9 июня 2007 года в день 100-летнего юбилея Конструктору Горьковского автозавода Сторожко Иллариону Григорьевичу Звание "Почетный гражданин Нижегородской области"



Скачать 35.14 Kb.
Дата22.04.2016
Размер35.14 Kb.
1



9 июня 2007 года в день 100-летнего юбилея Конструктору Горьковского автозавода Сторожко Иллариону Григорьевичу Звание "Почетный гражданин Нижегородской области". Почетную награду вручил ветерану завода Губернатор Нижегородской области В.П.Шанцев.
Звание "Почетный гражданин Нижегородской области" присвоено ветерану Горьковского автомобильного завода Иллариону Сторожко. Почетную награду в 100-летний юбилей ветерана вручил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

"От имени всех нижегородцев поздравляю Вас с вашим 100-летним юбилеем. Все вас знают, как старейшего работника самого главного предприятия региона – Горьковского автомобильного завода. Я читал Вашу биографию: в годы войны Вам была поручена организация производства автомобилей повышенной проходимости. Ваша техника вынесла все тяготы этой страшной войны", - сказал губернатор. "У Вас много учеников, Ваши награды говорят о сложном жизненном пути, но самая главная Ваша награда то, что у вас много последователей. Работники "ГАЗа" до сих пор обращаются к вам за консультациями, - добавил глава региона.

Глава региона вручил ветерану букет цветов и подарил памятные подарки. Илларион Григорьевич Сторожко родился 19 июня 1907 года на Украине в крестьянской семье. В 1935 году окончил Харьковский механо-машиностроительный институт и был направлен по распределению на Горьковский автомобильный завод. С тех пор судьба Иллариона Сторожко неразрывно связана с историей становления и развития "ГАЗа". На Горьковский автозавод он пришел работать в декабре 1935 года конструктором в технический отдел автозавода, позднее переименованный в конструкторско-экспериментальный отдел (КЭО), а затем Управление конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР).

В 1938 году Сторожко был назначен руководителем сектора трехосных автомобилей и успешно занимался доработкой конструкции автомобиля ГАЗ-ААА, самоходного шасси ГАЗ-ТК для безоткатной пушки, проектированием автомобиля ГАЗ-АААА.

В сентябре 1941 года, в самый тяжелый период Великой Отечественный войны, Илларион Сторожко был назначен заместителем главного конструктора завода – начальником экспериментального цеха. В этот период под его руководством изготавливаются опытные образцы легких автомобилей повышенной проходимости – джипов ГАЗ-61, ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б; бронеавтомобилей БА-64, БА-64Б и его модификаций; легких танков Т-70, Т-70М и Т-80; самоходных пушек ГАЗ-71, ГАЗ-72, ГАЗ-74 и ГАЗ-75; самоходных установок СУ-76 и СУ-76М; а также первые образцы автомобилей ГАЗ-63, ГАЗ-51 и М-20 (будущей "Победы") и ряда других моделей.

Распоряжением Наркомата среднего машиностроения в 1944 году Сторожко был переведен в Днепропетровск и назначен главным инженером нового автозавода – предприятия специальной военной техники. Однако проект этого завода в первые послевоенные годы был свернут, и Сторожко в 1952 году вернулся на Горьковский автозавод сначала начальником ОТК, а затем заместителем директора автозавода – начальником Управления ГАЗ-900 по выпуску передвижных и стационарных радиостанций.

В 1956 году, после передачи производства радиостанций на завод "Электроприбор", Илларион Сторожко вновь был назначен заместителем главного конструктора Горьковского автозавода – начальником цеха опытных конструкций КЭО. В этой должности он проработал до 1959 года, возглавив изготовление прототипов массовых грузовых автомобилей марки "ГАЗ" третьего поколения ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также представительского автомобиля ГАЗ-13 "Чайка", полноприводного малотоннажного грузового автомобиля ГАЗ-62, бронированной разведывательно-дозорной машины ГАЗ-40П, модернизированной гусеничной машины ГАЗ-47А и ряда других образцов новой автомобильной техники.

В 1959 году Илларион Сторожко стал заместителем главного инженера завода по спецпроизводству, в 1966 году – главным инженером производства серийных автомобилей и заместителем главного инженера "ГАЗ". Под его руководством осваивается производство четырехколесных бронемашин ГАЗ-40П и ГАЗ-41, восьмиколесных бронетранспортеров ГАЗ-49, ГАЗ-49А, ГАЗ-49Б, ГАЗ-4905, гусеничных машин ГАЗ-47А и ГАЗ-71. Изготавливается установочная партия боевых машин ГАЗ-5903 (БТР-80).

В 1986 году в возрасте 79 лет Илларион Сторожко вышел на пенсию. Вырастил троих детей, подаривших ему пятерых внуков и семерых правнуков.

 Илларион Григорьевич Сторожко награжден орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета" и семью медалями. Удостоен Государственной премии СССР 1969 года и звания Лауреата этой премии "За создание конструкции и комплексно-механизированного крупносерийного производства семейства четырех- и восьмиколесных бронированных машин ГАЗ-40П (БРДМ), ГАЗ-41 (БРДМ-2) и ГАЗ-49Б (БТР-60ПБ)".



 И.Г.Сторожко имеет почетное звание "Заслуженный автозаводец". Имя Сторожко запечатлено на открывшемся в этом году памятнике первостроителям Горьковского автозавода. Несмотря на свой возраст, Илларион Сторожко сохранил активную жизненную позицию.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница