1 влияние жанров кино на эмоциональное состояние человека



Скачать 106.54 Kb.
Дата12.11.2016
Размер106.54 Kb.

1.3. ВЛИЯНИЕ ЖАНРОВ КИНО НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА


Все фильмы можно разделить на четыре основных вида:

— художественный, или игровой, фильм;

— документальное кино;

— на­учно-популярное кино, включающее учебное кино;

— мультипликационное ки­но. 

Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий относятся к художесивенно-игровому кино. В художественно-игровом кино показаны события, сыгранные актёрами. Научное кино визуализирует научные понятия, рассказывает об основах различных наук. Произведения мультипликационного кино создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Балаш, Б. Кино: становление и сущность нового искусства / Б. Балаш. - М. : Прогресс, 1968. – 120 с.

Для каждого вида кино свойственен свой набор определенных жанров, однако существуют и такие жанры, как рассказ, свойственные нескольким видам кинофильмов. Жанрами называют истори­чески сложившиеся и достаточно устойчивые разновидности художественного произведения. До сих пор создание полной классификации фильмов является проблемой и причиной долгих споров среди киноведов. Несмотря на это жанровое разнообразие кинофильмов, продолжает расти и смешиваться между собой.

Вот только некоторые жанры кино: боевик, драма, мелодрама, комедия, триллер, детектив, приключенческое кино, кино ужасов, фантастика, мистика, историческое кино, эротическое кино, вестерн, мюзикл, нуар.



Комедия (греч., шествие с фаллическими песнопениями в честь бога Диониса, и песнь), один из основных жанров театрального искусства. Опираясь на формальные признаки, можно определить комедию как произведение драматургии или сценического искусства, возбуждающее смех зрителей. Однако трудно найти другой термин, вызывавший столько теоретических споров в искусствоведении, эстетике и культурологии на протяжении всей истории своего существования. (Татьяна Шабалина http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KOMEDIYA.html?page=0,4)

Существует множество общепринятых принципов внутрижанровой классификации комедии, построенных на основе тех или иных структурных составляющих театрального произведения. Так, исходя из социальной значимости, комедию принято подразделять на «низкую» (основанную на фарсовых ситуациях) и «высокую» (посвященную серьезным общественным и нравственным проблемам). Основываясь на тематике и общественной направленности, комедию подразделяют на лирическую (построенную на мягком юморе и исполненную симпатии к своим персонажам) и сатирическую (направленную на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков).

  История традиционной комедии в 20 в. насчитывает немало интересных и разнообразных направлений. Трудно перечислить все разновидности комедии 20 в.: социально-обличительная, эксцентрическая, политическая, «мрачная», романтическая, фантастическая, интеллектуальная и т.д. и т.п. И, как полагается этому жанру, комедия всегда живо откликалась на самые злободневные и актуальные течения в социальной жизни. Комедия всегда выполняет «социальный заказ» в самом широком смысле, - независимо от того, «спущен» этот заказ «сверху», или зародился в самой глубине общества. А дальше все упирается в талант и мировоззрение драматурга; только от этого зависит, останется его комедия злободневным пустяком, или войдет в золотой фонд классики, оставаясь актуальной долгие годы. Татьяна Шабалина

Литература:

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр. соч. в 3-х т.т. Т. 2, М., 1948;

История западно-европейского театра под общей редакцией С.С.Мокульского, т.1, М., 1956;

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957;

Дземидок Б. О комическом. М., 1964;

Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978;

Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991;

Аристотель. Риторика. Поэтика. М., 2000;

Козинцев А.Г. Антропология смеха. — В сб. Ритуальное пространство культуры. СПб, 2002;

Ищук-Фадеева Н.И. Жанры русской драмы. Тверь, 2003; http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6174

 Фильм ужасов  жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и неопределённости, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — так называемый эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). Бранко Мунтич дал следующее определение жанра «фильм ужасов» — киножанр, который на фоне фантастических событий развивает мотив страха как эмоциональную основу поэтического образа[2]

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/26135

Основополагающим признаком фильмов ужасов является страх, который реализуется на экране теми или иными сюжетными поворотами, событиями, образами и т. д. Данный эмоциональный элемент может развиваться как на фоне каких-то фантастических событий, так и на фоне психопатологических действий, иных проявлений действия человека, проявления действия природы, стихии, демонстрации сцен насилия, человеческих внутренностей, крови и т. д.

Как и во многих иных жанрах кинематографа, перед зрителем в классическом фильме ужасов предстаёт картина борьбы добра со злом, где это процесс выражает схема «палач — жертва»,[3] где в качестве палача может выступать чудовище (монстр) или иная потусторонняя сила, стихия, сам человек и его девиантные отклонения (безумцы, психопаты, маньяки, убийцы и т. д.).

Страшные фильмы, как это ни парадоксально звучит, помогут расслабиться, успокоиться и прийти в норму в следующих случаях:

- необоснованные страхи. Если вы чего-то очень боитесь, порция хороших ужасов пойдет вам только на пользу. Тут сработает механизм - клин клином вышибают. Посмотрите кино и вы почувствуете, насколько вам станет легче.

- конфликты с коллегами по работе. Страшные фильмы помогут переключиться от мыслей о работе, собственные проблемы покажутся мелкими и незначительными.

- в периоды сильной печали, депрессивных расстройствах. Ужастик как бы встряхнет нервную систему, перезагрузит ее, и настроение улучшится.

Анна Елисеева http://www.medikforum.ru/news/wellness/psychology/1532-filmy-uzhasov-i-yad-i-lekarstvo.html

 


Фильмы ужасов

 

Философские дескрипты: сб. науч. статей / под ред. О.Л. Сытых. -



Вып. 6. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007, с. 68-77

  Типовые сюжеты фильмов ужасов строятся на нескольких навязчивых идеях. Во-первых, это истории о травматическом проникновении в человеческое тело каких-либо инородных субстанций и последующей мутации организма носителя. Эти сюжеты травестируют тему половых контактов и беременности, но только жертвами травматического опыта здесь оказываются, как правило, мужчины. Можно сказать тогда, что истинным предметом страха является в этом случае женская физиология (половые органы, менструации, беременность), притягивающая и отталкивающая мужчину одновременно.

          Другой избитый сюжет фильмов ужасов – повествование об оживающих мертвецах.

        Как известно в фильмах ужасов вообще нельзя заниматься сексом: персонажи, позволившие себе такое легкомыслие, уничтожаются еще в прологе большинства картин. Допустим, что сексуально озабоченные жертвы, которых наказывает монстр в начале фильма нужны именно для того, чтобы создать на полтора часа экранного времени искусственно очищенное от эроса, бесполое пространство. Но в итоге у зрителя возникает стойкое чувство неприятия подобного мира, так что интерес к сексу возвращается с удвоенной силой. Известно, какую роль играют запреты в половых отношениях: не будет преувеличением сказать, что табу и превращает физиологию в эротику, животное влечение в человеческие взаимоотношения. Как запретный плод, как скрытые от взгляда мужчины «драгоценные места» женского тела, так же точно и табу фильмов ужасов на сексуальные сцены лишь обостряют сексуальный голод.

Потребление, уничтожение тела, пожирание плоти – это основная тема фильмов ужасов. Самые важные сцены рифмуются со сценами расслабляющими. В фильме ужасов моменты значимые намеренно монтируются с семиотически почти пустыми сценами.
Библиографический список

1. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.


2. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М., 2004.
3. Гачев Г. Русский Эрос // Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990. С. 210-246.
4. Успенский Э.Н., Усачев А.А. Ужастики. М., 2001.
5. Крид Б. Ужас и монструозно-феминное. Воображаемое отторжение (абъекция) // Самутина Н. (ред.) Фантастическое кино. Эпизод первый: Сборник статей. М., 2006. С.183-212.
6. Корнев В.В. Zombi sapiens, или О парадоксальной коммуникации живых и мертвых // PR в изменяющемся мире: Региональный аспект. Сборник статей. Выпуск 3. Барнаул, 2006. С.37-53.
7. Бодрийяр Ж. Соблазн. М., 2000.
8. Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. М., 2000.
9. Жижек С. Порнография, ностальгия, монтаж: триада взгляда // С. Жижек С. (ред.) То, что вы всегда хотели знать о Ж. Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М., 2004. С. 43-66.
10. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.

28 февраля 2012 http://seance.ru/blog/fear-formula



В «Порядке слов» прошла презентация книги Дмитрия Комма «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов», на которой киновед познакомил с традициями хоррора и рассказал о классиках, устанавливавших каноны жанра. Мы публикуем видеозапись и расшифровку выступления.

Формулы страха



Дмитрий Комм

Формула, контракт, технология


В фильме ужасов убийство показывается чаще всего как аттракцион. Сцена убийства будет в десять раз больше, чем это необходимо для повествования. Сцена убийства будет выстроена как самодостаточный фильм в фильме — с собственной хореографией, с собственной завязкой, кульминацией и развязкой. Это не типично для других жанров, а для ужаса это жанрообразующий элемент. Убийство будет показываться с максимальной изобретательностью, с максимальной творческой отдачей всех участников съемочной группы.

По словам Дэвида Кроненберга, «основа хоррора — в том, что мы не знаем, как умрем». Страх хаоса, страх собственной конечности, экзистенциальная тревога по поводу того, что будет после смерти, — движущая сила хоррора. Новости, газеты, телевидение предлагают нам десятки предметов этого страха — больше, чем любой фильм ужасов. Создатели хорроров просто используют те предметы страха, которые пугают сейчас. Базовый страх вряд ли способен измениться, а вот воплощения базового страха могут и будут меняться, потому что требуются новые взамен уже побежденных. Сегодня никто не боится вампиров и оборотней, но зато все боятся террористов, а некоторые еще инопланетян.

Но фильм ужасов как таковой — это жанр, который сносит преграды. Именно поэтому в тоталитарных странах, где кино контролируется государством, фильмы ужасов не снимаются. Об этом даже речь не идет, такой фильм не пройдет уже на уровне сценария. Так что наличие этого жанра в национальной кинематографии может служить своего рода лакмусовой бумажкой относительно политической свободы в обществе.

Название жанра «мелодрама» происходит от двух греческих слов – «meloz», которое на русский язык можно перевести как «песня» и «drama», буквальный смысл которого можно понять как «действие».

Особенности содержания мелодрамы, ее сила и слабость определились спецификой «социального заказа». Мелодрама с ее четкой социальной направленностью и непременно счастливым концом честно служит делу «воспитания чувств» массового зрителя, пробуждая в нем общественную активность и уверенность в своих силах [29].

Идеологической доминантой мелодрамы является присущая ей морально-дидактическая установка, находящая выражение в пропаганде определенных классовых идеалов и жизненных норм путем эмоционально заостренного, трогательного и волнующего действия. Именно так понимали сущность мелодрамы современники периода ее расцвета, когда определяли мелодраму как «позорный столб подначальных негодяев», добавляя, что мелодрама изобретена «для посрамления злодейства и для торжества добродетели» [20]. Дидактическая установка жанра выражается также и в том, что трагедийное действие мелодрамы завершается «счастливым концом», то есть разоблачением и наказанием порока, торжеством и награждением добродетели [33].

На сегодняшний день мелодрама характеризуется высокой эмоциональной нагрузкой на зрителя, заставляя его следить за развитием сюжета, сопереживать главным героям, представляя на их месте себя. В кинокартинах, характеризующихся как мелодрама, построение сюжета создано на контрасте чувств и эмоций, в них резко противопоставляется добро и зло, а главным героям фильма и второстепенным персонажам присущи и любовь, и ненависть. Любовь, как правило, неразделенная и несчастная, становится главной характеристикой мелодрамы, а во время просмотр фильма зритель тоже грустит, сопереживая главному герою. Как правило, концовку фильма тоже вряд ли можно назвать счастливой, мелодрамы обычно так же и заканчиваются грустно, любовь вряд ли, в конце концов, станет взаимной [38].

Стремительно развивая действие, усиливая эмоциональную напряженность диалога, нагнетая ужасы, авторы мелодрам подводят зрителей к кульминации — эмоциональному шоку. Зрители знают закон мелодрамы: в финале должна восторжествовать добродетель. Но в этот момент их разум подавлен эмоциями, они, идентифицировавшись с жертвой, которой грозит бесчестие, страдание, смерть, льют слезы, вскрикивают, падают в обморок. Страх и сострадание соединяются в одной точке, но не синтезируются, а, напротив, контрастируют: страх по-прежнему связан с кознями злодея, сострадание — с жертвой этих козней. Перенапряжение чувств снимается неожиданной счастливой развязкой. Наступает облегчение. [32]

Композиция мелодрамы приспособлена к целям идентификации зрителя с героем. Мелодрамы писались в трех действиях. Первое действие посвящалось обрисовке любви главного персонажа. Зритель и сам начинал любить нежное, хрупкое и чистое существо, изображенное автором. Во втором действии это существо, уже полюбившееся зрителю, частично идентифицировавшееся с ним, начинает испытывать страшные бедствия, его преследует могущественный враг, его жизни угрожает ежеминутная опасность. Наконец, в финале третьего действия добродетель торжествует, а зло наказано.

Фильм, относящийся к жанру мелодрамы, имеет в своём сюжете разные конфликтные, трудные в жизненном, психологическом плане ситуации для главного героя, однако, в отличие от трагедии, отрицательный финал в них не предопределён. В противоположность фильмам некоторых других жанров, основное внимание в драме акцентировано не на поворотах сюжета, спецэффектах, зрелищности и т. п., а именно на переживаниях героев. В отличие от комедии драма - серьёзный жанр. Эта серьёзность одних зрителей привлекает, других, которые считают, что "серьёзности" достаточно и в жизни, скорее, отталкивает.



В мелодраме акцент делается на ярких внутренних, в первую очередь, чувственных и эмоциональных переживаниях героев, с изображением ярких ситуаций эмоциональных контрастов - любовь-ненависть.

Три́ллер (от англ. thrill — трепет, волнение) — жанр произведений литературы и кино, нацеленный вызвать у зрителя или читателя чувства тревожного ожидания, волнения или страха. Жанр не имеет чётких границ, элементы триллера присутствуют во многих произведениях разных жанров. В кинематографе к триллерам зачастую относят детективные и шпионские фильмы, фильмы ужасов, а также гангстерские фильмы и фильмы жанра нуар.

Название жанра "триллер" происходит от англ. thril - "вызывать трепет" и его цель - создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения. Многие триллеры, снимавшиеся в США, связаны с криминальными или шпионскими мотивами.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница