4. предприятия и заводы оборонной промышленности



Скачать 288.33 Kb.
Дата08.05.2016
Размер288.33 Kb.

4. ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗАВОДЫ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ И ЗАВОДЫ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

АВИАЦИОННЫЕ ЗАВОДЫ


№1         Основан в 1893 г. в Москве как мастерская для производства велосипедов. В 1900 г. преобразована в АО «Дукс» (производство, в 1910 г. предприятие перепрофилировано на самолетостроение. С 1918 г. – Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ-1). В 1923 присвоено имя ОДВФ, в 1925 г. – им. Авиахима. В 1927 г. ГАЗ-1 переименован в завод №1 им. Авиахима, с 1941 г. – завод им. И.В. Сталина. В октябре 1941 г. завод эвакуирован в Куйбышев (ныне Самара) на территорию завод №122 НКАП и получил название Куйбышевский авиационный завод им. Сталина. В 1958 перепрофилирован на производство ракетной техники с передачей ГКОТ. С 1961 г. - завод «Прогресс».

 

№18       Куйбышевский авиационный завод, Самара. Ныне ОАО «Авиакор - авиационный завод».



 

№21       Горьковский авиационный завод «Сокол» (завод им. С. Орджоникидзе), Нижний Новгород. Основан в 1932 г. как авиационный завод №21. В 1936 г. заводу присвоено имя Серго Орджоникидзе. В 1994 г. преобразован в ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

 

№22       Казанский авиационный завод, Казань. В ноябре 1941 г. на территорию авиазавода в Казани был эвакуирован Московский авиазавод им. С.П. Горбунова и вскоре эти два предприятия были объединены в Казанский авиационный завод №22 им. С.П. Горбунова. С сер. 60-х гг. - Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) им. С.П. Горбунова.



 

№23       Основан обществом «Руссобалт», в 20-е гг. передан в концессию «Юнкерсу», с 30-х гг. – завод №22. В 1941 г. эвакуирован в Казань. В подмосковных Филях на месте эвакуированного завода создан авиационный завод №23 НКАП. В 1960 г. завод становится производственной базой ОКБ-52 В.Н. Челомея, в 1961 г. переименован в Машиностроительный завод им. М.В. Хруничева. С 1962 г. предприятие перепрофилировано на ракетно-космическую тематику. В 1993 г. МЗ им. М.В. Хруничева и КБ «Салют» объединены в ГК НПЦ им. М.В. Хруничева. В 1995 г. МЗ им. М.В. Хруничева объединился с НПО «Молния» в Ракетно-космический завод. В 2002 г. в состав ГКНПЦ входили КБ «Салют», Ракетно-космический завод, Завод по испытаниям и эксплуатации ракетно-космической техники, Завод медтехники и товаров народного потребления, НИИ Космических систем, КБ «Арматура».

 

№30       Московский машиностроительный завод «Знамя Труда», Москва. История завода начинается с основания в 1893 г. акционерного общества «Дукс», в 1918 г. преобразован в Государственный авиазавод №1 (ГАЗ №1), затем в завод №1 и завод №30. В 1965 г. получил название Московский машиностроительный завод (ММЗ) «Знамя Труда», в 1973 г. преобразован в Московское авиационное производственное объединение (МАПО). С 1992 г. – МАПО им. П.В. Дементьева, с1995 г. – МАПО «МиГ». Имеет сборочный филиал в Луховицах (Луховицкий машиностроительный завод, ныне ЛАПИК – Луховицкий авиационный производственно-испытательный комплекс).



 

№31       Тбилисский авиационный завод им. Димитрова, Тбилиси (Грузия). Создан в 1941 г. на базе эвакуированных Севастопольского и Таганрогского заводов. Ныне Тбилисское авиационное государственное объединение (ТАГО).

 

№39       Иркутский авиационный завод, Иркутск. Основан в 1932 г. как Иркутский машиностроительный завод №125, в 1941 в объединен с эвакуированным из Москвы авиазаводом №39 им. Менжинского и в конце 1941 г. объединенное предприятие получило название «Завод №39 им. Сталина». С 1963 г. – Иркутский машиностроительный завод, с 1975 г. – Иркутский авиационный завод, с 1982 г. – Иркутский авиационный завод им. 60-летия Союза ССР, с 1989 г. – ГП «Иркутское авиационное производственное объединение». В 1992 г. предприятие преобразовано в ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение» (ИАПО), ныне ОАО «Иркутская научно-производственная корпорация «Иркут».



 

№47       Основан в Ленинграде в 1926 г. как Ремонтные мастерские №3 (РМ-3) треста «Промвоздух» УВВС РККА. Позже РМ-3 переименован в авиаремонтный завод «Ремвоздух» В 1928 г. передан в состав «Авиаремтреста» и в 1930 г. получил название авиаремонтный завод №47. В 1941 г. эвакуирован в г. Чкаловск (с 1958 г. – Оренбург) на территорию авиаремонтных мастерских авиаучилища №1 ВВС КА. В 1950-е гг. получил название Оренбургский вертолетный завод. В 1986 г. преобразован в ПО «Стрела» в составе 5 специализированных производств. Ныне в ФГУП «ПО «Стрела». В 2004 г. вошло в ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Серийный номер – 01147.

 

№49       Таганрогский машиностроительный завод.



 

№64       Воронежский авиационный завод, Воронеж. Ныне Воронежское авиастроительное объединение (ВАСО).

 

№82       Образован в 1932 г. в подмосковном п. Тушино как завод №62 ГУ ГВФ. Впоследствии передан в ведение НКТП, затем в ГУАП. С 1936 г. получил название завод №81 НКТП. В 1941 г. заводу передан Тушинский аэродром НИИ ГВФ. В июле 1941 г. завод эвакуирован в Омск и вошел в сотав завода №166 НКАП. В 1942 г. на территории эвакуированного завода №1 создан новый Государственный Союзный завод №82 НКАП. С 1963 г. - Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ). В 1997 г. преобразован в ОАО ТМЗ.



 

№84       Ташкентский авиационный завод им. В.П Чкалова, Ташкент (Узбекистан). Эвакуированный в 1941 г. из подмосковных Химок в Ташкент авиазавод №84. С1973 г. – Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ). В 1996 г. преобразовано в ГАО ТПАОиЧ.

 

№86       Создан в Таганроге в 1943 г. как ремонтный завод №86 на территории бывшего завода №31. В 1946 г. преобразован в Государственный союзный опытный завод морского самолетостроения №86 НКАП. С 1948 г. – серийный завод. Затем переименован в Таганрогский механический завод им Г.М. Дмитрова, Таганрогское авиационное производственное предприятие им. Г. Дмитрова. Ныне ОАО «Таганрогская авиация» («ТАВИА»).



 

№99       Улан-Удэнский авиационный завод (бывший авиаремонтный), Улан-Удэ. Основан в1939 г. как агрегатно-сборочный завод, с 1963 г. – Улан-Удинский авиационный завод. Ныне ОАО «Улан-Удинский авиационный завод» (УУАЗ). Входит в состав ОПК «Оборонпром» (ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Камов», ОАО «УУАЗ», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Роствертол», ОАО «Московский авиационный1 завод «Вперед», ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», ОАО «Камов-Холдинг».

 

№116     Арсеньевский машиностроительный завод, Арсеньев. Основан в 1936 г. как авиаремонтный завод в пос. Семеново (позже переименован в Арсеньев). Впоследствии преобразован в АПО «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина, с 2002 г. - «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина» в составе Арсеньевского машиностроительного завода и Арсеньевского механического завода.



 

№126     Основан в 1934 г. С 1966 г. – Дальневосточный машиностроительный завод, Комсомольск-на-Амуре. Позже переименован в Комсомольск-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А. Гагарина. Преобразован в ФГУП «Комсомольск-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина» (КнААПО), с 2001 г. – ОАО «КнААПО». Входит в состав ОАО «Компания «Сухой»: ОАО «ОКБ им. П.О. Сухого», ОАО «Компания «Сухой», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ОАО «КнААПО им. Ю.А. Гагарина», ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова», ОАО «НПК «Иркут», ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева».

 

№135     Харьковский авиационный завод, Харьков (Украина). Основан в 1930 г. В 1968 г. Харьковский авиационный и Конотопский механический заводы образовали Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО). В 1993 г. Преобразовано в Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП).



 

№153     Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, Новосибирск. Основан в 1931 г. на окраине Новосибирска как завод горного оборудования. В 1936 г. перешел на авиационный профиль и присвоено имя В.П. Чкалова. Ныне ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова» (НАПО).

 

№166     Создан в Омске в 1941 г. как завод №166 НКАП на базе эвакуированных из Москвы авиазаводов №156 и 81 НКАП, Омского автосборочного завода (автоприцепов) №6 им. Коминтерна НКСМ и авиационных мастерских ГУ ГВФ. В 1949 г. на базе филиала в Омске образован завод №373 МАП. В 60-е гг. на заводе №166 создано отделение №1 ОКБ-586 М.К. Янгеля (далее КБ ПО «Полет»). В 1965 г. передан в подчинение МОМ и в 1966 г. преобразован в Производственное объединение «Полет» в составе ОКБ и головного сборочного завода – Омского машиностроительного завода (ОМЗ). В 1983 г. на заводе организован Омский филиал №3 КБ «Энергомаш». В ПО «Полет» входят: КБ ПО «Полет», Завод «Космос», Инструментальный завод, Завод стиральных машин, Омский завод нефтедобывающего оборудования.



 

№168     Ростовский вертолетный завод, Ростов-на-Дону (переведенный в 1944 г. из Рязани завод №168, основан в 1939 г.). Впоследствии назывался Ростовским вертолетным заводом, Ростовским вертолетостроительным ПО и Ростовским вертолетным производственным комплексом. С 1992 г. - Ныне РВПК-ОАО «Роствертол».

 

№292     Образован в 1931 г. как Саратовский комбайновый завод («Саркомбайн»). В 1937 г. передан из НКТА в НКОП, в 1939 г. – в НКАП. С 1940 г. – Государственный Союзный завод №292 НКАП. В 1941 г. на территорию завода эвакуированы завод №165 НКАП, №167 НКАП и часть завода №115 НКАП. С 1991 г. – АО «Саратовский авиационный завод».



 

№329     Основан в Москве в 1941 г. на базе мебельной фабрики №4 (Сокольники) как завод №388 НКАП (производство десантно-транспортных планеров). В 1942 г. заводы №388 и 457 (производство деревянных агрегатов самолетов) объединены в завод №464 НКАП. В 1943 г. территория бывшего завода №388 передана заводу №381 НКАП как филиал №1. В 1946 г. площадь филиала №1 стала производственной базой вертолетного ОКБ-3 НКАП. В 1948 г. ОКБ-3 реорганизован в Государственный Союзный завод №3 (ГОСЗ №3) с КБ-1 (И.П.. Братухин) и КБ-2 (Н.И. Камов). В 1950 г. на ГОСЗ №1 начинается серийное производство вертолетов. С 1951 г. – Государственный Союзный завод №329 МАП. В 1967 г. переименован в Московский вертолетный завод. В 1970 г. заводу присвоено имя М.Л. Миля. Ныне ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля».

 

№381     Машиностроительный завод, Москва. В 1950 г. передан заводу №30.



 

№387     Основан в Казани в 1940 г. как завод по обработке дерева, затем получил название завод №387. В годы ВОВ выпускал самолеты ПО-2. С 1951 г. – производство вертолетов. Казанский вертолетный завод. Ныне ОАО «Казанский вертолетный завод».

 

№473     Киевский авиационный завод, Киев (Украина), с 1974 г. – Киевское авиационное производственное объединение (КиАПО). Ныне Киевский государственный авиационный завод «Авиант».



 

№475     Основан в 1926 г. как ремонтно-авиационный завод №3, в 1928-41 гг. – завод №35 НКАП, в 1941 г. был эвакуирован в Куйбышев и вошел в состав завода №1. В 1944 г. на месте эвакуированного завода №35 создан завод №475. В 1944-66 гг. – завод №475 НКАП (МАП), в 1967-74 гг. – Смоленский машиностроительный завод МАП, в 1974-93 гг. – Смоленский авиационный завод МАП, с 1993 г. – АООТ «Смоленский авиационный завод», с 1996 г. - ОАО «Смоленский авиационный завод».

 

                Ульяновский авиационный производственный комплекс, Ульяновск. Основан в 1976 г. как Ульяновский АПК им. Д.Ф. Устинова (планировался для строительства Ту-160), в 1992 г. преобразован в АО «Авиастар». Ныне ЗАО «Авиастар-СП».



 

                Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП), Кумертау. Основано в 1962 г. на базе ремонтно-механического завода. В 1963 г. завод начал освоение производства десантной и наземной авиационной техники. С 1968 г. выпускает вертолеты Ка-26, в 1972 г. переименован в Кумертауский вертолетный завод и в 1977 г., как головное предприятие, вошел в состав Кумертауского авиационного производственного объединения. В 1992 г. объединение реорганизовано в КумАПП.

 

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ


 

№ 5        Приморский судостроительный завод ПО «Алмаз» (быв. Петербургская судостроительная верфь моторных судов, основанная в 1901 г.), Санкт-Петербург. С 1992 г. – «Судостроительная фирма «Алмаз».

 

№ 112    Судостроительный завод «Красное Сормово» им. А.А. Жданова (быв. Сормовский), Нижний Новгород.



 

№ 189    Основан в 1856 г. как Балтийский завод, Санкт-Петербург. В советские годы имел названия Балтийский судостроительный и механический завод и Балтийский судостроительный завод им. С. Орджоникидзе. Ныне ОАО «Балтийский завод», входит в состав Объединенной промышленной корпорации.

 

№ 190    Судостроительный завод им. А.А. Жданова (быв. «Северная верфь», затем «Путиловская верфь», с 1936 г. – завод им. А.А. Жданова), с 1989 г. – ОАО «Северная верфь», Санкт-Петербург.



 

№ 194    В XVII в. – Галерная верфь, с 1800 г. – Новое Адмиралтейство, 1908 г. – Адмиралтейский судостроительный завод. В 1914 г. объединен с Балтийским заводом (Адмиралтейский отдел, отделение им. А. Марти). С1922 г. – Завод им. К. Либкнехта, 1926 г. – Ленинградский судостроительный завод им. А. Марти, 1931 г. – Завод «Судомех», 1937 г. – завод №196 и №194, 1957 г. – Адмиралтейский завод, 1966 г. – Ново-Адмиралтейский завод, 1972 г. – Ленинградское Адмиралтейское объединение, 1992 г. - ГП «Адмиралтейские верфи», 2001 г. - ФГУП «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург.

 

№ 196    Судостроительный завод «Судомех» (Завод судовых механизмов, основан в 1931 г.) - бывшая верфь Нового Адмиралтейства, с 1957 г. – Ново-Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург.



 

№ 198    Судостроительный завод им. Марти (Черноморский завод), Николаев (Украина).

 

№ 199    Судостроительный завод им. Ленинского Комсомола (быв. Амурская верфь), Комсомольск-на-Амуре. С 1993 г. – Амурский судостроительный завод.



 

№ 200    Судостроительный завод им. 61 Коммунара, Николаев (Украина).

 

№ 497 (201)          Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе, Севастополь (Украина).



 

№ 202    Дальзавод им. К.Е. Ворошилова, Владивосток.

 

№ 300    Судостроительный завод «Ленинская кузница» (быв. Южно-русский судостроительный завод), Киев (Украина).



 

№ 340    Судостроительный завод им. М. Горького (быв. речной завод «Красный металлист»), Зеленодольск.

 

№ 341    Катерный завод, ныне ОАО СЗ «Вымпел», Рыбинск. Основан в 1930 г. Ныне Рыбинский судостроительный завод.



 

№ 344    Завод Кама, Пермь.

 

№ 345    Моторно-строительная верфь, ныне ОАО «Ярославский судостроительный завод», Ярославль.



 

№ 363    Средне-Невский судостроительный завод (быв. «Усть-Ижорская верфь») Санкт-Петербург (ст. Понтонная).

 

№ 369    Сретенская верфь, Сретенск.



 

№ 370    Судостроительный завод «Петрозавод», входит в НПО «Ритм», Санкт-Петербург.

 

№ 402    ПО «Северный машиностроительный завод» (быв. Архангельский), Северодвинск (до1957 г. – Молотовск). Ныне Российский федеральный центр атомного подводного судостроения. С 1939 г. на «Севмаше» построено 45 надводных кораблей, 163 ПЛ, из них 128 – с ЯЭУ.



 

№ 444    Судостроительный завод им. И.И. Носенко, Николаев (Украина). Основан в 1897 г. Имел названия «Завод Наваль», завод им. Марти. С1967 г. – Черноморский судостроительный завод.

 

№ 445    Судостроительный завод им. 61 Коммунара, Николаев (Украина). Основан в 1785 г. на территории Николаевского адмиралтейства, позже преобразован в «Руссуд».



 

№ 532    Судостроительный завод «Залив» им. Б.Е. Бутомы, Керчь (Украина).

 

№ 602    Судостроительный завод, Владивосток. Ныне АО «Дальневосточная верфь».



 

№ 639    Тюменская верфь, Тюмень.

 

№ 640    Сосновский судостроительный завод, п. Сосновка, Кировская область.



 

№ 789    Судостроительный завод «Авангард», Петрозаводск.

 

№ 820    Судостроительный завод «Янтарь», Калининград. Бывший немецкий завод «Шихау» (Кенигсберг).



 

№ 831    Судостроительный завод им. XXVI съезда КПСС, ныне входит в Производственное объединение «Море», Феодосия (Украина).

 

№872     Судостроительный завод (впоследствии завод «Океан»), пос. Жовтневое (быв. Октябрьское), Николаевская область (Украина).



 

№ 876    Судомеханический завод им. С.М. Кирова (впоследствии завод им. 60-летия СССР). Ныне ФГУП «Хабаровский судостроительный завод», Хабаровск.

 

ЛАО        Ленинградское Адмиралтейское объединение (создано в 1972 г., в него входили Адмиралтейский завод и «Судомех»).



 

                Выборгский судостроительный завод. Основан в 1948 г. Ныне ОАО «Выборгский судостроительный завод».

 

Заводы бронетанковой и автомобильной техники

 

№13 (№174)         Завод им. Октябрьской революции, Омск. Эвакуированный в 1941 г. Ленинградский машиностроительный завод им. Ворошилова №174 на территорию железнодорожных мастерских (основан в 1896 г.). С 2000 г. - ГУП «Омсктрансмаш».



 

№40       Основан в 1897 г. как «Московское акционерное общество вагоностроительного завода». С 1942 г. – завод №40, 1948 г. – Мытищинский машиностроительный завод,1992 г. – АО «Метровагонмаш». Имеет два производственных филиала: Шполянский завод запасных частей (г. Шпола, Украина) и Вышневолоцкий машиностроительный завод (г. Вышний Волочок, Тверская обл.).

 

№75       Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (ХЗТМ, бывший Харьковский паровозостроительный завод – основан в 1895 г.), Харьков (Украина). Ныне ГП «Завод им. Малышева».



 

№178     Челябинский тракторный завод, Челябинск. Основан в 1933 г. В годы ВОВ Челябинский тракторный завод им. Сталина был переименован в Челябинский Кировский завод Наркомтанкопрома, с 1958 г. – ЧТЗ им. В.И. Ленина. В 1971 г. преобразовано в Челябинское тракторостроительное объединение «Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина» в составе: ЧТЗ им. В.И. Ленина, Челябинский завод тракторных агрегатов (ЧЗТА), Еманжелинский механический завод (ЕМЗ), Челябинской завод специнструмента и технологической оснастки (ЧЗСТО), Челябинский завод турбокомпрессоров (ЧЗТ). В 1973 г. переименовано в Челябинское тракторостроительное производственное объединение «Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина» (ЧТПО «ЧТЗ им. В.И. Ленина», в 1977 г. – в Челябинское производственное объединение «Челябинский тракторный завод им. В.И. Ленина» (ПО «ЧТЗ им. В.И. Ленина»). В 1992 г. ПО «ЧТЗ им. В.И. Ленина» преобразовано в АО «Уралтрак», с 1996 г. – ОАО «Челябинский тракторный завод», с 2000 г. – ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

 

№183     Нижнетагильский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского, Нижний Тагил. Строительство завода начато в 1931 г. в системе Урало-Кузбасского металлургического центра по выпуску железнодорожных вагонов. В 1941 г. на территорию завода эвакуирован Харьковский паровозостроительный завод №183 и получил название Уральский танковый завод №183. В 1942 г. эти предприятия объединены в Государственный союзный завод №183 им. Коминтерна, с 1945 г. – Уральский танковый завод №183 им. Сталина, затем Уральский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского. Ныне ФГУП «ПО «Уралвагонзавод».



 

                Ленинградский Кировский завод (ЛКЗ), Санкт-Петербург. Основан в в 1789 г. на о. Котлин как казенный чугунолитейный завод для выпуска снарядов, с 1868 г. – Путиловский завод (по имени владельца инженера Н.И. Путилова), с 1922 г. – «Красный Путиловец», с 1934 г. – Кировский завод. С 1992 г. - АО «Кировский завод».

 

                Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ), Волгоград. Основан в 1930 г., до 1961 г. – Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского. Ныне ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВГТЗ».



 

                Рубцовский машиностроительный завод, Рубцовск.

 

                Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), Нижний Новгород. Образован в 1932 г. В1971 г. на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение «АвтоГАЗ». В 1971 г. переименовано в ПО «ГАЗ», в состав которого вошли 11 заводов. С 1992 г. - АО «ГАЗ», имеет филиалы в Арзамасе (Арзамасский машиностроительный завод) и Заволжске (Заволжский завод гусеничных тягачей). Входит в состав холдинга «РУСПРОМАВТО» (вместе с ОАО «Арзамасский МЗ»).



 

                Завод имени И.А. Лихачева (ЗиЛ), Москва. Основан в 1916 г. и назывался АМО. В1923 г. заводу было присвоено имя итальянского коммуниста Ферреро. В 1925 г. переименован в 1-й Государственный автомобильный завод (бывший АМО), в 1931 г. заводу присвоено имя И.С. Сталина (ЗиС), с 1956 г. Завод имени И.А. Лихачева (ЗиЛ). В 1992 преобразован в Открытое акционерное Московское общество «Завод имени И.А. Лихачева» (АМО ЗиЛ). Кроме головного завода, включает 30 дочерних предприятий.

 

                Харьковский тракторный завод им. С. Орджоникидзе (ХТЗ), Харьков (Украина). Основан в 1931 г. В годы войны был эвакуирован в Сталинград, затем в Рубцовск, где в 1942 г. на его базе был создан Алтайский тракторный завод им. М.И. Калинина. Восстановление завода в Харькове начато в 1943 г.



 

                Арзамасский машиностроительный завод. Действует с 1972 г. как Арзамасский завод автомобильных запасных частей ПО ГАЗ. Выпуск БТР ведется с 1981 г. В 1983 г. предприятие переименовано в Арзамасский машиностроительный завод ПО ГАЗ.

 

                Уральский автомобильный завод (УралАЗ), Миасс. Преобразованный в 1943 г. Миасский автомоторный завод (основан в ноябре 1941 г. на базе эвакуированных цехов Московского Завода имени Сталина) и вначале имел название Государственный союзный Уральский автомобильный завод имени Сталина (УралЗиС). С 1956 г. – УралАЗ. В 2001 г. производственный комплекс «Урал» преобразован в ОАО «Автомобильный завод «Урал» (входит в состав автохолдинга «РусПромАвто»).



 

                Уральский автомоторный завод (УАМЗ), Новоуральск. Ныне ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР).

 

                Заволжский завод гусеничных тягачей, (ЗЗГТ) Нижний Новгород. Основан в 1949 г. как ремонтно-механический завод, в 1956 г. реорганизован в Заволжский завод химического машиностроения «Химмаш», с 1967 г. – Заволжский завод гусеничных тягачей ПО ГАЗ. В 1993 г. преобразован в ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей».



 

                Рубцовский машиностроительный завод (РМЗ). Основан в 1959 г. Имел филиал в Семипалатинске, ставший в 1983 г. самостоятельным предприятием.

 

                Курганский машиностроительный завод (КМЗ). Решение о начале строительства в Кургане государственного завода тяжелых кранов было принято в 1939 г. Прерванное строительство в годы войны было продолжено в 1947 г. Курганский завод тяжелых кранов начал выпускать свою продукцию в 1950 г., в 1954 г. переименован в Курганский машиностроительный завод. С 1992 г. – ОАО «Курганмашзавод». Разработкой боевых и специальных машин занимается ОАО «Специальное конструкторское бюро машиностроения».



 

                Курганский завод колесных тягачей им. Д.М. Карбышева (КЗКТ) Курган. Ныне АО «Русич».

 

                Минский автомобильный завод (МАЗ), Минск (Белоруссия). СКБ завода образовано в1954 г. Ныне входит в ПО «БелавтоМАЗ».



 

                Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), Минск (Белоруссия). Образован в 1991 г. на базе производства специальных колесных тягачей Минского автомобильного завода. Ныне РУП «МЗКТ».

 

                Брянский автомобильный завод (БАЗ), Брянск. Основан в 1958 г. В 1998 г. переименован в ООО «Брянский завод колесных тягачей». С 2001 г. ООО «КЗКТ» совместно ОАО «автокран» входит в «Независимую ассоциацию Машиностроителей».



 

                Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ, перепрофилированный в 1959 г. комбайновый завод), Кременчуг (Украина). Образован в 1945 г. как завод мостовых конструкций (Кременчугский завод металлоконструкций). В 1956 г. завод перепрофилирован в Кременчугский комбайновый завод, в 1958 г. – завод большегрузных автомобилей (КрАЗ), с 1968 г. Кременчугский автомобильный завод имени 50-летия Советской Украины. В 1976 г. образовано ПО «АвтоКрАЗ», куда вошли КрАЗ, Кременчугский колесный завод, Токмакский кузнечно-штамповочный завод, Мариупольский радиаторный завод, Каменец-Подольский автоагрегатный завод и Симферопольский завод авторулей. С 1996 г. - Холдинговая компания «КрАЗ».

 

                Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ), Ярославль. В 1958 г. переименован в Ярославский моторный завод.



 

                Ульяновский автомобильный завод (УАЗ), Ульяновск. Образовано в 1942 г. на базе эвакуированной части Московского Завода имени Сталина – Ульяновский филиал №4 ЗиС (УльЗиС), в 1943 г. было начато строительство Ульяновского автомобильного завода. С 1970 г. – УАЗ имени В.И. Ленина, с 1992 г. – АООТ «Ульяновский автомобильный завод» (АО «УАЗ»).

 

                Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ), Луцк.



 

                Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова (МоАЗ), Могилев (Белоруссия).

 

                Кутаисский автомобильный завод (КАЗ), Кутаиси (Грузия).



 

                Минский тракторный завод, Минск (Белоруссия).

 

                Ишимбайский завод транспортного машиностроения. Основан в 1977 г. Ныне ОАО «Машиностроительная компания «Витязь».



 

                Львовский автобусный завод (ЛАЗ), Львов (Украина).

 

Заводы ракетной техники, артиллерийских систем и стрелкового оружия

 

№2         Создан в Коврове в 1916 г. как «Первое русское акционерное общество ружейных и пулеметных заводов». В 1927 г. переименован в инструментальный завод №2. В1932 г. присвоено имя К.О. Киркижа. В 1942 г. получил название «Государственный Союзный ордена Трудового Красного Знамени завод №2 им. К.О. Киркижа». С 1949 г. – Завод им. В.А. Дегтярева, 1991 – ПО «ЗиД», затем ГП «ЗиД». С 1992 г. – АООТ «ЗиД», 1996 г. преобразован в ОАО. С 2004 г. входит в состав Научно-производственного концерна точного машиностроения «Витязь» и Транснациональной ФПГ «Точность».



 

№4         Завод им. Ворошилова НКВ. Коломна.

 

№7         Машиностроительный завод им. М.В. Фрунзе, Производственное объединение «Арсенал» (быв. Ленинградский артиллерийский завод «Красный арсенал» им. М. Фрунзе), Санкт-Петербург. Основан в 1711 г. как «пушечные литейные мастерские». В 1914 г. заводу «Арсенал» присвоено имя Петра Великого, с 1940 г. - им. М.В. Фрунзе.



 

№8         Основан в Санкт-Петербурге в 1866 г. как «орудийные мастерские», с 1872 г. – Государственный завод по производству полевой артиллерии. В 1918 г. переведен в подмосковные Подлипки и получил название завод №8. им. М.И. Калинина В 1929-30 гг. при заводе действовало орудийно-пулеметное объединение (ОРПО). В 1941 г. завод эвакуирован в Свердловск. На месте эвакуированного завода создан завод №88. В 1958 г. Свердловский завод им. М.И. Калинина перепрофилирован на производство зенитных управляемых ракет. С 1994 г. – ОАО «Машиностроительный завод им. М.И. Калинина». С 2002 г. входит в состав концерна «Антей».

 

№9         Основан в 1942 г.в Свердловске как артиллерийский завод. В 1992 г. назывался «Спецмаш» и при акционировании вошел в состав ПО «Уралмаш». С 2003 г. - ГУП «Завод №8».



 

№32       Выделен в 1931 г. из авиационного завода №1 и получил название завод №32 НКАП (выпуск авиационного вооружения). В 1941 г. эвакуирован в г. Киров. В 1960 г. перепрофилирован на производство зенитных управляемых ракет (здесь также выпускаются самолетные катапультные кресла) Кировский машиностроительный завод им. ХХ партсъезда преобразовывался в КМСЗ им. ХХ партсъезда, КМПО им. ХХ партсъезда. В начале 1990-х гг. переименовано в «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек». С 1999 г. - ФГУП «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек», ныне АО «Вятское машиностроительное предприятие «Авитек».

 

№41       Москва (район метро «Войловская»). Образован в 1942 г. на территории эвакуированного ЦИАМ. В годы войны выпускал авиационные моторы М-11 (По-2 и др.), в первые послевоенные годы – пушечное вооружения для бомбардировщиков Ту-4. С 1946 г. - Опытный завод газотурбинных двигателей. В 1953 г. перепрофилирован на ракетостроение (зенитные управляемые ракеты) как серийный завод. Впоследствии преобразован в Московский машиностроительный завод «Авангард», затем в Московское машиностроительное ПО «Авангард». В состав НПО входили филиалы в г. Гомеле и Торжке. Впоследствии преобразован в ГП Московский машиностроительный завод «Авангард». В 2003 г. вошел в состав концерна «Алмаз-Антей».



 

№43       Образован в 1941 г. в Москве на территории эвакуированного завода №32 (выделенный из авиационного завода №1 «Дукс» в 1931 г.) как Ремонтные мастерские по установкам вооружения при Ремотделе НКАП (производство пистолетов-пулеметов ППШ). В конце этого года преобразован в машиностроительный завод №43. НКАП по производству агрегатов вооружения. В 1963-92 гг. – Московский машиностроительный завод «Коммунар», Московское машиностроительное производственное предприятие «Коммунар». В 1992 г. ММПП «Коммунар» преобразовано в ОАО «Дукс».

 

№67       Основан в Москве в 1916 г. как завод «Мастяжарт» («Мастерские тяжелой и осадной артиллерии») на базе Фабрики жестяных изделий и хромолитографии и АО Металлических изделий. В 1919-22 гг. завод переведен из Лефортово в Балагушу. В1933 г. передан в ведение НКТП и переименован в завод №67. В 1941 г. завод получил имя С.К. Тимошенко (носил до 1951 г.). В 1947 г. на базе завода №67 образовано КБ-2 МСХМ.



 

№74       Ижевский машиностроительный завод (ныне ОАО «Концерн «Ижмаш»). Бывший «Ижевский оружейный завод», создан в 1807 г.

 

№75       Старокраматорский машиностроительный завод, Юрга.



 

№82       Машиностроительный завод, Тушино. В годы войны выпускал бомбардировщики Як-4 и истребители Як-7 (бол. 2 тыс. экз.). В 50-е производил бомбардировщики Ту-2. С сер. 60-х гг. – Тушинский машиностроительный завод.

 

№92       Машиностроительный завод, Нижний Новгород. Основан в 1932 г. как завод «Новое Сормово» для развития мощностей кузнечного производства завода «Красное Сормово» - Союзный машиностроительный завод «Новое Сормово» Всесоюзного орудийно-артиллерийского объединения (ВОАО) Наркомата тяжелой промышленности. В 1943 г. на заводе было организовано артиллерийское КБ. В послевоенное время предприятие занималось также созданием и производством атомных реакторов и радиолокационных систем. С 1994 г. – АО «Нижегородский машиностроительный завод».



 

№98       Образован в 1920 г. в Перми как комбинат «К». С 1929 г. получил название завод №98, с 1941 г. – завод им. С.М. Кирова. На базе Пермского завода им. С.М. Кирова и НИИПМ образовано НПО им. С.М. Кирова. Ныне ФГУП «Пермский завод им. С.М. Кирова» Росбоеприпаса.

 

№106


 

№172     Основан в 1736 г. как Мотовилихинский медеплавильный завод. В 1863 г. завод был остановлен из-за выработки меди. На берегу Камы на месте впадения речки Мотовилиха в этом же году построен сталепушечный завод, в 1865 г. началось строительство чугунопушечного завода. В 1871г. сталепушечный чугунопушечный заводы были объединены и получили название Пермские пушечные заводы. Так назывался и в 1924г., затем получил название завод №172, позже – Завод №172 им. Молотова. С 1992 г. - ОАО «Мотовилихинские заводы». В 1957 г. переименован в Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина. С 1992 г. – ОАО специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы».

 

№174     Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина, Пермь. Ныне завод «Машиностроитель».



 

№179     Основан в Новосибирске в 1941 г. как комбинат №179 НКБ, завод «Сибкомбайн», затем «Сибметаллстрой». С началом войны сюда эвакуировано 15 предприятий НКБ, влитых в состав комбината. Позже из состава комбината выделились самостоятельные заводы: металлургический, завод № 556, № 677 и № 188. Позже преобразован в ПО «Сибсельмаш», затем в ГУП «Машзавод ПО Сибсельмаш» Росбоеприпаса». Ныне ОАО «Новосибирское ПО «Сибсельмаш».

 

№183     «Дагдизель», Каспийск (Дагестан).



 

№221     Основан в 1914 г. как Царицынский орудийный завод. Позже получил название завод №221 НКВ, Сталинградский завод «Баррикады». Во время ВОВ эвакуирован в Юргу Кемеровской области. После войны реэвакуирован в Сталинград – ПО «Баррикады» Сталинградского СНХ. Ныне ФГУП ПО «Баррикады».

 

№232     Основан в Петербурге в 1863 г. в Санкт-Петербурге как сталелитейное предприятие. С 1869 г. - «Обуховский завод»,. В 1912 на заводе создано «Российское акционерное общество оптического и механического производств» (РАООМП, ныне ЛОМО). С 1922 г. – завод «Большевик» НКВ. В годы ВОВ часть завода была эвакуирована в Юргу Кемеровской области. С 1990 г. - «Обуховский завод» МОП. В 2002 г. вошел в состав концерна «Алмаз-Антей».



№235     Основан в Воткинске (Удмуртия) в 1759 г. как Воткинский металлургический завод. Со 2-й половины XIX в. назывался Воткинский завод паровых машин. После революции получил название завод №235 НКВ, затем Воткинский машиностроительный завод. Во время ВОВ выпускал артиллерийские орудия, в 1960-х гг. перешел на ракетное производство. Ныне ФГУП «Воткинский завод».

 

№256     Основан в г. Иваньково (в 1960 г. объединен с г. Дубна) в 1953 г. в Дубне на базе опытного завода №1 как опытно-производственный завод №256 МАП (предприятие «п/я 6») и являлся опытной базой ОКБ-2-155 (МКБ «Радуга»), с 1956 г. – ОКБ-256 П.В. Цыбина. В 1966 г. завод получил название Дубненский машиностроительный завод (ДМЗ, предприятие «Р-6498»), в 1972-78 гг. - Дубненское производственно-конструкторское объединение (ДПКО) «Радуга» в составе ДМЗ и МКБ «Радуга», в 1978-82 гг. – Дубненское производственное объединение (ДПО) «Радуга». В 1982 г. ДПО вновь разделено Дубненский машиностроительный завод и МКБ «Радуга». В1994 г. завод преобразован в АООТ «ДМЗ», в 1990-е гг. на заводе образовано ОКБ «Титан» (разработка и производство гидросамолетов и спортивных самолетов).



 

№272     Основан в Санкт-Петербурге в 1878 г. В 1912 г. кузница передана Русско-Балтийскому вагонному заводу. С 1920 г. – завод «Красный летчик», 1922 г. – ГАЗ-З «Красный летчик», 1927 г. – завод №23. В 1941 г. эвакуирован в Новосибирск и вошел в состав авиазавода №153. На территории эвакуированного завода был образован новый завод №272 НКАП. В 1944 г. воссоздан на территории завода №23 (рембазы №1 и 2) как завод №272. В 1946 г. на территории №2 завода №272 переведено ОКБ-458 и образован новый завод №458 МАП. В 1955 г. при заводе №272 МАП создан филиал ОКБ-115. В 1958 г. переведен на ракетную тематику (ЗУР). С 1967 г. – Ленинградский Северный завод. В 1976 г. завод преобразован в Производственное объединение «Ленинградский Северный завод», с 1992 г. – ГП «Ленинградский Северный завод».

 

№293     Машиностроительный завод, Химки.



 

№297     Марийский машиностроительный завод, Йошкар-Ола (Башкирия). В 2002 г. вошел в состав концерна «Антей».

 

№367     Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», Кировская область. Образован в 1940 г.



 

№385     Златоустовский машиностроительный завод, Златоуст. Основан в 1939 г. для выпуска стрелкового оружия. В 1955 г. перепрофилирован на производство ракетно-космической техники. Ныне ФГУП «Производственное объединение «Златоустовский машиностроительный завод».

 

№455     Основан в 1929 как Болшевский комбинат спортинвентаря по производству обуви, коньков и трикотажа в г. Костино Митыщинского района Московской области. В 1940 г. переведен в НКАП (производство моторных радиаторов).  В 1941 г. эвакуирован в г. Кузнецк Пензенской области. В 1949 г. завод в Кузнецке передан НКЭС. В Болшево на месте эвакуированной площади действовал завод-дублер №145 НКАП, в 1942 г. преобразованный в Государственный Союзный завод №445 НКАП (агрегаты авиавооружения).  В 1955 г. переведен на ракетную тематику (управляемые авиационные ракеты). В 1966 г. переименован в Калининградский машиностроительный завод «Стрела» (предприятие «п/я В-2704»), с 1976 г. - Калининградское объединение «Стрела». В состав предприятия входили Калининградский МЗ «Стрела», КБ «Звезда», Бендерский машиностроительный завод и Костромской механический завод. В 1989 г. из состава КПО вышли ОКБ «Звезда» и другие предприятия. В 1995 г. вновь произошло объединение КМЗ «Стрела» с ОКБ «Звезда» в ГНПЦ «Звезда-Стрела». В 2002 г. преобразован в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».



 

№464     Создан в Тушино в 1941 г. на месте планерного завода №3 объединением заводов №493 и 457 НКАП. В октябре 1941 г. завод №464 эвакуированный в Тюмень. В 1942 г. реэвакуирован в Тушино. Являлся производственной базой ОКБ А.С. Яковлева и в первые послевоенные годы производил самолеты Як-10, Як-16 и Як-12. В 1952 г. переведен на ракетную тематику (ЗУР), Кроме того, выпускалось авиационное подвесное стрелково-пушечное вооружение (с 1969 г.) и АПУ для авиационных ракет. С 1966 г. - Долгопрудненский машиностроительный завод, затем Долгопрудненское научно-производственное предприятие. С 2002 г. – ОАО «ДНПП». В его состав входят: Долгопруденский машиностроительный завод, Воскресенский агрегатный завод, Кимовский завод металлоизделий.

 

№485     Создан в Киеве в 1944 г. на месте эвакуированного завода №455 им. Артема как Ремонтные мастерские №1 (ремонт установок вооружения) НКАП. В том же году преобразован в новый Завод №485 им. Артема. В 1958 г. перепрофилирован на производство управляемых ракет класса «воздух-воздух». Впоследствии преобразовано в Киевское ПО им. Артема. В состав ПО входили: Государственное Киевское КБ «Луч», Жулянский машиностроительный завод «Визар», Красиловский агрегатный завод (авиационные ПУ), Щорский электромеханический завод (филиал №3), завод «Красное знамя» (г. Рязань). Ныне «Государственная акционерная холдинговая компания (ГАХК) им. Артема».



 

№524     Бывший Ижевский мотоциклетный завод.

 

№525     До ВОВ завод №525 строился в Артемовске. В 1941 г. эвакуирован в Куйбышев (производство пулеметов). Имел названия Завод «Металлист», Куйбышевское НПО «Металлист». В 1964 г. переведен в подчинение МАП (производство деталей авиационных и ракетных двигателей). В 1997 г. вошел в Финансово-промышленную группу «Двигатели НК». Переименован в ГУП «Металлист» Росбоеприпаса, ОАО «Металлист-Самара».



 

№535     Основан в Туле в 1879 г. как Байцуровский чугунно-литейный завод во Фроловской слободе. С 1899 г. – Механический и сталелитейный завод, в 1912 г. вошел в состав Тульского оружейного завода. С 1939 г. – самостоятельное предприятие – Станкостроительный завод. С 1956 г. – Тульский машиностроительный завод, 1974 г. – ТМЗ им. В.М. Рябикова. В 1992 г. преобразован ОАО «Туламашзавод».

 

№574 – Ижевский мотоциклетный завод.



 

№575     Ковровский механический завод, Ковров. Создан в 1950 г. на базе филиала Завода им. В.А. Дегтярева, имел собственное КБ. В 1990 г. преобразован в ОАО «Ковровский механический завод». В 1996 г. КБ завода реорганизовано в научно-исследовательский отдел. В 2004 г. входил в НПЦ точного машиностроения «Витязь».

 

№586     Введен в Днепропетровске (Украина) в годы IV-й пятилетки как Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ). В 1951 г. переименован в Государственный союзный завод №586. В 1952 г. передан в ведение МВ и реконструирован для производство ракетной техники. С 1966 г. – Южный машиностроительный завод Минобщемаша, в1980-е гг. вместе с ОКБ образован в Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» (ПО «ЮМЗ»).



 

№614     Саратовский агрегатный завод, Саратов. Ныне ГУП «Саратовский агрегатный завод».

 

№622     Основан в Ижевске в 1942 г. как завод №622 по производству стрелкового оружия. Позже получил название Ижевский механический завод. С 1958 г. начинается производство ракетной техники (УР воздушного боя, ПТУР). Ныне ФГУП «Ижевский механический завод» РАВ.



 

№635     г. Ковров. В дальнейшем «Ковровский механический завод» Миноборонпрома. Ныне – ОАО КМЗ.

 

№642     Образован в Москве в 1951 г. за счет слияния завода №67 и КБ-2 МСХМ в ГС НИИ-642, затем переименованного в завод №642. В 1966г. завод №642 получил название Московский машиностроительный завод «Вымпел». В 1985г. завод и ОКБ «Вымпел» объединены в НПО «Вымпел». В 1991г. НПО опять разделилось на «Московский машиностроительный завод «Вымпел» и ГНИП «ОКБ Вымпел». В 1993г. ММЗ акционирован и преобразован в АООТ «ММЗ «Вымпел».



 

№946


 

№1001   Основан в г. Железногорске (Красноярск-45) Красноярского края в 1932 г. как завод №1001 ГКОТ. Позже получил название Красноярский механический завод, затем Красноярский машиностроительный завод («Красмаш»). В 1959 г.. на заводе создан филиал №3 ОКБ-456 (в 1961 г. ликвидирован). В 1960 г. на заводе организован Восточный филиал №2 ОКБ-1 под руководством М.Ф. Решетнева (далее – ОКБ-10). В1977 г. завод вместе с ОКБ-10 вошел в состав НПО «Прикладная механика». Ныне ФГУП «Красноярский машиностроительный институт» («Красмаш»).

 

                Завод химического оборудования, Пермь. В 1966г. переименован в Пермский завод химического оборудования (ПЗХО) МОМ. В 1975г. вместе с КБмаш вошел в состав ПО «Искра».



 

                Павлорадский механический завод (Украина). Входил в состав НПО «Южное».

 

                ПО «Уральский завод транспортного машиностроения» («Уралтрансмаш»), Екатеринбург.



 

                Крюковский завод, Кременчуг.

 

                Долгопрудненский машиностроительный завод, Долгопрудненск.



 

                Кировский машиностроительный завод им. ХХ партсъезда, Киров. Основан в 1941 г. Ныне ПО «Кировский машиностроительный завод» «Маяк».

 

                Московский машиностроительный завод «Авангард», Москва.



 

                Основан в Ижевске в 1957 г. на базе швейной фабрики как Ижевский радиотехнический завод по производству аппаратуры радиоуправления. С 1958 г. – Ижевский электромеханический завод, затем ФГУП «ИЭМЗ «Купол»», с 2002 г. – ОАО «ИЭМЗ «Купол». Входит в состав ОАО «Концерн «ПВО «Алмаз-Антей».

 

                Подольский электромеханический завод, Подольск.



 

                ОАО «Дукс», Москва (в 1963-93 гг. – завод «Коммунар»).

 

                Тульский оружейный завод. С 1993 г. – ОАО «ТОЗ».



 

                Завод точного машиностроения, Донецк (Украина). Основан в 1916 г. как филиал Петроградских заводов «Русского общества» - Юзовский завод. С 1923 г. – завод Красномайский, 1924 г. – «Трансбаза», 1927 г. – завод им. А.А. Коваля, 1939 г. – «Победит», 1965 г. – Завод точного машиностроения, 1979 г. – «Точмаш». Ныне ОАО «Точмаш».

 

                Вольский механический завод, г. Вольск (Саратовская область). Ныне ФГУП «ВМЗ».



 

                Основан в Ульяновске в 1966 г. как Ульяновский механический завод. С 2003 г. – ОАО «УМЗ». Входит в соав концерна «Алмаз-Антей».

 

                Юргинский машиностроительный завод, Юрга. Основан в годы ВОВ на базе эвакуированных Новокраматорского машиностроительного, Ленинградского машиностроительного заводов, заводов «Большевик» и «Баррикады». С 1994 г. – ОАО «Юрмаш», затем ООО «По «Юрмаш».



 

                Машиностроительный завод им. С.М. Кирова, Алма-Ата (Казахстан). Основан в 1942 г. Единственный производитель торпед с тепловыми двигателями на территории СССР (СНГ), имеет свое КБ.

 

                АО «ЗИКСТО», Петропавловск (Казахстан). Образован в 1895 г. в Москве как кузнечно-литейный цех А. Бари. После национализации присвоено название «Парострой». В 1941 г. эвакуирован в Петропавловск. В 1950 г. предприятие получило название «Завод им. В.В. Куйбышева» (ЗиК). В 1994 г. преобразован в АО «ЗИКСТО».



 

 

 



Статьи и фото:

 

Системный кризис российской "оборонки" все глубже и острее. 8.12.2007:



http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/110/

 

 



© Андриан Николаев, andrian66@inbox.ru


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница