А. И. Куприн «Барбос и Жулька»



Скачать 44.16 Kb.
Дата26.10.2016
Размер44.16 Kb.
Осадчая М.М.

Учитель начальных классов, II квалификационная категория

МОУ «СОШ №11 с УИИЯ» г. Ноябрьск ЯНАО Тюменская обл.

Урок литературного чтения, 3 класс

(программа «Начальная школа XXI века»)

Тема: А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

Цель: раскрыть смысл рассказа И.Куприна «Барбос и Жулька».

Задачи:

- различать основные жанры произведений А.И.Куприна;

- делить текст на смысловые части;

- учить анализировать поступки героев с целью выявления поступков;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать речь, мышление;

- прививать любовь к животным;

- учить сочувствовать, сопереживать, понимать глубину произведения( определять главную мысль).



Оборудование:

- презентация к уроку;

- учебник «Литературное чтение» 3 класс ( Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)

Ход урока:


  1. Орг. момент:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы за парты сели ровно,

Ножки вместе, спинки ровно.

И к работе всё готово.


  1. Речевая разминка:

Дыхательные упражнения:

  1. Носиком дышу Выполню задание,

Дышу свободно, Задержу дыхание…

Глубоко и тихо, 1, 2, 3, 4,-

Как угодно. Снова дышим глубже, шире.


  1. Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка…, старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох, выдох..

  2. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через порог кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох, выдох.

  1. АОЗ. Введение в тему.

(Пословицы) – Восстановить пословицы:

1.Легко подружиться, тяжело разлучиться.

2.Кто не испытал дружбы, тот не жил.

3.Будь верен до смерти.

- Объясните, как вы их понимаете.

- Какая тема объединяет их?

- Что такое дружба?

Ответы детей:

- Это когда люди понимают друг друга;

- всегда готовы прийти на помощь;

- думают не только о себе, но и о других.

Работа со словарём (2 ученика ищут объяснение в словаре).

- Как вы выбираете себе друзей?

- Только ли люди могут дружить?

- О чём же мы с вами сегодня будем говорить?



Работа с моделями произведений (на доске модели):

- Посмотрите на доску

- Какая из моделей подходит к произведению, с которым вы познакомились дома.

- Докажите свой выбор.



  1. Работа с произведением.

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», дать характеристику героям, проанализируем их поступки; определим главную мысль рассказа.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Что поразило, удивило в рассказе?

- Какое произведение напомнил вам этот рассказ? Чем сходны? Различаются?

- Можно ли Барбоса и Жульку назвать друзьями?

- Подтвердите словами из текста («царствовало редкое согласие и самая нежная любовь»)

- Как автор рассказа говорит о дружбе Барбоса и Жульки?

- Почему Жулька прощала Барбосу его буйный нрав и дурные манеры?

- Какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе? (высказывания детей).

- Чтобы доказать или опровергнуть наши предположения, давайте восстановим последовательность и ход событий.



Работа над сюжетом.

(Сюжетно – композиционный треугольник)

- Сюжет состоит из связанных между собой эпизодов, самостоятельная часть которой изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

1) С чего начинается рассказ? (описание Барбоса и Жульки) - завязка

2) Какое событие случилось? С чего началось действие? (Появление бешеной собаки).

3) Как развивались события? (Подвиг Жульки) – кульминация

4) Как продолжались события? К чему привели?

5) Чем всё закончилось? (Прощание собак. Смерть Жульки) – развязка.

- На какие смысловые части (эпизоды) важно разделить рассказ? (Выслушиваем мнение детей).

- Сравните составленный вами план дома с планом на доске.

- Дополните его.


  1. Физминутка (гимнастика для глаз)

  2. Характеристика героев.

- Кто главные герои?

- Могли бы вы, зная только клички собак, представить их внешний вид, характер, повадки?



Работа с текстом.

- Найдите в тексте и прочитайте, как автор описывает Барбоса и Жульку.

Работа по вариантам : 1 вариант описывает Барбоса.

2 вариант описывает Жульку.

- Какие слова выбрал Куприн для описания внешности своих героев?

- Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак? (Чтобы было понятно, какой у них был характер).

- Найдите в тексте те слова и словосочетания, в которых говорится о характере Барбоса и Жульки? (Работа в парах).

Обобщение. (Сравнение по таблице).

- Какая часть речи позволила более ярко представить нам образы героев?

- Каким вам показался Барбос? А Жулька?

- Какое событие в рассказе изменило ваше отношение к Жульке?

- Почему Жулька бросилась на бешеную собаку?

- Кого спасала Жулька? Почему?

- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка?

- Можно ли назвать поступок Жульки подвигом?

(Выборочное чтение).

- О чём говорит этот поступок?

- С какой новой стороны раскрылись перед вами Жулька и Барбос?

Вывод: Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая – смелой. Главное не внешний вид, а поступок.

Работа с пословицами.

- Какая из пословиц даёт характеристику Жульке и Барбосу?

- Как вы думаете, почему умерла Жулька? (получила сильный стресс).

- Чувствовал ли себя Барбос виноватым?

- Как изменилось его поведение?

(Прочитать)

- Как люди отнеслись к болезни Жульки?

- Кто лучше всех понимал животных? (Дети, так как дети стоят гораздо ближе к животным).

- Какой эпизод вас особенно тронул, взволновал в рассказе? (Выразительно чтение).


  1. Итог:

- Почему автор решил рассказать нам эту историю?

- Чему учит рассказ? (Верности , дружбе)

- Какая главная мысль?

Работа с пословицами.

- Какая из пословиц более точно отражает главную мысль произведения?



- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?

Домашнее задание: составить устный рассказ о Барбосе и Жульке.

Рефлексия. «Песня о дружбе».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница