2 класс Карта № Современная Россия Карта № Русь в IX xiii веках Карта № Русские земли в XIV – XVI веках Карта № Россия в XVII – XVIII веках Богатырь Эушт



Скачать 412.18 Kb.
Дата14.11.2016
Размер412.18 Kb.

Хрестоматия



2 класс


Карта № 1. Современная Россия



Карта № 2. Русь в IX - XIII веках

Карта № 3. Русские земли в XIV – XVI веках


Карта № 4. Россия в XVII – XVIII веках



Богатырь Эушт

1

Давно это было. Жил в нашем крае могучий, смелый и добрый богатырь Эушт. С далёкого знойного юга, первым из татар, пришёл он на эту землю и поселился здесь.



Не был Эушт великаном. Не был и красавцем. Да разве в этом кроется сила богатырская! Складным, коренастым был он с виду. Голова крепко на плечи посажена, чёрными, как уголь волосами покрыта. Кожа смуглая, загрубелая. Брови густые, широкие, глаза зоркие далеко вперёд видели. Суровое было лицо у богатыря, а улыбка добрая.

На голове Эушт носил шапку меховую мохнатую, на плечи шкура медвежья была накинута, на поясе меч кривой, а в руках палица увесистая.

2

Понравилась Эушту наша земля. Полюбились ему дебри таёжные, озёра тихие, ручьи говорливые. Построил он себе шалаш на высокой горе, которую теперь Воскресенской зовут.



Присмотрелся Эушт к тайге. Хороша она была, красавица. Скоро освоился Эушт, узнал, чем богата тайга и стал хорошим охотником, ловким рыболовом. То с копьём или с луком и стрелами без устали бродил он по тайге, промышляя зверя, то, сидя у своего шалаша, придумывал и мастерил различные снасти для ловли рыбы, сооружал хитроумные ловушки для зверей, то собирал на зиму кедровые орехи, ягоды, грибы.
Эушт и Дух тайги

Однажды, преследуя лося, подошёл Эушт к небольшому болотцу. Вдруг вздрогнула земля, вздулось болото, и показалась огромная страшная голова Духа тайги, прокрытая густой кедровой хвоёй вместо волос. Кожа на лице собралась в огромные складки, подобно старой корявой коре. Толстые губы, словно гигантские древесные грибы, окружали чёрную пасть, из которой вместо зубов торчали острые, кривые сучки. Мгновение – и весь Дух тайги высоким кедром вылез из болота.

- Кто ты такой? - прогремел Дух тайги.

- Человек, - спокойно ответил Эушт, смело, глядя Духу в огненные глаза.

- Почему ты не бежишь, не прячешься?

- Ты грозен и могуч, но я тебя не боюсь. Я тебе не сделал зла, а потому не испытываю страха.

Засмеялся Дух тайги:

- Ты храбр, как я погляжу. Может быть ты можешь мне помочь одолеть Болотную хозяйку? Прогоним её из тайги в Великое болото. Эта огромная гнусная Жаба расплёвывает по тайге гнилые болота. Чахнет лес от её дыхания, от сырости. Как могу один защищаю от неё тайгу, но трудно мне. Сильна она и коварна.

- Тайга теперь для меня, что родная мать, я тоже хочу защищать её,- согласился Эушт.

- Ну, вот и хорошо. Приходи завтра на это место. А теперь пора мне набираться сил, - закончил Дух тайги и медленно стал уходить в землю.

На том месте, где скрылся Дух тайги, образовалась огромная яма. Впоследствии здесь стало озеро – Песчаное озеро.
Изгнание болотной хозяйки
На следующее утро Эушт и Дух тайги встретились на условленном месте. Кроме меча, лука со стрелами и палицы принёс богатырь глиняный горшок, полный углей. Был он укрыт большими лопухами и завёрнут в медвежью шкуру. Ничего о нём не сказал Эушт Духу тайги. У лесного владыки в руках была огромная, величиной с толстое бревно, дубинка.

- Болотная хозяйка у Большой реки сидит. Устроила она себе Болото, отдыхает в нём, - сообщил Дух тайги.

К вечеру Эушт и Дух тайги, наконец, нашли Болотную хозяйку. Из болота торчала огромная, как сундук, буро-зелёная квадратная голова и плечи гигантской жабы. Тело её было покрыто плесенью и бородавками.

Дубина Духа тайги со страшной силой обрушилась на спину жабы. Однако с ней ничего не случилось. Дубина лесного владыки отскочила от неё, как от мяча, вырвалась из рук и отлетела далеко в сторону.

Жаба открыла свои жёлтые выпуклые глаза. Зевнула, усмехнулась и плюнула в Духа тайги потоком зелёной тины.

Тем временем богатырь разбил о пень свой глиняный горшок с углями. Они рассыпались на высохшей траве. Вспыхнул яркий костёр. Одним взмахом срубил Эушт мечом сухую сосну и поджёг её. Горящей сосной богатырь стал бить жабу по спине. Задымилась, зашипела кожа Болотной жабы. Обезумев от боли, она одним прыжком перескочила через Большую реку и, не разбирая дороги, устремилась к своему дому - Великому болоту.

- Спасибо тебе, человек, - сказал Дух тайги. Я в долгу не останусь. Теперь же мне следует привести себя в порядок, отдохнуть. И Дух тайги медленно врос в землю.
Откуда пошло племя эуштинцев
Прошло несколько дней. Увидел Эушт идущего к нему Духа тайги.

- Здравствуй, лесной владыка, будь моим гостем, - приветствовал его Эушт.

- Спасибо, человек. А скажи-ка мне, а почему ты один? Все звери живут парами, а у тебя нет подруги. Может быть, в одиночестве и кроется твоя сила?

- Нет, наоборот, если бы я не был одинок, я был бы ещё сильнее, был бы весел и счастлив.

- Тебе нужна подруга? Получай…

Пошарил Дух тайги рукой в густой хвое у себя на плече и поймал белку, шуструю, пушистую, быстроглазую. Дунул на неё, и стала она девушкой дивной красоты.

Дух тайги, попрощавшись, ушёл, скрылся в предутреннем тумане.

Внимательно посмотрел богатырь на девушку: глаза карие, шустрые, волосы чёрные, пушистые, кожа золотом отливает.

- Из белки ты создана, на белочку похожа, Белочкой и звать тебя буду, - сказал ей Эушт.

Прошло несколько лет. Появились у них дети. Тесно стало в шалаше. Сделал Эушт большую юрту.

Помог Дух тайги вырастить Эушту много здоровых и смелых сыновей. Со временем рядом с юртой Эушта поставили свои юрты дети, а затем и внуки богатыря. Целое племя потомков Эушта стало жить в нашем крае, с гордостью называя себя эуштинцами. А когда богатырь умер, свято выполняли заветы Эушта его потомки.
Как Сибирь заселяли народы

Тохтамыш (татрская сказка)
Однажды в этих краях поселился старик. Было это лет триста назад. Построил он себе жилище, стал жить один. Ловил рыбу, охотился на зверей. Жил он очень долго, крепкого здоровья был и красив лицом.

Много прошло лет со дня его рождения. Надоело ему жить одному. Стал он бога просить, чтобы тот послал ему смерти. Но ничего не изменилось. Так же он ловил рыбу, охотился на зверей, делал лодки, плавал по реке. Но бог не давал ему смерти. Тогда он решил убить себя сам. Пошёл он на берег реки и сам себя заколол.

Звали его Тохтамыш. На татарском это значит «стой здесь», «подожди здесь». Люди стали оседать здесь и жить. А деревню стали называть Тохтамышево.
Предание о княжне Томе и Ушае
Это было давным-давно, когда только появилось «белое дерево»- берёза, признак несчастья для татар. Дерево это предвещало поражение жителей Сибири белым царём.

Около одной большой реки, на высоком берегу стоял хорошо укреплённый городок храброго князя Тояна (одного из потомков Эушта). У этого князя был сын, которого назвали Ушай. Он лучше всех своих сверстников бегал на лыжах, стрелял из лука и уже в юном возрасте превосходил своего отца в силе и ловкости.

Ближайшим соседом Тояна был князь Басандай, живший около одной речки, впадавшей в большую реку. Басандай имел красавицу-дочь, которую звали Тома.

Тоян и Басандай сильно враждовали между собой из-за охотничьих угодий, так как земли Тояна тесно соприкасались с землями Басандая, а в тогдашние времена главными занятиями были охота и рыбная ловля.

Однажды молодой Ушай, охотясь на лося, не заметил, как зашёл на землю Басандая. Возвращаясь с охоты, домой он столкнулся с княжной Томой, красота которой поразила его. Они полюбили друг друга. Во время одного свидания, их застал Басандай, он пришёл в ярость, и с позором прогнал Ушая. Тома в от-ча-я-нии бросилась в большую реку, которую и назвали её именем. Ушай же, узнав о гибели Томы, утопился в небольшой речке. Люди назвали эту речку его именем.

Вражда Басандая и Тояна после этого ещё больше усилилась. Особенно Басандай возненавидел Тояна, когда тот перешёл на сторону русских, и они на его землях построили город.


Основание Томска
По царскому наказу собрал казачий голова Писемский отряд и весной, сразу после ледохода, двинулся на вёслах и парусах вверх по течению могучей, неоглядно разлившейся Оби. Прошли город Нарым, прошли Кетский острог, миновали устье Чулыма, и вот уже идут лодки вверх по Томи.

И вот уже вдалеке зачернел тёмнохвойной тайгой высокий, крутой берег, неприветливый и мрачный на фоне яркой, чистой розовой зари.

Через некоторое время над кромкой тайги показался сверкающий золотом край солнечного диска. Солнце взбиралось всё выше и выше. Заголубело и стало бездонным небо. Ещё недавно мрачная тайга радостно зазеленела. Откуда-то вырвались и замелькали с неугомонным щебетаньем быстрокрылые ласточки и стрижи.

«Город ставить надо здесь, - решил Писемский, - лучше места не сыскать. На крутом берегу крепость возведём, видно с него далеко – врагу скрытно не подобраться. И лес рядом: руби и строй!»


Во что верили в древности жители Сибири
Что ты делаешь, запнувшись о корягу в лесу и брякнувшись на землю?

Встаёшь, трёшь, ушибленное место и идёшь дальше. Совсем иначе повёл бы себя твой далёкий предок, живший много сотен лет назад на территории Сибири. Он, непременно, остановился бы перед корягой и спросил бы её, почему она не разрешила пройти мимо. И дальше бы не пошёл.

А всё потому, что в те времена все окружающие предметы живой и неживой природы были для людей живыми, имели душу. И, как любое живое существо, могли помогать человеку или, наоборот, вредить. Человек считал, что коряга, о которую он споткнулся, не хотела пустить его дальше или предупреждала об опасности. Так думал древний человек и внимательно прислушивался к подобным предупреждениям.

По представлениям древних людей, духи могли быть большими и маленькими, сильными и слабыми. Они могли превращаться в людей, зверей и птиц и, даже невиданных чудовищ. Таких духов нужно было постоянно просить о помощи и поддержке, задабривать их различными подношениями и подарками.

Люди изготовляли фигурки, заменявшие самих духов. Кормили их, наряжали, дарили им вещи, мысленно советовались с ними. И сейчас в непроходимой сибирской тайге можно встретить вырубленные из дерева фигуры - изображения лесных духов.
Как шаман говорил с духами
Ты уже знаешь, что, по верованиям древних, мир был населён многочисленными существами – духами, которые могли вмешиваться в жизнь людей. Не все люди рисковали вступать в контакт с сильными духами, а только некоторые – обладающие тайными силами и знаниями. В Сибири таких людей называли шаманами. Слово «шаман» на одном из древних сибирских языков означает «одержимый», «неистовый». Это не случайно. Шаманы били в бубен, собирая вокруг себя духов, и в танце общались с ними. Делали они это столь яростно,что доводили себя до по-лу-об-мо-роч-но-го состояния.
Шаманы не были обманщиками, они верили в свой особенный дар. Да и действительно они многое умели: лечили, знали полезные свойства растений, готовили лечебные травы.

Шаманы в Сибири были первыми музыкантами. А шаманский танец

был целым спектаклем, в котором они подражали голосам животных и их повадкам. Они очень необычно одевались. В своём наряде шаман становился похожим на какого-нибудь зверя или птицу. На свои плащи они нашивали различные амулеты. Люди верили, что сильный шаман может не только говорить с духами, но при не-об-хо-ди-мос-ти и сражаться с ними. Поэтому в обрядах шаманы использовали бубен, боевые луки, копья, сабли, плети.

Ни одно большое дело в племени не начиналось без разрешения шамана. Шаманы предсказывали погоду, указывали лучшие места для охоты, устраивали похороны, были во главе праздников.

Христианство, которое принесли русские, сильно потеснило в Сибири все другие религии. Но и сейчас татары продолжают придерживаться ислама, буряты – буддизма, а у некоторых сибирских народов сохранились древнейшие представления и верования о природе и человеке.
Как поссорились боги ветров

(отрывок из легенды об Эуште)


Однажды жарким летом поссорились между собой мо-гу-щест-вен-ные боги ветров. Грозными чёрными тучами низко нависли они над тайгой, и сошлись над юртой Эушта. Замерла тайга, попрятались звери и птицы. Темно стало, как ненастной осенней ночью.

Стали боги-великаны вспоминать свои обиды, ругать и проклинать друг друга. Всё громче и громче гремели и грохотали их грозные голоса. Поднялись страшные вихри, вырывая с корнями могучие сосны и кедры.

Выхватили боги свои огромные каменные палицы и набросились друг на друга. Столкнулись палицы, брызнули во все стороны яркие искры, грохот потряс землю. Беспрерывно светилось небо, не умолкал грохот. Вспотели великаны, пот большими тяжелыми каплями стал падать на землю.

Но вот один из богов изловчился и нанёс другому роковой удар. На землю выпал проливной дождь - слёзы побеждённого бога ветров. Побеждённый (бог), спасаясь от победителя, полетел на своей чёрной туче прочь. Победивший (бог-великан) бросился его догонять. Всё дальше и дальше сверкала его палица, всё глуше доносился голос. Наконец в небе радостно замерцали звёздочки.


СКАЗКИ НАРОДОВ СИБИРИ
Жадный глухарь

(алтайская сказка)


Поздней осенью прилетели птицы на опушку леса. Пора им в тёплые края. Семь суток собирались, друг с другом перекликались:

  • Все ли тут? Тут ли все? Все иль нет?

Оказывается, нет глухаря. Стукнул орёл-беркут горбатым носом по сухой ветке, стукнул ещё раз и приказал молодой тетёрке позвать глухаря.

Свистя крыльями, полетела тетёрка в чащу леса. Видит – глухарь на кедре сидит, орехи из шишек лущит.



  • Уважаемый глухарь! Мы все готовы лететь в тёплые края. Тебя одного вот уже семь суток ждём.

  • Ну-ну, не болтай зря! В тёплые страны лететь не к спеху. Смотри, сколько здесь еще орехов осталось! Неужели все это придётся бросить?

Тетёрка вернулась к птицам на опушку леса.

- Глухарь, - говорит она, - орехи ест, улетать не торопится. Послал тогда орёл-беркут быстрого ястреба. Закружил ястреб над большим кедром. А глухарь всё сидит и сидит, клювом скрипит, орехи из шишек выбивает.



  • Эй, глухарь, - говорит ястреб. – Тебя птицы четырнадцать сток ждут! Давно уж пора в тёплые края лететь!

  • Нечего торопиться, - отвечает глухарь. – Успеем ещё! Надо перед дорогой поесть как следует.

Ястреб вернулся к птицам и рассказал им, что глухарь не торопится лететь в тёплые земли.

Рассердился орёл-беркут и полетел впереди всех птиц в тёплые края. А глухарь еще целых семь дней сидел на кедре


и орехи выбирал. На восьмой кончил есть, клюв и перья стал чистить.

- Нет, не хватит у меня сил все орехи съесть. Придется белкам оставить.

И полетел на опушку леса.

Что такое?

На опушке у кедров ветки голыми прутьями машут. Это птицы, две недели глухаря ожидая, всю хвою с веток склевали. Стволы деревьев

белые стоят, как будто снегом заметенные. Это птицы, глухаря поджидая, перья о стволы чистили.

Горько заплакал глухарь:


  • Из всех птиц только я в лесу остался! Как же я буду один зимовать?

От слёз покраснели у глухаря брови.

С тех пор все его дети, внуки и племянники, слушая эту историю, горько плачут. Вот почему у всех глухарей брови, как рябина, красные.

Как богатырь Сартапкай шмеля победил

(алтайская сказка.)


Весеннее солнце землю согрело, белым цветом черёмуха закипела. Выглянули из своих восковых аилов* семеро братьев, семь мохнатых шмелей. Шестеро к черёмухе полетели, а седьмой – к золотым тюльпанам.

Вдруг чёрная тень легла на поляну. Это Дьелбеген-людоед с горы спустился верхом на синем быке.

- Братья я дрож-ж-жу…- заплакал шмель.

Но братья были далеко, а людоед подходил всё ближе и ближе.

- Жжу-жу…- метался шмель.

Кружился, кружился, да вдруг и переменил свою песенку:

- Жжу-жу-жу, богатырю Дьелбегену служу.

- Ха-ха! - рассмеялся людоед. - Полети, мой верный слуга. Узнай, кто на земле всех слаще, я ужасно голоден!

Полетел шмель. Укусил собаку, корову, медведя, лошадь, курицу, мышонка, оленя, девочку.

- Ж-ж-ж! Девочка всех слаще!

- Милый шмель, - просит девочка, - не говори людоеду. Он меня съест!

- Скаж-ж-жу, людоеду я служу!

- Замолчи, шмель, - просит отец, - мы коня тебе дадим!

- Нарядную шубу сошьём, - плачет мать.

Всё стойбище** вышло шмелю на поклон:

- Не говори, шмель, про нашу девочку! Мы аил тебе высокий поставим, над твоим очагом котёл медный повесим!

- А не лучше ли будет, – говорит богатырь Сартакпай, - укоротить шмелю его длинный язык?

Поймал шмеля и выдернул его длинный язык.

Вот явился шмель к людоеду. Тот как закричит:

- Где пропадал? Кто всех слаще? Говори!!!

А шмель в ответ:

- М-м-м… Ничего другого он и по сей день сказать не может.

____________________________________

* аил - дом

** стойбище – селение


Снег и заяц (бурятская сказка)

Снег говорит Зайцу:

- Что-то у меня голова заболела.

- Наверное, ты таешь, оттого у тебя голова и заболела, - ответил Заяц. Сел на пенёк и горько заплакал.

- Жалко, жалко мне тебя, Снег. От Лисицы, от Волка, от Охотника я в тебя зарывался, прятался. Как теперь жить буду? Любая Ворона, любая Сова меня увидит, заклюёт. Пойду я к Хозяину леса, попрошу его, пусть он тебя, Снег, сохранит для меня.

А Солнце уже высоко ходит, жарко припекает. Снег тает, ручьями с гор бежит.

Затосковал Заяц, ещё громче заплакал. Услышал Зайца Хозяин леса. Просьбу его выслушал и сказал:

- С Солнцем спорить не берусь. Снег сохранить не могу. Но шубу твою беленькую сменю на серенькую. Будешь ты летом легко прятаться среди сухих листьев, кустарников и травы, никто тебя не заметит.

- Обрадовался Заяц.

С тех пор он всегда меняет зимнюю белую шубу на летнюю серую.
Лиса, птичка и ворон (ненецкая сказка)

На дереве в гнезде сидела птичка. В гнезде четыре птенчика было. Бежала мимо лиса, увидела птичку и говорит:

- Дай мне, птичка, одного птенчика, - мне есть хочется.

Птичка отвечает:

- Как я могу дать тебе своего птенчика? Ищи в другом месте, я не дам.

Лиса говорит:

- Если не дашь, я срублю твое дерево. У меня сабля в меховом мешке.

Подняла лиса свой пушистый хвост и стала им размахивать, точно дерево рубит.

Испугалась птичка, заплакала.

- Не руби, лиса, дерево, дам я тебе птенчика.

И с этими словами выбросила из гнезда птенчика. А лисе этого и надо было. Схватила птенчика и унесла в лес.

Сидит птичка и плачет. Жаль ей своего птенчика. Летит мимо ворон и спрашивает:

- О чем, птичка, плачешь? Или горе у тебя большое?

Птичка отвечает:

- Как мне не плакать! Лиса съела одного моего птенца.

Ворон удивился, говорит:

- Как лиса могла твоего птенца съесть? Ведь гнездо твое высоко на дереве.

- Я сама ей бросила его: лиса хотела дерево срубить, у неё острая сабля в меховом мешке.

Ворон говорит:

- Глупая, глупая ты! Это не сабля, а хвост. В другой раз придет, пусть рубит, сама отступится.

После этого ворон улетел.

На другой день лиса снова пришла, говорит:

- Дай-ка мне еще одного птенца, проголодалась я.

Птичка говорит:

- Нет, не дам я своего птенчика.

Лиса говорит:

- Тогда я дерево рубить буду.

И стала тут лиса хвостом по дереву бить. Била, била, все волосы с хвоста повыдрала, а дерево не шевельнулось. Присела лиса около дерева и спрашивает:

- Кто это тебя научил меня не слушаться? Не ворон ли тебе про меня насказал?

Птичка отвечает:

- Сама я догадалась, хотя и поздновато. Ведь есть же у меня свой ум!

Лиса говорит:

- Нет, самой тебе умом до этого не дойти, в этом тебе ворон помог.

Побежала лиса по лесам и долинам ворона искать. Много дней так бежала. И вот к большой реке подошла. На берегу реки оказалось несколько чумов. Тут, около людей, и решила лиса чем-нибудь поживиться. Вырыла лиса яму и легла в ней вверх брюхом. В яме зарылась, только один язык наружу высунула. Язык красный далеко видно.

Лежит так лиса, лежит, вдруг видит – ворон летит. А ворон увидел красный язык лисы и думает: «Эге, вот мне и ужин!»

Подлетел ворон к лисе и вцепился клювом в язык, а лиса тут схватила его за голову, смеётся:

- Ага, ты птичку уму-разуму учил, а теперь я тебя проучу.

Ворон просит лису:

- Ой-ой, не убивай меня так позорно. Если так убьёшь, никто тебя не похвалит. Подними лучше меня на скалу, поставь над обрывом, разбегись и столкни.

Лиса думает: «В самом деле, так его надо проучить, пусть упадёт да косточки свои переломает!»

Так лиса и сделала: поставила ворона на скалу, разбежалась и хотела его толкнуть. А ворон расправил свои крылья и полетел. Лиса с разбегу не удержалась и упала с обрыва, да так себе ноги и поломала. С тех пор перестала с вороном в хитрости состязаться.
Первая кукушка (ненецкая сказка)
Про кукушек так рассказывают. Старики вспоминают.

Жила когда-то бедная Женщина. Мужа её медведь погубил, осталась она одна с тремя детьми.

Дети росли непослушными, работать не любили. Пять раз им мать скажет, а они на шестой ничего не сделают. Бегают, играют, всю одежду поизорвут на себе, повымочат – опять матери забота…

Трудно они зимовали. Совсем мать к весне ослабела. Весна пришла, рыбу пошли на реке ловить. Простудилась мать, слегла, заболела. Огнём горит, пить просит:

- Детушки, воды мне принесите!

Не слышат дети, бегают вокруг юрты, друг друга догоняют, смеются. И второй раз мать позвала их, и третий. Не слышат. А потом проголодались, заглянули в дом, видят: мать их весёлку вместо хвоста приладила, крылышки из старых перьев смастерила, лететь собралась.

- Ху-гу, ху-гу! – плачет она. – Улетаю… Улетаю…

Испугались дети:

- Мама, не улетай! Мама, мы сейчас принесём тебе воды!

Но поздно. Взлетела мать над юртой, прокричала:

- Ху-гу! Ху-гу! Из реки теперь пить буду, из озера.

Побежали дети за ней, плачут:

- На, возьми водички! На, мама, водички!

И до сиз пор дети, как увидят Кукушку, воды ей предлагают. Да не может она снова в Женщину превратиться, потому и не вьёт себе гнеда, потому и не растит своих детей – боится, что снова они её в беде оставят.


Как птицы огонь добывали

(игорская сказка)

Было это, когда добрый Ульгень, сотворил горы, реки, деревья и травы, людьми, зверями, птицами, рыбами землю и воду населил. Птицам в их гнёздах тепло и уютно жилось, перьями и пухом они были одеты. Зверям в берлогах и норах тоже вольготно было, их шерсть густая от холода закрывала. О рыбах и говорить нечего. У всех еды было вдоволь, добывать её легко было, словом, всем хорошо жилось.

Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было, чтобы согреться в зимние холода, мясо на нём сварить или зажарить. Холодно и голодно людям было. И стали они птиц просить – умолять:

- Вы, птицы, вокруг всей земли летаете, в небо – к солнцу и звёздам поднимаетесь, - только вы и можете добыть и принести нам огонь…

Птицы во все концы земли разлетелись, в небо взвились. Над высокими горами пролетала птица орлица. Присела она отдохнуть на скалу подоблачную. Лишь коснулась своими когтями скалы, камень от неё отломился, вниз покатился и, ударившись о другой камень, искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица, осколок скалы, в своих когтях зажав, в долину к людям вернулась, сказала:

- Если два камня друг о дружку ударить – искры посыплются, огонь можно разжечь…

С тех пор и научились люди из камня огонь высекать.


Три охотника

Эвенк, селькуп и русский на лося охотились. Долго лося гнали, на небо убежал. Сначала русский отстал, потом остяк. Эвенк все гонится. Выстрелил из лука, ногу отстрелил у лося. Котёл достал, мясо варить. Их и сейчас на небе видно.

Млечный путь – это лыжня охотника. Созвездие Хоглен-лось. По другую сторону от лыжни – нога, которую охотник отстрелил. Маленькая звездочка – котелок. Её тот видит, у кого зрение хорошее.
Солнце и Луна

Солнце и Луна – муж с женой. Они когда-то кочевали вместе. Однажды они меняли стоянку, но Луна забыла какую-то вещь на прежнем стойбище. Решила вернуться, попросила Солнце подождать её. Солнцу надоело ждать, и оно пошло вперёд. Луна пришла, устала, видит, а Солнца нет. Она тогда осталась на ночёвку. А Солнце остановилось там, куда успело уйти. Наутро опять двинулось в путь. Так и не могут встретиться.
Комар и мошка

В конце лета прилетел комар к мошке и говорит: «Я всё лето оленей пас, к чумам сгонял. Устал. Помоги мне». Мошка надела шубу, варежки, полетела пасти оленей. Тогда месяц хунмикта (мошка) настал. Поэтому мошка летает до первого снега – она же тепло оделась.


Почему в щуке костей много

Раньше щука человеком была. Оленей держала, потом в русской деревне жила. Враги у неё были, стали её убивать. Она тогда в воду бросилась, а всё своё имущество к себе в голову спрятала. Враги в неё из луков стреляли, в спину попали. Там сейчас костей много – это стрелы их. А в голове у неё кости есть, на оленье копыто похоже, на пальму, борону и крест. Поэтому щучью голову есть нельзя. Всё.
Дикий олень и домашний олень

Раз встретились в бору домашний и дикий олень. Дикий говорит домашнему: «Пошли со мной. Будешь есть вволю и ходить, где хочешь». Домашний отвечает: «Зачем мне уходить? Корма и здесь хватает, а хозяин мне дымокуры ставит, а тебя пауты и мошки кусают». Дикий опять говорит: «Зато у тебя болит спина от грузов и мозоли натёрты», а домашний ему: «Стрелы охотников будут ранить тебя больше, чем мозоли». Дикий опять говорит: «Посмотри на мои рога. Они гораздо красивее, чем твои». Домашний: «Зато мои крепче, их хозяин выправляет». Обиделся дикий и ушёл. Подошёл хозяин и спрашивает у домашнего, куда дикий пошёл. Домашний показал. Тогда хозяин взял лук и стрелы и пошёл за ним. Всё. Теперь домашний и дикий не дружат.
Заяц и лягушка

Заяц и лягушка рядом кочевали. Заяц услышал, что ураган будет. Сказал лягушке, что надо построить себе дома. Заяц построил крепкий дом, а лягушка что-то из листьев. Ветер подул, у зайца дом устоял, а у лягушки разрушился. Она тогда в воду прыгнула, лягушкой стала. Всё.
Медведь и кедровка

По тайге бродил медведь. Он был старый и голодный. Медведь искал пищу. Увидала его кедровка и стала над ним насмехаться.

- Дедушка медведь, иди сюда! Здесь орехи! – крикнула кедровка издалека.

Услышал медведь, что птица зовёт его кушать. Пошёл к ней. Шёл, шёл… вдруг слышит – снова в стороне тот же голос:

- Дедушка, иди сюда! Здесь орехи!

Показалось медведю, что шел неладно. Изменил путь. Идет на голос. Стал подходить ближе, а кедровка перелетела на новое место и опять закричала:

- Дедушка-медведь! Иди сюда! Здесь оре-ехи!..

Побежал голодный медведь на призыв, а там ни кедровки, ни орехов. Понял он, что кедровка обманывала его. Рассердился и сказал:

- Кедровка, ты обманывала меня, так помни: когда будет большой урожай орехов, ты всё равно не станешь наедаться. Сколько бы ты ни ела, всё равно будешь испытывать голод. Когда в тайге совсем не родится орех, ты будешь мучиться от сильного голода и погибать.

И стали кедровки с тех пор прожорливыми.


Почему бурундук полосатый

Встал медведь с зимовки, идёт по лесу, есть хочет. Увидел белку. «Белка, дай орехов поесть». Белка мимо пробежала. Идёт дальше. Кедровка сидит. «Кедровка, дай орехов поесть». Кедровка улетела. Снова идёт. Видит, бурундук. «Бурундук, дай орехов!». Бурундук пожалел медведя: «Возьми, дедушка». Наелся медведь орехов из кладовой бурундука, довольный. Погладил его по спине, у бурундука полоски остались.


Почему карась плоский

Медведь идёт по лесу, голодный. Видит, в озере карась. Караси тогда совсем круглые были. Медведь хотел его съесть. Карась говорит: «Дедушка, давай сначала поиграем, кто дольше сможет просидеть – я на берегу, а ты в озере». Медведь думает: «Неужели такого маленького не обыграю?». Согласился. Прыгнул в озеро, а карась вылез на берег. Первым медведь не выдержал, выскочил. А карасю ничего, смеётся. Обиделся медведь, что его перехитрили, ударил карася лапой, он плоским стал. Всё.

Почему

Почему падают звёзды? – Это они летят к мышонку в гости и там падают.

Почему бывает затмение солнца? – Это Солнце поворачивается, чтобы посмотреть, где там Луна ходит.

А почему в мороз на солнце видны пятна? – Это оно надевает рукавички, чтобы не замёрзнуть, а вечером их снимает.

Почему Млечный путь бывает то широким, то узким? – Это лыжня охотника, Мани. Когда снег будет рыхлым, лыжня широкая, а когда будет мороз, лыжня узкая.

Снегирь (эвенкийская сказка)



Жила в тайге на дереве серая птичка. Звали её снегирь. А под деревом жила мышка. Мышка всё лето хлопотала. Собирала себе корм на зиму. А птичка только пела да летала.

Пришла холодная зима. Мышка забралась в норку. А птичка осталась на дереве. Мышке было тепло, сытно. А снегирю холодно, голодно.

Однажды выглянула мышка из норки. Увидала снегиря, спрашивает:

- Холодно?

- Холодно, - отвечает снегирь. – Плохо одному. Давай, мышка, вместе жить. Сначала у тебя поживём, потом у меня.

Согласилась мышка. Привела снегиря к себе в норку. Накормила. Стали вместе жить. У мышки было тепло. Корму много. Живёт снегирь хорошо. Ест вдоволь.

Так прозимовали.

Пришла весна. У мышки запасы кончились. Говорит она:

- Снегирь, уговор помнишь?

- Помню, - отвечает снегирь.

- Пойдём теперь к тебе жить. Твой корм будем есть.

Нечего делать, согласился снегирь. Выскочил из норки, взлетел на дерево. А мышка внизу осталась. Снегирь говорит:

- Я тебе корм отсюда кидать буду.

А корма-то у него и не было. Начал снегирь с дерева смолу собирать да мышке бросать. Ест мышка смолу, весь рот залепила. Рассердилась. Зовёт снегиря:

- Снегирь, иди сюда. Я тебе что-то скажу.

Подлетел снегирь к мышке. Она как царапнет его по груди. У снегиря кровь пошла. Грудка покраснела.

Вот почему у снегиря грудь стала красной.




Кукушка (эвенки)
В старину было на небе два солнца. И на земле всегда был белый день. Вот тогда кукушку считали первой певуньей.

Сядет кукушка на ветку. Голову гордо поднимет, хвост расправит, поёт. На всю тайгу разливается. Птицы и звери слушают. Хвалят кукушку.

Пришла птицам пора яички откладывать, птенцов выводить. Птицы заторопились. Таскают мох, траву, ветки. Вьют новые гнёзда. Готовят теплую постель.

Только кукушка ещё больше важничает. Смеётся над птицами. Песнями по тайге разливается.

Собрались птицы, говорят:

- Как певунья наша жить будет? Как род свой сохранит?..

Услыхала кукушка птичьи речи. Ещё пуще смеётся:

- Вот глупые!.. Неужто думаете заставить меня гнездо вить? Птенцов высиживать?

Птицы сказали:

- Худая голова у этой птицы. Ума в ней меньше, чем у мухи.

Разлетелись птицы по своим гнёздам. А кукушка по-прежнему смеётся. Песни на всю тайгу поет.

Пришла пора кукушке яички откладывать. А гнезда-то у неё нет. Полетела она к озеру. Видит: между кочек, в камышах утка на яйцах сидит, высиживает. Кукушка ей говорит:

- Эх, милая, сидишь голодная. Слетай покормись. Я твои яички охранять буду…

Утка послушалась. Подлетела кукушка, одно яичко из утиного гнезда выкинула, а своё положила. Вернулась утка, села на яички. Кукушка улетела. Прилетела в поле. Видит куропатка в траве на яичках сидит, старается. Кукушка ей говорит:

- Эко, милая, сидишь голодная. Слетай покормись. Я твои яички охранять стану. Послушалась куропатка, полетела. Кукушка одно яичко из гнезда выбросила, своё положила. Куропатка прилетела. На яички села.

Прилетела кукушка к сухой осине. На ней большое гнездо. Ворона на яичках сидит, старается. Кукушка ей говорит:

- Эх, милая, сидишь голодная. Слетай покормись. Я твои яички охранять буду… и ворона послушалась, полетела. А кукушка одно яичко из вороньего гнезда выбросила. Свое положила. Ворона прилетела, села на яички.

Утка крякает:

- Кря-кря. Эх вы, мои желтоносые… идёмте к озеру. Плавать, нырять будем!..

Птенцы за ней бегут, крякают. Пришли все к озеру. Утка нырнула – поплыла. Птенцы нырнули – поплыли. Один птенец по берегу бегает. Крылышками хлопает. Воды боится. Утка кричит, сердится:

- Ты чужой! Я тебя утоплю! Плывет утка к берегу, птенца того утопить хочет.

Подлетает кукушка. Птенца с собой берёт.

Куропатка детей по траве ведёт, пикает:

- Пи-пи! Эх вы, мои быстроногие… Пойдёмте, по траве побегаем!.. Птенцы бегут за ней, пикают. Один птенец сидит. Крылышками хлопает – на ветку взлететь хочет. Куропатка кричит, сердится:



- Ты чужой! Я тебя насмерть заклюю!.. Бежит куропатка – птенца того заклевать. Прилетает кукушка. Птенца с собой берёт.

Ворона детьми хвалится, каркает:

- Кар-кар-кар! Эх вы, мои чёрненькие…

Смотрит, один птенец не чёрненький. Ворона кричит, сердится:

- Ты чужой! Я тебя насмерть заклюю!.. Ворона клюв разинула, птенца заклевать хочет. Прилетела кукушка. Птенца с собой взяла.

Собрались кукушкины дети. Кукушка хвалится:

- Эх, мои детки! Все вы в меня, красавицу, певунью, уродились… Пусть птицы завидуют!..

Прилетели птицы пение кукушкиных детей слушать. Кукушка своих детей учит:

- Спойте, мои детки, как я пою… Птенец, которого утка вывела, крылышками захлопал, клюв открыл: - Кря!.. Кря!..

Птицы засмеялись. Кукушка опечалилась. Птенец, которого куропатка вывела, крылышками захлопал, запищал: - Пи-пи-пи!..

Птицы опять засмеялись. Кукушка ещё больше опечалилась. Смотрит на последнего птенца. На него надеется. Птенец, которого ворона вывела, крылышками захлопал, открыл клюв: - Кар! Кар!

Птицы смеются, над кукушкой потешаются. А она от горя плачет. Птенцам своим говорит, а сама плачет. Слезы на траву капают. Смотрит, дети от нее полетели. Один к утке. Другой к куропатке. Третий к вороне.

От такого несчастья у кукушки горло перехватило. Взлетела она на куст. Клюв открыла. От горя и слёз заикается: - Ку-ку! Ку-ку!

И стала кукушка вечной заикой, печальной кукушкой. Это она о детях печалится. О них стонет, жалобно кукует…

Лягушка и журавль

Шла однажды Лягушка к себе домой и устала. Ноги



у неё заболели, проголодалась она. Совсем

из сил выбилась и тут Журавля увидела, он

вкусную пищу ел. Не выдержала Лягушка,

жалобно попросила:

- Дай мне, Журавль, твоей еды попробовать. Я тебя никогда не забуду.

- Ешь, сколько хочешь, - Журавль отвечает. Он добрый был.



Съела Лягушка всё, что у Журавля было. Смотрит Журавль: у Лягушки на ногах живого места нет, одни косточки остались. Пожалел он её:

- Где это тебе так досталось?

- И не говори! Вытащила я Муравья из воды, он меня в гости позвал. Пошла я к нему, а на меня как накинется весь муравейник, как начали кусать. Еле спаслась. Видишь, что с моими ногами. Вот так они мне за добро отплатили. Я не такая. Пойдём ко мне, я тебя хорошо угощу.

И повела Лягушка Журавля к себе. Добрались они до болота, Лягушка и говорит:

- Оглянись-ка, Журавль. Кто-то идёт, однако.

Журавль обернулся, а Лягушка бултых в воду, и след её простыл. Ждал-пождал Журавль, да так и не дождался. Вот, думает, какая неблагодарная. Сама про Муравья рассказала, а чем она лучше его? Проклял он Лягушку: «Быть тебе вечно с костлявыми ногами и никогда из болота не выходить».

С тех пор Лягушка живёт в болоте и боится Журавля. А Журавль обиду помнит, не может ей обмана простить. Стоит ему увидеть Лягушку, как тут же поймает её и съест. Муравьёв Лягушка тоже боится и на сухое место никогда не выходит.

МАЛЫЕ ФОРМЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ЗАГАДКИ

Отгадайте загадки. Сравните их, объясните.



  1. О человеке.

Утром – на четырёх ногах, Кто сначала ходит

в полдень – на двух, на четырёх ногах,

вечером – на трёх. затем на двух,

(русская) потом на трёх.

(эвенкийская)


  1. О теле человека.

Горшочек умён, В волосяной кочке семь дыр.

семь дырочек в нём. (ненецкая)

(русская)

Вокруг холма семь дыр.

(бурятская)


Брат с братом В маленькую дырочку

через дорогу живут, весь мир входит.

один другого не видит. (ненецкая)

(русская)


Говорят, есть незамерзающее

круглое озеро.

(якутская)


  1. Мебель.

Четыре брата Четыре брата

под одной крышей стоят. одной шапкой накрыты.

(русская) (эвенкийская)


Четыре солдата

с одной шапкой.

(якутская)


  1. Предметы хозяйства.

Деревянная шея, На конце длинной палки

железный клюв, большая птица сидит.

кричит: тук-тук. (хакасская)

(нанайская)

На работу вышел, В лесу родился,

каждый услышал. а в доме хозяйничает.

(русская) (русская)





  1. Пути-дороги, передвижение.

Идёшь- идёшь, Хотя и слепа,

конца не найдёшь. а след показывает.

(нанайская) (бурятская)


Верёвка без конца.

(бурятская)
Были бы ноги, Стал свёртывать

до неба бы дошла. длинный аркан,

Что это? но не смог.

(эвенкийская) (хакасская)


Спереди носок, Серая лошадь пробежала,

сзади рулёк, а следа не оставила.

по бокам ручищи, (эвенкийская)

а внутри людищи.

(русская)
Везёт, а следа не видно.

(якутская)


П О Т Е Ш К И

Коза-дереза

Коза-дереза,

Где ж ты была?

Коней стерегла.

А где кони?

Миколка угнал.

А где Миколка?

В клетку ушёл.

А где клетка?

Водой снесло.

А где вода?

Быки попили.




А где гуси?

На море улетели.

А где море?

Красной ряской заросло.

А где красная ряска?

Девки собрали.

А где девки?

Замуж отдали.

А где мужья?

На фронте поубивали.


А где быки?

Черви поточили.

А где черви?

Гуси поклевали.




Сказка-присказка

Прикована невестка,

За ручку, за ножку,

За бел кафтан.

За зелен сафьян.

Свиньи умны,

Поскакали в гумны,

Там наблудили,

Пива наварили,

Борова женили.

Боров в кафтане,

Свиньи в сарафане,

Утка в юбке,

И синенькие губки,

Селезень в сапогах,

На сорочьих ногах.



Пуд гороху
Купил пуд гороху, вёз да рассыпал.

Вот это плохо.

Плохо да не совсем.

Рассыпал пуд, да собрал два.

Вот это хорошо.

Хорошо, да не совсем.

А что?

Посеял, да редок.



Вот это плохо, что редок.

Ну, хоть редок, да стручковат.

Вот это хорошо.

Хорошо, да не совсем.

А что?

Да повадились свиньи, да и съели весь горох.



Вот это плохо.

Плохо, да не совсем.

А что?

А я этих свиней побил, да три бочки сала насолил.



Вот это хорошо.

Хорошо, да не совсем.

А что?

Да повадились поповы кошки,



да повытаскали все до крошки.

Дни становятся длинней,

Солнышко приветливей.

По Сибири моей

Мчатся ветры летние.

Открывай, дружок, страницу –

И услышишь рокот гроз,

Крик кедровки, свист синицы,

Шорох крылышек стрекоз.

Ты увидишь у тропы

Летним утром ранним,

Как лобастые грибы

Землю протаранили.

Помечтаешь у костра…

Словом, снова в путь пора.

Ю. Могутин. Говорил Иртыш с тайгой


Спор ведут Иртыш с Тайгой:

- Старше кто из нас с тобой?

Говорит Тайга:

- Ну, полно,

Много лет ты катишь волны.

Только всё же старше я,

Хвойная, сосновая.

Обросла колючками,

Лишаями белыми.

А тебя из ключиков,

Из ручьёв я сделала.


Ты моложе, хоть и сед,

Зря ты сердишься сосед.

Поседел Иртыш,

Помрачнел Иртыш,

Зашумел Иртыш:

- Нет, Тайга, шалишь!

И схватились волны с берегом,

И подмыли волны дерево,

И ещё подмыть стараются,

А тайга не убавляется.

Так тайга и река

Давний спор ведут века.

Ю. Могутин. Про Шубу, про Зиму, про историю саму


Есть в Сибири городки,

Сёла и фактории.

Улицы их коротки,

Но длинна история.

Пусть посёлок невелик,

Он имеет имя.

У названий свой язык,

Познакомься с ними.
Возле станции Зима

Есть посёлок Шуба.

Быстро строятся дома

В крае лесорубов.



Очень вкусен каравай

С крупной белой солью.

Эту соль сибирский край

Черпает в Усолье.
Близ Речной течёт река

С именем Быстрянка.

Лесом славиться Тайга,

А слюдой – Слюдянка.


Черемхово – черемшой,

Клюквенная – клюквой.

Луг, сверкающий росой,

В тех словах и звуках.


Шорох трав и свист дроздов,

Гроздь лесной смородины…

И названья городов

Как рассказ о Родине.


Ю. Могутин. Ингода


Ингода, Ингода,

Есть река такая.

В ней студёная вода –

Ноги обжигает.

Засмотрелась тайга

В воды её дикие.

Сладко пахнут берега

Спелой земляникою.

А когда над рекой

Загустеют тени,

По тропе на водопой

К ней придут олени.

И волна к их ногам

Подбежит с шипеньем,

И качнутся рога

В лунном освещенье.

Ю. Могутин



Юрий Могутин


Ю. Могутин

Ю. Могутин



С. Ю. Могутин. Кедровкин клад


В тайге сегодня много птиц –

Поют – звенят в чащобах.

Вот стайки жёлтеньких синиц

С семян снимают пробы.


Тут клёст – большой специалист

По добыванию семечек.

То скачет вверх,

То скачет вниз

Семья пугливых пеночек.

Кедровка шишки все лущит –

Ей нравятся орешки.

Сосновка на сосне шуршит

В необычайной спешке.
Хлопочут птицы средь хвои,

Роняют шишки новые.

И там, где падают они,

Встают стволы кедровые.


Поднимется под облака

Стволов зелёных плёс –

И будет вечно жить тайга,

Роняя наземь семя.

Ю. Могутин

.


Ю. Могутин
ПОСЕЛОК СПИТ
Ночь обступила посёлок,

Дремлют в сугробах дома.

Крыльями белых позёмок

Машет седая зима.


Тявкнула лайка в потёмках,

Жалобно ставня скрипит.

Месяц в пуховых пелёнках,

Тёплый и маленький, спит.





С.Заплавный. Одуванчик

- Это что за белый мячик

на траве?

- Это вырос одуванчик

во дворе.

Ждёт,

Когда его обдует ветерок,



Чтоб на землю семена

Он сбросить мог.

Чтоб земля от одуванчиков

была,


Словно снежною зимой,

белым-бела.

- Если так, - сказала Уля, -

побегу,


Семена на землю сдунуть

помогу.
Одуванчик вспыхнул ярко

И потух.

Белый мячик превратился

В белый пух.
Стала белою от пуха голова,

Серебром покрылись руки

и трава.
Пусть кружится

летним днём

весёлый снег.

Пусть он будет всех белей,

Теплее всех!

С. Заплавный. Лето в чемодане


Собирает мама вещи в чемодан –

Улины игрушки,

Улин сарафан.

Книжки. Ленты. Марки.

Бусы из камней…

Молча помогает Уля ей.

- Что ж ты приуныла?

Слышишь, не грусти!

- Я б с собой хотела

Море увезти…

- Море? Ну, пожалуйста.

Посмотри скорей:

Вот морская раковина,

Ну, а море – в ней!

Затаи дыхание –

И услышишь ты

Грозный рокот моря,

Тихий плеск воды!

Пусть мы уезжаем –

Это не беда.

Море остается

С нами навсегда.


Положила раковину Уля

в чемодан.

В раковине – море,

море-океан.

В чемодане – лето…

Целый мир…

Это безбилетный

Улин пассажир.


С. Заплавный. Секрет, которого нет


Вышла Уля на крылечко.

Видит Уля человечка.



Человечек не простой –

Крутит серой головой.

Не поймёшь, во что одет.

Глаз и носа вовсе нет.

Уля спрыгнула с крылечка –

Потеряла человечка.

Улыбнулась, оглянулась…

- Ой, да что ж это? –

Запнулась.
Вот лежит он на земле.

Вот бежит он по стене.

Вот он маленький и толстый,

Вот худой и очень рослый.

Вслед за Улею идёт,

Ни на шаг не отстаёт.


Рассердилась Уля:

- Стой!


Не хочу играть с тобой.
Солнце спряталось за речкой –

И не стало человечка.

- В чем секрет?

- Секрета нет.

- Есть ответ?

- А вот ответ:

Это солнце в ясный день

Привязало к Уле тень.

Юрий Кушак. Встреча

Всю ночь хохочет филин

И прячется тропа.

Всю ночь в лесу друг друга

Искали два гриба.


Ау, откликнись братец! –

Аукались они,

В траве теряли шляпы

И стукались о пни.



То свалятся в берлогу

На спящих медвежат,

То влезут в муравейник

Хозяев всполошат.


То ёжик, то крапива,

То корни на пути:

Им ни за что на свете

Друг друга не найти!





Один под ёлкой плакал,

Другой грустил у пня…

Но встретились два братца

В корзинке у меня.


П. Синявский. Зелёная аптека



В роще вырос

Можжевельник.

И в тени его ветвей

Появился муравейник,

Поселился муравей.

Он из дома спозаранку

Выбегает с веником,

Подметает всю полянку

Перед муравейником,

Замечает все соринки,

Начищает все тропинки.

Каждый куст,

Каждый пень,

Каждый месяц,

Каждый день.

А однажды муравьишка

Подметал дорожку.

Вдруг

Упала с ёлки шишка,



Отдавила ножку!

От волнения сова

Перепутала слова:

- Где же «Скорощь помая»?!

Где же «Скорощь помая»?!

Спасите насекомое!



Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ,

Собирают ЗВЕРОБОЙ…

Вот из чащи на опушку

Пробирается медведь –

Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО

На опушке посмотреть.

Зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ

Муравья приводят в чувство,

Если б жил в той роще лев –

Предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.
На спине у ёжика

Листья ПОДОРОЖНИКА.

Он больному обещает:

- От компресса полегчает!

И другое средство тоже

Предлагает муравью:

Вдруг укол тебе поможет?

Я иголку дам свою!




Все больного навещают,

Все больного угощают:

Кто МОРОШКОЙ,

Кто ЧЕРНИКОЙ,

Кто сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ.

Даже волк помочь не прочь…

Думал-думал, как помочь?..

К муравейнику повёз

ВОЛЧЬИХ ЯГОД целый воз.

Но заметила сорока,

Что от волка мало прока.


И спешит по просеке

С новостью на хвостике:

- Я, друзья, не ябеда,

Только ВОЛЧЬЯ ЯГОДА,

Даже если мытая,

Очень ядовитая!

А потом девчонки-пчёлки

Притащили мёд в бочонке.

Ничего, что тяжело, -

Лишь бы другу помогло!


Муравей пощиплет травку

И попьет ЦВЕТОЧНЫЙ МЁД,

Значит, дело на поправку

Обязательно пойдет.


Все лесные витамины

От БРУСНИКИ до МАЛИНЫ

Принесли ему друзья.
Ведь ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА

Лечит даже человека,

А не только муравья.

ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Пятна на месяце

(селькупская сказка)


Есть Утка-река, приток реки Кети. Там жили брат с сестрой. Он охотится, она мясо сушит, готовит. Раз пришёл к брату лось. Он убил и говорит:

- Поди, сестра, по воду, мясо варить будем.



Она взяла берестяные вёдра на коромысло и пошла. Был вечер, осень. Месяц ясно светил. Она и говорит:

- Месяц, месяц, я-то буду мясо есть, а ты-то нет.

А месяц вдруг спустил руку, схватил её и потащил. Она за талину схватилась, а талина тоже из земли вырвалась. Так месяц поднял её с коромыслом и талиной, за которую она ухватилась. Её и сейчас видно на месяце. Если посмотреть, то видно и девушку, и коромысло, и талину. Они как пятна на месяце.
О богатырях (селькупская сказка)
Богатыри везде были. Раньше на каждой речке жили богатыри. У них в земле большие дома были. Сейчас как наступишь сильно на том месте, где дом был, там слышно, как пустота гудит. На земле нигде хода в тот дом не найти. Толстый лес вырос вверху над богатырскими домами. Они в дом из воды лазили по подземным ходам. Вот здесь у края речки лаз под водой в богатырский дом был. Они здесь на бор ходили. Богатыри луком воевали на коне. Ушли богатыри. Если бы они живые были, то люди видели бы их. Теперь только железки от богатырских стрел находят.
Лого с железными локтями

(селькупская сказка)


Говорят, будто в воде и в материке, в лесу, дьявол был. Как человек ходит. В лесу на дорогу ложится, на охотничью тропу, и вдруг как заревёт диким голосом. Увидит кого, скажет:

- Перевези меня на обласке через реку.

Его надо обязательно лицом к себе посадить. Если он спиной сядет, то начнет к тебе подвигаться и подвигаться. Подвинется, руками станет двигать и тебя локтями железными заколет. Его надо на нос посадить. Там пусть он локтями двигает. Потом на гору поднимается и скажет:

- Что тебе надо?

Надо сказать:

- Пушнины.

Он поднимается на гору и скажет:

- Иди за мной.

И сделает семь шагов. А на каждом шагу кладет пушнину связками. Надо шесть шагов за ним сделать и пушнину поднимать. Седьмой шаг не делай, чтобы он на седьмой шаг не положил. На седьмой шаг он убьёт тебя. А так всегда богатый будешь, белки и соболя будет много. Зовут его по-русски дьявол, по-нашему Лого.
Богатыри Мани и Хоглен

(эвенкийская сказка)


Богатырь сохатый похитил на земле день и побежал с ним по небу. На земле стала ночь. Мани надел лыжи, взял добрый лук, две большие стрелы и пошёл догонять Хоглена.

Долго гнался за Хогленом Мани. Он сильно бросал лыжи вперёд и оставлял за собой широкий след. Мани приблизился к Хоглену, пустил в него первую стрелу, да потемну промахнулся.

Бежит по небу Хоглен с похищенным днём, гонится за ним Мани. Долго бежали. Мани поравнялся с Хогленом, забежал сбоку, натянул до уха тетиву и остановил сохатого меткой стрелой.

Взял Мани у Хоглена день и понёс его на землю. Он шёл с ним к земле столько же времени, сколько гнался по небу за Хогленом.

С тех пор Хоглен каждый вечер похищает с земли день и убегает с ним на небо. Но каждый раз Мани встает на лыжи, ровно в полночь догоняет его, пересекает путь Хоглену стрелами, отнимает у сохатого день и приносит его на землю.

Ю. Могутин





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница