А. В. Перышкина «Физика-7» (68 часов -2 часа в неделю) Учитель Балинец С. Н



Скачать 227.4 Kb.
Дата07.05.2016
Размер227.4 Kb.
Рабочая программа по физике 7-й класс по учебнику А.В.Перышкина «Физика-7»

(68 часов –2 часа в неделю) Учитель – Балинец С.Н.


Пояснительная записка


Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок.

В задачи обучения физике входит:

— развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

— овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

— усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании, диалектического, характера физических явлений и законов;

— формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.


При изучении физических теорий, мировоззренческой интерпретации законов формируются знания учащихся о современной научной картине мира. Воспитанию учащихся служат сведения о перспективах развития физики и техники, о роли физики в ускорении научно-технического прогресса.

Рабочая программа, тематическое и поурочное планирование изучения физики в 7 классе составлена по программе А.В.Перышкин, Е.М.Гутник для основной общеобразовательной школы с учетом образовательного стандарта. Изучение учебного материала предполагает использование учебника А.В.Перышкин «Физика-7»

Поурочное планирование изучения физики в 7 классе рассчитано на 68 часов – 2 часа в неделю. Планирование составлено на 68 часов. В планирование включены все основные вопросы программы в соответствии с Государственным образовательным стандартом по физике.


Наглядность преподавания физики и создание условий наилучшего понимания учащимися физической сущности изучаемого материала возможно через применение демонстрационного эксперимента. Перечень демонстраций необходимых для организации наглядности учебного процесса по каждому разделу указан в программе. У большинства учащихся дома в личном пользовании имеют компьютеры, что дает возможность расширять понятийную базу знаний учащихся по различным разделам курса физики. Использование обучающих программ расположенных в образовательных Интернетсайтах или использование CD – дисков с обучающими программами («Живая физика», «Открытая физика» и др.) создает условия для формирования умений проводить виртуальный физический эксперимент.

В Планировании предусмотрено выполнение десяти лабораторных работ и шести контрольных работ по основным разделам курса физики 6 класса. Текущий контроль ЗУН учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с образовательным стандартом.

Для систематизации и обобщения знаний, учащихся за курс физики 7 класса программа предусмотрено обобщающее повторение. Резервное время может быть использовано как для обобщающего повторения, так при необходимости для увеличения времени на изучение отдельных тем курса на усмотрение учителя.

Таблица: Учебно-тематический план 7 класс



п/п


Тема

Количество часов

В том числе

уроки

лабораторные

занятия


контрольные работы

1

Введение

3

2

1




2

Первоначальные сведения о строении вещества

7

5

1

1

3

Взаимодействие тел

19

13

4

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

19

15

2

2

5

Работа, мощность и энергия

13

10

2

1

6

Обобщающее повторение

5

5







7

Резерв

2

2







10

Итого

68

52

10

6


Содержание программы

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (3 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.



Фронтальная лабораторная работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Учащиеся должны знать/понимать: простейшие физические явления, учёных-физиков.

Уметь: различать факты, гипотезы, формулировать гипотезу, наблюдения и опыта, понимать условия его проведения и формулировать выводы, пользоваться простейшими измерительными приборами, схематически изображать опыты.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности.

2. Первоначальные сведения о строении вещества (7ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений .

Демонстрации:



      1. Сжимаемость газов.

      2. Диффузия газов, жидкостей.

      3. Модель хаотического движения молекул.

      4. Объём и форма твёрдого тела, жидкости.

      5. Свойство газа занимать весь предоставленный ему объём.

      6. Способы измерения плотности вещества.

      7. Сцепление свинцовых цилиндров.

Фронтальная лабораторная работа

  1. Измерение размеров малых тел.

Учащиеся должны знать/понимать: три состояния вещества, явление диффузии, зависимость скорости движения молекул от температуры.

Уметь: различать агрегатные состояния веществ и объяснять их на основе молекулярно- кинетических представлений.

З. Взаимодействие тел (19 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.

Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.

Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.



Фронтальные лабораторные работы

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Измерение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч)

Давление. Давление твердых тел.

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. (Водопровод. Гидравлический пресс.) Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насосы.

Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.



Фронтальные лабораторные работы

7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

5. Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Равенство работ при использовании. КП механизма.

Потенциальная энергия пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.



Фронтальные лабораторные работы

9. Выяснение условия равновесия рычага.

10. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Обобщающее повторение (5 часов)

Скорость. Плотность вещества. Сила тяжести. Сила упругости. Давление. Давление в жидкости и газе. Архимедова сила. Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.



Резервное время ( 2 часа)

Взаимодействие тел. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.



Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащимся необходимо знать

Положение о том, что все тела состоят из частиц в частности из молекул, что молекулы находятся в непрерывном беспорядочном движении и взаимодействуют (притягиваются и отталкиваются).

Понятия: инерция, масса, плотность вещества, сила тяжести, вес, давление, архимедова сила, работа, мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.

Формулы связи силы тяжести и массы, давления жидкости под действием силы тяжести, закон Паскаля.

Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах. конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.

Учащимся необходимо уметь

Применить основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения диффузии в жидкостях и газах, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, закона Паскаля.

Определять цену деления измерительного прибора; правильно пользоваться измерительным цилиндром, весами, динамометром. барометром-Анероидом, таблицами физических величин.

Решать качественные задачи на применение закона Паскали, на сравнение давлений внутри жидкости; на зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, от объема погруженной в жидкость части тела, на применение условий плавания тел.

Решать расчетные задачи (преимущественно в одно – два действия) с применением следующих формул:



(для простых механизмов)

Изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.




№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Введение (3 часа)

1

Что изучает физика. Физические явления. Опыты и наблюдения.

§1,2,3(1).№ 1,2,7, 13(3)

2

Физические величины. Измерение физических величин.

§4,5; С.7(2),С.12(1).58,59(6).

3

Лабораторная работа №1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра»

п.§1-5(1);17,18,20,24(3); 56,(6)

Первоначальные сведения о строении вещества (7 часов)

4

Молекулы и атомы.

§7,8(1) 18,23(3)

5

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел».

п.§7,8; №26(3)

6

Диффузия. Движение молекул.

§9 с. 172 §1. с.23 задание 2; 7(6); 57, ,65(3).

7

Притяжение и отталкивание молекул.

§10. упр. 2; 77,78,80(3),88(6)

8

Агрегатное состояние вещества.

§11, 12(1). Задание 3; 92(6); 84, 93(3)

9

Решение задач по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

п. §7-12. № 21,58, 87.

10

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества




Взаимодействие тел (19 часов)

11

Механическое движение. Относительность движения.

§13(1): 89, 96, 98, 99(3). Упр 3; Задание 4.

12

Скорость движения тел.

§ 14, 15(1):100,102,104,110 (3), Упр 4

13

Решение задач на расчет пути, скорости и времени движения.

п.§ 13, 14,15(1); 107,108,

111,117, 119(3).Упр5

14

Инерция.

§ 17(1);144,145,153(3); 86(6)

15

Взаимодействие тел. Масса тела.

§18,19(1);162,163, 170, 178(3)

16

Лабораторная работа №3 "Измерение массы тела на рычажных весах".

§20, упр 6; П.Лр1 С.159.

17

Лабораторная работа №4 "Измерение объема тела".

п. § 4, 5,19(1); 34,35(3)

18

Плотность

§ 21(1); упр 7(1,2,4)60(6)

19

Лабораторная работа №5 "Измерение плотности твердого тела".

п.§21(1); упр 7(3,5).61(6)

20

Решение задач на расчет плотности, массы и объема тел.

п.§17-22(1); упр 8, задание 5

21

Контрольная работа №2 по теме « Взаимодействие тел. Масса и плотность»




22

Сила. Сила тяжести.

§23,24(1);253,254(3).1,2(6)

23

Деформация. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела.

§25, 26(1);

24

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

§27(1);упр 9(1,3,5)

25

Динамометр. Равнодействующая сила.

§28, 29(1); упр 11(1)308, 318(3).

26

Сила трения.

§30, 31,32(1); 87(6), 337, 342(3)

27

Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

п.§23-30(1);упр 9(4), упр10 (3),упр 11 (2).

28

Решение задач по теме «Сила. Силы в природе».

п. § 23-32 упрю9(2), упр 11(3)

29

Контрольная работа №3 по теме «Силы природы»




Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 часов)

30

Давление и сила давления. Давление твердых тел.

§33,34(1);упр.12.13(1); Задание 6 С.82.

31

Давление газа. Применение сжатого воздуха.

§35(1);370,376,383(3).

Доп.§6 с.179.



32

Давление в жидкости. Закон Паскаля.

37(1);упр.14,задание 7.

8 (1). Доп. §4 с.176



33

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

§38, доп 5 С.178(1). упр.15. Задание 8(2).

34

Сообщающиеся сосуды. Закон сообщающихся сосудов

§39(1).Упр.16,задание 9 82(6)

35

Атмосферное давление.

§40, 41(1);упр.17,18. 64(6), задание 10.

36

Измерение атмосферного давления

§42(1).упр19. Задание 11 63(6)

37

Барометры и манометры.

§43, 44,45(1); упр20,.21; 490(3).

38

Водопровод. Насос.

§46(1); упр 22; 504, 505(3)

39

Гидравлический пресс.

§47(1); упр23;задание13 82(6).

40

Решение задач по теме: «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление».

п.§39-47;411,490, 454(3).

41

Контрольная работа №4 по теме «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление».




42

Выталкивающая (Архимедова) сила.

§48, 49(1); упр.24

43

Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы.

п.§49(1); задание 14.

44

Плавание тел.

§50(1);упр 25(1,2), задание 15, 62(6).

45

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел».

п.§50(1);упр 25(4,5), задание 15, 82(6).

46

Плавание судов. Воздухоплавание

§51, 52(1);упр 26 (1,2), 27(1) задание 16.

47

Решение задач по теме «Выталкивающая сила. Плавание тел»

п. §48-52 упр. 25(3), упр.26(3),упр. 27(2)

48

Контрольная работа №5 по теме «Выталкивающая сила. Плавание тел.»




Работа, мощность и энергия (13 часов)

49

Механическая работа.

§53(1); упр.28(1,3), за-дание 17(1).

50

Мощность.

§54(1);упр 29(1-3), за-дание 18(1)

51

Решение задач по теме «Механическая работа и мощность».

п.§53,54. упр 28(2,4), 29 (4,5,6), задание 17(2), 18(2,3).

52

Простые механизмы. Рычаг.

§55,56;№5(6).621,627(3)

53

Правило моментов. Применение рычагов в технике, быту и природе.

§57,58(1);упр 30(1-3)

54

Лабораторная работа №9 «Выяснение условия рычага».

п.§56,57(1);упр.30(4,5)

55

Блок. Равенство работ при использовании механизмов.

§59,60(1);упр.31. Задание 19

56

КПД механизма. Лабораторная работа №10 «Определение КПД наклонной плоскости».

§61(1);673,679(3)

57

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

§62,63(1);упр 32(1,3).

58

Закон сохранения энергии

§64(1); кпр.33(1,3)

59

Решение задач по теме " Энергия. Закон сохранения энергии".

П.§63,64(1); упр32(2,4), 33(2).

60

Использование энергии движущейся воды и ветра.

§9(с.184). 702(3)

61

Контрольная работа №6 по теме «Механическая работа, мощность и энергия»




Обобщающее повторение 5 часов

62-63

Обобщающее повторение материала за курс физики 7 класса




64-65

Решение комбинированных задач за курс физики 7 класса




66

Итоговая контрольная работа за курс физики 7 класса




Резерв 2 часа




Литература


1. Перышкин А.В. Физика 7: Учеб.для общеобразоват. учреждений - 7-е изд.- М.:Дрофа, 2003. – 192с.

2. Золотов В.А.Задачи по физике в 6-7 классов - М.:Просвещение, 1970

3. ЛукашикВ.И. Сборник задач по физике для 7-8 кл средней школы - М.:Просвещение, 1994. – 191 с.

4. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 7-8 классов -Санкт-Петербург,1995. –316 с.

5. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике для 10-11 классов - Санкт-Петербург,1996.

6. Степанов Д.Л. Сборник задач и заданий по физике с сельскохозяйственным содержа-нием: Учебное пособие. – Шадринск:Изд-во ПО «Исеть»,2005. –39 с.

  1. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике для 9-10 классов средней школы. - 10-е изд., перераб. - М.:Просвещение,1987.-191 с.


Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения

о строении вещества»

Вариант №1

1. Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

2. Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между молекулами существуют промежутки?

3. Изменится ли объем газа, если его перекачать из баллона вместимостью 20 л в баллон вместимостью 40 л?

4. Весной, после того как сойдет снег, вспаханное осенью поле боронят. Объясните с физической точки зрения такой способ обработки поля.

5. Какую площадь поверхности займет, разлившаяся по ней, нефть объемом 1 м3 при толщине слоя в 1/40000 мм?



Вариант №2

1. Для того чтобы свежие огурцы быстрее засолились, их заливают горячим рассолом. Почему засолка огурцов в горячем рассоле протекает быстрее?

2. Может ли капля растительного масла беспредельно расте­каться по поверхности воды?

3. В бутылке находится вода объемом 0,5л. Ее переливают в колбу вместимостью 1 л. Изменится ли объем воды? Ответ обосновать.

4. После посева поверхность поля прикатывают катками. Объясните с точки зрения физики данный способ обработки посевов.


  1. Капля масла объемом 3 мм3 растеклась по поверхности воды образовав пятно площадью 2000 см2. Чему равен диаметр молекулы масла?


Контрольная работа №2 по теме "Взаимодействие тел. Масса и плотность"

Вариант № 1

1. Если человек, сидящий в лодке, перестанет грести, то лодка все равно продолжает некоторое время плыть дальше. Почему?

2. Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 50 г, две по 20 г, одну 10 г и по одной 50 мг,20 мг и 10 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.

3. Из какого металла сделана втулка подшипника, если ее масса 2,8 кг, а объем 400 см3?

4. Машина рассчитана на перевозку груза массой 3 т.Сколько листов железа можно погрузить на нее, если длина каждого листа 2 м, ширина 80 см, а толщина 2 мм? Плотность железа 7800 кг/м3.

Вариант № 2

1. Если тарелку, полную супа, быстро поставить на стол, суп из тарелки выплескивается. Почему?

2. Определяя массу тела, ученик уравновесил его на весах, поставив на другую чашу весов следующие гири: одну 100 г, две по 2 г, одну 1 г и по одной 500 мг,200 мг и 100 мг. Чему равна масса взвешиваемого тела? Выразите ее в граммах и килограммах.

3. Точильный брусок имеет массу 300 г и размеры 15 х 5 х 2 см. Определите плотность вещества, из которого он сделан.

  1. Объем легких у человека 3000 см3. За одну минуту в его легкие поступает 77,4 г воздуха. Сколько вдохов в минуту делает человек? Плотность воздуха 1,29 кг/м3.


Контрольная работа №3 по теме «Силы природы»

Вариант №1

1.Пружина жесткостью 40 Н/м, под действием некоторой силы, удлинилась на 5 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?

2. С какой силой тело массой 3 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.

3. Чему равна масса тела, если его вес равен 5 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.

4. На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 100 Н/м под действием груза массой 50 кг.

Вариант № 2

1.Пружина жесткостью 100 Н/м, под действием некоторой силы, удлинилась на 2 см. Чему равна величина силы упругости пружины при ее удлинении?

2. С какой силой тело массой 5 кг притягивается к земле? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.

3. Чему равна масса тела, если его вес равен 15 Н? Ускорение свободного падения считать равным 10 Н/кг.



  1. На сколько удлинилась бы пружина с жесткостью 200 Н/м под действием груза массой 40 кг.


Контрольная работа №4 по теме «Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление».

Вариант №1

1. Какое давление должен иметь пожарный насос, чтобы подавать воду на высоту 80 м?

2. Какое физическое явление мы используем, набирая жидкость в пипетку?

3. У подножья горы барометр показывает давление 760 мм рт. ст., а на вершине горы 722 мм рт. ст.. Какова примерно высота горы?

4. Площадь большего поршня гидравлического домкрата в 150 раз больше площади меньшего. С какой силой нужно подействовать на малый поршень, чтобы можно было бы поднять автомобиль массой 3 тонны?

Вариант № 2

1. Какое давление должен создавать насос, чтобы подавать воду на высоту 100 м?

2. Какое физическое явление мы используем, набирая лекарство в шприц?

3. У подножья горы барометр показывает давление 760 мм рт. ст., а на вершине горы 700 мм рт. ст.. Какова примерно высота горы?



  1. Площадь меньшего поршня гидравлического домкрата в 100 раз меньше площади большего поршня. Какой массы автомобиль можно поднять домкратом действуя силой 500 Н на малый поршень?


Контрольная работа №5 по теме «Выталкивающая сила. Плавание тел.»

Вариант №1

1. В воду погрузили тело объемом 120 см3. Определите значение выталкивающей силы, действующей на тело.

2. Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на поверхности воды. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?

3. Как в сосуде, содержащем воду, керосин, ртуть, расположатся три сплошных шарика: пробковый, парафиновый, стальной? Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.

4. Стальная болванка массой 200 кг полностью погружена в воду. Какую силу надо приложить к болванке, чтобы удержать ее в воде?

Вариант №2

1. Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 200 см3 полностью погруженным в керосин?

2. В какой воде и почему легче плавать: в морской или речной?

3. На коромысле весов уравновесили два тела одинакового объема, изготовленных из разных металлов. Нарушится ли равновесие весов, если оба тела полностью погрузить в сосуд с водой? Ответ обосновать. Сделать схематический рисунок.



  1. После разгрузки баржи ее осадка в реке уменьшилась на 60 см. Определите вес груза, снятого с баржи, если площадь сечения баржи на уровне воды равна 240 м2.


Контрольная работа №6 по теме «Механическая работа, мощность и энергия»

Вариант №1

1. Буксирный катер тянет баржу силой 5000 Н. Какую рабо­ту совершает катер на пути 200 м?

2. Какую мощность развивал электродвигатель, если за 8 с он совершил работу 2000 Дж?

3. На Братской ГЭС разность уровней воды перед плотиной и за ней равна 100 м. Какой энергией обладает каждый кубический метр воды, удержи­ваемой плотиной.

4. Грузоподъем­ник с электро­лебедкой поднял груз массой 200 кг на высо­ту 20 м, при этом электро­двигатель со­вершил работу 48 кДж. Вы­числите КПД электролебед­ки.

Вариант №2

1. Трактор тянет прицеп, развивая силу тяги 2500 Н. Какую работу совершает трактор на пути 400 м?

2. Человек, поднимаясь по лестнице в течение 40 с, совершил работу 2000 Дж. Какую мощность развивал человек?

3. Боек копра массой 250 кг поднят на высоту 5 м относи­тельно забиваемой им сваи. Вычислите энергию бойка относительно сваи.



4. Неподвижным блоком равномерно поднимают груз массой 72 кг на высоту 2 м, затрачивая работу 1600 Дж. Вычислите КПД блока.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница