Акбар Психолого-педагогические основы реализации социальной справедливости в высших учебных заведениях Ирана



Скачать 357.47 Kb.
Дата08.05.2016
Размер357.47 Kb.
На правах рукописи

Фарзанджу Мохамад Али Акбар


Психолого-педагогические основы реализации социальной справедливости в высших учебных заведениях Ирана
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Специальность 13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования (педагогические науки)

Душанбе – 2014

Работа выполнена в Институте развития образования при Академии образования Таджикистана


Научный руководитель: Юлдошев Умарджон Рахимджонович

- доктор педагогических наук,

профессор, зав. кафедрой русского

языка Таджикского государственного

медицинского института им. Абуали

ибн Сино



Официальные оппоненты: Абдурахимов Кудратулло

Саидович – доктор педагогических

наук, профессор, зав. кафедрой

педагогики и психологии Курган-

Тюбинского государственного

университета им. Носира Хусрава

Раджабов Махмадулло Гурезович –

кандидат педагогических наук,

доцент, декан факультета русской

филологии Таджикского

государственного педагогического

университета им. С.Айни



Ведущая организация: Таджикский государственный

институт языков им. Сотима Улугзода

Защита состоится « 30» апреля 2014 г. в 09.00 часов на заседании диссертационного совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана 734024, г. Душанбе, ул. С. Айни, 45)


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии (www.aot.tj).

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ www.referat vak@mon.gov.ru


Автореферат разослан 27 марта 2014 года

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор Негматов С.Э.

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования

Социальная справедливость в высших учебных заведениях является одной из основных понятий нравственного сознания и важнейшей категорией педагогической науки. В категории социальной справедливости во всей полноте отражена общественная и нравственная жизнь людей. В социальной справедливости главенствующая роль принадлежит самовоспитанию и самосовершенствованию.

В интерпретации современной педагогики социальная справедливость в вузах включает в себя преданность, объективность, сострадание, взаимопомощь, взаимоуважение, награду и наказание, равноправие, твердость, терпимость и пр. Социальная справедливость - это объединение людей в коллективе, с одной стороны, естественной необходимостью, которая проистекает от симпатии, связывающей людей между собой, а с другой, это социальная (естественная) солидарность. Социальная справедливость обеспечивается общественной справедливостью, которая должна лежать в основе закона и распределения. Высшие учебные заведения лишь по законам социальной справедливости могут обеспечить истинную солидарность, защищать права и интересы коллектива, честно исполнять доверенные профессорско–преподавательскому составу поручения, выполнять свой профессиональный долг, всегда и при всех обстоятельствах быть правдивыми, верными данной профессии. Лишь при социальной справедливости в высших учебных заведениях человек возвышается, приобретает добродетельную красоту.

В соответствии с тем, что большинство факторов в высших учебных заведениях оказывает влияние на удовлетворенность деятельности педагогического коллектива, влияют на организационные обязательства самого образовательного учреждения, существует взаимокорреляция между ними. Удовлетворенность вузовского педагогического коллектива приводит к повышению организационных обязательств. Увеличение организационных обязательств становится причиной того, что профессорско –преподавательский состав прикладывает большое усилие, и, таким образом, обеспечивает учебно–воспитательную задачу и, наконец, получает больше удовлетворения от профессиональной деятельности. Удовлетворенность работой и социальные обязательства связаны между собой. Таким образом, между социальными обязательствами и удовлетворенностью работой существует тесная связь, так что старания и усилия вузовского педагогического коллектива имеют значимое отношение к этим двум переменным составляющим.

В процессе исследования мы учитывали социальные и моральные принципы социальной справедливости. Под социальными принципами подразумевается система организации, а также уровень образовательной обстановки. Моральные принципы подразумевают ожидания и требования, относительно учебно – воспитательной работы. Другими словами, чувства, которые вузовский педагогический коллектив испытывает по отношению к своей деятельности и обязанностям, влияет на его профессиональное удовлетворение.

Мы в своём исследовании рассматриваем связь между социальной справедливостью и трудовой удовлетворенностью в высших учебных заведениях. Здесь исследуется социальная справедливость, масштаб и их влияние на профессиональную удовлетворенность. Результаты исследования показывают непосредственную связь между социальной справедливостью и удовлетворением вузовского педагогического коллектива. Социальная справедливость в разной мере влияет на профессиональную удовлетворенность профессорско – преподавательского состава в высших учебных заведениях, и именно в положительном смысле.

Уровень профессионализма вузовского коллектива, само собой, играет значительную роль в удовлетворении педагогической деятельностью. Объем педагогической деятельности определяется двумя факторами: рамками учебной нагрузки в виде ответственности за определенные задачи и педагогической деятельности. Чем обширнее будет педагогическая деятельность, тем больше педагог будет получать удовольствия от профессиональной деятельности. Второй фактор подразумевает разновидность педагогической деятельности. Исследования показывают, что средняя обширность педагогической деятельности самая эффективная, так как при наличии другой деятельности разного характера педагог испытывает стресс и волнения, а при малом объёме разноплановой преподавательской деятельности педагог утомляется от многообразия.

Таким образом, педагогическую удовлетворенность можно расценивать как удовлетворение своей внутренней силы, которая реализовывается на рабочем месте: чем больше потребностей педагога может удовлетворить благодаря своей деятельности, тем больше он получает от нее удовольствие. Мы доказывали, что удовлетворенность педагогической деятельностью может тактироваться вузом как разница между практическими и теоретическими стимулами деятельности. На основе этой теории, если потребность профессорско – преподавательского состава стимулирует его к выполнению учебно – воспитательной работы, то он без разногласий удовлетворяет потребности высшего образовательного учреждения и свои личные. Но если эти потребности превышают вознаграждение за педагогическую деятельность – то на этой почве возникают разногласия, являющиеся причиной для неудовлетворения своей педагогической деятельностью. Если же вознаграждение будет превышать его потребности, то это разрешает проблему в положительную сторону. Удовлетворенность педагогической деятельностью происходит в зависимости от удовлетворения потребностей и ценностей, которые у каждого педагога разные. Количество потребностей и ценностей не сосчитать. Но обширный круг ценностей может оказать влияние на удовлетворенность педагогической деятельностью. Удовлетворенность педагогической деятельностью – это влиятельный ответ, являющийся результатом опыта по отношению к учебно – воспитательной работе, а также собранием чувств и душевных привязанностей, которые каждый педагог испытывает к своей профессии в силу своих личных особенностей.



Степень разработанности проблемы. Исследуемой проблеме посвящены фундаментальные труды философов, социологов, политологов, педагогов и психологов. Отдельные вопросы, связанные с педагогико – психологической значимостью социальной справедливости в коллективах, нашли свое отражение в исследованиях Д.М. Андерсона, Дж. Гренберга, Е.А. Локка, А.С. Кивена, Р.А. Фолгера, А.Е.Кумара, В.М. Визенфельда, Т.Н.Беккера, Д.Н. Флинта, Р.Дж. Джонсона, Е.А. Ламберта, Р.М. Миллера, Дж.А. Петерсона, О.С. Рихарда и др.

В Исламской Республике Иран некоторые аспекты данной проблемы затрагивались в трудах Асла Сулаймони, Бахши Али Абади, Бехзода Хасана, Вафо Мухаммада, Дашти Рахмата, Джалила Мансури, Заки Мухаммада Али, Зарешаха Абади Акбара, Махрамзаде Мехрзода, Нурбахша Мехваша, Саруги Ахмада, Фаранги Али Акбара, Шафиги Марзия и др., в которых частично разработаны факторы, влияющие на удовлетворенность работой и организационной приверженности персонала в области образования.

Однако анализ исторической, педагогической литературы и официальных документов по исследуемой теме показал практически полное отсутствие специальных научных исследований по педагогическим и психологическим основам внедрения социальной справедливости в высших учебных заведениях и ее воздействия на коллектив в Исламской Республике Иране.

В настоящее время одной из задач современной высшей школы в Исламской Республике Иран является оценка социальной справедливости, как ответственность профессорско – преподавательского состава за учебно – воспитательный процесс.

Следует отметить, что социальная справедливость является важным звеном высших учебных заведений. В высших учебных заведениях учебно – педагогический процесс исходит из факторов образовательных отношений и преобладает именно в организационной культуре, где социальные ожидания, культурные нормы и ценности становятся внутренними и с полным окружением общественной жизнью. Необходимо подчеркнуть, что успех любого высшего учебного заведения зависит от оценки и понимания социальной справедливости. На самом деле именно это понимание и вера в успех любого вуза со стороны педагогического коллектива продвигает успех высшего учебного заведения, ибо вузовский педагогический коллектив полностью перенимает культуру вуза и сотрудничает с ней, как единый организм.

Таким образом, отсутствие специального исследования, направленного на решение проблем значимости социальной справедливости в высших учебных заведениях Исламской Республики Иран и его положительного влияния на педагогический коллектив, свидетельствует об актуальности настоящей диссертационной работы. Это, в конечном счете, определило тему нашего исследования - «Психолого - педагогические основы реализации социальной справедливости в высших учебных заведениях Ирана».



Проблема исследования - педагогическая и психологическая значимость организационной справедливости, обеспечивающая эффективность социальной удовлетворённости педагогической деятельности в высших учебных заведениях Исламской Республики Иран.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической разработке методики реализации социальной справедливости в высших учебных заведениях Исламской Республики Иран как фактора повышения качества высшего образования, учебно – воспитательного процесса и научной деятельности.

Объект исследования - высшие учебные заведения Ирана.

Предмет исследования - поиск методики реализации социальной справедливости в высших учебных заведениях Исламской Республики Иран.

Задачи исследования:

1. Разработать модель использования социальной справедливости в вузах Исламской Республики Иран на основе усовершенствования информационных решений и оценка эффективности.

2. Реализовать организационные мероприятия в вузах Исламской Республики Иран с целью информации о социальной справедливости.

3. Оказывать влияние на организационную приверженность вузовского коллектива с учетом категории работы; условия работы, взаимное уважение, взаимодействие в принятии решений, справедливость в решении повседневных соблюдений и оценка эффективности.

4. Выявить факторы организационных обязательств вузовского коллектива как важный фактор повышения качества высшего профессионального образования.

5. Определить измерения социальной справедливости как распределительная справедливость, процедурная справедливость и интеракционная справедливость в вузах Исламской Республики Иран в процессе принятия решений, применения и реализации таких организационных программ, как оценка образовательной эффективности, принятия учебных и воспитательных программ.

6. Раскрыть корреляцию социальной справедливости и организационной приверженности вузовского коллектива в процессе анкетирования по определению уровня профессиональной удовлетворенности.

Гипотеза исследования: Управление качеством образовательного процесса в вузах Исламской Республики Иран будет эффективным, если инициированы следующие социальные факторы справедливости:

- рассматривается индикация справедливости и ее компонентов в вузовском коллективе;

- присутствует социальная справедливость и организационная приверженность в вузовском коллективе как положительный фактор;

- существует удовлетворенность вузовского педагогического коллектива своей образовательной деятельностью;

- учитывается гендерный фактор с организационным управлением, организационной приверженностью и удовлетворенность профессиональной деятельностью;

- выявляется социальная справедливость, организационная приверженность и удовлетворенность работой в государственных и негосударственных вузах с учетом специальности.



Теоретико – методологической основой исследования явились: философское обоснование категории справедливости; научные подходы к определению сущности организационной справедливости; основы концепции организационной справедливости, в которой раскрываются особенности управления вузом; концептуальные положения концепции организационной справедливости; идеи организационной справедливости с качеством высшего образования; подходы к реализации организационной справедливости вузовским коллективом и реализация конкретных функций в процессе организационной приверженности; концепция целостного вузовского коллектива в высших учебных заведениях.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование гипотезы исследования; изучение и анализ передового педагогического опыта;

- эмпирический, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение; методы математической обработки полученных эмпирических данных.

Опытно – экспериментальной базой исследования явились высшие учебные заведения (государственные и негосударственные) провинций Систана и Балуджистана Исламской Республики Иран.

Этапы исследования:

Первый этап (2006 – 2008г.г.) – поисково – теоретический. На данном этапе проводился анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, была определена проблема исследования, осуществлялся сбор и анализ эмпирических данных, полученных на констатирующем этапе, и осмысление теоретических подходов к реализации организационной справедливости в вузовском коллективе. Анализ научных концепций, сопоставление и обобщение различных теорий позволило определить концептуальный замысел данного исследования.

Второй этап (2008 – 2010г.г.) – опытно – экспериментальный, который был связан с проведением эксперимента, анкетирования в вышеуказанных высших учебных заведениях, в процессе которого проверялись выдвинутые гипотетические предложения. Осуществлялось формирующее анкетирование, в ходе которого выявлялась эффективность реализации организационной справедливости в вузовском коллективе, проводился анализ, систематизировались и обобщались результаты исследования, выявлялась их достоверность посредством использования различных диагностических методик.

Третий этап (2010 – 2012г.г.) – описательно – итоговый. На этом этапе завершалось научное обоснование основных положений исследования по проблеме внедрения организационной справедливости в названных вузах, формировались окончательные выводы, оформлялась диссертация.

Научная новизна результатов исследования:

- обоснованы базисные принципы внедрения социальной справедливости и организационных обязательств в вузе, применение которых способствует эффективности образовательного процесса и качеству учебно – воспитательных программ;

- выявлены факторы и принципы корреляции социальной справедливости и организационной приверженности в вузовском коллективе;

- определена диалектическая взаимосвязь социальной справедливости и организационных обязательств вуза как важный фактор повышения эффективности высшего образования;

- выявлено научно – теоретическое обоснование уровней внедрения социальной справедливости в системе вуза (распределительная справедливость, процедурная справедливость и интеракционная справедливость) и определение их критерий.

Теоретическая значимость исследования обусловлена вкладом в разработку и внедрение социальной справедливости в вузах в условиях модернизации системы образования и совершенствования форм и методов управления, обоснованием показателей эффективности организационной справедливости качеством образования студентов; раскрытием возможностей форм и методов внутривузовской организационной справедливости для выявления показателей качества образования студентов. Полученные результаты исследования могут послужить теоретической базой для дальнейшего совершенствования и внедрения социальной справедливости в высших учебных заведениях по результатам, а также для выявления и теоретического обоснования других показателей его эффективности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в реальной возможности использования содержащихся в диссертации научно – теоретических положений и выводов в практике высших учебных заведений, в использовании как отдельных форм, методов и диагностических методик, так и разработанной системы в целом внедрения социальной справедливости для повышения качества высшего образования.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут служить основанием для поиска новых педагогических решений и для разработки авторских систем управления высшим образовательным заведением.

Предложенная система реализации социальной справедливости в высших учебных заведениях может успешно использоваться в практике высшими учебными заведениями и специалистами управления высшим образованием.

Достоверность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается: исходными методологическими позициями; комплексом методов педагогического исследования, адекватных его предмету, целям и задачам; репрезентативностью объема выборок; длительностью исследования, проводимого с учетом изменяющихся условий; опытно – экспериментальной проверкой гипотезы; использованием методов математической обработки статических данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных и региональных научно – практических конференциях профессорско – преподавательского состава вузов провинции Систана и Балуджистана и высших учебных заведений северных провинций Исламской Республики Иран.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре общей педагогики Таджикского национального университета, научно – методических семинарах профессорско – преподавательского состава вузов провинции Систана и Белуджистана Исламской Республики Иран. Вопросы и положения внедрения организационной справедливости в высших учебных заведениях освещались в публикациях по теме диссертации.



На защиту выносятся следующие положения:

1. Внедрение социальной справедливости представляет собой целенаправленное использование методов и видов деятельности оперативного характера, имеющих определенное функциональное назначение и обусловливающих достижение прогнозируемых результатов, отвечающих требованиям социального заказа общества.

2. Внедрение социальной справедливости в высших учебных заведениях определяется качеством управления, степенью обученности и личностным ростом студентов, под которым подразумевается развитие их личностных функций, включающих мотивацию и самореализацию.

3. Эффективность внедрения социальной справедливости в высших учебных заведениях обеспечивается последовательностью решения поставленных организационных задач и достижения результата высшего образовательного процесса.



Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.



Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, цель и задачи, объект, предмет, степень разработанности проблемы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выделяются этапы исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту; представлена апробация и внедрение результатов исследования.

В первой главе – «Понятие вузовского коллектива и принципы его развития» - рассматриваются признаки, присущие вузовскому коллективу:

- единые общественно - значимые цели, для достижения которых вузовский коллектив активно поддерживает учебную деятельность;

- равные права и обязанности всего вузовского коллектива, что не исключает возможности дополнительных прав и обязанностей при выполнении учебно – воспитательных задач;



- наличие органов самоуправления, осуществляющих функции контроля и руководства жизнью вузовского коллектива;

- тесные связи и контакты с другими вузовскими коллективами.

По нашему мнению, все эти признаки характерны для вузовского коллектива, ко­торый, кроме того, имеет свои специфические черты.

Признаки вузовского кoллeктивa формируются в процессе его становления и развития. Одним из важных условий становления и развития вузовского коллектива является создание для каждого его члена благоприятной обстановки. Знаковые положения в вузовском коллективе помогают педагогическому персоналу проявить свои способности, удовлетворить интересы, устано­вить доброжелательные взаимоотношения и быть активным.

Важным признаком вузовского коллектива является наличие взаимности. Но и этого недостаточно. Вузовский коллектив будет непрочным, если в нем не установились отношения взаимозависи­мости и взаимной ответственности. Профессорско – преподавательский состав должен быть ответственным перед студентами, а каждый студент должен, в свою очередь, быть связан с коллекти­вом в целом, отвечать перед ним и органами управления вузовского коллектива за свои действия и поступки.

Эффективное управление вузовским коллективом возможно при условии глубокой теоретической вооруженности, особенно такой, как опора на самоуправление, ор­ганизация деятельности и отношений. Организационные обязательства, иными словами, организационная приверженность, является важной задачей в организационных отношениях высших учебных заведений.

В диссертации рассматриваются следующие три аспекта организационных обязательств в высших учебных заведениях:



  1. Обязательства эмоциональные.

  2. Обязательства непрерывные.

  3. Обязательства нормативные.

С другой стороны, рассматривается удовлетворенность деятельностью, эмоциональное положительное или приятное состояние и результате оценки работы. Это положительное эмоциональное состояние может влиять на эмоциональное и психическое здоровье вузовского коллектива. С этой точки зрения в вузе  высокий уровень удовлетворенности работой отражает очень благоприятный и организационный климат, что ведет к привлечению и сохранению эффективной деятельности профессорско – преподавательского состава.

В исследовании отмечается, что в высших учебных заведениях можно добиться полезных результатов, таких как организационная эффективность и повышение качества образования. Определяются три переменные: причинная, посредническая и целевая, которые необходимо учитывать в рассуждении об эффективности организационной приверженности. Причинные переменные состоят из тех факторов, которые затрагивают направление роста, внутреннее развитие вуза и результаты ее учебной деятельности. Стратегии, навыки, поведение руководства и другие причинные переменные влияют на человеческие ресурсы или посреднические переменные вуза. Переменными продуктивными или целевыми являются зависимые переменные, которые отражают достижения вуза.

В работе отмечается, что процедурная справедливость важна для высших учебных заведений, потому что дает им возможность контролировать процесс и последствия принятых решений. Интеракционная справедливость является одним из новых элементов организационной справедливости и не только влияет на восприятие равенства, но также может повлиять и на последующее поведение. Интеракционная справедливость также является предсказателем сильных реакций и оценок руководителей и факторов, влияющих на приверженность сотрудников в высших учебных заведениях.

Исследования показывают, что опыт и восприятие межличностной справедливости затрагивает реакции педагогов на принятые решения, поскольку индивидуальная чувствительность к справедливому обращению вместе с уважением и честностью может вызывать более глубокое понимание последствий, особенно неблагоприятных. Информационная справедливость рассматривает такой вопрос, почему процедуры используются определенным образом или почему результаты распределяются определенным образом, до какой степени педагогическому коллективу предоставляется информация.

В диссертационной работе относительно организационной справедливости руководителям вузов рекомендовано следующее: в процессе принятия решений, применении и реализации организационных программ, как оценка образовательной эффективности, принятие  разнообразных учебных и воспитательных программ следует уделить особое внимание концепции организационной справедливости для успешной реализации этих программ.

Во второй главе диссертации - «Определение организационных обязательств и организационной приверженности в вузе» - отмечается, что организационные обязательства являются одним из проявлений отношения и определяются в качестве интеллектуальной и эмоциональной связи по отношению к организационной приверженности в вузе. После улучшения отношения касательно какого-либо вопроса существует возможность увеличения обязательств. Понимание процесса создания обязательств полезно для высших учебных заведений, так как вызывает инновацию научно – педагогических кадров. С эффективной деятельностью вуза улучшается качество высшего образования.

Организационные обязательства являются как положительный ответ и эффективность деятельности профессорско–преподавательского состава вуза. Организационные обязательства как психическое состояние определяют отношения педагогического коллектива с вузом, и эти отношения включают результат деятельности самого педагогического состава, который способствует его дальнейшей работе в данном высшем учебном заведении. Организационная приверженность определяется как отношение относительной возможности знакомства педагогического коллектива с одним конкретным вузом и степень их участия в этой высшем учебном заведении.

Одной из переменных, связанных с удовлетворённостью и мотивацией к преподавательской деятельности, является организационная приверженность (организационные обязательства), то есть психологическая идентичность, что связанное с индивидуальными и организационными факторами.

Организационные факторы в высших учебных заведениях, повышая уровень обученности, имеют обратную связь, автономию в деятельности, старания в деятельности и деятельностную значимость, влияют на возможность участвовать в принятии решений, касательно деятельности на уровне обязательств. Согласованность между целями и организационными целями повышает обязательства к этим целям. Организационные характеристики, таким образом, в соответствии с интересами профессорско-преподавательского состава положительно влияют на повышение организационной приверженности.

Мы считаем, что высокий уровень концептуального подхода - удовлетворенность преподавательской деятельностью, влияет на различные сферы высшего образования, действия, продвижение по научно - педагогической лестнице. Наше исследование показывает, что высокий уровень концептуального подхода также способствует преданности со стороны студентов. В общем концептуальный подход играет важную роль в учебно- воспитательном процессе высшего учебного заведения. Результаты концептуального подхода для профессорско-преподавательского состава предоставляют зависимость, надежность, положительное представление, а также снижение уровня увольнений, снижение уровня отсутствия и опаздывания на работу и т.д.

Организационная справедливость является наиболее доминирующей темой в организационной психологии, управлении человеческими ресурсами и организационном поведении в последние десятилетия. Организационная справедливость является важной потребностью для эффективного функционирования вузовского коллектива и для удовлетворения от деятельности ее педагогического персонала.

Крупнейший предмет анализа деятельности руководства и учебно - педагогического персонала вуза состоит из проверки их на удовлетворенность своей профессией. Ведь существует мнение, что педагоги, будучи довольными своей деятельностью, трудятся лучше. Существует множество способов определения педагогической удовлетворенности. В каждом вузе существуют свои методы, соответствующие учебным условиям и другим факторам, так что невозможно для всего высшего учебного заведения подобрать один единый метод. Два общепринятых метода - это универсальный и специальный. Универсальный метод основывается на опросе, участники которого должны отвечать на вопросы в виде цифр от одного до пяти. Специальный метод несколько сложен. Вопросы анкетирования составляются специально относительно сферы деятельности отвечающего. К примеру, задаются вопросы об учебном плане, руководстве, окладе и отношениях между педагогами. Таким способом на каждый вопрос даются ответы в виде цифр, сумма которых подсчитывается и в итоге определяется уровень удовлетворенности работой. Помимо этих двух общепринятых способов, также существует множество других, которые определяют удовлетворенность педагогического персонала высших учебных заведений.

Третья глава - «Корреляция организационной справедливости и организационной приверженности в вузовском коллективе» - посвящена анализу статистических данных по теме исследования. Цель данной главы заключается в обзоре мнений профессорско - преподавательского состава государственных и частных вузов относительно организационной справедливости и приверженности, а также профессиональной удовлетворенности, которые получены на основе анкет - опросников, где рассматривались вышеизложенные переменные. Следовательно, в данной главе рассматриваются аспекты, касающиеся полученных результатов путем анкетирования респондентов. Дескриптивный метод описывает статистику частоты, среднего значения и стандартного отклонения, а в заключительном методе используются тесты «Т». Следует отметить, что статистический анализ реализовывался при помощи программного обеспечения Spss.

Частотность и процент респондентов по классификации гендера указывается в таблице №1 и диаграмме №1.


Таблица №1: Гендерное распределение респондентов.


Характеристика

Процент

Гендер

Муж.

299

75/7

Жен.

96

24/3

Сумма:

395

100

Диаграмма №1. Гендерное распределение респондентов.



По данным, указанным в таблице №1 и диаграмме №1, можно заметить, что 75/7 % педагогов-респондентов являлись мужчинами, а 24/3 % - женщинами.

Частотность и процент респондентов по классификации типа договора занятости указываются в таблице №2 и диаграмме №2.


Таблица №2. Распределение респондентов с точки зрения договора занятости.


Характеристика

Частотность

Процент

тип договора

официальный

234

59/2

по договору

102

25/8

по контракту

59

15

Сумма:

395

100

Диаграмма №2. Распределение респондентов с точки зрения договора занятости.

По данным, указанным в таблице №2 и диаграмме №2, можно заметить, что 59/2% педагогов-респондентов заняты в своей сфере деятельности по официальному договору, 25/8%-по определенному договору, а 15%-по контракту.

Частотность и процент респондентов по классификации специальности респондентов указываются в таблице №3 и диаграмме №3.

Таблица №3. Распределение респондентов с точки зрения специальности.



Характеристика

Частотность

Процент

Специальность

инженерная

126

31/9

естественные

131

33/2

гуманитарные

138

34/9

Сумма:

395

100

Диаграмма №3. Распределение респондентов с точки зрения специальности.

По данным, указанным в таблице №3 и диаграмме №3, можно заметить, что специальность 31/9% педагогов-респондентов является инженерная, 33/2 %-естественные науки, а 34/9 %-гуманитарные.

Частотность и процент респондентов, по классификации опыта работы респондентов указываются в таблице №4 и диаграмме №4.

Таблица №4. Распределение респондентов с точки зрения срока опыта работы.



Характеристика

Частотность

Процент

опыт работы

1-10 лет

211

53/4

11-20 лет

120

30/4

21-30 лет

64

16/2

Сумма:

395

100

Диаграмма №4. Распределение респондентов с точки зрения срока опыта работы.

По данным, указанным в таблице №4 и диаграмме №4, можно заметить, что опыт работы 53/4 % педагогов-респондентов является от 1 до 10 лет, 30/4 %-11-20 лет, а 16/2 %-21-30 лет.

Для того, чтобы получить ответ на вопрос результата внедрения организационной справедливости, как фактора среди профессорско – преподавательского состава, мы протестировали респондентов при помощи одногруппового теста «Т». Полученные результаты указываются в таблице №5.

Таблица №5. Результаты одногруппового теста «Т»:



переменные

среднее значение

стандартное отклонение

Test value

t

Df

Sig

организац. справедливость

76/68

66/11

54

14/25

394

0.000

распределение управления

93/22

05/4

18

16/24

394

0.000

процедурное управление

63/22

35/4

18

15/21

394

0.000

организац. взаимодействие

20/23

03/4

18

66/25

394

0.000

Результаты, указанные в таблице №5, показывают, что по тесту «Т» организационная справедливость составляет 68/76%, т.е. на 54 % более среднего значения, а это означает, что, со статистической точки зрения, на 99 % является значимым (t=25/14 и df=394, p<0/01). Также среднее значение таких компонентов организационной справедливости, как распределение справедливости, процедурное управление и организационное взаимодействие, последовательно составляют 22/93%, 22/63% и 23/20%, а по определению более высокая оценка равнялась 18 баллам, и соответствовала t=24/16 и t=21/15, t=25/66, это означает, что является значимым на 99 % (p<0/01).Таким образом, индикация желательной справедливости и ее компонентов должны рассматриваться в университетах.

С целью выявления положения организационной приверженности в указанном составе нами протестированы респонденты при помощи одногруппового теста «Т». Полученные результаты указываются в таблице №8.

Таблица №6. Результаты одногруппового теста «Т».



переменные

среднее значение

стандартное отклонение

Test value

t

df

sig

Организационная приверженность
67.75
10.54

54
25.93

394

0.000

Аффективные обязательства
22.61
3.96

18
23.16

394

0.000

Текущие обязательства
22.38
4.77

18
18.25

394

0.000

Нормативные обязательства
22.76
4.14

18
22.82

394

0.000

Результаты, указанные в таблице №6, показывают, что по тесту «Т» организационная приверженность составляет 67/75%, т.е. на 54 % более среднего значения, а это означает, что, со статистической точки зрения, на 99 % является значимым (t=25/14 и df=394, p<0/01). Также среднее значение таких компонентов организационной приверженности, как аффективные обязательства, текущие обязательства и нормативные обязательства последовательно составляют 22/61%, 22/38% и 67/75%, а по определению более высокая оценка составляла 18 баллов, и соответствовала t=22/82 и t=218/25, t=23/16, это означает, что является значимым на 99 % (p<0/01).Таким образом, индикация желательной приверженности и ее компонентов должны рассматриваться в университетах.

Организационная справедливость в высших учебных заведениях имеет ряд компонентов, в частности, взаимодействие управления и процедурного управления учебно – воспитательным процессом. На вопрос: какой из компонентов организационной справедливости более влияет на удовлетворённость работой профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений провинции Систана и Белуджистана Исламской Республики Иран, предстояло ответить следующим образом.

Необходимо использовать тест пошаговой регрессии. Полученные результаты указываются в таблице №6.

Таблица №7. Результаты, полученные путем теста пошаговой регрессии нескольких переменных:

шаг

перменная
r
F
T
Sig

первый

взаимодействующее управление
708/0
501/0
87/393
71/0
85/19
000/0

второй

взаимодействующее управление + процедурное управление
739/0
546/0
27/235
787/0
384/0
23/6
33/3
000/

третий

взаимодействующее управление + процедурное управление + распределяющее управление
747/0
558/0
75/164
330/0
248/0
218/0
3/36
0/000

По результатам теста, коэффициента корреляции с указанных в таблице 7, можно заметить, что среди критериев организационного управления три компонента (взаимодействующее управление, процедурное управление, распределяющее управление) более влияют на удовлетворенность работой профессорско-преподавательского состава университетов Систана и Белуджистана. Таким образом, с первых шагов взаимодействующего управления (предположенная переменная) было внедрено в уравнение регрессии, и где коэффициент бета на 49/9% предсказывает удовлетворенность работой и имеет наиболее высокое влияние. На втором этапе пошагового теста взаимодействующего и процедурного управления были внедрены в уравнение регрессии, где оба управления вместе составляли 54/3% и предсказывали

Для сопоставления организационной справедливости, организационной приверженности и удовлетворенности работой профессорско-педагогического состава государственных и частных вузов области Систана и Белуджистана с учетом их опыта работы, использовался односторонний тест АНОВА (тест F). Полученные результаты отражены в таблице № 7.

Таблица №8. Тест «F» по определению уровня различия мнений респондентов в связи с организационной приверженностью и организационной справедливостью , а также удовлетворённостью работой, по классификации опыта работы респондентов.




опыт работы

число

среднее значение

стандартное отклонение

ресурс

SS

df

MS

F

Sig.

Переменные

1—10 лет

211

57/69

16/11

между группами

внутри групп



32/315

83/53268


2

392


66/175

89/135


293/1

276/0

организационное управление


11—20 лет

120

43/67

66/12

21—30 лет

64

58/68

30/11

1—10 лет

211

99/67

35/10

между группами

внутри групп


17/28


02/43728

2

392


09/14


55/111

126/0

881/0


организационная приверженность


11—20 лет

120

40/67

87/10

21—30 лет

64

61/67

66/10

1—10 лет

211

55/77

57/12

между группами

внутри групп

30/328


26/65359

2

392


15/164


48/166

986/0

374/0


удовлетворенность работой

11—20 лет

120

36/76

99/12

21—30 лет

64

09/75

89/13

По результатам, указанным в таблице №8, можно заметить, что среднее значение организационной справедливости респондентов- педагогов, опыт работы которых составлял от 1 до 10 лет, составлял 69/57, респондентов—педагогов, опыт работы которых от 11 до 20 лет, равносильно 67/43, а с опытом работы третьей группы респондентов, т.е. от 21 до 30 лет, составлял 68/58, где F=1/293. А также среднее значение организационной приверженности респондентов-педагогов, опыт работы которых составляло от 1 до 10 лет, составлял 67/99, респондентов-педагогов, опыт работы которых являлся от 11 до 20 лет, равносильно 67/40, а с опытом работы третьей группы респондентов, т.е. от 21 до 30 лет, составляло 67/61, где F=0/126. Среднее значение удовлетворенности работой респондентов педагогов, опыт работы которых составлял от 1 до 10 лет, составлял 77/55; респондентов-педагогов, опыт работы которых являлся от 11 до 20 лет, равносильно 76/36, а с опытом работы третьей группы респондентов, т.е. от 21 до 30 лет, составлял 75/09, где F=0/986. Данные результаты свидетельствуют о том, что существует значимое различие на уровне в 95 % между организационной справедливостью, организационной приверженностью и удовлетворенностью профессорско-педагогического состава государственных и частных вузов областей Систан и Балуджистан, где свободный уровень данного различия последовательно находилось на уровне 2 и 392 (Р>0/05).

Следовательно, по полученным результатам можно сделать вывод, что баллы, полученные респондентами по организационному управлению, организационной приверженности и удовлетворенности работой профессорско-преподавательского состава государственных высших учебных заведений, являются эквивалентыми.

В заключении подводятся итоги проведенного теоретического и экспериментального исследования, даются выводы и рекомендации.

Под внедрением организационной справедливости в высших учебных заведениях следует понимать необходимость повышения уровня высшего образования, удовлетворенность профессорско – преподавательского состава своей педагогической деятельностью, система сбора, распространения и хранения информации; механизм, обеспечивающий прогнозированное развитие высших учебных заведений и именно это отличает его от «диагностики», «контроля» и «экспертизы», несмотря на схожесть некоторых характеристик. Оценка организационной справедливости и её влияние на качество высшего образования представляет собой совокупность необходимых и организационных мер, являющихся инновационной преобразовательной системой высшего образования.



Основные положения и выводы диссертации нашли

отражение в следующих публикациях автора:
I. Научные статьи, опубликованные в изданиях,

рекомендованных перечнем ВАК Министерства

образования и науки России:


  1. Фаразанджу М. Эффективность обучения // Вестник Таджикского национального университета. 2011. №5. С.46-50.

  2. Фаразанджу М. Корреляция между организационной справедливостью и организационной приверженностью // Вестник Таджикского национального университета. №11 (75). 2011. С.53-56.

  3. Фаразанджу М. Анализ организационных обязательств и их корреляции с удовлетворенностью работой профессорско-педагогического коллектива Государственных и частных исламских университетов Сиистанской и Балучестанской областей Ирана. // Вестник Таджикского национального университета. №3/6 (121). 2013. С.274-279.

  4. Фаразанджу М. Анализ влиятельных факторов на удовлетворенностью работой профессорско-педагогического коллектива Государственных и частных исламских университетов Сиистанской и Балучестанской областей Ирана. // Вестник Таджикского национального университета. №3/7(124) часть I. 2013. С.253-257.


II. Статьи, опубликованные в других научных

журналах и изданиях


  1. Farzanjou M. Factors affecting jobsatisfaction in university faculty Members. - New Deli. 2011. P. 14-20.

  2. Farzanjou M. Career job satisfaction and Lt> evalvation Method. – New Deli. 2012. P. 75-80.

  3. Farzanjoi,M. (2012). study of Barriers to Development of organization justice, joumal of Basic and Appliad, vol 2(11)pp. 11563-11567.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница