А. А. Лукьянов Военно-патриотические взгляды русских флотоводцев



Скачать 118.36 Kb.
Дата22.04.2016
Размер118.36 Kb.
А.А. Лукьянов

Военно-патриотические взгляды русских флотоводцев

конца XVII – начала XX в. Исторический аспект
Становление и развитие военно-патриотических взглядов великих русских флотоводцев происходило на протяжении двух этапов: на первом этапе (конец XVII в.) осуществлялся процесс создания и строительства флота, зарождалась военно-патриотическая мысль и деятельность русских флотоводцев, основное содержание которого связано прежде всего с именем Петра I как основателя российского военно-морского флота и адмирала Ф.Ф. Ушакова; на втором этапе (середина XIX – начало XX в.) идеи Петра I, их деятельность способствовали развитию системы управления и воспитания на основе военно-патриотических взглядов, которые были продолжены плеядой выдающихся русских флотоводцев: Д.Н. Сенявина, М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, П.С Нахимова, Г.И. Бутакова, И.Ф. Лихачёва и С.О. Макарова.

Выявлены основные факторы и условия формирования военно-патриотических взглядов и их отражение в патриотической деятельности по нравственному воспитанию личного состава флота. Военно-патриотические взгляды русских флотоводцев указанного периода неразрывно связаны и обусловлены этапами становления российского государства, развитием всех сторон общественной жизни: политической, экономической, социальной и духовной. Развитие военно-патриотических взглядов происходило в процессе участия вооруженных сил страны в боевых действиях и т.д., где практические потребности военного строительства обусловливали содержание военно-патриотической деятельности, требуя своевременного разрешения возникающих проблем. Характерными чертами российской национальной военно-патриотической школы были пристальное внимание к моральному фактору военного искусства, обоснование приоритетного значения воинского воспитания, нравственных ценностей военнослужащих. Формирование военно-патриотических взглядов и деятельности русских флотоводцев происходило на основе норм православной морали, закрепленных в нормативно-правовых актах Военно-морского флота.

Помимо объективных факторов, обусловленных потребностями развития страны, особенностями ее геополитического положения, этапами развития российского государства, армии и особенно Военно-морского флота значительную роль играл субъективный фактор – военно-патриотические взгляды и военно-патриотическая деятельность выдающихся российских полководцев и прежде всего А.В. Суворова, М.И. Драгомирова, государственных и общественных деятелей.

Становление и развитие военно-патриотических взглядов и деятельности выдающихся русских флотоводцев нередко происходило в условиях непоследовательного и противоречивого политического курса, роста политической и социальной напряженности, отсутствия преемственности осуществляемых преобразований, усиления консервативных тенденций в политике, активных идейных исканий в обществе, наличия двух противоположных тенденций в развитии военного искусства (петровской и прусской), специфических особенностей военно-морской службы.

Непоследовательность политического курса русских самодержцев, оказавших значительное влияние на эволюцию военно-патриотических взглядов, не мешала многим русским флотоводцам (Ушакову, Сенявину, Лазареву, Нахимову, Бутакову, Грейгу, Орлову-Черкасскому, Спиридову) отстаивать собственные убеждения, что было обусловлено особенностями военно-морской службы, автономными условиями плавания, способствующими формированию самостоятельного мышления, проявлению инициативы и решительности, а также личные качества флотоводцев.

Анализ исторических источников свидетельствует о том, что понятия «воинская мораль», «военно-патриотические взгляды», «военно-патриотическая деятельность», «военно-патриотическое наследие» не были сформированы в данный исторический период. В военной литературе они практически отсутствовали, но в то же время широко применялись такие термины, как «нравоучение», «моральный дух», «нравственный элемент», «нравственные добродетели», «нравственная упругость» и др.

Проанализировав разные точки зрения, автор определил их следующим образом. Военно-патриотические взгляды как совокупность идей и представлений флотоводцев и ученых по вопросам нравственности (морали) военнослужащих; военно-патриотическая деятельность как моральная практика, проявляющаяся в деятельности русских флотоводцев, ее духовно-практическое содержание: военно-патриотическое наследие как комплекс духовных ценностей (взглядов, идей, традиций), созданных представителями военно-морской мысли России.

Источниковедческий анализ военно-морской мысли России свидетельствует о том, что исследуемая проблематика на сегодняшний день практически мало изучена. Данная публикация является первой попыткой осмысления военно-патриотического компонента в деятельности русских флотоводцев XVIII – начала XX в.

Научный и практический интерес для современного понимания военно-патриотических и военно-исторических проблем, и прежде всего военно-патриотического воспитания, представляют как общие, типичные, так и конкретные военно-патриотические взгляды и деятельность выдающихся русских флотоводцев. В связи с этим этому вопросу уделено значительное внимание. Это прежде всего относится к деятельности Петра I – основателя отечественного флота и всех элементов, относящихся к его эффективному применению, в том числе военно-патриотические взгляды, которые затем были восприняты и развиты плеядой выдающихся русских флотоводцев.

Петр I является автором значительной части статей уставов, регулирующих моральные нормы поведения военнослужащих. Анализ содержания статей Устава морского свидетельствует о том, что нравственность рассматривалась как фундаментальная основа в процессе подготовки войск. Практически любые вопросы, касающиеся воинской службы, флотоводец, рассматривал в тесной взаимосвязи с нравственными ценностями личного состава. Милосердие по отношению к пленным, слабым и беззащитным мирным жителям, забота о сохранении культурных и исторических ценностей захваченных городов – отличительные черты военно-патриотической деятельности самодержца. Военно-патриотические взгляды и деятельность Петра I были не только взаимосвязаны между собой, но и взаимообусловлены. Нормативно-правовые акты, порожденные потребностями военного строительства, их реализация в повседневной жизнедеятельности флота послужили основой для дальнейшего формирования моральных идей, которые во многом предопределили особенности и дальнейшее развитие российской военно-морской мысли.

Достойным последователем петровских военно-патриотических идей, лучших традиций российской национальной школы военного искусства стал Ф.Ф. Ушаков. Военно-патриотическая деятельность флотоводца отличалась человеколюбием во всех его проявлениях: уважение личности и достоинства окружающих, благородство и великодушие, неподдельная забота о подчиненных. Об этом свидетельствуют многочисленные приказы, рапорты, распоряжения адмирала. Особенностью его военно-патриотических взглядов и деятельности был личный пример, воплощенный в праведности флотоводца, который, несмотря на клевету, зависть и злобу окружающих, сумел сохранить свое доброе имя и нравственную чистоту. Адмирал, деятельность которого стала примером беззаветного и самоотверженного служения отечеству, стал единственным в истории христианства флотоводцем, причисленным к лику местночтимых святых.

Дальнейший процесс развития военно-патриотических взглядов связан с деятельностью Д.Н. Сенявина, последователя и преемника петровских традиций воинского воспитания. В его деятельности нашли отражение гуманистические идеи воинского воспитания: забота о сохранении здоровья личного состава, контроль за качеством и организацией питания, характером взаимоотношений подчиненных. Эффект военно-патриотической деятельности адмирала обеспечивался в процессе индивидуальной работы с личным составом. Основой любви и доверия подчиненных к начальству, по мнению Д.Н. Сенявина, служит взаимопонимание, которое формируется на основе знания проблем личного состава и национальных особенностей, способность воодушевить людей к исполнению своих обязанностей. Деятельность по формированию и поддержанию морального духа подчиненных, использование национальных особенностей русского воинства в процессе военно-педагогической деятельности, по нашему мнению, служили основой его морального авторитета среди подчиненных.

Имя русского адмирала М.П. Лазарева навеки осталось в военной истории России не только в связи с его выдающимися заслугами как мореплавателя и флотоводца, но и основателя лазаревской (черноморской) школы воспитания личного состава флота. Возглавив Черноморский флот в 1834 г., М.П. Лазарев стал его организующим и одухотворяющим началом, вдохновляя подчиненных на самозабвенное служение родине. Лазаревская школа воспитания личного состава флота отличалась особым нравственным духом, в котором отчетливо прослеживались лучшие традиции отечественной военно-патриотической мысли: гуманистический характер, приоритет нравственных начал в процессе подготовки военнослужащих. Эффективным средством воспитания подчиненных М.П. Лазарев считал образцовую организацию воинской службы, которая способствует воспитанию настоящих военных моряков. Важное значение флотоводец придавал вопросам повышения духовной культуры военнослужащих, рассматривая их как мощное средство нравственного воздействия. Боеспособность флота, по мнению М.П. Лазарева, во многом определяется общим уровнем культурного и военно-морского образования людей. В период его руководства Черноморским флотом в Севастополе велось активное строительство, в том числе культурных учреждений.

Взвешенная и целеустремленная кадровая политика, образцовая организация морской службы, культурно-просветительная деятельность, умелое сочетание различных педагогических методов (поощрение, убеждение, личный пример, наказание и др.) обеспечивали эффективность воспитательных воздействий адмирала. Целое поколение офицерских кадров, сохранивших и впоследствии приумноживших военно-патриотическое наследие своего наставника, – это настоящее созвездие адмиралов, составивших гордость русского флота (Авинов, Истомин, Нахимов, Корнилов, Бутаков, Лихачев, Попов и др.), убедительно доказали, что блестящий кадровый состав – это результат целенаправленного процесса нравственного воспитания военнослужащих на основе прогрессивных военно-патриотических ценностей. Гармоничное сочетание слова и дела, активная деятельность по внедрению военно-патриотических идей в процессе морской службы, на наш взгляд, обеспечили уникальный эффект нравственного воздействия М.П. Лазарева.

Достойными преемниками военно-патриотического наследия адмирала стали его ученики В.А. Корнилов и П.С. Нахимов.

Характерной чертой военно-патриотических взглядов В.А. Корнилова была беззаветная преданность взглядам своего учителя, стремление сохранить и приумножить его духовное наследие; обостренное чувство долга, самозабвенное служение отечеству, стремление к сохранению нравственной чистоты. Он проявлял неподдельную заботу об окружающих, обращал внимание на все стороны организации морской службы, не упуская никаких мелочей. Значительное внимание В.А. Корнилов уделял вопросам повышения культуры офицерского состава, рассматривая ее как важнейшее и эффективное средство духовного влияния на личный состав флота. Об этом свидетельствует активная деятельность флотоводца по преобразованию Севастопольской морской библиотеки. Требовательность адмирала по отношению к подчиненным в сочетании с личным примером служили мощным фактором морального воздействия на подчиненных. В военно-патриотическом наследии В.А. Корнилова доминирует активная военно-патриотическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление сложившихся традиций воинского воспитания, основанная на искреннем стремлении к сохранению нравственной чистоты и самозабвенном служении отечеству.

Выдающаяся роль в сохранении традиций воинского воспитания, в дальнейшем развитии военно-патриотических идей М.П. Лазарева принадлежит П.С. Нахимову, знаменитому флотоводцу, образцовому командиру и талантливому офицеру. Следуя традициям лазаревской школы, он воспитывал у подчиненных чувство военно-морской гордости, морского товарищества, способствовал формированию особой морской культуры. В то же время в процессе осуществления военно-патриотической деятельности флотоводец значительно приумножил идеи любимого учителя. Важное значение при осуществлении воинского воспитания адмирал придавал национальным особенностям воинского искусства, преемственности сложившихся традиций, военно-патриотическая деятельность которого стала наглядным воплощением принципа народности. Активное использование метода доверия, формирование чувства национальной военной гордости, любви к морской службе, сближение с нижними чинами флота, хорошее знание особенностей русского воина, простота и доступность в общении – характерные черты военно-патриотической деятельности П.С. Нахимова.

Дальнейшее развитие фундаментальных военно-патриотических идей связано с деятельностью Г.И. Бутакова, героя Севастопольской обороны, организатора парового броненосного флота России. Он требовательно и внимательно относился к подбору и подготовке кадрового состава флота. Лучшей школой воспитания личного состава флота флотоводец считал море, так как именно в обстановке суровой морской стихии формируются качества, необходимые военным морякам: патриотизм, находчивость, хладнокровие, самообладание, ответственность, решительность, стойкость, любовь к морю, товарищество, воинская честь, интуиция и др. В военно-патриотическом наследии Г.И. Бутакова, несмотря на наличие теоретических работ по военно-морскому искусству, доминирует практическая деятельность по осуществлению воспитания личного состава флота. Личный пример рассматривался адмиралом как нравственное право на осуществление командирских обязанностей; организация соревнований в процессе службы – как средство оценки моральных качеств подчиненных; поощрение – как залог дальнейших успехов; знание индивидуальных особенностей нижних чинов – как необходимое условие военно-патриотической деятельности офицерского состава.

Закономерным итогом развития военно-патриотических идей М.П. Лазарева стала деятельность И.Ф. Лихачева – адмирала и педагога. Важным средством нравственного воспитания И.Ф. Лихачев считал «близкое знакомство с великими характерами», которое невольно возвышает дух и благотворно действует на развитие человека. Для этого необходимо пропагандировать деятельность выдающихся военно-морских деятелей, необыкновенных по способностям, замечательных по значению его жизни, заслуги которых дороги отечеству, собрав все мысли, труды, «могущие иметь значение для потомства».

Исторический анализ военно-патриотических взглядов и деятельности русских флотоводцев – последователей лазаревской школы (Корнилова, Нахимова, Бутакова, Лихачева) свидетельствует о том, что все они стремились сохранить, преумножить лучшие традиции отечественной военно-патриотической школы. В то же время они значительно приумножили и развили военно-патриотическое наследие М.П. Лазарева. Сила воздействия на личный состав обеспечивалась единством слова и дела, воспитанием в процессе воинской службы, личным примером флотоводцев.

Значительный вклад в дальнейшее развитие патриотических идей русской военно-морской мысли, их теоретическое оформление внес адмирал С.О. Макаров. Его работа «Рассуждения по вопросам морской тактики» (1897) является вершиной развития военно-патриотической мысли рассматриваемого периода. Многие из идей флотоводца о роли нравственности в бою, значении военно-морской психологии, самообразовании и воспитании не утратят своей значимости и актуальности в любую историческую эпоху. Он прекрасно понимал огромное значение морального воспитания военнослужащих: «Нравственный элемент есть действительно огромная сила на войне и нужно стремиться, чтобы как морские, так и сухопутные войска в этом отношении были доведены до самого высокого совершенства». Нравственные качества личного состава флота он рассматривал как огромную силу на войне, которую необходимо довести до совершенства. Задача военного воспитания, по его мнению, сводится к тому, чтобы придать всем военнослужащим соответствующие духовные качества: характер, морской глаз, справедливость, выносливость, привычка к дисциплине и морю, смелость и др. Особое внимание С.О. Макаров уделял обоснованию идеи о необходимости военным морякам в специфичных условиях морской службы освоиться с мыслью «погибнуть с честью». Флот, личный состав которого еще в мирное время освоится с подобной мыслью, по мнению адмирала, будет иметь «большое нравственное преимущество над противником». Бескорыстное служение отечеству, приоритетное внимание духовным основам воинской службы, определяющая роль командира в формировании морального духа подчиненных, забота о подчиненных как нравственный долг командира, разработка системы нравственных качеств личного состава флота – характерные черты военно-патриотических воззрений адмирала.

Также автором были изучены военно-патриотические взгляды достойных продолжателей славных традиций русского флота – генерала-аншефа А.Г. Орлова-Чесменского, адмиралов С. К. Грейга, В.Я. Чичагова, К.Г. Нассау-Зигена, А.И. Круза, А.Г. Спиридова. Все эти флотоводцы за храбрость и умелое командование вверенными им силами в бою были награждены Георгиевскими крестами. При этом главной своей задачей на всем протяжении службы они считали заботу о личном составе. Например, генерал-аншеф А.Г. Орлов-Черкасский особо следил за устройством лазаретов, госпиталей для матросов, пристальное внимание уделял чистоте в кубриках и «продовольственных помещениях». Благодаря этим стараниям генерала-аншефа личный состав вверенных ему подразделений был всегда лучше накормлен, подтянут и менее подвержен различным заболеваниям, которые были нередки на кораблях флота. Адмиралы С.К. Грейг, В.Я. Чичагов, К.Г. Нассау-Зиген, А.И. Круз, А.Г. Спиридов проводили во многом схожую деятельность, направленную на поддержание высоких моральных качеств личного состава. Основной принцип их деятельности заключался в том, что примером для матросов должны быть офицеры, а личный состав должен быть накормлен, не «быть отлученным от берега», и самое главное – на кораблях должна быть жесткая дисциплина. Важным нововведением были введенные адмиралом Спиридовым так называемые беседы, во время которых офицеры, общаясь с матросами, «тем самым просвещали оных во всех сферах». Благодаря этим мерам экипажи кораблей чувствовали себя одним целым, достигались невиданная прежде слаженность действий, высокая морская культура и выучка экипажа.



На основе теоретических результатов проведенного исследования, положений современной исторической науки выявляется возможным определить основные направления и пути использования исторического опыта русских флотоводцев в современных условиях.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница