4. Программа реконструкции г. Киншаса



Скачать 167.79 Kb.
Дата09.05.2016
Размер167.79 Kb.




Содержание

Введение...2

Глава I

1. Проблемы градостроительного развития г.Киншаса...7



1.1. Особенности градостроительной ситуации...7

1.2. Тенденции градостроительного развития... 12

1.3. Проблемы реконструкции г.Киншаса...26

1.4. Выводы 1. Задачи градостроительной реконструкции г.Киншаса...31

Глава II

2. Опыт решения проблем градостроительного развития...33

2.1. Опыт развивающихся стран...33

2.2. Опыт развитых стран...43

2.3. Выводы 2. Сравнительный анализ эффективности решения градостроительных проблем...49

Глава III

3. Механизмы градостроительной реконструкции стихийно развивающихся городов...52

3.1. Концепция градостроительной реконструкции...52

3.2. Решение проблем градостроительного развития...60

3.3. Пилотный проект преобразования жилых кварталов г.Киншаса...65

3.4. Выводы 3. Закономерности и принципы градостроительной реконструкции стихийно застроенных

городов...74

Глава IV

4. Программа реконструкции г.Киншаса...76

4.1 Предложения по составу реконструктивных мероприятий для районов г.Киншаса...76

4.2. Общие выводы... 103

4.3. Заключение... 104

4.4. Список используемой литературы...105

Введение

Введение


Проблемы стихийно растущих городов специфичны, прежде всего, для развивающихся молодых независимых государств «третьего» мира. Они обусловлены динамикой социально-экономичных и демографических и миграционных процессов. При этом формируемый социально-бытовой уклад жизни новых горожан отличается как от типичного городского, так и от сельского. От собственно городского уклада жизни он отличается практически полным отсутствием инженерного благоустройства, а от сельского — редким ограничением свободы пользования природными ресурсами места жительства. В результате складывается специфичная полугородская полусельская среда крупных массивов застройки, единственными структурообразующими элементами которых служит дорожно-тропиночная сеть. Рисунок и регулярность частей этой сети складывается под влиянием рельефа местности, гидрографии и распределения различных форм растительности, общих направлений хозяйственных связей в районе расселения.

Экономическая привлекательность столиц и крупных торгово-промышленных и транспортных центров определяет их активный неплановый территориальный рост, который особенно усиливается в периоды политической нестабильности и межэтнических войн. Неуправляемый стихийный рост городов молодых независимых государств Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии характеризуется общностью проблем, с которыми сталкиваются местные государственные органы управления.

Среди этих проблем необходимо назвать траиду: нехватка благоустроенных жилищ, низкая занятость и недостаточный уровень доходов населения, слабая развитость инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Очевидно, что решение всех перечисленных проблем имеет

3

территориальный аспект. Поэтому переход от неуправляемой стихийной урбанизации стран «третьего мира» к эффективному градорегулированию становится насущной задачей современного периода. Понимая данную задачу как актуальный вызов времени, необходимо с научно-практической точки зрения исследовать закономерности текущих урбанизационных процессов и найти механизмы их управляемой трансформации.



Актуальность исследования проблемы реконструкции стихийно растущих поселений и превращения их в современные благоустроенные города для градостроительной науки и практики определяется прежде всего масштабом урбанизационного процесса, протекающего на 60% суши и затрагивающего окол 4 млрд. человек. Особенность данного процесса состоит в том, что он развивается в беднейших странах, не обладающих достаточными ресурсами и управленческим потенциалом для его регулирования.

Следовательно, решение проблемы в теоретическом плане сводится к определению содержания минимально достаточных управленческих воздействий на процесс стихийной урбанизации с целью его трансформации в планируемый рост городов. Эта задача предполагает изучение общих закономерностей стихийной урбанизации, выработки принципов реконструкции стихийно застроенных территорий и определения возможностей влияния ограниченных государственных инвестиционных программ на интеграцию усилий различных слоев складывающегося городского сообщества и направление их на планомерное формирование и реконструкцию городской среды.

В практической сфере решение проблемы преобразования стихийной застройки в благоустроенную городскую среду локализуется в поиске механизмов градостроительной реконструкции, позволяющих в совокупности обеспечить необходимые качественные и количественные характеристики планировочной организации функциональных зон городов.

Решение этих задач имеет важное общетеоретическое и прикладное значение не только для градостроительства развивающихся стран, поскольку

4

все муниципалитеты мира заинтересованы в повышении эффективности бюджетных инвестиций и создании условий для развития управляемой инвестиционной активности населения.



Несмотря на то, что градостроительная практика широко оперирует с задачами реконструкции сложившейся городской ткани и в совокупности дает примеры комплексного решения архитектурных и инженерно-планировочных вопросов, в теоретическом аспекте проблема преобразования значительных по величине стихийно застроенных территорий в достаточной мере не раскрыта. Этим определяется научная новизна как постановки, так и решения проблемы.

Исследование строится на сочетании статистико-аналитических и графо-аналитических методов. Для анализа выбраны известные примеры реконструкции городов и нового строительства в различных, прежде всего, в «молодых» независимых государствах, где постановленная проблема наиболее остра. Сравнительный анализ проектной практики реконструкции городов позволяет выявить не только общие проблемы градостроительства, но и вскрыть некоторые закономерности городского неуправляемого развития. Динамика мирового урбанизационного процесса во второй половине XX века показывает масштабы грядущей и неизбежной реконструкции, ее социально-политическую и социально-экономическую значимость, а также географию распространения и, следовательно, применимости результатов исследования для градостроительной практики.

С географической точки зрения объект исследования ограничен быстро растущими городами и агломерациями тропической зоны с жарким климатом, где природные условия способствуют развитию неуправляемых стихийных форм градостроительства. Критикуя такое развитие и показывая его нерациональность, великий зодчий нашего времени Ле Корбюзье отмечал «путь людей — путь ослов» и доказывал своими проектами эффективность применения регулярных планировочных сеток. Тем не менее, мировой урбанизационный процесс иллюстрирует живучесть и объективность стихийного градостроительства, а значит и необходимость поиска менее

5

радикальных, более «щадящих» и, может быть, более продолжительных и, следовательно, менее затратных механизмов реконструкции. Таким образом, предмет исследования локализуется в области формирования системы эффективных методических подходов к задачам градостроительной реконструкции крупных стихийно застроенных городских территорий в странах с жарким климатом и, прежде всего, для молодых независимых государств центральной Африки. В качестве типичного примера для проведения исследования выбрана республика Конго и, в частности, ее столица город Киншаса с 7 миллионным населением, большая часть которого расселилась на стихийно занятых землях, полностью игнорируя решения генерального плана города.



Поиск приемов последовательной трансформации и реструктуризации аморфной градостроительной системы Киншасы и формирования на этой основе предложений для нового генерального плана города является главной практической целью исследования. В результате исследования предлагаются к защите механизмы и методы комплексной градостроительной реконструкции, решения жилищной, транспортной, инженерной, социальной и экологической проблем города.

Для достижения поставленной цели и обоснования полученных результатов проанализированы теоретические и практические разработки ведущих российских и мировых градостроителей и ученых. В частности: Н.В.Баранова; В.Н.Белоусова; Ю.П.Бочарова; В.В.Владимирова; Н.М.Демина; А.О.Кудрявцева; О.К.Кудрявцева; В.Р.Кропиуса; Н.И.Наймарка; В.А.Лаврова; Е.М.Маркова; Д.С.Самойлова; И.М.Смоляра; Г.Н.Фомина; T.Garnier; P.Geddes; H.George; W.Gropins; W.Christaller; Le.Corbusier; Hilberseimer; E.Howard; K.Lynch; A.Soria; W.L.Wright и др.

Кроме того, в работе изучен опыт градостроительной реконструкции как развивающихся, так и развитых стран, рассмотрен исторический процесс формирования градостроительной структуры г.Киншасы на фоне

6

общенациональных особенностей расселения и урбанизации на территории Демократической Республики Конго (ДРК).



Диссертация насчитывает четыре главы, введение и заключение, содержит 104 стр. машинописного текста, 22 графических иллюстраций, список литературы в объеме 86 источников.

ГЛАВА 1.


ПРОБЛЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ г.КИНШАСА

1.1 Особенности градостроительной ситуации

Природно-географические условия Демократической Республики Конго расположены в центральной части Африканского континента, по обе стороны от экватора. Территория Конго равна 2 345,4 тыс. кв. км. По площади это третье (после Судана и Алжира) государство Африки. На западе и северо-западе страна граничит с Республикой Конго - в основном по р. Конго и ее притоку Убанги; на севере - с Центральноафриканской Республикой (по р. Убанги и ее притоку Мбому); на северо-востоке - с Суданом; на востоке - с Угандой, Руандой, Бурунди и Танзанией (по оз. Танганьика); на юге и юго-востоке - с Замбией; на юго-западе - с Анголой (граница наибольшего протяжения). Длина морской береговой линии - около 40 км.

Особенности тектонического строения территории страны, платформенный характер ее развития за период нескольких геологических эпох определили рельеф: преобладание равнин и всхолмленных плато с небольшим колебанием относительных высот.

Страна исключительно богата природными ископаемыми. Имеются значительные месторождения: меди, кобальта, алмазов, золота, серебра, урана, цинка марганца, германия, вольфрама и других редкоземельных металлов. Основная часть всех этих природных богатств сосредоточена в провинции Катанга, которую справедливо называют "геологическим чудом ".

В северо - восточной части страны находится водопад Стэнли - серия водопадов и порогов, по которым река Конго примерно за 100 км спускается до высоты 457 м. Далее следует судоходный отрезок длиной 1 609 км, переходящий в Малебо - Пул (когда - то Стэнли - Пул ) -

8

пространство шириной свыше 20 км, разделяющее Киншасу, столицу ДРК и Браззавиль столицу Республики Конго. За Малебо - Пулом находятся водопады Ливингстона, 354 - километровый отрезок, включающий целую серию порогов и 32 водопада.



Климат - тропический; жаркий и влажный. В южной части (зона экваториальных муссонов) имеет место периодическая смена двух противоположных по свойствам воздушных масс. В летние месяцы сюда проникает с севера влажный экваториальный воздух (экваториальный муссон), и устанавливается дождливый сезон; зимой преобладание получает сухой тропический воздух юго - восточного пассата, почти не дающий осадков.

По мере удаления от экватора влияние экваториального муссона ослабляется, влияние же юго - восточного пассата усиливается, в связи с чем продолжительность сухого зимнего сезона увеличивается до 5 - 6 месяцев (с мая по сентябрь - октябрь) , а годовое количество осадков уменьшается с 1500 до 1000 мм. Температурные условия мало отличаются от экваториальных; только несколько возрастают годовые колебания температур.

Социально — экономические особенности планировки и застройки

Благоприятные климатические условия, природные и людские ресурсы дают потенциальную возможность быстрого развития экономики Конго. Основу экономики занимает сырьевой сектор, имеющий ярко выраженную экспортную направленность.

Основные отрасли хозяйства базируются на производстве и частичной переработке минерального и сельскохозяйственного сырья. В ХХв. Конго занимало одно из ведущих мест по производству и экспорту алмазов, кобальта, меди, германия, кадмия, других цветных и редких металлов. В стране создан целый ряд горнопромышленных предприятий

9

мирового значения, в том числе крупные горнометаллургические комбинаты по производству черновой и высококачественной электролитической меди, кобальта, кадмия, серебра, олова, цинка, германия.



С развитием горнодобывающей промышленности, особенно мощностей цветной металлургии, связан рост энергетической базы. Основные потребности в энергии обеспечивают крупные гидроэлектростанции.

Обрабатывающая промышленность (не считая металлургии) развита слабо. Она представлена отраслями по переработке сельскохозяйственной продукции, текстильной промышленностью, производство стройматериалов и некоторыми другими. Предприятия размещены по территории страны неравномерно, в основном сконцентрированы в Киншасе.

Экономика ДРК, стала ухудшаться с середины 1980-х годов. Постоянные военные и межэтнические конфликты, коррупция в правительстве, слабо развитая инфраструктура, запутанность в законодательстве препятствуют проникновению инвестиций в экономику. Иностранные компании свернули свою деятельность с началом военных действий.

Основной экономический потенциал страны - залежи минеральных ископаемых. Лесные запасы страны оцениваются как самые большие в Африке. Гидроэнергетический потенциал страны 50% всего гидроэнергетического потенциала Африки. Кроме того, для выработки электроэнергии страна использовала лес, уголь, нефть. Внешний транспорт представлен: речным, воздушным, железнодорожным и автомобильным. Транспортная система слабо развитая в результате военных конфликтов значительно разрушена. В большей степени функционирует лишь судоходство. Железная дорога общей протяженностью - 5138 км в результате разрушений функционирует лишь на отдельных участках. Автодороги общей протяженностью - 175.000 км находятся в крайне

10

неудовлетворительном состоянии. Скоростных дорого всего 30 км. Значительная часть грузоперевозок осуществляется воздушным транспортом в стране имеется 232 аэродрома (из них со взлетно-посадочными полосами с твердым покрытием всего 24).



Демографическая структура

Численность и динамика населения. В Африке Конго занимает пятое место по численности населения. По официальным данным на 2003г., населения ДРК составляло 52.771,000 тыс. человек. (Спр.ЦРУ) Таблица №1.

Численность и динамика населения ДРК

год Численность населения млн. чел.

1 1970 21.638.000

2 1974 24.327.000

3 1976 25.567.100

4 1980 28.290.000

5 1984 29.671.000

6 1992 40.000.000

7 1995 44.060.636

8 1997 47.440.362

9 1998 48.900.000

10 2000 51.964.999

11 2003 52.771.000

Население размещено очень неравномерно в в среднем на обжитых территориях 12 человек на 1 кв. км. Это несколько меньше, чем в среднем по континенту (14 человек на 1 кв. км). На большей части

11

территории Конго плотность населения значительно ниже - 3 - 5 человек на 1 кв. км. Слабо заселены лесные пространства и заболоченные долины рек, где плотность не превышает 3 человек на 1 кв. км. На востоке, в горных районах, плотность населения достигает 100 человек на 1кв. км. Высокой плотностью отличаются также низовья р. Конго, бассейн р. Касаи (местами до 50 человек на 1 кв. км), отдельные районы по берегам рек Убанги и Уэле, а также окрестности горнопромышленных центров в области Шаба. В тропических лесах центральной зоны вдали от судоходных рек встречаются почти незаселенные территории.



Крайне высокий общий рост численности населения связан как с естественным приростом - одним из самых высоких в Африке, так и с чрезвычайно высоким уровнем миграции. Прирост населения составляет 3,1% в год по данным на 2001 г. Рождаемость составляет 47 новорожденных на 1000 чел населения. Однако, не менее высок и уровень смертности 16 смертей на 1000 жителей. Детская смертность порядка 100 на 1000 новорожденных. Продолжительность жизни для страны в целом 48.9 года. Крайне высок % заболевания ВИЧ, инфицировано порядка 1.1 млн. чел.(на 1999г.) Смертность порядка 100 тыс. в год.

Миграция значительная, однако, при этом большое количество жителей ДРК приобрела за последние 10 лет. Необходимо отметить следующий факт, в 1994 г. в страну перебралось более 1 млн. беженцев спасаясь от войны между племенами тутси и хуту. Однако, начавшиеся внутри страны военные столкновения заставили более 900 тысяч из них вернуться в Руанду. Однако в результате конфликтов на территории ДРК более 173 тыс. беженцев погибли. Вооруженный конфликт 1998г. с участием войск Уганды и Руанды привел к миграции в иные районы страны более 1.8 млн. конголезцев, значительная их часть осела в столице Киншаса. Более 300 тыс. жителей эмигрировало в соседние страны.

Этнический состав: около 200 африканских этнических групп -главным образом народы языковой семьи Банту: Монго, Луба.

12

Этнографическая ситуация в стране схожа во многом с соседними африканскими странами: многочисленные племена, живущие в стране, не имеют ни экономических ни культурных предпосылок для объединения. Народности и племена банту, образуют большинство населения страны, занимают две трети всей территории ДРК. Племена эти пришли с северных и западных районов в период с 10 по 14 вв. Некоторые племена образуют несколько своего рода культурных районов: Монго (центр), Конго (запад), Луба (южно - центральные земли), Лунда (юг), Бемба (юго - восток), Касаи (юго - запад). На севере и северо - востоке живут племена нгала, буджа, бира, кууму, лега. Племена пигмеев (бамбути, тва, бабинга) населяют лесные заповедники районы озер и лесных рек.



В стране насчитывает до 200 языков и наречий. Французский -единственный официальный язык, используется в государственных учреждениях, крупном бизнесе, международных отношениях. Большее распространение приобрел язык лингала - на нем говорит большинство военных, преобладает он и в столице — Киншасе.

Административно страна подразделяется на 10 провинций и один город: Ба-Конго, Бандунду, Касаи-Ориенталь, Катанга, Маньема, Нор-Киву, Ориенталь, Сюд-Киву, Экватёр и столица г. Киншаса.

1.2. Тенденции градостроительного развития до периода колониализма.

В средние века в пределах Демократической республики Конго образовалось около десятка государств. Самое древнее из них - Бошонго -возникло в X веке. Впоследствии на территории современной Демократической республики Конго сложились государственные образования: в низ. р.Конго - Конго (XIII-XIX вв), Каконго и Нгойо (возникли в XVI в.), Матамба (XIV-XVII вв), в центральной части современной ДРК -

13

Куба (XVI в.), на плато Катанга - государства - Луба и Лунда, в междуречье и р. Квилу — Касонго. Расселение на территории каждого из государств происходило с учетом общих направлений развития - вблизи основных путей сообщения , главным образом вдоль водных магистралей и в первую очередь вдоль р. Конго. Дороги существовали лишь как устойчивые направления, по которым осуществлялась передвижение торговых караванов и военных экспедиций. Г.М.Стэнли в своих описаниях уже отмечает тот факт, что за год дороги исчезали (зарастали), настолько, что даже опытные проводники вели экспедицию лишь руководствуясь общим направлением, либо используя реки.



Поселения по численности можно подразделить на два вида: большие деревни с населением 2.5 -3 тысячи жителей (порядка 500 домов) и маленькие деревни с населением 10-15 человек фактически представляющие патриархально-общинную ячейку. Количество больших деревень на территории страны в целом не превышало полутора десятков. В основном сконцентрированных вдоль главных водных артерий (Конго). Малые деревни располагались достаточно равномерно по территории Конго, однако имелись значительные территории наиболее удаленные от водных магистралей, которые вообще не были заселены.

Планировочно поселения различных племен населявших Конго значительно отличаются друг от друга. Соответственно используются различные планировочные приемы. Различны не только планировочная организация поселений, но и формы организации жилища и общественных построек.

На территории преимущественного расселения народности банту, преобладающим типом жилого дома являлись прямоугольные мазанки с двускатным крышами из травы или пальмовых листьев. Так же выглядят и строения общего пользования. Это - прежде всего "дом собраний " -длинный, на столбах навес, часто без стен, где мужчины, занимаясь ремесленными работами, обсуждают вопросы деревенской жизни,

14

принимают важные решения. Женщинам сюда вход запрещен. Общими являются также зернохранилища, культовые сооружения. Здания располагались параллельными рядами вдоль дороги или в виде прямоугольника вокруг открытой площадки, которая использовалась для собрания племени. Доминантой поселения являлась группа общественных построек. [86:408]



У народностей Бачокве и Балунда тип дома другой - круглые хижины с конической крышей. В деревне они располагаются не рядами, а по кругу, в центре которого находится - "дом собраний ".

Рассматривая типологию жилища в Конго необходимо учитывать и формы организации жилища в Центральной Африке в целом т.к. они непосредственно оказывали и продолжают оказывать влияние на застройку в современном Конго ввиду значительных миграционных потоков. Необходимо отметить, что тип жилища на территории Центральной Африки практически не менялся. В Западной части Экваториальной Африки (Атлантическая зона) на территории современных: Нигеррии, Того, ДРК, Республики Конго, Габона, Анголы, Камеруна и ряда др.государств использовались 15 типов жилых построек. Условно их можно разделить на три категории: прямоугольные с внешним периметром стен, палаточного или шатрового типа и круглые. Форма кровли значительно варьируется в зависимости от района и отлична по использованию материалов, также значительно видоизменяется материал (дерево, глина, пальмовые листья) и конструкция стен.

Вдоль побережья в основном использовалась прямоугольная или квадратная в плане форма дома. В средней зоне в основном применялись дома круглые в плане, а во внутренних районах преимущественно использовалась шатровая -палаточная конструкция, в основном также прямоугольная в плане. В отдельных районах распространена более сложная структура жилища, совмещающая круглый и прямоугольные планы.

15

Традиционные поселения на территории современной Демократической Республики Конго не зависимо от планировочной организации имели четко выраженную функциональную структуру, внутреннюю пешеходную коммуникационную систему, связанную с внешней сетью дорог.



Город Шаса, получивший впоследствии название Киншаса, расположился вдоль реки Конго и был образован из нескольких маленьких и больших деревень. Большие деревни тянулись на один - два километра и насчитывали до 500 домов и 2,5 - Зтыс. жителей, образуя несколько параллельных рядов. Другие большие деревни располагались двумя рядами по обе стороны дороги.

Колониализм

В последней четверти XVb. в Тропическую Африку начали проникать европейцы. Первым европейцем, посетившим устье р. Конго (Заир) , оказался португальский мореплаватель Диогу Кан . Это было в 1482 г. С этого момента начался период Португальской колонизации Конго, сопровождавшийся многочисленными, но безуспешными восстаниями, продолжавшимися вплоть до конца XIX века. Однако в рядах восставших не было единства, восстания эти были обречены на провал.

С середины XV века под покровительством местных племенных вождей начала развиваться работорговля. Работорговля принесла местному населению неисчислимые бедствия: она сокращала людские ресурсы (всего было вывезено около 10 млн.рабов), разрушала хозяйственную жизнь целых районов, провоцировала междоусобные конфликты.

В 1876 г. Бельгия создала Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Центральной Африки и стала направлять в Африку миссионеров, путешественников. Они от имени бельгийского короля Леопольда II заключали с местными племенами договоры "о дружбе и покровительстве ". Одним из таких исследователей был Генри

16

Мортон Стенли (Джон Роулендс) 1841-1904 гг . В 1871-72 г. как корреспондент газеты «Нью-Йорк герольд» он участвовал в поисках Д. Левингстона и совместно с ним исследовал озеро Танганьика (территория ДРК). В 1874-1877 г. пересек Африку с Востока на Запад проследил все течение реки Конго (Заир) (об этом им были написаны две книги «Мое первое путешествие в Конго» и «По Конго до устья». В период с 1879-84г. находился на службе у бельгийского короля Леопольда II, занимался исследованиями территории Конго. Именно из военного лагеря Стенли в 1881 г. возникла современная столица Конго Киншаса. Стенли назвал свой базовый лагерь Леопольдвиль и это название закрепилось за этим поселением вплоть до 1966г, когда после обретения независимости город получил название Киншаса по названию одной из находившихся здесь ранее деревень. С 1926 г. Леопольдвиль (Киншаса) является административным центром колонии, а после обретения независимости стал столицей государства.



На Берлинской конференции 1884 - 1885 гг. Леопольд II добился решения о создании Свободного (или Независимого) государства Конго — этот статус определял территорию как личное владение короля Бельгии. В 1908 г. под влиянием внутри бельгийских политических процессов Конго было объявлено колонией Бельгии.

Система расселения периода колонизации

Города стали возникать в стране на рубеже XIX - XX столетий, когда многочисленные иностранные монополии начали развивать в стране горнодобывающую промышленность, энергетику, прокладывать железные и автомобильные дороги. В середине 30-х годов XX века только два города имели более 10 тыс. жителей.

В столице страны Киншасе (до 1966 - Леопольдвиль) раскинувшейся на площади 40 км2 и протянувшейся вдоль р. Конго (Заир) на 25 км, проживает ныне свыше 7 млн. человек. Это один из крупнейших ныне



Список литературы


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница