Алексашин С. С. Знамение Рюрика



Скачать 60.96 Kb.
Дата06.05.2016
Размер60.96 Kb.

Алексашин С.С. Знамение Рюрика


Так же, как фигура Рюрика - первого новгородского правителя, окружена ореолом загадок и домыслов, так и родовые символы - знаки Рюриковичей, потомков легендарного князя, являются до сих пор объектом научных и общественных дискуссий. Собственно объектом полемики являются семантика и генезис знака.

Именно этой проблеме автор посвящает эту статью, предлагая свою версию происхождения и прочтения знамения Рюрика и его потомков. Автор употребляет слово "знамение", "знамя", ибо так на Руси X-XVI вв. называлось то, что мы понимаем как "знак", "указание". В связи с этим княжеские знамения, знамена, употреблявшиеся на монетах, пломбах, печатях или на гранях весовых гирек как "Князевы пятна" и т.п., можно с уверенностью приравнять к личным гербам по их функциональному значению и области применения.

В растянувшемся на десятилетия споре звучали как вполне приемлемые версии, так и весьма экстравагантные. Вспомним версию якоря (И.А. Бартоломей), или скифский скипетр, высказанную Д.Я. Самоквасовым! В целом подобных идей мы встречаем около десятка. Однако все они имеют один серьезный недостаток. Версии не раскрывают механизм генезиса знаков Рюриковичей. Более того, интерпретации знака, замешанные на патриотических чувствах или в угоду политической конъюнктуре своего времени, вообще переводят дискуссию в романтическую плоскость, где есть все, кроме науки. Имеется в виду версия С.А. Гедеонова. Трезубец Рюриковичей, по его мнению, всего лишь схематическое изображение сокола-рерика, падающего вниз! Как аргумент приводится ободритский город Рерик, соколичи-славяне из "Слова о полку Игореве", былины, сказки-присказки, поговорки, прочие приятные на слух вещи. Как не вспомнить здесь Н.В. Гоголя и его притчу о летящей тройке-Руси, как и сокол С.А. Гедеонова, в никуда!

Играя триадой "ререк-рюрик-рарог", знаку приписывают ободритское начало, как и самому Рюрику, и читают его как "сокол-рарог-балабан" в падении и даже видят глаза. Сокол в атаке бьет жертву когтями, распускает крылья. Выглядел бы такой знак эффектнее - как сокол-победитель! Надо отметить, что не наблюдаются аналогии в европейских знаках и гербах нашему соколу-ререку. Как-то не сложилась традиция использовать динамичные, незавершенные в действии и с неясным итоговым результатом образы-метафоры. В истории народов власть и славу получают победители, а герои - только память в легендах и преданиях. Если бы наши Рюриковичи были бы потомственными княжескими егерями, то такое прочтение знака, выполненного в несвойственном эпохе модернистском стиле, возможно, имело бы право на жизнь. Знак должен был быть узнаваем в местах, где нет соколиной охоты по причине отсутствия оной, легко читаем и, желательно, иметь философскую легенду.





Рис. 1

Однако спустимся на землю, или точнее на водную гладь. Вот пример, образчика формального мышления по принципу С.А. Гедеонова «Что вижу, то и читаю». Предок Рюриковичей был, прежде всего, морским хевдингом с личным флотом в 350 кораблей, например, при набеге в 845 г. на Англию. В конце 90-х гг. группа норвежских энтузиастов сделала реплику, то есть по останкам древнего драккара создала новый. Корабль получился великолепный и легко управляемый. Единственной детали не смогли найти применение сразу, и лишь спустя нескольких месяцев, после обращения к телезрителям, выяснилось истинное назначение этой вещи. Это был… "скъелд" - деревянный, слегка вогнутый щит около полуметра с несколькими отверстиями и проушинами для канатов мачты, схожей с первыми изображениями знака Ярослава (см. рис.1). Собственно, это был всего лишь прототип юферса. Назначение такого деревянного щита заключается в креплении канатов и разделении их по его крыльям, чтобы избежать спутывания. Формула механизма этой оснастки - разделяй и властвуй. Принцип Гая Юлия Цезаря "DIVIDE ET IMPERA" - достаточно знакомый нам и нашим предкам. Аналогию с родовой фамилией Рюрика (Скъелдунг) читатель проведет сам. В версии, предложенной автором, в отличие от версии С.А. Гедеонова, где обыгрывается имя владельца, значение знака сводится к фамилии…

Изложенная версия страдает тем же недостатком - отсутствие формулы развития знаков: от сложного к простому, или наоборот, происходил генезис родовых знаков Рюриковичей?

Находка памятных стел со знаками на Шум-горе, которые, по мнению автора, следует читать как монограмму (см. Памятные стелы Передольского Погоста) и подвигли на иную, отличную от раннее высказанных версий идею о знамении Рюрика.



Рис. 2



Рис. 3

Изучение поверхности стелы (см. рис.2 и рис.3) дало следующие результаты. Мастер-каменотес умышленно подобрал двухслойный гранитный валун. На плоской части валуна наблюдается тонкий слой красного гранита на буро-черном основном массиве камня.

Каменотесу оставалось только подчистить очаговые фрагменты красного цвета и, путем пробивки местами поверхности, сгладить рельеф. Далее он усилил местами контуры красного следа, и образовалась вполне логичная композиция - трехъязыковый флаг. При определенной позиции в дискуссионном споре этот артефакт можно было бы назвать как случайной находкой талантливого мастера, так и совпадением или игрой природы. Однако эта фигура имеет уникальный элемент-серьгу в нижней части, выбитую, как видно на фотографии, специально (см. рис.3). К сожалению, все вышеизложенные версии страдали отсутствием аналогий.





Рис.4






Рис. 5

Обратимся к аналогичному изображению флага (см. рис.4). Во Франции, в Национальном архиве хранится свинцовый оттиск гербовой печати X в. города Парижа.

На оттиске изображено судно, на мачте которого реет трехъязыковый флаг с серьгой в нижней части. На полотне изображены три лилии, означающие провинции Франции. В отличие от деревянных корабельных флагов викингов, имеющих прямоугольную фигуру, европейские были изготовлены из полотна. На витраже IX в. в г. Шартре (Франция) можно видеть (см. рис.5) трехъязыковое знамя, где на полотне изображена буква "С" - начальная буква имени Карла Великого и греческий крест. Таким образом, по аналогии можно полагать, что мы имеем выбитое на граните изображение флага с монограммой владельца.

Является ли эта памятная стела, как и ее первый вариант, могильным камнем на сопке Шум-гора, или гербовым камнем, положенным по традиции в могилу рыцаря, если его род угасает, автор не берется судить. Это тема требует дополнительных исследований и находок. Но то, что в первооснове знака Рюриковичей лежит флаг с монограммой - версия, достойная внимания. Если принять ее за рабочий вариант, то тогда легко понять, что в основе знака Святослава - двузубца лежит распространенное в то время двухъязыкое знамя (см. рис.6).



Рис. 6






Рис. 7

Кстати, двузубец Святослава, его "рабочий" (см. рис.7), не парадный вариант из Саркеле, мы видим выбитым на камне-следовике "Крестовик" (д. Новая Новгородской области) как знак княжеской собственности. Примечательно, что выбит он рядом со следом человека и крестом, так называемой фигурой "Грани", лежащей в основе практически всех бортных знамен, маркирующих территориальную собственность. Возможно, мы имеем образец "переходного" периода в изображении знаков собственности.

Интересно, что знак "грани" может быть самым древним и долгоживущим закрепительным знаком собственности и запретительным на ее посягательство. Его мы наблюдаем на известном камне "Шеглец", где он изображен на следах человека и запрещает хождение в бортную ухож. На "Варашевым" камне он выступает как знак разделения границ территорий между Швецией и Русью.





Рис. 8



Рис. 9

Да и в наше время мы встречаем его на дорожных знаках, запрещающих парковку. Попытки подражать европейской моде в составлении личных знаков путем синтеза флага и монограммы мы наблюдаем на знаке Изяслава Владимировича (см. рис.8 и рис.9).

Оставив тщетные попытки сохранить признаки монограммы в своем знаке, все следующие князья пытались усложнить фигуру флага растительным орнаментом, вписывая в нее христианские элементы. Позднее знаки стали иметь наипростейшую форму трезубца с мотивациями на отростках. Это можно легко объяснить утилитарными требованиями к знаку. Знаки собственности необходимо было наносить на княжеские бортные пределы, деревянные пломбы-замки на мешках с пушниной, рыбацкие грузила, гири и многое прочее. То есть знак приобрел прикладное значение в экономике и должен быть правильно и легко изображен и прочитан. Легко прослеживается и генезис знаков Рюриковичей. От подражания сложному - синтез флага с монограммой - к простому знаку, крайне упрощенному центральному элементу монограммы Рюрика, который мы теперь называем трезубцем.



Следует отметить прикладной характер практически всех памятников материальной культуры Древней Руси. В украшательные элементы фронтонов домов, в вышивке орнаментов, межевые камни и орнаменты ювелирных изделий, во многое другое привносилась, прежде всего, информация в условно-кодируемом виде: как охранительная, так и житейская. Бессодержательной романтике в том суровом мире при его сложности и короткой жизни человека не было места…

Выражаю глубокую признательность в подготовке материала И.А. Ивановой


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница