8. занимательная физика



Скачать 178.8 Kb.
Дата22.04.2016
Размер178.8 Kb.
8. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА.
8-1. Вы едете на поезде. Вдали показалась радиомачта и «пошла» по полю туда, откуда вы едете.

Вдруг это движение прекрати­лось, как будто поезд остановился. А ведь на самом деле он все

так же быстро бежит вперед. Проходит минута, другая... Мачта стоит — и ни сместа.

Почему?
8-2. Человек, смотря на компас, шагает всё прямо и прямо, в ту сторону, куда указывает

тёмным концом магнитная стрелка. Он «идёт по компасу» на север к полюсу. Придёт ли

он к северному географическому полюсу.


8-3. Где на земле тела легче всего?
8-4.У вас в руках два совершенно одинако­вых на вид металлических бруска; один — магнит, а

второй — обыкновенное железо. Определите, какой из брусков магнит?


8-5.На одну чашку весов поставлено ведро, до краев наполненное водой. На другую — точно такое же ведро, тоже полное до краев, но в нем плавает кусок дерева. Какое ведро перетянет?
8-6. В каждом сосуде налито одинаковое количество одной и той же

воды, стенки одной толщины и из одного и того же материала – стеклаю

Площадь основания первого сосуда равна площади "крышки" второго и

наоборот. Сверху сосуды открытые. Какой из сосудов перевесит на весах?


8-7. Вы собрались завтракать и налили в стакан кофе. Но вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать,чтобы при вашем возвращении кофе был горя­чее: налить в него молоко сразу перед уходом или после, когда вы вернетесь, и почему?
8-8. Когда за доброе дело правитель страны решил наградить умного человека, тот пожелал взять столько золота, сколько весит слон. Но как же взвесить слона?

В те вре­мена не было таких весов.


8-9.Ведро, доверху налитое водой, висит на безмене

Показание безмена 12 кг. Что будет показывать безмен,

если в ведро опущен железный шар весом 2 кг,

подвешенный на нити? Если тот же шар лежит на дне?

Если шар подвешен на нити, прикрепленной к безмену?

8-10.Представьте себе: необходимо, пользуясь только

масштабной линейкой, опре­делить объем бутылки (с

круг­лым, квадратным или прямо­угольным дном), которая

час­ти наполнена водой. Дно бутылки предполагается

плоским. Выливать или доливать воду не разрешается.
8-11.Просыпав немного соли на стол, шутник добавляет к ней еще и молотого перца. Вся хитрость, говорит он друзьям, состоит в том, чтобы отделить перец от соли, не прикасаясь ни к тому, ни к другому.


8-12.Стакан и бутылка. Как из этой бутылки налить в

стакан воду, не вы­нимая пробки и не наклоняя бутылки?


8-13.Флаг на воздушном шаре. Воздушный шар уносится непрерывным ветром в южном направле­нии. В какую сторону развиваются при этом флаги на его гондоле?
8-13.Шум леса. Как вы думаете, одинаково ли шумят хвойные и лиственные леса?
8-14.Как повалить бетонную стену? Предположим Вам надо повалить бетонную стену длиной в 20 метров, высотой в 3 метра и весом в 3 тонны. Как вы выполните эту задачу, если в вашем распоря­жении нет абсолютно никаких инструментов?
8-15.Взвешивание под водой. На обыкновенных чашечных весах лежат: на одной чашке - булыжник, весящий ровно 2 кг, на другой - желез­ная гиря, весящая так же 2 кг. Весы осторожно опустили под воду. Остались ли чашки в равновесии?

8. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА. ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ.
8-1.Радиомачта «остановилась» потому, что железнодорожный путь в том месте, где в это время проходил поезд, изгибался в виде дуги, центром которой являлась мачта.

8-2. Обычно думают, что человек должен был, в конце концов прийти на северный

географический полюс. А на самом деле он прибыл на остров Сомерсет,

расположенный на северной оконечности Северной Америки, где находится

северный магнитный полюс земли.



8-3. Легче всего тела будут на экваторе. Паровоз, весящий в Москве 1600 тонн,

становится по при­бытии в Архангельск на 160 килограммов тяжелее, а в Одессе — на

столько же легче. Главным образом похищает вес паровоза центробежная сила; она

умень­шает вес всякого тела близ экватора на 1/290 долю по сравнению с весом того

же тела у полюсов. А так как поверхность Земли там несколько дальше от центра

планеты, то это еще немного уменьшает вес предметов близ экватора. В общей

сложности потеря веса на экваторе достигает 1/200 доли по сравнению с весом того

же тела на полюсе.



8-4. Если приблизить оба бруска концами друг к другу, они станут притягиваться (рис. 1),

но выяснить, который из них магнит, пока не удастся.

Тогда попробуем приставить один брусок

перпендикулярно к середине другого. Если первый из

них — магнит, он притянет вто­рой брусок (рис. 2).

И наоборот. Если первый брусок — обычное железо,

оно не притянет вто­рой брусок (рис. 3).

Объяснение простое: маг­нит прямоугольной формы в центре почти ней­трален — вся сила

притяжения сосредоточена на его концах, иначе говоря, на полюсах.

8-5.Оба ведра имеют одинаковый вес. Во втором ведре, правда, воды меньше, нежели в первом, потому что плавающий кусок дерева вытесняет некоторый ее объем. Но, по законам физики, всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью ровно столько жидкости (по весу), сколько весит все это тело. Вот почему весы и должны оставаться в равновесии.

8-6. Правый, так как суммарный вес стекла больше из - за основания сосуда.

8-7.Скорость охлаждения пропорциональна разности температур нагретого тела и

окружающего воздуха. Поэтому следует сразу несколько охладить кофе, влив в него молоко, чтобы дальнейшее остывание происходило медленнее.



8-8.Надо поместить слона в лодку, затем отметить по борту уровень воды. Когда слона вывели из лодки, осталось только поместить туда золото.

8-9.А — 12 кг ( вес ведра с водой минус вес воды, вытесненной шаром, плюс вес объема воды, равного объему шара). Б и В — 13,75 кг (вес ведра с водой минус вес воды, вытесненной шаром, плюс вес шара).

8-10.Дно бутылки, по условию, име­ет форму круга или квадрата,

или пря­моугольника, то его площадь легко мож­но определить

при помощи одной толь­ко масштабной линейки. Обозначим

площадь дна через S. Измеряем высоту h1 жидкости в бу­тылке.

Тогда объем той части бутылки, которую занимает вода, равен

sh1. Опрокидываем бутылку вверх дном и измеряем высоту h2

ее части от уровня воды до дна бутылки. Объем этой части

бутылки будет равен sh2. Остальную часть бутылки занимает

вода, объем которой уже определен — он равен sh1. Отсюда

следует, что объем всей бутылки равен: sh1+ sh2 = s(h1 + h2)

8-11.Возьмите расческу и несколько раз энергично проведите ею по волосам.
После этого поднесите к насыпанному поверх соли перцу. Далее про­изойдет
настоящее чудо: все перчинки отделятся от соли и пристанут к наэлектризованной расческе!

8-12.Необходимо сильно подуть в трубку, потом зажать ее пальцем и, подставив стакан, отпустить. Усилившееся давление в бутыл­ке заставит воду подняться по трубке вверх и вылиться в стакан.

8-13.Шар, уносимый воздушным течением, находится по отно­шению к окружающему воздуху в покое; поэтому флаги не станут развиваться на ветру ни в какую сторону, а будут свисать, вниз, как в безветрие.

8-13.Шум ветра в лесу меняется в зависимости от породы деревьев. Сосны и ели разбивают ветер на вихри, следующие один за другим очень часто; при этом получается свистящий звук, имеющий очень высокий тон. В лиственном лесу посто­янно стоит шум, потому что широкая поверхность листьев разбивает ветер на небольшие струйки. Листья, дрожа, трутся друг о друга, шелестят. Весной, когда листья молодые и нежные, шелест их мягок; грубеет он осенью, когда листья становятся более жесткими.

8-14.Такая стена, при таком весе и заданных размерах, будет иметь толщину лишь около 2 сантиметров и легко может быть повалена рукой.

8-15.Каждое тело, если погрузить его в воду, ста­новится легче: оно "теряет" в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Булыжник весом

в 2 кг занимает больший объем, чем 2-х килограммовая железная гиря, потому, что материал камня легче железа. Значит, бу­лыжник вытеснит больший объем воды, нежели ги­ря, и по закону Архимеда потеряет в воде больше ве­са, чем гиря. Следовательно, весы под водой накло­нятся в сторону гири.



9. ИГРЫ.
9- 1. Поезд Б приближается к станции желез­ной дороги,но

его нагоняет идущий бы­стрее поезд А, который необходимо

про­ пустить вперед. У станции от главного пути отходит

боковая ветка, куда можно отвести на время вагоны с

главного пути, но ветка эта на­столько короткая, что на ней

не помещается весь поезд Б.

Как все-таки пропустить поезд А вперед?
9-2.Есть пирамидка из 4 дисков. Нужно перенести все

Диски с оси А на ось Б используя промежуточную

вспомогательную ось С, руководствуясь 2 правилами:

1) за один ход можно переносить только один диск

2) нельзя на меньший диск класть больший

Сколько минимально ходов нужно сделать, что бы

решить её?

.

9-3. П — это паровоз, А и Б — вагоны на за­пасных путях.

В тупике Т может помес­титься только паровоз или всег

один ва­гон. Ваша задача — поменять вагоны А и Б местами

и вернуть на прежнее место парово­зик, причем наименьшим

числом перестановок

.

9-4.По одноколейному железнодорожному пути движутся навстречу друг другу два

поезда, состоящие каждый из паровоза и девяти вагонов. Они должны разъехаться

на станции, около которой путь разделяется на две отдельные ветки, снова

соединяющиеся на противоположном конце в одну линию. На каждой ветке может

поместиться или 5 вагонов, или паро­воз и 4 вагона. Как разъехаться поездам, чтобы про­

должать свой путь?



9-5. По узкой улочке едет на машине боль­шой босс. Впереди и позади едут машины охраны. Вдруг показались другие три ма­шины такого же босса с охраной. Улочка так узка, что разъехаться невозможно. Однако в ме­сте встречи есть небольшая подворотня, где поме­щается только одна машина. Как разъехаться двум боссам, чтобы двигаться дальше в том же порядке?



9-6. Поменять расположение кружочков, если каждый из них

может: 1) ходить только вперёд на одну клетку

2) перепрыгивать только через один кружочек




9-7. Поменять расположение кружочков, если каждый из них

может: 1) ходить только вперёд на одну клетку

2) перепрыгивать только через один кружочек



9-8. Поменять расположение кружочков, если каждый из них может:

1) ходить только вперёд на одну клетку

2) перепрыгивать только через один кружочек



9-9. 10 палочек расположить,

как указано на рисунке.



Правило игры: каждая палочка за один ход может перепрыгивать только через 2 палочки
9-10.Передвигая за один ход по одной монетке,

поменяйте 50 копеек и 1 копейку.



9-11.Двое по очереди ломают шоколадку 6 × 8. За ход разрешается сделать прямолинейный разлом любого из кусков вдоль углубления. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.
9-12.Имеется три кучки камней: в первой – 10, во второй – 15, в третьей – 20. За ход разрешается разбить любую кучку на две меньшие; проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.
9-13.Числа от 1 до 20 выписаны в строчку. Игроки по очереди расставляют между ними плюсы и минусы. После того, как все места заполнены, подсчитывается результат. Если он четен, то выигрывает первый игрок, если нечетен, то второй.
9-14.Двое по очереди ставят ладей на шахматную доску так, чтобы ладьи не били друг друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.
9-15.На доске написаны 10 единиц и 10 двоек. За ход разрешается стереть две любые цифры и, если они были одинаковыми, написать двойку, а если разными – единицу. Если последняя оставшаяся на доске цифра – единица, то выиграл первый игрок, если двойка – то второй.
9-16.На доске написаны числа 25 и 36. За ход разрешается дописать еще одно натуральное число – разность любых двух имеющихся на доске чисел, если она еще не встречалась. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.
9-17.Двое по очереди кладут пятаки на круглый стол, причем так, чтобы они не накладывались друг на друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

9-18.Двое по очереди ставят слонов в клетки шахматной доски так, чтобы слоны не били друг друга. (Цвет слонов значения не имеет). Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

9-19.Имеется две кучки камней – по 7 в каждой. За ход разрешается взять любое количество камней, но только из одной кучки. Проигрывает тот, кому нечего брать.
9-20.Двое по очереди ставят коней в клетки шахматной доски так, чтобы кони не били друг друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.

9-21.Двое по очереди ставят королей в клетки доски 9 × 9 так, чтобы короли не били друг друга. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.
9-22.На окружности расставлено 20 точек. За ход разрешается соединить любые две из них отрезком, не пересекающим отрезков, проведенных ранее. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.
9-23.У ромашки а) 12 лепестков; б) 11 лепестков. За ход разрешается оторвать либо один лепесток, либо два рядом растущих лепестка. Проигрывает тот, кто не может сделать хода.
9-24.Двое по очереди ставят крестики и нолики в клетки доски 9 × 9. Начинающий ставит крестики, его соперник – нолики. В конце подсчитывается, сколько имеется строчек и столбцов, в которых крестиков больше, чем ноликов – это очки, набранные первым игроком. Количество строчек и столбцов, где ноликов больше – очки второго. Тот из игроков, кто наберет больше очков, побеждает.
9-25.Ладья стоит на поле a1. За ход разрешается сдвинуть ее на любое число клеток вправо или на любое число клеток вверх. Выигрывает тот, кто поставит ладью на поле h8.
9-26.Имеются две кучки конфет: в одной – 20, в другой – 21. За ход нужно съесть одну из кучек, а вторую разделить на две не обязательно равных кучки. Проигрывает тот, кто не может сделать ход.
9-27.Игра начинается с числа 60. За ход разрешается уменьшить имеющееся число на любой из его делителей. Проигрывает тот, кто получит ноль.

10. ИГРЫ. ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ.
9-1.Поезд Б идет по главному пути и переходит весь за начало боковой ветки. Затем noeзд Б идет задним ходом на это ответвление и оставляет там столько вагонов, сколько умеща­ется, а остальная часть поезда Б вместе с паро­возом уходит опять вперед, за начало ветки. Затем пропускают поезд А и, как только он весь пройдет за начало ветки, к последнему вагону прицепляют оставшиеся на ветке ваго­ны поезда Б, а поезд А сводит эту часть поезда Б с ветки вперед. Затем поезд А пускают на­зад, влево от начала ветки, и оставляют там вагоны от поезда Б. В это время другая часть поезда Б (с паровозом) идет задним ходом и становится на ветку, открывая свободный путь для поезда А. Он мчится дальше, а паро­воз поезда Б с несколькими передними ваго­нами опять выходит на главный путь, прицеп­ляет стоящую влево от начала ветки часть своего поезда и следует за поездом А.
9-2. Если пирамида содержит n дисков, то количество минимальных ходов будет равно 2 в степени n минус 1, где n - число дисков.



9-3.Сначала паровозик П загоняет вагончик В в тупик Т, потом возвращается за вагончиком А, толкает его к тупику и сцепляет с вагончиком Б, после чего едет направо и тащит вагоны Б и А на правую ветку. Затем паровозик направляется вверх по левой ветке в тупик Т и толкает вагончик А на основной путь» Оставив вагончик Б на правой ветке, парово­зик отправляется за вагончиком А и заталки­вает его на левую ветку. И, наконец, паровозик возвращается на основ­ную колею.

9-4.Оба поезда останавливаются до разъезда. От одного из них (например, левого) отцепляют последние 5 вагонов, а паровоз с остав­шимися четырьмя вагонами входит на одну из веток; другой поезд (правый) по свободной ветке подходит к отцепленным от первого пяти вагонам, которые к нему прицепляются, и продвигается вперед (влево). Первый поезд продвигается вперед как можно дальше. Второй дает задний ход и продвигается направо до тех пор, пока прицепленные к нему вагоны не станут на ветку: после этого их отцепляют, и поезд, продвинувшись еще далее направо задним ходом, переезжает затем по свободной ветке в противоположную сторону (конечно, уже передним ходом). Остается сцепить стоящие на ветке 5 вагонов с первым поездом и каждому продолжить свой путь.

9-5. Машины Б и В отходят назад, А входит в под­воротню, Г, Д и Е проезжают мимо А; тогда А выезжает на улицу и едет своей дорогой, Е, ,Д и Г отступают на прежнее место (налево); тогда с Б повторяется все, что делалось с А. Таким же образом проходит и В, и все машины едут своей дорогой и в том же порядке.

9-6.Условие



9-7.Условие




9-8.





9-9.


9-10.Сначала передвиньте все монеты по часовой стрелке, чтобы монета в 50 копеек оказалась в левом верхнем углу (рис. А). Затем сдвигаем 1 копейку, 5 копеек и 10 копеек по часовой стрелке так, чтобы 1 копейка оказалась в правом нижнем углу. Для этой перестановки исполь­зуйте только 4 нижних квадрати­ка (рис. Б). Потом передвинем 10 копеек, 50 копеек и 25 копеек по часовой стрелке,используя только верхние 4 квадратика, чтобы монеты заняли такое же положение, как на рис. В. Наконец, передвиньте все монеты по часовой стрелке на один квадратик, и головоломка решена!



9-11.Основное соображение: после каждого хода количество кусков увеличивается ровно на 1. Сначала был один кусок. В конце игры, когда нельзя сделать ни одного хода, шоколадка разломана на маленькие дольки. А их 48! Таким образом, игра будет продолжаться ровно 47 ходов. Последний, 47-й ход (так же, как и все другие ходы с нечетными номерами) сделает первый игрок. Поэтому он в этой игре побеждает, причем независимо от того, как будет играть.

9-12.После каждого хода количество кучек увеличивается на 1. Сначала их было 3, в конце – 45. Таким образом, всего будет сделано 42 хода. Последний выигрывающий 42-й ход сделает второй игрок.

9-13.Четность результата не зависит от расстановки плюсов и минусов, а зависит только от количества нечетных чисел в первоначальном наборе. Так как в данном случае их 10 (т.е. четное число), то выигрывает первый игрок.

9-14.После каждого хода и количество вертикалей, и количество горизонталей, на которые можно поставить ладей, уменьшается на 1. Поэтому игра будет продолжаться ровно 8 ходов. Последний, выигрышный ход будет сделан вторым игроком.

9-15.Четность числа единиц на доске после каждого хода не меняется. Поскольку сначала единиц было четное число, то после последнего хода на доске не может оставаться одна (нечетное число!) единица. Поэтому выигрывает второй игрок.

9-16.В процессе игры (сравните с алгоритмом Евклида) обязательно будет выписан наибольший общий делитель исходных чисел. Следовательно, будут выписаны и все числа, кратные ему, не превосходящие большего из исходных чисел. В нашем случае НОД равен 1. Поэтому будут выписаны все числа от 1 до 36. Таким образом игра будет продолжаться 34 хода (два числа были написаны сначала), и выигрывает второй игрок.

9-17.В этой игре выигрывает первый, независимо от размеров стола! Первым ходом он кладет пятак так, чтобы центры монеты и стола совпали. После этого на каждый ход второго игрока начинающий отвечает симметрично относительно центра стола. Отметим, что при такой стратегии после каждого хода первого игрока позиция симметрична. Поэтому если возможен очередной ход второго игрока, то возможен и симметричный ему ответный ход первого. Следовательно, он побеждает.

9-18.Решение задачи легко провести, применяя осевую симметрию шахматной доски. За ось симметрии можно взять прямую, разделяющую четвертую и пятую горизонтали. Симметричные относительно нее поля имеют разный цвет, и, тем самым, слон, поставленный на одно из них, не препятствует ходу на другое. Итак, в этой игре выигрывает второй игрок.

9-19.В этой игре второй игрок побеждает при помощи симметричной стратегии: каждым своим ходом он должен брать столько же камней, сколько предыдущим ходом взял первый игрок, но из другой кучки. Таким образом, у второго игрока всегда есть ход.

9-20.Выигрывает второй. Можно использовать и центральную, и осевую симметрию

9-21.Выигрывает первый. Первый ход в центр доски, а затем – центральная симметрия.

9-22.Выигрывает первый. Первым ходом он проводит хорду, по обе стороны от которой расположено по 9 вершин. После этого, на каждый ход второго он отвечает аналогичным ходом по другую сторону от этой хорды.

9-23.В обоих пунктах выигрывает второй игрок. Независимо от хода первого игрока, второй может после своего хода оставить две одинаковые по длине цепочки лепестков. Дальше – симметрия.

9-24.Выигрывает первый. Первым ходом он ставит крестик в центральную клетку. Затем после каждого хода второго игрока первый ставит крестик в центрально-симметричную клетку.

9-25.В этой игре побеждает второй игрок. Его стратегия очень проста: каждым своим ходом он возвращает ладью на большую диагональ a1—h8. Объясним, почему, играя так, второй игрок выигрывает. Дело в том, что первый игрок каждый раз вынужден будет уводить ладью с этой диагонали, а второй игрок после этого будет иметь возможность вернуть ладью на линию a1—h8. Так как поле h8 принадлежит диагонали, то на него сумеет встать именно второй игрок.

9-26.Выигрывает первый игрок. Выигрышными являются позиции с двумя нечетными кучками. Первый ход – сьесть кучку из 21 конфеты и разделить кучку из 20 конфет на любые две нечетные кучки.

9-27.В этой игре выигрывает тот, кто получит единицу. Побеждает первый. Выигрышными позициями являются нечетные числа.





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница