Анализ деятельности по воспитанию и социализации учащихся в 2012-2013 учебном год



Скачать 119.44 Kb.
Дата08.11.2016
Размер119.44 Kb.
Анализ деятельности по воспитанию и социализации учащихся в 2012-2013 учебном году

Деятельность управления образования и образовательных учреждений по воспитанию и социализации учащихся в 2012-2013 учебном году была организована согласно нормативным документам федерального, регионального, муниципального, институционального уровней (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ПНП«Образование», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы и др.) и направлена на повышение эффективности работы по духовно-нравственному и гражданскому воспитанию и развитию детей и подростков, обеспечению организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОСов, повышению профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений как воспитателей.

Решению данных задач способствовали реализация целевых программ по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию учащихся, профориентационной работе, разработанных образовательными учреждениями в текущем учебном году, деятельность методических формирований, мероприятия разной направленности с педагогами и учащимися на институциональном и муниципальном уровнях.

Основными формами методической работы на школьном уровне остаются деятельность школьных методических объединений классных руководителей, педсоветы, методические совещания, семинары, творческие и проблемные группы, на которых рассмотрены различные теоретические и практические вопросы воспитания, способствующие совершенствованию профессионального мастерства классных руководителей, обобщен опыт работы.

На муниципальном уровне методическая деятельность по воспитанию в 2012-2013 учебном году представлена такими формами как семинары для заместителей директоров по воспитательной работе, РМО классных руководителей, психологов и социальных педагогов, организаторов отдыха, оздоровления и занятости детей, проблемные группы «Организация проектной деятельности учащихся», «Современные формы организации взаимодействия школы и семьи», основной целью которых является повышение профессионального мастерства педагогов как воспитателей.

Анализ деятельности методических формирований показал, что представленный опыт образовательных учреждений (Печменская СОШ, Березниковская СОШ – организация проектной деятельности педагогов и учащихся, Тюндюковская СОШ, Куземьяровская ООШ, Бардымская СОШ № 2 – современные технологии гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, Бардымская СОШ №2 – организация индивидуальной и коррекционной работы с детьми группы «риска», гимназия – интерактивные формы повышения профессиональной компетентности педагогов, организация психологического сопровождения внедрения ФГОС, Березниковская, Печменская СОШ – организация интересного, полезного досуга детей в каникулярный период, СП Красноярская ОШ – профориентационная деятельность) является актуальным и востребованным для различной категории педагогов, также выявил следующие проблемы:

- использование в основном педагогами традиционных форм работы, направленных на достижение результатов 1 уровня (приобретение детьми социальных знаний), мало организуется активная самостоятельная деятельность детей;

- не используется для организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС каникулярное время и для решения проблемы оснащенности материально-технической базы конкурсы проектов и программ;

- отсутствие в практике большинства ОУ новых форм в методической работе.

В целях реализации задачи развития механизмов, обеспечивающих защиту благополучия детей в семье, обозначенной в Национальной и региональной стратегиях действий в интересах детей на 2012-2017 годы организованы следующие мероприятия:

- проведены обучающие семинары для воспитателей ДОУ, педагогов-психологов, социальных педагогов на тему «Ранняя профилактика жестокого обращения с детьми»;

- традиционная конференция с участием родителей, педагогов, общественности проходила в этом учебном году на тему «Детство без жестокости и насилия: защита и помощь», где обсуждены такие проблемы как обеспечение для детей безопасного и комфортного семейного окружения; ответственность родителей за действия, направленные против детей; скрытая пропаганда насилия в интернете; также представлен опыт педагогических коллективов по профилактике жестокого обращения с детьми.

В целях формирования семейных, народных и национальных социокультурных ценностей у детей и подростков, сохранения преемственности семейных традиций

был проведён муниципальный семейный конкурс «Национальные традиции и обычаи в моей семье». На заочный этап конкурса было представлено 74 работы (69 семей) по исследованию своей семейной родословной, происхождения фамилий, имен, разработке семейного герба, по описанию семейных реликвий, своих увлечений, национальных традиций и обычаев, передающихся из поколения в поколение. На очном этапе 8 семей представили творческие выступления, в которых приняли участие 3 поколения семей. Обеспечили активное участие семей в конкурсе ДОУ №3, Елпачихинская, Печменская СОШ, Акбашевская, Куземьяровская ООШ.

Для формирования активной гражданской позиции, инициативы и ответственности у подрастающего поколения важны социальные практики, как в рамках образовательного учреждения, так и вне него. А эффективной формой социальных практик является реализация социальных проектов. По сравнению с 2011, 2012 годами повысилась проектная активность педагогов и детей: в 2011, 2012 году из 20 ОУ принимали участие в различных конкурсах социальных и культурных проектов 50 и 65 % ОУ соответственно, то в 2013 году этот показатель равен 75%. Также увеличилась сумма грантов, выигранных в конкурсах – 2011 год – 72 тыс. руб., 2012 год – 198,55 тыс. руб., 2013 год – 1083,3 тыс. руб., т.е. результативное участие педагогических коллективов в конкурсах проектов намного выше по сравнению с предыдущими годами. Конкурсы проектов и программ, проведенные среди ОУ и педагогов в этом учебном году, также отличались и качеством представленных материалов, чему способствовала деятельность районной проблемной группы «Организация проектной деятельности учащихся», РМО организаторов отдыха, оздоровления, занятости детей в каникулярный период.

Основными темами проектов в этом году была подготовка к Всероссийскому сельскому сабантую, проведенному в июне в Барде, год экологии и охраны окружающей среды. В результате реализации детских проектов «Красота спасет мир» (Бардымская гимназия), «Волонтеры Федерального сабантуя» (Березниковская СОШ), «Кто, если не мы» (Тюндюковская СОШ), «Цветочная гармония» (Бардымская С(К)ШИ), «Фольклорная группа» (Константиновская ООШ) благоустроены улицы села и территории школ, подготовлены сувениры для гостей Сабантуя, пошиты национальные костюмы для фольклорного коллектива.

Одним из главных направлений в организации и проведении ВСС была подготовка волонтеров для работы на мероприятии. И один из проектов, выигранных на конкурсе социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь» - «Горящие сердца» Дома детского творчества - был направлен на создание и развитие волонтерского движения в районе. 5 обучающих волонтерских сборов, конкурс на лучшую эмблему волонтерской организации, флешмобы «Дарим пожелания», «Мир. Труд. Май», акции «Георгиевская ленточка», «День Победы», «Встретим праздник достойно», по благоустройству, озеленение территорий Бардымской мечети, сквера Г.Тукая, работа по 8 направлениям на самом Сабантуе – вот те основные мероприятия, проведенные в рамках реализации проекта и в которых приняли участие около 150 детей, 100 педагогов.

Ярким событием стал для выпускников 2013 года районный мегабал, организованный в рамках реализации 2 проектов Бардымской СОШ №2, победителей районного и корпоративного конкурса проектов.

Большой вклад в благоустройство и озеленение села Барда внесли учащиеся и педагоги Бардымской гимназии, реализовав 2 больших проекта – «Луч», «Территория спорта».

Достоин внимания и проект «История завтра глазами молодых» учащегося 10 класса Печменской СОШ Уланова Александра, выигранный в краевом конкурсе проектов «Прикамский витамин». Итогом работы по проекту стала фотовыставка на молодежной площадке Всероссийского сельского сабантуя.

Таким образом, проектная деятельность учащихся и педагогов позволила обновить содержание и формы внеурочной и внешкольной работы образовательных учреждений.

Актуальным стало в год охраны окружающей среды и экологии в России проведение муниципальной игры КВН «Наш дом – планета Земля», деятельность профильных экологических лагерей с дневным пребыванием и площадок по месту жительства в летний период 2013 года.

Следует отметить пассивность участия в мероприятиях для педагогов и учащихся муниципального уровня Шермейской, Брюзлинской, Кармановской, Ново-Ашапской, Уймужевской ООШ. (Объясняют отсутствием компетентных педагогов для подготовки учащихся к конкурсам и транспорта для организации подвоза).

Совершенствование системы профилактики правонарушений и социального сиротства – одно из приоритетных направлений в деятельности управления образования. В текущем году продолжена работа по реализации краевого проекта «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних»

Во всех образовательных учреждениях выявляются дети «группы риска» на основании критериев с определением уровня детского неблагополучия и психологической диагностикой причин (социальные, семейные, учебные, физические). Разработана и принята нормативно-правовая база по реализации проекта (приказы ОУ, положения, программы, индивидуальные программы сопровождения детей «группы риска»). Постоянно ведется работа по формированию учета несовершеннолетних «группы риска», состоящих на внутриведомственном учете в программе Table Pro.

Обеспечивается дополнительная и каникулярная занятость учащихся приоритетных категорий: 2012-2013 уч.год-100% охват детей группы риска и СОП дополнительным образованием, 98% - каникулярной занятостью. В загородных детских оздоровительных лагерях в 2013 году оздоровилось 14 детей, находящихся в социально опасном положении.

В ОУ района реализовывались следующие программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения:

1. Восстановительные программы – школьные службы примирения (в 16 ОУ), муниципальная служба примирения

2. Программы, направленные на формирование здорового образа жизни – «Сказка – ложь, да в ней намек», «Все цвета, кроме черного»

3. Программа «Право на защиту от всех форм насилия» - формируется правила поведения ребенка в опасных ситуациях, защиты себя от насилия, представления об уголовной ответственности.

4. Программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних каждого ОУ, которая включает систему работы по гражданско-правовому воспитанию, индивидуальному и групповому сопровождению детей группы «риска» и находящихся в социально опасном положении, родительскому просвещению.

По сводному регистру учащихся «группы риска» на 10 июля 2013 года число детей, состоящих на учёте в «группе риска» – всего по району 141 чел., что составляет 4,5 % от общего числа детей от 7 до 17 лет (АППГ – 4,5%).

Показатели результативности профилактической работы по проекту – количество детей, снятых с учета «группы риска» и переведенных в «норму» по итогам коррекционной работы, составляет 15 человек (10,6 % от общей численности «группы риска», АППГ – 9,7%).

Численность снятых с учета «группы риска», переведенных в социально опасное положение (СОП), по району составляет 15 человек, это 11% от общего количества детей «группы риска» (АППГ – 4,2%). В том числе за совершение преступления переведены 7 человек (АППГ – 0) – по 1 учащемуся Сарашевской, Елпачихинской, Березниковской СОШ, по 2 учащихся -Бардымской СОШ №2, Бардымской специальной (коррекционной) школы-интернат.

В 2013 году наблюдается рост преступлений среди несовершеннолетних: за полугодие несовершеннолетними и с их участием совершено 8 преступлений (АППГ – 0). Рост составляет 100%. Участниками преступлений стали 8 несовершеннолетних (АППГ-1).

Преступления совершены учащимися Бардымской СОШ №2 (2 уч-ся), Березниковской СОШ (2 учащихся), Елпачихинской СОШ (1 учащийся), Сарашевской СОШ (1 уч-ся), Бичуринской СОШ (1 учащийся).

Также по сравнению с 2012 годом выросло количество несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния с 5 до 7 (на 28%). ООД совершены учащимися Бардымской СОШ №2 (2), Бардымской С(К)Ш (1 уч-ся) Березниковской СОШ (1), Бичуринской СОШ (1 уч-ся), Тюндюковской СОШ (1 уч-ся).

Ежеквартально анализируется деятельность ОУ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, выстраивается рейтинг и готовится справка с рекомендациями для дальнейшей работы.



Причины роста правонарушений среди несовершеннолетних:

1. Отсутствие качественного анализа профилактической деятельности ОУ с выявлением проблем, постановкой целей, определением задач и путей их достижения.

2. Школьные службы примирения, волонтерские отряды, общественные организации в ОУ не включены в профилактическую деятельность. Слабо используется потенциал самих учащихся по принципу «дети - детям».

3. Отсутствие узких специалистов, осуществляющих коррекционную и профилактическую работы в ОУ, во многих школах классные руководители не всегда включены в эту деятельность.

4. Работа с родителями носит информативный и административный характер (родительские собрания), редки активные и интерактивные формы, родительские студии, клубы.

Педагогическим коллективам ОУ, которые допустили рост преступлений среди несовершеннолетних, необходимо проанализировать ситуацию и принять действенные меры по снижению случаев противоправного поведения учащихся:

- постоянно осуществлять методическое сопровождение профилактической деятельности;

- предусмотреть стимулирующие мероприятия, поощрение классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и других педагогов за результативность проектной деятельности.

- регулярно корректировать карты индивидуального сопровождения, отмечая продвижение, результативность коррекционной работы.

- создавать условия, организовывать и направлять на обучение новым технологиям специалистов.

- принять меры по созданию и развитию служб примирения, обучению педагогов и несовершеннолетних технологиям деятельности школьных служб примирения.

-ввести в образовательные программы курсы «Формирование здорового образа жизни», «Профилактика социально значимых заболеваний», «Профилактика употребления психоактивных веществ», мероприятия по пресечению фактов жестокого обращения с детьми и другие, используя для введения курсов факультативные занятия, формы дополнительного образования, классные часы, воспитательные мероприятия и др.

И самое главное, нужно осознать, что профилактические мероприятия становятся эффективными, если в образовательных учреждениях воспитательная работа является значимой частью образовательного процесса, а в работе с подростками используются приёмы и формы внеурочной деятельности, соответствующие возрастным особенностям. Наряду с неформальным отношением педагогов к школьным неудачам учащихся (пропуски без причины, неуспеваемость, частые конфликты и.т.п.) такой подход является наиболее эффективным в современной профилактической практике.

Эффективность воспитательной деятельности в ОУ определяется не только отсутствием правонарушений среди несовершеннолетних, но и такими показателями как уровень воспитанности, личностный рост учащихся, удовлетворенность родителей, педагогов и учащихся деятельностью школы, развитие детского коллектива и уровня самоуправления, личностные взаимоотношения учащихся и др. ОУ использовали различные диагностики, привлекали к диагностированию всех участников воспитательного процесса, но при этом необходимо отметить, что не всегда проводился качественный анализ результатов диагностики, не используется при дальнейшем целеполагании воспитательного процесса.

Таким образом, анализ деятельности образовательных учреждений и управления образования в 2012-2013 учебном году выявил как положительные тенденции в воспитательной деятельности, так и проблемные зоны, над которыми предстоит работать в следующем учебном году:

- рост негативных явлений среди несовершеннолетних (алкоголизм, преступность); низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития детей и подростков;

- недостаточная компетентность педагогов, осуществляющих воспитательную деятельность, в проектировании своей деятельности, направленной на организацию качественной внеурочной, внешкольной работы, овладение современными воспитательными технологиями, проблемно-ориентированный анализ с использованием результатов диагностики;

- низкая роль детских общественных объединений, органов ученического и родительского самоуправления в организации жизнедеятельности ОУ.

Исходя из этих проблем и согласно Национальной и региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, поставлены следующие цели на 2013-2014 учебный год:

1. Разработка и реализация плана мероприятий по реализации Национальной и региональной стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, включив в него разработку локальных нормативных актов, содержания направлений воспитательной деятельности, системы оценки планируемых результатов, повышение квалификации педагогов и др.

2. Развитие воспитательного потенциала муниципальной образовательной системы через:

- разработку и реализацию программ развития воспитательной компоненты в ОУ с определением системообразующего направления деятельности каждого ОУ;

- активно использовать для развития внеурочной деятельности учащихся дополнительные пространства самореализации личности (реализация проектов, социально направленные акции, развитие детского самоуправления, деятельности детских и молодежных объединений, реализация досуговых программ, профильные лагеря и тд.)

- усиление поддержки родительской общественности в осуществлении взаимосвязи «образовательное учреждение - семья»,



- организовать на институциональном и муниципальном уровне мероприятия, приуроченные 90-летию образования Бардымского района

- продолжить работу по повышению квалификации педагогов в вопросах освоения современных педагогических технологий, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница