А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»



Скачать 107.01 Kb.
Дата19.11.2016
Размер107.01 Kb.
Конспект урока по чтению

(УМК «Гармония» О.В.Кубасова)

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тип урока: урок-исследование.

Технологии и методики: подготовка к исследовательской деятельности, проблемные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.

Цель: провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» со сказкой Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Образовательно-развивающие задачи:

1. Развивать навыки исследовательской деятельности.

2. Формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру.

3. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки.

4. Совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

5. Развивать познавательные УУД, в частности, логические - аналитическое мышление.

6. Развивать коммуникативные УУД.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

2. Активизировать познавательную деятельность через исследовательскую деятельность.

3. Воспитывать самостоятельность и осознанность чтения.



Оборудование:

  1. Тексты сказок:

  • Братьев Гримм «Белоснежка»

  • А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

2.Таблицы для сравнительного анализа.

3.Компьютер

4. Мультимедиапроектор.

5. Экран.



Демонстрационный материал:

  1. Презентация к уроку (Power Point)

Раздаточный материал: Карточки для составления таблицы

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания


1.Оргмомент


- Ребята, кто может продолжить вот эти строки….

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

-Кто автор этих строк?

- Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературного чтения?


А.С.Пушкин

Со сказками Пушкина






Слайд 2



2.Актуализация знаний учащихся.


- Что мы знаем о Пушкине?

- Основой многих сказок Пушкина явились народные волшебные сказки.

- Давайте вспомним признаки народной волшебной сказки.


Рассказ о поэте.

В ней есть:

- сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д.;

- волшебные предметы: …..

- фантастические персонажи: леший, колдунья, Баба Яга;

- превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных;




Слайд3-6

Приложение 1



Слайд7-11


3. Определение темы и целей урока


-Определите, кто эти персонажи и из каких сказок ?
- Напомню вам, что немецкие учёные- филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких учёных можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок.
-Чем схожи эти иллюстрации (названия произведений)?

- Итак, при сопоставлении названий мы начали выявлять сходство и отличие литературной сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и народной сказки «Белоснежка и семь гномов».

- Скажите, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

Определите тему исследования.



Какие этапы в исследовании нужно пройти?

Какую можно выдвинуть гипотезу?





-А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

- Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Мы сопоставим две сказки и попробуем исследовать их содержание.
Народная основа «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Алгоритм исследования:

выдвинуть гипотезу; подвергнуть сопоставлению

содержания произведений; обобщить результаты;

сделать выводы.
-Предположим, что сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» является авторской, а не народной.


Слайд12

Слайд 13

Слайд 14

4. «Открытие нового знания»

Физминутка.

Анализ образа главных героев.

- Для проверки гипотезы сопоставим обработанный народный вариант сказки «Белоснежка» со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

-Предложите форму записи?

- По каким параметрам будем проводить сопоставление?

РАБОТА В ГРУППАХ – заполнение таблиц, разбить на части составление таблицы отдельно по параметрам.

Попробуйте самостоятельно заполнить таблицу, сопоставив первые три параметра. Найдите подтверждение в тексте.

ПРОВЕРКА ПО ПАРАМЕТРАМ

1). Сопоставление главных персонажей.

- Назовите героев, которые есть в обеих сказках. Докажите цитатой из текста.

- Назовите героев, которыми сказки отличаются друг от друга.

Мы установили, что по данному параметру сказки имеют сходство и отличие.

2). События.

-Кем и как изгнаны героини сказок?

-Докажите цитатой из текста.


- Как мачеха пытается убить падчерицу?

-Прочитайте это в тексте.


- Кто и как разыскивает героиню?

-Прочитайте это в тексте.

3). Концовка

- Чем заканчиваются сказки?

- Прочитайте отрывок из текста.

4).Определение жанра и языка произведений.

-Каким языком написаны сказки?

- Давайте проведём гимнастику для глаз.

Повторяйте движения глазами, как на слайде за движущимися фигурами.




Обобщение

- Назовите сходство сказок.

- Назовите отличие.

- Сформулируйте вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

-Как вы думаете, зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

-Как это показано в тексте?

-Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил и выразил свои собственные идеалы, мысли, представления о жизни через образ главных героев.


-просмотрите отрывок №1,

назовите черту характера молодой царевны, описанную в этом фрагменте.


-В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (красавица-душа, милая девица, моя душа и т.д.)


Просмотрите отрывок № 2

-С помощью чего поэт создаёт неповторимый, индивидуальный характер королевича Елисея?


Посмотрите следующий отрывок

-Как ещё автор показывает тему преданности и любви в своей сказке?


Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – пушкинское добавление к народному сюжету.

С темой любви и верности связаны взаимоотношения царевны и богатырей, их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибшего ради своей хозяйки.

-В отличие от народной сказки, сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь.

Сравнения записать в виде таблицы. В первый столбик –особенности народной сказки, а во второй- сказки Пушкина.


(герои; основные события – изгнание главной героини, попытка убийства, поиски; концовка; жанр)

Мать, мачеха, жених, семь друзей ( читают отрывок в тексте)

7 гномов ≠ 7 богатырей.

Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу.

Мачеха трижды

пытается убить

падчерицу ≠ черница приходит один раз с яблочком.

Принц случайно

находит Белоснежку≠ Жених, королевич Елисей долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

Мачеху убивают ≠ Мачеха умирает от тоски и зависти.


Сказка братьев Гримм написана в прозе, а сказка А.С.Пушкина написана в стихах, красивым литературным языком.

Дети называют ещё раз сходство и отличия.


Сказка Пушкина – это авторское произведение, т.к. поэт создаёт свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом и героями и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.

-Братья Гримм написали сказку о своём народе для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях.

-Богатыри, терем, троекратное обращение Елисея к силам природы, народные выражения.

Просмотр видеосюжетов (по фрагментам сказки)

-С помощью детального описания её внешности, речи, подробного изображения поведения героини, показывает отношение к героине других персонажей.

Просмотр видеосюжета



(по фрагментам сказки)

С помощью описания поисков своей невесты, обращения к солнцу, месяцу, ветру.

Просмотр видеосюжета

(по фрагментам сказки)

-Пушкин показал тему преданности с помощью пса Соколки, который погиб ради своей хозяйки




На партах у каждого тексты обеих сказок.

Приложение 2

В ходе обсуждения составляется сравнительная таблица.

Слайд 15

( на слайде появляются символы: сходство -синий цвет, различия –красный и жёлтый).




Слайд гимнастика для глаз.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд № 18

Итог урока

Домашнее задание

-В начале нашего исследования мы предположили, что сказка Пушкина является авторской. Подтвердилась ли наша гипотеза?

-Каким образом мы это проверяли?


Какой вы сделали вывод?

-Приготовьтесь рассказать о царевне, используя цитаты текста. Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту для выставки к «Часу творчества».

-Спасибо всем за работу.



-Да, мы определили, что сказка Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» отличается от народного аналога

и является авторской.



-Сравнивали сказку Пушкина и сказку братьев Гримм.
Сказка А.С.Пушкина является авторской сказкой.


Слайд № 19



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница