1. Прочитал и ничего не понял



Скачать 37.39 Kb.
Дата10.11.2016
Размер37.39 Kb.
Из опыта работы Галкиной Ольги Петровны, учителя русского языка и литературы МБОУ « Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №5».

Как работать со стихотворением в 5 классе (по учебнику Коровиной В.Я.)?

Научите ребят систематически записывать в тетрадь по литературе рабочие материалы, выводы, тексты - краткий анализ.

В таблице отражены три этапа работы над содержанием стихотворения: прочитал - ничего не понял; прочитал вслед за автором, прокомментировал, понял, о чём написал автор; почитал и придумал свой текст на основе авторского текста. Все три этапа готовят ученика к осмысленному заучиванию стихотворения и дальнейшей работе – выразительному чтению.

Работая над стихотворением А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста», запишите всё, что требует комментария, значение новых слов, найдите примеры известных художественных средств, выявите их роль в тексте.


1.Прочитал

И ничего не понял

2.Прочитал вслед за автором (по строфам)

1строфа. Рассказ танкиста – правдивая история.

Был трудный бой – воспоминание о прошедшем.

Нынче – сегодня ещё не забыто, но кажется сном.

Не могу себе простить - что-то сделал неправильно, раскаивается.

Раскаивается в том, что забыл спросить имя мальчонки (разговорное слово, маленького).



Гипербола: из тысяч лиц узнал бы (хорошо запомнил).

Вывод: лирический герой (герой-рассказчик, здесь рассказ от первого лица «я» придаёт большую достоверность) упрекает себя за то, что не спросил имени мальчика, который чем-то ему дорог.


2-3 строфы.

Лет 10-12 – примерный возраст.

Бедовый – главарь у детей.



Вывод: в характеристике мальчонки указан примерный возраст и его самостоятельные поступки: встречают нас (танкистов), обступают машину, таскают воду, приносят мыло, сливы суют.

4-5-6 строфы

Бой за улицу – отвоёвывали каждую пядь земли,

Вывод: в описании боя важны художественные средства, которые использует автор. Эпитет «страшен» подчёркивает ожесточённость боя, так же как и слово «гвоздит», бьёт враг постоянно. Фразеологизм «чёрт его поймёт» выражает недоумение и растерянность танкистов, они не знают, где враг, и это усложняет ситуацию.

Появление парнишки оказалось своевременным – он знает, где их пушка и готов показать



7строфа.

Бой не ждёт – то есть ждать не приходится, любая помощь нужна.

Добавляются детали, характеризующие парнишку, его смелость: пули свищут – и только рубашонка пузырём (сравнение как пузырь, надуваемая ветром).



Вывод: лирический герой помнит события того боя до мельчайшей детали, называет его «дружище», и слушатели понимают, что не было времени спросить его имя

8строфа.

Вмяли в чернозём, то есть сровняли с землёй, уничтожили.

Вывод: заслуга мальчика в том, что бой за улицу был выигран.



9 строфа.

Хлопец, товарищ - эти слова подчёркивают уважительное отношение танкиста к мальчику, как к взрослому. Многоточие в конце этой строфы – знак умолчания. Бой был за улицу, вероятно, бой продолжился за город – и танкисты двинулись дальше..

Вывод: В тот день , когда шёл бой за каждую улицу, некогда было спросить даже имя того, кто помогал.

10 строфа.

Повторяется как первая. Изменилось только одно слово: союз «а» заменился на союз «но».

Вывод: Изменилась и интонация рассказа. Недоумение, выраженное в начале стихотворения, сменилось горьким упрёком к самому себе. Надо бы знать имена героев, да время ушло, и спросить не у кого.

3.Прочитал и написал такое, чего нет у автора

«Рассказ танкиста» - стихотворение А.Т.Твардовского, написанное на основе личных воспоминаний. Автор был на войне как военный корреспондент, выжил и написал воспоминания.

Стихотворение «Рассказ танкиста» наполнено чувством раскаяния, потому что лирический герой жалеет о том, что не спросил имени у парнишки.

Стихотворение состоит из трёх частей, первая и десятая строфа повторяются – это кольцевая композиция, а в середине, как в рамочке, помещён рассказ о встрече с парнишкой.

Написано стихотворение живой разговорной речью, что придаёт ему задушевность, искренность и достоверность (читается наизусть).




Результат деятельности:

Осмысленное заучивание наизусть.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница