«Александр Молодчий» человек и самолёт. Сегодня ночью, 19. 09. 08 из Венесуэлы вернулись два наших ту-160. На борту одного из них надпись «Александр Молодчий»



Скачать 32.43 Kb.
Дата23.04.2016
Размер32.43 Kb.

Центр «ЛОГОС-Z»


19.9.2008 г. «Александр Молодчий» - человек и самолёт» / Версия для печати. http://www.logos-z.ru

Анатолий Захаров


«Александр Молодчий» - человек и самолёт.
Сегодня ночью, 19.09.08 из Венесуэлы вернулись два наших ТУ-160. На борту одного из них надпись «Александр Молодчий». Они же, ТУ-160, все «именные». Увидел это имя – потянулись воспоминания, одно за другое цепляется. У нас в Ворошиловграде (ныне Луганск) служил его сын – Славик Молодчий. Для нас, лейтенантов он был, конечно, товарищ майор. А Славиком его звали лётчики 4-й АЭ, на самолётах ТУ-124, его непосредственные сослуживцы и ровесники. Помню, в 1975-м году его ещё не было, в полку появился позже и служил недолго. Не знаю, где он служил до Ворошиловграда, но, думаю, не за Уралом. Вообще среди местного «блатняка» ходила поговорка: «За Северским Донцом для нас земли нет». Славик был на тот момент седой, с усами. Из-за отсутствия зубов на тот момент шепелявил. После расформирования в феврале 1977 года Миргородского учебного полка на ТУ-16 к нам перешли часть лётчиков оттуда, в том числе и выпускник БВВАУЛ-72 Захаров Владимир Аристархович. Он был в одной АЭ с зам. ком. АЭ Молодчий В.А. и «скорешковался» с ним. А у меня были хорошие отношения с Володей как с барнаульским и как с однофамильцем. Общались, слушал его рассказы. Володя по природе своей «приколист», хороший рассказчик. Перед выпуском в БВВАУЛ он «прикололся» - разложил ИЛ-28 на посадке, да так, что никто из экипажа не пострадал. Командиром полка тогда был Гончаренко. Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Потом он летал устойчиво. У Славы Молодчего дома был служебный телефон, положено было, как замкомэске. Тогда далеко не у каждого лётчика телефон был (про мобильные молчу). Молодчий был то ли в отгуле, то ли перед вылетом дома отдыхал. Захарову поручили позвонить ему и что-то передать. Володя звонит, Славик отвечает шепелявым голосом. Володя его узнаёт, но говорит: «Бабушка, позовите Славика».- «Я слушаю» - «Бабушка, мне Славик нужен» - «Захар, я тебя узнал! Что тебе надо?». Лётчики укатываются со смеху, слушая рассказ Володи. Лично я рассказ Славы не слышал про его отца, но все лётчики в полку вскоре узнали, КАК дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий получил первого Героя. С началом войны в 1941-м он летал командиром экипажа в Дальней авиации. В августе им поставили задачу отбомбиться по Берлину. Подготовка проходила в режиме строжайшей секретности, полёт было приказано выполнить в режиме радиомолчания. Экипаж Молодчего был замыкающим. Они бомбили, когда уже горели цели, поражённые предыдущими самолётами. Азарт боя. Молодчий даёт команду радисту отстучать радиограмму: «Москва, Кремль, товарищу Сталину. Экипаж капитана Молодчего бомбит Берлин!». Радист выполняет приказ командира, телеграмма попадает к Сталину на стол. И вместо наказания за нарушение приказа о радиомолчании он получает первую звезду Героя. А те, которые молчали – по ордену. Фашисты уже были в 300 км от Москвы, думали, что их бомбят англичане. А тут узнают – русские. В 1975-м в Ворошиловграде уже стоял бронзовый бюст дважды Герою Советского Союза Молодчему Александру. Сам Герой был жив в то время, жил в Харькове, где он перед войной и окончил лётное училище. Говорили, что вторую звезду Героя он получил за то, что разбомбил дом офицеров на территории родного училища, когда фашисты там проводили какую-то конференцию: то ли партийную, то ли по безопасности полётов. Но это уже, скорее всего, байка.

Где-то в июне-июле 1978 года во время ночных полётов майор Молодчий был проверяющим с командиром звена в зону. Там они отрабатывали необходимые упражнения, и двум майорам постоянно мешала сирена, сигнализирующая о невыпущенном шасси. Дали команду борттехнику выключить эту сирену. А перед посадкой забыли дать команду включить. Итог: приземление произошло на шасси, не стоявшие на замках выпущенного положения. Самолёт сгорел на ВПП в процессе пробега-проползания, остатки его были разобраны на запчасти. Никто с экипажа не пострадал кроме штурмана-майора из УЛО, он сбежал из кабины, не захватив штурманский портфель. В портфеле было много документов с грифом «Секретно», т.к. штурман ещё и в академии учился, таскал с собой всю эту литературу. Ну и получил выговор по секретному приказу, а это подчас на всю службу. Остальные Ту-124 в том году кому-то отдали, 4 АЭ получила первые в нашем 46 УАП АН-26 из Челябинска. Молодчий скоро тихонько ушёл на пенсию. Не помню, чтобы он летал на АН-26.



Кстати, я упомянул здесь Гончаренко, бывшего в наше время командиром полка в Славгороде, а после нашего выпуска ставшего начальником училища. Не помню его имени-отчеству, к сожалению. А Гена Черней, наш однокашник, поразился его зрительной памяти. Гончаренко уже был зам. командующего 5 ВА (Одесса), по каким-то делам на транспортном борту залетел в Воронеж, зашёл в класс предполётных указаний, увидел Геннадия. «Черней – говорит – ты здесь служишь?». А ведь прошло 10 лет после нашего выпуска. Он в 1974-м – комполка, Гена – курсант, один из многих. В списках «негодяев» Черней не числился, как Владимир Аристархович Захаров, к примеру, после предпосылки к ЛП. Его Гончаренко хорошо запомнил.
19.9.2008. Анатолий Захаров.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница