Антология русского шансона



страница1/8
Дата30.04.2016
Размер1.24 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
АНТОЛОГИЯ РУССКОГО ШАНСОНА
ТОМ 3
Ку – Ро
Составитель Михаил Дюков
Калининград, 2011 год.
«Русский шансон – невыдуманная теория»
Сегодня жанр шансона очень популярен, хотя некоторые источники и аналитики склонны писать, что пик расцвета блатной и подпольной песни, пришелся в России на 1970-1990 годы. В Европе этот жанр, в смысле – русской песни, пережил пик в 1960-1970-х годах, хотя и по сию пору в США, Европе, Японии и даже Австралии печатаюсь CD с русскими песнями, но уже переведенные на другие языки.

Как на самом деле делить и классифицировать шансон, а главное – дать точно определение жанру на сегодня не знает никто, это факт однозначный и неоспоримый.

Да, можно просто поделить по гендерному типу: мужской и женский – и это будет грамотно, но не очень объективно.

Можно делить шансон по тематике и месту:

- тюремный;

- лагерный;

- воровской;

- кандальная песня или каторжная;

- черный или, так называемый, жестокий романс;

- босяцкие куплеты и сиротские песни;

- военный;

- шоферской;

- псевдо-цыганский;

- деревенский и сельский;

- ностальгический;

- кабацкий и ресторанный;

- эмигрантский и белоэмигрантский;

- лирический;

- эстрадный;

- одесский;

- социально-политический;

- ментовской.


Вот что пишет итальянский филолог Стефано Гардзонио (оказывается, не только нам интересен это очень русский жанр) в своей работе «Русский шансон. Между традицией и новаторском: жанр, история и тематика»):

- В исторической перспективе целесообразнее всего отправляться от таких околофольклорных жанров, как бытовой романс и тюремная, воровская, «блатная» песня. Одновременно, если иметь в виду зрелый шансон в годы позднего «застоя», «перестройки» и раннего постсоветского времени, стоит привлечь внимание и к жанрам эстрадной, танцевальной музыки и, до известной степени, авторской, бардовской песни. Все эти художественные пласты участвуют в историческом определении так называемого «русского шансона», так как в шансоне сочетаются разные формы русской песенной традиции, от стилизованной блатной лирики до современной аранжировки традиционных каторжных песен и советской дворовой песни, от эстрадных переделок авторской песни до имитаций французского и заокеанского шансона….. Что касается другого песенного жанра, относящегося к «русскому шансону», т.е. городского романса и современной баллады, то и у него богатая и сложная история, которая, кстати, во многом проходит через те же этапы, что и блатная, тюремная песня, и с ней переплетается.


Давайте попробуем разобраться, возьмем чуть шире, какую песню куда можно отнести…. Начнем, хотя бы, с наших классиков, так сказать отцов-прародителей – Александр Вертинский, Леонид Утесов, Аркадий Северный, Александр Галич, Владимир Высоцкий и «Братья Жемчужные»…. Кстати, так - ради хохмы, попробуйте проследить логическую цепочку:

- Аркадий Северный называл Леонида Утесова – «наш папа»;

- сам Аркадия Северный – король подпольной песни;

- Юрий Севостьянов (продюсер) – отец русского шансона;

- Николай Резанов (ансамбль «Братья Жемчужные») – дедушка русского шансона;

- Константин Беляев – патриарх жанра;

- Сергей Есенин – «Пегас блатной» (на уголовном жаргоне);

- Михаил Шуфустинский – маэстро шансона;

- Любовь Успенская – королева шансона;

- Михаил Круг – мэтр.

Тут хотя бы все заслужено и объяснимо, а остальные навесили себе титулов, званий и наград, и уже даже – медалей… становится смешно и грустно одновременно. Не артист, и даже не его продюсер решает – звезда ли Рома Пупкин, или только – шестой эшелон. Это решают:

1. Издатель.

2. Слушатель.

3. Дистрибюция.

4. Прокатчик.

5. И опять же – зритель.

То есть универсальная формула «слушатель голосует рублем» - одна и не обсуждается, поэтому в этой цепочке слушатель и зритель фигурируют дважды.

Например, не было же ведь никакой рекламы у первого альбома Михаила Круга «Жиган-лимон» - а взорвал рынок, как и чуть позднее Иван Кучин. Тридцать лет нет на свете Аркадия Северного – но на черном рынке до сих пор покупают и перекупают за очень солидные суммы неизвестные записи и оригиналы концертов фанатики-коллекционеры. И уж поверьте – никакому издателю и многим исполнителя не снились те деньги, которые отваливают за первую копию записи Северного.

И когда некие исполнители сетуют на то, то Интернет и пираты убили рынок легальной аудио-продукции, посмейтесь им в лицо, диски как печатались, так и печатаются, да еще в дорогих изданиях, в подарочных эксклюзивных вариантах, принося лейблам многомиллионные прибыли.

Знаете, плохому танцору – паркет мешает. Потому как (смотри выше) «слушатель голосует рублем» - а голосует он только за любимую музыку, ну, и, соответственно, за качественную, которая ему нравится и НИ ОДНА радиостанция или телеканал не сможет навязать ему «дрова». Да и издатель не будет печатать абы что, он-то рискует и собственными деньгами, да и собственным именем, и то и другое ему ОЧЕНЬ дорого.


Так вот, о делении жанра… Блатная песня (тюремная, лагерная, воровская, одесская, кабацкая и ресторанная, и очень тонкий слой песен о наркотиках), попробуем разобраться на типичных примерах…

- тюремная: «Сижу за решеткой в темнице сырой», «На Арсенальной улице», «Часовой, ребенка успокойте», «Таганка»;

- лагерная: «Эшелон», «Воркута-Ленинград», «Вешние воды», «Ванинский порт», «Окурочек»;

- воровская: «Мурка», «Мамочка-мама», «Ты плыви моя лодочка блатная», «Течет реченька», «Пиковая дама», «Доля воровская»;

- кандальная песня или каторжная: «Степь да степь кругом», «Кандальная», «Я прошел Сибирь» и другие;

- черный или жестокий романс: «Маруся отравилась», «Кокаинеточка», «Девочка в синем берете»;

- кабацкий и ресторанный: «Заходите к нам на огонек», «Бутылка вина», «Алеха жарил на баяне», «На Дерибасовской открылася пивная», «Слышно щелканье пробок от пива»;

- одесская: «Раз на Дерибасовской», «Виднеются в тумане огоньки», «Мясоедовская», «А собираются брюнеты и блондины»;

- еврейская и псево-еврейская песня: «Бублички», «Папиросы», «Щеточки», «Семь сорок», «А поезд тихо ехал на Бердичев»;

- социально-политический шансон, патриотическая и революционная песня: «Товарищ Сталин», «Цыпленок жаренный», «Мы – анархисты», «Новый год – порядки новые», «Все ушли на фронт», «Достойно» (Евтушенко);

- босяцкие куплеты и сиротские куплеты: «Кыш, вы шкеты подвагонные», «Голуби летят над нашей зоной», «Споем, жиган»;

- псевдо-цыганская: «Очи черные», «Эх, ямщик, гони-ка к «Яру», «Пара гнедых»;

- лирическая: «Советская лесбийская», «Журавли» (блатной вариант), «На Колыме», «Сияла ночь».
Я умышленно не делаю деление по авторам, потом что любого автора, а исполнителя тем более, можно разложить на любую из этих полочек… начиная от ныне залакированных Александра Розенбаума и Трофима (Сергея Трофимова), до остающихся принципиально в «маргиналах» жанра – Александр Новиков, Александр Дюмин и Иван Кучин. Думаю, что благодарят вот такой нехитрой табличке и примерам каждый сам соотнесет и определит к какому жанру и направление отнести того или иного шансонье. Стоит, наверно, только отметить, что чистого жанра сегодня нет ни у кого, один автор может петь и откровенно блатные песни (а точнее, стилизации, потому что настоящая блатная песня – не так их много, и в основном, это все же классика, проверенная годами) и лирику, и даже эстраду.

И буквально пару слов об эстрадном шансоне, это – Стас Михайлов, Елена Ваенга, Григорий Лепс, Сергей Трофимов, местами Алла Пугачева… скажем так, эти песни еще или уже не стали привычной нам эстрадой по разным причинам (манера вокала, аранжировки, тематика), но шансоном в чистом жестком варианте они все же перестали быть. А осторожные музыкальные редактора подвинули эти песни чуть в сторону, чем опять им предав некие ореол запретности, а значит – притягательности. Не надо пренебрегать этими песнями, не надо пугаться их, они в нашей национальной традиции, в нашей крови, просто слегка адаптированные к современным ритмам и стилям.


Приятного вам чтения и открытий!
Михаил Дюков

КУЧЕР НАТАЛЬЯ

«Я опять»

«Я не такая»

«Город мой»

«Сон»

«Ускоряя мысленно вращение»
ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА

«На смерть Бориса Сичкина»

«Не пишите мне писем»

«Страна родная, страна чужая»

«Пылесосы»

«Новый Уренгой»

«Памяти Владимира Высоцкого»
ЛЕВИ БОРИС

«Какой прекрасный вечер»
«Одиночество вдвоем»
«Школьная любовь»
«Милый друг»
«Качели»
«Она меня свела с ума!»

ЛОМАКИН ЕВГЕНИЙ

«Друзьям»

«Разговор о жизни»

«Старый двор»

«Встреча»
ЛЮБИМЦЕВ ЕВГЕНИЙ

«А я скучаю»

«Когда я уезжаю из Одессы»

«Ты хочешь любви»

«Не спит Одесса»

«Прогулка в Интернете»

«Сумерки»

«Вот так случилось»

«Девушка из нета»

«Сонет»

«Когда ты летаешь во сне»
МАТЫЛЬКОВА ОЛЬГА

«Школьный дворик»

«Капля счастья»

«Дождь»
«За Россию – мать!»

«Золото подсолнухов»
МАУЛЕР ИРИНА

«Струна души»

«Иерусалим»
«Розовая роза»
«Моим Родинам»
«Разлука»
МИХАЛЬЦЕВ ДМИТРИЙ

«Русь»
«Прости за все...»

«К цыганам...»
«Ночь для двоих»
«Отдохнул»

«Вспомни»
«Зима»
МОРОЗОВ НИКОЛАЙ

«Поговорим, дружище...»

«Сыну»

«Нине»

«Дамский вальс»

«Рядовой Седов»
МУХИН ИГОРЬ

«Очи карие»

«ОДЕССИТКИ»

«НА ПОСАДКУ»

«Кошечка»

«НА ИМЕНИНЫ ДЯДИ»

«Играй, гармонь!»

«КОЛЬКА»
ГРУППА «ОСТРОГ»

«Заслуженный артист»

«Кучер»
«Памяти Владимира Шандрикова»
«Посвящение Владимиру Высоцкому»
«Пьяный шут»

«Толян»
ПАВЛЕЦОВ ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ

«Не молодой»

«Твоя Москва»

«Черный дельфин»

«Бесприютная душа»

«Я молю…»
ПАВЛОВСКИЙ АРТУР

«За цветами мечты»

«Калининград – 2005»

«Этот город спит»
ПАРОВОЙ СЕРГЕЙ

«Война и мир»

«Семь»
«Любовь и эгоизм»
«Победа»
«Хандра»
«Делим!»
ПАШАНОВ АЛЕКСАНДР

«Памяти Аркадия Северного»

«Я должен первым быть»

«Про Лужкова»

«Севастополь»

«Судьба моя злодейка»

«Штрафники»

«Когда мне будет 25»

«Я должен первым быть»

«Погибшим летчикам»

«Снегопад»

«Ты ночами мне снилась»
ПЕРМСКИЙ ИГОРЬ

«Безотцовщина»

«Вне закона»

«Гимн друзьям»

«Карты веером»

«Не моя»
ПЕТРОВИЧ

«Эх, когда же рвануть???»

«Беспросветная тьма»

«Я вернулся»

«Случай в казино»

«Твоя фотография»

«Солнце, пляжи, небосводы…»
ГРУППА «ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД»

«Положительный заряд»

«Блюз»

«Братан»

«Посмотри на меня»

«Если я завтра вернусь»
ПОПОВ ГЕННАДИЙ

«Бьют сквозь череп мыслей ветки»

«Зачерствели наши души»

«Почему деревья не летают?»
ПОРТ СЕРГЕЙ

«Ты не права»

«Доля»

«Шансонье»

«Лагеря»

«Мёртвая земля»
ПРИТЧИН СТАС

«Атлян»

«Мамочка»

«Жизнь»

«Жар-птица»

«Спешите делать добро»
ПУДОВИКОВ ЕВГЕНИЙ

«Прейсиш – Эйлау»

«Афганская»

«Навсегда»

«Утро бабьего лета»

«Пора пройтись»

«Интердевочка самодельная»
ПШЕНИЧНЫЙ ВЛАДИМИР

«Песнь о «Белом Лебеде»

«Мы волки»

«Бывало время»

«Мы научились»

«Спасибо тебе, девочка»
РАЗМАХОВА ЛЯЛЯ

«Только жди»

«А помнишь, как тогда мы в небесах летали»
«Красивая женщина»
РОЗОВА МАЙЯ

«Молодая любовь» 

«Памяти папы» 

«Разговор с бутылочкой»

«Ушло мое лето» 

«Уехала ты» 

«Лубянка»

«Заздравная врагам»
КУЧЕР НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА (р. 3.05.1971 г.) – автор-исполнитель, родилась в городе Калининграде. Отец - Яроцкий Павел Николаевич (рыбак на китобойном судне), мама - Яроцкая Галина Васильевна (товаровед). В возрасте пяти лет отец подарил Наталье аккордеон, что и положило начало занятиям музыки, она окончила музыкальную школу по классу аккордеона. Первые стихи Наталья написала в 4 года. Так случилось, что к восьми годам Наталья потеряла родителей и последующие шесть лет провела в Белоруссии у родственников. Затем вернулась в Калининград, окончила медицинское училище и работа по специальности в больницах города. В 1992 – 1997 годах Кучер даже успела послужить на Балтийском флоте: фельдшер, радист. В возрасте 16 лет Наталья начала осваивать гитару и писать первые песни. В 1996 году она стала дипломантом конкурса авторской песни в Калининграде и в том же году дипломантом Грушинского фестиваля. В Калининграде на различных студиях записала авторские альбомы: «Волчица» (1998), «Одиночество» (2000). Затем последовал переезд в Москву, где с музыкантами Павлом Пашкевичем (гитара, аранжировка), Михаилом Смирновым (перкуссия), Сергеем Клевенским (духовые, дудки) Наталья Кучер в 2004 году записала и выпустила альбом «Я не такая» и параллельно выпустила книгу стихов с таким же названием. Кроме того Натальи Кучер: Лауреат Минского межрегионального фестиваля авторской песни (1996), Лауреат международного конкурса песни и поэзии "Россия молодая" – (1996), Дипломант международного фестиваля имени В.Грушина (1996), Лауреат Грушинского фестиваля (2002), Лауреат фестиваля шансона «Хорошая песня» (Калининград, 2005). С 2003 года она – почетный гость и член жюри Грушинского фестиваля и других фестивалей России. Песни Натальи Кучер вошли в сборники "Женским почерком - 1", "Женским почерком - 2", "На этом берегу высоком" и многие другие. С осени 2005 года она ведет на радио программу об авторской песне «С облучка». Проживает в Москве. Муж - Гришков Сергей. Дочь - Кучер Анастасия.
Дискография:

1998 г. Волчица

2000 г. Одиночество

2002 г. С ладони

2004 г. Я не такая

2005 г. Белые кружева

2010 г. Оранжевый будильник
«Я опять»
Я опять нашла причины позабыть тебя и бросить...
На лице твоем морщины все глядели на меня...
Снова раннею весною в сердце наступила осень —
Я опять одна осталась у погасшего огня...

Руки твои скоро ль ко мне прикоснутся,


Будет ли сон тот, где простишь ты меня?
Может в глазах тех, что ко мне обернутся,
Холод, страшнее огня...

Утоли мои печали, несгоревшая надежда.


Ты осталась горсткой пепла безрассудного огня.
Бросьте вашей голой правды все прозрачные одежды:
Пусть они кого-то греют, но сегодня не меня...

Раны твои кровью моею зальются,


Беды твои хлынут мне в душу рекой...
Вслед за тобой ангелы в сердце ворвутся
И принесут покой...
«Я не такая»
Я не такая, не такая, не такая...
Я просто так с тобой на лавочке сижу...
И в окна старого усталого трамвая
Глазами добрыми бессмысленно гляжу...

Я несколько лет, как былинка горю


И помню родные ладони твои...
Я что-то тебе о своем говорю,
А хочется.,, хочется просто любви...

Но вот одно меня морально разлагает:


Неприхотливо развалившись на спине,
Луна развратная, бесстыжая, нагая
С небес изменчивых подмигивает мне...

А ночь укрывает все тайны мои,


И я на прохожих уже не гляжу...
А хочется... хочется просто любви...
Но больше я вам ничего не скажу...

Я не такая, не такая, не такая...


Твержу неистово, и эхо вторит мне.
А в окнах старого, усталого, последнего трамвая
Луна завистливо подмигивает мне...

Я не такая, не такая, не такая...


Я просто так с тобой на лавочке сижу...
И от луны, что так бесстыже намекает
Глаза такие же уже не отвожу...
«Город мой»
Засыпаю без тебя -
Без тебя я просыпаюсь.
И, подушку теребя,
Задыхаюсь, задыхаюсь...
Месяц — ни одной строки,
Нету звезд на небосводе.
Некому подать руки
В бесконечном хороводе...

Но без влажных губ дождя у лица,


Как без моря, без проблем, без конца...
Будто соткан из ветров город мой...
Сон...еще один рывок, — и домой...

Столько лет, верна себе,


Я тебе не изменяла.
Только шаг в своей судьбе
Поменяла...поменяла...
Влажный шелк твоей любви
Я по вдоху измеряла.
Свет в пути — глаза твои
На мужчину променяла...

Я, наверное, за то так люблю


Боль, которую ношу и терплю,
Что навеяна тобой, город мой...
Сон...еще один рывок, — и домой...

Ничего не говори -


Город мне отъезд прощает...
Вдоль каштанов фонари
Мне дорогу освещают...
Этот сон в моей руке,
Лишь любимый понимает:
Греет жилку на виске
И невольно обнимает...

Он, которого сравнишь лишь с тобой,


Как негаснущий маяк, город мой...
Каждый должен был давно стать моим..
Что же тесно так в душе вам двоим?..
«Сон»
Твой сладкий сон прервется на рассвете...
Проснешься ты, но снова не со мной...
И солнца луч твои глаза осветит,
Твой первый вздох моим дыханьем встретит,
И вновь растает за спиной...
Припев: Но ты торопись, торопись искать меня,
Торопись к моим огням — я их зажигала...
Дай Бог, что б ты их сумел сберечь:
Кто не смог огонь стеречь -
Там меня не стало...

От чар моих тебе уже не скрыться...


И сердце бьется под моей рукой...
Сегодня, знай, тебе опять приснится,
Как твой висок к моим губам ластится
И пламенеет над щекой...
Припев.

А дом согрет, и в нем открыты двери,
Но ты опять проснешься не со мной...
Ах, если б ты моей душе поверил,
Судьбу свою моей любви доверил,-
Мы были б счастливы с тобой...
Припев: Но ты торопись, торопись искать меня,
Торопись к моим огням —я их зажигала...
Дай Бог, что б ты их сумел сберечь:
Кто не смог огонь стеречь -
Там меня не стало...

«Ускоряя мысленно вращение»
Ускоряя мысленно вращение
День за днем земли круговорот, —
Жду я твоего, милый, возвращения,
А потом пойдет отсчет наоборот...
В нас и страсть, и боль, и обещания, —
Все, что смог придумать человек...
Наши сумасшедшие прощания:
Будто мы прощаемся навек...
Приезжай, я до смерти соскучилась
По твоим изменчивым глазам.
Обниму холодного,
Накормлю голодного,
А потом, что будет, знаешь сам...

Губы по вискам твоим соскучились,


Руки стосковались по плечам.
А глаза бессонницей измучились —
Им никак не спится по ночам...
Сигаретный дым в квартире стелется.
В пепел превращаются года...
Может все когда-то перемелется,
Но муки не будет никогда...
Расцелую трубку телефонную:
В ней твое дыханье и слова...
В омут брошусь с головой,
У меня у молодой
От любви кружится голова...

Знаю, милый, дни идут.


Вот до встречи пять минут,
Четыре... три... две...
Я посмотрю в твои глаза...
Обниму холодного, накормлю голодного,
А потом, что будет, знаешь сам...
ЛЕБЕДИНСКАЯ ТАТЬЯНА МАРКОВНА (р. 06.05.1948 г.) – поэт и композитор, родилась в Москве в семье врача и инженера. Стихи начала писать в возрасте 13 лет, окончила Московский автодорожный институт, работала инженером. В 1978 году эмигрировала в США. Работала медсестрой, в 1989 году выпустила альбом “Могучая кучка”. С октября 1991 года периодически выступает в России, в 2000 году принимала участие в фестивале шансона «Звездная пурга». В 1994 году выпустила книгу стихов «В двух измерениях». В настоящее время проживает в Нью-Йорке, занимается преподавательской деятельностью. Написала песни: «Не пишите мне писем, дорогая графиня», «Атлантик-Сити» и многие другие. Ее песни исполняют: Юлиан, Михаил Шуфутинский, Борис Сичкин, сестры Роуз, Зиновий Шершер и другие.
Дискография:

1983 г. Полечу я по небу… (гитара)

1989 г. Могучая кучка

1996 г. В двух измерениях

2001 г. Ты мною дорожишь

2004 г. Белая пустыня


«На смерть Бориса Сичкина»
Он нас смешил, так нас смешил,

Обет "не плачу" не нарушив,

Хотя порой и смех душил

Его израненную душу.

Была война, была тюрьма,

Отцовства сладкие оковы,

И чтобы не сойти с ума,

Смеялся снова он и снова.

Себя скрутив в бараний рог,

Слезу не показал ни разу,

И мы ловили каждый слог

Его смешной блестящей фразы.

Последний наш осенний лист,

Слетел он раннею весною.

Он настоящий был артист,

Он настоящей славы стоил.

Нельзя деньгами заменить

Тот дар, что Богом был назначен,

И пусть нам больно говорить,

Но всё равно мы не заплачем.


«Не пишите мне писем»
Не пишите мне писем, дорогая графиня.

Для сурового часа письма слишком нежны.

Я и так сберегу Ваше светлое имя,

Как ромашку от пули на поле войны.


Пусть в безумной России не найти мне приюта,

И в крови захлебнулись луга и поля.

Но осталась минута, нашей боли минута,

Что простился с отчизной с борта корабля.


Не хочу пропадать я в Истанбуле турецком

Без любви и без славы, орденов и погон.

Ах, графиня, поверьте наболевшему сердцу,

Я лишь в Вас и в Россию был страстно влюблен.


Не пишите, графиня, нет в живых адресата.

Упустили Россию, как сквозь пальцы песок.

Ах, родная отчизна, разве ж ты виновата,

Что я пулю пускаю в поседевший висок?


«Страна родная, страна чужая»
Над горизонтом заря такая...

Как щёки пьяницы.

Ну, чья я странница?

Я забываю цвета трамвая

И краски вечера.

Страна родная, страна чужая,

Что в мире вечного?
Я над Москвою, над дивным краем

Прошла, как облако,

Страна родная, страна чужая,

Какой же облик твой?

И только письма я получаю -

Бумага в клеточку...

Страна родная, страна чужая,

Ну, чья ж я веточка?


И у Эмпайер я замираю,

Как на Кутузовском,

Страна родная, страна чужая,

Звучит как музыка.

В двух измерениях себя встречаю,

Уже проверено,

Страна родная, страна чужая,

Расту без дерева.


(1981 г.)
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница