Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова



Скачать 114.3 Kb.
Дата07.11.2016
Размер114.3 Kb.
План – конспект урока по литературе на тему:

«Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова».

  «Цель урока: 1) продолжить знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова;

2) развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус;

3) познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения Лермонтова,

с воплощением возвышенной и трагической любви в его произведениях,

показать динамику развития любовной лирики Лермонтова;

4) развивать устную речь учащихся, научить их выступать перед аудиторией;  

Эпиграф: «Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно. М. Ю. Лермонтов.

Слово учителя.

•  Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о самом возвышенном чувстве, свойственном человеку – о любви. А как вы понимаете слово «любовь»? Давайте заглянем в статью словаря С. И. Ожегова.



Ученик читает значения слова:

«Любовь» – 1) Чувство самоотверженной, сердечной

привязанности.

Любовь, материнская любовь. Горячая любовь.

Взаимная Любовь.

2 ) Склонность, пристрастие к чему- либо.

Любовь к музыке. Любовь к искусству.

  •  Как вы думаете, о котором значении слова «Любовь» мы будем говорить сегодня на нашем уроке?



( Ученик отвечает, что темой урока станет слово «любовь» в первом значении.)

•  Да, мы будем говорить сегодня о любви как о чувстве самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь бывает разная: бывает любовь к Родине, материнская любовь, сыновняя, бывает любовь к женщине, бывает горячая любовь, взаимная, а бывает и любовь неразделенная. Всякая любовь – великое счастье, даже если она и неразделенная. Уметь любить – это талант, талант сродни музыкальному. Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука, и безнадежность. Об этом говорит М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении « 1831 –го года июня 11 дня». (Ученик читает стихотворение Лермонтова . )

Грядущее тревожит грудь мою.

Как жизнь я кончу, где душа моя

Блуждать осуждена, в каком краю

Любезные предметы встречу я?


Но кто меня любил, кто голос мой


Услышит и узнает? И с тоской

Я вижу, что любить, как я, порок.

И вижу, я слабей любить не мог.

Не верят в мире многие любви

И тем счастливы; для иных она

Желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил


Всем напряжением душевных сил.

И отучить не мог меня обман;

Пустое сердце ныло без страстей…

  Слово учителя: Это высокое понимание любви было тесно связано с его творчеством. Предел его любви расширялся до предела жизни…

Первую любовь М. Ю. Лермонтов пережил еще на Кавказе в 1825 году. «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? – писал Лермонтов 8 июля 1830 года – Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я ее видел там. Я не помню, хороша была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей.» В стихотворении «Первая любовь» он писал:

В ребячестве моем тоску любови знойной

Уж стал я понимать душою беспокойной…

Лето и начало осени 1830 года Лермонтов провел в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной и ее близкой приятельницей Катей Сушковой Она вспоминала: «У Сашеньки встречала я в это время ее двоюродного брата, неуклюжего, косолапого мальчика лет шестнадцати или семнадцати, с красными, но.... умными, выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно – насмешливой улыбкой. Сушкова помнила, как Мишель «радовался» и «торжествовал», когда получил приз на пансионском экзамене. Итак, юный Миша Лермонтов еще пятнадцатилетним мальчиком не на шутку увлекся «петербургской модницей», как шутя аттестовала Сушкову Верещагина. Разница в возрасте составляла два с небольшим года; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. «Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову. – Я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы еще стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнете».

Лермонтов для Сушковой - маленький «кузен» Верещагиной, добровольный паж, который носит ее шляпку и зонтик и теряет ее перчатки. К ее удивлению, Сашенька однажды говорит ей: «Как Лермонтов влюблен в тебя!»

«ВЕСНА»


Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуюные поля, -

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей;

Ланит спокойных пламень алый

 

С собою время уведет,



И тот, кто так страдал, бывало,

Любви к ней в сердце не найдет.

Но именно в это время Сушкова «предсказывает» Е. А. Арсеньевой «великого человека в косолапом и умном мальчике». Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830 года. Это было стихотворение «Черноокой». Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Black eyes . Сила любви героя передана через противопоставление «рай – ад». Все стихотворение построено на одной и той же рифме: «очи – ночи».

Много звезд у летной ночи;

Отчего же только две у вас?

Очи юга! черны очи!

Нашей встречи был недобрый час,

Кто ни спросит, звезды ночи

Лишь о райском счастье говорят;

В ваших звездах, черны очи,

Я нашел для сердца рай и ад.

Очи юга, черны очи,

В вас любви прочел я приговор,

Звезды дня и звезды ночи

Для меня вы стали с этих пор!  

Тогда пишется «Нищий», ведущий мотив этого стихотворения – неразделенная любовь:

  У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

 Интересна история создания этого стихотворения. Однажды несколько семей, проводящих лето в Середникове, в том числе Арсеньева с внуком, Столыпины, Верещагины и Сушковы, отправились в Троицко-Сергеевскую лавру. На паперти стоял нищий, в руку которого кем-то был положен камень. Так возникла в стихотворении метафора как символ человеческого равнодушия и глухоты.

Рассказы Верещагиной о светских успехах предмета своей страсти вызывали в Лермонтове чувства обиды и ревности. И он пишет стихотворение «Когда к тебе молвы рассказ», в котором предвещает ей будущее

Когда Лермонтов и Сушкова расстались, сердце поэта стало склоняться к другому чувству. Наталья Федоровна Иванова была дочерью писателя Федора Федоровича Иванова, который пользовался известностью в начале XIX века. Отношение Лермонтова к Ивановой иное, чем отношение к Сушковой. Он ей верит, она – поверенная. Уже после первого знакомства он обратился к Ивановой с поразительно искренним, но тревожным посланием.

Н. Ф. И…вой.

Любил с начала жизни я

Угрюмое уединенье,

Где укрывался весь в себя,

Бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаленье;

  


Но взор спокойный, чистый твой

В меня вперился изумленный,

Ты покачала головой,

Сказав, что болен разум мой,

Желаньем вздорным ослепленный.

 

Я, веруя твоим словам,



Глубоко в сердце погрузился,

Однако же нашел я там,

Что ум мой не по пустякам

К чему-то тайному стремился,

 Он верит в суд своей избранницы, просит у нее защиты, надеется, что не ошибся в выборе.

Но срок любви и открытой взаимности был слишком коротким. Возлюбленная Лермонтова изменила ему, изменила раньше, когда еще он и не подозревал об этой измене. Предполагается, что Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак расстроился. Узнав об измене, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку. В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор…» Лермонтов говорит о давшихся дорогой ценой решениях.

Всевышний произнес свой приговор,

Его ничто не переменит;

Меж нами руку мести он простер

И беспристрастно все оценит.

Он знает, и ему лишь можно знать,

Как нежно, пламенно любил я,

Как безответно все, что мог отдать,

Тебе на жертву приносил я.

Во зло употребила ты права,

Приобретенные над мною,

И, мне польстив любовию сперва,

Ты изменила – Бог с тобою!

О нет! я б не решился проклянуть!

Лермонтов прощается с Ивановой, как прощаются со своей обознавшейся надеждой. На разлуку поэт пишет стихи, в которых откровенность и прямота.

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

……………………………..

Как знать, быть может, те мгновенья,

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал у вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Быть может, мыслию небесной

И силой духа убежден,

Я дал бы миру дар чудесный,

А мне за то бессмертье он?

Зачем так нежно обещала

Ты заменить его венец,

Зачем ты не была сначала,

Какою стала наконец!

Я горд!… прости! Люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного

Я не соделаюсь рабом.

.…………………………………

Отныне стану наслаждаться

И в страсти стану клясться всем;

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем;

Начну обманывать безбожно,

Чтоб не любить, как я любил,-

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

Я был готов на смерть и муку

И целый мир на битву звать,

Чтобы твою младую руку-

Безумец! – лишний раз пожать!

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал;

Такой души ты знала ль цену?

Ты знала – я тебя не знал!  

1831 год. Угарная любовь к Наталье Федоровне Ивановой уходила, унималась, как унимается отбушевавшее пламя. Поиск сердца поэта завершается счастливым открытием. Новый образ, образ Вареньки Лопухиной овладевает Лермонтовым на всю жизнь.

Впервые они узнали друг друга еще в детские годы. Осенью 1827 года Лермонтов с бабушкой приехали в Москву из родового имения Тарханы. Дом на Малой Молчановке, в котором они поселились, находился неподалеку от дома, в котором жили Лопухины: старик-отец, три дочери (Мария, Варвара и Елизавета) и сын Алексей. Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей писал: «Они были с нами как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». Алексей Лопухин стал большим другом Лермонтова, к Марии поэт относился с большим уважением. Судьбы Варвары Лопухиной и Лермонтова соединились навсегда. .

В циклы лирики Лермонтова образ Варвары Александровны Лопухиной вступает с осени 1831 года. Наконец поэт обрел то, чем вполне может жить его сердце, не поступясь ни искренностью чувства, ни его глубиной. И это новое чувство уже не только любовь, но – жизнь. Поэту слышится зов судьбы, он обращается к мысли о необычности своего пути, ему видится дальний край, куда можно удалиться, где найдет себе приют мечта, которой столь чуждо окружающее.

Прими мой дар, моя мадонна!

С тех пор как мне явилась ты,

Моя любовь мне оборона

От порицаний клеветы.

 

Такой любви нельзя не верить,



А взор не скроет ничего:

Ты не способна лицемерить,

Ты слишком ангел для того!

Скажу ли? – предан самовластью

Страстей печальных и судьбе,

Я счастьем не обязан счастью,

Но всем обязан я – тебе.

Во второй половине лета 1832 года Лермонтов оставил учебу в Московском университете и уехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Лопухина осталась в Москве. Они не знали, на какой срок расстаются.

Оказалось – простились навсегда!

Произошла роковая ошибка.

Ошибся и Лермонтов.

 Ошиблась и она.

Военная служба, светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки, хотя поэт не перестает интересоваться ее судьбой, ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей. Между тем молчание Лермонтова заставило Вареньку задуматься: уж не обозналась ли она в нем? Вероятно, под влиянием родителей в 1835 году Лопухина отдала свою судьбу другому человеку.

Чувство нескладицы овладело поэтом, когда он узнал о предстоящем замужестве Лопухиной. Но ничего уже изменить было нельзя. Они встретились в Москве через три с лишним года. Лопухина была уже женою другого. Варвара Александровна Бахметева. В сердце Лермонтова бушевала ревность, она боролась с любовью.

Ужели


В моей груди изгладить не успели

Столь много лет и столько мук иных-

Волшебный стан и пару глаз больших?

  Образ Вареньки Лопухиной жил в воображении Лермонтова всю жизнь. Он стал прототипом многих героинь его произведений. В романе «Герой нашего времени» ее образ причудливо переплетается в образах княжны Мэри и княгини Веры Лиговской.

  В последний раз Лермонтов и Лопухина встретились 20 июня 1838 года в Петербурге. К этому времени уже перестало быть семейной тайной: брак Варвары Лопухиной был неудачен. Двоюродный брат Лермонтова Аким Шан-Гирей вспоминает, что Варвара Александровна была в Петербурге проездом за границу: «Боже мой, как болезненно сжалось мое сердце при виде ее! Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как прежде».

Только раз Лермонтов имел случай в третьем месте видеть дочь Варвары Александровны. Он долго ласкал ребенка, потом горько заплакал и вышел в другую комнату. После этого он написал стихотворение «Ребенку»:

О грезах юности томим воспоминаньем,

С отрадной тайною и тайным содроганьем,

Прекрасное дитя, я на тебя смотрю…

О, если б знало ты, как я тебя люблю!

Свое последнее стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтов посвятил Вареньке Лопухиной. Оно было обращено к родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напоминала ему Вареньку. С Быхвец Лермонтов встречался на Кавказе в последние дни своей жизни. Охотнее всего говорил он с ней о Вареньке. Прошлое не умерло, образ любимой жив, хотя «подруга юных дней» представляется как навсегда потерянная для лирического героя, который видит «в устах живых уста давно немые». Разлука оказалась для женщины сродни смерти: продолжающаяся жизнь проходит в печальном молчании, очи угасли от тоски, потеряли блеск.

Звучит стихотворение «Нет, не тебя я пылко так люблю… »

Варвара Александровна очень тяжело пережила смерть Лермонтова. Узнав о его гибели, она две недели не могла подняться с постели, отвергая врачей и лекарства. Она пережила Лермонтова на десять лет, но томилась воспоминаниями о нем. 

Учитель. Ребята, вы познакомились с тремя «музами» М. Ю. Лермонтова, вдохновлявшими его на творчество. Как вы думаете, кому из них может дать характеристику первый эпиграф нашего урока?



(Дети отвечают, что слова первого эпиграфа могут дать характеристику Екатерине Сушковой и Наталье Ивановой, любовь которых была недолгой.)

А о ком мы можем говорить словами второго эпиграфа?



(Дети отвечают, что только образ Варвары Лопухиной остался в душе Лермонтова навсегда.)

На уроке мы использовали слова «эпиграф», «метафора», «антитеза». Выпишите, пожалуйста, эти слова в наши тетради для трудных слов и определите их значение.



ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК .


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница