9 класс Что вы знаете о своём родном языке и его месте среди других языков мира? 2



Скачать 83.56 Kb.
Дата04.05.2016
Размер83.56 Kb.
РУССКИЙ ЯЗЫК - РАЙОННЫЙ ТУР 2007/2008

9 класс
1. Что вы знаете о своём родном языке и его месте среди других языков мира?

2. С этой буквы в русском языке начинаются всего несколько слов. Что это за буква? Что это за слова? Являются ли они такими же необычными и в звуковом отношении? Как можно по-другому написать данные слова, согласно правилам графики современного русского языка?

3. 1) Запишите предложение со знаками препинания.

Хаджи Мурат остановился бросив поводья и привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки правой рукой вынул её.

2) Выпишите слова, в которых звуковой состав и буквенный состав не совпадают. Запишите их в транскрипции. Образец: груз [грус].

3) В этом предложении есть слово, которое многие лингвисты признают уникальным, т.к. в нём отсутствует корень. Что это за слово? Определите его морфемный состав.

4. В гостях хорошо, а дома лучше.

1) Определите частеречный состав предложения.

2) Что представляет собой данное выражение – пословицу или поговорку? Мотивируйте свой ответ.

5. Задания к тексту.

Ф.И. Тютчев

В небе тают облака

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…


Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.


Чудный день! Пройдут века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

2 августа 1868
1). Какими лексическими и грамматическими средствами выражается в данном стихотворении идея «течения времени»? Каково отношение автора к описываемому мироустройству? Какими средствами передаётся это отношение?

2). Какие слова синонимичны в данном тексте? Какую роль в формировании смысла стихотворения играют повторы (лексический, морфемный, повтор синтаксической конструкции)?

3). Дайте толкование значения слова строй в данном тексте.
6. Слова басня, байка, баловать, балагур, обаяние являются исторически родственными словами; они восходят к одному и тому же корню (глагол с эти корнем сохранился только в диалектах). Какого же человека в старину называли обаятельным?
Ключи
9 класс

2. При проверке этого задания учитывается количество слов.

4. В этой поговорке нет ни одного существительного.

5. 1) Идею течения времени передаёт семантика слов, обозначающих временные отрезки; семантика глаголов движения; смена форм времени глаголов; значение формы сравнительной степени и др.

2) Следует учесть контекстуальную синонимию.

Повторы слов, морфемный повтор в данном тексте связаны с идеей повторяемости, вечности бытия.

6. Восходят к глаголу баить ‘говорить’.

10 класс

2. Слова имеют разные лексические значения, относятся к разным разрядам, есть различия в морфемном составе, сочетаемости, частоте употребления и др.

4. В этой поговорке нет ни одного существительного.

5. 1) Идею течения времени передаёт семантика слов, обозначающих временные отрезки; семантика глаголов движения; смена форм времени глаголов; значение формы сравнительной степени и др.

2) Следует учесть контекстуальную синонимию.

Повторы слов, морфемный повтор в данном тексте связаны с идеей повторяемости, вечности бытия.



11 класс

1. Неожиданные сочетания слов; неожиданные смысловые отношения между частями некоторых предложений; развёрнутые метафоры; параллелизм синтаксических конструкций, гиперболичность высказываний; ирония и др.

2. Две группы можно обозначить следующим образом: употребление местоимения в номинативной (а не в дейктивной, указательной функции) в роли существительного и употребление местоимения с расхождением между контекстуальным значением и формой множественного числа (множественное скромности, величия, насмешки). Для русского языка характерно также множественное вежливости.

6. 1. Принимается ответ «безличное». Более точно – инфинитивное.


Примечания. Количество баллов за каждый вопрос устанавливается предметной комиссией района самостоятельно. Тел. для справок: 8-906-364-27-23 Маринова Елена Вячеславовна.

РУССКИЙ ЯЗЫК - РАЙОННЫЙ ТУР 2007/2008

10 класс
1. Что вы знаете о своём родном языке и его месте среди других языков мира?
2. Человечий – человечный – человеческий. Назовите как можно больше различий между словами.
3. Одно из современных заимствований (американизмов) предложили перевести, заменяя каждую морфему данного американизма русской морфемой (такой способ передачи иностранного слова называется «калькированием»). В результате получилось слово надцатилетник. Какое это заимствование? Каким русским словом его можно перевести?
4. В гостях хорошо, а дома лучше.

1) Определите частеречный состав предложения.

2) Что представляет собой данное выражение – пословицу или поговорку? Мотивируйте свой ответ.
5. Задания к тексту.

Ф.И. Тютчев

В небе тают облака

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…


Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.


Чудный день! Пройдут века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

2 августа 1868
1) Какими лексическими и грамматическими средствами выражается в данном стихотворении идея «течения времени»? Каково отношение автора к описываемому мироустройству? Какими средствами передаётся это отношение?

2) Какие слова синонимичны в данном тексте? Какую роль в формировании смысла стихотворения играют повторы (лексический, морфемный, повтор синтаксической конструкции)?

3) Дайте толкование значения слова строй в данном тексте.

4) Объясните знаки препинания.

5) Выполните фонетический разбор слова искриться.

6) Какими частями речи может быть слово течь? Как называется такое явление, когда слово может выступать в роли разных частей речи? Совпадает ли морфемный состав одинаково звучащих слов разных частей речи?


6. Перед вами текст из «Словаря модных слов» филолога Вл. Новикова.
Зачем всех кроить на один аршин? Не нужен для юных людей единый жизненный стандарт: пусть кто хочет идёт в яппи, кто хочет – в хиппи. Пускай молодёжь будет разной. И не только молодёжь. Ведь что значит жить правильно? Это жить по-своему.

А что такое говорить правильно?

Это говорить по-своему, обнаруживая собственную неповторимую интонацию.

Вступать в смелый контакт со всеми словами языка, со всеми речевыми стихиями. Непредвзято встречать любое новое словечко, пришедшее к нам – из-за границы или из молодёжного жаргона, из деловых протоколов или из научных фолиантов.

Не бороться за «чистоту» языка, а доверять ему.

Интересоваться родной речью, её дорогами и закоулками. Любопытствовать, получать удовольствие, узнавая новое о словах, весело играя с ними.

Пусть у каждого из нас будет свой роман с жизнью и свой роман с языком.
1) Согласны ли вы с мнением автора? Изложите свою точку зрения, свой взгляд на затронутую Вл. Новиковым проблему?

2) Оцените речевую манеру (стиль) автора. Сложился ли у него «роман с языком»?


РУССКИЙ ЯЗЫК - РАЙОННЫЙ ТУР 2007/2008

11 класс
1. Перед вами отрывок из предисловия Юрия Полякова к его роману «Козлёнок в молоке».

1) Какие речевые особенности делают данный текст выразительным, действенным?

2) Какие из этих особенностей являются стилеобразующими (формируют стиль текста)?

Как я варил «Козлёнка в молоке»

… В творчестве я исповедую принцип «придуманной правды». Писатель – всего лишь карандаш, которым эпоха выводит необходимые ей слова.

Мы живём в эпоху литературных репутаций, нахально пытающихся заместить собой собственно литературу. Впрочем, эта постмодернистская реальность легко распространяется и на другие сферы нашей жизни. Мы слушаем певцов, лишённых голоса и даже слуха. Нашу жизнь определяют политики, за всю свою деятельность не принявшие ни одного верного решения. А консультируют их учёные, не замеченные ни в одном сколько-нибудь серьёзном исследовании. Мы с вами страдаем от реформ, даже не понимая, в чём они заключаются, а не понимаем мы этого в основном благодаря подробным телевизионным политкомментариям. Современное телевидение, как справедливо сказано, - это изобретение, позволяющее заходить к нам в спальню тем людям, которых мы не пустили бы даже на порог своего дома. А как вам нравятся «властители дум», утончённая творческая интеллигенция, старательно выполняющая функции козла-провокатора, ведущего покорное стадо на заклание?


2. Определите сдвиги в значениях местоимений. В какие две группы можно объединить данные употребления в зависимости от значения местоимения? В каких случаях множественное число получает значение скромности? величия? насмешки? Приведите свой пример расхождения в речи между значением местоимения и формой грамматического числа.
Кланяйся твоим.

Сам велел (имеется в виду начальник).

На что мы жалуемся? (врач больному).

Наши за границей (заголовок).

Мы сегодня покапризничали немного (взрослый, обращаясь к ребёнку).

Те, кто бывал на Кипре исключительно по делам туристическим, зачастую считают его чуть ли не русским островом. Россиян тут действительно много, но погоду делаем всё же не мы. В общем потоке покупателей жилья наших всего 14-15% (из газеты).

В нашей работе мы опирались на концепцию М. Бахтина (учёный о своём исследовании).

Мы, Николай Второй…
3. Определите смысловые оттенки предложений в каждой паре.

1) Далеко в лесу слышны выстрелы. - Далеко, в лесу, слышны выстрелы.

2) Дайте мне другую интересную книгу. – Дайте мне другую, интересную книгу.

Чем осложнены последние предложения каждой пары?


4. Дайте вариант правки.

1) Каждый из танцоров надеется, что его надежды сбудутся.

2) Встреча прошла в одном из самых красивейших мест Петербурга.

3) Мне показался очень показательным выпуск сегодняшних новостей.

4) Часы для посещения родственников для посещения больных.

5) Производство алюминия в России играет особое значение.

6) Говорить позицию.

7) Нам нужен кандидат, которого можно было проголосовать с первого раза.

8) Многие знают его, но говорить о нём не предпочитают.

9) Принимаются меры и более жёсткие. Это касается и на территории Грузии, и на территории других городов.

10) Используя этот крем, ваша кожа станет нежнее.
5. Поставьте числительные в нужную форму, согласуя их с существительными.

Минимальное удаление от поверхности Земли равно (229 км).

Под пшеницей занято более (2300 га) пашни.

(150, бригада) материалы не доставлены вовремя.

На следующей неделе туда отойдёт судно «Ватерман» с (900, голландский солдат).

Работы проходят ни больше ни меньше как в (225) цехах.


6. Перед вами текст из «Словаря модных слов» филолога Вл. Новикова.
Зачем всех кроить на один аршин? Не нужен для юных людей единый жизненный стандарт: пусть кто хочет идёт в яппи, кто хочет – в хиппи. Пускай молодёжь будет разной. И не только молодёжь. Ведь что значит жить правильно? Это жить по-своему.

А что такое говорить правильно?

Это говорить по-своему, обнаруживая собственную неповторимую интонацию.

Вступать в смелый контакт со всеми словами языка, со всеми речевыми стихиями. Непредвзято встречать любое новое словечко, пришедшее к нам – из-за границы или из молодёжного жаргона, из деловых протоколов или из научных фолиантов.

Не бороться за «чистоту» языка, а доверять ему.

Интересоваться родной речью, её дорогами и закоулками. Любопытствовать, получать удовольствие, узнавая новое о словах, весело играя с ними.

Пусть у каждого из нас будет свой роман с жизнью и свой роман с языком.
1) Зачем всех кроить на один аршин? Как называется тип такого односоставного предложения? Найдите в тексте ещё предложения данного типа. Какое грамматическое значение имеют в них глаголы-сказуемые (ср. значение глагольной формы в первом предложении)?

2) Кроить на один аршин. Какие фразеологизмы являются синонимами данного?

3) Какое значение имеет слово фолиант?

4) Как «играет с языком» автор?



5) Согласны ли вы с мнением Вл. Новикова? Изложите свою точку зрения, свой взгляд на затронутую учёным проблему?


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница