1. Раннехристианская скульптура



страница1/3
Дата03.05.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3
1.Раннехристианская скульптура.

3 век-кризис античного мира. отсюда в языческом искусстве тревожность, эмоциональность, надломеленность. С 1 века начинает распрстраняться христианство. Христианство обещало счастье, спасение, равенство…раннее христианство должно было утверждаться,поэтому в искусстве- мощь, торжественность, победоносность. При Константине Великом 313 – христианство признано,323 – госрелигия римской империи. В скульптуре 2 тенденции. 1(связанная с язычеством)-продолжение античной традиции, великолепная техника, но в образах- задумчивость, тревога. -бюст императора Аркадия- молодой, болезненный. -портрет чиновника –статуя из Эфеса 4 века. Страдательность, надломленность.2 тенденция -раннехристианское искусство. Использование античных приемов и средст, но при этом и поиск новых средств выразительности. -Бюст Константина из Вены. Сила, энергичность, властность. Колосс- огромная статуя Константина(сохр частично) Обобщенность черт,гротесктность, иконободный образ ,главное -человеческая одухотворенность. Тетрархи на углу собора Сан Марко. Нач 4 века., из порфира- очень твердый материал. Обобщенность, укрупненные объемы,л ица симметричны ,в фас, увелияенные черты лица. Интерес к материалу пропал. Саркофаг Юлиуса Басуса. 1 пол 4 век.а. Фризовое изо.: сцены обрамлены колонками. Повествовательность. Юный Христос сидящий на троне, рядом апп. Петр и Павел. Объемность, го-рельеф, античная техника. Скульптура: Юный Христос- молодость, античная красота. Христос –добрый пастырь(аллегория) Рельеф:сбор винограда, в центре-пастырь с овцой. Консульскии диптихи-при вступлении в должность консул выпускал такой диптих. изо консула, сидящего на троне, который объявляет о начале игр на ипподроме. Ба-рельеф. плоскостность, оранментальсность. Внизу- мелоке изо игр. Фронтальность, застыдлость лиц. Дипих из Лондона Поэт и Муза.



2.Живопись катакомб.

1-3 века-гонения на христиан. Первые христиане не могли строить храмы,к тому же у них было подозрительное отношение к храмам, так как они были у язычников. До 4 века-христианское искусство -в катакомбах. Их много-большая часть под Римом. С ранних пор там устраивали тенули с расширенными камерами Там христиане встречались для Агап(Агапа-трапеза любви и единения) +для мистериальнызх действий. Есть катакомбы и в других местах- пример:в Херсонесе. Первые находки в 18 веке, затем в 19. Катакомбы вырезались в породе.часто были росписи. Иногда на стенах- разные сюжеты. А так-отдельные фигуры на белом фоне (цветных фонов не было) сюжеты: античные: Эрот, подвиги Геракла. Сочность, открытость мазка. Затем- сюжеты из св.Писания. Стилистика напоминает 3 помпеянский стиль. Белый фон---плоскостность, бесконечность пространства, потому фигуры воспринимались как плоский рельеф. они как бы выходят из фона. С появлением новой тематики- лаконизация художественного языка, упрощение, цель- схватить главное, образ. Изо фигуры—силуэет + четкие пропорции. Начиная с катакомб –сопоставление событий Ветхого и Нового завета. Пример: пророк Исайя пропрочествует о новозаветных событиях, а перед ни –Богоматерь с младецнем. Катакомбы 2-3 веков. К.Петра и Марцелина. Юный Христос на троне, по сторонам- Петр и Марцелин. Снизу фриз -в центре агнец на подножии, из которого текут райские реки. по сторонам- агнцы .-символическое изо Христа и апостолов. в любом изо выделяется центр вертикальная ось и горизонтальная- то есть крест. Легкость, прозрачность, воздушнорсть. Крещение. поскольку искусство только складывается- иконография очень свободная. Катакомба Присциллы в Риме. Тайная вечер. похоже на античную работы изо философов с учениками. Христос в облике бога- солца.(мозаика) Потолок одной из катакомб: в виде круга, расчлененного на отсеки. В центре- добрый пастырь, по бокам-4 фигуры в позе Оранты (в 4 отсеках),в других отсеках- история пророка Ионы. Молодой царь Давид –пастух со стадом, всерух- изо рыбы(символическое изо Христа) NB много аллегорий. Пример: Христос исцеляет больную, упавшую к его ногам. лаконичность. Катакомба Присциллы. Оранта. Катакомба епископа в Неаполе. мозаика. Епископ, в руках-евангелие.




3.Мозаики Равенны,Рима,Фессалоник 4-5 века.

Раннехзристианская живопись.сильное влияние античности,но при этом поиск собственных путей. Рим. Первый ансамбль – мавозлей Санта Констанца 4 века. 2 четв 4 века. мозаики в крестовых сводах бокового обхода. В основном- орнаменты с небольщими аллегорическими фигурами. Райские кущи. В центре –бюст императора. по бокам- сцены виноделия. 2 фаза-2 половина 5 века. Сохранилось 2 сцены в нишах. 1.Христос сидит на шаре, рядом- неизв. святой. На фоне условных деревьев и неба. декоративные облака.

Переделки 19 века. Напротив- в другой нише молодой Зристос на облаках с синим нимбом. По сторонам- Петр и Павел. Базилика Сантиа Поденциана Базилика перестроена, но сохранилась апсида. Конха: изо Небесного Иерусалима Христос на троне, он вершит суд, но это не страшный суд. В руках- евангелие. Сзади-античный горож. По сторонам- апостолы, за ними 2 женские фигуры аллегории добродетелей На небе- большой крест. голова Христа -на фоне голгофы. На небесах -символы евангелистов. Павел и Петр -изо в профиль. Торжественность, спокойствие, роскошь, ораторский пафос. Фактически римская античная мозаика на христ тему. Красивые индивидуальные лица, портретность Нач 5 века. Базилика ST/Maria Maggiore Триумф арка -смозаики посвящены евангельским сюжетам. Повествовательность, поучительность. Благовещение. особенность: Богоматерь изображена сидящей на троне(Мария-Регина)рядом-ангельская стража. лаконичность, статичность. Ниже –фриз с агнцами. На другой стороне- бегство в Египет. Есть ветхозаветные сюжеты. Античная обработка. Лики- или спокойные, лаконичные, или с укрупненными чертами, экспрессивными. Троица в гостях у Авраама. переливающиеся оттенки. Равенна. Мавзолей Галлы- Плацидии. 4 люнеты в рукавах креста. Мозаики. Синий фон. своды- в орнаменте. Люнетиа над входом -Христос добрый пастырь. эллинистическо6е изо, красота, царственность. в руках- крест. пожтичность. На противоположной стороне(вост рукав креста)-мученик Лаврентий В центре -костер, он идет к нему и несет крест, в другой руке -раскрутое евангелие. Вдохновленность, тревожность, острота линий, одухотворенность. Но лицо- классическая проработка. Купол- в центре -изо золотого престола на фоне звездного неба, по углам -символы евангелистов. По сторонам от окон- апостолы, профидльные позы, в широких античных тогах. Петр и Павел: Дисгармоничные черты лица- индивидуальность, портретность. Физиогнормическое искажение ради экспрессивности. Другие апостолы- античные ихо. Баптистерий православных. 5 век. В куполе- огромная мозаика с изо крещения. В медальоне -само крещение,2 ряд-апостолы,3 ряд- различные предметы церковной жизни(только здесь так) ежду окнами штуковая ск ра: пропроки. На арках -изщо апостолов и райских кущ. Апостолы в движение, разделены орнаментальными вертикалями. Торжественность, триумфальность, белые одежды у апостолов. Ясные пропорции. внутренняя акцентированность. В арках и низе стен- мраморная инкрустация.

Капелла св. Витторе in cielo d’ore при базилике св. Амброджио (сама базилика пересроена в романское время) свод в куполе -в центре- св.Виктор на золотом фоне поясное изо. В парусах -символы евангелистов(19 века) Стены-фигуры мучеников, почитаемых на сев. Италии. Усиление линейносит, упрощенире тезники, меньшая натуралистичность, большая отвлеченность. Капелла архиепископа 500 год. рубеж 5 и 6 веков. Вестиюбюль с цилиндрическим сводом. там- мозаика наподобие Санта Констанца- райские кущи. В торце -Христос воин в римских военных одеждах, побеждающий льва и змею. В руках -крест и евангелие. Стены- мраморные инкрустации. А апсиде -золотой крест на синем фоне звездного неба. В подрпружных арках -Христос и 6 апостолов. В сев счводе- св. жены В Южном мученики, В западном -Христос с другими 6 апостолами. В центре) вспарушенный крест свод) -ангелы, Юдерожащие хризму и символы 4 евангелистов. Спокойствие, созерцательность, Много от позднего фаюмского портрета. Крупная, рованя самльта. гармония римских и восточных zчерт. Фессалоники. 2 пол 5 века. Ц. св. Давида (местного столпника) Сохр 1 мозаика в апсиде. Сюжет Моиста (то есть небесначя слава Христа) Внизу-райские реки, по сторонам- символы евнгелистов. Слева и справа- .по центру молодой Христос. Мелкая смалта. тонкоть, изящество. Иезикиль и Иеримия. Созерцательность.



4.миниатюры рукописей 5-6 века.

Византийская миниатюра восходит к античным иллюстрациям на папирусах (2 век: илл. К роману об амуре и психее) С 4 века папирус заменили пергаментом. Новое отношение к книжной иллюстрации----это стало искусством. 5-6 века много иллий языческих произведений. С 6 века- церковные книги. 5-нач 6 века. Илиада. Уже не свиток, а кодекс. Сюжеты: Жертвоприношение Ахилла, ловля шпиона Долона, сцены битвы.По стилю -античность, четкая проработка фигур, сложная композиция. Сборники произведений Вергилия. “Ватиканский Вергилий” 5 века. Иллюстрации к Георгикам (поэма о сельском хозяйстве -короче изо пастушков и т.д.) и Энеиде (миф об Энее). Манера исполнения- античная “римский Вергилий” –то же самое. Иллюстрации нацяных трактатов. 6 век- сборник медицинских трактатов “венский диоскорит” 512 год. На первой странице изо Юлионы Нипии (имя неточно) – это аристократка, которой его подарили. Изо: врачи, чьи трактаты есть в сборнике. Примеры: Диоскорит с учеником и аллегорией мудрости. Диосокрит с аллегорией находки. Манера исполнения- античная. “Квиндринбургская иттала” (библия). 1 пол 5 века- плохо сохр. “Генезис лорда Коттона” –книга бытия. 6 век- рукописи на пурпурном пергаменте. “Венский Генезис” (то есть книга бытия, хранящаяся в Вене) На каждой странице картинка. Примеры сюжетов: великий потоп, спасение Ноя, история Ревеки, благославление сыновей Иосифа. Пейзаж- еще античный, но в лицах уже новые византийские черты. Синопское Евангелие. Сохр 40 листов, из них 4 миниатюры. Изо сложное, двухслойное Пример: исцеление слепых-то есть Христос излечивает слепых(новозаветный сюжет)но при этом есть изо ветхозаветных пророков). Россанское Евангелие. Вначале иллюстрации, затем текст.Наверху листа сюжетная иллюстрация, под ней изо пророков, под ними цитата из ветхого Завета. О показанном событии. Ярикие краски, живость, но уже есть некая схематичность. Евангелие Раббулы.586 года. Создано в Сирии и написано по -сирийски. Упрощенность, схематичность. хотя античная импрессионистичность. Есть таблица канонов: то есть сопоставление содержания сюжетов 4 евангелий.



5.Мозаики Равенны, Фессалоники, Синая и Кипра 6-7 веков

Монументальная живопись этого периода лучше всего представлена мозаичными ансамблями, сохранившимися в провинции, поскольку в самом Константинополе искусство 6-7 вв. было почти полностью уничтожено в последовавшие смутные времена. Мозаики церкви Святого Виталия (Сан-Витале, Равенна, 546-547 гг.) в полной мере раскрывают красоту и замечательные возможности этого вида искусства. Храм представляет собой восьмиугольный мартирий, близкий к церкви Сергия и Вакха в Константинополе. Центральное подкупольное пространство охвачено восемью высокими арками, через одну из которых открывается вид на алтарь. Лучи света, льющиеся из окон купола и арочных проемов галерей, превращают мозаики храма в зрелище, полное блеска и роскоши. В сюжетных композициях, таких как «Гостеприимство Авраама» (Троица), по сравнению с Санта-Марией Маджоре стало меньше повествовательности, но больше символической определенности, Портреты Юстиниана и Феодоры занимают особое место среди мозаик Сан-Витале. Мозаики церкви Св. Аполлинария в Гавани (Сант-Аполлинаре ин Классе, Равенна, середина 6 в.) следует тем же художественными принципами. Конху апсиды украшает композиция преображения в особой символической редакции: фигура Христа заменена крестом в медальоне, а изображенные посреди деревьев три агнца символизируют апостолов Петра, Иоанна и Иакова. Ниже расположена монументальная фигура самого Святого Аполлинария, стоящего с воздетыми в молитве руками. С обеих сторон к нему подходят по шесть агнцев. Фигура Аполлинария и агнцы четкими силуэтами выделяются на светло-зеленом фоне условного пейзажа. Композиция, таким образом, рассчитана не на исторический показ сюжета, а на знание богословия. При полной симметрии, покое и созерцательности это искусство величаво и торжественно. Проявившиеся в равеннских мозаиках стилистические черты - утрирование пропорций, легкость, плоскостность, подчеркивание силуэта, линии, цветового пятна – станут основой дальнейшего развития Византии, цветового пятна – станут основой дальнейшего развития византийского искусства. Это направление продолжит свое существование в 7в., о чем свидетельствуют мозаики церкви Св. Дмитрия в Салониках, выполненные местными мастерами. Столичное искусство этого периода можно лишь представить по случайным памятникам, уцелевшим вдали от Константинополя. Несомненно, что в украшении храмов 6-7 вв. фигурировали не только исторические циклы, постепенно сходившие образы, приобретавшие все большее значение. Мозаики монастыря Св. Екатерины на Синае (около 565 г.) были выполнены по заказу Юстиниана константинопольскими мастерами. Высочайший класс столичного искусства проявился в технике мозаик, а их образный строй определен принадлежностью к монастырскому кругу. В конхе апсиды располагается композиция Преображения в раме их медальонов с полуфигурами апостолов и пророков. Величественная фигура Христа в сияющих одеждах, его спокойный, созерцательный лик с почти гипнотизирующим взором и вопрошающие, потрясенные апостолы полны внутренней экспрессии. Застывшая композиция передает ощущение увиденного чуда. Лики подчас напоминают античные трагические маски, но это поистине «преображенная» античность.

6. Классическое направление в монументальной живопси 6-7 века. Другая линия живописи- классические античные традиции. Ц.St/Maria Antiqua на Римском Форуме. много слоев живописи-первые-2 половины 6 века. Начало 7 века- ангел в помпейском стиле, Благовещение. Выявлена фактура живописи, античные черты. С -з алтарный столб: еще одно благовещение. сохр изо агнела: тип лица -римский, техника гречекая. Маккавеи. естественный свет, напоминает эллинизм. Св.анна с младенцем Марией. мягкост, пластичность. Но черты лица -греческие. Большая часть фреско-8 век при папе Иоанне 7. Ц.St.Maria На Бычьем Форуме. Фрагмент мозаик с поклоенением волхвов. Ораторий папы Иннокентия 8. Мозаики. Воход в Иерасулим. Милан. Ц.St/Maria Castel Sepplio. Базилика. Сохр. фрески. Античная стилистика: пейцзажи, архитектурные фоны, античные ассоциации. Сложнфые ракурсы. динамика, сложные композиции. правдоподобность, пластичность, но при этом византийская одухотворенность. Сюжеты: Рождество, путешествие в Вифлеем, Сретение, поклонение волхвов и т.д. Пропорции чуть удлинены. Выразительсность поз и жестов. Ц.Успения в Нике. Конец 7 века.(есть только фотографии, поскольку . взорвали турки в 20 веке) Мозаики в алтаре. В своде пресбитерия –изо престола уготованного(этимасия) и сил небесных.

7.Икона ранневизантийского периода.

Самые древние –конца 5-нач 6 века.(сохр мало, так как был период иконоборчества) Iconus - образ, подобие. Бог вочеловечился(Христос),значит есть возможность его изображать. Но икона не претендцет на истинность изо, это отблеск, символ изображаемого на ней, икона- средство для молитвы. Поскольку на иконе изолся уже скаральынй мир, вечный, то-необходимость поиска средств. Лучше всего-минимум деталей, главное- духовное взаимодействие со зрителем.Первые иконы связаны с традицией античного портрета(Фаюмские портреты) Техника первых икон- энакустика. Первоначально- для частных лиц. Большая часть древних икон сохр на Синае в церкве св.Екатерины. Оттуда: -Ап. Петр Конкретный лик, простой, энергичный, античный фон-подобие экседры Иллюзия пространства Достоточно объемное ихо. Но виз черты: нимб, изо Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи в медальонах сверху. -Христос- Пантократор 6 век. Мощь, величие, при этом -милосердный образ. Некая объемность, ассиметрия лица--живость. NB 6 век- уже нацдены основы иконописания. -Богоматерь С младенцем с 2 святыми и 2 ангелами Торжественность, более условное изо, но у агелов -живость. Свв. Федор и Георгий –бестелесные, неподвижные, отрешщенные лица. Киевское собрание(первоначально тоже с Синая) -Богоматерь с младенцем конца 5 века,3.4 оборот. Вылепленный объем -свв. Сергий и Вакх В центре сверху в медальоне- Христос. Святые-мученики, в уках -кресты. Восточный тип лиуа, мягкость, отрешенность. укрупненные глаза. 3 отрока в пещи огненной и ангел Повествовательное начало -Ветхий Деньми Апокалиптическое видение во славе, по сторонам -символы евангелистов. -Вознесение многофигурность, сободная, открытая манера. Внизу- Богоматерь и апостолы. -Иоанн Предтеча Резкость, подвижность кисти, неправильные пропорции. -гротесктность, острота Коптская традиция. черты восточного восприятия. Утрированность черт. Христос и св. Мина. никаой индивидуальности, обобщенность, полная сосредоточенность. Палестинская икона из Рима. Изо праздников на крышке реликвария 6 век, эскизная живописность, неправ, сокращ, пропорции. Рим. ST.Maria Nuova на Римском форуме. Икона: Богоматерь с младенцем. Условность, гладкая светоносная поверхность Живые глаза 1,5 м в высоту. -конец 6-нач 7 Мария Регина(царица) из базилики Санта Мария in Trastevero. Мария с Христом, позади -ангелы.



8.Эпоха Иконоборчества.

Во основе ик-ва идея о невохможости изобразить Бога, Вечный мир. В 8 веке это стало законом. 726 год имп. Лев 3 Исавр издал эдикт против иконопочитная. 788-на время иконопочитание восстановилось(имп-ца Ирина) до 813 года, затем 2-ая волна иконоборчества до 842 года. 842 –полная победа над иконоборчеством. -это отмечается сейчас как праздник торжества православия. Иконоборцы: император, патриарх, высшее дух- во. Иконопочитатели: монашество, низе дух- во, миряне. NB это как бы борьба грец и вост. Культур. Причины: -иокноборцам приписывали желание реформ гос –ва -борьба имп. власти с монастырями. но центр проблема—борьба православной церкви за саму сущность своего учения Для церкви догмат вочеловечиния дает возможность изображать Бога, отсюда огромная роль иконы(=молитва) 2 теории происхождения иконоборчества. 1.восточная,так как в восточной традиции есть запрет на челов.изо, то есть иконоборчество- есть семитская, восточная реакция на эллинистические традиции, на эллинизацию церкви. Но русский богослов Флоровский опроверг эту гипотезу. Источник иконоборчества есть в самом эллинизме. NB в апокрифе написано, что когда евангеисту Иоанну показали его портрет, ему не понравился этот портрет, и он сказал ученику: ты написал мертвую вещь. о известно, что в 3 веке языческий философ Плотин также отказывался от того, чтобы делали его портрет, аргументируя это так: зачем создавать вечный образ невечного? То есть и в языческой культуре возникали такие идеи. 754 год иконоборческий Собор. Как источник иконоброчества также текст письма Евсевия Кесарийского к Констанции на просьбу ее прислать ей икону Христа. Он писал, что невохможно ихобразить Христа, так как даже ученики не могли видеть его в истинном облике(Преображение) Было 2 иконоборч собора(лжесобора -754 и 815 годов). Иконоборцев объединяла идея невохоэности изо чел.образа, -проблема: как декорировать храмы? папа Григорий отверг иконоорчество, художники иконописцы- отправились в Рим. то осталось для изо? симовлические изображения: крест, райский сад. Иконоборцы сбивали прежние мозаики и фрески. вместо образов Бога святых, храм превратили “в огород и птичник”. В иконоборч искусстве -больше светскости. От искусства иконоборчества сохр мало, так как после победы иконопочитания- все сбивали. Пердставление об искусстве и -ва могут дать мозаики мечетей, построенных по повелению великих халифов. 1.в Дамаске мечеть Омеядов 2.мечеть Омара в Иерусалиме Везде- пейзажи. Заказчики- халифы, а исполнители- сирийские православные художники В Дамаске хранятся мощи Иоанна Предтечи. Вообще мечеть в Дамаске-2 соединенные колонные базилики. При базилике –огромный перистиль. по всем стенам были мозаики. Во дворе –восьмигранник на колонназ. Сюжеты: фантастическая архитектура)наподобие 4 помпеянскго стиля),пейзажи, разнообразные орнаменталдьные мотивы. Плоскообразность, ковровость, симметрия. схема. 788-перерыв в иконоборчесвте Ц.Успения в Нике. Конха апсиды –Богоматерь с младенцем. Вытянутая игура ,обточенный силует. Неровная кладка, вдохновленность. Еще при иконоборчестве сохранялось образное искусство. особенно в монастырях в перифирийных районах империи(Палестина) В монастырях продолжалось иконописание (хотя тайно) Примитивное искусство, пестрая гамма, укороченные пропорции тела, абсолютная симметрия лица. -св.Ирина -мученик и мученица из монастыря св.Екатерины на Синае(сейчас в Киеве) Экспрессивность, однообразность, хотя и вдохновленность. Коптская ткань 8 века.Благовещение. Восточные черты: экспрессивность, сверхвыразительность, схематичность. Лаконизм, простота. Папа не признал иконобрчество. В Италию едут художники. Рим 8-нач 9 века.-художественная шкоал фресок и мозаики. Римский Папа Паскалий.- приглаша мастеров из Византии. Западноевропейское искусство под влиянием Византии. Фрески из Santa Maria Antiqua Ориентир—6 век в Равенне и Риме.но более упрощенно. 4 храма с мозаиками 8-нач 9 века. Декоративные ансамбли в старых базиликах по заказу папы Паскалия. ST Maria in Dominia 3нефная, колонная Декор сохр в аспиде м на триумф. Аркой Конха: Богоматерь с младенцем. у ног—папа Паскалий. по сторонам- сонмы ангелов.
9.Монументальная живопись Македонского периода.

Сер 9 –сер 11 веков.(ренессанс 1 половина до сер 10 века) К 843 году закончилось иконоборчество. проблема: из-за иконоборчества прервалась традиция живописи, не было образцов. Поэтому ориентир –античное наследие.—македонский ренессанс. София Константинопольская. 40-ые годы 9 века Мозаика Богородица с младенцем в конхе. золотой фон, естественность, классичность. Красивый, идеальный, греческий лик. живописность, легкость, плавность, утонченность форм. тонкая мелкая техника кладки смальты. Перед апсидой арка -там Михаил(не сохр) и Гавриил. Те же особенности. 80-ые годы 9 века. Над главным входом в нартекс в люнете- мозаика. Лев 6 падающий ниц перд Христом на троне. По сторонам в медальонах –Богоматерь и Гавриил. Торжественность. величие в образе Христа, Лев 6-экспрессивен. Другой язык, нежели в предыдущих моз.- главное здесь выразительность, напряжение крупная кладка, очерченные линии. Конец 9 века. Мозаики на сев. стене над галереей на 2 этаже В плоских арках -Иоанн Златоуст, Игнатий Благоносец и патриарх Игнатий. Были еще подобноые изо, но не сохр. Золотой фон. –думка, свечение. Мозаици ц. Св .Софии в Фессалониках Ансамбль 2 половины 9 века. В куполе- Вознесение. Ниже-Богородица,2 ангела и апостолы, смотрят на Христа. Между апостолами-большие деревья. Земля-в виде драгоценных минералов. У Христа укороченные пропорции, он в золотоых ризах. Восточное лицо, неподвижное, строгость, властность, призывает не к созерцанию, а к полсушанию. 1 половина 10 века-македонский ренессанс. София Конст. Люнета над дверью ведущей в юг нартекса. Богородица на троне с младенцем, по сторонам- Константин подносит им Константинополь, а Юстинина- собор св.Софии. Очеловеченная эмоциональность, стилизация приемов, линейная очерченность. 1028 ц. Панагеи Тон Халкеон. Сохр фрески в барабане и куполе: Вознесение. 11 век-конец мак ренессанса,--усиление византийские черт: одухотворенность, живость, вдохновленность. Хосиос Лукас в Фокиде. Кафоликон. Мозаики- в врерхах сводов ,в рукавах креста, в тромпах. 30-40 года 11 века. Купол: Пантократор (не сохр) Конха: богоматерь с младенцем на троне. застылость, неподвижность, монументальность. императивность. крупные глаза. духовная дисциплинированность. В подпружной арке –Михаил и Гавриил. В тромпах: рождество, Крещение, Сретение и 1 сюжет- не сохр Яркие интенсивные цвета. Подпружные арки-св.воины. Рукава креста В люнетах: Богородица с другой стороны- св.Лука В крестовых сводах-в центре крест ,по сторонам в медальонах-Христос,2 ангела и втехозаветный старец. В западной части- везде изо преподобны х(то есть св.монахов) Большеголовые, с укороченными пропорциями 30-40-ые годы 11 века- появление новой стилистики. строгость, иератичность, аскетичность.—аскетическое направление. Нартекс с крестовыми сводами. В торцах- ниши. центральный крестовый свод и люнеты- единая композиция. В совде- Пантократор, по сторонам: Богоматерь, Иоанн креститель, Михаил и Гавриил,т.е. Деисус Киевская София. есть и мозаики и фрески. Сер 11 века русская черта фрески до пола. Преобладание отдельных фигур. Ц.Неа Мани на острове Хиос. мозаики. 4 тромпа,4 экседры В тромпах: Преображение (Христос и 3 апостола, упавших ниц), Рождество, Крещение и Сретение. Чуть другой тип лика. В 2 экседрах-распятие, сошествие во ад. В Неа- Мани видно зарождение новой стилистики, уже не столь аскетичной. Нартекс- весь в мозаиках. Купол: святые мученики. Паруса- медальлоны со св .Иоакимом ,Анной и пантелеймоном. На подпружных арках- апостолы и преподобные. Ц.Св.Софии в Охриде(совр Македония) 3-нефная базилика 7-9 века?. фрески сер 11 века.

Нет купола,особая программа. Вознесение в расширенной виме. В конхе- Богоматерь. Все фрески на синем фоне. По заказу архиепископа Льва. Богородица держит Христа не в руках а на щите. Крупные черты, симметрия. Под Богородицей- евхаристия, ниже-святители. Суровость, аскетичность образов. Экспресиновть, конкрентность. Лики-портреты. София Конст. 11 век. На хорах с южной стороны императорские портреты. 11 век изо Константина Мономаха и Зои по сторонам от Христа в синих одеждах К.держит мешок с деньгами, Зоя-грамоты с дарами. Итог: Начало македонского периода -восстановление традиций, попытка найти свое. 1 половина 10 века-македонский ренессанс, доминирование античной традиции. Со второй половины 10 века- усиление византийских традиций. 30-40-ые годы 11 века- Появление новой стилистики. строгость, иератичность, аскетичность.—аскетическое направление. Но вскоре ослабление аскетичности. более спокойный стиль.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница