5. мифологический тип культуры



Скачать 355.64 Kb.
Дата01.05.2016
Размер355.64 Kb.




РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ
Бог сотворил человека из ничего,

но материал все время чувствуется.

Поль Валери
Тема 5. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ


    1. Становление и развитие культуры в первобытном обществе

5.2 Каноничные культуры ранних цивилизаций

5.1 Современная историческая наука относит начало процесса, в результате которого на Земле появился современный человек, к весьма отдаленным временам: примерно 3 - 1,7 млн лет назад). Около 40 тыс. лет назад, с возникновением дифференцированной речи, становление человеческого общества подошло к своему завершению. Этот же рубеж принято считать временем начала истории культуры. Антропогенез (возникновение человека), социогенез (возникновение общества) и культурогенез (возникновение культуры) - три стороны единого процесса зарождения человеческой истории, до настоящего времени остающегося загадкой для науки.

Когда, где, почему началась история общества и культуры - точный и простой ответ, по-видимому, невозможен. В новорожденности своей памяти, - как писал П. Тейяр де Шарден, - человек «вошел в мир бесшумно»1. Для историка культуры это означает, что времена дописьменные и не озвученные человеческой речью покрыты сумраком беспамятства, их невозможно знать, о них можно только догадываться.

«Помнить» себя культура человека начинает в эпоху так называемого каменного века, свидетельства которого в изобилии обнаружены нашими современниками в различных уголках Земли. А потому каменный век и представляется исследователями первым бытием человека культурного, эпохой его первобытного существования.

Археология различает три основных «века» в древней истории человечества: каменный, бронзовый, железный. Каменный век - самый длительный из них. В это время основные орудия труда и оружие человек изготавливал из дерева, камня, рога и кости. Лишь в самом конце каменного века древние люди впервые познакомились с медью, но использовали ее преимущественно для изготовления украшений. Орудия труда и оружие из дерева, вероятно, были самыми распространенными у древнего человека, но дерево обычно не сохраняется, как и другие органические вещества, в том числе рог и кость. Поэтому основным источником для изучения каменного века служат каменные орудия и остатки их производства.

Длительный период каменного века принято делить на три части: древнекаменный век (по-гречески - палеолит), среднекаменный век (мезолит) и новокаменный век (неолит).

Палеолит, в свою очередь, делится на следующие этапы: нижний (ранний) палеолит - З млн. - 100 тыс. лет тому назад; средний палеолит - 100 тыс. - 30 тыс. лет тому назад; поздний (верхний) палеолит - 30 тыс. - 8 тыс. лет тому назад.

От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда: оббитые гальки и кремневые сколы. Ими пользовались обезьяноподобные люди - питекантропы, синантропы и др. Они занимались собирательством и охотой, освоили огонь. Членораздельной речи, искусства, религии у них еще не было.

Обитатели среднего палеолита, неандертальцы, по телосложению - массивные и угловатые существа, связно изъясняться также не умели. Возможно, они восполняли отсутствие звукового языка обильной жестикуляцией. Во всяком случае, знак использовался довольно интенсивно: к этому периоду относятся первые художественные опыты человека - углубления в камне, насечки на кости, охряные (нанесенные красным минеральным красителем) пятна. Каменные орудия неандертальцев разнообразнее и лучше обработаны, чем в нижнем палеолите. Они выделывали из камня острые наконечники для оснащения копий и рогатин, скребла - для резания и скобления кожи. В это время человечество переживало тяжелые времена: с севера надвигался ледник. Неандертальцы изобрели одежду и начали обживать пещеры. Кроме того, у людей среднего палеолита, по всей видимости, зарождается ритуал: первые захоронения датируются этим периодом.

Верхний палеолит занимает ключевое положение в эпохе каменного века. На рубеже среднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемого человека и появляется Homo sapiens. Появляются составные орудия: вкладыши, наконечники, сшитая одежда. Появляются и первые социальные институты - род (объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников) и семья (родители и их дети).

Научные знания о верхнем палеолите базируются во многом на материале археологических раскопок, сделанных на юге Франции и отчасти на севере Испании. Этот уголок Европы был относительно благоприятен для жизни человека при всех сменах климата и ландшафта. Поэтому он имел плотное население на протяжении десятков тысяч лет. Люди, жившие здесь по долинам рек и на побережье Бискайского залива, оставили богатые следы своего пребывания. Даже названия периодов верхнего палеолита, продолжавшегося в этих местах от 35 до 10 тыс. лет тому назад, позаимствованы у тех французских провинций, в которых были обнаружены наиболее значительные памятники. Выделяют четыре таких периода.

1. Перигорд (35-20 тыс. лет назад). Непосредственно следует за средним палеолитом. Найдены кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде отсутствуют изображения, но часто встречаются нарезки и насечки на костях, украшения, краски; в позднем - появляются барельефы (выцарапанные в камне контуры животных и человека).

2. Ориньяк (30-19 тыс. лет назад). Находки - кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники, многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. В пещерах найдены баночки с красной губной помадой. Люди изготавливали уже более десятка красок для ритуального грима. Возникает искусство малых форм: резьба, мелкая скульптура, гравюры на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев - это контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, борозды, проведенные пальцами по влажной глине (т.н. «меандры»). Меандровыми линиями наносятся на поверхность стен первые контурные рисунки. Появляются маленькие статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня (палеолитические Венеры и убайдские мужские статуэтки). Изображения человека редки, а те, что есть, изображают в основном женщину с гипертрофированными половыми признаками. «Места находок таких фигурок (очаг, хранилище зерна и т.п.) указывают, скорее всего, на попытку магически, через смутно сознаваемую метафорическую ассоциацию, повлиять на рождение злаков с помощью образов людского материнства»2. Любопытно и парадоксально это искусство: отношение к человеку - преимущественно животное, в отношении к зверю - больше человечности. В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных, элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные» эмоции существ, начинавших мыслить и чувствовать по-человечески3.

3. Солютре (18-15 тыс. лет назад). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни человека палеолита. Появляется довольно сложная техника обработки камня. Обработанные в форме ивового или лаврового листа кремни служат наконечниками копий и дротиков, а также - ножами и кинжалами. Появляются костяные наконечники, иглы, жезлы. Найдены первые гравюры на камне и кости.

4. Мадлен (15-8 тыс. лет назад). Климат суровеет, наступает ледник. Мадленцы охотятся на северного оленя и мамонта, живут в пещерах, часто кочуют. Высокая техника обработки камня исчезает. Зато поднимается культура обработки кости: в изобилии найдены гарпуны, наконечники копий, иглы, шила. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в т.н. микролиты. Среди изображений появляются символы: круг, спираль, меандр (геометрический орнамент в виде ломаной или кривой линии с завитками), свастика. Человек, видимо, научился обобщать и коротко передавать свои представления.

Вершиной мадленского и всего палеолитического искусства становится пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самую знаменитую из них, Альтамиру, находящуюся в Северной Испании, называют Сикстинской капеллой первобытности. Она состоит из ряда подземных залов длиной до 280 метров. Стены ее покрыты большим количеством (более двух десятков) изображений животных. Каждое из них в отдельности превосходно, но в их соотношении царит хаос. Очевидно, само мышление палеолитического человека, натренированное в реалистическом мастерстве, было еще беспомощно в осознании связей между явлениями этого мира. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи: орнаменту.

Мезолит иногда называют эпипалеолитом, хотя эти термины не совсем равнозначны. Это гораздо более кратковременный период (8-5 тыс. лет тому назад). Он во многом продолжал традиции палеолита, но уже в послеледниковый период, когда человек адаптировался к новым условиям обитания: ледник откатывается к северу, затапливая Европу своими водами. В лабиринтах водных проток люди не кочуют на большие расстояния. Присваивающий характер хозяйства в мезолите сохраняется, но развиваются новые его отрасли - рыболовство, в том числе и морское, охота на морских животных, собирание морских моллюсков. Жизнь становится спокойнее и беднее приключениями, чем охотничья. Орудия труда уменьшаются, широкое распространение получают микролиты. Человек начинает выкапывать временные жилища в мягком грунте, но ставить постоянные еще не пытается. Изобретаются лук и стрелы, веревки, сети, лодки, приручается собака, одомашнивается свинья.

К концу мезолита женщина изобретает весьма полезный в домашнем хозяйстве глиняный горшок. Для красоты и в ритуальных целях на его поверхность наносятся черточки и волнистые линии. Так возникает орнамент - искусство преимущественно женское. Монументальная наскальная живопись исчезает: нет условий и надобности. Собиратели моллюсков вели иную жизнь и получали иные впечатления, нежели палеолитические охотники; средства выразительности соответственно требовались другие.

Основной рубеж в истории каменного века приходится на начало неолита (5-4 тыс. лет тому назад для наиболее развитых областей Средиземноморья). В это время на смену долгому периоду присваивающей экономики - охоты, собирательства, рыболовства - приходят земледелие и скотоводство (производящее хозяйство). Значение этого события столь велико, что историки часто характеризуют его как «неолитическую революцию». Люди оседают, формируются верования, связанные с новыми занятиями. Появляется культ, ветвящаяся система символов, объясняющих ритуал, и, наконец, зарождается Миф. Если еще нет базовых мифов, характерных для многих народов (таких, как миф о потопе, о разделении языков и т.д.), то, по крайней мере, складываются архетипы мифологического восприятия: представления о возникновении мира в результате взаимодействия позитивного и негативного, доброго и злого (вавилонское сражение Мардука с Тиамат, например); представления о возвышенных местах (священных холмах) как божественных жилищах; представления о корне всего существующего («мировом древе», «лотосе, возникшем в начале времен над великим озером» и т.п.); представления о причинах будущего разделения мира на «небеса», «поднебесную», «преисподнюю». Вот когда обнаруживает себя мифологическая смысловая реальность, составляющая основу для выделения данной культуры в особый тип.

Надо сказать, что непосредственной действительностью любой смысловой реальности является относительно целостное видение мира, оформленное в предпочтениях, культах, ритуалах, верованиях и знаниях, - словом, соответствующая эпохе и региону Картина Мира. Мифологическая же картина мира, характерными чертами которой становятся синкретизм, символизм, генетизм и этиологизм, складывается в полной мере, пожалуй, только в поздней античности, когда человек обретает способность размышлять о самом мифе (рефлексия). Первобытная эпоха - это самое начало формирования мифологической культуры.

Синкретизм (нерасчлененность) бытия, кроме прочих следствий, имел в мифологической картине мира специфическое выражение: весь мир обладал однородными признаками. Отсюда - перенесение на природу свойств человека (антропоморфизм), животных (зооморфизм) или особенностей родоплеменных отношений (социоморфизм). Кроме того, миф - это почти непременное «оживотворение» вещей и явлений (гилозоизм) и одушевление природы (анимизм). Здесь уместно будет заметить, что в этнографию понятие «первобытный анимизм» ввел в конце прошлого века английский ученый Э.Б.Тайлор (1832-1917). Анимизмом (от латинских слов «анима» - душа или «анимус» - дух) он назвал веру в духовные существа, составившую в мифе первоначальный «минимум религии»4. По его мнению, первобытные люди, задумываясь о таких явлениях, как сновидения или смерть, заключили, что в каждом человеке имеется некая особая субстанция, душа, которая может временно или навсегда покидать свою телесную оболочку. Из представлений о связанной с человеком душе развились представления об отдельно существующих духах, ставших олицетворением природных стихий, растений и животных. Отсюда идет прямая линия к политеистическим представлениям о пантеоне богов, олицетворяющих силы природы, и, наконец, к монотеистической вере в единого Бога...

Миф не углубляется в поиски сущности, поэтому внешне сходное в нем предстает как тождественное. В этом состоит такое важное свойство мифологии, как символизм. Конкретные предметы и явления, не теряя своей конкретности, становятся знаками других предметов и явлений, т.е. символически заменяют их. Первое законченное представление о мире дает так называемое мировое древо, изображения которое появились в эпоху неолита. Это иногда действительно изображение дерева или столба, а иногда условная вертикальная композиция, разделенная на три части: верх - крона, небо; середина - ствол, земля; низ - корни, подземное царство. Верх населяют волшебные птицы, светила и другие «небожители»; низ принадлежит обитателям вод, змеям, душам умерших и т.д.; в срединном пространстве живет человек. В эту трехчастную картину мира входят и палеолитические «заготовки»: копытные животные становятся символами среднего царства, птицы - верхнего, рыбы и змеи - нижнего. В славянской мифологии особо почитаемое мировое дерево (древо жизни) являлось центром мира и воплощением мироздания в целом.

Далее, в мифах очень часто происхождение предметов выдается за их сущность. Это свойство называется генетизмом (от греч. - рождение, происхождение). Для мифа объяснить вещь или явление означает рассказать об их возникновении. Генетизм обусловливает существование в развитых мифологических системах основных групп мифов: космогоний - мифов о происхождении космоса, теогоний - о происхождении богов, антропогоний - о происхождении человека, а также мифов о происхождении культурных благ (предметов и навыков), которые передает людям некий герой, либо изначально обладающий ими, как Вайнямейнен из карело-финской «Калевалы», либо крадущий их у богов, как греческий Прометей. Время, к которому относится момент возникновения вещи (мифологическое время), резко отличается от времени повествования.

С генетизмом связан и этиологизм мифа (от греч. - причина, основание). Миф объясняет, почему окружающие предметы, явления, живые существа таковы. Во всех мифах представления об устройстве мира выглядят как рассказы о происхождении его элементов. Однако существует немало и собственно этиологических мифов - коротких повествований, объясняющих особенности какого-нибудь предмета или явления. Мифы о небесных светилах - астральные, солярные (о Солнце) и лунарные (о Луне), а также эсхатологические (о конце света), календарные мифы и мифы о животных вызваны к жизни как раз этиологизмом мифологической картины мира.

Наконец, важным признаком мифологической картины мира является и то, что миф непременно приобретает качество парадигмы или прецедента,5 т.е. миф не только объясняет существующий порядок вещей, учит, волнует, развлекает, но и задает человеку обязательный порядок действий в этом мире. Дело в том, что миф - это картина непосредственного и бесконечно продолжающегося общения. Все явления представляются мифологическому человеку как результат чьих-то действий. Мир состоит для него не из причин и следствий, но из персонажей, с которыми человек находится в свойстве. Даже умерев, человек не перестает с ними общаться. Мифические времена содержат в себе образцы и инварианты поведения людей, которым необходимо следовать. Человек пребывает как бы в лабиринте жизненных ситуаций, из которого один выход - по путеводной нити Духа.

Задержимся здесь: речь зашла о духовности как квинтэссенции человеческого содержания культуры. Картина мира и человеческая духовность есть не что иное, как две стороны одной медали под названием культура. Самый общий смысл понятия «духовность», выработанный к настоящему времени в философии, можно выразить коротко: это то, что обеспечивает человеку хотя бы минимум самодостаточности, приподнимая его над повседневностью. Культурологи испытывают острую необходимость категориальной разработки этого понятия, вводя в свои рассуждения на его место категории «мышление», «ментальность», «менталитет», «дух», «душа» и т.д. Создавая образ мира, - писал К.Г.Юнг, - «человек изменяет одновременно и самого себя. Человек, для которого Солнце по-прежнему вращается вокруг Земли, не такой, как тот, у кого Земля является спутником Солнца. Не напрасно мысль Джордано Бруно о бесконечности представляет собой одно из важнейших начал современного сознания»6. И далее Юнг отмечает, что на представление, которое складывается о мире, человек бессознательно ориентируется в жизненном «приспособлении». Психоаналитик в силу своего интереса к пограничным состояниям сознания уловил суть того, что он называет «действенной сознательностью»: «он (архетип) заставляет первобытного человека противостоять природе, чтобы не оказаться в ее власти. Пожалуй, это является началом всей культуры, неизбежным следствием сознательности с ее возможностью уклоняться от бессознательного закона»7, т.е. культура начинается там и тогда, где и когда человек обретает способность противиться устоявшемуся порядку вещей, в том числе и собственной природе. Вот почему на заре культуры возникают обряды и ритуалы, магические и колдовские действия. Сколь бы странными в своей бессмысленности или жестокости они ни казались современному человеку, надо думать, все они реализовывали и закрепляли великую культурную потенцию первобытного человека, его поначалу неосознанное желание противостоять... Может быть, это и есть искомое содержание духовности?!

Духовность и разрушительное стремление… На первый взгляд, это взаимоисключающие понятия. Так оно и есть, если под разрушительным стремлением понимать физическое разрушение созданного природой или человеком. Тогда ни о какой духовности речи быть не может, даже если разрушенное восстанавливается. «Да не пора ли нам понять - горько восклицает Л.М. Баткин - что в мире культуры есть непоправимое! В том и заключена боль, что Сухарева башня или Шахматово уничтожены, потеряны для России навсегда. А ежели позволительно заменить прошлое - декорацией прошлого, то этот дикарский ход мыслей должен готовить нас к возможности нового грядущего вандализма»8. Философ прав: ужасно сносить церковь XVII в., но и строить на ее месте церковь XV в. не менее ужасно.

Духовность - это разрушение иного рода. Это способность человека скептически отнестись к привычной картине мира, сбросить наваждение «замылившегося» взгляда. Духовность есть сверхпонимание мира, ломающее границы одной смысловой реальности и выводящее человека в реальность иного мира или эпохи. Юнг обозначает это как «уклонение» от архетипов. Бердяев - как «творчество»: «Мировой процесс не может быть только изживанием и искуплением греха, только победой над злом. Мировой процесс - восьмой день творения, продолжающееся творение... Творящий человек причастен природе Божественной, в нем продолжается богочеловеческое творение»9. Стало быть, тысячу раз прав Баткин, считающий, что «культура всегда накануне себя». Духовность - это причина и стимул развития. Это внутренний движитель смысловой реальности. Перефразируя Юнга, скажем: в лице одухотворенного человека каждая культура имеет своего противника, своего Герострата.

Как же обстоят дела с духовностью первобытного человека и генезисом смысловой реальности мифа? Палеолитический человек сам является частью мифологической картины мира. В этой слитности очень сложно разглядеть противоположный миру «полюс» смысловой реальности. Однако, вглядываясь, замечаешь (вернее - припоминаешь, догадываешься, как справедливо поправляют себя и всех, кто берется рассуждать о первобытности, авторы книги «Происхождение духовности»10 любопытные вещи. Огромный по продолжительности нижний палеолит. Питекантропы, синантропы и др. обезьяноподобные люди умели достаточно много: жили мелкими группами, обтесывали камни, охотились на животных, разводили огонь. Вот только свидетельств самого человеческого - речи, искусства - они нам не оставили. Но ведь даже неспешное течение древнекаменного века в конце концов было прервано - и не только ледник был тому причиной. Палки, сколотые кости, оббитые камни синантропов и получше обработанные наконечники копий и скребла неандертальцев, обитателей среднего палеолита, подсказывают, что человек уже сопротивлялся, не просто собирая то, что подбрасывала ему природа, но осмысленно (!) присваивая.

Оно было очень специфичным, это присвоение. Пред-метным. В смысле пред-знаковым (вспомним: «мета» - в переводе означает «зарубка, знак»). Человек долго накапливал заготовки будущих значений: палка-копалка, палка-сбивалка, палка-выручалка... Накопив, повел себя странно (духовно?): раскрасил охрой камень, высек какие-то черточки, сложил из камней палеолитический сейф, похоронил покойника (синантропы бросали или съедали умерших), запретил инцест. Выразил свои эмоции и поделился знанием, не только жестикулируя - но и с помощью линии, танца, молитвы. Духовность стала знаковой, а человек - разумным. В верхнем палеолите закрепилось это качество духовности и к началу мезолита сменилось метазнаковостью (здесь уже «мета» - в значении «сверх»). Речь идет о том, что человек не просто выделил значение в вещи, но и научился манипулировать самими значениями, причудливо комбинируя их. Изобретаются нож, игла, лук, стрела, гончарный круг и ткацкий станок. Появляются пещерные художественные галереи, очевидно не имеющие прикладной ценности: «люди рисовали животных в первозданной целостности и рисунками своими как бы говорили: «они такие», а не «так надо на них охотиться»11. Возникает и отвлеченное искусство орнамента.

Но даже не это главное в метазнаковой духовности времен «неолитической революции». Главное в том, что первобытный человек давал первые Имена. Он обозначал мир, называя все, что его окружает. Культурное значение этого не переоценить: где бы мы были сейчас, гордо именующие себя людьми космического века, не дай наши предки имена созвездиям и светилам?.. Называя, мифологический человек создал принципиальную возможность отнестись (отнести себя) к миру, начал формировать мироотношение. Юнг считал, что любое мировоззрение страдает от «бессознательной первобытности». Уточним: с точки зрения смысловой метафизики, мировоззрение (в первую очередь мироотношение) и есть часть этой первобытности: «проговаривая» свое видение мира, мы бессознательно отождествляем вещи и названия, которые им даем, а потом разумом пытаемся их развести. Первобытность в этом смысле была наиболее простодушной эпохой: лишь первобытный дух верит в «правильные» названия. Если гнома в сказке называют настоящим именем, то его можно разорвать на куски. Вождь скрывает свое настоящее имя и дает себе для повседневного употребления экзотерическое имя, чтобы никто не смог его заколдовать, узнав его настоящее имя. В гробницу египетского фараона кладутся предметы с надписанными и символически изображенными именами богов, чтобы он одолел их, зная их подлинные имена. Для каббалистов обладание настоящим именем бога означает абсолютную волшебную силу. Иными словами, для первобытного духа посредством имени представлена сама вещь. «То, что он говорит, тем и становится», - гласит древнее изречение египетского бога Пта12. Каменный век предстает перед нами временем самых ловких охотников и рыболовов, самых великих путешественников и самых хитроумных изобретателей, самых восторженных влюбленных. Духовность определила расцвет палеолитической культуры, но она же заставила человека шагнуть за пределы этой культуры: «вывела» его в культурную историю человечества, передав потомкам крепкую духовную основу и едва ли не самое главное, что делает человека человеком, - культуру языка.

5.2 Древняя история развивалась не только во времени, но и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями культурного прогресса, фокусом мировой истории на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки.

Неизвестно в точности, какая культура существовала до нашей эры в Западном полушарии. Культура древних майя исследована только в сравнительно поздних периодах: следы ее древнейшей истории утеряны. А между тем на территории современной Мексики открыта пирамида, погребенная под потоками лавы. Ее возраст - восемь тысяч лет. Следовательно, в Западном полушарии существовали цивилизации, гораздо более древние, чем в Восточном. Но они исчезли бесследно.

Неизвестно, была ли в действительности Атлантида - поглощенный океаном остров, о котором сохранилось столько смутных преданий. Неизвестно, кто возводил гигантское святилище солнца в горах Ливана, в Баальбеке: от него остался фундамент, сложенный из каменных монолитов длиной более 20 метров и весом два миллиона килограммов каждый. Римляне, построившие там впоследствии храмовый ансамбль, не знали происхождения этого фундамента. Сирийские легенды связывали постройку Баальбека с именем Каина, библейского сына Адама.



Древнейшие же цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали примерно в IV тыс. до н.э. на Древнем Востоке. Во времена Римской империи Древним Востоком назывались страны, расположенные в долинах рек Тигр и Евфрат, завоеванные еще Александром Македонским: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту. Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые государства - рабовладельческие деспотии. Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья Тигра и Евфрата), культура древних шумеров и аккадцев (жителей Северной Месопотамии), которые ок. 2400 г. до н.э. покорили города Южной (территория современного Ирака), но ассимилировали и сохранили шумерскую культуру. Как писал С.Н.Крамер, «история начинается в Шумере». Именно здесь на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа.

Самая ранняя культура Шумера получила название Убайдской культуры - по названию селения, где она была впервые открыта. Уже примерно в V тыс. до н.э. здесь земледельцы освоили берега рек и окрестности болот. Земля Шумера была плоской и плодородной, но страдала от недостатка дождей, и, хотя Евфрат разливался каждую весну, летом почва становилась от зноя твердой, как камень. Постепенно земледельцы научились строить оросительные каналы, что позволило возделывать гораздо больше земель. Численность населения увеличивалась, появились ремесленники, торговцы, священники. Небольшие по числу жителей поселения, такие как Эреду, Ур, Урук, стали городами-государствами. После 4000 г. до н.э. начинается новая фаза развития Шумера, получившая название «Урукская культура». В этот период была изобретена письменность (ок. 3000 г. до н.э.), создана развитая законодательная система, появилась математика (шумеры изобрели две системы счета - десятичную и основанную на числе 6, сохранившуюся до сих пор в отсчете времени и градуировании окружности), астрономия (изобретен календарь, ориентированный на фазы Луны, месяц которого состоял из 28 дней). В период Урука был создан новый, более эффективный плуг, с помощью которого можно пахать на быках; позднее он был усовершенствован металлическим лемехом, что резко увеличило урожай зерна. Тогда же шумеры научились добывать чистую медь из руды, нагретой до высоких температур, они открыли также способ литья расплавленной меди, серебра и золота в литейные формы. Примерно в 3500 г. до н.э. шумеры начинают делать бронзу - значительно более твердый металл, - соединяя в определенных пропорциях медь и олово. Период с 3000 до 1000 г. до н.э. историки называют бронзовым веком, т.к. бронза получает в это время особенно широкое распространение. Можно сказать, что культура Древней Месопотамии развивалась на основе письменности, которая служила целям государственного и культового характера. Шумерская клинопись - это древнейшая на Земле письменность. Древнейшие в мире письменные памятники - шумерские клинописные таблички - относятся к середине IV тыс. до н.э. Клинопись очень декоративна и, как полагают исследователи, берет начало от рисунков. Она возникла как идеографически-ребусное письмо (принцип письма, использующий идеограммы - письменные знаки, соответствующие слову), впоследствии превратившееся в словесно-слоговое. Преобладающим в шумеро - аккадской культуре остается магически-мифологическое сознание: шумеры поклонялись сотням разных богов, связанных с самыми разнообразными сторонами жизни и смерти. Здесь также оказались слитыми воедино представления о власти и мировом порядке: «Установление верховного правления и учреждение порядка выступают как два нераздельных аспекта одной божественной драмы, ставкой в одной и той же борьбе, результатом одной и той же победы»13. Религиозные верования выразились и в искусстве обитателей древней Месопотамии. В городах строили храмы, посвященные богам; возле храма главного местного божества обычно находился зиккурат - высокая башня из кирпича, опоясанная террасами, уменьшающимися в объеме уступ за уступом. Таких уступов-террас могло быть от 4 до 7. Нередко зиккураты увенчивались золотым куполом. Это было «жилище» бога, в котором он гостил по ночам. Для конкретных земных нужд эти башни тоже использовались: жрецы нередко вели оттуда астрономические наблюдения.

Шумеры создали первые в истории человечества поэмы - о «золотом веке», - написали первые элегии, составили первый библиотечный каталог. Важнейший памятник шумерской литературы - цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Шумеры - также авторы первых в мире медицинских книг - сборников рецептов.

Наследницей шумеро-аккадской цивилизации была Вавилония. В середине II тыс. до н.э. при царе Хаммурапи город Вавилон объединил под своим главенством все области Шумера и Аккада. Вавилонская культура отличалась предельной централизацией вокруг идеи власти и образа царя. Вернан пишет об этой особенности: "В вавилонских ритуалах и мифах нашла свое выражение специфическая концепция взаимоотношений между верховной властью и мировым порядком: царь господствует не только в социальной иерархии, но вмешивается и в процессы природы. Упорядочение пространства, сотворение времени, регулирование сезонного цикла представляются включенными в деятельность царя; они суть аспекты функционирования верховной власти»14. Естественно, что в Вавилоне появился знаменитый Свод Законов (законы царя Хаммурапи), выбитый для пущей долговечности клинописью на двухметровом каменном столбе. Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни. Надо сказать, что в целом идеология, религия и искусство Древнего Вавилона были весьма реалистичны, что отличает эту культуру от древнеегипетской.

О самом Вавилоне сложено множество легенд. В I тыс. до н.э., когда культуру Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, Вавилон действительно поражал воображение современников: это был огромный шумный восточный город с 24 большими проспектами. Достопримечательностью его была Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Это 90-метровый семиярусный зиккурат, озелененные террасы которого известны как «висячие сады» Семирамиды - ассирийской царицы, жившей в IX веке до н.э. В VI веке до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Персы разрушили Вавилон, и через два столетия на своем пути на Восток Александр Македонский видел лишь развалины великого города. Но в памяти многих поколений Вавилон оставался первым мировым царством, наследником которого выступали последующие великие культуры.

В эпоху, когда в Месопотамии возникали и развивались города-государства, культурные и экономические условия в Египте привели к появлению великой культуры. Среди государств, возникших после распада родового строя, Египет первым достиг подлинного могущества, стал великой державой. Он находился в узкой долине Нила, среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам реки земля эта была одной из плодороднейших на планете. Не случайно Геродот назвал Египет даром Нила. Однако египтянам требовалось недюжинное умение, чтобы пользоваться этим даром, задерживая воду. Нужны были общие усилия, хорошая организованность, которые и предоставила истории юная египетская великодержавность.

Страх, внушаемый властью фараонов и жрецов самим египтянам и соседям, с которыми Египет вел нескончаемые войны, естественно, должен был быть подкреплен раз и навсегда установленными представлениями и верованиями. В культуре Египта уже во времена Древнего царства формируются основные принципы, служащие верховной власти. Это - незыблемость, непостижимость, божественность власти и сконцентрированность общественной жизни вокруг фигуры царя-фараона. Египетская история начинается вместе с царской властью. Первый ее памятник - палетка (плита) Нармера, на которой фараон изображен в коронах и Верхнего, и Нижнего Египта. Первоначально цари отождествлялись с Гором, сыном Осириса и Исиды, во второй династии - с Сетом, сыном Гебы (Земли) и Нут (Неба) или с Сетом и Гором одновременно. В мифологии Гор и Сет спорили друг с другом за царство. Представление о фараоне как надчеловеке установилось очень скоро и стало долговременным, эффективным политическим инструментом. Фараон – «бог благой» при жизни и великий - после смерти. От земного благополучия полновластного правителя и его загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел такого яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Это был дерзкий и упрямый протест, вдохновляющий египетскую культуру на протяжении нескольких тысячелетий: если удалось создать на земле такую все себе подчинившую мощь, значит, можно ее увековечить, т.е. продолжить за порогом смерти, тем более, что Нил каждый год разливается вновь! Страстное желание остановить, побороть смерть, которая представлялась египтянам ненормальностью, нарушением естественного хода жизни, породило заупокойный культ. Его точнее было бы назвать культом жизни. Спаянный с культом власти, культ жизни наложил канонический отпечаток на все без исключения проявления древнеегипетской культуры. Найдя решение своих задач, эта культура уже сравнительно мало видоизменялась на протяжении тысячелетий, оставаясь столь же незыблемой и отчасти непостижимой, как и идеи, выраженные в ней.

Древнеегипетская культура просуществовала более тридцати веков: с IV тыс. до н.э. до IV в. н.э. Ее историю принято делить следующим образом: додинастический период - IV тыс. до н.э.; 3200-2400 гг.до н.э. - Древнее царство; XXI-XIX вв. до н.э. - Среднее царство; XVI-XII вв. до н.э. - Новое царство; XI в.- 332 г. до н.э. - Позднее царство. В промежутке между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада на отдельные номы (области); между Средним и Новым царствами находился под властью гиксосов и тоже был децентрализован.

В додинастический период в основном оформились религиозные традиции египтян. В них очень сильны были элементы фетишизма и тотемизма, синкретизм и тесная связь религии с магией. Боги для египтян были не только творцами городов, фараонов, порядка и закона, но и создателями ремесел, искусств, письма и счета, науки и магии.

Возводившиеся в эпоху Древнего царства грандиозные усыпальницы-пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, являясь ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники, архитектуры, математики, астрономии, мифологии и религии. Пирамиды стали и средоточием тайн и загадок, много веков витающих над египетской культурой и связанных с ее происхождением и назначением. Уже сорок пять веков высятся эти каменные исполины, неизменно вызывая интерес потомков. «Все на свете боится времени, только время боится пирамид», - гласит арабская пословица.

Наука в Древнем Египте служила практическим, по большей части культовым целям. Потребности в совершенствовании календаря вызвали развитие астрономии. Календарь, составленный египтянами, лег в основу Юлианского календаря (последний введен в 47 г. до н.э. римским императором Юлием Цезарем).

Искусство Древнего царства выработало строго определенные, канонические формы, которые на три тысячелетия определили художественные традиции египетской культуры. Это искусство монументально (порой даже грандиозно), спокойно (поначалу скорее - статично) и торжественно (призвано служить выражением культов жизни и власти). В зодчестве сложились строгие правила: стоящая фигура выпрямлена, фронтальна, левая нога чуть выдвинута вперед, руки опущены и прижаты к телу; сидящая фигура также фронтально симметрична, руки покоятся на коленях или одна рука согнута в локте, торс максимально выпрямлен, взгляд устремлен вдаль. В плоскостном изображении и рельефах утвердилась традиция своеобразного распластывания фигуры на плоскости, словно на человека смотрят несколько художников с разных сторон: голова и ноги изображались в профиль, глаз и плечевой пояс - в фас, нижняя часть туловища - на три четверти развернута к зрителю. Из столетия в столетие переходили и каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины - желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды - белые. И все же это искусство нельзя назвать застывшим: в нем шел процесс внутреннего развития, и оно никогда не утрачивало чувства жизни и свежести.

К тому же в истории Нового царства был весьма кратковременный период, который встряхнул и оживил культуру Египта - Амарнский. В XV в. до н.э., в правление Аменхотепа IV, произошел конфликт фараона с могущественным фиванским жречеством Амона, влияние которого представляло угрозу царской власти. Аменхотеп IV установил для всеобщего почитания культ божества солнечного диска - Атона, запретив все другие культы. Тем самым вводилось единобожие (монотеизм). Аменхотеп IV меняет свое имя на Эхнатон и основывает новую столицу - Ахетатон – «Горизонт Солнца». (На месте древнего Ахетатона сейчас находится деревня Тель-Эль-Амарна, поэтому период реформ Эхнатона называют Амарнским). Эхнатон бросает вызов и канонам в искусстве: от живописцев и скульпторов он требует лишь служения истине. Вместо спокойно-величавых изображений фараонов появляются реалистичные, иногда доходящие до гротеска изображения Эхнатона и членов его семьи. Появляются изящные рельефы, многоцветные росписи, изображения бытовых сцен и простых людей. Целая галерея скульптурных шедевров была создана в Амарнский период. Это и портрет самого Эхнатона, и его супруги - божественной Нефертити. Портрет Нефертити в высоком головном уборе - один из поэтичнейших образов женской красоты в мировом искусстве. Амарна стимулировала и появление некультовой любовной лирики - уникального явления в раннецивилизационной культуре.

Религиозная реформа Эхнатона ненадолго пережила своего творца. Уже его ближайший преемник Тутанхамон восстановил прежний культ Амона-Ра. В одном из папирусов следующей 19-й династии Эхнатон был назван мятежником, а имя его было предано проклятию. Но отголоски Амарнской культуры звучали еще долго, и последние следы ее исчезли только в период упадка Египта.

Каковы же основные принципы раннецивилизационного видения мира, которыми определяется строй (канон) древних культур? Картина мира, во-первых, представляет собой сложный конгломерат самостоятельных и целенаправленных сил и существ.15 Управляются эти силы не объективной закономерностью, а чьей-то волей. Во-вторых, в этой картине мира духовные сущности (души людей) неразрывно связаны с телом. Поэтому, по представлениям древних шумеров, ассирийцев или египтян, для жизни человека после смерти в нематериальной сущности должно быть сохранено тело - материальная основа души (отсюда - традиционная практика мумификации тел). В-третьих, сами духовные сущности (Ба, Ка, Рен-Имя, Тень) как бы владеют человеком, имеют человека «в собственности». «Вот Ба твоя с тобой, Ка твой с тобой», - говорится в древнеегипетских «Текстах пирамид». «Я» человека - это своеобразный остаток после перечисления его духовных сущностей.

Духовность раннецивилизационной смысловой реальности представляет собой не менее любопытное явление. Во-первых, несмотря на то, что воображаемое, духовное «туго спеленуто представлениями о телесности»16, древние уже признавали первичность духовного по отношению к телесному. В «Мемфисском изречении» четко сказано: Пта «сотворил тела по желанию их сердец». Через тысячу лет греки познакомятся с этой особенностью и отождествят ее со своим метепсихозом, т.е. с учением о посмертном переселении душ. Однако здесь, в культурах ранних цивилизаций, подобное освобождение духа от тела еще невозможно помыслить, ибо вторая особенность здешней духовности - единство (точнее, двуединство) материального и идеального. Когда женщина рожает ребенка, к примеру, люди верят, что она и имя его производит на свет. Как раз с именем связана третья особенность раннецивилизационной духовности: имя уже не отражает связь человека с племенем или родом, оно в прямом смысле божественно. В имени декларируется связь человека с божеством, роковая участь человека. Имя есть и проявление одной из сокровенных сущностей человека. Имя древнего многозначительно и многозначно (Эхнатон значит «любимец бога Атона», и этим сказано почти все о значении Аменхотепа IV – «Амон доволен» - в истории египетской культуры). Наконец, четвертой особенностью данной духовности является мифопоэтическая (метафорическая) калейдоскопичность языка и мифологии: чем больше явлений-метафор или божеств-метафор, тем богаче мироощущение человека. Число богов и богинь только у древних египтян превышает 2000, при этом они есть видимые проявления бога сокровенного и невидимого. Боги проявляются в стихиях и в небесных телах, в дуновении ветра, в разливах рек, в солнце и солнечном свете, в животных и камнях. Наблюдая эти проявления, древний египтянин постоянно уподобляет одно другому, причем однородных уподоблений всегда очень много: солнце - это не только сокол, но и глаз сокола, и ладья, и шар, который катит по небу солнечный жук, и т.п. Отсюда - поэтичность языка древних: обилие метафор не мешает поэту.



С конца II - начала I тыс. до н.э. в египетскую культуру все более интенсивно начинают проникать веяния из Сирии, Двуречья, Крита, с которыми Египет широко торговал. В VI в. до н.э. Египет был завоеван персами, владычество которых продолжалось до 405 г. до н.э. В 332 г. до н.э. македоняне подчинили его своей власти и основали город Александрию - в честь Александра Македонского, объявленного египетскими жрецами сыном бога. В Египте устанавливается культ нового бога - Сараписа, в котором сливаются черты важнейших богов египтян и греков. Александрия очень быстро становится культурным центром греко-восточного мира, в Египте распространяется эллинистическая культура.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ к теме 5



Анимизм – от лат «душа, дух» – одна из ранних форм религии, вера в души и духов. Впервые в этом значении термин был использован английским антропологом Э.Б.Тайлором. Согласно теории Тайлора, анимистические представления развивались в двух направлениях. Первое: в ходе размышления мифологического человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть. Понятие «душа» здесь означало качество, покидающее тело время от времени. Так возникли представления о загробном мире, о переселении душ и т.п. Второе: в реализации стремления мифологического человека к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами. Далее возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, умерших предков и т.д. Полидемонизм позже трансформируется в политеизм, а затем и в монотеизм. Иными словами, А. входит составной и важной частью во все религии мира.

Антропогонии – мифы о происхождении человека.

Генетизм – от греч. «рождение, происхождение» – свойство мифологического мышления, в котором происхождение предмета часто выдается за его сущность. Объяснить вещь или явление для мифологически мыслящего человека значит рассказать об их возникновении.


Канон – от греч. «правило, норма, мерило» - совокупность твердо установленных правил, выступающих нормативным образцом в какой-либо области культуры (право, мораль, искусство или его отдельные виды, религия и т.п.). Например, системы канона, связанные с религиозными предписаниями, господствовали в искусстве Ранних цивилизаций Востока, в средневековом искусстве Европы и Азии. Для античности и Ренессанса характерно стремление рациональным путем найти каноны красоты мира и человека.

Космогонии – мифы о происхождении космоса (мира) и его отдельных частей.


Магия – сакрализация ритуального действия; совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных на расстоянии, а также - на богов.

Орнамент – от лат. «украшение» – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшений каких-либо предметов и архитектурных сооружений.

Ритуал – исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. С понятием Р. тесно связаны понятия «обычай», «обряд», «церемония». В XIX – начале XX вв. важное место в изучении Р. занимали проблемы взаимоотношения Р. и мифа: решался вопрос, что первично, миф или Р. Сегодня большинство культурологов склоняются к тому, что это две формы выражения одной и той же символики, ни одна из которых не может быть признана первичной по отношению к другой.

Синкретизм – от греч. «соединение, объединение» - слитность, нерасчлененность, характеризующая состояние мифологической культуры. Можно выделить следующие формы проявления С. в мифологической культуре: а) С. человека и мира в первобытной картине мира; б) С. бытия и мышления в образах и реалиях культуры; в) С. деятельности и жизнедеятельности человека; г) С. абстрактного и конкретного в мифологическом мышлении.

Славянская мифология – совокупность религиозно-мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до конца I тыс. н.э.), носящая отрывочный характер. Мифологические славянские тексты не сохранились, во-первых, силу бесписьменности славян в языческую эпоху, во-вторых, из-за решительной борьбы христианской церкви против язычества. Реконструкция славянской мифологии ведется на основе вторичных письменных данных, фольклорных и вещественных источников. Согласно верованиям древних славян, вся природа была одухотворена, населена добрыми и злыми духами. Многие животные и растения имели свое мифологическое значение, были связаны с обрядами и праздниками. Праздники связывались с почитанием предков, солнечными циклами, сельскохозяйственными работами. Вся жизнь человека была поэтически осмыслена и эстетизирована. Антропоморфизм и космогоничность не были характерны для С.м.: в мифах славян чаще всего содержатся сведения об устройстве мира (космологии) по законам живой природы (зооморфизм), нежели по образу человека и практически не встречаются повествования о процессе рождения мира. Мир описывался системой двоичных противопоставлений (бинарных оппозиций), определявших пространственные, временные, социальные и т.п. характеристики (жизнь – смерть, счастье – злосчастье, небо – земля, зима – весна, чет – нечет и т.д.). Введение христианства в славянских землях положило конец официальному существованию С.м., сильно разрушив ее высшие уровни, персонажи которых стали рассматриваться как отрицательные, если только не были отождествлены с христианскими святыми. Низшие же уровни С.М. как и система общих противопоставлений, оказались гораздо более устойчивыми и создали сложные сочетания с христианской религией (т.н. «двоеверие»).

Теокосмогонии – сложные мифологические комплексы, в которых повествуется о происхождении богов и рождении мира, обусловленном отношениями богов.

Тотемизм – одна из ранних форм религии, основу которой составляет вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных или растений. Животные или растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. Позднее в отношение к тотему были привнесены элементы социальных и кровно-родственных отношений. Члены родовой группы стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и тотема. Впоследствии в связи с отношением к тотему в родовой группе возникает целая система табу. Таким образом, Т. в мифологических культурах выполнял интегрирующую и регулятивную функции.

Фетишизм – одна из ранних форм религии, поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сакральные свойства. Впервые эта форма религиозных верований была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем многочисленные аналоги были выявлены в религиях почти всех народов. Суть первобытного Ф. заключается в том, что человек усматривал в поразивших его предметах свойства, которые не проявлялись в обычных ситуациях. Сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, предметы. Приносящие или отнимающие удачу, есть ни что иное, как отголосок, пережиток первобытного Ф.

Этиологизм – от греч. «причина, основание» – свойство мифологического мышления, в котором дается объяснение особенностям предметов, явлений, существ. Э. в мифологическом мышлении тесно связан с генетизмом: представления мифологического человека об устройстве мира выглядят как рассказы о происхождении его элементов.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


1. Какому из понятий мифологической культуры соответствует следующее определение: «Нерасчлененность, слитность человека и мира, а также однородность всех сфер жизнедеятельности человека»?

а) анимизм;

б) фетишизм;

в) синкретизм;

г) тотемизм.
2. Выберите свойство, НЕ присущее мифу как типу культуры:

а) непосредственно данное осознание жизни;

б) синкретизм;

в) непосредственность отношения сознания и вещи;

г) целостность восприятия мира как органического целого;

д) критическое осмысление действительности человеком;

е) однородная структура пространства;

ж) циклическая структура времени.


3. Перечислите признаки мифа:

а) синкретизм, антропоморфизм, анимизм;

б) зооморфизм, символизм, генетизм;

в) социоморфизм, этиологизм, парадигмальность;

г) все перечисленные.
4. Выберите из перечисленных ниже признаков мифа те, которые характерны для славянской мифологии.

а) зооморфизм, анимизм, космологичность;

б) антропоморфизм, космогоничность, символизм;

в) социоморфизм, теогоничность, эсхатологичность.


5. От какой эпохи в науке принято вести отсчет истории мировой культуры?

а) от бронзового века;

б) от эпохи Ранних цивилизаций;

в) от каменного века;

г) от античности.
6. Назовите исторические этапы развития культуры верхнего палеолита:

а) палеолит, мезолит, неолит;

б) перигорд, ориньяк, солютре, мадлен;

в) каменный, бронзовый, железный века.


7. Когда человечество переживало «неолитическую революцию»?

а) 6-8 тыс. лет назад;

б) 4-5 тыс лет назад;

в) 15-8 тыс. лет назад.


8. Когда возникает изобразительное искусство?

а) в период палеолита;

б) в период неолита;

в) в период бронзового века.


9. Когда возникают ранние религиозные верования?

а) в период палеолита;

б) в период бронзового века;

в) в период железного века.


10. Какое из ранних религиозных верований Э.А.Тайлор считает обязательным «минимумом» любой религии:

а) фетишизм;

б) анимизм;

в) тотемизм;

г) магию;

д) ведизм.


11. Как называется ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и в вере в свое происхождение от них?

а) анимизм;

б) тотемизм;

в) фетишизм;

г) магия.
12. Как называется ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами?

а) анимизм;

б) фетишизм;

в) тотемизм;

г) магия.
13. Подберите верное определение к понятию «анимизм»:

а) поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

б) обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека воздействовать на людей и явления природы;

в) вера в духов и души, управляющих людьми, предметами и явлениями окружающего мира.


14. Какая из перечисленных Ранних цивилизаций является самой древней?

а) шумерская;

б) китайская;

в) крито-микенская;

г) индийская.
15. Какие культы встречаются в основаниях практически всех раннецивилизационных культур?

а) культ предков;

б) культ власти;

в) заупокойный культ;

г) культ Солнца;

д) все перечисленные;

е) перечисленные в в) и г).
16. Как называется характерная особенность искусства Ранних Цивилизаций, выражающаяся в строгом следовании своду положений, имеющих непреложный, догматический характер, санкционированных социальными институтами?

а) традиция;

б) канон;

в) норма.


17. К типологическим признакам культуры Ранних цивилизаций НЕ относится:

а) традиционность;

б) каноничность;

в) динамичность;

г) городской характер;

д) письменный характер.


18. Какой пантеон богов считается наиболее многочисленным?

а) пантеон индийских богов;

б) пантеон китайских богов;

в) пантеон богов шумеро-вавилонской цивилизации;

г) пантеон египетских богов.
19. Назовите имя египетского фараона-реформатора, которому обязана своим существованием Амарнская эпоха.

а) Тутанхамон;

б) Аменхотеп III;

в) Аменхотеп IV;

г) Рахотеп.
20. Какое из перечисленных сооружений является памятником древнеегипетской культуры:

а) храм Кааба;

б) храм в Луксоре;

в) висячие сады Семирамиды;

г) Парфенон;

д) мегарон.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ





  1. Проведите краткий сравнительный анализ древнегреческой и славянской мифологий. Как связаны национальные мифологические традиции с типологическими признаками культур разных народов?

  2. Какими свойствами обладают время и пространство в мифологической картине мира?

3. Чем похожи и чем различаются мифологические системы Месопотамии и Древнего Египта?

  1. Какие отрасли знания развивались в Древнем Египте наиболее эффективно? Почему?

Какова специфика культуры Древнего Китая по сравнению с культурами иных Ранних цивилизаций?

  1. Каковы основные достижения культуры Древней Индии?

  1. Что такое «храм»? Дайте описание следующим типам древних храмов: месопотамский зиккурат, микенский мегарон, греческая базилика, иудейская скиния, зороастрийский храм огня.

  2. Что такое «семь чудес света»?



ЛИТЕРАТУРА




  1. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

  2. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. Тверь, 1993.

  3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

  4. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М.Бонгард-Левина. М.,1989.

  5. История мировой культуры / Маркова А.Н. и др. М., 1995.

  6. История мировой и отечественной культуры. Саранск, 1994.

  7. Культура Древнего Египта / Под ред. И.С.Канцельсон. М., 1976.

  8. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

  9. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. М., 1989.

  10. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

  11. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М.,1995.

  12. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М., 1989.

  13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.,1987.

  14. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 1996.

  15. Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с фр. М., 1996.

  16. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. СПб., 1997.

1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С.150.

2 Дьяконов И.М. Протописьменный период в Двуречье // История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М. 1983. Ч.1. С.144.

3 См.: Дмитриева Н.А., Виногорадова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986. С.15.

4 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М., 1989.

5 См.: Элиаде М. Аспекты мифа: Пер. с фр. М., 1996.

6 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М., 1996. С.223.

7 Юнг К.Г. Указ. соч. С. 238-239.

8 Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя / Красная книга культуры. М., 1989. С.125.

9 Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. С.364.

10 См.: Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. М., 1989.

11 Там же. С.44.

12 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. С.243.

13 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли: Пер. с фр. М., 1988. С.135-136.

14 Там же.


15 См.: Франкфорт Г. и др. В преддверии философии. М., 1984.

16 Симонов П.В. Происхождение духовности. С.87.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница