Сторож).

  4. Фамилия Ваньки? (Жуков).

  5. Кличка второй собаки? (Каштанка).

  6. Что приснилось Ваньке? (Печка).

  7. Где раньше жил Ванька? (Деревня).

  8. Место в доме, где жил дедушка? (Кухня).

  9. Предмет, которым хозяин ударил Ваньку?
    (Колодка).

10. Сколько лет было Ваньке? (Девять).

В выделенных клетках должно сложить-


ся: «Антон Чехов».

Вопросы по рассказу А.П. Чехова
«БЕГЛЕЦ».


1. Где жил герой рассказа — Пашка, в горо-
де или в деревне? (В деревне).

  1. Почему мать привела его к доктору?
    него была «болячка на локте», больной
    сустав).


  2. Какие сведения записывал о больных
    фельдшер в больнице? (Имя, возраст,
    давно ли болен).





  1. Что записали о мальчике? (Павел Галак-
    тионов, 7 лет, неграмотен, болен с самой
    Пасхи).


  2. Долго ли болеет мальчик? (Да, Пасха бы-
    вает весной, а в рассказе описывается
    уже осень).


6. Как звали доктора? (Иван Миколаич).
Как по-русски, официально звучит это от-
чество — «Миколаич»? (Николаевич).

  1. Как вёл себя Пашка на приёме у доктора?
    (Он испугался и заплакал).

  2. Знаком ли вам страх перед доктором?

9. Что сказал доктор о Пашкиной руке?
(Что нужно делать операцию).

  1. Как доктор уговорил Пашку остаться в
    больнице? (Обещал показать ему лиси-
    цу, поехать на ярмарку, купить леден-
    цы).


  2. Как вы думаете, бедно ли жилось Паш-
    ке дома? Обоснуйте ответ. (Его обрадова
    ли одежда, которую ему дали в больнице,
    и еда: щи и жаркое. Значит, жил он
    очень бедно).


  3. Почему Пашка испугался и убежал? (Тем-
    нота, непривычное место, умер в соседней
    палате больной, нет рядом матери).


13. Куда же убежал Пашка? (Сначала
прочь от больницы, потом обратно, пока
не увидел светящееся окно. К нему и по-
бежал.)

14. Почему на двери этого дома белела до-


щечка? (Там было написано, что здесь
живёт доктор. Например: «Доктор Че-
хов» ).


6

  1. Где же он оказался? (Он оказался на
    крыльце дома, где жил доктор. Он обрадо-
    вался, что увидел его).


  2. На какие четыре части можно разделить
    этот рассказ? Как вы их назовёте? ( «Ожи-
    дание», «На приёме», «В больнице», «Бе-
    жать!» ).


КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?

  • «Лестница, полы и косяки — всё гро-
    мадное, прямое и яркое — были выкраше-
    ны в великолепную жёлтую краску и изда-
    вали вкусный запах постного масла. Всюду
    висели лампы, тянулись половики, торчали
    в стенах медные краны». (Больница).

  • «Надевши рубаху, штаны и серый ха-
    латик, он самодовольно оглядел себя и по-
    думал, что в таком костюме недурно бы
    пройтись по деревне». (Пашка).

  • «Пробегая мимо тёмных, суровых стро-
    ений, он увидел одно освещенное окно. Яр-
    кое красное пятно в потёмках казалось
    страшным...». (Дом, где жил доктор).

  • «... Он увидел двух мужиков с тёмно-
    красными лицами, точно вымазанными
    глиной. Они неподвижно сидели на крова-
    тях...». (Больные оспой).

СЛОВАРИК к рассказу «Беглец».

ПРИЁМНАЯ — комната для ожидания.

ФЕЛЬДШЕР, ФЕЛЬДШЕРИЦА — помощ-
ники врача.

СУСТАВ — место соединения двух костей.

КАУЧУКОВЫЙ ПУЗЫРЬ — резиновый,
грелка.

ВОСПА — устаревшее, оспа, тяжёлое ин-


фекционное заболевание с сыпью.

СИДЕЛКА — работница младшего меди-


цинского персонала, дежурит при боль-
ных, нянечка.

ПАЛАТА — комната, где лежат больные.



7

Кроссворд
«ДОКТОР ЧЕХОВ»


1

С

И

Д

Е

Л

К А







2

В

О

С

П

А







3

П

А

Ш

К

А






4

П

А

Л

А

Т

А





5 Д

Е

Н

И

С

О

В

Н

А




6

П

Р

И

Ё

М

Н|А|Я

М И К К

О

Л

А

И

Ч







8

Б

Е

Г

Л

Е

Ц







9

М

И

X

А

Й

Л

О

Г А Л К А К

Т

И

О

Н

О

В













11

И

В

А

Н







Вопросы к кроссворду «Доктор Чехов»:

  1. Няня у больного (Сиделка).

  2. Как в рассказе А. Чехова названа бо-
    лезнь, когда у человека тёмно-красное
    лицо? (Воспа).

  3. Главный герой рассказа. (Пашка).

  4. Место, где лежат больные в больнице
    (Палата).

  5. Отчество фельдшерицы, которая увела
    мальчика. (Денисовна).

  6. Место, где больные ожидали доктора.
    (Приёмная).

  7. Как произносили больные отчество вра-
    ча? (Миколаич).

  8. Название рассказа (Беглец).

  9. Имя умершего больного. (Михаиле).




  1. Фамилия Пашки. (Галактионов).

  2. Имя доктора (Иван).



А. П. СЕМЯНОВСКАЯ

ПРОГРАММА ВЕЧЕРА,
ПОСВЯЩЕННОГО А.П. ЧЕХОВУ


(Перед началом вечера звучит музыка
Чайковского)


Ведущий: Начинаем вечер, посвящен-
ный А.П. Чехову.

Программу сегодняшнего вечера подго-


товили ученики _______ (фамилии, име-
на, класс)

Послушаем стихи Марка Лисянского.

Это стихи о Родине, есть в них и строчки
о Чехове.

Читает _________________(фамилия,

имя, класс)

Долгожданный берег вырастает,


Отгремели дальние моря.
Здравствуй, опалённая, святая,
Родина прекрасная моя!

Ты была безбрежным океаном,


Тихой, с детства памятной рекой,
Лермонтовским парусом в тумане,
Пушкинскою избранной строкой.
Ты была простором и раздольем,
Сказочной избушкой на юру,
Тёплым запахом ржаного поля,
Пионерским горном поутру.

Ты была мечтою неустанной,


Явью наших самых светлых снов,
Золотым покоем Левитана,
Песнею Чайковского без слов.

Материнским домом за оградой


(Пусть туда заглянешь раз в году!),
Старым чеховским вишнёвым садом,
Горьковскою бурею в саду.

Все твои богатства и просторы,


Всех живых и мёртвых имена,
Все леса, равнины, реки, горы
Уместились в сердце у меня.

Ведущий: Продолжаем наш вечер. По-
слушайте высказывание Л. Толстого об
А.П. Чехове.

Читает (Фа-


милия, имя, класс)

«Чехов — несравненный художник. Да,


да, именно несравненный...

Художник жизни. И достоинство его


творчества в том, что оно понятно и сродно
не только всякому русскому, но и всякому
человеку вообще. А это главное... Он брал
из жизни то, что видел... И если брал что-
нибудь, то передавал удивительно образно
и понятно до последних чёрточек. Главное
же — он был всегда искренен...

Его язык удивителен.

Чехов — это Пушкин в прозе. Вот как в
стихах Пушкина каждый может найти что-
нибудь такое, что пережил сам, так и в рас-
сказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них,
читатель непременно увидит себя и свои
мысли...

Он один из тех редких писателей, кото-


рых, как Диккенса и Пушкина и немногих
подобных, можно много-много раз перечи-
тывать».

Ведущий: Сегодня мы покажем вам не-
сколько инсценировок, сделанных по рас-
сказам А.П. Чехова. Посмотрите в исполне-
нии (фамилии, имена ребят)

инсценировку по рассказу «Хирургия».



Показ театральной сценки

Ведущий: Доктор Чехов боролся с физи-
ческими болезнями людей. Чехов-писа-
тель своими рассказами боролся с болез-
нями другого рода. Он высмеивал невеже-
ство, грубость, чванство, зазнайство и
другие человеческие пороки. Он хотел,
чтобы люди, увидев эти пороки, захотели
от них избавиться. Он хотел, чтобы люди
стали лучше.

Посмотрите ещё одну инсценировку по


рассказу А.П. Чехова «Канитель». Роли ис-
полняют: (фамилии, имена ребят).

Показ театральной сценки

Ведущий: Инсценировку по рассказу
А.П. Чехова «Толстый и тонкий» покажут

ученики класса (фамилии,

имена).


8

Показ театральной сценки

Ведущий: В начале нашего вечера звуча-
ла музыка П.И. Чайковского. Это неслучай-
но. Петр Ильич Чайковский был дружен с
Антоном Павловичем Чеховым.

Чтец: Музыку А.П. Чехов полюбил ещё


в детстве. В доме Чеховых часто звучала
музыка. Антону Павловичу нравились на-
родные песни, романсы Глинки, Дарго-
мыжского. Он любил слушать «Вторую
рапсодию» Листа, «Лунную сонату» Бетхо-
вена. В его доме бывали певцы, музыкан-
ты. Но самым близким Чехову композито-
ром был П.И. Чайковский. Поэтому сего-
дняшний праздник мы начали с музыки
Чайковского.

Ведущий: А сейчас послушайте пьесы из


«Детского альбома» Чайковского.

Исполняют (фамилии, имена)



Ведущий: Большая дружба связывала
А.П. Чехова и с певцом русской природы
художником Исааком Левитаном. Левитан
знал наизусть множество стихотворений,
где встречалось описание природы. Иногда,
работая над каким-нибудь этюдом, он начи-
нал читать стихи...

Чтец:

... Солнце золотит прощальными лучами

Избы за рекой, и пашни, и леса,

А тёплый ветерок меж тем, шумя листами,

Едва-едва мои взвевает волоса.

И ласково лицо моё целует ива,

Нагнув ко мне свои сребристые листы...

Ведущий: Лермонтов, Пушкин, Некра-


сов, Тютчев, Фет, Баратынский... следовали
один за другим.

Чтец:

Вон вдали соломой крытые избушки,

И бегут над ними тучи вперегонку

Из родного края в дальнюю сторонку.

Белые берёзы, жидкие осины,

Пашни да овраги — грустные картины.

Не пройдёшь без думы без тяжёлой мимо -
Что же к ним нас тянет так неодолимо?
Ведущий: Многие из этих стихов были

созвучны картинам Левитана. Так, слова

одной из песен:

«Спускается солнце за степи,


Вдали золотится ковыль,
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль...»

— напоминают картину Левитана «Вла-


димирка», за которую мы называем Леви-
тана не только великим художником, но и
истинным гражданином земли русской.
(Показать картину, объяснить, что на ней
изображено).

Чтец: Юная поэтесса Таня Куперник в
своём стихотворении «К портрету Левита-
на» пишет так:

«В нём всё из тех далёких лет:


И заострённая бородка,
И выраженье тёмных глаз,
Что так рассеянно и кротко
Глядят, не замечая Вас.
Покрыты бронзовым загаром
Его суровые черты.
Но улыбке есть недаром

Так много детской доброты.


Любовник чистого искусства,
Чуждаясь света и людей,
Другого и земного чувства
Он не таил в душе своей.
Он жить не станет без свободы,
И счастлив он в глуши лесной,
Ему знаком язык природы
И не знаком язык иной.

Ведущий: Чехов любил Левитана-чело-
века и Левитана-художника. Они часто
встречались, жили рядом. Антон Павлович
также тонко чувствовал и понимал русскую
природу, как и его друг-художник.

Послушаем отрывки из его повести


«Степь».

Читают (фамилии, имена).



Наш вечер подходит к концу. Мы пред-
лагаем Вам принять участие в литератур-
ной викторине.


9

ВИКТОРИНА,

посвященная жизни и творчеству

А.П. Чехова

(для ребят, знакомых с рассказами

Чехова «Смерть чиновника», «Человек в

футляре», «Злоумышленник»,

«Толстый и тонкий», «Хамелеон»,

«Ванька» и проч.).

  1. Кем были предки А.П. Чехова? (Предки
    писателя были крепостными, затем вы-
    купившимися на волю. Отец
    купец, ла-
    вочник).


  2. Где впервые поселился Чехов, переехав в
    Москву? (На Грачевке, ныне ул. Труб-
    ная).


  3. Какой из московских адресов Чехова был
    наиболее известен? (Дом «комод», Са-
    дово-Кудринская ул., д.6).


  4. Кто сказал о Чехове: «Чехов — это Пуш-
    кин в прозе»? (Л.Н. Толстой).




  1. В каком произведении Чехов назвал со-
    временную ему жизнь — жизнью, «не за-
    прещённой циркулярно, но и не разре-
    шённой вполне»? («Человек в футля-
    ре»).


  2. Кто из героев произведений А.П. Чехова...

• «Сгорбился, съёжился, сузился», а
«лицо его искривилось во все стороны
широчайшей улыбкой», когда он узнал,
что его бывший школьный товарищ до-
служился до тайного советника? (Пор-
фирий из рассказа «Толстый тонкий»).

• Умер от страха, когда его прогнал гене-


рал, к которому он пришёл просить про-
щения? (Червяков, «Смерть чиновни-
ка»).

• В течение нескольких минут не раз ме-


нял своё мнение по поводу собаки, уку-
сившей палец одному из городских жите-
лей? (Очумелое, «Хамелеон» ).

• Говорил судебному следователю, что


ему некогда идти в тюрьму, потому что
ему нужно быть на ярмарке? (Денис Гри-
горьев, «Злоумышленник» ).

• Всё время повторял одну фразу: «Как


бы чего не вышло»? (Беликов, «Человек
в футляре» ).

7. Чей это портрет?

«Он был замечателен тем, что всегда, да-
же в очень хорошую погоду, выходил в
калошах и с зонтиком и непременно в
тёплом пальто на вате». (Беликов, «Чело-
век в футляре» )

8. С кем из знаменитых художников дру-


жил Чехов А.П.? (Левитан).

  1. Какое большое путешествие совершил
    Чехов? (На остров Сахалин).

  2. Какая книга Чехова имеет географичес-
    кое название? («Остров Сахалин» ).




  1. Назовите известные вам произведения
    Чехова, в которых он описал Москву.
    («Ванька», «Каштанка», «Толстый и
    тонкий» ).


  2. Каким видом транспорта мог пользо-
    ваться Чехов? (извозчик, конка, желез-
    ная дорога и др.).


  3. На каком вокзале происходит действие
    рассказа «Толстый и тонкий»? Как этот
    вокзал называется теперь? (Николаев-
    ский, ныне Ленинградский вокзал в г.
    Москве).


  4. Герой какого рассказа так описывает
    Москву?

«А Москва город большой. Дома всё гос-
подские и лошадей много, а овец нету и
собаки не злые...». (Ванька Жуков из рас-
сказа «Ванька» ).


Ведущий: Программа вечера заверши-
лась. Мы желаем вам новых встреч с книга-
ми Антона Павловича Чехова в библиотеке
и дома.

Примечание. Отрывки из повести «Степь»,


из главы 4:

Со слов: «В июльские вечера...» до слов:
«... какой не бывает днём».


Со слов: «Пахнет сеном...» до слов: «... и
внушают подозрения».


Со слов: «А когда восходит луна...» до
слов:
«... и смотрят угрюмее».


Со слов: «Широкие тени ходят...» до
слов:
«... хоть одно мгновение жизни».


10


ЛИТЕРАТУРА:
Антон Павлович Чехов.// Русская литература
для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заве-
дений. — М.: Академия, 2000. — С. 254 — 271.

Антон Павлович Чехов. // Шер Н.С. Рассказы о
русских писателях. — М.: Дет. лит., 1982. —
С. 415 — 448.

Чехов А.П. // Писатели нашего детства. 100
имён: Биографический словарь в 3 частях. Ч. 2 —
М.: Либерея, 1999. — С. 402 — 409.

.

Чехов Антон Павлович. // Кузнецова Н.И. и


др. Детские писатели: Справочник для учителей и
родителей. — М.: «БАЛЛАС», 1995. —
С. 147 — 148.

Чехов А. П. // Тубельская Г.Н. Детские писате-
ли России. Сто имён: Биобиблиографический спра-
вочник Ч. П. М — Я. — М.: Школьная библиотека,
2002. — С. 199 — 202.



11





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница