Анкета для детей. Рисунки на тему: «Моя семья дома». Подборка литературы о семейном воспитании для выставки



Скачать 159.29 Kb.
Дата14.11.2016
Размер159.29 Kb.
Родительское собрание

«Путь к сердцу ребёнка».

Семинар – практикум «Путь к сердцу ребенка».
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А.С. Макаренко

Цели:

1. Сформировать у родителей желание воспринимать ребенка как самостоятельную личность со своими правами, желаниями и возможностями.

2. Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей.

3. Помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.


Родители рассаживаются группами, на столах листы, на которых написаны тексты ситуаций для обсуждения.
Подготовительная работа:

1. Анкета для детей.

2. Рисунки на тему: «Моя семья дома».

3. Подборка литературы о семейном воспитании для выставки.


I. Вступительная беседа.

Сегодня мы в очередной раз поговорим о воспитании наших детей. Мы поведем беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Конечно, все вопросы разрешить сегодня нам не успеть, но, думаю, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.

Все чаще в нашей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, в которых дети ведут себя неадекватно, проявляют агрессию, не способны самостоятельно разрешить конфликт, часто усугубляя его своими неумелыми действиями. И наша с вами общая задача научить детей жить в социуме, взаимодействовать с окружающим миром, для того, чтобы предотвращать и предупреждать ситуации, которые влекут за собой негативные последствия, нередко связанные с правонарушениями.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.

Однако нам часто приходится иметь дело с детьми, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении. Приведу некоторые причины таких девиаций (отклонений):

1.Отклонения от нормы в состоянии здоровья (нарушения в физическом и (или) психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера).

2.Нарушение в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи).

3.Ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ученика; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащихся, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.).

4.Ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «задавленное детство», «загубленное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство»); отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение ребенка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др.

5.Социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме).

6.Психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т.д.).

Нередко в результате вышеперечисленных причин дети вступают в конфликт с законом. В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.

С целью психологической поддержки и социальной адаптации детей с девиантным поведением необходимо проводить коррекционную работу, способствующую: формированию у детей новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к взрослому, сверстнику, самому себе; повышению уверенности в себе; развитию и обогащению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации. Эта работа не требует особых знаний. Вы все владеете методами беседы, наблюдений, анализа ситуаций, поощрения и наказания и т.д. Но все они результативны при соблюдении учителями и родителями ряда психолого-педагогических условий:




  1. Единообразие требований воспитателей. Для этого коррекционную работу желательно строить так, чтобы а) дать высказать свое мнение каждому воспитателю; б) искать точки соприкосновений мнений, не допуская у ребенка анархизма и потери авторитета старших; в) сосредоточиться на совпадающих мнениях; г) стремиться к наибольшему сближению позиций взрослых.

  2. Адекватность требований: соответствие их возможностям ребёнка, предоставление ему права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Навязывание педагогами и родителями ученику собственных высоких стандартов и чуждых ему интересов вызывает обычно у школьника чувство неуверенности, неполноценности, ущербности, а порой и агрессии.

  3. Обеспечение эмоционального комфорта ребёнку. Нежелательно, чтобы ребёнок воспринимал взрослого как настроенного против него чужого человека. Поэтому можно пожелать всем нам воспринимать «трудных» детей такими, какие они есть, спокойно, а не взрываться со все большей силой при каждом новом их негативном высказывании и проступке.

  4. Обеспечение контроля. В нем особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется за их повинности не столько наказывать, сколько вызывать чувство раскаяния за содеянное. Необходимо использовать такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация обиды, отказ от поощрения.

  5. Поощрение активности. При этом гиперактивных и неорганизованных детей рекомендуется загружать полезной и увлекательной деятельностью, не оставляя им много времени для безделья, чтобы они не могли использовать его для нежелательных взрослым действий.

  6. Предоставление самостоятельности в индивидуальной и возрастной форме, чтобы у школьника развилось чувство причастности, понимания значимости собственного места в жизни и социальной роли, а в воспитательном процессе привело к изменению нравственных ценностей, повышению уровня ответственности и уверенности в себе.

  7. Избегать приклеивания ярлыков. Пересмотр взрослыми своих суждений о «трудных» детях, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по определению своих недостатков в учебе и общении имеют большой воспитательный эффект.

  8. Использование похвалы и поощрения. «Трудных» школьников хвалят за улучшение учебной деятельности, а не только за способности, за повышение уровня воспитанности, а также за усилия в творческой и спортивной деятельности.

  9. Признание взрослыми собственных ошибок и принесение извинения.

  10. Применение наказания в необходимых случаях.



II. Основное влияние на личность ребенка оказывает семья.

Семейный кодекс РФ гласит следующее.

Ст. 63. П.1.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В последнее время некоторые родители, к сожалению, всё чаще забывают о том, что кроме прав, которые, несомненно, нужно отстаивать в определённых ситуациях, они наделены ещё и обязанностями по воспитанию и образованию своих детей. Предлагаем вам с помощью психологического теста определить, насколько Вы ответственные и внимательные к своим детям родители.

Тест: «Хороший ли ты родитель».

Варианты ответов: А – да, Б - иногда, В – нет

1. Отделываешься ли ты от ответа на вопрос ребенка словами вроде: «я тебе это объясню, когда ты подрастешь»?

2. Считаешь ли ты что ребенку на «карманные расходы» следует давать не определенную разумную сумму, а в зависимости от его «потребностей»?

3. Стараешься ли ты объяснить ребенку, почему ты ему запрещаешь что-либо?

4. Позволяешь ли ты маленькому ребенку помогать по дому, даже если эта помощь дает немного или ничего не дает?

5. Считаешь ли ты, что невинная ложь ребенка допустима?

6. Используешь ли ты каждую возможность, чтобы развивать в ребенке наблюдательность?

7. Разрешаешь ли ты себе саркастические замечания в отношении собственного ребёнка?

8. Придерживаешься ли ты взглядов, что хорошая трёпка никогда ещё не вредила ребёнку?

9. Считаешь ли ты, что раннее посвящение ребёнка во «взрослую жизнь» вредно?

10. Читаешь ли ты книги о воспитании?

11. Считаешь ли ты, что у детей могут быть собственные секреты?

12. Бранишь ли ты ребёнка, если он оставляет еду на тарелке?

13. Даёшь ли ты ребёнку возможность развивать веру в собственные силы и самостоятельность?

14. Радуешься ли ты успехам своего ребёнка, даже если ты хорошо видишь его недостатки?

15. Охотно ли ты проводишь время со своим ребёнком, доставляет ли тебе удовольствие его общество или ты только испытываешь удовольствие от чувства исполненного долга?

16. Осуждаешь ли ты суровость и строгость в воспитании детей, приводящие к скованности и неестественному поведению ребёнка?

17. В состоянии ли ты сохранить абсолютное спокойствие, когда твой ребёнок злится?

18. Можешь ли ты приказать так решительно, чтобы это приказание было выполнено почти немедленно?

19. Легко ли ты устанавливаешь дружеские отношения с друзьями (подругами) твоего ребёнка?

20. Считаешь ли ты достаточной причиной для осуждения чего-либо у твоего ребёнка то обстоятельство, что когда ты был в его возрасте, ты этого не делал или этим не интересовался?

21. Решаешь ли ты за своего уже повзрослевшего ребёнка жизненно важные вопросы (выбор работы, профессии), обрывая спор словами: «я знаю лучше, что ему в жизни нужно»?

22. Считаешь ли ты, что твой ребёнок не может иметь тайн от тебя, не вправе чувствовать себя обиженным, если ты, например, вскроешь письмо, которое он получил?

23. Может ли ребёнок в споре переубедить тебя? Случается ли, что ты смягчаешь своё первоначальное решение, поняв, что оно слишком сурово или неправильно?

24. Извиняешься ли ты перед ребёнком, если ты его несправедливо наказал, подозревал или лишил удовольствия?

25. Забываешь ли ты о своих обещаниях ребёнку, особенно таких, которые для него награда за что-нибудь трудное?

26. Можешь ли оторваться от срочной работы или интересной телепередачи, если твой ребёнок просит у тебя совета или помощи в чём-то для него действительно важном?


Ключ к тесту.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

А

0

0

4

4

0

5

0

0

0

4

3

0

5

3

5

5

5

5

4

0

0

0

5

5

0

5

Б

2

2

2

3

2

1

0

2

3

2

2

1

1

2

1

0

1

0

2

2

2

2

3

3

2

2

В

5

5

0

0

4

0

5

5

4

0

0

4

0

0

0

0

0

0

0

5

5

5

0

0

5

0


Результаты:

130 – ты идеальный родитель, настолько идеальный, что мы сомневаемся, - на все ли вопросы ты ответил искренне.


100 – 129 – ты очень хороший родитель, осознающий важность своих обязанностей.
80 – 99 – в общем, ты хороший родитель, хотя часто допускаешь ошибки, ослабляя собственное влияние на процесс воспитания детей.
60 – 79 – к сожалению, во многих вопросах ты оказываешься неважным родителем. По-видимому, твои дети не чувствуют себя с тобой достаточно хорошо.
Менее 59 – увы… Ты непоследователен в своих делах и поступках, слишком часто делаешь «иногда» - то, что должен делать постоянно. Или делаешь постоянно то, чего не должен делать вообще. Дети не знают, когда и в чем они могут на тебя рассчитывать.

-Как Вы думаете, что главное в отношениях ребенка и родителей? (взаимопонимание)

- Какие направления воспитательной работы Вы используете?

-Какое направление считаете главным? Почему?

-Как можно достичь полного взаимопонимания?

семья ребёнок


взаимопонимание



нравственное физическое трудовое экологическое эстетическое

воспитание воспитание воспитание воспитание воспитание

воспитание игра традиции

примером
Выступления родителей о том, какое направление воспитательной работы считают приоритетным и почему

Вывод: в воспитании детей приоритетов быть не должно, одинаково важны все направления.

С помощью этих приемов можно решить, а иногда и предотвратить конфликт.
Практическая работа в группах (разбор ситуаций).
1. Играя с мячом во дворе, шестилетний Юра нечаянно попал в электрическую лампочку, висевшую над дверью подъезда. Лампочка разбилась, отец выходит из дома с грозно нахмуренными бровями.

- Это ты разбил лампочку? – сурово спросил он.

- Нет – нет… Это не я, - лепечет Юра, растерявшийся от отцовского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать.

- Как не ты? Я же видел в окно. Ты еще и лжешь? Мать!... – кричит отец, повернувшись к дому. – Сынок-то наш мало того, что озорник, непослушник, он еще и лгун, оказывается.

Как бы вы поступили на его месте? (Ответы родителей.)


    1. Воскресный день. Ваш ребенок пишет сочинение, заданное к понедельнику. Но пришли его друзья и зовут на улицу играть.




    1. Вы, уставшие, пришли с работы, а в доме полный «развал» - идет шумная игра вашего ребенка с друзьями.




    1. Вы ссоритесь с мужем (женою). Ссора в самом разгаре, но в это время совершенно неожиданно в дверях квартиры появляется ваш ребенок.



    1. Ребенок просит купить игру, такую же, как у его друга, но в данный момент на нее нет средств. Ребенок устраивает в магазине истерику.




    1. Вы видите, как на Ваших глазах соседский ребенок в драке с Вашим сыном портит его новую курточку. Ваши действия.

Как бы Вы не решали те или иные ситуации, возникающие в отношениях между вами и вашими детьми, вы должны помнить о том, что ваш ребенок это самостоятельная личность, и имеет не только обязанности, но и права.


Конституция РФ.

Ст. 17. п.2

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

Семейный кодекс РФ гласит следующее.

Ст. 64. П.1.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.



III. - Как в вашей семье проводят вечера?
А вот, о чем говорят рисунки Ваших детей.

Обсуждение рисунков.

Из всего, что мы с вами сказали и увидели можно сделать вывод, что драгоценное время, которого итак мало, которое мы могли бы потратить на то, чтобы стать ближе друг другу, мы проводим фактически отдельно от своих близких, тем самым отдаляемся от них и теряем взаимопонимание.

Давайте подумаем, как можно исправить эту ситуацию.
1.В какие игры можно играть с детьми?

2.Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

3.Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?

Понаблюдайте, как играет ваш ребенок.


«Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»

Антон Семенович Макаренко.
Мы предлагаем вам игровые упражнения, которые не только разнообразят ваш досуг, но и сблизят вас с детьми и помогут вам и вашим детям научиться справляться с агрессией. Они учат детей распознавать свое эмоциональное состояние, а значит адекватно оценивать его. Кроме того, они помогают выработать навык сознательного расслабления, что поможет ребенку в дальнейшем управлять собой в конфликтных ситуациях.

«Черная рука – белая рука» .

Изобразить «черную» руку – руку, готовую к агрессии: напряженную со сведенными пальцами. А затем, по условному сигналу, превратить ее в «белую» - расслабленную, готовую приласкать.


«Разозлились – одумались».

По сигналу «разозлились!» - напрягается все тело, сжимаются кулаки. По сигналу «одумались» - все расслабляются и улыбаются друг другу


«Тух-тиби-дух»

Цель – снять негативное настроение и восстановить силы.

Тух-тиби-дух – это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.

Представьте, что у вас плохое настроение, а все рядом сидящие являются причиной этого плохого настроения. Посмотрите в глаза одному из участников и сердито скажите «тух-тиби-дух». Тот в свою очередь передает это заклинание следующему участнику и т.д. Задача: игроков не рассмеяться. Вывод: не смеяться не возможно, плохое настроение отступает.

(К. Фопель)

«Доброе животное»

Цель: учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Все встают в круг и берутся за руки.

В. Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца себе.

Психологи считают, что если эти упражнения выполнять регулярно, они помогут детям научиться сознательно контролировать свой гнев.
IV. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребенок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесет во взрослую жизнь.

Мы провели анкету среди детей с целью узнать, что они думают о своей семье и взаимоотношениях с родителями. Мы задали им следующие вопросы:



Анкета для детей.

  1. Кого или что ты больше всего любишь?

  2. Что тебе делать дома нельзя?

  3. Во что ты любите играть дома?

  4. В какие игры вы играете все вместе?

  5. Радуешься ли ты, когда родителей нет дома или тебя это огорчает?

  6. Обижаешься ли ты, когда тебя родители справедливо наказывают?

  7. Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами, тай­нами.

  8. Если родители переживают, сочувствуешь ли ты им? Как это выражается?

  9. Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как поступать в той или иной ситуации?

  10. Мне хотелось бы, чтобы мои родители никогда ____________________

  11. Я хочу, чтобы мои родители всегда ______________________________

Оглашаются результаты анкеты.
Вывод: Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе все хорошее и передай это детям.
V. Общий вывод.

Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удается. Поэтому, если с вашим ребенком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, - не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница