А. В. Данильченко Регистрационный № уд /р. 2013 г. История южных и западных славян (раздел «История южных славян в Средние века и Новое время») Учебная программа



Скачать 443.14 Kb.
страница1/3
Дата09.05.2016
Размер443.14 Kb.
  1   2   3


Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________ А. В. Данильченко___

____________________

Регистрационный № УД-______________/р.

«___» ___________ 2013 г.




История южных и западных славян

(раздел «История южных славян

в Средние века и Новое время»)

Учебная программа для специальности:

1-21 03 01 История (по направлениям)


Факультет ___исторический____________________

(название факультета)
Кафедра ________истории южных и западных славян_______________

(название кафедры)


Курс (курсы) _3__

Семестр (семестры) __2 (6)__

Лекции ___42____

(количество часов)

Экзамен _____нет______

(семестр)

Практические (семинарские)

занятия ____20_____

(количество часов)

Зачет _____2(6)______

(семестр)

Курсовой проект (работа) _2__

(семестр)

КСР ___6____

(количество часов)

Всего аудиторных часов по дисциплине

____68_______

(количество часов)

Всего часов

по дисциплине ___116_______

(количество часов)

Форма получения высшего

образования ___очная____
Составил С.С. Александрович, канд. ист. наук, доцент

(И.О.Фамилия, степень, звание)


2013 г.
Учебная программа составлена на основе учебной программы дисциплины «История южных и западных славян», рег. № УД. – 9270/баз., утвержд. 27.06. 2013 г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры



Истории южных и западных славян

(название кафедры)



__28.06.2013 г., № 17

(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
________________ (А.П. Сальков)

(подпись) (И.О.фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Учебно-методической комиссией исторического факультета

1.07.2013 г., № 9

(дата, номер протокола)
Председатель

___________ (В.В. Сергеенкова)



(подпись) (И.О.Фамилия)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа дисциплины «История южных и западных славян (раздел «История южных и западных славян в Средние века и Новое время») разработана в соответствии со следующими нормативными и методическими документами:

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 27.05.2013 № 405 «Порядок разработки и утверждения учебных программ и программ практики для реализации содержания образовательных программ высшего образования I ступени»;


Образовательный стандарт «Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-21 03 01 История (по направлениям) (утвержден 29.05.2008 г.).


В учебной программе учтены следующие требования образовательного стандарта.

1.1. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника. Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами:

— гуманизации как приоритетного принципа образования, обеспечивающего личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую реализацию выпускника;

— фундаментализации, способствующего ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

— компетентностного подхода, определяющий систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

— социально-личностной подготовки, обеспечивающей формирование у студентов социально-личностных компетентности, основанной на единстве приобретённых гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учётом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

— междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.

В соответствии с вышеуказанными принципами выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

– компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации,

– компетенции гражданственности и патриотизма,

– компетенции социального взаимодействия,

– компетенции коммуникации,

– компетенции здоровьесбережения,

– компетенции самосовершенствования.

Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.

Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции:

– владение методами системного и сравнительного анализа;

– сформированность критического мышления;

– владение умениями проектирования и прогнозирования;

– умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни;

– умение работать в команде;

– сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремлённость и другие мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые качества.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины. Курс «История южных и западных славян (раздел «История южных и западных славян в Средние века и Новое время»)» предназначен для студентов-историков. Целью курса является выработка целостной системы знаний по истории славянских народов в контексте мирового исторического процесса и в тесной связи с курсом отечественной истории, которые изучается параллельно. Программа связана единой концепцией, принципами отбора и преподавания материала. Структура программы соотносится с принципами историзма, определяется соответствием исторической действительности. В основу программы положено объективное определение мести истории южных и западных славян в контексте европейской и мировой цивилизации.

Программа отражает содержание курса «История южных и западных славян (раздел «История южных и западных славян в Средние века и Новое время»)» и определяет объем знаний, которые требуются для студентов-историков. При ее разработке учитывался опыт чтения лекций и проведения семинарских занятий на историческом факультете Белорусского государственного университета. В качестве узловых проблем, которые проходят через весь курс, анализируется социально-экономическое развитие, политический строй, внутренняя и внешняя политика, социальные и политические движения, развитие общественной мысли, межнациональные и межконфессиональные отношения.

Основными задачами преподавания дисциплины «История южных и западных славян (раздел «История южных и западных славян в Средние века и Новое время»)» являются:

– формирование и развитие исторического мышления студента;

– формирование профессиональных компетенций студента-архивоведа и музееведа;

– раскрытие общих тенденций и специфики развития южных и западных славян в Средние века и Новое время;

– формирование целеполагания на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и в других сферах социальной активности для анализа современности и прогнозирования перспектив будущего развития.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к компетенциям выпускника по дисциплине «История южных и западных славян (раздел «История южных и западных славян в Средние века и Новое время»)» выпускник должен:



знать:

– определяющие общеславянские, южнонославянские и западнославянские составляющие в истории южно- и западнославянского региона в Средние века и Новое время;

– основные события внутри- и внешнеполитической истории южных и западных славян, их причинно-следственные связи и тенденции, особенности социально-экономического развития;

– содержание этнокультурных процессов в Центральной и Юго-Восточной Европе и изменения в религиозно-идеологической сфере;

– этапы, закономерности, особенности государственности южных и западных славян;

– совокупность фактов, событий, явлений истории южных и западных славян в Средние века и Новое время;

– общие закономерности и особенности политического и экономического развития социальной структуры южнославянских и западнославянских государств;

– процесс формирования и характерные черты основных направлений общественной мысли и культуры болгарского, сербского, черногорского, боснийского, македонского, хорватского, словенского, польского, чешского, словацкого народов, полабско-поморских славян;

– характеристики главных исторических деятелей;

– основной комплекс источников, современные точки зрения исследователей по важнейшим проблемам истории южных и западных славян в Средние века и Новое время;



уметь:

– применять полученные знания для решения конкретных педагогических, методических, информационно-поисковых, научных инновационных и других задач;

– доказать приоритетность общеславянского, южно- и западнославянского наследия в истории стран ЦЮВЕ;

– находить общее и особенное в развитии южнославянского и западнославянского восточноевропейского региона в Средние века и Новое время;

– выявлять и критически оценивать сущность основных явлений и процессов истории славянских стран в указанный период;

– объяснять влияние различных культурно-цивилизационных факторов на социально-экономическое, этно-конфессиональное, государственно-политическое и культурное развитие болгарского, сербского, черногорского, боснийского, македонского, хорватского, словенского, польского, чешского, словацкого народов, полабско-поморских славян;

– характеризовать роль и место южных и западных славян в региональном, цивилизационном и геополитическом развитии;

– анализировать источники по истории южных и западных славян и на их основе делать самостоятельные научно обоснованные выводы;

– дать самостоятельную и доказательную оценку научным работам и учебной литературе по основным аспектам истории южных и западных славян в Средние века и Новое время.

1.3. Структура содержания учебной дисциплины. В структуре содержания учебной дисциплины выделяются укрупненные дидактические единицы (разделы). Структура содержания учебной дисциплины включает: разделы; темы учебных занятий.

По каждому учебному разделу в соответствии с целями и задачами по формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций проектируются и реализуются определенные лекционные и семинарские занятия. Содержание типовой программы по истории восточных славян позволяет изучать дисциплину и по проблемному, и по хронологическому принципу.



1.4. Методы (технологии) обучения. По каждому учебному разделу в соответствии с его целями и задачами по формированию и развитию у студентов профессиональных компетенций проектируются и реализуются различные педагогические технологии. В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образовательных систем и технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе, при изучении курса «История южных и западных славян» будут использованы: вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, рейтинговая система, информационные технологии, игровые технологии (организация и проведение деловых игр), метод проектов.

1.5. Управляемая самостоятельная работа студентов. Компетентностный подход предполагает существенное усиление практикоориентированности образовательного процесса и возрастание роли управляемой самостоятельной работы студентов в подготовке специалистов с высшим образованием. Управляемая самостоятельная работа студентов организуется в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов БГУ и накопленным опытом исторического факультета БГУ (См.: Сергеенкова В.В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы. –– Минск, 2004; Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий. –– Минск, 2005; Педагогические основы самостоятельной работы студентов / Под ред. О.Л. Жук. ––Минск., 2005).

Управляемая самостоятельная работа студентов предусматривает выполнение тестов, сдачу промежуточных зачетов, ознакомление с учебной, учебно-методической и научной литературой, работу с историческими источниками, написание эссе на проблемные темы, создание презентаций.



1.6. Диагностика сформированности компетенций студента. Образовательным стандартом первой ступени определяется следующая процедура диагностики:

– определение объекта диагностики, которым являются компетенции выпускника;

– выявление факта учебных достижений студента с помощью критериально-ориентированных тестов и других средств диагностики;

– измерение степени соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта;

– оценивание результатов выявления и измерения соответствия учебных достижений студента требованиям образовательного стандарта (с помощью шкалы оценок).

Оценка учебных достижений студентов в течение семестра и на экзаменах по дисциплине производится по десятибалльной шкале.

Для диагностики сформированности компетенций используются следующие основные средства: практические занятия, коллоквиум, индивидуальные консультации, зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов







Аудиторные

Самост.

работ








Лекции

Практич.,

семинар.


Лаб.

занят.


КСР





1.

Введение.

2

-

-

-

1

2

Древние славяне в VI – VIII вв.

2

-

-




3

3.

Болгарские земли в Средние века и Раннее Новое время

4

2

-

-

4

4.

Сербия в Средние века и Раннее новое время

4

2

-

-

3

5.

Черногория в Средние века и Раннее новое время

2

-

-

-

3

6.

Босния в Средние века и Раннее новое время

2

-

-

2

3

7.

Хорватские земли в Средние века и Раннее новое время

4

2

-

2

3

8.

Словения в Средние века и Раннее новое время.

2

2

-

-

3

9.

Болгария в Новое время

4

4

-

2

4

10.



Сербия в Новое время

4

2

-

-

3

11.

Черногория в Новое время

2

2

-

-

4

12.

Босния и Герцеговина в Новое время

2

-

-

-

3

13.

Хорватские земли и Воеводина в Новое время

4

2

-

-

4

14.

Словенские земли в Новое время

2

-

-

-

3

15.

Македонские земли в 1878 – 1914 гг.

2

2

-

-

4




Всего

42

20




6

48



ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
Курсовая работа по дисциплине «История южных и западных славян (раздел «История южных и западных славян в Средние века и Новое время») выполняется студентами 1-2-го курса (по распределению деканата), и студентами 3-4 курсов кафедральной специализации.

Выполнение курсовых работ является значительным этапом обучения студентов в высшем учебном заведении. Важнейшей целью курсовой работы является выработка у студентов профессиональных навыков научного исследования. Задачи, решаемые студентом при написании курсовой работы, должны быть направлены на достижение поставленной цели и соответствовать требованиям, предъявляемым к специалисту с высшим образованием в соответствующей области знаний. В качестве основных задач, поставленных перед студентом при написании курсовых работ, можно выделить следующие:



  • закрепление и углубление теоретических и практических знаний и применение их для решения конкретных задач;

  • знакомство с методологией и методами проведения исторических исследований;

  • приобретение навыков работы с различными типами письменных источников, освоение принципов их научного анализа и обобщения, внешней и внутренней критики, методов извлечения, осмысления, использования возможно полной и объективной информации, содержащейся в них;

  • формирование навыков самостоятельного решения актуальных научных и практических задач;

  • овладение приемами четкого, ясного и убедительного изложения в письменной форме своих мыслей;

  • формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований и направленности на практическое освоение результатов научной деятельности;

  • выяснение подготовленности студента для самостоятельной работы (в том числе научной) в условиях современного производства, прогресса науки, техники и культуры, и его соответствия современному уровню ведения научного исследования.

В результате написания курсовой (дипломной) работы студент должен уметь:

  • самостоятельно работать с источниками и литературой;

  • формулировать цель, задачи работы, выводы, обосновывать актуальность выбранной темы, структуру работы;

  • делать научно обоснованные выводы на основании изученного материала;

  • владеть методами ведения исследования;

  • четко и последовательно излагать свои мысли в письменном виде, пользоваться научной терминологией;

  • оформлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским работам.

Курсовые работы должны выполняться строго в соответствии с требованиями, изложенными в учебно-методическом пособии, изданном преподавателями исторического факультета:

Курсовая и дипломная работы, магистерская диссертация. Правила подготовки, оформления и защиты : учеб.-метод. пособие / сост.: А.М. Назаренко, В.В. Сергеенкова, В.А. Теплова, С.Н. Ходин, М.А. Шабасова, О.А. Яновский. –– Минск: Изд. центр БГУ, 2009; 2010. –– 68 с.

По дисциплине «История южных и западных славян (раздел «История южных и западных славян в Средние века и Новое время») студентам-историкам рекомендуются следующие темы курсовых работ (при условии согласования и корректировки темы с научным руководителем):

Курсовые работы должны выполняться в соответствии с графиком написания и защиты курсовых работ, утвержденным Учебно-методической комиссией исторического факультета (сайт исторического факультета БГУ, Учебно-методическая комиссия). В соответствии с учебным планом на выполнение курсовых работ студентами 1-4 курсов отводится 40 часов.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов



Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература


Формы контроля

знаний


лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия


управляемая

самостоятельная работа студента



1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Введение.

2

-

-

2

карта

1-17




2

Древние славяне в VI – VIII вв.

2

2

-







1-17




3.

Болгарские земли в Средние века и Раннее Новое время

4

2

-

-

карта

1-17




4.

Сербия в Средние века и Раннее новое время

4

2

-

-

карта

1-17




5.

Черногория в Средние века и Раннее новое время

2

2

-

-

карта

1-17




6.

Босния в Средние века и Раннее новое время

2

-

-

2

карта

1-17

семинар

7.

Хорватские земли в Средние века и Раннее новое время

4

2

-

2

карта

1-17

семинар

8.

Словения в Средние века и Раннее новое время.

2

-

-

-

карта

1-17




9.

Болгария в Новое время

4

4

-

2

карта

1-17

семинар

10.



Сербия в Новое время

4

2

-

-

карта

1-11




11.

Черногория в Новое время

2

2

-

-

карта

1-17




12.

Босния и Герцеговина в Новое время

2

-

-

-

карта

1-17




13.

Хорватские земли и Воеводина в Новое время

4

2

-

-

карта

1-17




14.

Словенские земли в Новое время

2

-

-

-

карта

1-17




15.

Македонские земли в 1878 – 1914 гг.

2

-

-

-

карта

1-17







Всего

42

20




6







зачет


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница