Анализ социокультурной ситуации мр «Горный улус» рс (Я) Общая характеристика населенного пункта I. Общая характеристика улуса



страница1/3
Дата06.05.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3
Анализ социокультурной ситуации МР «Горный улус» РС (Я)

1. Общая характеристика населенного пункта
I.Общая характеристика улуса.

1. 1.Территориально-административная.

Горный улус образован 25 июня 1931 г. из Западно-Кангаласского, Намского районов на Лено-Вилюйском водоразделе площадью 45 624 кв.км в 184 км от г.Якутска. Улус граничит в северной и северо-восточной части с Кобяйским, в северо-западной – с Вилюйским, в западной – с Олекминским, в южной – с Хангалассским, в восточной – с Якутским, в северо-восточной – с Намским улусами. Границы сухопутные, проходят по труднодоступным и малонаселенным районам. При образовании района население составляло 7355 человек, всего было 1182 хозяйства. Основное занятие населения - исконно традиционное скотоводство, в среднем на одно хозяйство приходилось по 14 голов скота. По климатическим условиям улус относится к подзоне привилюйской группы районов, почти целиком засушливый. Основной особенностью климата является резкая континентальность, проявляющаяся в больщих годовых колебаниях температур и недостаточном количестве выпадающих осадков.

На территории улуса расположены 9 наслегов: Бердигестяхский (административный центр), Атамайский (Бясь-Кюель), Кировский (Асыма), Малтанинский (Кептин), Маганинский (Орто-Сурт), Мытахский (Джикимдя), Одунинский (Магарас), Октябрьский (Кюерелях), Шологонский (Ерт). Каждый наслег имеет свою неповторимую историю, традиции. Особенностью расположения наслегов на территории улуса является отдаленность друг от друга и от улусного центра. Самый отдаленный от улусного центра Малтанинский наслег расположен в 188 км, самые близкие Мытахский и Кировский в 30 км.

1.2. Хозяйственно-экономическая.

В Горном улусе по статистическим данным 2011 года численность экономически активного населения - 4870 человек, что составляет 43% населения улуса. Из них заняты в различных сферах экономики – 4168 человек (86%).





Диаграмма 1

Одной из отраслей экономики в улусе, в которой занята большая часть жителей наслегов, является сельское хозяйство. Функционируют ведущие предприятия: СХПК «Маай» (по переработке сельскохозяйственных продуктов), СХПК «Одуну» (по разведению чернобурой лисы), также 143 крестьянских хозяйства и 1162 лично-подсобных хозяйства, где содержится:




Диаграмма 2

По сравнению с прошлым годом поголовье лошади увеличилось на 109%, а крупного рогатого скота уменьшилось на 1 %. Произведено 5372,8 тонн молока и заготовлено 1222 тонн мяса. Ведется запланированная работа по реализации программы развития сельского хозяйства. Но в виду климатических и географических особенностей улуса сельское хозяйство в улусе является дотационным. Большинство семей в деревне выживает за счет продукции личного подсобного хозяйства. Но разведением скота занимаются в основном семьи среднего и старшего поколения, многие молодые семьи не видят выгоды в скотоводстве из-за трудностей в заготовке кормов, из-за постоянного подорожания цен на перевозку сена.

По территории улуса через 4 наслега проходит автодорога федерального значения «Якутск-Вилюйск», что является одним из факторов развития экономики улуса. Строительством и обслуживанием автомобильных дорог занимается государственное унитарное предприятие автомобильных дорог «Горный». Это предприятие за год производит работу на 125, 5 млн. рб.

В улусе также функционируют автотранспортное предприятие по перевозке грузов ОАО «Бэрдьигэс», ГУП ЖКХ, Бердигестяхский филиал ОАО «Сахателеком», осуществляющий телефонную, телеграфную, спутниковую связь, информационных и телекоммуникационных сетей, радиовещание, «Почта России».

Во всех наслегах улуса функционируют объекты культурного и социального значения: дома культуры, музеи, библиотеки, спортивные комплексы, залы, участковые больницы, аптеки, есть средние общеобразовательные школы.

Статистические данные:


Всего населения в улусе

11703

Экономически активного населения

4870

Из них заняты

4168

Средняя численность работников в крупных и средних предприятиях

2772

Среднемесячная заработная плата

16923

Доля прибыльных организаций

33,3%

Денежные доходы населения (в среднем по улусу)

10 545

Численность пенсионеров

2802

Из них работающих

1081

Средний размер пенсии

9478

Численность зарегистрированных безработных граждан

208

Заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, потребность в работниках

120

Потребительские расходы на душу населения

4203

Таблица 1

1.3.Демографическая.

В Горном улусе проживают всего 11703 человека. Самый большой наслег по количеству населения – Магарас, самые маленькие – Орто-Сурт, Кюерелях.





Диаграмма 3

В школах обучаются 2552 учащихся. В ВУЗ-ах учатся 831, ССУЗ-ах, ПТУ и СПТУ 222 студентов. Сравнительный анализ миграционной ситуации в улусе за 2 года показывает:




Диаграмма 4

Миграционный прирост составляет -7 единиц. Мигрируют в основном с маленьких и отдаленных наслегов.

Количество родившихся и умерших за 2 года:



Диаграмма 5

Естественный прирост населения составляет в 2009 году 60 человек, в 2010 году – 54 человека. За два года заключено браков и произведено бракоразводных процессов:





Диаграмма 6

По школам улуса количество учащихся составляет:





Диаграмма 7

По данным,приведенным в диаграмме видно, что меньшее количество учащихся обучаются в школах отдаленных наслегов: Малтанинская СОШ, Маганинская СОШ, Кюереляхская СОШ. В Одунинской СОШ обучается 185 учащихся, что обусловлено близким расположением наслега от г.Якутска (самое большое количество жителей) и низкими показателями миграции населения: в 2010 году – 6 человек.


1.4.Социальная и культурно-национальная.

Чтобы сделать анализ социальной ситуации в школах, мы взяли статистические данные общеобразовательных школ:



 

Ерт

Кюер

Магар.

Орто-Сурт

Бясь-Кюель

Джик

Кептин

Асыма

Берд.

 Всего

Всего семей

90

59

117

56

78

74

60

74

550

 1158

Полных семей

69

43

90

44

56

60

44

46

415

 867

Неполных семей

21

16

27

12

15

14

16

26

135

 282

Малообеспеч.

Семей


71

53

86

31

68

60

39

25

465

 878

Неблагополучные семьи

1

4

3

6

8

0

3

1

11

 37

Многодетных семей

38

16

70

32

37

22

25

28

210

 478

Опекунство

4

0

3

3

3

5

2

6

13

 39

Безработные

8

20

12

17

50

9

6

17

 

 139

С высшим образованием

40

12

103

17

20

22

16

27

162

 419

Со ср. спец. образованием

51

17

100

44

35

63

37

34

237

 618

Со ср. общеобр. образованием

53

54

120

37

67

42

47

58

194

 672

С неполным ср. общ. обр.

3

2

0

0

0

2

1

0

2

 10

Таблица 2

Как видно из статистических данных, в школах наслегов обучаются дети из 1158 семей, 74% из них - полные семьи. 75% семей имеют статус малообеспеченных, 41% - многодетные семьи.




    1. Местные достопримечательности, культурно-исторические традиции наслега.

Музеи
Улусный краеведческий музей

Музей является научно- культурным центром, в котором обобщены материалы по истории улуса. Музей располагает 5 основными разделами: растительный и животный мир, традиционная культура эвенков, традиционный уклад хозяйства якутов, творчество народных умельцев, мастериц по шитью, художников, история образования, культуры, здравоохранения, спорта в улусе.



Центр фольклора и этнографии

Энтузиаст, организатор и пропагандист национальной культуры Гаврил Ильич Александров создал в 1993г в с. Бердигестях фольклорно-этнографический центр на базе частной усадьбы. Центр включает в себе две якутские юрты с полным интерьером в национальном стиле. В одном из них из них собраны и экспонируются национальная утварь, одежда, старинная мебель и т.д. При центре собран обширный видеоматериал о культурной жизни и истории улуса. 



Литературный музей-галерея

Мытахский музей- галерея берет свои истоки с литературной комнаты при Джикимдинской средней школе, в которую были собраны экспонаты о жизни и творчестве писателей, известных деятелей искусства- выходцев Мытахского наслега, книги, картины А.Н.Осипова, старинная утварь. В 1998 г в родовой усадьбе был построен дом- балаган. В 1992г Софроном Петровичем установлен сэргэ. В 1998г была введена в действие картинная галерея народного художника А.Н.Осипова



Музей трудовой, боевой и спортивной славы

Экспонаты музея отражают участие наших земляков в Великой Отечественной войне, ветеранов тыла. Собраны исторические документы, фотографии, воспоминания ветеранов войны и тыла. Музей является филиалом улусного краеведческого музея.



Музей печати

Музей редакции «Улэ кууЬэ» был основан в 2000 г. в связи 50-летним юбилеем газеты. Имеет 6139 экспонатов, так как музей является хранителем улусной печати. Большинство экспонатов рассказывают об истории и развитии печати, журналистики в Горном улусе. Кроме этого в музее можно увидеть старинные редкие фотографии различных исторических событий, выдающихся людей нашего улуса. В музее есть очень интересный раздел – коллекция фотоаппаратов разных марок. Также находится музей –комната «Чыпчаал».



Музей-комната коллекции кос «Хотуур тэлэр дьарыгым» 

В 2006 г. Марк Петрович Слепцов, пятикратный чемпион улусного соревнования «Куулэй» и чемпион республики «Куулэй-2002» открыл музей-комнату коллекции кос. Всего экспонатов собрано 120 разных видов кос. Во второй комнате музея выставлены фотографии самых именитых и лучших косарей улуса XX века. Все материалы сопровождены подробными пояснительными заметками. Различные планшеты, газетные статьи обогащают музейную коллекцию, наполняют глубоким содержанием. В дальнейшей перспективе при большом накоплении материалов комната-музей может быть преобразована в музей косарей. Уникальность этого музея в том, что это единственный музей в республике и в России.


В улусе действуют 27 учреждений культуры: улусный центр досуга, 8 сельских центров досуга, 11 библиотек, 3 музея, республиканская мастерская по изготовлению музыкальных инструментов им. Марии и Василия Мохначевских, фольклорно-этнографический центр "АлаЬа". В них трудятся свыше 150 человек..

В улусе и в республике широко известны народные коллективы - оркестр национальных инструментов "КылыЬах", народный театр под руководством отличника культуры СССР, режиссера Е.И. Мартыновой, победители многих республиканских конкурсов, группа "Атамай", мини-театр "Дьиикимдэ дьээбэлэрэ", обладатели III Международного фольклорного фестиваля в Болгарии в номинации "Лучшее исполнение" танцевальный коллектив "Кюлюмчээнэ" Магарасского центра досуга, хоровые и вокальные коллективы "Мичийэ", "Дьюегэлиилэр" Кюереляхского центра досуга.

Ассоциация "Аартык" объединяет клубы по интересам, творческое объединение мелодистов "Аргыс", литературное объединение "Сыккыс", народных умельцев "ТиЬилик", клуб знакомств "Тал-тап".

Детская музыкальная школа, основанная в 1967 г., ныне переименована в школу искусств с филиалом в с. Джикимдя. В школе на 7 отделениях по 9 специальностям обучают 170 детей 16 преподавателей.

    1. Ближайшие экономические зоны




  1. СХППК «Маай» Горного улуса, где выпускаются молочные продукции – 12 наименований, 5 мясных продукций, хлебобулочные изделия, напитки, джем, сироп;

  2. Автотранспортная сеть включает федеральную автодорогу «Вилюй», республиканскую автодорогу «Кобяй» и муниципальные автодороги по наслегам;

  3. Газификация села: п.Бясь-Кюель, п. Кюерелях.



    1. Имидж (слава) улуса вчера (в советские времена), сегодня в хозяйственно - экономическом, нравственно-эстетическом вопросах

1.В советское время Горный улус был богат исконно вековыми тра­дициями культуры, земледелия и животноводства, кустарного производства и ремесленничества. У нас жили и работали многие известные люди, которые своим талантом, умениями, знаниями приумножа­ли богатство своего родного улуса, а так же вместе со всеми внесли свой скромный вклад в социально-экономическое и духовное развитие нашей респуб­лики. Из нашего улуса вышли известные по всей стране деятели культуры и искусства: народный поэт Якутии, лауреат Государственной премии им.М.Горького Семен Данилов, народный писатель Якутии, лауреат Госпремии РСФСР им. М.Горького Софрон Данилов, народный художник Советского Союза, почетный гражданин Республики Саха (Якутия) А.Н.Осипов, народный поэт Якутии, Почетный гражданин Республики Саха (Якутия) С.И. Тарасов, известный прозаик и литературный критик П.Д. Аввакумов, заслуженные артисты республики М.В. Жирков, М.И. Варламова, А.В. Дьячковская, Р.Я. Захарова, художник-модельер А.Н.Филиппова, которые внесли и вносят свой личный клад в духовное и культурное развитие родной республики. Мы гордимся именами наших ученых: Луки Никифоровича Харитонова, Ангелины Григорьевны Лукиной. Академиками Василий Филиппов, Егор Чемезов, доктора наук Иннокентий Кычкин, Борис Заровняев, Конон Кононов, кандидат медицинских наук, главный терапевт Иннокентий Петров снискали признание научной общественности и др.

В Горном улусе ХIХ–XX в.в. по итогам проведенной поисково –исследовательской работы проживало 53 сказителя –олонхосута. Из них большую популярность и признание народа принадлежит Алексееву Семену Григорьевичу-Уустарабыс (1900-1995 г.г.) и «Ийэ» олонхосуту, автору пяти олонхо и потомственному олонхосуту Тарасову Николаю Михайловичу. На основе большой творческой работы работников культуры района выпущены и распространены в республике книги этих олонхосутов.

2.Имидж улуса сегодня. С 2009 года улус участвует в международном проекте по сохранению и размножению лесных бизонов. В местности Тыымпынай Шологонского наслега построен бизонарий «Тыымпынай», где содержатся 51 лесных бизонов. В 2011 г. привезены 30 бизонов из Канады.

Территория парка «Синяя» занимает 1470 тыс. га. Растительность в основном представлена лиственничниками, сосняками, лугово-болотными и пойменными комплексами, большую территорию занимают гари 1985-1986 и 1990 гг. ПП «Синяя» расположен в юго-восточной части Средне-Сибирского плоскогорья в пределах Приленского плато. На территории парка развиты типичные равнинные среднетаежные ландшафты, занимающие пластовое плато, сформированное породами чехла залегающего на кристаллическом фундаменте Сибирской платформы. В нижней части чехол представлен отложениями кембрийской системы протерозоя, которые перекрыты бескарбонатными породами юрской и меловой форм систем мезозоя. Расчлененность рельефа незначительна, относительное превышение основных форм мезорельефа составляет около 20-30 м.

Талантливые от природы народные мастера Василий и Мария Мохначевские заложили основу уникальной мастерской по изготовлению национальных музыкальных инструментов в с. Бердигестях.

На спортивных аренах планеты выдающихся достижений добились наши земляки, которыми гордится население всей республики: Герман Контоев, Александр Контоев, Осип Михайлов, Константин Леонтьев, Петр Сивцев, Дмитрий Винокуров, Николай Лукин, Кристина Тимофеева, Александра Александрова, Станислав Контоев,Ча5ыл Заровняев и др.



В последние годы в улусе интенсивно ведется строительство новых социальных объектов, в т.ч. жилых домов. В 2009 году введены в эксплуатацию здание школы на 400 мест в каменном варианте в с.Бердигестях, спортивный зал для детско-юношеской спортивной школы в каменном варианте в с.Бердигестях, 16-квартирный жилой дом в с.Бердигестях, спортивный зал в с.Кептин. В 2010 году введен в эксплуатацию 12-квартирный жилой дом для ветеранов в с.Бердигестях, проведена реконструкция стадиона с.Бердигестях с новой беговой дорожкой, построены ипподром в с.Бердигестях, дом «Мир Олонхо» в с.Бердигестях. В 2011-2012 году намечается ввод следующих объектов: здания детского сада «Крепыш», ЗАГСа, 24-квартирный дом для бюджетных работников, православная церковь, бизнес-центр, культурный центр п.Мытах, 16-квартирный социальный дом, каменное здание Кировской СОШ и др.


    1. Неформальные объединения, организации, общества, (временные, постоянные, регулярные...), общественные организации




Общественные организации наслегов

Ерт

Кюерелях

Магарасс

Орто-Сурт

Бясь-Кюель

Джикимдя

Кептин

Асыма

Бердигестях

Всего

Совет ветеранов

1

1

1

1

1

1

1

1

1



Женсовет

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 9

Молодежная организация

1

1

1

1

1

1

1

 

1

 8

Общество инвалидов

1

1

 

 

1

1

1

1

1

 7

Клуб молодых матерей

1

1

1

 

 

1

1

 

1

 6

Клуб молодых семей

 

 

 

1

 

1

1

1

1

 5

Клуб молодых учителей

 

 

 

1

1

 

1

1

1

 5

Совет отцов

 

 

 

1

 

1

1

1

1

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Анализ жизненных проблем улуса
Выявление различных проблем улуса:
- Экологические – питьевая вода не отвечает к ГОСТу, затяжные дожди последних лет приводят к нарушению ландшафта территорий – затопляются сенокосные угодья, увеличиваются болота, топи, загрязняются водоемы. По географическому положению территория наслега находится на высокой местности. Из-за этого возникают частые заморозки летом, что не способствует развитию овощеводства. Массовая вырубка лесов для отопления, затяжные дожди, лесные пожары последних лет приводят к нарушению ландшафта территорий – затопляются сенокосные угодья. Крестьянские и частные хозяйства испытывают трудности по заготовке сена.

- Социальные – безработица, неплатежеспособность населения. Ухудшается состояние здоровья населения, растет пьянство в молодежной среде, появляются семьи, где пьют оба родителя. Отсутствие интересных занятий для молодежи и организации их досуга, неспособность решения жизненных проблем, низкий образовательный уровень создают трудности в конструктивной работе с социумом, особенно в молодежной среде.

- Управленческие – нехватка кадров с современным менеджерским образованием, специалистов с юридическим, экономическим образованием. Недостаточная работа ведется с кадровым резервом улуса, не разработана программа кадровой политики.

- Семейные – увеличение неполных семей: матерей-одиночек, отцов-одиночек. Интересы семьи ограничиваются только вопросами выживания.



- Коммуникативные - общение на территории наслега происходит на якутском языке, так как жители села - почти все якуты. Социальные преобразования последних лет отразились на коммуникативной культуре села. Удаленность от центра, проживание в одной языковой среде, ограниченное подключение населения к ресурсам Интернет сети создают проблему замкнутого сообщества. 

- Духовные - в настоящее время население переживает самый трудный и сложный период своего духовного развития. Причин тому много: кризис экономики, рыночные отношения, культ денег и культ наживы и др.

- Образовательные – снижение качества обучения; механизм общественного участия в управлении образованием находится на стадии формирования; неполная реализация воспитательных возможностей социума в образовательном процессе; ухудшение состояния здоровья детей; рост правонарушений среди учащихся.
- Кадровые – нехватка кадров сельского хозяйства, рабочих специальностей; старение кадров.
3.Анализ жизненных ценностей улуса
- Жизненные ценности улуса заключаются в передаче преемственности поколений в уважении к старшему поколению, трудолюбии, патриотизме. Бережное отношение к природе.

- Духовно-нравственные ценности улуса рассматривается как направленность на высокую мотивацию человека на творчество, служению обществу, народу, отчизне. Сохранение культурного наследия, традиций и истории улуса.

- Хозяйственно-экономические ценности улуса наблюдается в тенденции роста производительных сил, постепенного развития местной промышленности, все больше совершенствуется учебный процесс в образовательных учреждениях, в целом меняется облик жизни села. Повсеместно идет стабилизация народно-хозяйственных процессов, и жители улуса с большим энтузиазмом смотрят в будущее.
4. Анализ образовательных запросов разных социальных, профессиональных и возрастных групп населения
- Выявление нужд наслега в специалистах (предприятия, рынок труда, услуг и товаров, общественные организации…) (сегодня, завтра, через 5 лет, через 10 лет). Сегодня в целях выявления нужд учащихся для создания учреждения специального среднего образования в улусе было проведено анкетирование. Цель анкетирования: выявление востребованных рабочих специальностей среди учащихся и родителей. Участники анкетирования: родители и учащиеся 9-11 классов. В анкетировании участвовали 440 родителей и 500 учащихся общеобразовательных учреждений улуса, что составляет 84,6% от общего числа (591). Анализ анкетирования показывает, что в данный момент востребованы такие специальности: туризм – 141 (28,2%), экономика и бухгалтерский учет – 116 (23,2%), монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения – 84 (16,8%), сварщик – 80 (16%), государственное и муниципальное управление – 78 (15,6%) у учащихся, такие специальности: монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения – 164 (37,3%), слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования – 137 (31,1%), ТО и ремонт автомобильного транспорта – 136 (30,9%), технология мяса и мясных продуктов – 108 (24,5%), технология молока и молочных продуктов – 107 (24,3%), сварщик – 106 (24,09%) у родителей.

Завтра – расширение рынка труда через развитие малой предпринимательской деятельности.

5 лет – рабочие специалисты газовой промышленности, туризма, сельского хозяйства.

5. Описание образовательной ситуации

- Описание образовательного пространства в улусе. Влияние на развитие личности тех или иных слоев населения. Положительные и отрицательные примеры.



Образование Горного улуса представлено 11 школами, 17 дошкольными учреждениями, 3 учреждениями дополнительного образования. В том числе: гимназия, начальная школа, 9 средних общеобразовательных школ, детско-юношеская спортивная школа, центр дополнительного образования, детская школа искусств. Всего 2095 учащихся. Дошкольными образовательными учреждениями охвачено 55 % детей. Общая численность педагогических работников - 609. В том числе педработников общеобразовательных школ 388, со следующим образовательным цензом: Высшая квалификационная категория - 23,6 %, первая квалификационная категория - 42,6 %, вторая квалификационная категория - 22,4 %, высшее образование - 78, 1 %, среднее специальное - 20,7 %, общее среднее - 1, 2 %. В сфере образования работают 4 кандидата педагогических наук. Соискателями на ученую степень кандидата наук являются 2 педагога. Заслуженных учителей РФ – 3, заслуженных учителей РС (Я) – 5, заслуженных работников образования РС (Я) – 3, заслуженный работник физической культуры РС (Я) – 1, отличников просвещения РФ – 41, отличников образования РС (Я) – 93, стипендиатов фонда «Дети Саха-Азия» - 8, Учитель учителей – 13.

В улусе созданы все условия для продуктивного участия в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которые являются логическим продолжением комплексного проекта модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование». Благодаря данным проектам в улусе введены нормативное бюджетное финансирование, новая система оплаты труда, повысилась заработная плата учителей, обновлено учебно-лабораторное оборудование, школьная мебель, компьютерная техника, интерактивный программный комплекс. Все это имеет большое значение для организации современного образовательного процесса. По первому направлению – введение новых стандартов – улус принимает активное участие в апробации материалов Федерального государственного образовательного стандарта в Бердигестяхской начальной общеобразовательной школе, Атамайской СОШ им.В.Д.Лонгинова. В условиях введения новых стандартов усиливается роль дополнительного образования. Образовательное пространство села всегда отличалось значительной изолированностью и, ограниченностью спектра образовательных услуг для представителей социума. Перспектива развития по данному направлению заключается в возможности построения более эффективных образовательных моделей, позволяющих решать не только проблемы изолированности и ограниченности образовательного пространства, но и более эффективно выстраивать социально-педагогическую деятельность в сельском социуме. Это прежде всего модели интегративного типа, представляющие объединения учреждений образования и социокультурной сферы по различным направлениям социально-педагогической деятельности. Вторая инициатива «Нашей новой школы» - создание системы работы с одаренными детьми. Совершенствование системы развития талантливых детей планомерно проводится на базе Бердигестяхской улусной гимназии. В Ертской средней общеобразовательной школе плодотворно и творчески работает физико-математический класс с 2008 года. Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа им. С.П.Данилова будет реализовать цифровую школу «Бэрдьигэс», которая обеспечить дистанционную и сетевую форму обучения учащихся улуса. Разработана улусная целевая программа по работе с одаренными детьми. Третью инициативу «Нашей новой школы» - пополнение новым поколением учителей – мы связываем с разработкой системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения квалификации учителей. Перспектива развития данного направления – открытие опорных центров на базе инновационных школ, обеспечение занятости высвобождаемых работников совместно с Центром труда и занятости населения. Четвертое направление по обновлению облика школ является для нас важным и актуальным. В 2009 году введены в эксплуатацию здания новой каменной школы с.Бердигестях на 400 мест и спортивного зала ДЮСШ. Перспектива развития - все школы должны стать центром культурной, спортивной жизни населенного пункта, центром общественной интеграции, позволяющих многообразную занятость подростков в системе дополнительного образования. В 2011 году начинается строительство здания новой школы в с. Асыма на 120 мест, в рамках общественного движения добрых дел «Моя Якутия в ХХ1 веке», здания детского сада в с. Бердигестях на 50 мест. По пятому направлению – формирование культуры здоровья – особое внимание уделяется организации горячего питания школьников, обеспечении температурного режима, внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. В целях медицинского обслуживания создаются медицинские кабинеты во всех школах. Перспектива развития – совместно с центральной улусной больницей провести мониторинг медицинского обследования детей для ранней профилактики заболеваний.

Основные проблемы:

  • Материально-техническая база образовательных учреждений (типовые здания- 2 школы - БСОШ, БНОШ и 4 МДОУ – «Сардаана», « Колокольчик», МДОУ п. Ерт и Асыма, что составляет 21, 4 % от общего числа в том числе в аварийном состоянии Кировская СОШ и в ветхом состоянии улусная гимназия.Аварийные здания МДОУ – «Умка», «Крепыш», «Кэнчээри».

  • Охват дошкольным образованием. В новом учебном году комплектование групп в МДОУ установили в соответствии с Типовым положением о ДОУ РФ №666, т. е. приняты 740 детей на 740 мест, в результате охват общественным дошкольным образованием составляет 56,7 %. Обязательное дошкольное образование детей с пяти лет доступно для 88 % детей. Потребность в местах в детских садах в улусе на 1 ноября 2010 года составляет - 599.

  • Неудовлетворительным остается состояние объектов базы летних лагерей, материально-техническая база стационарных лагерей не соответствуют современным требованиям для оздоровления детей.

  • Снижение уровня качества образования.

  • Ухудшение состояния здоровья детей.

  • Рост правонарушений среди учащихся.

  • Механизм общественного участия в управлении образованием находится на стадии формирования.

  • Неполная реализация воспитательных возможностей социума в образовательном процессе.

Пути разрешения этих проблем:

  • В ноябре 2009 года введены в строй первая в улусе типовая каменная школа на 400 мест и каменное здание детско-юношеской спортивной школы в с. Бердигестях. В Асыма 1 сентября 2010 года забита первая свая типовой каменной школы на 120 мест. В рамках движения «Моя Якутия в 21 веке» в селе Бердигестях введен ввод здания МДОУ «Крепыш» на 66 мест.

  • Силами учителей МОУ «Кировская СОШ» и МОУ «Кюереляхская СОШ», построен спальный корпус детского военно-спортивного лагеря «Сокол» на 25 детей в возрасте от 10-15 лет на участке «Таба бааьыната» МО «Кировский наслег» и уч. «Дьогуор эбэтэ» МО «Октябрьский наслег».

  • Созданы 4 семейные группы в количестве 20 воспитанников.

  • Бюджетная поддержка через целевые программы.

  • Строительство детских площадок по программе «80-летию образования улуса – 80 добрых дел».

  • Приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества.

  • Разработка механизмов общественно-государственного управления, адекватных задачам развития системы образования.

  • Создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность сферы образования.

  • Разработка концепции воспитания детей МР «Горный район».
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница