9 Экзаменационные вопросы Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарии)



Скачать 421.25 Kb.
страница1/3
Дата02.05.2016
Размер421.25 Kb.
  1   2   3


Федеральное агентство по образованию

Федеральное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Катаева О.В.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

«ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

ЧАСТЬ III. МЕТОДОЛОГИЯ»

федерального компонента цикла ОПД

по специальности 030101 ФИЛОСОФИЯ


заочное отделение

Ростов-на-Дону

2007

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии ЮФУ от «19» марта 2007 года (протокол № 8)



СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
1 Выписка из государственного образовательного

стандарта высшего профессионального образования………………4

2 Пояснительная записка…………………………………………………….5

3 Тематическое планирование курса ……………………………………….6

4 Программа курса …………………………………………………………..7

5 Литература по курсу……………………………………………………....12

6 Планы семинарских занятий ………………………………….…….……15

7 Самостоятельная работа студентов………………………………………19

8 Тематика рефератов…………………………………………………….…25

9 Экзаменационные вопросы……………………………………………….26

10 Вопросы к государственному итоговому экзамену (комментарии)…..27

11 Темы курсовых и дипломных работ …………………………………....29

12 Глоссарий ………………………………………………………………...30



ВЫПИСКА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста

Философия



ОПД.Ф.02

Онтология и теория познания

Природа философского знания; предмет и основные функции философии; методология философского познания; метафизика; основные категории философии; принципы развития, детерминизма; субъект-объектное отношение; учение об истине; взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании, творческое познание.


ОПД.Ф.09

Философия и методология науки

Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт; наука в системе мировоззренческой ориентации; природа научного знания и критерии научности; структура науки; методы и формы научного познания; современные концепции философии науки.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




В курсе «Систематическая философия. Часть III. Методология» (для студентов ОЗО отделения «Философия» факультета философии и культурологии – 2 курс, 4 семестр, 47 часов) излагаются основы методологических знаний как важный компонент систематической философии.

Актуальность курса: обусловлена необходимостью знания различных приемов и методов, их специфики, структуры, а также умением правильно применять методологические навыки в научном исследовании.

Цель курса: изучение методологии как общей теории метода, который понимается как способ любой деятельности.

Задачи курса:

- рассмотреть понятие метода и методологии;

- выяснить основные методологические понятия и классификации методов;

- определить роль философии в научном познании;

- познакомиться с общенаучной методологией;

- выявить специфику естественнонаучной, социально-гуманитарной и философской методологических ориентаций;

- раскрыть эволюцию естествознания и особенности формирования естественнонаучных парадигм.

Формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия.

Формы контроля: семинарские занятия, контрольная работа, экзамен (итоговый контроль).

Навыки студентов по окончанию курса: знание основных методов научного исследования (естественнонаучного плана и социогуманитарного), умение применять их в своей исследовательской работе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА



Тема

Лекции

(часы)

Семинары

(часы)

СРС


(часы)

Тема 1 Метод и методология




2


-

4

Тема 2 Методология научного исследования

2

2

4

Тема 3 Парадигмы естествознания: сущность и эволюция

2

-

4

Тема 4 Особенности социального познания и его методов




2

2


4

Контрольная работа





9 часов

Экзамен




10 часов

Итого

47 часов


ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1 Метод и методология

Метод как один из необходимых компонентов целесообразной деятельности людей в любой ее форме. Понятие метода и его признаки: объективность, общезначимость, воспроизводимость, необходимость, эффективность и др. Не только результат исследования, но и ведущий к нему метод должен быть истинным. Проблема истинности метода.

Становление и развитие методологии как специальной философской дисциплины. Естественнонаучная, социально-гуманитарная и философская ориентация методологических подходов – их сходство и различия. Предмет и статус методологии как учения о способах и приемах деятельности людей. Методология как общая теория метода. Ее социокультурный контекст.

История всей материальной и духовной культуры как эмпирическая база методологических концепций. Философские основы методологии. Методология – «философия научного метода» (Г. Вригт). Понятие «методологическая культура» и необходимость ее целенаправленного формирования.

Генезис и структура методов. Деятельность, практика, метод. Предпосылки и специфика возникновения общих и специальных методов. Единство теории и метода. Метод как теория в действии. Предмет и метод. Метод как единство объективного и субъективного. Субъект как «носитель» метода. Критика субъективистского понимания метода. Операциональная и конструктивная стороны метода. Изменение содержания метода в соответствии с изменением предмета.

Методологический негативизм и методологическая эйфория. Недопустимость профанизирования роли методологии или абсолютизации каких-либо методов как «единственно верных». Необходимость освоения многообразных методологических подходов. Методологический плюрализм.

Классификация методов. Основания (критерии) классификации методов. Методы духовной (идеальной) и методы практической деятельности. Недопустимость ограничения методологии лишь сферой научного познания. Многоуровневая система методологического знания и ее составные элементы (методы): философский, общенаучный, частнонаучный, дисциплинарный, междисциплинарный.

Философские методы и их многообразие – аналитический, феноменологический, трансцендентный, герменевтический, диалектический, метафизический и др. Диалектика как один из важнейших элементов философской методологии. Механизм и формы реализации философской методологии в познании. Роль философии при построении фундаментальных теорий, особенно в периоды научных революций. Опосредованный характер воздействия философских методов, дающих лишь глобальную стратегию деятельности. Проблема «стыковки» философских и частнонаучных методов и различные варианты ее решения. Философские методы и внутринаучная рефлексия. Два аспекта последней: исследование свойств объектов, а также способов и приемов исследования. Принципы философии как система регулятивов самого верхнего уровня. Роль философских методов в разработке модели реальности, их селективная «умозрительно»-прогнозирующая, гносеологическая, аксиологическая функции и функция вспомогательного критерия истины, возможности и способы реализации философской методологии.

Общенаучные принципы, подходы и формы исследования, их характерные особенности, возможности и роль в познании. Недопустимость их абсолютизации или недооценки. Частнонаучные (отраслевые) методы и приемы исследования. Их «специфический облик» в каждой отдельной науке. Дисциплинарная и междисциплинарная методологии, их особенности. Единство и взаимодействие всех уровней методологии в условиях интеграции форм и видов деятельности.
Тема 2 Методология научного исследования

Эмпирический и теоретический уровни научного исследования. Специфика эмпирического и теоретического уровней научного исследования. Метатеоретический уровень научного знания.

Научное открытие. Поиск универсального метода научного открытия. Модели анализа научного открытия и исследования. Различие методологии научного поиска и методологии обоснования результатов научного поиска.

Научные методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение. Гносеологическая функция приборов.

Научные методы теоретического исследования: формализация, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, восхождение от абстрактного к конкретному, совпадение исторического и логического. Рефлексия как основной метод метатеоретического познания в науке.

Общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, идеализация, обобщение, индуктивные методы установления причинных связей (каноны индукции), аналогия, моделирование, системный, структурно-функциональный и информационный подходы, вероятностно-статистические методы. Роль синергетики в научном познании. Социосинергетика.


Тема 3 Парадигмы естествознания: сущность и эволюция

Натурфилософия и естествознание. Природные формы движения материи – предмет естественных наук и основа их методов. Многообразие методов естествознания и их взаимодействие. Роль философских методов в естественных науках. Две односторонние модели соотношения философско-методологических проблем и естествознания: позитивизм и натурфилософия.

Эволюция естественнонаучной картины мира и методов ее построения. Научная картина мира как исследовательская программа эмпирического поиска и как стратегия теоретического исследования. Ее основные функции. Изменение парадигм и стилей мышления в естественных науках.

Проблема периодизации истории естествознания. Классическое естествознание и его методология на двух последовательных этапах: этапе механического естествознания и этапе зарождения и формирования эволюционных идей. Метод принципов Ньютона. Основное содержание созданной им механической картины мира.

Механицизм как доминирующая методологическая доктрина классического естествознания: его достоинства и ограниченность. Понимание природы как машины, части которой подчиняются жесткой детерминации. Экспансия механической картины мира на все новые пласты исследования. Постепенное осознание и бесперспективность такого подхода. Формирование и укрепление эволюционных идей. Поворот науки к «становлению».

Революция в естествознании конца XIX-начала ХХ века и формирование неклассической науки. Радикальное изменение методов, форм и идеалов научного исследования. Возрастание роли философии в развитии науки. Укрепление и расширение идеи единства природы. Кардинальное изменение способа (структуры, стиля) мышления, постепенное вытеснение метафизики диалектикой в науке.

Осмысление связи между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. «Принцип Гейзенберга»: неразрывность исследователя и объекта исследования. Преодоление объектного стиля мышления. Приборы и «приборный идеализм». Бессубъектный характер явлений природы и принцип активности субъекта в их познании. Новый «облик» принципа объективности. Утверждение принципа целостности. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип противоречия. «Парадигма Бора»: необходимость множества интерпретаций. Установка на вероятностно-статистические методы исследования. Усиление роли количественных, абстрактно-формальных методов и моделирования. Принципы соответствия и дополнительности в естествознании. Сознательное использование в исследованиях групп взаимоисключающих понятий. «Природный» детерминизм и его формы. Естественнонаучный редукционизм, его ограниченность и формы – механицизм, физикализм и др. Позитивное содержание диалектически понятого редукционизма.

Единство мира и принцип субстанциональности. Взаимосвязь макро- и микропроцессов природы и методов их изучения. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница