«А. С. Грибоедов и его комедия «Горе от ума»



Дата10.11.2016
Размер57.5 Kb.
Общественный смотр знаний

по литературе
Разработка

учителя русского языка и литературы

Мухлади Нины Николаевны.

МБОУ «Сретенская средняя

общеобразовательная школа»

Ильинского района Пермского края

2014 год

Общественный смотр знаний

по теме «А. С. Грибоедов и его комедия «Горе от ума».
Общественный смотр знаний по данной теме проводится в 9 классе после изучения комедии «Горе от ума» как итоговое занятие, на котором школьники показывают уровень своих знаний по изученному произведению. О его проведении учеников следует проинформировать ещё в начале изучения темы для обеспечения серьёзного и углублённого изучения биографии А. С. Грибоедова и его комедии.

Общественный смотр знаний целесообразней проводить во внеурочное время, так как на выполнение предлагаемых заданий зависит от уровня подготовки учеников, выступающих с докладами и развёрнутыми сообщениями. (Приблизительно время проведения – 2 академических часа)

Класс заранее делится на группы по 5 человек. В каждой группе ученики выбирают консультанта, который руководит подготовкой своей «пятёрки» к общественному смотру знаний.

Подготовка к смотру знаний способствует повышению интереса к личности писателя, к его произведению, истории России эпохи А. С. Грибоедова, расширяет знания учеников.

Уровень знаний учеников определяет комиссия, состоящая из учителей-словесников.
Цели и задачи проведения занятия.

1 Повторение и обобщение знаний по комедии «Горе от ума».

2. Совершенствование навыков развернутого ответа, умения работать в группе, высказывать соё мнение и аргументировать его.

3. Воспитание интереса к русской классической литературе и истории России.


Наглядность; дидактическое оснащение урока:

1. Портрет А. С. Грибоедова.

2. Тексты комедии «Горе от ума», рабочие тетради по литературе, учебники.

3. Материалы альбома «А. С. Грибоедов».

Ход занятия и его содержание.


  1. Организационный момент; информация о теме занятия; постановка задач..




  1. Проведение занятия.

Задание 1.



  1. Выступления с докладами по темам (предварительное задание)

    1. Литературные связи А. С. Грибоедова.

    2. Друзья А. С. Грибоедова.

    3. Места, связанные с именем А. С. Грибоедова.

    4. Образованность и многогранный талант А. С. Грибоедова.

    5. Грибоедов – выразитель взглядов и идей декабристов.

(Доклады по биографии А. С. Грибоедова ученики пишут заранее – группа выбирает лучший доклад для выступления в общественном смотре знаний. Выступающему с докладом ученики из других групп могут задать вопросы по теме доклада или дополнить его содержание. Таким образом, проходит своеобразная конференция по выступлениям одноклассников. Можно учитывать также и оформление работы.)




  1. Задание 2.

Викторина на выявление знаний по биографии Грибоедова
(Вопросы задаются поочередно каждой группе, на обсуждение вопроса даётся 30 секунд. Если у группы нет ответа или она даёт неправильный ответ, могут ответить ученики из других групп).


    1. Когда и где родился Грибоедов? (15 января 1975 года в Москве)

    2. В какое учебное заведение поступил семилетний Грибоедов? (Благородный университетский пансион при Московском университете)

    3. В каком возрасте Грибоедов поступил в Московский университет? (В 12 лет)

    4. На каких факультетах учился Грибоедов? (Словесный, юридический, естественно-математический)

    5. Назовите имена декабристов, которые учились вместе с Грибоедовым в Московском благородном пансионе и в Московском университете. (П. Каховский, Н. Муравьев, А. Муравьев, В. Раевский, С. Трубецкой, Н. Тургенев, П. Чаадаев, А. Якубович, И. Якушкин и др.)

    6. Назовите незавершенное произведение Грибоедова, посвященное Отечественной войне 1812 года. (Пьеса «1812 год»)

    7. Был ли Грибоедов знаком с А. С. Пушкиным? (Да, в 1817 г. Пушкин поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где в Это же время служил А.С. Грибоедов)

    8. С кем из лицейских друзей Пушкина Грибоедов сблизился на Кавказе? (С В. Кюхельбекером)

    9. Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (7?: С юности: французский, немецкий, английский, итальянский; позднее выучил латынь, греческий, персидский языки)

    10. Чем увлекался Грибоедов помимо языков и литературы? (Музыкой и театром)

    11. Назовите первые литературные произведения Грибоедова. ( «Молодые супруги», «Притворная неверность» - совместно с Жандром; «Кто брат, кто сестра» - совместно с П. Вяземским; «Студент» - совместно с П. Катениным)

    12. Кто были самые близкие друзья Грибоедова? (Степан Бегичев, Александр Одоевский)

    13. В каком журнале впервые стал печататься Грибоедов? («Вестник Европы»)

    14. Кто из русских драматургов первым оценил литературное дарование Грибоедова и посоветовал ему серьезно заняться литературой? (Шаховской)

    15. Был ли Грибоедов участником Отечественной войны 1812 года? (Нет)




  1. Задание 3.

Развернутый ответ на вопрос.

    1. Комедия «Горе от ума» - бессмертное творение А. С. Грибоедова. Ее значение в русской литературе.

    2. Чацкий – представитель передовой дворянской молодежи, близкий по взглядам и идеям декабристам.

    3. Нравственный облик и жизненные позиции фамусовского общества.

    4. Личная драма Чацкого.

    5. Идея образов Молчалина и Скалозуба.

(Это задание ученики выполняют без предварительной подготовки. Вопросы заданий записаны на карточках, представитель группы подходит к столу учителя, выбирает одну карточку и отвечает).




  1. Задание 4.

Викторина на выявление знаний комедии «Горе от ума».

(Викторину можно проводить как и предыдущую, можно по принципу игры «Что? Где? Когда?»: участники по очереди крутят волчок и отвечают на тот вопрос, на который указывает стрелка).




    1. Назовите первоначальное название комедии. («Горе уму»)

    2. Кому из русских писателей принадлежат слова: «Комедию Грибоедова читали, заучивали наизусть и переписывали во всех уголках государства прежде, чем она появилась на сцене». (А. И. Герцен)

    3. Когда в России вышло первое полное издание комедии? (В 1862 году)

    4. Кто привез Пушкину в Михайловское текст комедии? (И. Пущин)

    5. Кто явился прототипом Чацкого? (П. Чаадаев)

    6. Назовите произведение Пушкина, в которых он использовал строки из комедии: «Кричали женщины «Ура!» и в воздух чепчики бросали». (Повесть «Метель»)

    7. Кто сказал о комедии: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных»? ( А. Бестужев)

    8. Кто из героев комедии упоминается в романе Пушкина «Евгений Онегин»? («Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал»)

    9. У кого из героев такой обычай: «Подписано так с плеч долой»? (У Фамусова)

    10. Чьи слова приводит Чацкий: «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен»? (Г. Р. Державина)

    11. О ком говорит Чацкий: «Вот он на цыпочках и не богат словами…»?

(О Молчалине)

    1. Кто из гостей Фамусова не поверил в сумасшествие Чацкого? (Горич)

    2. В какое время года происходит действие комедии? (Зимой: «И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя»)

    3. Кто из героев утверждает: «Учение – вот чума!»? (Фамусов)

    4. В каком учебном заведении профессора упражнялись в расколах и безверьи? (Педагогического института в Петербурге)




  1. Задание 5.

Конкурс «Крылатые выражения»: в течение 5 мин. ученики записывают по памяти строки из комедии, которые стали крылатыми выражениями, а затем один ученик – представитель группы – зачитывает их вслух.


  1. Задание 6.

Конкурс чтецов: 1 человек от группы (чтение наизусть монолога из комедии или инсценировка)

  1. Подведение итогов. Мнение комиссии о знаниях школьников; выставление оценок группам (каждый ученик получает ту оценку, которая ставится группе.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница