Аннотация программы



Скачать 38.06 Kb.
Дата03.05.2016
Размер38.06 Kb.
АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Наименование дисциплины: «Художественная культура ХХ века».

Рекомендуется для направления подготовки "Архитектура"

Квалификации (степени) выпускника: бакалавр



1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса: общая характеристика художественных направлений в зарубежном искусстве ХХ века. Задачи курса – выявление видовых и жанровых особенностей, стилистический и содержательный анализ художественных произведений. Задачи курса состоят также в том, чтобы показать специфику современной художественной ситуации – на этапе 1980—2011 гг.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина является базовым курсом гуманитарного цикла.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



Общекультурные (ОК):

Способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке проблемы и выбору вариантов ее решения, владеет культурой мышления. Умеет привлекать, описывать и характеризовать произведения зарубежной художественной культуры в процессе размышления над поставленным вопросом. Должен уметь сравнивать произведения искусства зарубежных стран, и выявлять общее и особенное в характеристике памятников отдельных регионов.



Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

  • Знать основные этапы развития зарубежной художественной культуры ХХ века.

  • Выявлять этапы, тенденции, традиции в развитии художественного процесса.

  • Знать стилистические особенности художественных произведений и владеть различными методами их анализа.


4. Содержание дисциплины.

Программа курса включает 2 тематических раздела, список литературы, перечень примерных вопросов к экзамену.

1). Зарубежное искусство первой половины ХХ века:
Стилевые направления в изобразительном искусстве авангарда: фовизм, кубизм, экспрессионизм, футуризм. Абстрактное искусство первой половины ХХ века. Дадаизм. Сюрреализм в западноевропейском искусстве ХХ века: произведения А.Бретона и С.Дали. Скульптура первой половины ХХ века. Оп-арт в западноевропейской скульптуре второй половины ХХ века. Художники группы “Зеро”. Теория и практика “Баухауза”.

2) Зарубежное искусство второй половины ХХ века:

Развитие абстрактного, “минимального” и концептуального искусства в Западной Европе и Америке 1960–80-х гг. Сюрреализм в западноевропейском искусстве ХХ века: Ф.Бэкон, А.Райнер и П.Вундерлих. Поп-арт. Хеппенинг, перформанс, инвайромент. Художники интернациональной группы “Флюксус”. Скульптура Й. Бойса в немецком искусстве 1960–80-х гг. Трансавангард и неоэкспрессионизм в западноевропейском искусстве 1970–90-х гг. Творчество “новых диких” в немецкой живописи 1980–90-х гг. Творчество Ле Корбюзье. “Органическая архитектура” Ф.Л.Райта. Архитектура постмодернизма. Искусство Западной Европы и Америки 1980-2011-х гг.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература


  1. Батракова С. П. Искусство и утопия: из истории западной живописи и архитектуры ХХ века. М., 1990.

  2. Кусков С. И. Палимпсест постмодернизма как «сохранение следов традиции» // Вопросы искусствознания: журнал международной ассоциации искусствоведов. 1993. № 2–3. С. 213–225.

  3. Турчин В.С. «Образ двадцатого…В прошлом и настоящем». М.: «Прогресс-традиция», 2003.

  4. Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: от импрессионизма до классического авангарда. М.: Слово, 2003.
  1. Дополнительная литература к разделам


Бажанов Л.А., Турчин В.С. К суждению об авангардизме и неоавангардизме // Советское искусствознание’77. Вып. 1. М., 1978. С.16–54.

Бажанов Л. А., Турчин В. С. Абстрактное искусство. Опыт переосмысления // Советское искусствознание. Вып. 27. М, 1991. С. 96–120.

Бажанов Л., Турчин В. От игры к игре. От хеппенинга к перформансу. За гранью искусства // Декоративное искусство СССР. 1980. № 9.

Вайхард Ю. Документа – 9 // Искусство. 1993. № 3. С. 3–9.

Малашенко Е. Неоэкспрессионизм в творчестве молодых художников ГДР // Искусство. 1988. № 2. С. 49–53.

Георг Базелиц. Из собрания Дойче Банк. Каталог / Дойче Банк; Сост. Фербер Б. и др. Франкфурт-на-Майне, 1997.

Куликова И.С. «Новые дикие» // Искусство. 1988. № 3. С. 51–55.

Крючкова В. А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция, Бельгия: 1870 – 1900. М., 1994.

Левин К. «Вера опасна» // Искусство. 1993. № 3. С. 21–22.

Николаева Н. С. Япония – Европа. Диалог в искусстве: середина 16 – начало 20 вв. М., 1996.

Турчин В.С. Сцепление эпох: век ХIХ и век ХХ // Европейское искусство ХIХ–ХХ веков: исторические взаимосвязи / ГИИ; Ред.-сост. И.Попова, И.Светлов. М., 1998. С. 6–22.

Хан-Магомедова В. Д. Миф и история Анзельма Кифера // Творчество. 1991. № 5. С. 26–28.

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. А.Майкапара. М., 2004.

Разработчик:



Московский государственный университет геодезии и картографии

Доцент кафедры ОИиК, кандидат искусствоведения

Орлова Е.В.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница