6. Другие переводы



страница1/2
Дата01.05.2016
Размер0.64 Mb.
  1   2

6. Другие переводы

Оглавление




Возвращение Одиссея
Лея Гольдберг. Плач Одиссея ...................................................... 2

Хаим Гури. Одиссей ....................................................................... 3

Натан Ионатан. Если б песней печальною быть ...................... 4

Популярные израильские песни
Номи Шемер. Йерусалим златой ................................................ 6

Номи Шемер. И всё это ................................................................. 7

Авигдор Амейри. Смотрю с вершины Ар-ацофим ................. 9

Зельда. Есть у каждого имя ......................................................... 10

Шломо Йидов / Меир Ариэль. Вечер сгустился синий .......... 11

Шломо Йидов. Мне снятся сны на испанском ........................ 14

Яков Фихман. Караван в пустыне (Направо, налево) ........... 15

Яков Фихман. Легенда (У берега Кинерета) ............................ 16

Яков Фихман. Парус ..................................................................... 16

Яков Фихман. Рука коснулась .................................................... 17
Стихотворения Хаима Гури
Кипарисы ........................................................................................ 18

Пальмы ............................................................................................ 19
Стихотворения Дана Пагиса
Новый любовник .......................................................................... 19

Мозг (1-18) ...................................................................................... 20

Возвращение Одиссея





Лея Гольдберг

Из книги « О цветении»



Плач Одиссея
В Аид Одиссей сошёл, устав от скитаний,

Увидеть своих друзей, мечом поражённых.

Их тени бесплотные он встречает у входа,

Тиранит память его крик их предсмертный…

Как пали герои!
Всадник с конём полегли на поле боя,

В чёрном потоке их кровь слилась едином

С жалобным голосом вдов, с бряцаньем меди,

С грохотом рухнувших стен, с сиротским плачем.

Гóре несчастным очам, что смерть узрели,

Гóре безмолвным устам, «воды!» просящим!..

Как пали герои!
Запахом тленья влеком кружит стервятник,

Между умерших живой – стократ одинок он.

В мрачном Аиде у вас прошу прощенья:

Лопнули брони и мы бежали, спасаясь.

Знаком позора на лбу моём – гибель друга,

Знаком позора на лбу каждый живой помечен.

Тиранит память мою крик ваш предсмертный…

Как пали герои!

1948
Перевод Адольфа Гомана, 2004г.

Хаим Гури




Одиссей




И, придя, он увидел не город родной –


Море, рыб, на медлительных волнах плавучие травы

И уставшее солнце у кромки небесного свода.
«Видно, вновь я ошибся дорогой», - устало решил Одиссей

И вернулся на тот перекрёсток, с которого посуху есть

Путь от ближнего города в город, откуда он родом.
Так, усталый, тоскуя, он брёл, как во сне.

Те, кого он встречал, говорили по-гречески странно:

Знать, угасли слова, что, как снедь, взял когда-то с собою

в походы.
Те, кого он встречал, не дивились ему

И во след не смотрели внимательным взглядом.

Он подумал: «Быть может, я просто проспал все прошедшие годы?»
Жестом он задавал им вопросы. Пытались понять его,

Не приближаясь.

Алый свет фиолетовым стал у краёв небосвода.
Встали взрослые, кликнули разом детей, окруживших его,

Увели их с собой.

И один за другим загорелись в домах огоньки за оградой.
И покрылась росою его голова,

Ощутили касание ветра усталые губы.

Вóды, как Эвриклея-старуха, омыли избитые ноги ему,

Не заметили шрамов, стекли – как положено водам.

Перевод Адольфа Гомана, 2000г.,2007г.

Натан Ионатан




Если б песней печальною быть



Телемах :


Нет, не препятствуй певцу о печальном возврате данаев
Петь – с похвалою великою люди той песне внимают,
Всякий раз ею, как новою, душу свою восхищая.

Перевод В.Жуковского («Одиссея», песнь первая)

После лет, полных рокота волн, полных соли морской и

приливов,

Одиссей возвратился домой.
Воды мóря зима бороздит.


Без друзей: Диамед поражён, пал Аякс - храбрый сын Оилея,

Возле берега спит Ельпенор. Он один лишь богами забыт.

Вот Итака его. Он на берег Итаки сойдёт, нежно к сердцу прижмёт Телемаха,

И распухшей шершавой рукой станет гладить по мокрым

щекам.

Будет плакать на лицах их дождь, на полях и в оливковых

рощах,

На курганы ахейцев падёт и на слипшийся в комья их прах.
Здесь нелёгкая жизнь у людей, а на тихих полях

Радаманта

Только лучшим лежать – без дождей, без туманов и без

холодов.

Ровно веет там ветер морской, ни на миг никогда не

кончаясь,

Много бурь предстоит нам пройти прежде, чем мы туда

попадём.
Там на Адосе все без меня, потому я сегодня печален.

Есть земля посредине морей – град Цирцеи на острове, где

Мы осыпали прахом курган Ельпенора, эллинов обычаю

верны,

И весло мы воткнули в курган – для потомков то памяти

знак.
Пенелопа, супруга моя, ты склонила свой слух к гулу моря.

Между телом голодным твоим и моим – память мёртвых и

лет,

Невсикая в короне волос и Калипсо с печалью во взоре…

Распростёртое тело моё молча лижет морская волна.
Возвращенья печальная песнь.
На одном из данайских судов мы

Возвратимся на остров к себе без друзей, Пенелопа моя.


Сумрак, белый туман – не понять,

то ли вечер сейчас, то ли утро,

То ль над морем сгущается пар,

то ли, может быть, это –

конец.
Если б жить нам на влажных брегах, где ветра нескончаемо

дуют,

Если б песней печальною быть, что под бурею море поёт,

И под рыхлым песком золотым на скалистых угрюмых

утёсах

Иль под чёрным курганом золы спать, белея последним

веслом!

1938

Перевод Адольфа Гомана, 2000г.,2007г.

לאה גולדברג

מן הספר " על הפריחה"

קִינַת אוֹדִיסֵאוּס



שְׂבַע נְדוּדִים יָרַד אוֹדִיסֵאוּס שְׁאוֹלָה

לִדְרוֹשׁ בִּשְׁלוֹם יְדִידִים הֲרוּגִים לְפִי חֶרֶב.

צִלְלֵי רֵעִים חֲלָלִים בֵּרְכוּהוּ בַּשַׁעַר,

זַעֲקַת מוֹתָם וּבִכְיָם אָזְנוֹ זוֹכֶרֶת –

אֵיךְ נָפְלוּ גִבּוֹרִים!
אִישׁ וְסוּסוֹ נָפְלוּ בִּשְׂדֵה הַקֶּטֶל.

דַּם בְּהֵמָה וְאָדָם – פַּלְגֵי שְׁחוֹר נִשְׁפָּכוּ.

קוֹל קִינַת אַלְמָנָה וְצִילְצוּל מַתֶּכֶת

בְּכִי יְתוֹמִים וְנֵפֶץ חוֹמָה נֶהֱרֶסֶת.

אוֹי לְעֵינַיִם קָמוֹת לִקְרַאת הַמָּוֶת,

אוֹי לִשְׂפָתַיִם אִלְמוֹת – "הַשְׁקוּנִי מַיִם!"

אֵיךְ נָפְלוּ גִבּוֹרִים!
עַל צַחֲנָה וְרָקָב מְעוּף הָעַיִט.

בֶּין הַמֵּתִים בּוֹדֵד הַחַי שִׁבְעָתַיִם.

אֶת סְלִיחַתְכֶם בַּקֵשׁ בָּאתִי שְׁאוֹלָה,

כִּי נִשְׁבַּר, נֻפַּץ הַפַּח וַאֲנַחְנוּ נִמְלָטְנוּ.

אוֹת הַקָּלוֹן עַל מִצְחִי מוֹתוֹ שֶׁל רֵעַ,

אוֹת הַקָּלוֹן עַל מִצְחִי חַיַּי מִנֶּגֶד,

קוֹל זַעֲקַת מוֹתְכֶם אָזְנִי זוֹכֶרֶת.

אֵיךְ נָפְלוּ גִבּוֹרִים!

חיים גורי
אוֹדִיסֵס
וּבְשׁוּבוֹ אֶל עִיר מוֹלַדְתּוֹ מָצַא יָם

וְדָגִים שׁוֹנִים וְעֵשֶׂב צָף עַל הַגַּלִּים אִטִּיִּים

וְשֶׁמֶשׁ נֶחֱלֶשֶׁת בְּשׁוּלֵי שָׁמַיִם.
טָעוּת לְעוֹלָם חוֹזֶרֶת, אָמַר אוֹדִיסֵס בְּלִבּוֹ הֶעָיֵף

וְחָזַר עַד פָּרָשַׁת-הַדְּרָכִים הַסְּמוּכָה לָעִיר הַשְּׁכֵנָה,

לִמְצֹא אֶת הַדֶּרֶךְ אֶל עִיר מוֹלַדְתוֹ שֶׁלֹּא הָיְתָה מַיִם.
הָלַךְ עָיֵף כְּחוֹלֵם וּמִתְגַּעְגֵּעַ מְאֹד

בֵּין אֲנָשִׁים שֶׁדִּבְּרוּ יְוָנִית אַחֶרֶת.

הַמִּלִים שֶׁנָּטַל עִמּוֹ כְּצֵידָה לְדֶרֶךְ הַמַּסָּעוֹת, גְּוָעוּ בֵּינְתַיִם.
רֶגַע חָשַׁב כִּי נִרְדַּם לְיָמִים רַבִּים

וְחָזַר אֶל אֲנָשִׁים שֶׁלֹּא תָּמְהוּ בִּרְאוֹתָם אוֹתוֹ

וְלֹא רָקְעוּ עֵינַיִם.
הוּא שָׁאַל אוֹתָם בִּתְנוּעוֹת וְהֵם נִסּוּ לְהָבִין אוֹתוֹ

מִתּוֹךְ הַמֶּרְחַקִים.

הָאַרְגָּמָן הִסְגִּיל וְהָלַךְ בְּשׁוּלֵי אוֹתָם שָׁמַיִם.
קָמוּ הַמְבֻגָּרִים וְנָטְלוּ אֶת הַיְלָדִים שֶׁעָמְדוּ סְבִיבוֹ בְּמַעְגָּל

וּמָשְׁכוּ אוֹתָם. וְאוֹר אַחַר אוֹר הִצְהִיב בְּבַיִת אַחַר בַּיִת.
בָּא טַל וְיָרַד עַל רֹאשׁוֹ.

בָּאָה רוֹחַ וְנָשְׁקָה לִשְׂפָתָיו.

בָּאוּ מַיִם וְשָׁטְפוּ רַגְלָיו כְּאֶבְרִיקְלֵיָה הַזְּקֵנָה.

וְלֹא רָאוּ אֶת הַצַּלֶּקֶת וְהִמְשִׁיכוּ בַּמוֹרָד כְּדֶרֶךְ הַמַּיִם.

נתן יונתן

לּוּ נִחְיֶה בַּשִּׁירָה הַנּוּגָה
טֵלֵמָכוֹס:

אַל נָא תַפְרִיעִי אֶת שִׁיר תְּשׁוּבַת דָנֶאִים הַנּוּגֶה

יַעַן כִּי אוֹתָהּ הַשִּׁירָה חֲבִיבָָה מְאֹד עַל בְּנֵי-אָדָם

וְהָיָה מִדֵּי יִשְׁמָעוּהָ וְהָיְתָה לָהֶם כַּחֲדָשָׁה
אודיסיאה (תרגום - טשרניחובסקי)

בַּחֲלֹף הַשָּׁנִים הַכְּבֵדוֹת דְּכִי-הַיָּם הַגֵּאוּת

וְהַמֶֶֶֶֶּלַח

אוֹדִיסֵאוּס חוֹזֵר אֶל בֵּיתוֹ,

כְּבָר הַחֹרֶף חוֹרֵש אֶת הַיָּם,

בְּלִי רֵעָיו – דִּיּוֹמֵדֶס נִגַּף, אַיָּס מֵת הַנּוֹעָז בִּבְנֵי הֵלַס,

נָח אֶלְפֵּנוֹר בּוֹדֵד עַל הַחוֹף. רַק אוֹתוֹ שָׁכְחוּ הָאֵלִים.
הוּא חוֹזֵר אֶל אִיתָקָה שֶׁלּוֹ, מְחַבֵּק אֶת צַוַּאר טֵלֵמָכוֹס,

אֶל לֶחְיוֹ הָרְטֻבָה יְגַשֵּׁשׁ בְּיָדָיו נְפוּחוֹת

הַגִּידִים

וְהַגֶּשֶׁם יִבְכֶּה עַל פְּנֵיהֶם, עַל כַּרְמֵי הַזֵּּיתִים, עַל

הָאָחוּ,

עַל תִּלֵּי-הָאָכַיִּים יֵרֵד, עַל רִגְבֵי עֲפָרָם הַכְּבֵדִים.
פֹּה חַיֵּי בְּנֵי אֱנוֹשׁ לֹא קַלִּים. וּבִשְׂדוֹת רָדָמַנְתֵּיס,

שְׂדוֹת שֶׁקֶט

שׁוֹכְבִים הַטּוֹבִים בְּיוֹתֵר.

שָׁם אֵין סְתָו וְאֵין גֶּשֶם, אֵין כְּפוֹר.

וְנוֹשֶׁבֶת שָׁם רוּחַ יַמִּית שֶׁאַף פַּעַם אֵינֶנָּה

פּוֹסֶקֶת,

אֲבָל עַד שֶׁנַּגִּיעַ לְשָׁם עוֹד הַרְבֵּה סְעָרוֹת

נַעֲבֹר.
שָׁם בְּהָדֶס כֻלָּם בִּלְעָדַי, וְעַל כֵּן עֲצוּב-רוּחַ הִנֵּנִי.

יֶשְׁנָהּ אֶרֶץ בְּאֶמְצַע הַיָּם, שָׁמָּה קִירְקֶה שׁוֹכֶנֶת בָּאִי

בּוֹ שָׁפַכְנוּ עָפָר עַל הַתֵּל שֶׁל אֶלְפֵּנוֹר כְּדַת

הַהֶלֵּנִים,

וְנָעַצְנוּ מָשׁוֹט עַל הַתֵּל – זִכָּרוֹן לַדּוֹרוֹת

הַבָּאִים.
פֵּנֵלוֹפָּה שֶׁלִּי, אֵשֶׁת אִישׁ, מַקְשִׁיבָה בַּמֶּרְחָק גַּעַשׁ מַיִם,

בֵּין גּוּפָהּ הָרָעֵב לְבֵינִי זִכְרוֹנוֹת הַמֵּתִים

וְהַזְּמַן,

נֵבְסִיקִיִּה יְפַת-הַשֵּׂעָר וְקָלִיפְּסוֹ נוּגַת הָעֵינַיִם,

וְגּוּפִי הַמּוּטָל בָּאַצּוֹת וְהַיָּם הַלּוֹחֵךְ בִּדְמָמָה.
שִׁיר תְּשׁוּבַת דָּנָאִים הַנּוגֶה.

בְּאַחַת הַסְּפִינוֹת, הַחוֹזֶרֶת

בּוֹדְדִים אֶל עַצְמֵנוּ נָשׁוּב, פֵנֵלוֹפָּה שֶׁלָּנוּ, לַחוֹף.

עֲרָפֶל. דִּמְדּוּמִים לְבָנִים.

לֹא נֵדַע אֶל נָכוֹן אִם כְּבָר עֶרֶב

אוֹ זֶה אֵד שֶׁעוֹלֶה מִן הַיָּם.

אוֹ הוּא בֹּקֶר עָבוֹת.

אוֹ הוּא סוֹף.
לוּ נָגוּר בַּחוֹפִים הָרְטֻבִּים שָׁם תָּמִיד מְנַשֶּׁבֶת

הָרוּחַ,

לוּ נִחְיֶה בַּשִּׁירָה הַנּוּגָה שֶׁל הַיָּם הַמֻּכֶּה סְעָרוֹת,

בְּכֵפֵי הַמָּגוֹר הַקּוֹדְרִים וְהַחוֹל הַזָּהֹב-

הַתָּחוּחַ,

בְּתִלֵּי הֶעָפָר הַשְּׁחֹרִים שָׁם יַלְבִּין הַמָּשׁוֹט הָאַחֲרוֹן.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница