7 класс Раздел «Музыкальный образ» 1 четверть (9 часов)



Скачать 172.07 Kb.
Дата07.05.2016
Размер172.07 Kb.
7 класс Раздел «Музыкальный образ» 1 четверть (9 часов)

п/п №

Тема урока

Цели

Содержание

Новые понятия

Оборудование

Кол – во часов

1.

Введение в тему четверти «Музыкальный образ»

Образ войны и мира.



Познакомить детей с понятием «Музыкальный образ».

Опера «В . и М.» С. Прокофьева, -Вальс,

-Ария Кутузова,

Песня «Дороги» А. Новикова.

А. Александров «Священная война».





«Музыкальный образ»

Ария


Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия ., магнитофон. Муз.инструмент.

Портрет С.С. Прокофьева.



1 час



2.

«Образы военных воспоминаний»

Доказать на примерах произведений, что муз. образ может включать в себя одну или несколько мелодий .

«Священная война» А. Александров, ст. В. Лебедев – Кумач.

Песня «Дороги» А. Новикова.




.
Вальсовые интонации


Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия ., магнитофон. Муз.инструмент.

Портрет С.С. Прокофьева



1 час

3.

«Драматический музыкальный образ»

Раскрыть характерные особенности драматических музыкальных образов.

Ф. Шуберт песня – баллада «Лесной царь»
«Шарманщик» Ф Шуберт, ст. Мюллера

Песня – баллада.

«Баллада о гитаре и трубе» слова – Ю. Левитанского;

Муз. Я. Френкеля


Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия 1 кл., магнитофон. Муз.инструмент.

Портрет Ф.Шуберта, И. В. Гёте



1 час

4.

«Песенно – танцевальные образы»


Показать примеры разнохарактерных хороводов.

Р.н.п. «Милый мой хоровод»

Р.н.п. «Со вьюном я хожу» Болеро М. Равеля.

Болеро стих – е Н. Заболоцкого


Канон

Учебник – тетрадь,

Хрестоматия .портрет Магнитофон, аудиокассеты, хрестоматия, портрет М. Равеля , Н. Заболоцкого.



1 час

5.

«Образ страдания»


Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли.

Прелюдия №4 ми – бемоль мажор А. Скрябина.

Этюд №12 ре – диез минор для фо-но А. Скрябин.




прелюдия

Аудиокассеты,

Магнитофон,

Хрестоматия

Портрет А. Скрябина, учебник – тетрадь.



1 час

6.

« Образ покоя»

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения. (одночастная форма)

С. Рахманинов «Островок»

Стихи К. Бальмрнта (из Шелли)

Весенние воды. С. Рахманинов ст. Ф. Тютчева.

«Песня туристов» из оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»



-одночастная форма

Учебник тетрадь, хрестоматия, аудиокассеты, магнитофон. Метод. пособие. Репродукции картин:

- А. Рылов «В голубом просторе»

-В. Борисов – Мусатов «У водоёма»

Портреты Ф. И. Тютчева, Рахманинова .




1 час.

7.

«Образ движения»

Формировать у учащихся понятие о музыкальном образе – как образе движения, развития.

М. И. Глинка «Попутная песня»

Н.А. Римский –Корсаков «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» , «На тройке» П. И. Чайковский из цикла «Времена года». «Тройка « Г. Свиридова



.-мелодия,

Аккомпанемент.



Учебник тетрадь, хрестоматия, аудиокассеты, магнитофон. Метод. пособие. Иллюстрации И. Билибина к «сказке о царе Салтане» А Пушкина , портреты: Глинки, Чайковского, Римск.- Корс. , Пушкина. Повесть «Метель» - отрывки.

1час

8.

«Образы героизма и борьбы »

На примерах музыкальных произведений показать, как в музыке из нескольких муз. образов рождается один – образ героя.

Содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к родине.



Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена

«Песня Клерхен» из музыки к трагедии И. В. Гёте «Эгмонт»



Увертюра

Магнитофон, аудиокассеты, хрестоматия, портрет Л. В. Бетховена , И. В. Гёте. Отрывки трагедии Гёте.

1 час.

9.

« Образы народной жизни »

Расширить представление о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания.

Венгерская рапсодия №2 Ф. Лист

Романс Женьки (Жди меня) «Песня туристов» из оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие»



Рапсодия


Магнитофон, хрестоматия, портрет М. Равеля , Н. Заболоцкого.

1 час.



7 класс РАЗДЕЛ «Музыкальный образ» 2 четверть (7 часов)




ТЕМА УРОКА

ЦЕЛЬ УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ

НОВЫЕ ПОНЯТИЯ

оборудование

Кол-во часов

1.

«Изобразительные музыкальные образы»

Познакомить ребят с творчеством литовских композиторов.

Доказать важность изобразительности в музыкальных образах



«Деревянная лошадка» Б. Дварионас

«В путь» В Лаурушас

Песня «Звездопад» А. Пахмутовой





Хрестоматия, аудиокассеты, магнитофон. Метод. пособие. Портреты композиторов.

1 час



2.

«Музыкальные образы в авторской песне»

Познакомить ребят с авторской песней, её возникновением. На примерах ярких представителей авторской песни, определить музыкальные образы

Песни Б. Окуджавы,

Ю. Визбора.

В. Высоцкого.

Песня о дружбе – А. Галича;

Как здорово.. – О. Митяева


Барды

Авторская песня



Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия, магнитофон. Муз.инструмент. портреты бардов

1 час

3.

«Романтические образы»

Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях на примере вальсов Шопена. Познакомить с биографией композитора. Рассказать о романтизме в музыке.

Ф. Шопена:

-вальс №6 ре –бемоль мажор – «Вальс – минутка»

-вальс №7 до – диез минор

Этюд №12 до минор ФФ. Шопен.



Романтизм


Изображение муз. Инструментов.

Видео и аудио записи фрагментов.



1 час.

4.

«Разнообразие образов в музыке И. С. Баха»

Научиться определять развитие образа в произведениях, если известна его форма. Познакомить с биографией И. С. Баха..

дать понятия фуга, полифония. Развивать чувственное восприятие мира.



Фуга ля минор для органа. И. С. Бах.

Высокая месса си минор. Баха


Песня «Звездопад» А. Пахмутовой

Фуга

-месса



Аудиозаписи, картины,

Портреты, муз. Инструмент.



1 час

5.

«Разнообразие музыкальных образов»

Показать связь ритма с другими элементами музыкального языка.

Болеро – М. Равеля

Симфония №7 (Ленинградская) Д Шостаковича.1ч. Эпизод нашествия.

Песня «Прогулка» И Кружкова.


Болеро

Кульминация



Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия. магнитофон. Муз.инструмент. Портреты: Шостаковича, М. Равеля.

1час

6.

«Образ грусти»

Познакомить с творчеством финляндского композитора. Формировать понятия образа развивающейся грусти, тоски, печали.

Я. Сибелиус. Из музыки к пьесе Ярнефельта «Куолема» - «Грустный вальс»
Песня «Прогулка» И Кружкова






Аудио кассеты, метод. пособия, хрестоматия, магнитофон. Муз.инструмент.

1час

7.

Обобщающий урок полугодия

Закрепить приобретённые знания по изученному материалу. Уметь определять музыкальные образы через средства музыкальной выразительности.

Использовать на уроке пройденный материал для прослушивания и исполнения.

Закрепление и повторение понятий.

Муз. Инструмент, портрет Чайковского,

Аудио и видео кассеты.



1час.

7 класс Раздел «Музыкальная драматургия» 3- четверть (10 часов)




Тема урока

Цель

Содержание

Новые понятия

Оборудование

Кол- во часов

1.

2.

3.


Введение в тему четверти «Музыкальная драматургия»

Развитие музыкального образа

«Жизнь музыкальных образов в музыкальных произведениях»


«Образы противоборства»


Формировать у учащихся представление о музыкальной драматургии.


Формировать представление у учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере Увертюры «Руслан и Людмила» М. И. Глинки


Показать, каким образом в увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения.


увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

«Песни наших отцов»Я. Дубравина

-увертюра к опере «Руслан и Людмила»

-Отрывки из поэмы А Пушкина «Руслан и Людмила»
«Песни наших отцов»Я. Дубравина

-Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена

_-«На братских могилах» В. Высотского, «Баллада о солдате» В. Соловьёва –Седого, «До свидания мальчики» Б. Окуджавы

Музыкальная драматургия.

Развитие

-увертюра,

-экспозиция,

-разработка

- реприза

-кода.


- увертюра,

-экспозиция,

-разработка

- реприза

-кода.


Муз. инструмент,

Аудиокассеты,

Метод. Пособия.

Портрет М. И. Глинки


Муз. инструмент,

Аудиокассеты,

Метод.пособия,

Портрет М. И. Глинкиё

Портрет Л. Бетховена.

Слова песен.



1 час

4.

«Контрастные образы добра и зла»

Показать сопоставление образов в музыкальной драматургии и расширить представление учащихся о венгерской и советской музыке.

-Ф. Лист «Венгерская рапсодия №2»

А. Эшпай «Венгерские напевы»


«Баллада о солдате» В. Соловьёва – Седого.

-рапсодия,



Портреты композиторов:

-Ф. Лист


-А. Эшпай

Кассеты, муз, инструмент.



1 час

5.

«Жизнь музыкальных образов в одном произведении»

Осознание общего и контрастного в произведении Тактакишвили «По следам Руставели»

«Сегодня умер Руставели» фрагмент из оратории «По следам Руставели» Отара Тактакишвили.
«Баллада о солдате» В. Соловьёва – Седого.


- оратория

Портрет О. Тактакишвили.

Кассеты, муз, инструмент.


1 час

6

«Образы патриотизма и справедливости»

Расширение художественных представлений учащихся о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии.

Симфония №7 (Ленинградская) Шостаковича. «Священная война» А. Александрова. Песня Д. Тухманова «День Победы»

_-«На братских могилах» В. Высотского, «Баллада о солдате» В. Соловьёва –Седого, «До свидания мальчики» Б. Окуджавы

«Счастье» Кабалевского


Кульминация,

-симфония



Портрет Шостаковича,

Слова песен, видео ряд слайдов о войне.

Муз. иструмент, муз. пособия.


1 час

7.

«Образы народной жизни»

Формировать у ребят образы национальной независимости, трепетное отношение к своей Родине. Переплетение чувств –это и есть драматургия.

М. Огинский «Полонез ре – минор» (Прощание сРодиной)

Ф. Шопен «Полонез ля – мажор»


«Счастье» Кабалевского

- полонез

Муз. инстр., фонозапись, метод., пособия.

Портреты М. Огинского,

Ф. Шопена.


1 час

8.

«Контраст музыкальных образов»

Формировать понятие «Симфония». Подчеркнуть глубину человеческих чувств.

Симфония №40 В. Моцарта
«А нам нужна одна Победа» Б. Окуджавы

-симфония,



Портрет Моцарта,

Муз инструмент, магнитофон, фонозапись и т. д.



1 час

9.

«Контраст музыкальных образов»

Формировать понятие «Симфония». Подчеркнуть глубину человеческих чувств.

Симфония №40 В. Моцарта
«Нам нужна одна Победа» Б. Окуджавы

симфония,

Портрет Моцарта,

Муз инструмент, магнитофон, фонозапись и т. д.



1 час

10.

Обобщающий урок четверти «Музыкальная драматургия»

Вспомнить и закрепить основные знания , умения и навыки получившие в течение четверти.

Беседа и работа на выбор учителя и учащихся.



Повторить все изученные понятия

Портреты композиторов.

Муз. инстр., фонозапись, метод., пособия.





1 час


7 класс Раздел «Музыкальная драматургия» 4 - четверть (8 часов)



Тема урока

Цель

Содержание

Новые понятия

Оборудование

Кол- во часов

1.

2.


«Жизнь музыкальных образов»

«Драматургия контрастных

сопоставлений»


Закрепление и углубление понятия – сонатная форма, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей и т. д.

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии. Добиться осмысления её образов.



Э. Григ «Соната для виолончели с фо-но 1-я часть.

«Школьный корабль» Г. Струве.

Увертюры «Р. И Л.», «Эгмонт» (Фрагменты)

-увертюра -фантазия к опере «Ромео и Джульетта» П. Чайковского




Соната,

Сонатная форма.

Экспозиция, разработка, реприза

балет


-увертюра

Муз. инструмент,

Аудиокассеты,

Метод. Пособия.

Портрет Э. Грига

Муз. инструмент,

Аудиокассеты,

Метод. Пособия.

Портрет П. И. Чайковского


1 час

1 час


3.

«Образы любви и вражды»

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии. Добиться осмысления её образов

-увертюра -фантазия к опере «Ромео и Джульетта» П. Чайковского


-сонатная форма,

- программное произведение



Муз. инструмент,

Аудиокассеты,

Метод. Пособия.

Портрет П. И. Чайковского



1 час

4.

« А Значит нам нужна одна Победа!..»

Показать мужество и героизм русского народа в годы ВОв

Симфония №7 (Ленинградская) Шостаковича. «Священная война» А. Александрова. Песня Д. Тухманова «День Победы»

_-«На братских могилах» В. Высотского, «Баллада о солдате» В. Соловьёва –Седого, «До свидания мальчики» Б. Окуджавы

«Счастье» Кабалевского





Портрет Д. Шостаковича

Муз. инструмент, метод Пособия.

Слайды ВОв


1 час

5.

«Образы русской духовной музыки»

Познакомить ребят с жанром молитвы. Сопоставить произведения Березовского и Моцарта.


Березовский «Не отвержи мене во время старости»

Лакримоза из «Реквиема» Моцарта

Б. Окуджава «Молитва»


Хоровой концерт

реквием


Муз. инструмент, магнитофон, портреты Березовского , Моцарта.

1 час

6.

«Драматургия музыкального образа»

Определить драматургию балета «Золушка»

Проследить развитие музыкального образа юной Золушки.



Балет С. Прокофьева «Золушка»

(вальс, полночь)

Город золотой муз. Ф. Да Милано, Обработка Б. Гребенщикова


Балет

Интонационное развитие

Драматическое развитие


Муз. инстр., фонозапись, метод., пособия. Портрет П. И. Чайковского.

1 час

7.

«Драматургия музыкальных образов»

Закрепить и углубить понятие сонатная форма. Её основной принцип – столкновение или сопоставление двух музыкальных образов, вступающих в конфликт.

Симфоническая картина «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» ( сопоставление 2 х муз образов –русского и татарского)


Повторение всех понятий

Портрет Римского – Корсакова.

Муз. инструмент,

Аудиокассеты,

Метод. Пособия.




1 час

8.

«Обобщающий урок полугодия»

Закрепить понятие музыкальная драматургия – это развитие самой жизни.

Увертюра «Р. и Л.» М. Глинки

-Увертюра»Эгмонт» Бетховена

-Соната Э. Грига и т. д.


Повторение всех понятий

Муз. инструмент,

Аудиокассеты,



Метод. Пособия.


1 час


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница