Андрей Слюшкин представляет



страница1/7
Дата14.11.2016
Размер1.6 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Андрей Слюшкин

представляет:



2011 год.


Содержание.


Содержание………………………………………………………………………………………2

Предисловие. ………….…………………………………………………………………………2

21 ноября. Собор Архангела Михаила и прочих небесных Сил Бесплотных.………………2

Вторник 22 ноября…………………………………………………………………………….…5

23 ноября. Среда………………………………………………………………………………..15

24 ноября. Четверг……………………………………………………………………………...26

25 ноября. Пятница……………….…………………………………………………………….40

26 ноября. Суббота……………………………………………………………………………..47

События дня………………………………………….…………………………………………50

Послесловие…………………………………………………………………………………….53


Предисловие.


И снова я приветствую дорогого читателя. Кажется, что на сей раз мне нечего писать – все время, пока были эти праздники, я работал без выходных и только когда они прошли, появился, наконец, третий сторож и у меня появились хоть какие-то выходные. Жаль, что ни говори, но по-видимому, возможности писать у меня будет все меньше. Что скажу? Для своего времени это место было для меня спасением и от собственного безделия и от бесчинств отдельных моих родственников, но нельзя сказать, что это поприще не имеет проблем. Конфликтов между чувствами подчиненного, который должен исполнять все, что ему приказывают и совестью не убывает. Не буду все это приводить, но их немало, поверьте. Испытаний тоже немало, тем более, что именно на сторожа возлагаются многие поручения, не все из которых согласуются с основными обязанности, ибо добросовестно исполняя их, я не могу сторожить и наоборот. Все это использует враг, дабы вновь и вновь внушать мысль бежать. Это, конечно можно, но куда?! То есть, одна возможность есть, но она далека, как звезды и когда эта возможность появится, неизвестно. Однако, не я сам пришел на это место, но Господь поставил меня и мне ли убегать? Как я уже ранее написал, я не убегу уже даже по чисто мирским причинам, не говоря уже о духовных. Боже, укрепи мя, зане изнемогаю и падаю!

Что еще напишу? К воскресенью 20 ноября на террасе, ведущей к малому храму при Свято-Успенском соборе, сделаны стены из пластика с вставленными в них пластиковыми окнами, над лестницей же, ведущей наверх, сделан навес, из того же материала, что и новосозданные стены и также стены. Таким образом, получилось нечто вроде гульбища в древнерусских храмах. Напомню, гульбищем называлась крытая площадка вокруг храма с крытыми же папертями. Нередко все это потом закрывалось стенами, что подчас позволяло даже создавать дополнительные приделы. В данном же случае в созданном коридоре поставлены иконы (в основном, повешены на стены) и аналои, а также подсвечники. Все это тянется почти до самого входа в трапезную при соборе. Из всех этих икон особенно мне запомнилась большая, писанная краской икона Георгия Победоносца в красивом, деревянном с позолотой окладе.

В храме Новомучеников на подсвечнике у образа св. Великомученицы Анастасии появилась лампада.

Итак, предлагаю вашему вниманию данный труд, основа которого, скорей, не описания каких-то событий, а описания праздников, приходящихся на те или иные дни. Надеюсь, чтение от этого станет не менее интересным, а надеюсь, и полезным.


21 ноября. Собор Архангела Михаила и прочих небесных Сил Бесплотных.




Архангел Михаил
Итак, мы подходим к празднованию Собора Архангела Михаила и прочих Небесных сил Бесплотных, Ангельских воинств, духов, наделенных огромной силой, какую мы даже и представить не можем и помня о том, что сотворены они Богом, с любовью служащих Ему. Архангел Михаил – один из семи Архангелов. Всем 7 даны имена. Михаил, в переводе с иврита «Кто как Бог», что связано с эпизодом, о котором рассказывается Священное предание, когда один из высших Ангелов возгордился, возомнив себя равным Богу и прельстил многих из ангельского мира. Бог мог бы своей силой устранить безумного гордеца, но дал волю тем из Ангелов, которые остались верным Ему. Согласно преданию, именно с этим вопросом: «Кто, как Бог?», Архангел Михаил с верными Богу Ангелами низверг «революционеров» с небес, отсюда и данное ему имя. Поэтому Архангел Михаил является так сказать, главнокомандующим Ангельским воинством. Имена других Архангелов: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26), тот самый, который возвещал святому праведному Захарии о рождении Иоанна

Крестителя, а также и благовестил Пресвятой Деве Мариам о том, что от нее родится Спаситель Мира от духа Святого, а когда непорочное зачатие произошло и ее хранитель – праведный Иосиф заподозрил блуд (а блудниц, по Закону Моисееву забивали до смерти камнями) и хотел тайно отпустить ее, то именно Гавриил предостерег Иосифа от опрометчивых действий и сказал, что младенец зачат Духом Святым, без плотского греха, ведь Мариам дала Богу обет безбрачия и все это знали ; Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – «молитвенник Божий», побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – «славящий Бога», укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой.

Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - "пламень огненный".

Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.



Архангел Гавриил
Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце1 - бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил - на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил - держит в руке весы.

На Архангелов возложено также благовестие наиболее важных тайн Божиих. Прочие тайны Божии дано возвещать рядовым Ангелам, которые также наиболее близки к нам, ибо к каждому из нас при крещении приставляется Ангел-Хранитель, направляющий нас на путь спасения и столь часто оскорбляемый нашими грехами, но если и отходя, то не оставляющий нас своими молитвами. Почаще бы нам помнить об этих наших помощниках, жалеющих нас в нашей немощи и помогающим нам, как младшим братьям!

Над этими ангельскими чинами начальствуют Начала, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов (Силами, Властями и прочими). Они наставляют

поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости,

просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами - предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют "днем восьмым", ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит "день осмый", и тогда "приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним" (Мф. 25, 31).

Тропарь каждому из семи Архангелов
глас 4


Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крилу невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас, припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник Вышних сил

Тропарь собору Небесных Сил Бесплотных


Небесных воинств Архистратизи, / молим мы вас присно, яко раби недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас, / кровом крил невещественныя вашея славы / сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих: / От бед избавите нас, // яко чиноначальницы вышних сил

Накануне вечером не удалось побывать на богослужении в Свято-Успенском соборе, которое, естественно, шло в малом храме собора. На этот раз вместо всенощного бдения накануне служился полиелей. В службе участвовал, помимо духовенства храма, и настоятель Свято-Ильинского прихода в Мысхако, о.Максим Карпов. Евангелие, читаемое на утрени:


Глава 24.


1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба.

3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.

4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.

5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?

6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.

8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.

10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.

11И показались им слова их пустыми, и не поверили им.

12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.

В сам день праздника, увы. у меня было дежурство, а потому, на празднике мне не удалось побывать. Увы, таковы издержки моего труда. Похоже, настанет день, когда у меня совершенно отнимется всякая возможность писать. Там, в храме Новомучеников была обычная будничная литургия и о ней у меня просто нечего писать, кроме того, что в эти дни в храм начал появляться о.Виктор, который в службе не участвовал и заметно хромал (выходит, слухи о полученной травме не лишены основания). Что же касается собора, то здесь, как отмечается, о.Георгий все-таки служил и его поздравляли с праздником. Об этом мне не было сообщено, однако, сообщили, что помимо духовенства храма на службе был когда-то служивший в храме о.Александр, имевший такой хороший проповеднический дар. Сейчас, как было отмечено, он строит храм в поселке Верхнебаканском. Тамошние верующие давно добивались строительства храма, но против был тот же о.Георгий, говоривший, что там слишком мало людей, так что инициативная группа дошла даже до митрополита Исидора. И вот, успех. Правда, не сказали, что это будет за храм. вот. собственно и все, что я могу написать об этом дне. Прискорбно, что ни говори….

Итак, литургия. Праздничное чтение дня. Первым из них был отрывок из послания апостола Павла к Евреям, где апостол напоминает о достоинстве человека: 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и

непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?

5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто где-то засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?

7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.

10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил (усовершенствовал) через страдания.

11Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.

13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.

14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.

16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.

17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.

18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

«Мало чем Ты увенчал его пред Ангелы, славою и честию венчал Бог человека». И даже когда согрешил человек, то Бог ради нас, немощных, сошел на землю, принял человеческую плоть и даже даровал нам Святую Евхаристию, причащение Святых Таин, чего лишены и Ангелы. Увы, мы совсем не помним об этом великом даре, данном нам. Но как написал апостол, если в Ветхий завет, за непослушание слову сказанному от Ангелов Бог наказывал и вразумлял, то что ждет непослушных Слову, которое принес в мир сам Бог, став человеком и пострадав за нас! Это повод задуматься!

Далее – Евангельский текст, традиционный для праздников в честь Ангелов: 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы', ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.



7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за

труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в

нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.



13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные

в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет

на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о



имени Твоем.

18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть

наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.


Вторник 22 ноября.




Икона Божией Матери ''Скоропослушница''
Стоит ли писать что-то дополнительно, ведь до пятницы, когда отмечается память святителя Иоанна Златоуста, служб нет? Тем не менее, крайне интересен день сей своими праздниками. Так, в этот день отмечается память иконы Божией Матери «Скоропослушница». Икона Божией Матери, именуемая "Скоропослушница" - древний чудотворный образ, находится на Святой Горе Афон, в монастыре Дохиар. Монастырское предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, которая сильно коптила, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: "С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений". Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание - являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской

иконы "Скоропослушница". Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.

В 1938 году Афонская обитель Дохиар принесла в дар Русской Духовной Миссии в Иерусалиме список с чудотворной иконы Божией Матери "Скоропослушница".


Тропарь Иконе Божией Матери «Скоропослушница»


Богородице притецем, сущий в бедах, /и святей иконе Ея ныне припадем, /
с верою зовуще из глубины души: /скоро наше услыши моление, Дево, /
яко Скоропослушница нарекшаяся. /Тебе бо рабы Твои в нуждах /
готовую Помощницу имамы.

Просто поразительно, сколь много праздников посвящено Божией Матери, в том числе, посвященные иконам Ее, ибо честь, воздаваемая образу, относится не к доске с краской, как делают иные, говоря: «перед этой иконой молятся в болезнях глаз, а вот, о помощи в учебе – не молятся», но к Той, которая изображена на ней, а для Нее разница не в том, перед каким образом мы молимся, но в том, с каким душевным расположением мы предстоим пред образом и необходимость иных трудов, в том числе и молитвы перед конкретной иконой объясняется необходимостью своим трудом принести дар Богу, а чрез то – воспитать расположение к Богу, а это-то и главное и этого-то нам и не хватает…..

Также в этот день отмечается память святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского чудотворца. Восточными Церквами этот подвижник прославлен уже довольно давно – в 1961 году, но местное почитание его в Русской Церкви началось в 2002 году, а вот дату общецерковного прославления мне так и не удалось найти.

Родился будущий святитель в семье благочестивых родителей в 1846 году в Селиврии Фракийской, недалеко от Константинополя – Стамбула, в семье благочестивых греков Димоса и Василики Кефала. В семье было несколько детей, жили бедно. В Крещении он был назван Анастасий. Как истинный избранник Божий, мальчик с детства полюбил храм, Священное Писание, научился молитве. Бедность родителей не позволила учиться на родине, и в 14 лет он уезжает в Константинополь, чтобы поступить на работу и оплачивать учебу.

Жизнь в большом городе была нелегкой. Мальчик устроился на табачную фабрику, но средств не хватало, и однажды отчаявшись, понимая, что помощи ждать не от кого, Анастасий решил обратиться с просьбой к Тому, кого так любил и на Чью помощь уповал всю жизнь. Он написал письмо Господу: “Христос мой, у меня нет фартука, нет обуви. Прошу Тебя послать их мне, Ты знаешь, как я люблю Тебя.” На конверте написал адрес: “Господу Иисусу Христу на небеса” и попросил отнести письмо на почту своего соседа торговца. Тот, удивившись необычной подписи на конверте, раскрыл письмо и, увидев такую просьбу и силу веры, отправил мальчику деньги от имени Бога. Так промыслительно Господь не оставлял своего избранника. Хозяин фабрики, увидев новое достояние мальчика, решил, что тот украл вещи у него и избив ребенка, отобрал, но потто м раскаялся и вернул, узнав, что вещи ему пожертвовал сосед.

Шли годы, но юного отрока не касались соблазны большого города. По-прежнему все свое свободное время он посвящал молитве и изучению святых отцов. Его мечтой была проповедь слова Божиего. Из этого времени замечателен один случай. Однажды будущий святитель отправился на праздник домой. Корабль, на котором он плыл, попал в шторм. Все пассажиры в ужасе стали роптать на Бога. Анастасий же, ухватившись за провисшие паруса, от всего сердца взывал: “Боже мой, спаси меня. Я буду учить богословие, чтобы заставить замолчать тех, кто хулит Имя Твое Святое.” Внезапно шторм прекратился, и корабль благополучно добрался до берега.

Получив образование, в возрасте 22 лет Анастасий переселился на о. Хиос и начал работать школьным учителем, здесь он не только преподает, но и проповедует. Нравственность в селе и школе была на самом низком уровне при начале его учительства и постепенно поднялась до должного уровня благодаря трудам Анастасия-учителя.

Его влияние на учеников было таково, что те, а через них и все взрослые, вскоре прониклись к нему любовью и глубоким уважением. Он создал из учеников прекрасный хор и сам пел с ними в сельской церкви, но душа его тянулась к монашеству. Анастасий посещал Афон и беседовал со старцами, и в конце концов ушел в монастырь, где принял постриг и сан диакона с именем Нектарий, которое известно теперь во многих странах.

Всем сердцем расположенный к иноческой жизни, юноша часто посещает монастырь Нео Мони. В нем он принимает постриг в иночество с именем Лазарь, а после трех лет, проведенных там, удостаивается пострига в мантию и рукоположения во диакона с новым именем Нектарий. Нектарий означает безсмертный. Это имя как нельзя более подходило ему, ибо поистине в душе его тек Нектар Жизни и из него самого словно ручей истекал благоуханный поток, исполняющий радостью всех и вся.

Получив возможность продолжить образование, Нектарий оканчивает богословский факультет в Афинах, и тогда же его приближает к себе Александрийский Патриарх Сафроний. В сорокалетнем возрасте Патриарх рукополагает Нектария в священники. С ревностью и самоотвержением принял он новое послушание и назначение в Свято-Никольский храм г. Каира. Через несколько лет в этом храме его посвящают во епископа Пентапольского. Епископское достоинство никак не изменило образа жизни и поведения Нектария. Он по-прежнему стремился лишь к стяжанию смирения. “Сан не возвышает своего обладателя, одна лишь добродетель обладает силой возвышения,” — писал он в эти годы.

В одном из писем того времени Святитель рассказывает о примечательном сне, в котором ему явился Святитель Николай Чудотворец. Нужно добавить, что Нектарий в то время восстанавливал в Каире храм в честь этого великого святого. Во сне Нектарий увидел гробницу Николая Чудотворца, а в ней самого Угодника Божия живого, как бы спящего. Затем Николай Чудотворец поднялся из раки и, ласково улыбаясь, просил Нектария украсить ему престол в храме золотом, а затем обнял его и поцеловал. Это целование великого Архиерея Николая, видимо, имело значение особого благоволения к Святителю Нектарию и, возможно, символизировало преемство дара и родство душ во Христе.

Быстрое возвышение, любовь Патриарха и народа, а еще более добродетельная и чистая жизнь святителя во многих вызывали зависть и ненависть. Как говорил об этом сам святитель: “Добродетельный человек подвержен искушениям и испытаниям в этом мире,” но в глубине своего сердца он радуется, ибо совесть его спокойна. Мир ненавидит и презирает добродетельных людей, одновременно, правда, завидуя им, ибо говорили наши предки: сам враг тоже восторгается добродетелью.

К сказанному можно добавить, что не только восторгается, но и мстит. Влиятельные люди

патриаршего двора опасались, что всеобщая любовь к святителю приведет его в число претендентов на место Святейшего Патриарха Александрийского, так как Софроний был уже в преклонных летах. Они оклеветали святителя, обвинив не только в посягательстве на патриаршество, но и в аморальной жизни, чуть ли не в блуде. Митрополит Пентапольский был уволен в отставку и должен был покинуть египетскую землю. Он не пытался оправдываться и защищаться. “Добрая совесть — это самое великое из всех благ. Она — цена душевного мира и сердечного покоя,” — говорил в своих проповедях святитель, покидая свою кафедру навсегда. Враждебная настроенность тенью следовала за ним и в Афинах, куда он перебрался. Тщетно он ходил по инстанциям, его нигде не хотели принимать. Архиерей Божией милостью, влача жалкое существование, был лишен не только утешения, но порой и хлеба насущного. Но Господь воздал ему за терпение. Однажды, в очередной раз приняв отказ в министерстве по делам религии, святитель спускался по министерской лестнице со слезами на глазах. Увидев его в таком состоянии, мэр города заговорил с ним. Узнав о бедственном положении, в котором находился Нектарий, мэр добился для него места проповедника. Славный митрополит Пентапольский занял место простого проповедника в провинции Эвбея, но и здесь его встретили враждебно, поверив клеветническим слухам. Каждое воскресенье поднимался Владыка Нектарий на кафедру для проповеди Слова Божия, для утешения и вразумления, встречая недоверие и молчаливое осуждение слушающих. Отчаявшись достучаться до их сердец, он решил: “В последний раз я поднимусь для проповеди, и если они не услышат меня, уеду.” И вновь Господь по любви Своей совершил чудо. За одну неделю облетела город весть, что то, чему верили раньше горожане в отношении святителя, было ложно. В следующее воскресенье проповедь его была принята с воодушевлением. Любовь народа сопутствовала Нектарию. Но до конца жизни он должен был нести крест изгнания и имя опального митрополита, не принадлежащего ни к одной автокефальной Церкви. Какое-то время у него появилась надежда на изменение такого положения, когда престол в Александрии занял новый Патриарх Фотий. Святитель обратился к нему с письмом о пересмотре дела и признании своего епископства. Но надежды оказались тщетны. На его просьбу новый Патриарх даже не ответил. До конца своих дней митрополит Пентапольский вынужден был находиться в непонятном каноническом положении, подписывая все свои бумаги “путешествующий епископ.”

Постепенно тьма клеветы отступала от имени опального святителя. Люди, видя его чистую и добродетельную жизнь, слушая вдохновенные проповеди, стремились к нему. Слава Пентапольского митрополита из провинции скоро дошла до столицы и до греческого королевского дворца. Королева Ольга, познакомившись с ним, вскоре стала его духовной дочерью. Благодаря ей он назначается директором богословской школы имени Ризари в Афинах. В ней готовили священнослужителей и светские церковные кадры. В период управления святителя школа пережила годы подъема. С неиссякаемой любовью и терпением относился Нектарий к своим подопечным. Известны случаи, когда за провинность учеников он налагал на себя строгий пост.

К этому времени вокруг Нектария стали собираться его духовные чада, многие едут к нему за

советом и благословением. Тогда же начинают проявляться в старце-святителе Дары Божией благодати: прозорливость, дар исцеления. Когда он служил Божественную литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим. Но по-прежнему главным украшением его было истинное смирение. Когда в школьную церковь приезжал другой епископ сослужить ему, он никогда не занимал главного места, даже если оно принадлежало ему по праву старшинства. Он всегда становился справа от престола, облаченный лишь в малый омофор, а вместо митры одевал черный монашеский клобук.

Однажды служащий школы, занимавшийся уборкой, заболел и очень переживал, что его уволят с работы. Через несколько недель, вернувшись, он обнаружил, что кто-то все это время выполнял его работу. Очень удивившись, он решил узнать, кто этот милосердный благодетель. Рано утром придя в школу, он в изумлении увидел своего “заместителя.” Это был митрополит Пентапольский, директор богословской школы Владыка Нектарий. Закончив подметать уборную, он сказал: “Не удивляйся, я не собираюсь занимать твоего места, я просто хочу помочь, чтобы за тобой сохранилась эта работа. Пока ты болен, я буду работать за тебя. Только в школе об этом не рассказывай.”

В числе многочисленных духовных чад возле Владыки собрались несколько девушек, желающих посвятить себя монашеской жизни, но не решавшихся идти ни в один монастырь, чтобы не лишиться

духовного руководства своего наставника.

Как пастырь добрый, заботясь о них, Нектарий стал присматривать подходящее место и останавливает свои поиски на о. Эгина. Найдя здесь развалины древнего монастыря, он на собственные средства покупает эту землю. Сюда приезжают первые насельницы. Монастырь был устроен в честь Святой Троицы, возглавила его слепая игумения Ксения. Вскоре Святитель прибыл туда и сам. Жили очень бедно, много трудились. Святитель Нектарий сам шил обувь сестрам монастыря, писал богословские труды и духовные стихи (одно из его песнопений в честь Божией Матери поют сейчас во многих храмах России, оно называется «Агни Парфене»).

Жители острова вскоре полюбили святого и стали просить его молитв о себе, замечая, что происходят чудесные вещи по молитвам этого старца. Святому был дан дар от Бога являться людям на расстоянии. Так однажды он явился в Канаде в Православном храме, служил там Литургию и исцелил парализованного человека, сидевшего в инвалидной коляске. Этот человек потом нашел святого на Эгине и благодарил его со слезами. Во время Первой мировой войны немецкие летчики, пролетая над островом Эгина, видели только море, хотя на карте обозначен был остров. Все воины, просившие благословения у святого перед уходом на фронт, вернулись живыми.

В своем монастыре Святитель по откровению Божьему ввел давно исчезнувший из практики Православной Церкви институт диаконис. Но, повторим, это было сделано им по откровению.

К концу жизни еще один удар обрушился на Святителя. В монастырь пришла 18-летняя Мария Куда, убежавшая от деспотичной матери-свечницы. Святой Нектарий принял ее в монастырь. Тогда мать девушки подала жалобу на святого, обвинив его в совращении девушек и в убийстве рождаемых якобы ими младенцев. Следователь, прибывший в монастырь, обзывал святого кентавром и таскал старца за бороду, а тот смиренно отвечал ему и сам готовил еду обидчику, запрещая монахиням плакать и роптать. Девушку обследовал врач и подтвердил ее чистоту; “убитых” младенцев тоже, конечно, не нашли. После этого мать девушки сошла с ума, а следователь заболел тяжко и приезжал просить прощения у святого.

Святитель предсказывал своим послушницам, что монастырь их будет богат, если они будут усердно трудиться (о каком богатстве говорил святой? Наверное, в первую очередь, о духовном, хотя ныне

монастырь не бедствует и материально).

Однажды, прогуливаясь с послушницей на природе, Святитель спросил ее: “Хочешь ли ты увидеть

своего Ангела-Хранителя?” Послушница, конечно, изъявила большое желание. “Вот он перед тобой,” — ответил святой. И тут же девушка упала без чувств, не вынеся того, что увидела. Святитель потом жалел о том, что произошло, говоря, что девушка была еще не готова.

В другой раз сестры монастыря просили Святителя объяснить им, как понимать слова “всякое дыхание хвалит Господа,” и каким образом природа славословит Творца. Святитель ничего не ответил на

это, только на следующий вечер сказал сестрам: “Вы спрашивали меня о том, как природа славит Господа? Вот послушайте сами.” Сестры услышали по молитвам Святителя то, что не объяснить нам.

Вся жизнь нового монастыря проходила под руководством святителя Нектария, с которым сестер сводила постоянная переписка. Какой отеческой любовью, заботой и нежностью наполнены его письма. Некоторое время святитель одновременно руководил школой, пребывая в Афинах, и своим новоустроенным монастырем, но Господь распорядился так, что Владыка уходит в отставку из школы и навсегда переселяется на Эгину. Двенадцать последних лет жизни провел он со своими инокинями, воспитывая их для Небесного Царствия. Много скорбей и искушений пришлось пережить им, но это были и годы благодатные. Обитель за это время приведена в порядок, налажено хозяйство. Ежедневно святитель Нектарий проводил с сестрами занятия по догматике, этике, аскетике, а вечерами они, собравшись вокруг, слушали рассказы о неисповедимых тайнах Царствия Божия. Никто не замечал, как проходило время. “Уже поздно, — иногда говорил святитель. — Пойдемте в храм на молитву.” А после окончания службы добавлял: “А что если прочесть несколько молитв Божией Матери?” Время продолжало свой бег, и утреннее пение петухов заставало всю общину в храме во время молитвы.

Годы земной жизни святителя тем временем подходили к концу. Чувствуя это, он молился, чтобы Господь продлил отмеренный срок для завершения всех дел в монастыре, но как и всю жизнь, смиренно прибавлял: “Да будет Воля Твоя!”

Долго скрываемая болезнь наконец взяла свое. В сопровождении двух монахинь его отправили в больницу. Глядя на маленького, одетого в рясу старичка, мучившегося от страшной боли, дежурный служащий спросил: “Он монах?” “Нет, — ответила монахиня, — он епископ.” “Впервые вижу епископа без панагии, золотого креста, а главное — без денег,” — заметил служащий.

Святителя уложили в третьеразрядную палату для неизлечимых больных. Еще два месяца провел он в муках. В день празднования Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Господь призвал к себе душу святителя Нектария.

В больнице пробыл недолго, у него оказался рак. Чудеса происходили и в больнице, медсестры заметили, что бинты, которыми обвязывали раны Святителя, благоухают. Вместе со святым в палате лежал парализованный человек, и когда душа святого покинула этот мир, то он получил полное исцеление через рубашку святого Нектария.

Сразу после кончины тело святого начало мироточить. Когда гроб привезли на Эгину, то весь остров вышел проводить своего святого со слезами. Люди на руках несли гроб святого и потом заметили, что одежда, в которой они были во время похорон святителя, благоухает. Руки и лицо угодника Божия обильно мироточили, и монахини собирали миро ватой.

Погребен Святитель Нектарий в склепе монастыря, несколько раз склеп открывали по разным причинам и каждый раз убеждались, что тело нетленно. Даже фиалки, положенные в гроб девочкой, не были тронуты тлением.

Праведная кончина святого последовала 9 ноября ст. ст (22 ноября н. ст.). 1920 года. В 1961 году состоялась канонизация Святителя, были подняты его святые мощи. Оказалось, что остались только косточки. Как сказали духовники, мощи истлели, чтобы их можно было разнести по всему миру на благословение от святого Нектария.

Почитание святого угодника в Церквях Востока (Константинопольской, Элладской, Иерусалимской и др.) сравнимо с почитанием в России Преподобного Серафима Саровского. По благословению Преосвященнейшего Филарета, Епископа Пензенского и Кузнецкого, в день памяти Святителя Нектария 22 (9) ноября 2002 года в храме Вознесения Господня села Старая Степановка Лунинского района Пензенской области было совершено торжественное богослужение, из Пензы и районов области прибыли паломники. После богослужения было составлено письмо Высокопреосвященнейшему Ювеналию, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых, с просьбой о внесении имени Святителя Нектария в месяцеслов нашей Русской Церкви. Повторяю, дату общецерковного прославления святителя я так и не нашел.

Вот, чудеса, совершенные по молитвам святителя: В 1931 году в монастырь приехала молодая чета, чтобы крестить ребенка, которого посвятили св. Нектарию. У этих родителей уже было двое детей, родившихся парализованными. Первый был еще жив, а второй умер. Третий, которого привезли крестить, родился тоже парализованным. Обескураженные и убитые горем, родители отправились за маслом из лампадки Святителя, которым помазали младшего ребенка, пообещав св. Нектарию окрестить его в монастыре и назвать его в честь Святителя. Как поведать о чудодейственной силе Христовой? Сразу после третьего погружения ребенок был извлечен из воды совершенно здоровым. Он и поныне пребывает в полном и совершенном здравии. Другой ребенок, лунатик от рождения, переносивший до десяти приступов в день, был исцелен Святителем в 1933 году. Его родители, дошедшие до полного отчаяния, прибыли на Эгину за маслом из лампадки Святителя, помазали его, а когда показали ему купленную в монастыре икону, он воскликнул: “Отче” и приложился к образу. С тех пор он живет в добром здравии к великой радости родителей и во славу Бога, “Дивного во святых Своих.”


  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница