Алтайский краевой центр народного творчества и досуга из опыта работы культурно-досуговых учреждений



Скачать 192.96 Kb.
Дата06.05.2016
Размер192.96 Kb.


УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ДОСУГА

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СОЛОНЕШЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПО СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ

ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Барнаул 2012


Из опыта работы культурно-досуговых учреждений Солонешенского района Алтайского края по сохранению и развитию традиционной народной культуры. – Барнаул: АКЦНТиД, 2012. – 16 с.

Составитель: И.В. Чёрная

Редактор: Е.Л. Овчинникова

Компьютерный набор: Е.С. Репина

Ответственный за выпуск: Н.А. Кучуева

РИО АКЦНТиД

656043, г. Барнаул,

ул. Ползунова, 41

тел. 63-47-45

________________________________________________________________

Тираж 90 экз.

Из опыта работы культурно-досуговых учреждений Солонешенского района по сохранению и развитию традиционной народной культуры
Солонешенский район — один из самых ярких и интересных районов Алтайского края для изучения традиционной культуры русских старожилов и переселенцев. Исторически так сложилось, что на территории современного Солонешенского района компактно расположены села, основателями которых стали представители разных течений, характерных для сибирского старообрядчества. Кроме этого, на территории района сохранились памятники всех археологических эпох — от каменного века до средневековья, в т.ч. Денисова пещера, которая занесена в список археологических памятников ЮНЕСКО. Культурно-историческое наследие Солонешенского района вызывает большой научный интерес у специалистов по этнографии, музыкальному фольклору, работников музеев, краеведов Алтайского края, России и зарубежья. На протяжении многих лет сотрудники учреждений культуры Солонешенского района ведут активную плодотворную работу по сохранению и развитию своего духовного и материально-культурного наследия.

С 2002 по 2005 годы в Солонешенском районе работала программа по возрождению традиционной культуры «Развитие русской традиционной культуры Солонешенского района на 2002-2005 гг.». Целью реализации программы было сохранение образцов фольклора и народных ремесел; освоение народной традиционной культуры в фольклорных ансамблях, детской музыкальной школе, в кружках и студиях системы учреждений народного образования и культуры; передача традиций народной культуры детям и молодежи; укрепление семейных отношений на основе народной семейно-бытовой традиции.

В ходе реализации данной программы была проведена большая плодотворная работа:

- на базе РДК создан методический отдел по фольклору, где хранятся и постоянно пополняются картотеки носителей традиционной культуры, народных умельцев, гармонистов и балалаечников, фонотека и видеотека с записями фольклорных экспедиций в селах Солонешенского района;

- разработана этнографическая карта района;

- организованы фольклорные коллективы и любительские объединения: молодежный коллектив «Младушки» (РДК), детский клуб любителей народных игр «Кострома» (РДК), детское любительское объединение «Игрушка» (РДК), детский фольклорный ансамбль «Бусинка» (с. Березовка), детский фольклорный ансамбль «Басенькие» (ДМШ);

- открыты два отделения — «Фольклорный ансамбль» и «Народные ремесла» на базе детской музыкальной школы;

- открыто фольклорное отделение на базе Тополинского СДК ;

- в ходе фольклорных экспедиций исследовано 8 сел, собранный материал обработан и систематизирован;

- выпущены методические сборники «Народные игры Солонешенского района» (см. Приложение 2) и «Сценарии проведения народных праздников зимнего периода»;

- ежегодно проводился районный праздник «Троицкие гуляния»,

детский праздник «Сороки», выставки традиционных ремесел «Живая старина»;

- в РДК, СДК района проводились праздники народного календаря;

- один раз в квартал проводились творческие лаборатории и семинары для руководителей фольклорных ансамблей и работников Домов культуры.

В декабре 2010 года в Солонешенском районе открыт этнокультурный центр, сотрудники которого занимаются сбором и обработкой материалов по русской традиционной культуре, оказывают методическую помощь сельским культурно-досуговым учреждениям в проведении праздников народного календаря, а руководителям фольклорных ансамблей — в организации работы коллективов. Директор этнокультурного центра Александра Томилина выступила с докладом «Сохранение и возрождение народных традиций — основа этнокультурного воспитания населения» на краевом семинаре «Место и роль краеведения в региональной культурной политике» (г. Барнаул, 2011 г.). Доклад включал информацию о структуре, принципах организации работы Центра не только с населением района, но и его многочисленными гостями.

Основой работы по изучению и сохранению традиционной культуры является исследовательская деятельность. Ежегодно в селах Солонешенского района проводятся фольклорно-этнографические экспедиции. В них принимают участие методисты, руководители фольклорных ансамблей Солонешенского РДК, Сибирячихинского, Тополинского СДК, студенты Алтайского краевого колледжа культуры, преподаватели и студенты Государственной консерватории г. Санкт-Петербурга, Алтайской государственной академии культуры и искусства. В ходе экспедиций исследованы села: Юртное, Туманово, Топольное, Солонешное, Искра, Сибирячиха, Тележиха, Тальменка.

В ходе экспедиций были записаны материалы о заселении Солонешенского района (информатор Тягунова Нина Михайловна, 1924 г.р.), свадебном обряде (информаторы Михайлова Федосья Гавриловна, 1918 г.р., Квачева Ольга Григорьевна, 1929 г.р., Архипова Агнея Сидоровна, 1916 г.р., Филиппова Анна Антоновна, 1918 г.р., Черепанова Е.А., 1924 г.р.), традиционных календарных праздниках (информаторы Панова Прасковья Гурьяновна, 1923 г.р., Епрынцева Степанида Голофтиановна, 1921 г.р.), способах обработки льна (информатор Шестакова Васса Григорьевна, 1924 г.р.), фрагментах похоронного обряда и приготовления поминального обеда (информатор Архипова Агнея Сидоровна, 1917 г.р., см. Приложение 1). Обрядовые и хороводно-игровые песни, духовные стихи записаны от информаторов Белкиной Валентины Федоровны (1925 г.р.), Архиповой Елены Константиновны (1919 г.р.), Гилевой Прасковьи Андреевны (1926 г.р.), Парахиной Зинаиды Антоновны (1918 г.р.). Были зарисованы фасоны старообрядческих сарафана и рубахи (информатор Старикова Т.А., 1930 г.р.), записаны наигрыши на балалайке и схема карусели, которую ставили на Пасху (информатор Ломакин И.А.), пересняты орнаменты вышивки полотенца и крой мужских штанов (информатор Шестакова В.С., 1923 г.р.).

В 2004 году в селах Сибирячиха и Топольное работала экспедиция, в состав которой вошли: Кляуз Владимир Леонидович – фольклорист, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник института мировой литературы РАН и РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева МК РФ и РАН, Махова Людмила Петровна – сотрудник кабинета народной музыки Московской консерватории им. П.И. Чайковского, член Российского фольклорного союза, Маркус Левит – профессор славистики Кембриджского университета, США. В ходе экспедиции был восстановлен обряд приготовления обрядовой пищи в Духов день. Старожилами села Сибирячиха и участниками народного фольклорного ансамбля «Соловушки» был показан обряд «Троица». Восстановлен также традиционный костюм поляков-старообрядцев.

В 2010 году фольклорная экспедиция проводилась совместно с участниками коллектива «Полянка» в таких сёлах Солонешенского района, как Топольное, Туманово, Черемшанка. В июне 2011 года в Солонешенский район приезжали студенты Московской консерватории имени П.И. Чайковского во главе с Маховой Л.П.

Собранный экспедиционный материал обработан, систематизирован и хранится в РДК, СДК и музее с. Солонешное.

Большое внимание уделяется преемственности поколений в передаче знаний о традиционной культуре района. Для детей и подростков на базе филиала Солонешенской детской школы искусств проводятся занятия по предметам «Народно-бытовая хореография», «Фольклорный ансамбль», «Фольклорный театр», «Русская традиционная культура», «Ремесло».

Кроме этого, на основе русской традиционной культуры в районе работают пять СДК: Тополинский, Сибирячихинский, Березовский, Тумановский, Юртнинский.

Сотрудники Солонешенского этнокультурного центра проводят для работников сельских Домов культуры и сельских клубов творческие лаборатории, семинары по традиционной культуре, которые включают занятия по направлениям: «Традиционные танцы», «Традиционные игры», «Хороводы», «Обрядовые традиции», «Праздники народного календаря», «Методика проведения традиционного народного праздника», «Традиционный костюм». Все занятия проводятся с обязательным использованием местного экспедиционного материала. В свою очередь, работники сельских Домов культуры используют приобретённые знания в организации праздников и мероприятий народного календаря. Ежегодно в районе проводятся следующие праздники: «Рождество», «Крещение», «Широкая Масленица», «Пасха – Воскресение Христово», «Красная горка», «Преображение Господне», «Троицкие гуляния», «Сороки», «Яблочный спас», «Покров Пресвятой Богородицы», «Кузьминки – об осени поминки».

Базовыми творческими коллективами — участниками всех мероприятий по традиционной культуре — являются фольклорные ансамбли, каждый из которых выступает как хранитель традиций своего села.

Фольклорный ансамбль «Березка» (руководитель Лилия Шкарлупина), один из старейших в районе, образован в 1985 году в с. Березовка. За творческий вклад в возрождение и сохранение русской традиционной культуры в Солонешенском районе коллектив награжден Почетной грамотой администрации района.

В районе два фольклорных ансамбля со званием «народный» — «Соловушки» и «Полянка». Народный фольклорный ансамбль «Соловушки» (руководитель Надежда Жуминова) образован в 1980 году в с. Сибирячиха. Коллектив является лауреатом многих краевых конкурсов, смотров и фестивалей.

Народный ансамбль «Полянка» Тополинского СДК (руководитель Елена Маркова) ведет активную творческую деятельность с 1994 года. В 2008 году награжден золотой медалью как участник презентации программы комитета по туризму администрации Солонешенского района на XVIII международной выставке туристических услуг в г. Новосибирске. Фольклорный ансамбль «Кержачки» (руководитель Наталья Клейн) организован в 2000 году в с. Туманово. В репертуаре коллектива — свадебные, хороводные, лирические, плясовые песни села.

Ансамбль «Басенькие» создан в 2000 году на базе фольклорно-этнографического отделения детской школы искусств. Отличительная черта этого коллектива – увлечение фольклорным театром. Ансамбль «Басенькие» стал лауреатом I степени открытой студенческой научно-практической конференции с участием ДМШ и ДШИ «Проблемы искусствознания: классика и современность», которую проводят Управление Алтайского края по культуре и архивному делу и Бийский государственный колледж.

В селе Топольное на базе филиала детской школы искусств созданы два детских фольклорных коллектива: фольклорный ансамбль «Талица» (возраст участников 12-18 лет) и фольклорный ансамбль «Роднички» (возраст участников 7-11 лет).

Информация о фольклорных ансамблях «Кержачки», «Березка», «Соловушки», «Полянка», «Басенькие» вошла в сборник «Фольклорные коллективы Алтайского края», изданный в г. Барнауле в 2008 году.

Фольклорные ансамбли Солонешенского района – постоянные участники краевых мероприятий, проводимых отделом традиционной народной культуры АКЦНТиД: фестиваля русского фольклора «Древо», детского фольклорного фестиваля «Вдоль по хороводу», фольклорного фестиваля «Традиции Алтая», краевой творческой мастерской «Фольклор и молодежь». Они неоднократно участвовали в фольклорных фестивалях «Солнцеворот», «Петровки» (Чарышский район Алтайского края), «Родники Алтая» (Республика Алтай), «Бакшевская масленица» (г. Москва).

Фольклорные коллективы принимают активное участие в жизни села и района, выступая не только на праздниках народного календаря, но и на других мероприятиях, которые проходят в сельских Домах культуры. Нередко выезжают в сёла района, где рассказывают о традициях Солонешенского района, исполняют традиционные песни, показывают обряды.

Природа и историко-культурные памятники Солонешенского района ежегодно привлекают не только ученых и исследователей, но и многочисленных туристов из городов России и разных стран мира. В этнокультурном центре для гостей района проводятся тематические встречи, на которых участники фольклорных коллективов рассказывают гостям об истории, традициях и обычаях района, исполняют традиционные песни старожилов, проводят вечерки, угощают блюдами традиционной обрядовой кухни. Также вечёрки проводятся на турбазах для отдыхающих, которые с огромным удовольствием играют в народные игры, танцуют, узнают много интересного о местных традициях и обычаях.

Познакомиться с традиционной культурой Солонешенского района имела возможность и более широкая аудитория: в 2009 году в с. Топольное корреспонденты краевого телевизионного канала «Катунь-24» снимали репортаж о свадьбе, на которой фольклорный коллектив «Полянка» исполнял традиционные свадебные песни; в 2010 году в с. Топольное приезжали корреспонденты Центрального телевидения (передача «Хочу всё знать»), ими был снят сюжет о жизни села и его традиционной обрядовой кухне.



Приложение № 1
Поминальный обед поляков-старообрядцев
Горячий обед состоит из 7 перемен:

квас


кутья

сладкая капуста

щти

лапша


похлебка

каша
Понадобится:

2 фляги кваса

7 литров кутьи

1 ведро сладкой капусты

чугун 20 л – щтей

чугун 20 л – лапши

чугун 15 л – похлебки

чугун 15 л – каши
Рассчитано на 60-70 человек.
Способ приготовления перемен:

Квас (на 1 флягу)

Берем квасную гущу 1-1,5 л, подбиваем мукой и сахаром, ставим в теплое место, затем 1 л муки (желательно серой) завариваем кипятком, тщательно перемешиваем и ставим остужать. Как только гуща поднялась, а заварка остыла до состояния парного молока, их соединяют, добавляют по вкусу сахар и патоку, размешивают. Посудину закрывают тряпочкой и ставят в теплое место для подъема. Во флягу наливают воду, греют до состояния парного молока, всыпают 2-2,5 л сахара, 1,5 стакана патоки и 2-2,5 л закваски. Все тщательно перемешивают, кладут ломоть серого хлеба, завязывают тряпочкой (крышкой закрывать нельзя) и ставят в теплое место.

Квас заводят зимой часа в три дня, летом часов в шесть вечера и на ночь. Утром смотрят – если он подошел, то ставят в холод.

Кутья (на 7 литров)

Берут 2 литра пшеницы, перебирают и тщательно моют. Всыпают в большую кастрюлю, заливают водой и ставят варить на огонь. Когда пшеница начнет чуть-чуть расщелкиваться, воду сливают, пшеницу промывают холодной водой, высыпают в таз, прикрывают хлопчатобумажной тканью и ставят в холодное место на ночь. На следующий день готовят сироп: в горячую кипяченую воду сыпят сахар, чтобы было очень сладко. Остужают сироп и за полтора часа до обеда сироп соединяют с отваренной пшеницей. По желанию можно добавить мед.


Сладкая капуста (на 1 ведро)

Берут одну трехлитровую банку квашеной капусты, сливают сок и высыпают капусту в ведро. Добавляют в капусту 0,5 л мелко нарубленного репчатого лука, крошат соленый огурец (можно свежий, летом добавляем укроп и зеленый лучок), всыпают 1 л сахара, соли по вкусу, перемешивают и оставляют на 1-1,5 часа, затем заливают квасом.



Щти (чугун 20 литров)

На щти надо заранее заквасить бураки, берем столовую свеклу с белыми прожилками, рубим очень мелкой сечкой (1 л) и заливаем кислым квасом, ставим в теплое место для брожения на 1-1,5 суток. Мясо берется баранина или говядина (по старинке), сейчас можно и свинину.



Подготовка мяса на горячее: барана разделывают, отделяют мякоть, ребрышки. Мякоть крошат как на гуляш, ребра рубятся небольшими кусочками, рубить косточки надо точными движениями, чтобы не было мелких костей. Шеина и позвоночник разделывают по суставчикам, крупно разрубают. Трубчатые кости не идут.

Мясо все перемешивают и делят по чугунам, сыпят соли по две горсти на чугун и заливают водой, чтобы только скрыло мясо и ставят в холод на ночь. Рано утром промывают мясо, вливают туда чуть больше литра заквашенных бураков, очень тщательно промытой перловки и заливают водой чуть-чуть не полную чугунку и ставят на костер.



Лапша

Заводят тесто на 20-22 яйца (яйца, мука, немного соли), раскатывают очень тонкие лепешки, раскладывают на чистую ткань немного подсушить. Затем сворачивают, складывают стопочкой пять-шесть сочней и крошат очень тонкой соломкой, но чтобы лапша не была слишком длинной (как говорят старые люди – чтобы не свешивалась с ложки). Готовую лапшу рассыпают на чистую ткань немного подсушить. Мясо на лапшу берут баранину (у кого есть возможность можно утятину или гусиное мясо – на чугун 4 утки или 3 гуся). Сначала на костер ставят варить мясо, промытое и залитое водой. Перед обедом засыпают лапшу.



Похлебка

На похлебку берут кур (на чугун 6 -7 штук), мясо мелко режут и рубят как на щти и лапшу. Утром ставят на огонь и перед обедом заправляют яйцами 39 штук на 15 литровый чугун. Яйца разбивают в чашке венчиком, добавляют горстку муки и тонкой струйкой, помешивая шумовкой, вливают в чугун, доводят до кипения.

Чугуны устанавливают вокруг костра на кирпичи, положенные по три штуки под каждый чугун. Щти, лапша, похлебка ставятся по ходу солнца, в такой последовательности. Только в щти сразу засыпается все, а лапша и похлебка — варится сначала мясо, а когда вынесут покойника, только тогда заправляют.
Каша

Каша варится в русской печи, на 15 литровый чугун берут 5 кг пшена и 7-8 литров молока. Пшено промывают, высыпают в чугун, заливают молоком и ставят варить в загнету в русской печи, постоянно поворачивая чугун к огню, не мешают. Когда пшено «вспухнет», чугун ставят на табурет и веселкой тщательно перемешивают (в середине еще будет пшено не разваренное). При этом вливают 1,5 литра топленого масла и 15-20 штук яиц, все тщательно вымешивают и, закрыв крышкой, ставят в русскую печь, при этом лишние угли выгребают, закрывают заслонку и оставляют на 3-4 часа.


Обед готовят повара, которые эти обычаи знают (их осталось мало). Когда вынесли покойника, повар идет к костру заправлять лапшу с похлебкой, помощники готовят столы: зимой в избе, летом можно на улице.

Ставятся столы, накрываются клеенкой, на стол сначала ставится квас, налитый в литровые баночки, закрытые кусочком хлеба, затем ставят кутью, налитую в пиалы, кладут хлеб, ложки, ставят стаканы под квас, соль в солонках (соль после обеда надо отдать скотине). Приглашают людей сесть за стол, и близкий родственник упокойного приглашает помянуть такими словами: «Помяните (имя), покушайте Христа ради». Начинают поминать с кутьи, затем ставят каждому капусту сладкую и также приглашают помянуть, затем едят щти, лапшу, похлебку, кашу. Когда поставят кашу, подают помянушки (в платочек или мешочек кладут конфеты с печеньем, четное количество). Приглашают к каждой перемене, чашки ставят по ходу солнца (с восхода на закат). Пока все не съели перемену, другое не ставят. Пустые чашки со стола не собирают. Например, щти съели, ставят чашку с лапшой и забирают пустую из-под щтей. И так — всем, пока всю перемену не поставят, никто не кушает. Поставили, пригласили, только тогда начинают поминать. Помощники смотрят за хлебом и квасом и постоянно подливают и подкладывают. Кутья на столе стоит до конца обеда. Если надо добавить добавку, то повар наливает в чистую чашку, а помощник выливает в чашку, с которой ел человек. Когда все доели кашу, всем кланяются и говорят: «На то были и прошены». Все встают и уходят, а помощники подготавливают другой стол, и все повторяется.



В старину за первое застолье приглашали детей, затем мужиков, которые работали (копали могилу, выносили гроб), только затем всех остальных. Помощники строго были в фартуках и платках. Самые последние кушают повара и помощники.

Фрагменты похоронного обряда
В первые часы после смерти сразу производят обмывание. Для этого подогревают воду, упокойного садят на стул, начинают обмывание с головы, мылом. Затем чистой водой смывают и причесывают, затем моют лицо, руки, тело. Заканчивают мыть ноги. Воду выносят на улицу и выливают под «красный угол дома» (юго-восток). Моют тряпочками. Затем их закапывают под тем же углом. Мыло сохраняют и отдают женщине, у которой драчливый муж. Обмывание производят чужие люди, ни в коем случае не близкие. После обмывания упокойного одевают во все новое, начиная с исподнего, кладут на лавку. Лавку застилают половичкой, а сверху простыней. Руки и ноги фиксируют (завязывают ленточками). Руки складывают на груди крестом. На правой руке два пальца сверху. Если открыты глаза, то кладут на них медяки. Если открыт рот, то подвязывают ленточкой. Готовый гроб заносят в дом головой вперед. Крышку и крест ставят к стене снаружи с восточной стороны или в тот угол, где лежит покойник. Гроб внутри обивается тканью, под нее кладут стружку. Подушечку шьют руками, не завязывая узелков на нитке. Набивают ее стружкой или сухим березовым листом от нового не использованного веника. На наволочке нашиваются по углам крестики. Покойного перекладывают в гроб, развязывают ленточки с ног и рук. Ленточки и пятаки кладут в гроб. Покойница должна быть в платке. Покойник — без головного убора. Если служивый, его кладут в форме, фуражку кладут рядом с головой. В руки вставляют иконку. Гроб с телом ставят обратно на лавку, зажигают свечи, рядом со свечкой ставят стакан с водой, сверху накрывают хлебом. Эта вода должна стоять после похорон 40 дней перед образами. На ночь упокойного закрывают покрывалом с головой. В комнате все зеркальные поверхности закрывают тканью. Если человек умер от болезни, то, в чем он умирал, надо сжечь. Возле покойника надо дежурить всю ночь, и он должен ночевать дома две ночи. Когда готова могила, гроб с телом покойного выносят на улицу, ставят на табуретки для последнего прощания. В это время родственники садятся в доме на лавку, на которой стоял гроб, а затем переворачивают ее вверх ножками и выходят на улицу. Перед выносом гроба из дома выносят венки и цветы, затем гроб. Из ограды сначала выносят венки, цветы, затем крест и крышку. Венки и цветы несут впереди машины, перед венками кидают еловые веточки, а впереди веточек несут иконку. На машину гроб ставят вперед ногами. Родственники садятся рядом. Остальные идут за машиной. Когда повезли покойника, за ограду выходят все. Затем повара и помощники остаются. После того как увезли покойника, везде моют пол. Гроб спускают в могилу головой на восток. Кто несет крышку гроба, ткань которой она покрыта, разрывают и отдают им. Тем, кто копал могилу и нес покойника, дают полотенца, четное количество. Полотенце на кресте должно висеть 40 дней, затем его родственники убирают. Когда опустили гроб, платочки бросают в могилу. Прежде чем закрыть крышку гроба, надо проверить, чтобы у покойника были развязаны ноги и руки, закрыто покрывалом лицо и из гроба убраны живые цветы (искусственные можно оставить). От тоски родственникам кидают за шиворот землю с могилы. Возвращаясь с кладбища родственникам до первого поворота нельзя оборачиваться. Придя домой, надо заглянуть в печку. Возле ворот стоит приглашающий на обед человек.

Приложение № 2
Традиционные игры Солонешенского района
«Ведущего» в игре выбирают по считалке.

Огурец, огурец, не ходи на тот конец. Там волки живут, тебе ноги подшибут. Я не тятькин сын, я не мамкин сын, я на елке рос, меня ветер снес, упал на пенек, поди водить, паренек.

Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили. Не читать, не писать, только по полу скакать. Я скакала, я скакала, себе ноженьку сломала. Меня маменька ругала и за доктором послала. Доктор едет на свинье, балалайка на спине. Балалайка загремит, меня доктор забранит. Балалайка не гремит, меня доктор не бранит.

Раз, два, три, четыре, жили мушки на квартире. К ним повадился сам друг - крестовик большой паук. Пять, шесть, семь, восемь, паука мы вон попросим.

К нам, обжора, не ходи, ну-ка, Мишенька, води. Ехал Ваня из Казани, полтораста рублей сани, пятьдесят рублей дуга, мальчик девочке слуга. Ты, слуга, подай карету, а я сяду и поеду. Ты, слуга, подай метлу, я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон и выкатывайся вон.

Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар, Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, кто выходит? Аты-баты, ты и я.


Тани-Вани, что за вами, за железными столбами?

Мальчик-стульчик, сам корольчик,

Позвени-ка в колокольчик.

Тим-бам, я копеечку подам.

Копеечка велика, калачей напекла.

Калачи горячи, и сгорели все в печи.

Приехали торгаши, расхватали калачи,

А один торгаш съел последний калач.

Пришел Родион, закричали: «Выйди вон».

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Скажите, пожалуйста, кто вы такой?

Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Перводан-другодан на колоде угадал. Пятьсот судья, пономарь лодья, Катерина тетка, щебелева плетка. Он сам щебелек, шелковый поясок, Шишел-вышел дягтерь вон.

Дора-Дора-помидора, мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как бы вора наказать.

Мы связали руки-ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

и корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружево, ботинки,

Что угодно для души.


«ГИМ-ГИРАМ»

2 команды выстраиваются линиями друг напротив друга. Одна команда говорит: «Гим-гирам», другая отвечает: «Кого надо вам?». Из первой команды бежит человек и пытается разбить цепь другой команды. Если разбил, то убегает и его ловят обе команды. Какая команда игрока поймала, в той он и остается. Если цепь не разбил, то возвращается в свою команду.

«БАШИ»

Все сидят кругом. Водящий ходит по внешней стороне круга и неожиданно стукает ремнем кого угодно из сидящих, говоря при этом слова: «Баш не отдашь и не вырастешь». Водящий и выбранный им игрок разбегаются в противоположные стороны вокруг сидящих. Кто первым пробегает полный круг — тот и садится на свободное место. Кто не успел занять освободившееся место, становится водящим.



«ЖУЧКИ»

Играющие становятся в произвольном порядке недалеко друг от друга. Водящий стоит спиной к игрокам. Кто-то из игроков ударяет водящего, тот оборачивается, и все показывают большой палец вверх. При этом игроки могут поменяться местами для того, чтоб усложнить задачу водящему. Водящий должен догадаться, кто из игроков его ударил. Если не угадал, то исполняет желание ударившего его игрока. Если угадал, то ударивший игрок становится водящим.

(игры записаны в с. Тележиха у Воронова Федора Евдокимовича, 16.02.1930 г.р.)
«ФАНТЫ»

Играют команды девушек и парней. Выбирается водящий. Парни отходят в сторону и отворачиваются от девушек. Одна из девушек загадывает какого-либо парня и говорит об этом водящему. Тот, кого загадали, подходит к девушкам и становится рядом с той, которая, по его мнению, его загадала. Если подошел не к той, которая его загадала, то водящий его бьет ремнем до тех пор, пока не сядет к «своей».


(игра записана в с. Топольное у Черкасовой Прасковьи Степановны, 1918 г. р.)

«В РЕМЕНЬ»

Игроки сидят (или стоят) в кругу и за спиной под музыку по кругу передают ремень. Внутри круга стоит водящий, задача которого — отследить движение ремня. Музыка прерывается, и ремень остается за спиной у одного из игроков. Водящий должен угадать, у кого ремень. Если угадал, то бьет этого игрока ремнем, «разгаданный» игрок становится водящим, а водящий становится в круг игроков.
(игра записана в с. Искра у Клепикова Гаврилы Нифоновича, 1906 г. р.)

СОДЕРЖАНИЕ





Из опыта работы культурно-досуговых учреждений Солонешенского района по сохранению и развитию традиционной народной культуры...................................................................................

3

Приложение № 1.......................................................................................




8

Приложение № 2.......................................................................................





12




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница