…А «баксы» шапками гребут, или Кому выгодно раздувать проблему 183 дней?!



Скачать 56.89 Kb.
Дата06.05.2016
Размер56.89 Kb.
…А «БАКСЫ» – ШАПКАМИ ГРЕБУТ, или Кому выгодно раздувать проблему 183 дней?!

March 30th, 17:23

Обострился и без того больной вопрос налогообложения моряков, работающих под «чужим флагом». Рецидив вызван официально озвученным высказыванием директора Департамента экономического развития и торговли госадминистрации Одесской области Олегом Муратовым. Большим упущением является тот факт, что моряки, работающие за границей, не платят налоги в областной бюджет, говорит он. По мнению чиновника, с их дохода нужно брать 15-17 %.

В порядке отклика моряки предлагают автору этой идеи почувствовать риск и ответственность флотского труда. Поработать на зачистке трюмов после угля. Или топливных емкостей на «убитом» танкере. Попробовать воздействие многодневной качки, когда спать приходится, заклинив себя нагрудником между матрасом и переборкой. Испытать разрушительную силу атмосферных перепадов и температур, нервное напряжение, вызванное долгой оторванностью от дома. И понять, что это не шальные баксы, которые загребают шапками. Лишнего иностранный работодатель не заплатит.



А без осложнения никак нельзя?

Днем рождения проблемы стало 1 января 2004 года. Тогда вступил в силу Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц», отменивший действие Декрета КМУ «О подоходном налоге с граждан». Одновременно оказался отмененным прежний порядок налогообложения. В соответствии с ним моряк, находящийся в рейсе более 6 месяцев (или 183 суток) в течение одного календарного года, автоматически становился налоговым нерезидентом. Моряки, многие из которых находятся в рейсах больше 183 дней, автоматически попадали в их число. И это освобождало их от уплаты подоходного налога. Если же рейс был коротким, каждый знал, что ему нужно идти заполнять декларацию о подоходном налоге. Однако новым законодательством упразднено понятие «налогового нерезидента».

Моряки – сторонники прежней системы налогообложения, потому что она учитывала тяжелый характер морского труда. И была не в пример гибче, позволяя планировать время своей работы «под флагом» и пребывания на берегу. Возврат к старой форме налогообложения «183 суток» восстановил бы справедливость в вопросе взимания налогов.

Этой точки зрения придерживаются члены большинства морских общественных организаций и профсоюзов, многие «водоплавающие» члены Ассоциации капитанов.



Моряк? – Нет такой специальности!

Председатель общества «Греко-российско-украинской дружбы» Гришко-Кириакидис, одессит, ныне живущий в Афинах, говорит, что система налогообложения, введенная с 1 января 2004 года, просто дискриминационная в отношении моряка по профессиональному признаку.

К слову, из 7 миллионов рассеянных по свету трудовых мигрантов из Украины, о которых говорит официальная статистика, моряки не самая большая группа специалистов. Но самая ярко выраженная. Потому что посредники, помогающие им отправиться в море, работают «по-белому». То есть их деятельность урегулирована законами, они подконтрольны налоговым службам, составляют отчеты и проходят проверки комиссиями, сформированными Департаментом социальной защиты населения облгосадминистрации. Потому моряка, легальным путем заключившего контракт, легко найти (и – «найти»!). А украинцев, уехавших, например, по гостевому вызову и стихийно подрядившихся на сезонную прополку к иностранным фермерам, горничных, мойщиков посуды или джазистов в тех же ресторанчиках практически невозможно взять на учет. И добиться сведений об их доходах. К «подфлажникам» же легко применить императивы.

Но вот интересный поворот руля: при таком подходе моряк автоматически становится выделенным в некую особую категорию мигрантов. Тогда остается заглянуть в классификатор профессий. Там есть судовые штурмана, судовые механики, есть рядовые. Но «моряка» нет. Так обычно говорят о тех, кто находится на борту и участвует в жизнеобеспечении судна. С кого же тогда брать налог?



Сам плачу, сам получаю

Интересно также, как фискальные органы представляют себе налогообложение моряка, который год или два сидит без работы «на бичу»? Ведь ему приходится проедать свою заработанную сумму на протяжении всего времени, пока он находится дома. От этого ее месячная величина фактически вдвое, а то и втрое меньше.

При этом он за тридевять морских миль от Украины, будучи фактически нерезидентом, вынужден быть плательщиком за услуги, которыми не пользуется. С него берется дорожный сбор, хоть он не ездит по дорогам. Вносить квартплату за метраж, хоть в доме не живет. Оплачивать вывоз мусора, хотя не сорит, подачу отопления, хотя не обогревается от энергоносителей.

Он сам оплачивает процедуру получения конвенционных документов, дипломов и сертификатов компетенции, чтобы наняться на иностранное судно. Еще – медкомиссию перед рейсом, услуги посредника по прейскуранту, установленному законом. К слову, с этой суммы государство взимает налоги. С каждого из приобретений, сделанных «подфлажником» как потребителем, тоже берется налог. Так что моряки – плательщики налогов, только в косвенной форме.

По социальному статусу моряк – безработный. Какой же с него брать налог? При этом на родине он не застрахован. Уплата 15-17% подоходного не означает, что с этой суммы государство ему сделает отчисления в Пенсионный фонд. Пенсию моряк может получить через накопительную систему: то есть опять же без помощи государства.

Со своей стороны, и посредник сам оплачивает помещение, где расположен его офис, содержит штат инспекторов, с зарплаты которых также платит налоги. Наконец, самое главное – он находит работодателя, что тоже затратный процесс. Помощи от государства в этом поиске нет. Единственный его шаг навстречу – выдача лицензии на вид деятельности. Но и это услуга – платная. Разве в целом это не достаточная компенсация за возможность самостоятельно реализовывать свое право на труд, предоставленное Конституцией Украины?



Партизанщина в трудоустройстве «под флаг»

Норма «183 суток» стимулировала больше зарабатывать. А значит, больше ввозить валюты в страну. Теперь моряки все чаще стараются оставить заработанные деньги на депозитах и текущих счетах в иностранных банках. И несмотря на ужесточенные меры, украинская фискальная служба все равно не получает денег от таких мигрантов. По наблюдениям Гришко-Кириакидиса, объем зарплаты, ввозимой моряками в Украину, заметно упал. От этого украинский бюджет теряет дополнительные поступления.

Достигается это тем, что моряки обращаются к нелегальным формам трудоустройства. Благо аферистов, обеспечивающих отправку наобум Лазаря, в приморских городах много. Не так авантюрно, однако все так же в обход официально существующего порядка выглядит отъезд на иностранные суда по прямому индивидуальному вызову компании. Например, по приглашению на работу через дипломатические представительства. Деятельность таких «самовтечников» выходит из-под контроля органов госвласти. По сведениям Украинской морской организации, их уже порядка 30 % от известного количества «подфлажников». Если процесс партизанщины в трудоустройстве будет и дальше прогрессировать, то многим посредникам придется сворачивать свою хозяйственную деятельность. И тысячи человек из их персонала потеряют рабочие места.

На радость морской Молдове

А морская смекалка уже подсказывает, что посреднические предприятия могут переселиться в не столь отдаленные от Одессы Джурджулешты. И там будет развиваться «крюинговая» система за счет украинских моряков. И чего доброго, с такой политикой налогообложения гордое звание морской державы будет реять на молдавских штандартах.

Олег Муратов пообещал в ближайшее время провести переговоры с «крюинговыми» компаниями (посредниками) на предмет подачи информации в налоговую о трудоустройстве моряков. Однако они не имеют права разглашать финансовую информацию. Это конфиденциальная коммерческая тайна, в которую дозволено проникать только по постановлению суда или следственных органов.

В ответ фискальной идее из Афин приводят пример, что офицеры комсостава в Греции, работающие под национальным флагом, облагаются подоходным в размере 3 %, рядовые – 1 %. А все категории моряков, работающих под инфлагом, вообще не облагаются налогами. В России осталась неизменной норма «183 суток». Может, и украинским реформаторам изменить свой угол зрения на проблему?



Владислав Китик

http://moryakukrainy.livejournal.com/ 30.03.2013.

Обострился и без того больной вопрос налогообложения моряков, работающих под «чужим флагом». Рецидив вызван официально озвученным в марте 2013 года высказыванием директора Департамента экономического развития и торговли госадминистрации Одесской области Олегом Муратовым. Большим упущением является тот факт, что моряки, работающие за границей, не платят налоги в областной бюджет, говорит он. По мнению чиновника, с их дохода нужно брать 15-17 %.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница