2016 год структура арабского халифата



Скачать 316.96 Kb.
Дата03.05.2016
Размер316.96 Kb.


СРАВНЕНИЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ

В ДОКТРИНЕ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Город Москва

2016 год
1. СТРУКТУРА АРАБСКОГО ХАЛИФАТА.

Халиф как глава Арабского халифата, титул передавался по наследству

В основе системы правления персидская модель управления, сложившаяся в Арабском халифате к 8 веку

Визирь или везирь – управляющий двора халифа, с 9 века обладает расширенной компетенцией

Чиновники при дворе

Начальник телохранителей халифа

Начальник полиции государства

Чиновник по надзору за должностными лицами

Диваны (ведомства)

Диван - аль - Джунд - военное ведомство, осуществляющее контроль над всеми вооруженными силами, ведал оснащением и вооружением армии, учитывал наличие количества состава вооруженных сил, особенно постоянного войска, учитывало жалование и пожалования за военную службу

Диван - аль - Харадж - финансово-налоговое ведомство, курировало и все внутренние дела, учитывало налоги, иные поступления в государственную казну, собирало различные статистические данные по стране

Диван ал-Барид - главное почтовое ведомство, курировал почту, связь, осуществлял доставку государственных грузов, ремонт дорог, строительство караван-сараев, колодцев. Особенно важно, что почтовое ведомство выполняло функции тайной полиции, так как контролировало все дороги, перевозки грузов, переписку, основные пункты на дорогах страны

Высшая судебная власть принадлежала коллегии наиболее авторитетных богословов-правоведов, знатоков шариата. От имени правителя они назначали из местного духовенства нижестоящих судей (кади), и специальных уполномоченных, которые контролировали деятельность местных судей

Верховным главой судебной иерархии был халиф

Правомочия кади были весьма обширны они рассматривали судебные дела на местах всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, надзирали за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, провеяли законность землепользования, заведовали вакуфным имуществом, переданным собственниками религиозным организациям

Местное управление также строилось по персидскому образцу

Арабский халифат был разделен на провинции, куда назначались военные наместники - эмиры, султаны иногда из местной знати. Эмиры назначались самим халифом, они командовали войсками, собирали налоги, руководили местной администрацией и полицией. Помощниками эмиров были наибы

В городах и селениях назначались различные чиновники и должностные лица различных рангов. Часто административной единицей были мусульманские религиозные общины, во главе с шейхами (старшинами), на которых часто и возлагались местные административные функци


2. СТРУКТУРА ХАЛИФАТА.

Халифат - историческое государство под главенством арабского народа, во главе которого стояли халифы как олицетворение центральной власти, источником законодательства был бурно развивающийся шариат различных мазхабов, эпоха наивысшего расцвета и прорыва ислама, халифат развалился под влиянием внутренних причин дезинтеграции в силу неспособности вовлечь территории в процесс общего государственного строительства.

Халифат - в модернизме доктрина единого исламского государства как долг и обязанность каждого мусульманина по принципу "одно небо-одна истина-одна вера-один халиф", данное государство проистекает из суверенитета Аллаха над мусульманами, выборности халифа по согласию всех мусульман, федеративному характеру союзной государственности, шариата в его обновленном варианте.

Халифат - в джихадизме доктрина единого мусульманского государства без пределов распространения, долг каждого мусульманина всячески содействовать увеличению мощи халифата и распространению исламской веры, пропагандируется доктрина джихада меча, то есть вооруженного пути создания халифата.

Меджлис аль Умма – вселенский представительный орган мусульман верховной учредительной власти по изменению высшего правового закона, данного мусульманам, то есть шариата. Дело в том, что шариат есть высший закон, но он понимается мусульманами и это понимание меняется в соответствии с историческим временем. К тому же, первоначально шариат как право был дан для регулирования жизни общества первых веков хиджры. Именно вселенский орган мусульманам в соответствии с исламским духом и законами Аллаха может изменить шариат как закон всех мусульман.

Меджлис аль Шура – высший законодательный орган халифата или в мусульманской стране, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет. Меджлис аль Шура – это однопалатный парламент, как правило, все-таки унитарного государства, федерализм признается с трудом как раскалывающий единство мусульман, ведь Коран не знает национального деления, а только религиозную принадлежность.

Меджлис аль Даава – высший представительный орган, являющийся по сути верхней палатой парламента, то есть контролирующий, уравновешивающий Меджлис аль Шура, орган. Избирается он или парламентами исламских земель или мусульманами в административно-территориальных единицах и обладает, например, функциями высшего суда для должностных лиц.


Меджлис аль Байа – высший представительный орган Халифата или в мусульманской стране, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования. Если Меджлис аль Умма может составляться из высших Меджлисов или избираться всеми мусульманами, то Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.


Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц как орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата. Говоря откровенно, это орган духовенства, так сказать, профессиональный, в том числе, и с представительством духовных авторитетов, не принадлежащих к церкви. Главное – это духовный авторитет лиц, их высшая сила в обществе, которая позволяет им выносить подобные решения.

Халиф – высший политический глава, лидер Халифата

Шейх-аль-ислам – высший религиозный глава Халифата

Канцелярия халифа (верховная администрация)

Духовное управление – Идарат – Духовное управление мусульман Халифата, возглавляемое шейх-аль-ислам, ведает всеми духовными вопросами отправления культа

Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых. Меджлис аль Шариа может вносить свои предложения в органы государственной власти и в его состав входят признанные выдающиеся муджтахиды, но он не должен подменять собой официальные государственные органы. Можно указать, что Меджлис аль Шариа может быть органом подготовки изменений к шариату.

Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов) в Халифате и мусульманской стране. Это именно опять же совещательный орган, вносящий свои предложения главе государства для совершенствования работы, но это не орган, принимающий решения, хотя возможен вариант, когда Меджлис аль Эмира может быть вместо Меджлиса аль Даава или третья палата парламента, но это вряд ли возможно.

Внутреннее гражданское управление – Вазират – возглавляет вазир (премьер-министр), главный исполнительный помощник, вазират в современном значении министерство (ранее диван), но в более древнем главный помощник, заместитель главы государства, вазират в европейском понимании аналог правительства, хотя правительства в исламской доктрине как коллегиального органа нет, исполнительные помощники подчиняются напрямую.

Внешнее гражданское управление – Векалат – возглавляет вакиль, верховный внешний представитель, векалат в переводе представительство, в европейском понимании аналог МИДа.


Военное управление – Джихадат – возглавляет амир джихада, главнокомандующий вооруженными силами, в европейском понимании аналог министерства обороны.


Высшая судебная шура - высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства

Система шариатских судов – Верховный шариатский суд, далее региональные апелляционные суды (на решения участковых судов), участковые суды кади.

Система административных трибуналов, в исламе право делится на частное (отношения между гражданами) и отношения с государством (публичное), то есть вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов.

Отдельный суд по трудовым делам (отношения между работником и работодателем).

Отдельный суд по спорам с участием иностранцев и немусульман.

Султанат – член федерации Халифата, национальное исламское государство, возглавляемое выборным или наследственным султаном

Эмиратство – федеральный округ в федеральном исламском государстве, то есть административно-территориальная единица, создаваемая федеральными властями для эффективности управления вилайетами со стороны федерального центра.

Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства.



3. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЛАСТИ ХАЛИФА В ХАЛИФАТЕ

Имам - духовная составляющая власти халифа, духовный глава всех мусульман, халиф стал по сути имамом начиная с 10 века в Арабском Халифате

Эмир - светская политическая составляющая власти халифа, политический и государственный лидер всех мусульман, в основном до 10 века

Кади (верховный) - судебная составляющая власти халифа, верховный судья в Арабском Халифате, выносил окончательные решения и назначал всей судей (кади)

Амир гази - военная составляющая власти халифа, верховный главнокомандующий силами гази (воинов за веру) армии Арабского Халифата


4. КОНЦЕПЦИИ ВЛАСТИ ХАЛИФА В ХАЛИФАТЕ.

Верховная власть Халифа

Первая концепция – халиф как имам, то есть духовный глава Халифата




Вторая концепция – халиф как эмир, политический лидер Халифата

Халифат представляет собой сообщество государств во главе с региональными лидерами таких государств, например, султанами




Халифат представляет собой единое союзное исламское государство конституционной федерации

Шейх-уль-ислам возглавляет только духовенство




Шейх-уль-ислам возглавляет умму в делах духовных и религиозных

Халиф опирается на власть султанов, которым он необходим для освящения их власти




Халиф разделяет власть с союзными провинциями, в которых должностные лица представляют его власть

Великий или главный везирь возглавляет правительство, согласие на назначение которого дают султаны




Великий или главный везирь возглавляет канцелярию (администрацию) халифа

Исторически такую власть представлял собой Халифат в 9-13 веках




Исторически такую власть приблизительно представлял собой Халифат в 7-8 веках с известной условностью



5. СТРУКТУРА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ХАЛИФАТА.

Внутреннее гражданское управление – Вазират – возглавляет вазир (премьер-министр), главный исполнительный помощник, вазират в современном значении министерство (ранее диван), но в более древнем главный помощник, заместитель главы государства, вазират в европейском понимании аналог правительства, хотя правительства в исламской доктрине как коллегиального органа нет, исполнительные помощники подчиняются напрямую.




Вазир – Наиб (Заместитель) Халифа




Исполнительный помощник вазира - Государственный секретарь по экономическим делам

Исполнительный помощник вазира - Государственный секретарь по социальным делам

Исполнительный помощник вазира - Государственный секретарь по финансовым делам




Группа экономических ведомств

Группа социальных ведомств

Группа финансовых ведомств




Исполнительный помощник вазира - Канцлер юстиции – муджтахид судебной власти, возглавляет ведомство юстиции




Внешнее гражданское управление – Векалат – возглавляет исполнительный помощник - канцлер иностранных дел - вакиль, верховный внешний представитель, векалат в переводе представительство, в европейском понимании аналог МИДа

Военное управление – Джихадат – возглавляет исполнительный помощник - амир джихада – военный наиб Халифа, главнокомандующий вооруженными силами, в европейском понимании аналог министерства обороны.

Ведомство – исполнительный помощник ведомства

Департаменты

Службы ведомства


6. СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ХАЛИФАТА.

Высшая судебная Шура – высший орган административного обеспечения шариатской системы, рассматривающий вопросы кадрового перемещения внутри судебной системы, возглавляется главой государства.

Конституционная Шура – специальное присутствие конституционного характера, которое рассматривает вопросы конституционных споров на предмет наличия в них противоречий и передавала бы данные споры на разрешение особому судебному органу – Конституционному пленуму Верховного суда.


Верховный шариатский суд

Конституционный пленум Верховного шариатского суда - особое совещание, члены пленума в количестве 15-20 человек избираются на 2 года членами Верховного суда, Конституционный пленум Верховного суда уполномочен разрешать конституционные споры согласно основному закону. Решения данного органа окончательны и обжалованию не подлежат.

Пленум – вырабатывает общую судебную практику, собрание всех судей Верховного шариатского суда

Президиум – глава (Председатель) Верховного шариатского суда, его заместители, председатели коллегий, в порядке надзора

Коллегия по экономическим делам (в качестве второй инстанции)

Коллегия по уголовным делам (в качестве третьей инстанции)

Коллегия по трудовым делам (в качестве третьей инстанции)

Коллегия по делам с участием иностранцев (в качестве третьей инстанции)

Коллегия по гражданским делам (в качестве третьей инстанции)

Апелляционный суд федерального округа эмиратства

Коллегия по экономическим делам (в качестве первой инстанции)

Коллегия по уголовным делам (в качестве второй инстанции)

Коллегия по трудовым делам (в качестве второй инстанции)

Коллегия по делам с участием иностранцев (в качестве второй инстанции)

Коллегия по гражданским делам (в качестве второй инстанции)

Участковый суд кади ( в качестве первой инстанции по уголовным и гражданским делам)

Высший административный шариатский трибунал

Пленум – вырабатывает общую судебную практику, собрание всех судей Высшего административного шариатского трибунала

Президиум – глава (Председатель) Высшего административного шариатского трибунала, его заместители, председатели коллегий, в порядке надзора

Коллегия по социальным делам

Коллегия по финансовым делам

Коллегия по административным делам


7. СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ХАЛИФАТА – ВАРИАНТ 2.

Муджтахид судебной власти – назначает судей всех уровней, кроме членов Конституционной палаты (назначаются Меджлисом аль Шура)

Верховный шариатский суд

Высшая судебная Шура – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, надзорный судебный орган для общей юрисдикции и административных трибуналов

Высшая конституционная палата – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, состав назначается Меджлисом аль Шура, разрешает вопросы судебного конституционного надзора

Комиссия по фетвам – назначается Меджлисом аль Даава, решает вопросы судебного толкования законов и обобщения судебной практики

Палата по экономическим делам (в качестве второй инстанции)

Палата по уголовным делам (в качестве третьей инстанции)

Палата по трудовым делам (в качестве третьей инстанции)

Палата по делам с участием иностранцев (в качестве третьей инстанции)

Палата по гражданским делам (в качестве третьей инстанции)

Апелляционный суд федерального округа эмиратства

Палата по экономическим делам (в качестве первой инстанции)

Апелляционная палата по уголовным делам (в качестве второй инстанции)

Апелляционная палата по трудовым делам (в качестве второй инстанции)

Апелляционная палата по делам с участием иностранцев (в качестве второй инстанции)

Апелляционная палата по гражданским делам (в качестве второй инстанции)

Участковый суд кади ( в качестве первой инстанции по уголовным и гражданским делам)

Ведомоство мухтасиба

Глава мухтасибов – назначает всех судей административных судов

Высший административный шариатский трибунал

Палата по социальным делам

Палата по финансовым делам

Палата по административным делам


8. СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ ХАЛИФАТА – ВАРИАНТ 3.

Высшая шура магистратуры – назначает через палаты судей и прокуроров всех уровней, кроме членов Конституционной палаты (назначаются Меджлисом аль Шура)

Палата судей

Палата прокуроров

Верховный шариатский суд

Высшее судебное присутствие – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, надзорный судебный орган для общей юрисдикции

Высшая конституционная палата – коллегиальный орган Верховного шариатского суда, состав назначается Меджлисом аль Шура, разрешает вопросы судебного конституционного надзора

Комиссия по фетвам – назначается Меджлисом аль Даава, решает вопросы судебного толкования законов и обобщения судебной практики

Палата по экономическим делам (в качестве второй инстанции)

Палата по уголовным делам (в качестве третьей инстанции)

Палата по трудовым делам (в качестве третьей инстанции)

Палата по делам с участием иностранцев (в качестве третьей инстанции)

Палата по гражданским делам (в качестве третьей инстанции)

Палата по административным делам (в качестве второй инстанции)

Апелляционный суд федерального округа эмиратства

Палата по экономическим делам (в качестве первой инстанции)

Апелляционная палата по уголовным делам (в качестве второй инстанции)

Апелляционная палата по трудовым делам (в качестве второй инстанции)

Апелляционная палата по делам с участием иностранцев (в качестве второй инстанции)

Апелляционная палата по гражданским делам (в качестве второй инстанции)

Палата по административным делам (в качестве первой инстанции)

Участковый суд кади ( в качестве первой инстанции по уголовным и гражданским делам)

Ведомоство мухтасиба

Глава мухтасибов – назначает всех судей административных судов султанатов (на уровне Халифата системы административных судов нет)

Высший административный шариатский трибунал султаната

Палата по социальным делам

Палата по финансовым делам

Палата по административным делам



9. СТРУКТУРА ИСЛАМАТА.

Исламат - государство, основанное на исламской национальной форме правления, способное проводить модернизацию социальной жизни и государственных институтов, создающее новые формы общественных отношений, учитывающие традицию и опыт народа, а также достижения человеческой мысли (и не только в рамках ислама).

Меджлис аль Шура – высший законодательный орган, то есть парламент в западном понимании, избираемый на 4-5 лет

Меджлис аль Байа – высший представительный орган, заключающий байа с избранным правителем об условиях властвования, Меджлис аль Байа – это расширенный состав Меджлиса аль Шура.

Меджлис аль Улема – высший орган духовенства или шире – духовных лиц как орган, проверяющий соответствие законов исламскому духу и нормам ислама, шариата

Амир – высший политический глава, лидер Исламата

Шейх-аль-ислам – высший религиозный глава Исламата

Канцелярия амира (верховная администрация)

Духовное управление – Идарат – Духовное управление мусульман , возглавляемое шейх-аль-ислам, ведает всеми духовными вопросами отправления культа

Меджлис аль Шариа – консультативный представительный орган мусульманских ученых

Меджлис аль Эмира – консультативный орган эмиров как глав эмиратств (регионов)

Внутреннее гражданское управление – Вазират – возглавляет вазир (премьер-министр), главный исполнительный помощник, вазират в европейском понимании аналог правительства, хотя правительства в исламской доктрине как коллегиального органа нет, исполнительные помощники подчиняются напрямую.

Внешнее гражданское управление – Векалат – возглавляет вакиль, верховный внешний представитель, в европейском понимании аналог МИДа.


Военное управление – Джихадат – возглавляет амир джихада, главнокомандующий вооруженными силами, в европейском понимании аналог министерства обороны.


Высшая судебная шура, возглавляемая главой государства – назначение судей и высшая апелляционная инстанция по наиболее значимым делам

Система шариатских судов – Верховный шариатский суд, далее региональные апелляционные суды (на решения участковых судов), участковые суды кади.

Система административных трибуналов, вопросами публичного права занимается система административных трибуналов по аналогии с общей системой судов.

Отдельный суд по трудовым делам (отношения между работником и работодателем).

Отдельный суд по спорам с участием иностранцев и немусульман.

Вилайет – провинция, административно-территориальная единица, создаваемая как союз общин в силу исторического разнообразного единства.


10. СТРУКТУРА ИМАМАТА.

Имамат - исторические государства в рамках исламского мира, основанные на концепции имама как источника религиозной и высшей власти в государстве, ориентация на наиболее жесткие толкования шариата, можно сказать что это были государства идеологической утопии с доктриной непрерывного расширения.

Имамат - доктрина исламского государства, в основе которого лежит концепция имамата как религиозного лидерства главы государства, власть распространяется от духовенства, государство готовит мусульман к будущей жизни под сенью единого лидера.

Верховный имам Всемирного последнего имамата не назначается, а признается его право ан правление в силу святости и личных качеств со стороны созываемого мусульманами временного расширенного Меджлиса аль Улема при огромном стечении мусульман, одобряющих факт признания, байа с имамом не заключатся




Меджлис аль Шура – высший совещательный орган представителей уммы для советования в делах светских и гражданских Верховному имаму Имамата

Меджлис аль Улема – высший представительный орган духовенства из муджтахидов во главе с самим Имамом для управления духовными и религиозными делами




Везирь - наиб (заместитель) Имама во главе Канцелярии имама




Диван – Совет приближенных из числа военачальников, религиозных лиц и светских лидеров для советования Имаму в делах государства




Военный наиб возглавляет военное ведомство

Шейх-уль-ислам заведует вакфами




Исполнительные помощники ведомств возглавляют гражданские ведомства и их службы




Либо вали в вилайетах либо наибы в наибствах как территориальных органах государствах, предпочтительнее наибы, так как они воплощают волю имама, выступая его заместителя на вверенной территории




Муджтахид судебной власти – назначает судей всех уровней




Система шариатских судов – Верховный шариатский суд, далее региональные апелляционные суды (на решения участковых судов), участковые суды кади.

Система военных трибуналов, то есть основным для Имамата является деление на гражданские и военные суды









11. СТРУКТУРА ЭМИРАТА (СУЛТАНАТА).

Эмират - исторические и современные государства в рамках исламского мира, отличительными признаками являются небольшой размер территории и наследственный характер власти эмира, апеллируют к единой традиции правления у данного народа и шариату.

Султанат - исторические и современные государства в рамках исламского мира, отличительными признаками которых являются долгая непрерывная традиция правления династии султана у данного народа, данные государства являются государствами традиционалистского типа.

Будущий верховный эмир назначается правящим эмиром из числа членов семьи и носит титул наследного принца в порядке наследования, изложенном обычно в указе эмира

Меджлис аль Шура должен подтвердить согласие общины эмиратства на назначение или просто дать свое формальное согласие, все зависит во много от позиций племенной знати

Меджлис аль Улема как Ассоциация богословов или просто сам Муфтий эмиратсва подтверждает соответствие назначения законам эмиратства

Правящая семья эмира

Меджлис аль Шура играет разную роль в зависимости от сложившейся ситуации, часто это орган выражения консенсуса кланов эмиртства

Меджлис аль Улема как Ассоциация богословов или Муфтий эмиратсва

Главный везирь или Премьер-министр

Правительство как коллегиальный орган с министрами в своих министерствах

Вали в вилайетах (провинциях), очень часто возглавляют представители сильных и знатных племенных региональных кланов эмиратства

Верховный шариатский суд

Апелляционный суд на уровне вилайета

Участковый суд кади


12. СРАВНЕНИЕ ИСЛАМСКИХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ДОКТРИН.

Классическая исламская политико-правовая доктрина - система взглядов и представлений об исламском государстве в виде целостной доктрины, сложившаяся в исламском мире к 14 веку и затем не пересматривавшаяся долго время в течение нескольких веков, заключавшаяся в необходимости существования только одного истинно исламского государства халифата как дома всех мусульман на Земле, все остальные государства рассматривались как ременное явление на пути к халифату, главным источником права признавался шариат без каких-либо нововведений.

Модернистская исламская политико-правовая доктрина - система взглядов и представлений об исламском государстве, являющаяся предметом острых дискуссий и идейных столкновений начиная со второй половины 20 века, главным постулатом которой является умеренность в политико-правовой практике ислама, признание необходимости сроительства национальных государств в рамках исламского мира, необходимости плюралистического сосуществования различных источников права.

Джихадистская или исламистская или салафистская политико-правовая доктрина - система взглядов и представлений на практику строительства исламистского (джихадистского) государства у фундаменталистов, сложившая в жесткую и целостную доктрину, не терпящую критики, смысл которой в постулировании вооруженного пути создания джихадистского государства как единственно правильного пути в условиях "прогнивших прозападных режимов в исламском мире" и невозможности построить его через смену политической власти на выборах в мусульманских государствах, опирающихся на поддержку Запада.

Фундаменталистская политико-правовая доктрина - система взглядов и представлений на теорию строительства исламистского (джихадистского) государства. сложившаяся в жесткую и целотсную доктрину. не терпящую критики, смысл которой в исламизме как глобальной идеологии строительства исламистского государства в любой точке земного шара, где есть исламская община на основе крайне жесткого понимания шариата и провозглашаемого идеала государства эпохи первых халифов, а по сути строительства тоталитарного религиозного государства, где место глобальной мессианской идеологии аналог коммунизма или фашизма) займет исламизм (джихадизм).

Классическая исламская политико-правовая доктрина

Современная исламская политико-правовая доктрина

Допущения в реальности по отношению к исламской политико-правовой доктрине

Исламское государство как данное Аллахом для блага мусульман

Исламское государство как результат эволюции исламского права

Значительные заимствования из западной организации государственной власти

Халиф как политический лидер уммы

Глава государства как политический лидер исламского народа

Президент как глава государства

Правительства нет

Правительство допускается как коллегиальный орган

Правительство часто носит номинальный характер и зависит от главы государства

Исполнительными органами являются ведомства

Ведомства подразделяются на типы, в том числе министерства

Основной исполнительный орган министерства

Деление на вилайеты (провинции)

Деление на вилайеты (провинции)

Деление на вилайеты (провинции)

Автономия нацменьшинств не допускается как разделяющая мусульман

Автономии нацменьшинств допускается

Автономия нацменьшинств носит декоративный характер

Федерация исключена

Допускается федерация народов

Допускается федерация народов (не территориальная)

Шейх-уль-ислам как духовный глава мусульман

Глава муфтията ведает вопросами духовной жизни

Очень часто глава муфтията встроен в государственный аппарат управления

Доктрина расширения земель ислама для распространения ислама

Ислам есть часть духовной жизни

Строительство западных национальных государств в исламской практике

Экономика должна основываться на золотом динаре

Экономика при возможности будет построена на золотом динаре

Экономика при возможности будет построена на золотом динаре

Экономика крупных государственных корпораций

Экономика крупных государственных корпораций с опорой на крупный частный капитал

Реально очень часто формируется олигархия

Собственность государства на землю и природные ресурсы с получением ренты

Преимущественно право государства на получение ренты

В реальности рента обогащает правящий класс

Пределов государству нет

Пределы ограничены другими государствами

Пределы ограничены другими государствами

Поощряется освободительная война за создание новых исламских государств или оного

Допускается мирное сосуществование миролюбивых государств

Война развязывается государством в зависимости от ряда причин и не обязательно доктринальных


13. СРАВНЕНИЕ ДОКТРИН В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Классическая исламская политико-правовая доктрина в области организации судебной власти

Современная исламская политико-правовая доктрина в области организации судебной власти

Создание арбитражных судов не допускается

Создание арбитражных судов допускается в основном дл споров с иностранными лицами

Доктрина разрешает создание системы административных судов

Доктрина разрешает создание системы административных судов

Верховный шариатский суд возглавляет судебную систему

Верховный шариатский суд возглавляет судебную систему

Высшая судебная шура назначает судей и обладает правом помилования

Доктрина допускается создание Высшей судебной шуры (в шиизме муджтахид судебной власти вместо шуры), однако часто рассматривается как западное заимствование

Второй инстанцией при рассмотрении дел является апелляционная инстанция

Второй инстанцией при рассмотрении дел является апелляционная инстанция

Кассация не допускается

Кассация не допускается

Прокуратура поддерживает обвинение

Допускается и институт прокурорского надзора

Адвокатов нет

Помощь адвоката в составлении документов для суда, но без права выступления в суде

Единоличное рассмотрение дела судьей

Коллегиальное рассмотрение допускается только в Верховном шариатском суде

Допускается создание судов для иностранцев

Допускается создание судов для иностранцев

Участковым судьей является кади

Участковым судьей является кади

Судебный процесс как беседа

Судебный процесс как состязание

Фетвы имеют прецедентное значение в формировании права

Суды должны исходить из кодифицированных норм

Адат рассматривается как эпоха варварства, но учитывается

Стремление вытеснить адат полностью из правовой жизни государств


14. СИСТЕМЫ СУДОВ В ШАРИАТСКОЙ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ.

Шариатская судебная система на союзном уровне

Первый вариант

Второй вариант

Третий вариант

Основным является деление судов на общие суды и военные суды

Основным является деление судов на общие суды и административные трибуналы

Основные является деление судов на общие, арбитражные и финансовые

Верховный шариатский суд

Военная коллегия входит в состав Верховного шариатского суда

Система административных трибуналов возглавляется Высшим административным трибуналом

Система арбитражных судов возглавляется Высшим арбитражным судом

Система финансовых судов возглавляется Высшим финансовым судом



Апелляционный суд на уровне эмиратств (союзных округов халифата)

Суд на уровне султаната как первый уровень рассмотрения дел с преступлениями и исками по союзной компетенции

Суд на уровне султаната как первый уровень рассмотрения дел с преступлениями и исками по союзной компетенции

Суд на уровне султаната как первый уровень рассмотрения дел с преступлениями и исками по союзной компетенции

Такое деление свойственно больше для доктрины джихадистского государства

Такое деление свойственно больше для доктрины традиционалистского государства

Такое деление свойственно больше для доктрины модернистского государства


15. КРИТИКА ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ХАЛИФАТ




Радикальная критика националистов.

Халифат вообще не имеет ничего общего с исламом. Наиболее настойчиво данную точку зрения отстаивал Али Абдель Разек (1888-1966). В действительности власть халифа всегда утверждалась и поддерживалась подавлением и насилием. Именно необходимость систематизированного подавления вызывала к жизни подобную форму правления.

Халифат - это такой политический строй, с которым постепенно фактически согласились мусульмане, в то время как мусульманское право не содержит норм или принципов о его обязательности. Миссия Пророка носила исключительно религиозный характер, была выполнена самим Мухаммедом до конца.

Критика шиитов.

Халифат является историческим явлением и не может быть снова восстановлен.

Будущее за имаматом как руководством Махди.


Критика ученых.

Сам халифат строился на основе персидской модели управления государством.

Ничего нового Халифат в практику государственного строительства не привнес, используя готовую модель управления, слегка адаптировав.


ИМАМАТ




Критика суннитов.

После Пророка Мухаммеда не может быть второго такого же лица до Судного дня, поэтому все подобные появления Махди и сокрытого имама невозможны.



Критика ученых и националистов.

Явление Махди невозможно, как и появление сокрытого имама, так как не подтверждается научными данными и является убеждениями мусульман.



Средневековые государства исламского мира




Критика ученых.

Такие государства были типичными восточными деспотиями, то есть сверхцентрализованными государствами с бюрократическим аппаратом абсолютной монархии



Национальны исламские государства в современности




Критика джихадистов.

Национальные государства порождение западной доктрины государства-нации и являются полностью продуктом западной цивилизации и поэтому они чужды духу ислама.



Национальные государства необходимо смести вооруженным путем джихада.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница