А. И. Герцен А. Организация народников, которая действовала в Москве в 1863-1866 гг., члены которой ставили задачу организовать революционный переворот в России. В основе их взглядов лежали социалистические идеи Н



Скачать 51.52 Kb.
Дата31.10.2016
Размер51.52 Kb.
Народники.

Ответьте на вопросы.

1. Кто такие народники?

2. Что такое «хождение в народ»?

3. Почему «хождение в народ» потерпело неудачу?

Найдите правильное соответствие.



4. Народники

Их идеи и деятельность

1. А. И. Герцен

А. Организация народников, которая действовала в Москве в 1863-1866 гг., члены которой ставили задачу организовать революционный переворот в России. В основе их взглядов лежали социалистические идеи Н. Г. Чернышевского, изложенные им в романе «Что делать?». Один из членов организации Д. В. Каракозов совершил в 1866 г. первое покушение на Александра II во время прогулки императора в Летнем саду.

2. Н. Г. Чернышевский

Б. Организация действовала в Петербурге в 1871-1874 гг. Члены кружка занимались самообразованием, изучением и распространением социалистической и марксистской литературы; вели революционную пропаганду среди студентов, крестьян и рабочих. В 1873 г. выступили инициаторами нового «хождения в народ».

3. Н. А. Ишутин

В. В августе 1861 г. в III-е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней объяснялся грабительский характер крестьянской реформы. Прокламация убеждала крестьян в том, что они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на этого человека. Он был арестован, приговорен к 14 годам каторги (сокращенной наполовину), подвергнут обряду гражданской казни и сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири.

4. С. Г. Нечаев

Г. Он утверждал, что основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределение земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Он говорил, что Россия придет к социализму, минуя капитализм, чрез крестьянскую общину. Сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами.

5. Н. В. Чайковский

Д. Организация «Народная расправа» возникла в 1869 г. Он составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должен был руководствоваться каждый член организации. Главной идеей было полное самоотречение и послушание ради достижения одной цели – революции. Пытаясь насадить в своей организации слепое подчинение вождю, он приказал ее членам убить студента Иванова, который оспаривал его взгляды. Его образ выведен Ф. М. Достоевским в романе «Бесы».

5.

Народники

Основные идеи

1. М. А. Бакунин

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

2. П. Л. Лавров

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

3. П. Н. Ткачев

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

6.

Течения

в народничестве



Основные идеи

1. Бунтарское

А. «На первом месте мы ставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа. Современный русский деятель должен отказаться от устарелого мнения…, что социалисты-революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести законодательным путем новый строй, облагодетельствовав им не подготовленную массу. Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой, каков бы ни был источник новой власти»

2. Пропагандистское

Б. «Мы должны раз и навсегда вычеркнуть из своего словаря пошлые и бессмысленные фразы о каком-то народном гении…Мы не должны, мы не имеем права возлагать на народ чересчур больших надежд и упований»

3. Заговорщическое

В. «Идите же, идите «в народ», но не с вашей плюгавой пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: «Страсть к разрушению есть в то же время страсть творческая»…Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его…»


Народнический цикл картин Ильи Ефимовича Репина.
«По грязной дороге» или «Под конвоем» (1877).

1. Что изображено на картине?

2. Реконструируйте историю человека, которого сейчас везут под конвоем.

3. Предположите, что ждет его в недалеком будущем.

4. Как вы думаете, с какой целью Репин написал эту картину? Обратите внимание на ее год создания и место в цикле картин, посвященных народнической тематике.

По грязной дороге телега плетется.

А в ней по бокам два жандарма сидят…




Сбейте оковы, дайте мне волю –

Я научу вас свободу любить.

(из революционной песни)




«Арест пропагандиста» (1880-1892).

1. Где происходит действие картины?

2. Что происходит на картине?

3. Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины пропагандист? Полицейские? Крестьяне? Какими изобразительными средствами это подчеркнуто? На чьей стороне симпатии Репина?

4. Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить подобное отношение к ходоку в народ?

5. Можно ли по сюжету картины предположить, как полиция узнала о пропагандисте?

6. Есть ли на картине люди, которые сочувствуют пропагандисту и, возможно, готовы продолжить его дело?

«Отказ от исповеди»(1879-1885).

1. Где происходит действие картины?

2. Кто заключенный?

3. С какой целью в камеру вошел священник?

4. Можно ли, не зная названия картины, определить, как относится к священнику заключенный? Что он ему отвечает?

5. Почему картина не была пропущена на передвижную выставку 1884 г.?



Священник:…Я мир душе твоей несу.

Осужденный(указывая на палача):…А этот – телу?

Ты сперва простишь,

А он потом казнит меня – не так ли?

Услышь же ты, старик,

Предсмертное раскаянье мое!

«Прости господь, что бедных и голодных

Я горячо, как братьев, полюбил…

…Прости, господь, что родине несчастной

И в смертный час я верен остаюсь.


Что я, рабом родившись меж рабами,

Среди рабов – свободный умираю.

Прости, господь, что я к врагам народным

Всю жизнь пылал священною враждой…

…Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

В последний раз скажу пред толпой!

Как надо жить тебя не научил я,

Но покажу, как надо умирать.
Н. М. Минский (Виленкин) «Последняя исповедь» (1879)




«Не ждали» (1884).

1. Кто изображен на картине? Что происходит?

2. К какому слою общества принадлежит семья изображенная на картине?

3. Что мы можем предполагать о судьбе человека, входящего в комнату? Откуда, по вашему мнению, он вернулся?



4. Какое отношение к нему выражено на лицах каждого из присутствующих?


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница