А. В. Масляков и Сергеев Нюргун. "Что такое квн?"



страница1/16
Дата23.04.2016
Размер1.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
М.Марфин и А. Чивурин

Эту книгу пытался прочитать



А.В.Масляков и Сергеев Нюргун.

"ЧТО ТАКОЕ КВН?"

М.Марфин и А. Чивурин

"ЧТО ТАКОЕ КВН?"

ЧАСТЬ 1



Предисловие к первому недоизданию

В КВНе все происходит не так, как у нормальных людей. Хотя у нормальных людей есть свои разумные традиции. Например, учебники каждый год переиздают, каждый раз исправляя и дополняя. В итоге на фронтисписе всегда можно увидеть вызывающую уважение надпись "Издание 25-ое, переработанное и дополненное.

На нашем фронтисписе вы ничего вызывающего уважение не увидите. По­тому что издание это не только пока ничем не дополнялось, но даже отнималось. Потому что книжка попросту недописана. Причем недописана весьма оригинальным образом: у нее есть первая и последняя часть, но нет середины. Это произошло из-за того, что двое авторов писали ее с двух разных концов. В результате - получились две брошюры

Первая из них посвящена истории и общей теории КВНа, а вторая - практике подготовки к игре. Признаемся сразу, что посередине должна быть еще одна часть, посвященная подробному рассмотрению отдельных конкурсов, а также некоторых экзотических направлений. И она обязательно будет. Просто пока она не дописана.

Впрочем, недописаны, в принципе, и те две части, которые вы держите в руках. И не только потому, что КВН развивается быстрее, чем авторы успевают обновлять рукопись. В нашем первом "недоиздании" недостает примеров из сценариев, которые планировали в него включить. Что уж говорить о рисунках, фо­тографиях, историях команд, схем сезонов и многочисленных КВНовских байках, которое могло бы превратить сухой учебник в настоящее "КиВиНальное чтиво". И уж совсем было бы здорово выпустить в качестве приложения к книжке не­сколько видеокассет с фрагментами лучших игр, иллюстрирующих авторские из­мышления (пока мы ограничиваемся в конце первой части лишь списком отдель­ных конкурсов и игр. видеозапись которых было бы неплохо найти и посмотреть).

Другое дело, что все это когда-нибудь обязательно произойдет! И нынче авторы приглашают гостей в недостроенное здание КВНовской школы не потому что боятся, что никогда его не достроят, а просто им стыдно перед друзьями и коллегами, слишком долго ожидающими новоселья.

Ну а кроме того, когда книга выйдет полностью, на ее фронтисписе, уже как на настоящем учебнике можно будет написать: "Издание 2-ое, переработанное и дополненное"...

ВСТУПЛЕНИЕ



Четыре ответа на первые четыре "Почему", не имеющие, впрочем, ко всему дальнейшему никакого отношения
Почему эту книгу захотелось написать?
В цифрах, исчисляющих время, есть безусловно, особая магия. А так полу­чилось, что мы приступаем к этой книге ровно через десять лет после того, как один из нас впервые подумал о создании команды КВН, а другой - написал пер­вый сценарий для телевизионной игры и начал работать с другими командами. В результате размышлений первого появилась команда Харьковского Авиационного Института, завоевавшая, кажется, все возможные КВНовские титулы и вот уже седьмой год остающаяся одной из самых популярных команд "Телевизионного Клуба". Ну а второй за это время, обладая минимальным собственным опытом игры в составе команды МХТИ, накопил, зато десятилетний опыт "КВНовской педагогики". Словом, к нынешнему моменту авторы, являясь коллегами-редакторами Творческого объединения "АМиК", выпускающего телевизионную программу "КВН", могут утверждать, что совместно обладают рекордным опы­том и практической, и теоретической КВНовской деятельности.

Так вот, именно этот самый совместный опыт и усадил нас, людей доволь­но непоседливых и не склонных к патологическому графоманству, за сей капитальный труд. Впрочем, в свое оправдание мы можем заявить, что процесс "усаживания" продолжался лет пять. Уже лет пять назад один из нас (поскольку второй еще только начинал свою КВНовскую карьеру) осознал, что все команды на определенных этапах делают одни и те же ошибки, открывают одни и те же "велосипеды" и тратят на это уйму времени, которого КВНщикам всегда катаст­рофически не хватает и которое можно было бы потратить с неизмеримо большей пользой. Уже тогда разрозненные приемы и "ноу-хау" стали складываться в не­кую теорию, которая могла бы позволить не только постигать опыт предшествен­ников, но и находить новые направления собственного развития. И уже тогда стало понятно, что КВН - это самостоятельное искусство и своеобразная наука, которой, следовательно, можно учить и можно научиться. (К слову сказать, осоз­нал это один из авторов в ту пору без особого удовольствия, поскольку в свое время ушел из института, не желая заниматься преподавательской работой, а тут оказалось, что работа редактора "КВН" на две трети является самой настоящей педагогикой!)

Ну а если совсем откровенно, то есть еще одна причина, по которой авторы решились все-таки схватиться за перо. Достигнув среднего возраста 37 лет, мы поняли, что жизнь наша, так или иначе, уже посвящена КВНу. И если это - вся наша жизнь, то она, верно, стоит книги...

февраль 1997

Почему эту книгу понадобилось написать?


Потому что за последние пять лет случилось много того, что превратило создание этой книжки действительно в проблему насущную и неотложную. Глав­ная из них - неизмеримо возросший уровень телевизионного КВНа, достижение которого требует уймы времени даже при условии каторжной работы. В результа­те без должных наставлений уже на первоначальном этапе команда рискует со­стариться прежде, чем научится как следует играть.

С другой стороны - команд КВН становится все больше, причем команд хороших, талантливых, не уделять которым внимание - великий грех на душу. Но, как показывает опыт, хорошие "КВНовские педагоги" объективно размножаются не так быстро, как команды. И в начале их пути люди, берущие на себя функцию "проводника", могут завести талантливых ребят в тупик, из которого уже нет воз­врата. (Увы, эта последняя фраза написана просто цистернами КВНовских слез!)

Наконец, мы почувствовали, что необходимость учиться чувствуют и сами КВНщики. Вот уже несколько лет на ежегодных Фестивалях мы устраиваем тео­ретические семинары, на которые приходят сотни людей. А после - подходят к нам и говорят: "Что ж вы нам раньше-то не сказали! А мы уже три года ерундой занимаемся!" Чувствуя востребованность, некоторые региональные Лиги КВН выпустили собственные "Методические материалы". Но, увы, стиль и содержание этих брошюр явно ведут свою родословную от памятных "рекомендаций по про­ведению комсомольского собрания в первичной организации".

Словом, авторам ничего не оставалось делать, как, вспомнив комсомоль­скую юность, преисполнится гордой мыслью "Если не мы - то кто же?" и очеред­ной раз плюнуть на очередной отпуск.


Почему эту книгу стоит прочесть?
Признаемся, был грех, поначалу мы честно хотели назвать ее "самоучителем". Но потом поняли - научиться абсолютно самостоятельно играть в КВН нельзя. Или не нужно. Поясним. В принципе, можно довольно сносно научиться играть на гитаре, зная азы сольфеджио. Но играть, как Иванов-Крамской, все равно не научитесь - нужен преподаватель. Также - и в КВН. Можно плюнуть на все и играть в свое удоволь­ствие, и даже стать где-нибудь каким-нибудь чемпионом. Во всяком случае, окрестные дамы "с вас будут визжать". Но вряд ли вам удастся абсолютно самостоя­тельно, не воспользовавшись ни разу "советами бывалых" достичь заметных вы­сот. Уж больно крутая это горка! И любой известный вам деятель "международного КиВиНистического движения" (не исключая и авторов) обяза­тельно назовет вам своего учителя.

Другое дело, что, начиная с определенного уровня вам просто вряд ли удастся избежать влияния более опытных коллег. Тем более, что инстинкт самосохранения уже давно заставил Клуб обзавестись несколькими учебными Лигами, объединенными в единую систему. Мало того, последние годы мы даже органи­зовали "Школу-семинар" для руководителей команд, на котором стали самым на­туральным образом преподавать то, что уже вошло или должно было войти в ру­копись. Кроме того, за четыре дня мы успеваем еще и показать фрагменты "КВНовской классики", которую новое поколение КВНщиков может уже и не помнить, и даже сыграть в учебную игру. Школа эта нынче проходит дважды в год и уже дает свои очевидные результаты. Так ради чего тогда мучаться-писать?

Поясним.

Читая эту книжку и, хочется надеяться, перечитывая, анализируя ее и со­поставляя с собственным опытом, вы, возможно, научитесь не задавать себе и другим совсем уже дурацких вопросов и, главное, начнете говорить на одном языке с редакторами, режиссерами и другими КВНщиками.

Читая эту книжку, вы, возможно, поймете, что это далеко не единственная книжка, которую полезно было бы почитать КВНщику, - что было бы весьма по­лезно почитать книги по режиссуре и литературоведению, по теории музыки и живописи. И вообще КВНщику было бы полезно много и хорошо читать. Потому что закон природы неумолим: если вы претендуете на самостоятельное создание произведений массовой культуры, сами вы должны питаться произведениями культуры элитарной.

Наконец, мы тешим себя надеждой, что эта книжка может быть интересна не только людям, уже бесповоротно "повернутым" на КВНе. В конце концов, на нем свет клином не сошелся (или сошелся не для всех). Словом, авторы демокра­тично признают возможность существования юмора и в других ипостасях. И оз­накомившись с нашим трудом, проницательный читатель, даже не числящий себя среди КВНщиков, вполне возможно, станет шутить осмысленнее. Или, например, научится классно рассказывать анекдоты. Или, во всяком случае, сможет проана­лизировать, почему та или иная шутка не удалась.

Так что, вперед, читатель, - мы поведем тебя...

Нет, настолько далеко - конечно, не удастся, но даже ближнюю прогулку мы обещаем сделать не очень занудной!


Почему эту книгу читать не стоит?
Несколько лет назад, когда на телеэкране появилась первая "постКВНовская" передача "Раз в неделю", в доме одного из нас раздался теле­фонный звонок. С редактором КВН хотела поговорить главный редактор журнала "Театральная жизнь". Вопрос был нешуточный. Как так получается, - интересовалась театровед, - что мы ездим по городам и весям, стараясь отобрать самых талантливых ребят в театральные ВУЗы, а потом С.Сивохо, Т.Лазарева, С.Белоголовцев вдруг появляются в КВНе?!

Ответ был, увы, прозаичен. Конкурс в театральные ВУЗы обычно состав­ляет 50-100 человек на место. Конкурс в КВНовские звезды приблизительно в 100 раз жестче! И это не метафора, а результат строгого расчета.

Последние годы на традиционный Фестиваль КВН, который служит для любой команды обязательным этапом "большого пути", приезжает около 200 ко­манд. Причем это, как правило, чемпионы региональных Лиг, подающие, по мне­нию спонсоров, большие надежды. А ведь каждая команда, которая начинает иг­рать хотя бы на городском уровне, уже обязательно мечтает стать чемпионом Международного Клуба, - ибо "плох тот солдат, который не носит в вещмешке маршальский жезл". То есть, не считая школьников и пенсионеров, на самом деле ежегодно в борьбу за это самое чемпионское звание вступают 5000 команд! А дальше - ужасающая пирамида: 100 из них будут замечены, около 30 новичков начнет играть в Центральных Лигах, где их начнут усиленно готовить, 5 новых команд получит право выйти на сцену Московского Дворца Молодежи и 1-2 ста­нут знаменитыми. Их будут приглашать на гастроли (некоторое время), они смогут неплохо зарабатывать (некоторое время), а потом - несколько человек, возможно, станут профессиональными авторами, режиссерами, актерами, продюсерами...

Это правда - нынче на телевидении трудно найти развлекательную переда­чу, которую не писали бы, не снимали бы или не вели бывшие КВНщики. Среди них Г.Хазанов и Л.Якубович, Ю.Гусман и В.Пельш, А.Гуревич и даже ваши по­корные слуги. Мы уже не говорим про региональные студии, юмористические га­зеты и т.д. Но с другой стороны - за всю историю КВН реально подарил новую профессию максимум паре сотен человек!

Ну и что? - спросит читатель. - Ради чего мне все это знать?

А ради того, что КВН дал новую профессию паре сотен человек, а навре­дил старой - паре сотен тысяч. Потому что штука эта, уникальным образом со­единяющая в себе непростое искусство и весьма жестокий спорт, настолько увлекательна, что чрезвычайно легко на определенном этапе становится главным де­лом жизни. И тогда летят к черту учеба, карьера и даже семья. Природа стремится к равновесию, и большое количество смеха неизбежно должно окупаться долж­ным количеством слез.

Ну и что, - спросит читатель. - А книжка-то тут при чем?

А притом, что серьезное увлечение требует понимания. И наоборот - по­нимание ведет к серьезному увлечению. И если эта книжка позволит вам что-то понять в КВНе, она заставит заниматься им еще больше. Так что, если вас испуга­ла мрачная статистика, если опасность предстала перед вами во всей своей обес­кураживающей очевидности, закройте эту книжку немедленно и как можно ско­рее подарите ее тому, кого меньше жалко.

Если же вы хотите, чтобы жизнь ваша стала странной, но прекрасной, что­бы вы были самым плохим мужем (женой), но самым лучшим другом (подругой), если счастье для вас не в деньгах, не в любви и даже не в любви к деньгам, нако­нец, если с вами уже поздно разговаривать о загубленной жизни родным и препо­давателям, тогда самое время поговорить нам.

Так что, вперед, читатель, - мы поведем тебя...

Впрочем, это мы уже говорили. Пошли, в общем!

ЧТО ТАКОЕ КВН?

Да.


Действительно. Что же это такое?

И не надо считать этот вопрос праздным и риторическим. Хотя бы, потому что КВН - это и игра, и телепередача, и сценический и литературный жанр, и, ме­жду прочим, идеология, объединяющая тысячи людей. Есть, правда, чисто КВНовский ответ на этот вопрос: "КВН - это образ жизни", - но это вряд ли что объяснит непосвященному.

Так или иначе, авторы бьются над этим вопросом в сумме уже двадцать лет и не могут констатировать, что знают ответ досконально. Однако кое-чем они уже способны поделиться, поскольку все то, что вы прочтете в дальнейшем, по сути дела, как раз и отвечает на один единственный вопрос: Что же такое КВН?

Эта глава, признаемся, имеет большей частью общеобразовательное значе­ние. Хотя, говорят, знание истории позволяет заглядывать в будущее. Другое дело - с чего эту историю начать и насколько подробно описывать. Потому что, строго говоря, можно было бы проследить всю историю театра, эстрады и литературы (причем не только европейских!), с удовлетворением обнаружив в итоге, что все


Четыре источника и составные части (немного истории)
это тысячелетиями существовало и развивалось с единственной целью воссоеди­ниться в КВНе как венце творения.

Но мы решили скромно воспользоваться опытом классиков того, чему нас долго учили, и выделить лишь несколько основных "источников и составных час­тей" КВНа. Их, правда, будет четыре, а не три - как у марксизма. Но, согласитесь, ведь и явление посерьезнее!


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница