Андрей Кузнецов: Новому собственнику предстоит работать засучив рукава



Скачать 74.38 Kb.
Дата04.05.2016
Размер74.38 Kb.



Андрей Кузнецов: Новому собственнику предстоит работать засучив рукава

Через неделю, 22 февраля, пакет акций ОАО «Галоген», принадлежащий государству, будет выставлен на продажу. Подготовка к этому судьбоносному для предприятия событию шла с 2002 года, когда оно было занесено Правительством РФ в список приватизируемых. Этот процесс проходил в полном соответствии с российскими традициями: с «черным пиаром», штурмом, забастовками, неоднократной сменой управленческой команды. После окончания локальных сражений и ухода с территории предприятия москвичей, выступавших от имени государства, предприятие оказалось в информационном вакууме. Было известно лишь, что вокруг его периметра поставлен новый забор, оснащенный системами видеослежения, а новая команда отказалась общаться с прессой. Накануне торгов нынешнее руководство «Галогена» прервало это молчание.

Андрей КУЗНЕЦОВ, генеральный директор ОАО «Галоген»:

- Отсутствие информации о предприятии объясняется просто: говорить было не о чем, ведь цыплят, как известно, по осени считают.

Я пришел на «Галоген» летом 2003 года, после того как его покинула московская команда управленцев. Завод находился в «пограничном» состоянии: то ли намеревался катиться вниз, то ли балансировать на грани выживания. Нужно было сначала добиться каких-то реальных результатов, а уже потом о них рассказывать.

Вместе с главным инженером Владимиром Денисенковым, заводскими специалистами мы разработали концепцию развития предприятия на три-пять лет вперед. Исходя из утвержденного ранее бизнес-плана, предприятие рассчитывало получить до конца 2003 года прибыль в объеме 15 млн руб. Прикинув перспективы, мы поняли: этого недостаточно. Чтобы обеспечить стабильность, необходимо было увеличивать объемы производства и цену на продукцию, повышать заработную плату. Заставляя людей работать, но не позволяя зарабатывать, невозможно получить адекватной отдачи.

Сегодня можно сказать, что бизнес-план 2004 года выполнен практически в полном объеме. По сравнению с 2003 годом объемы производства в сопоставимых ценах выросли на 23%. Чистая прибыль в соответствии с нашими планами должна была достичь 32 млн руб., а реально она составила 36 млн, то есть выросла по отношению к 2003 году более чем в два раза. При этом объеме производства и производительность труда увеличились на 30%.

Объем капитальных вложений за 2004 год составил 110,8 млн руб.

«Галоген» - как трехколесный велосипед: едет не быстро, но при этом достаточно устойчив. Секрет - в диверсификации. Не пошли на рынке хладоны - делается акцент на фторопласты. Появились проблемы и в этой нише - есть возможность наращивать объемы выпуска солей и кислот для химической промышленности.

Но все не так безоблачно. Как и на любом производстве и рынке, у «Галогена» свои трудности, и они достаточно очевидны: износ основных средств, «падающий» рынок.

- Каковы были приоритеты инвестиционной программы?

- Прежде всего, это наращивание объемов производства. Так, выпуск базового хладона R125 мы увеличили в два раза по сравнению с 2003 годом (затраты на реконструкцию производства составили 7,9 млн руб.). В текущем году запланировали аналогичный рост. В два раза вырос объем производства спиртов-теломеров, что потребовало более 18 млн руб. Загружены на 95% мощности по производству фторопласта, где установлено новое оборудование - мельница тонкого помола. То есть завод работает сегодня практически на полную мощность.

У нас кардинально поменялась структура управления благодаря внедрению программного комплекса Oracle E-Business Suite (OEBS). От предыдущей команды нам достался договор, заключенный с компанией «Борлас». За полтора года проделана большая работа по реализации этого документа.

Пришлось буквально «перевернуть» все предприятие, привлечь фирмы, которые сделали аналитику по всем направлениям. Мы набрали группу молодых специалистов, в том числе - «потанинских» стипендиатов, создав проектный офис из 30 человек.

Мы постарались взять все хорошее, что было на заводе, добавили рекомендации внешних консультантов и создали эксклюзивный продукт. Пока говорить о полном внедрении Oracle преждевременно, но предварительные результаты экспертов «Борласа» говорят сами за себя: оценка «пять с минусом». Это достаточно высокий результат.

Система призвана обеспечить «Галогену» абсолютную прозрачность, позволит контролировать все процессы в «онлайновом режиме». Руководители и собственники получают возможность иметь максимально полную информацию о состоянии дел на предприятии, принимать своевременные решения, снижать затраты, повышать прибыльность и конкурентоспособность продукции.

В ходе этой работы пришлось полностью заменить компьютерные сети. В целом затраты на внедрение проекта Oracle составили $3 млн.

По-новому организована охрана предприятия. После учебной антитеррористической акции, когда к нам проникли условные злоумышленники и заложили учебную бомбу, мы построили новый забор, поставили системы видеонаблюдения. Одним словом, к обеспечению безопасности на «Галогене» относятся предельно серьезно.

- Какие проблемы были для вас наиболее трудно решаемыми?

- После такого сильного руководителя, как Игорь Уклонский, коллектив завода (в котором много специалистов, проработавших на производстве от 25 до 40 лет) отнесся к новой команде настороженно. Теперь, думаю, взаимопонимание установилось. Ветераны и новички образовали тот «сплав», которому под силу решать самые сложные задачи.

Еще одна проблема - рынок. 50% продукции предприятия идет на экспорт (экспортные поставки в 2004 году составили $24,2 млн, рост к аналогичному периоду - 42%). В 2002-2003 годах рыночная конъюнктура была неблагоприятной для нашего фторопласта. Нам пришлось объехать Европу, чтобы договориться с контрагентами, главные из которых действуют в Германии, Франции, Италии, где сосредоточены основные потребители продукции «Галогена».

Не скажу, что за рубежом нам были рады: цена опускается легко, а поднимается с большим трудом. Но с нашими доводами согласились, и цену на фторопласт удалось поднять на 15%. Аналогичную работу мы провели и с потребителями в США. Сейчас цены на нашу продукцию на мировом рынке реальны, и завод работает стабильно.

Существуют также проблемы с сырьем. Волгоградский «Химпром», к примеру, продает необходимый нам хлороформ за рубеж по более низким ценам, нежели предлагаем мы. Мы же ищем сырье в США и Европе. Приходится переплачивать, но останавливать производство по этой причине мы не собираемся. Зачем и кому это надо - непонятно. Ясно лишь одно: на волгоградском государственном предприятии нет государственной политики.

Думаю, что подобные «козни» есть следствие передела собственности, этакой своеобразной «предпродажной подготовки», которую пару лет назад проходил и «Галоген». В Волгограде идет чехарда со сменой руководителей. Думаю, что, когда вопрос с госпакетом на наших химзаводах решится, все встанет на свои места.

- Каковы прогнозы по поводу потенциальных собственников?

- Торги состоятся в Москве, каковы претенденты, нам неизвестно. Но любой собственник будет рад получить в свои руки прибыльное предприятие, а не руины.

- Предыдущая команда тоже с удовольствием прибыла в Пермь поуправлять от имени государства процветающим предприятием. И чем это закончилось?

- После Уклонского предприятие действительно резко пошло вниз. К примеру, при Уклонском рентабельность товарной продукции составляла 14,8%, москвичи снизили ее до 3,9% (в 2004 году нам удалось поднять этот показатель до 7,7%). Прибыль от продаж наши предшественники снизили с 277 млн руб. до 120,9 млн руб., среднюю заработную плату - с 8195 руб. до 7350 руб. В 2004 году нам удалось поменять ситуацию в лучшую сторону. Прибыль от продаж поднялась на 12,2%, средний уровень оплаты труда составляет 8,5 тыс. руб.

- Можно ли сегодня назвать тех, кто может потенциально заинтересоваться предложением и поучаствовать в приватизационном конкурсе?

- Это концерн «Агро-Хим» - владелец Кирово-Чепецкого химического комбината (возглавляемый экс-президентом «СИБУРа» Дмитрием Мазепиным). Это агрохимическая корпорация «Азот» - один из крупнейших игроков на российском рынке минеральных удобрений. По слухам, среди участников аукциона можно будет увидеть и «Газпром». Очевидно, поучаствуют в борьбе и миноритарные акционеры - ЗАО «Тил», которому принадлежит 48% акций «Галогена».

А вообще прогнозировать такие процессы - дело неблагодарное. Как учит опыт, никто не гарантирует, что и здесь не появится какая-нибудь компания типа «Байкалфинансгрупп», за которой может стоять кто угодно.

Я не думаю, что завод, идущий на продажу по такой стартовой цене, можно покупать на перепродажу с целью «наварить» денег. 710 млн руб. - очень серьезная цифра. Эти затраты предприятие может отработать в течение, скажем, семи лет. В идеале. Хотя после усилий московской команды «Галогену» эти затраты компенсировать будет очень тяжело. Если не сказать невозможно - в такой короткий срок.

А вот для длительных инвестиций с дальним прицелом на 10-15 лет такое приобретение интересно. Но перспективы у производства есть при двух условиях: вменяемом собственнике и профессиональном менеджменте.

Собственник здесь должен работать засучив рукава. Если он будет привязан к пермской земле, если ему будет интересно работать на предприятии и зарабатывать, платить налоги в бюджеты всех уровней - у него есть все шансы стать брэндом Пермского края.

- То есть вы считаете, что начальная цена пакета в 710 млн руб. соответствует реальной оценке предприятия?

- Это - верхняя планка. Собственник за эту цену получит бизнес, нуждающийся в крупных инвестициях. «Галогену» необходима новая продукция, новые производства. Химический продукт живет на рынке пять, максимум 10 лет. Затем требуется обновление. На рынке пластмассы, фторопласта, композитных материалов через каждые год-два производители предлагают что-либо новое. Если этого не делать, на самом благополучном предприятии начинается стагнация.

Внедрить производство новых продуктов в химии довольно сложно, тем более сейчас, когда практически все отраслевые НИИ находятся в глубочайшем кризисе. Поэтому для осуществления таких проектов придется обращаться к Западу, создавать, в частности, совместные производства. На это потребуются немалые деньги.

- Были такие предложения от зарубежных партнеров?

- Переговоры менеджмента и миноритарных акционеров предприятия проходили с транснациональной химической корпорацией Dupon. Вряд ли корпорация будет претендовать на пакет акций, но она однозначно заинтересована в «Галогене» как потенциальном партнере. Dupon хотела бы получать от нас продукты и готова инвестировать средства в развитие производства. Руководители этой корпорации говорят, что «Галоген» им интересен потому, что представляет собой «маленькую модель Dupon». Однако реализация подобных проектов будет зависеть от позиции нового собственника.

Сегодня «Галоген» признают на высоком уровне и Европе, и в Соединенных Штатах. Там считают, что завод работает грамотно, четко выполняет обязательства, имеет высокую культуру производства. Нравится им и команда менеджеров: тем, что действует в интересах предприятия.

- После ухода с предприятия гендиректора Игоря Уклонского, чья забота о коллективе была беспрецедентной, заводчан очень волновал вопрос, не будут ли новые менеджеры урезать социальный пакет, предусмотренный коллективным договором. Как сегодня строится социальная политика предприятия?

- Я осознаю важность социальных программ. Однажды на совете директоров меня даже пожурили за то, что слишком «социально ориентирован». Но акционеры ЗАО «Тил» тогда меня поддержали.

Мы не стали ликвидировать социальную сферу как таковую. У завода остались профилакторий, пионерский лагерь в замечательном месте - под Очером. Поддерживает предприятие и картинг-клуб. Не отказываем в благотворительной помощи школам, детским домам, инвалидам, которая идет через благотворительный фонд «Надежда». На добавку к основной пенсии 2,5 тыс. пенсионеров предприятие ежегодно расходует 2-3 млн руб. Мы стали выплачивать материальную помощь к отпуску в размере оклада, эти деньги работники тратят по своему усмотрению.

Сегодня идет подготовка к подписанию нового коллективного договора. Хуже прежнего он не будет точно. Лучше - может быть. Но здесь также будет важна позиция основного собственника. Вдруг он скажет, что львиная доля прибыли должна пойти на дивиденды... И ведь не поспоришь.

- Теперь традиционный вопрос - о планах «Галогена» на 2005 год...



- Планы амбициозные. Планку подняли еще выше: на прибыль - в полтора-два раза. Но бизнес-план будем утверждать уже с участием нового владельца.

Татьяна ВЛАСЕНКО


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница