3 Общие сведения 4 Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 9



страница1/20
Дата06.11.2016
Размер2.07 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



Введение 3

Общие сведения 4



1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности 9

2. Система управления Университетом 10

1.1. Организационная структура Университета 10

2.2 Информационная система «Электронный университет» 13

2.3 Система управления качеством образовательной и научно-исследовательской деятельности Университета 15

3. Образовательная деятельность Университета 18

3.1 Структура подготовки и переподготовки специалистов 18

3.2 Содержание подготовки выпускников 27

3.3 Организационно-методическая поддержка учебного процесса 30

3.4 Методическая работа в университете 37

3.5 Воспитательная работа 39



4. Деятельность Университета, обеспечивающая качество подготовки специалистов 46

4.1 Обеспечение качества нового набора 46

4.2 Анализ востребованности и профессиональной подготовки выпускников по результатам их трудовой деятельности 52

4.3 Научно-исследовательская деятельность Университета 54

59

4.4 Международная деятельность Университета 59

4.5 Издательская деятельность МГТУ им. Н.Э.Баумана 66

4.6 Центр инноваций и молодежного предпринимательства МГТУ им. Н.Э. Баумана 67



5. Условия, определяющие качество подготовки специалистов 72

5.1 Кадровое обеспечение образовательных программ 72

5.2 Финансовое обеспечение 75

5.3Материально-техническая база 76

5.4 Библиотечное и информационное обеспечение 77

5.5 Социально-бытовые условия 86

6. Роль Университета как ведущего учебно-научного центра страны 89

6.1 Учебно-методическое объединение по университетскому политехническому образованию 90

6.2 Факультет повышения квалификации преподавателей 95

6.3 Участие МГТУ им. Н.Э.Баумана в Национальном проекте «Образование» 97

6.4 Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) 103

6.5 Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им. Н.Э. Баумана 105






Введение

На основании графика работы экспертных комиссий по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений на I полугодие 2009 года, утвержденного заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 июля 2008 года и приказа ректора Университета «О проведении самообследования МГТУ им. Н.Э.Баумана» от 05.02.09 № 31-03/99 в феврале-марте 2009 года проведено самообследование государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования - Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (МГТУ им Н.Э.Баумана) и его филиалов – Калужского и Дмитровского. Самообследование проведено на основе нормативно-методических материалов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки комиссией, утвержденной приказом ректора МГТУ им. Н.Э.Баумана от 05.02.09 № 31-03/99 .

Ученый совет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» обсудил результаты самообследования Университета и принял решение о готовности МГТУ им. Н.Э.Баумана к проведению лицензирования и государственной аккредитации.

Самообследование проведено по программе аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, утвержденной председателем Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России 20.03.1997??? года комиссией, утвержденной приказом ректора МГТУ им. Н.Э.Баумана. В ходе работы осуществлена проверка соответствия содержания профессиональных образовательных программ и качества подготовки специалистов требованиям государственных образовательных стандартов и выполнения условий реализации образовательной деятельности, установленных лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 03.08.2004 № 161004 (учетная серия А регистрационный номер 2931) с приложениями 1…10.

В ходе самообследования проведена оценка динамики развития за последние 5 лет и оценка выполнения Университетом аккредитационных показателей, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005г. №1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений». Проанализирована работа по устранению недостатков, отмеченных в ходе предыдущей аттестации (2004 г.).

Первая аттестация вуза была проведена в 1994 году; вторая аттестация вуза проводилась в 1999 году. Последняя аттестация МГТУ им. Н.Э.Баумана проводилась в 2004 году Срок окончания действия предыдущей государственной аккредитации заканчивается 03 ноября 2009 года.




Общие сведения

МГТУ им. Н.Э.Баумана (далее - Университет) основан 1 июля 1830 года Императором Николаем I как ремесленное учебное заведение, которое в 1861 году было преобразовано в высшее техническое училище (высшее учебное заведение), завершив эволюционное развитие Московского ремесленного учебного заведения до Императорского московского технического училища (ИМТУ). Сложившийся к концу XIX века в ИМТУ метод подготовки инженеров, представлявший собой сочетание теоретической и практической подготовки, впервые получил всеобщее одобрение на выставке в Париже в 1867 году и был назван «русским методом». А на выставках в Вене (1873), Филадельфии (1876) и Париже (1878, 1900) этот метод был удостоен высших наград и впоследствии получил распространение не только в России, но и за рубежом.

В соответствии с решением Ученого совета от 6 марта 1917 года ИМТУ получило название Московское высшее техническое училище (МВТУ). В 1930 году после создания приказом от 20.03.30 №1053 ВСНХ СССР на базе ряда факультетов МВТУ самостоятельных вузов, старейший механический факультет стал Московским высшим механико-машиностроительным училищем, которое вскоре было переименовано в Московский механико-машиностроительный институт , и ему в ноябре 1930 г. было присвоено имя Н.Э.Баумана. В начале 1943 года коллектив Московского механико-машиностроительного института имени Н.Э.Баумана обратился с ходатайством в правительство о возвращении наименования. Решением Государственного Комитета Обороны от 22.05.43г. Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э.Баумана был переименован в Московское высшее техническое училище имени Н.Э.Баумана (МВТУ им. Н.Э.Баумана). В советское время МВТУ им. Н.Э.Баумана за заслуги в подготовке инженерных кадров было награждено тремя правительственными наградами – орденом Ленина (1955), орденом Октябрьской Революции (1980) и орденом Трудового Красного Знамени (1933).

Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.07.89 №612 МВТУ им. Н.Э.Баумана было переименовано в Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана ( МГТУ им. Н.Э.Баумана). Указом Президента Российской Федерации от 24.01.95 № 64 Университет включен в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

МГТУ им. Н.Э.Баумана одно из старейших и крупнейших высших учебных заведений России. В Указе о создании МГТУ в 1830 г. обозначена его основная задача: подготовка высококвалифицированных специалистов для российской промышленности «служащих для усовершенствования ремесел, знающих новейшие улучшения по сим частям и способных к распространению оных». За прошедшие годы МГТУ им. Н.Э.Баумана подготовил свыше 170 тысяч инженеров, в значительной степени определивших инженерный потенциал страны, внес неоценимый вклад в развитие российской науки и техники, в создание и развитие наиболее наукоемких областей промышленности – машиностроительной, приборостроительной, аэрокосмической, атомной, оборонной, информационных технологий. МГТУ в 1989 г. первым в стране получил статус технического Университета.

Сегодня МГТУ им. Н.Э.Баумана видит свою миссию в поддержании высокой репутации российского инженерного образования, в повышении его качества и конкурентоспособности в мировом сообществе.

Основополагающие приоритеты развития Университета:

- опора на традиции сложившейся и постоянно развивающейся в Университете классической русской инженерной школы политехнического образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать самые сложные научно-технические и управленческие задачи в интересах, как гражданского сектора экономики, так и в области обеспечения безопасности страны;

- формирование высокой мировоззренческой, методологической культуры специалистов-выпускников на основе гармоничного сочетания фундаментального, естественнонаучного, технического и гуманитарного образования с высоким уровнем практической подготовки в конкретных областях науки, техники и технологий;

- проведение последовательной образовательной и научной политики по развитию сложившихся и становления новых научно-педагогических школ, направлений образовательной и научно-производственной деятельности на основе глубокого анализа потребительских нужд и приоритетов инновационного развития экономики.

В настоящее время стратегия Университета направлена на подготовку кадров для самих передовых и высокотехнологичных отраслей науки и техники России, приоритетных направлений развития экономики страны, в том числе:


  • информационно - телекоммуникационные системы;

  • индустрия наносистем и материалов;

  • энергетика и энергосбережение;

  • живые системы;

  • безопасность и противодействие терроризму;

  • транспортные и авиационно-космические системы;

  • перспективные вооружения и военная техника

В настоящее время МГТУ им. Н.Э.Баумана является одним из ведущих российских центров образования и науки.


В структуре Университета имеются Калужский и Дмитровский филиалы.

Первоначально нынешний Калужский филиал был создан приказом Министра высшего образования СССР от 20.04.59 №441, как вечерний факультет МВТУ им. Н.Э.Баумана в г. Калуге. Приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 22.05.64 №371 на базе вечернего факультета МВТУ им. Н.Э.Баумана и учебно-консультационного пункта Всесоюзного заочного машиностроительного института, располагавшихся в г. Калуге, был организован филиал МВТУ им. Н.Э.Баумана в г. Калуге. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.07.03 №2822, филиал МВТУ им. Н.Э.Баумана в г. Калуге был переименован в Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана. Калужский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана является крупнейшим филиалом вуза в Российской Федерации. Образовательная деятельность Калужского филиала МГТУ представляется к лицензионной и аккредитационной экспертизам самостоятельно. Анализ организационно-правового обеспечения образовательной деятельности филиала содержится в Отчете о результатах самообследования Калужского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Дмитровский филиал МГТУ им. Н.Э.Баумана располагается в поселке Орево, Дмитровского района Московской области. Филиал был организован в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 29.05.00 №1578 на базе Учебно-экспериментального центра МВТУ им. Н.Э.Баумана, созданного распоряжением Совета Министров СССР от 06.04.60 №1009-р и постановлением Совета Министров РСФСР от 21.05.60 №3184. Образовательная деятельность Дмитровского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана представляется к лицензионной и аккредитационной экспертизам самостоятельно. Анализ организационно-правового обеспечения образовательной деятельности филиала содержится в Отчете о результатах самообследования Дмитровского филиала МГТУ им. Н.Э.Баумана.
Управление Университетом
МГТУ им. Н.Э. Баумана является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, находящимся в федеральном подчинении.

Учредителем является Правительство Российской Федерации. Полномочия учредителя осуществляет Федеральное агентство по образованию.

Управление Университетом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Уставом Университета и договором с учредителем на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство Университетом осуществляет выборный представительный орган - Ученый совет, непосредственное управление деятельностью Университета осуществляет ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Для управления Университетом внедряется, созданная в МГТУ им. Н.Э.Баумана, информационная система «Электронный университет», отвечающая современным требованиям, как по выполняемым функциям, так и по технической реализации. Благодаря этой системе, практически все технологические процессы управления и сопровождения учебным процессом переведены на электронное сопровождение.
Учебная деятельность
МГТУ им. Н.Э.Баумана имеет право на ведение образовательной деятельности на основании лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 03.08.2004 № 161004 (учетная серия А, регистрационный номер 2931) с приложениями 1…10.

В соответствии с Уставом и лицензией, Университет выполняет следующие виды образовательной деятельности:



  • реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

  • осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

  • для обеспечения высокого качества подготовки по образовательным программам высшего профессионального образования, Университет осуществляет довузовскую подготовку абитуриентов.

Университет ведет подготовку специалистов на основании сочетания фундаментального университетского, инженерно-технического и гуманитарного образования с высоким уровнем практической профессиональной подготовки в конкретной области науки, техники и технологий.

Образовательная деятельность МГТУ им. Н.Э Баумана тесно связана с фундаментальными и прикладными научно-исследовательскими работами, ведущимися в Университете, а также с опытно-конструкторскими работами.


Научная деятельность
При организации научно-исследовательской работы в Университете основополагающими являются следующие принципы:

  • приоритетными являются научно-исследовательские работы (НИР), имеющие высокую теоретическую и практическую значимость;

  • поддержание современного уровня образовательных программ базируется на научно-исследовательской деятельности Университета;

  • участие студентов в научно-исследовательских работах является важной составляющей процесса обучения;

  • научно-исследовательская работа является базой для подготовки педагогических и научных кадров высшей квалификации, постоянное участие в научно-исследовательских работах обеспечивает повышение квалификации преподавателей;

  • важными для Университета являются научно-исследовательские работы, направленные на совершенствование методики процесса обучения и повышение качества образовательной деятельности.

Ежегодно в диссертационных советах Университета защищаются порядка 100 кандидатских диссертаций и 15 докторских. Сеть диссертационных советов на базе Университета включает 28 советов по 53 специальностям номенклатуры научных работников.

За отчетный период наметилась тенденция ежегодного увеличения объема НИР в Университете.


Воспитательная деятельность
Воспитательная работа в Университете строится в соответствии с Законами РФ «Об образовании», «О высшем послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и других.

В соответствии с концепцией воспитания вуз рассматривается как многоуровневое образовательное и воспитательное пространство, обеспечивающее и реализующее условия для подготовки высококвалифицированного работника, свободно владеющего профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, а также для социализации личности. Планом воспитательной работы МГТУ им. Н. Э. Баумана определены следующие основные принципы работы со студентами:



  • принцип приоритета общечеловеческих гуманистических ценностей, идущих от потребностей личности в духовном и физическом развитии, необходимости формирования гражданской позиции, патриотических чувств, способности к труду и жизни в условиях современной цивилиза­ции и демократии, толерантности, творческой направленности, коммуни­кативных и лидерских черт личности;

  • принцип демократизма, предполагающий равноправие, партнерство, гармонию интересов общества и личности;

  • принцип системности, предполагающий целостность, последовательность и преемственность воспитательного процесса;

  • принцип единства профессионализации и социализации;

  • принцип обеспечения правовой просвещенности;

  • деятельный подход к воспитанию, нацеливающий на развитие общественной активности, коммуникативных и лидерских черт;

  • творческий характер, динамизм жизнедеятельности студенчества;

  • принципы личностно ориентированного воспитания, самовоспитания в сочетании с коллективными формами деятельности;

  • принцип учета индивидуальных особенностей и возможностей студентов;

  • принцип связи воспитания с жизнью общества и государства;

  • принцип вариантности, подразумевающий выбор оптимальных форм и методов воспитательной деятельности.


Международная деятельность Университета
Основными направлениями международной деятельности университета являются:

  • обучение иностранных студентов, аспирантов и стажеров;

  • работа в международных ассоциациях университетов;

  • международная академическая мобильность;

  • сотрудничество с зарубежными университетами, фирмами, организациями;

  • участие в учебно-методических и научно-технических программах Комиссии Европейского Союза;

  • проведение научно-исследовательских и методических работ по заказам зарубежных университетов и фирм;

  • выполнение работ по программам Министерства образования и науки РФ в области международного сотрудничества.


Деятельность Университета в качестве ведущего центра образования и науки
Образовательная и научная деятельность Университета осуществляется в тесной связи с промышленностью, а также с другими научными и образовательными учреждениями Российской Федерации. Одной из важных форм деловой связи с промышленностью, возникшей в МВТУ в 1975 г., стала деятельность базовых кафедр и координационных советов по специальностям, осуществляемая в соответствии с совместными приказами Минвуза СССР и отраслевых министерств. В 1987г., с целью повышения качества образовательного процесса во всех вузах страны до уровня ведущих вузов, Министерством высшего и среднего специального образования СССР было принято решение о создании первых учебно-методических объединений по группам родственных специальностей на основе многолетней деятельности координационных советов и базовых кафедр по специальностям. На базе МВТУ им. Н.Э. Баумана приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 650 от 18.09.87 было создано учебно-методическое объединение (УМО) по машиностроительным и приборостроительным специальностям. Кроме того, УМО на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана курировало ряд оборонных специальностей.

В результате развития системы высшего образования в Российской Федерации эти, зародившиеся в МГТУ им. Н.Э.Баумана организационные формы взаимодействия высших учебных заведений и промышленности, в настоящее время преобразовались в ряд межвузовских государственно-общественных организаций в профессиональном образовании, в которых МГТУ им. Н.Э.Баумана играет ведущую роль. В первую очередь, таковыми являются: Ассоциация технических университетов, Учебно-методическое объединение (УМО) по университетскому политехническому образованию, Координационный совет в области техники и технологии.

Ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана, председатель Совета УМО И.Б. Федоров являлся сопредседателем Общественного совета по профессиональному образованию при Комитете Госдумы по образованию и науке.

МГТУ им. Н.Э.Баумана, как одно из старейших и крупнейших высших учебных заведений России, был и остается лидером в развитии системы высшего образования. Сегодня МГТУ им Н.Э.Баумана видит свою миссию в поддержании высокой репутации российского инженерного образования, в повышении его качества и конкурентоспособности в мировом сообществе.

В настоящее время, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Университет выполняет инновационную образовательную программу «Научное и кадровое обеспечение инновационного развития технических систем, объектов и технологий, отвечающих требованиям мирового уровня к качеству, надежности и безопасности». В отчетные годы Университет успешно участвовал в ряде исследовательских проектов федеральных целевых программ (ФЦП), таких как: «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», «Федеральная программа развития образования».

Университет являлся головной организацией ФЦП «Национальная технологическая база» по разделу «Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы. В отчетный период в рамках ФЦП «Развитие единой информационно-образовательной среды» Университет являлся головной организацией проекта «Создание федерального инженерного портала». ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» представлена в Университете проектом «Определение перечня необходимых специальностей, разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания программ профессиональной переподготовки в сфере информационно-коммуникационных технологий».

В Университете создан и работает Научно-методический центр «Инженерное образование». В 2006-2007 гг. НМЦ «Инженерное образование» выполнял проект «Информационно-телекоммуникационные технологии в подготовке кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники».

Как ведущий учебный и научный центр, МГТУ им. Н.Э.Баумана формирует новые, в соответствии с требованиями времени, подходы к системе образования и реализует их в своей деятельности. В Университете функционирует единственный в стране «Головной учебно-исследовательский методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов)». На базе МГТУ им. Н.Э.Баумана в составе УМО по университетскому политехническому образованию создан учебно-методический совет профессионального образования инвалидов.

Университет является организатором и координатором ряда молодежных образовательных и научных программ и проектов, направленных на поиск талантливых молодых людей, предоставление им возможности получения высшего профессионального образования и дальнейшей научной деятельности, в соответствии с их интересами и подготовкой.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница