Анализ конкретного профиля



Скачать 61.88 Kb.
Дата28.10.2016
Размер61.88 Kb.

Анализ конкретного профиля


В качестве примера профориентационной работы с помощью системы Профплан рассмотрим результаты конкретного испытуемого.

Краткая характеристика испытуемого: Петров, 19 лет, получает высшее психологическое образование. Обдумывает варианты оптимального применения себя в рамках выбранной профессии или возможности получения второго высшего образования.

На рис. 1 представлены результаты тестирования испытуемого по методике «Профориентатор». Диагностический профиль представлен в центральном окне программы в виде 18-ти цветных полос, отходящих от центра в 5,5 стенов. Зеленые полосы отражают умеренные показатели по соответствующему фактору, синие – низкие значения, красные – высокие значения. Кроме того, результаты по шкалам, выраженные в числовом варианте (от 1 до 10 стенов) можно увидеть справа от каждого фактора. 




Рис. 1.

По результатам тестирования можно видеть ведущие (яркие) показатели испытуемого:



  • высокий интерес к науке и знаку, отражающие интерес к исследовательской деятельности, любознательность, направленность на сбор и анализ информации, а также интерес к работе с текстами, формулами, таблицами, цифрами;

  • отсутствие интереса к работе в сфере искусства и художественного творчества, в социальной сфере при наличии большого количества контактов с другими людьми, нежелание работать с биологическими объектами и изучать естественные науки, а также предпочтение спокойных, нерискованных видов деятельности;

  • высокие показатели способностей по всем шкалам (без преобладания чисто гуманитарных или чисто технических способностей). Выявлен общий высокий потенциал обучаемости, определяющий успешность освоения любой (в том числе и наукоемкой) деятельности;

  • ярко выраженная интроверсия (нижний полюс шкалы «Активность»), определяющая необщительность, замкнутость испытуемого, его направленность на собственный внутренний мир;

  • высокое согласие, свидетельствующее о наличии таких качеств как дружелюбие, доверчивость, отзывчивость, неконфликтность, стремление к сотрудничеству;

  • высокий самоконтроль, показывающий организованность, целеустремленность, дисциплинированность испытуемого, его склонность к соблюдению правил и норм. 

Испытуемый проявил умеренный интерес к работе с техникой и в сфере бизнеса, а также умеренную эмоциональную стабильность.
Краткие интерпретации по каждому фактору пользователь может прочесть внизу экрана при активизации мышкой интересующего фактора (на рис. 1 активной является шкала «Техника»).
Психолог-консультант совместно с испытуемым может разобрать более подробно значение каждого фактора, а также интерпретировать их сочетание.

После ознакомления с индивидуальными диагностическими результатами следует обратить внимание на правое окно программы. В данном окне представлен список из 80 профессий, проранжированных по степени сходства с диагностическими результатами. В верхней части списка представлены наиболее подходящие профессии для данного испытуемого, исходя из его интересов, способностей и личностных качеств. В нижней части – наименее близкие, или противопоказанные, профессии.


Для испытуемого Петрова наиболее близкими оказались такие профессии как «программист», «информационные системы в экономике», «социолог-статистик», «экономист» и далее по списку (см. рис. 1). Коэффициент сходства диагностического профиля испытуемого с «идеальным» профилем для каждой профессии отображается в данном списке слева от профессии. Чем ближе этот коэффициент к 100, тем более подходящей оказывается профессия. Так, для профессии «программист» коэффициент сходства составляет 74,6.
Наименее близкими оказались профессии «тренер-преподаватель по спорту», «бармен-официант», «фото-видео-оператор» и др. (см. рис. 2). В данном случае коэффициенты сходства становятся ближе к -100 (т.е. приближаются к противоположному полюсу).

 
Рис. 2.

Получив данные результаты, испытуемый заинтересовался вопросом о степени близости для него профессии психолога (той профессии, по которой он в настоящий момент получает высшее образование), ведь изначально, приходя на консультацию, его интересовал вопрос правильности своего профессионального выбора и возможности лучшего применения своих способностей либо в рамках профессии, либо вне ее.


С целью сравнения идеального профиля «психолога» и реального диагностического профиля, консультант выбирает соответствующую профессию в левом окне, представляющем собой список 80 профессий, расположенных в алфавитном порядке. Однократное нажатие левой кнопкой мыши на профессию отображает её идеальный профиль поверх диагностического профиля (отображается серыми, более тонкими линиями в сетке факторов). Таким образом, испытуемый получает возможность наглядно проанализировать своё расхождение или сходство с выбранной профессией, получить краткую справочную информацию по профессии (верхняя строка, над фамилией испытуемого) и узнать в числовом выражении степень своего сходства с профессией (см. рис. 3).


Рис. 3.

Основные расхождения испытуемого с профессией психолога-консультанта: прежде всего отсутствие интереса к общению и активной работе с людьми, ярко выраженная интроверсия, отсутствие интереса к изучению естественных наук и работе с биологическими объектами, предпочтение работы со знаковыми объектами (структурированной информацией, вместо реальных людей). Более подробно испытуемый и консультант могут совместно разобрать каждую шкалу. В целом, коэффициент сходства испытуемого с профессией психолога-консультанта – положительный и составляет 19,5.


С целью повышения коэффициента сходства (и, соответственно, степени удовлетворенности выбранной профессией) испытуемому можно рекомендовать развитие прежде всего в социальных областях (тренинги личностного роста, развитие коммуникативной компетентности). Система Профплан позволяет прогнозировать изменения: например, изменяя показатели испытуемого по шкалам «Общение» и «Активность» в сторону их повышения (как результат развивающих тренингов или саморазвития испытуемого) можно наглядно увидеть, как пересчитывается коэффициент сходства с интересующей профессией (строка над профилем) и как пересчитывается и перегруппируется список подходящих профессий (правое окно программы). В данном случае мы видим, что с указанными изменениями коэффициент сходства с профессией «психолог-консультант» повысился до 30.0, а в списке профессий в верхние строчки попали более «социальные» профессии, чем прежде (см. рис. 4).
При внесении любых изменений в диагностический профиль, рядом с фамилией испытуемого (в строке над профилем) возникает комментарий «изменён», а исправленные шкалы подсвечиваются светло-зеленым цветом. Вернуть профиль в исходное состояние можно с помощью функции меню «Профиль / Восстановить текущий реальный профиль» или с помощью второй функциональной иконки на панели над профилем.


Рис. 4.

В процессе консультации испытуемый выражает интерес также и к другим профессиям, подумывая о получении второго высшего образования. В частности, в качестве одного из вариантов испытуемый Петров называет получение образования в сфере журналистики. В процессе сопоставления диагностических результатов с «идеальным» профилем журналиста возникает много расхождений, вплоть до противоположной направленности по большей части шкал (коэффициент сходства = - 14.8) (см. рис. 5). При прояснении мотивов выбора данной специальности консультант выясняет, что наиболее привлекательные моменты в работе журналиста для Петрова – это возможность собирать и анализировать информацию, писать и править тексты, то есть его в большей степени интересует научно-аналитическая, а не собственно журналистская работа (при нежелании активно контактировать с людьми, конкурировать, соперничать, жестко отстаивать свои интересы). Разобрав расхождения с профессией журналиста и мотивы её выбора, испытуемый понимает неадекватность такого запроса и отказывается от идеи получения высшего образования в сфере журналистики. 




Рис. 5

Однако Петрова продолжает интересовать возможность наиболее полной реализации себя в рамках той профессии, которую он уже активно осваивает (психология). Анализируя список самых подходящих для него профессий, Петров заинтересовывается профессиями «программист», «информационные системы в экономике» и «социолог-статистик» и подчеркивает в беседе с консультантом свой интерес к информационным технологиям, математике и логике, однако сожалеет об отсутствии специального образования в этих сферах. При этом Петров не хотел бы окончательно отказываться от работы в сфере психологии, которая интересует его прежде всего с познавательной точки зрения, а также с точки зрения смысла работы (помощь людям в самопознании и развитии).

Для анализа сочетания нескольких профессий консультант переносит в буфер (нижнее левое окно) профессию реальную (психолог) и желаемую (программист). В результате отображаемый идеальный профиль представляет собой среднее между анализируемыми профессиями, и пользователи обращают внимание на то, что коэффициент сходства испытуемого с данной «интегральной» профессией повышается по сравнению как с профессией «психолога-консультанта», так и с профессией «программиста», и составляет 80.2 (см. рис. 6). Кроме того, заметно, что в таком случае нет существенных расхождений между особенностями испытуемого и требованиями «интегральной» профессии.

 


Рис. 6.

В завершение беседы испытуемый и консультант находят оптимальные варианты сочетания выбранных специальностей, с учетом базового психологического образования. Такими вариантами оказывается реализация Петровым себя в сфере прикладной научной психологии, в частности, в сфере психодиагностики и тестологии, а также получение дополнительного образования по специальности «информационные технологии в психологии».       


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница