2014 Разработка урока в 6 классе по теме: Балет «Жизель». Тема урока: Балет «Жизель». Цель урока знакомство с балетом «Жизель». Задачи урока



Скачать 72.37 Kb.
Дата05.11.2016
Размер72.37 Kb.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»

Курской области Глушковского района



Разработка урока по теме:

Балет «Жизель».

Подготовила:

страшая вожатая

Молодушкина Анна Владимировна


2014

Разработка урока в 6 классе по теме: Балет «Жизель».
Тема урока: Балет «Жизель».

Цель урока знакомство с балетом «Жизель».

Задачи урока

Обучающая: на примере балета «Жизель» дать понятие о жанре балета.

Воспитывающая: способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать эстетический вкус.

Развивающая: вызвать интерес к жанру балета.


Тип урока: лекционно-комбинированный.

Форма урока: урок-беседа.

Оборудование: компьютер, изображения на тему балета, фрагменты из балета «Жизель», музыкальные композиции из балета «Жизель».
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Работа над темой урока.

Эпиграф к уроку


Жизель, Жизель! Какая жалость!
Нет, сердце у меня не сжалось.
Не знаю, в чём искусства цель.
Но вновь и вновь мне жаль Жизель!

(Губарь Юрий)


На доске написан эпиграф.
Здравствуйте! Садитесь.

Я прошу обратить внимание на доску. (Прошу кого-нибудь из учеников прочесть эпиграф).

Скажите ребята, как вы думаете о какой Жизель идет речь?

(Ответная реакция детей на поставленные вопросы)

Итак сегодня мы будем говорить о балете «Жизель».

Но для начала, давайте скажем, что такое балет?

(Дети отвечают, записываем определение балета. )
Бале́т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.

(Если у детей возник вопрос: «что такое либретто?», даем определение)



Либре́тто (итал. Libretto — книжечка; от итал. Libro — книга) — литературная основа большого вокального (но не только) сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, мюзикла и т.д.
Ну а сейчас кратко познакомимся с историей балета.

Балет — искусство довольно молодое. Ему немногим более четырехсот лет, хотя танец украшает жизнь человека с древнейших времен. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Сельские пляски не подходили придворным дамам и кавалерам. Их одеяния, как и залы, где они танцевали, не допускали неорганизованного движения. Специальные учителя — танцмейстеры — старались навести порядок в придворных танцах. Они заранее репетировали с дворянами отдельные фигуры и движения танца и руководили группами танцующих. Постепенно танец становился все более театральным.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов. Не удивляйтесь, в то время балет еще не был только танцевальным спектаклем.

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора. В городах открывались оперные театры. Многочисленные танцовщики и учителя танцев легко находили себе работу.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм: панталоны в обтяжку до колен и чулки позволяли разглядеть фигуру танцовщика.

Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

Хотя французская балетная школа славилась изяществом и пластичностью, ей была свойственна некоторая холодность, формальность исполнения. Поэтому балетмейстеры и артисты искали иные выразительные средства.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты.

Ребята, кто знает что такое пуанты?

(Ответы детей.)

(Показываю изображения пуант.)

Давайте запишем, что пуантами называются специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах).

Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

(Показываю портрет Марии Тальони.)

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

Как интересный факт можно отметить, что в балетах прошлого существовала целая система условных обозначений. Если артист, к примеру, проводил по своему лбу ребром ладони, подразумевая, что у него на голове корона, это означало «король»; сложил крестообразно руки на груди, значит, «умер»; указал на безымянный палец руки, где обычно носят кольцо — «хочу жениться» или «женат»; стал делать руками волнообразные движения, значит, «приплыл на корабле» и так далее. Разумеется, все эти жесты были понятны лишь балетмейстерам, артистам и кучке балетоманов — постоянных посетителей балетов.
Ну а теперь давайте непосредственно поговорим о балете «Жизель». Кто-нибудь видел этот балет?(Если дети говорят: «Да.» - задаю вопрос о сюжете( о чем балет).)
(Тихо включаю музыку Адольфа Адана вальс из балета «Жизель», и на её фоне рассказываю сюжет балета. По ходу рассказа вешаю на доску иллюстрации сцен и героев из балета.)

Балет начинается с картины: деревня в горах, окруженная лесами и виноградниками. Крестьянский дом, в котором живут Берта и ее дочь Жизель. Крестьяне направляются на сбор винограда. Девушки приветствуют Жизель, свою подругу, всеобщую любимицу.

Появляется лесничий Ганс. Он клянется разрушить счастье влюбленных: Жизели и юноши, живущего в охотничьем домике. Ганс скрывается; из дома выходит граф Альберт, переодетый в крестьянское платье, и его оруженосец Вильфрид. Альберт пришел на свидание с Жизелью. Вильфрид пытается отговорить его. Но Альберт отстраняет оруженосца, стучится в дверь и прячется. На стук выходит Жизель. Никого не обнаружив, она собирается уйти. Появляется Альберт. Он касается руки Жизели. Постепенно их танец переходит в любовную сцену. Рядом с ними оказывается Ганс. Он заверяет Жизель в своей верности. Альберт прогоняет лесничего.

С виноградников возвращаются подруги Жизели. Затеваются танцы, и Альберт с удовольствием принимает участие в общем веселье.

Берта выходит из дома и прекращает танцы. Она напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать, ведь у нее больное сердце. Все расходятся.

Возвращается Ганс. Уязвленный отказом Жизели, он решает раскрыть тайну соперника, проникает в дом Альберта. Издали доносятся звуки приближающейся охоты, вскоре появляются дамы и кавалеры. Среди них Герцог и его дочь Батильда, невеста Альберта.

Утомленные охотой, они хотят отдохнуть. Герцог указывает на дом Жизели и просит вызвать хозяйку. Выходит Берта, за ней — Жизель: они предлагают гостям прохладительные напитки. Очарованная обаянием Жизели, Батильда дарит ей ожерелье. Знатные гости уходят в дом, чтобы отдохнуть. В окне появляется Ганс. В его руках графская шпага — неопровержимое доказательство знатного происхождения Альберта.

Праздник урожая. В разгар всеобщего веселья врывается Ганс, он расталкивает Альберта и Жизель и показывает обнаруженную в доме Альберта шпагу. Жизель просит объяснений. Взбешённый Альберт бросается на Ганса. Подоспевший Вильфрид останавливает своего господина. Ганс трубит в рог. Из дома выходит Батильда со своей свитой. Она удивлена, увидев Альберта в крестьянском платье. Альберт целует руку невесте.

Жизель понимает, что клятвы верности и любви — обман. Батильда показывает ей свое обручальное кольцо — она невеста Альберта. Жизель, рыдая, падает на руки матери. Последний раз в помутившемся от потрясения сознании девушки возникают картины недавнего прошлого — клятвы, слова любви, танцы. Жизель умирает.

Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы — невесты, умершие до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…» (Г. Гейне).

Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на её могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис.

Полностью балет называется «Жизель или Виллисы»,как вы думаете ребята почему?

( Ответы детей.)

Давайте себе пометим, что балет «Жизель или Виллисы» в двух актах французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне, впервые состоялся в 1841 году в Париже в Гранд-Опера.
Давайте, сейчас посмотрим небольшой отрывок из балета.

(Включаю отрывок из балета «Жизель» (сцена на кладбище из 2 действия).)

Спрашиваю о впечатлениях после просмотра, слушаю мнения детей.
Теперь давайте подведем итог нашего занятия.

Что же такое балет? Балет появился в таком виде, в каком мы знаем его сейчас?



Какие предметы костюма характерны только для балета? (пуанты, пачка)
К следующему уроку я прошу вас самостоятельно посмотреть балет полностью и рассказать, чем закончился балет.
Спасибо за внимание!


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница