А. Л. Барто Цели : знакомство с творчеством поэтессы, развитие интереса к поэзии А. Л. Барто, воспитание нравственных качеств на основе анализа произведений А. Л. Барто. Оборудование: компьютерная презентация



Скачать 114.23 Kb.
Дата22.04.2016
Размер114.23 Kb.
МОУ Дмитриевогорская СОШ

Литературная гостиная, посвященная 105- летию со дня рождения А.Л. Барто





Цели: знакомство с творчеством поэтессы, развитие интереса к поэзии А.Л. Барто, воспитание нравственных качеств на основе анализа произведений А.Л. Барто.

Оборудование: компьютерная презентация, книжная выставка.

Ход мероприятия.

Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас праздник, праздник книги. А вы как считаете, какое место в вашей жизни занимают книги. Давайте с вами откроем странички небольшой книги, которая называется «Игрушки». Вы все прекрасно наверно знаете эти стихи. (Слайды № 3-6)

Учащиеся читают стихи.

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

ЗАЙКА

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

КОРАБЛИК

Матросская шапка,

Веревка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке,

И скачут лягушки

За мной по пятам

И просят меня:


- Прокати, капитан!



МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик ,

И поеду к маме в гости.


Библиотекарь: А кто же написал все эти замечательные стихи? Правильно, Агния Львовна Барто Что вы знаете об А. Л. Барто, о ее творчестве? (Слайд №8)

Дети. А.Л. Барто писала стихи для детей.

Библиотекарь: Я вижу, что вам нравятся стихи А. Л. Барто. Хотите больше узнать об авторе и ее произведениях? Для этого мы с вами посетим литературную гостиную А.Л. Барто. Рассматривание портрета писательницы. (Слайд №9)

Библиотекарь: Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом творчества которой стали слова:“ Я дарила детям радость, а дети возвратили мне молодость. Даже в 75 лет!” Это - известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек - стихи Агнии Барто.

«Спросите у любого пятилетнего человека, еще и книгу-то в руках не умеющего держать: "Почитать тебе Барто?" - и он кивнет головой. Барто - это для него значит - понятные, веселые и интересные стихи. Это значит - он услышит о таких же ребятах, как он сам, или постарше. И услышит чистую правду, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить.(С. Михалков)»

Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище.

Библиотекарь: Перенесемся в другое библиотеку.

Дети имитируют передвижение.



Библиотекарь:1925 год. Библиотека балетной школы.

Мы оказались в просторном зале. На стульях сидят мальчики и девочки. У стены стоит учительница. Перед детьми стоит маленькая худенькая девочка лет 16. Она читает стихи, обращаясь к человеку с бородкой. Когда она закончила читать, человек встал , поблагодарил и с улыбкой сказал:

-А еще у вас стихи есть? Только не такие грустные. Знаете, вам надо писать стихи – веселые и смешные.

-Хорошо, я подумаю, Анатолий Васильевич.

Это была А. Л. Барто и народный комиссар просвещения Луначарский.

Прошло три года и в 1928 году на большом концерте Барто читала свое стихотворение «Снегирь» Давайте его послушаем.

В 1925 были опубликованы книжки стихов для детей - "Китайчонок Ван Ли", Мишка-воришка". Беседа с Маяковским о том, как нужна детям принципиально новая поэзия, какую роль она может сыграть в воспитании будущего гражданина, окончательно определила выбор тематики поэзии Барто. Она регулярно выпускала сборники стихов: "Братишки" (1928), "Мальчик наоборот"(1934), "Игрушки", (1936), "Снегирь" (1939).
   В 1937 Барто была делегатом Международного конгресса в защиту культуры, который проходил в Испании. Там она воочию увидела, что такое фашизм (заседания конгресса шли в осажденном пылающем Мадриде). Во время Отечественной войны Барто часто выступала по радио в Москве и Свердловске, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942 была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте.
   В послевоенные годы бывала в Болгарии, Исландии, Японии, Англии и других странах.
   В 1940-50 выходят новые сборники: "Первоклассница", "Звенигород", "Веселые стихи", "Стихи детям". В эти же годы работает над сценариями детских кинофильмов "Подкидыш", "Слон и веревочка", "Алеша Птицын вырабатывает характер".
   В 1958 написала большой цикл сатирических стихов для детей "Лешенька, Лешенька", "Дедушкина внучка" и др.

В 1969 вышла книга прозы "Найти человека", в 1976 - книга "Записки детского поэта". (Умерла А. Барто в 1981 в Москве.)



Библиотекарь: А сейчас немного отдохнем. Викторина «Соедини стихотворение» (Приложение 1)

Библиотекарь:. А теперь ребята мы с вами познакомимся с другими стихами Агнии Львовны. Героями её стихов являются такие же ребята, как и вы. Иногда они поступают хорошо, а иногда не совсем. Давайте мы с вами попробуем им поставить оценки за поведение. Старшеклассники будут вам читать стихотворение, а вы при помощи веера цифр поставьте главному герою или героине оценку и объясните, почему вы поставили такую оценку.

Ребята, в этой школе учатся герои стихов А. Л. Барто. Давайте с ними познакомимся. Мне думается, что некоторые из них чем-то похожи на вас.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)


В школу

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок.

У него на новой куртке

Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,

Со стола схватил пенал.

Папа бросился вдогонку,

У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,

Электричество зажгли,

За стеной соседи встали.

А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,

До утра заснуть не мог.

Даже бабушке приснилось,

Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,

Что стоит он у доски

И не может он на карте

Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Библиотекарь: Знакомо вам чувство, которое испытывал Петя перед первым днем учебы в школе?

Библиотекарь: А. Л. Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить. Читая ее стихи, мы безошибочно угадываем, кто поступает плохо, кто хорошо, с кого можно брать пример, а с кого нельзя.

(Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения.)



Любочка

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берёт.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперёд.

Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота!

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

 

Сонечка.

 

Тронь её нечаянно -

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Он, я укололась! -

Слышен Сонин голос. -

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

- Голова болит...

Я бы полежала бы -

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

- Мы откроем счет:

Сосчитаем жалобы -

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

 

Лялечка.

 Как у нашей Лялечки

Платьев чуть не дюжина.

- Не надену белое -

Плохо отутюжено!

Не надену жёлтое -

Жёлтое измятое.

Я не просто девочка,

Я у нас вожатая!

Бабушка сконфужена -

Гладит после ужина.

Для вожатой платьице

Будет отутюжено.

Есть такие люди -

Им всё подай на блюде!



Библиотекарь: Согласны ли вы, что стихи А. Л. Барто – это «незаметное воспитание»?

Библиотекарь: Да ребята, к сожалению, такие люди встречаются и в нашей жизни не только в книжках. Они не знают, что такое бескорыстие, не умеют помочь в трудную минуту просто так, бесплатно. И, наверно, у таких людей никогда не будет настоящих и верных друзей.

ВОТ ТАК ЗАЩИТНИК!

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

Игра “Корзина с потерянными вещами”( (Слайд №10), Приложение 2).

Библиотекарь: Вот ребята мы и познакомились со стихотворениями Агнии Львовны Барто. Понравились они вам? Конечно, понравились. Если некоторые поэты пишут стихи о природе, о Родине, то А.Л. Барто очень любила детей. Она постоянно с ними общалась, узнавала их характер. И свои наблюдения выражала в виде стихотворений. (Слайд № 11-15)

Её стихи учат нас быть человечными, скромными, трудолюбивыми. Учат уважать других людей, помогать родителям, бабушкам и дедушкам. И я верю ,что не одно стихотворение не оставило вас равнодушными. А это самое главное для поэта. Значит, творчество поэта будет жить вечно! (Слайд № 16)

Агнии Львовны нет. Но с нами ее стихи, тепло ее сердца, добро ее дел. На полке – ее книги, много раз читанные, знакомые до строки.

Приложение 1.

Викторина «Соедини стихотворение»:


1. Самолёт.

Самолёт построим сами


Понесёмся над лесами…
………………………
(Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.)

2. Слон.

Спать пора! Уснул бычок,


Лёг в коробку на бочок…
……………………………
(Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.)

3. Флажок.

Горит на солнышке


Флажок…
. . . . . . . . . . .
(Как будто я
Огонь зажёг.)

4. Морковный сок.

Глушит сорная трава


Кустики гороха…
………………………
(И морковь видна едва -
Вообщем, дело плохо.)

5. Света думает.

Утром сад в сиянье, в блеске,


На кустах горит роса,
… . . . . . . . . . . . . . . . . ..
(Над коляской занавески
Поднялись, как паруса).

6. Погремушка.

Как большой, сидит Андрюша


На ковре перед крыльцом
……………………………….
(У него в руках игрушка -
Погремушка с бубенцом.)

7. Весна идет.

Звенели птичьи голоса,


В саду цвела сирень,
… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(Весной Андрюша родился
В один хороший день.)

8. Гуси-лебеди.

Малыши среди двора


Хоровод водили.
…. . . . . . . . . . . . . . .
(В гуси-лебеди игра,
Серый волк-Василий.)

9. Дело было в январе.

Дело было в январе,


Стояла ёлка на горе,
…. . . . . . . . . . . . . . . .
(А возле этой ёлки
Бродили злые волки.)

10. Твой праздник.

Чтоб скорей дождаться


Завтрашнего дня…
…………………………
(Дети спать ложатся
Рано, без огня.)

11. В школу.

Почему сегодня Петя


Просыпался десять раз?
…………………………
(Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.)

12. Но поймите и меня.

Я считаюсь эгоистом -


Спит сестрёнка за стеной,
………………………………
(Я же с гиганьем, со свистом
В дом врываюсь как шальной.)

13. Сережа учит уроки.

Серёжа взял свою тетрадь -


Решил учить уроки:
……………………………
(Озёра начал повторять
И горы на востоке.)

Приложение 2.

Игра “Корзина с потерянными вещами”.

Корзину выносит старшеклассник. В ней собраны различные предметы, (или рисунки), относящиеся к стихам Барто. Предмет считается угаданным, если дети назовут героя, а также название стихотворения. Игра проводится в виде соревнования.

МЯЧИК – Таня “Мячик”

ПОГРЕМУШКА – Андрюшка “Погремушка”

ВЕРЁВОЧКА – Лида “Верёвочка”

ОЧКИ – Серёжа “Очки”

САМОСВАЛ – Алексей “Жил на свете самосвал”

БИНТЫ, ЙОД – Таня и Тамара “Мы с Тамарой”

ЕДИНИЦА – Лёшенька “Лёшенька, Лёшенька”

МАКУЛАТУРА – Юра “Секрет успеха”

БЛИНЧИКИ – Павлик “Блинчики”

ПУГАЧ – Серёжа “Пугач”.

ТЕЛЕФОН – ученики “Почему телефон занят?”

БУКЕТ – Леночка “Леночка с букетом”.

ГЛАДИОЛУСЫ – Маечка “Именинница”.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница