1. Понятие логистики 3 Транспортная логистика 18



страница1/6
Дата06.11.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ЛОГИСТИКА

Содержание


1. Понятие логистики 3

2. Транспортная логистика 18

2.1. Теоретическая часть 18

2.2. Практическая часть. Транспортные задачи 24

3. Управление запасами 29

3.1. Теоретическая часть 29

3.2. Практическая часть 38

4. Управление денежными потоками на предприятии 46



1. Понятие логистики


Термин появился первоначально в интендантской службе вооруженных сил, и буквально означает «счётное искусство»

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.



Логистика – это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика – это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Логистика – это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Логистика – это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Наиболее удобным для отечественной практики можно считать следующее определение:



Логистика (logistics) – это наука о планировании, контроле и управлении транспонированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и покупных изделий до производственного подразделения предприятия
Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики».

1. Груз (нужный товар).

2. Качество (необходимого качества).

3. Количество (в необходимом количестве).

4. Время (должен быть доставлен в нужное время).

5. Место (в нужное место).

6. Затраты (с минимальными затратами).
Логистика делится на виды:

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками.



Распределительная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями и продавцами.

Сбытовая логистика – это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.

Транспортная логистика – это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту.

Таможенная логистика.

Логистика запасов. Политика управления запасами состоит из решений – что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах. Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно.

Складская логистика. Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес-процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах.

Информационная логистика. Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде.
Принципы логистики

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.



1. Реализация принципа системного подхода

Оптимизация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения такой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.



2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

Не будем останавливаться здесь на доказательстве того, что при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в полной мере распространяется и на логистические процессы. Отметим только, что оптимизация потоковых процессов за счет использования оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.



3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.



4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки

Одна из основных задач логистики – минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы – минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.



5. Развитие услуг сервиса на современном уровне

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т. п.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации и изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.


Основные требования к разработке логистических схем:

1) поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;

2) совершенствование организации движения материальных потоков;

3) своевременное поступление необходимой информации и оперативная ее обработка;

4) эффективное управление трудовыми ресурсами;

5) налаживание тесной взаимосвязи с другими предприятиями в области выработки стратегии;

6) учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;

7) определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;

8) тщательная разработка логистических операций.
ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ


  1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация

  2. Определение объемов и направлений материальных потоков

  3. Прогнозные оценки потребностей в перевозках

  4. Определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения

  5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства

  6. Управление запасами в сфере обращения

  7. Осуществление перевозки, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения

  8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров

  9. Управление складскими операциями


ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ

Первый этап: 1950-1960

Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.

Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.

На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.

Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.

Утверждение концепции: 1960-1970

К 60-м годам логистика получила достаточное признание. Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями.

Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение времени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.

Последним фактором концептуализации логистики явилось развитие компьютерной техники и разработка различных моделей контроля запасов, что позволило более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.

В этот период появились условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных основ.

Изменение приоритетов и моделей: 1970-1980

70-е годы были чрезвычайно важным периодом в продолжавшемся развитии логистики. В это время внимание к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, увеличение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппаратура, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль за затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к увеличению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, перемещение населения между штатами в США), так и между ними (перемещение населения из стран Восточной Европы и африканских).

Очевидно, что знание и учет этих факторов имели важное значение для оценки конкуренции на рынке и обеспечения производства трудовыми ресурсами. При этом необходимость регуляции транспортных потоков, процессов складирования заставила компании вновь обратить серьезное внимание на логистику.

Экономическое и техническое развитие: 1980-1990

Предыдущие этапы создали необходимые условия для формирования логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий.

Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубежные источники материально-технического обеспечения, осваивать международные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусматривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их складирование.

В этих условиях усложняется и становится более комплексной как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разработать сложную единую систему документации, общие стандарты.

Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию.

Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и информационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к компьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы логистики. Как видим перемены дали импульс дальнейшему развитию систем логистики, которое набирает темп в наши дни.


На развитие логистики оказали влияние экономические факторы:

    • В связи с расширением внешнеэкономических связей возросли временные и денежные издержки обращения. Для их сокращения необходимы новые формы оптимизации рыночной деятельности.

    • Развитие рынка потребителя повысил требования к качественным характеристикам распределения. Фирмам-изготовителям необходимо соблюдать интересы клиентуры по срокам изготовления заказов и графикам поставок, оптимизировать партии поставок, схемы маршрутов, размещение складов и пр.

    • Создание гибких производственных систем, которые обеспечивают быстрый переход предприятия на изготовление товаров, удовлетворяющих потребителя;

    • унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;

    • создание теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

    • ускорение НТП, внедрение ЭВМ.


Глобальные логистические системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.
Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.



Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

ЭТАПЫ ОБЩЕГО ЛОГИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • постановка проблемы;

  • определение задач

  • входящих в сферу проблемы

  • формулировка цели (целей) исследования

  • составление плана

  • установление перечня необходимых исходных данных;

  • выявление информационных источников,

  • сбор данных;

  • обработка информации;

  • систематизация и анализ собранных данных

  • выводы и рекомендации;

  • оценка эффективности исследования.

Остановимся более подробно на каждом из этапов общего логистического исследования:

Постановка проблемы. Обоснование необходимости исследования составляется в общем виде. Особенно важно правильно и кратко сформулировать проблему, которую подлежит исследовать. При этом намечается значительный круг вопросов, требующих разрешения по всем объектам исследования (складское и тарное хозяйство, запасы материально-технических ресурсов, транспортное хозяйство), по отдельным направлениям применительно к конкретной·проблеме.

Определение задач, входящих в сферу проблемы. Но этом этапе выявляется перечень исследовательских задач по проблеме. Их можно представить в виде “цепной реакции”: глобальная задача — локальные задачи — подзадачи. При этом выявляется последовательность их решения, а итерации в свою очередь строятся в соответствии с логикой и используемыми исходными данными (от предыдущего — к последующему). Перечень задач изображается графически, некоторые специалисты предпочитают строить комплекс задач в виде сетевого графика, где наглядно представлены последовательность их исследования и взаимосвязь.

Формулировка цели (целей) исследования. Постановка проблемы и определение задач снимают вопрос об объекте исследования. Следовательно, необходимо сформулировать цель или цели исследования. Как правило, цель зависит от объекта исследования — транспорт, терминалы, каналы распределения. Например, по транспорту возможен следующий вариант формулировки цели: восстановление прежнего положения на освоенном рынке транспортно-экспедиционных услуг; возможность снижения логистических издержек непосредственно при транспортировке продукции; внедрение транспортно-экспедиционных услуг на новые рынки.

Составление плана. На основании цели (целей) разрабатывается подробный план исследования, в который входит детальный перечень необходимых работ. За каждым пунктом плана закрепляются конкретные исполнители, все пункты увязаны между собой сроками. Большое значение в разработанном плане придается отчетности, полноте аналитической информации, логике рассуждений, выводам и рекомендациям.

Установление перечня необходимых исходных данных. Это один из важных и ответственных этапов. Поэтому специалисты-исследователи, чтобы избежать избыточной информации и многократности обработки идентичных данных, классифицируют исходную информацию по группам: официальная и неофициальная; первичная и производная; достоверная и подлежащая дополнительной проверке; комплексная и локальная; объективная и субъективная. Таким образом, создается перечень своеобразного исходного информационного обеспечения, обслуживающего весь процесс исследования.

Выявление информационных источников. В общем виде их можно подразделить но две группы. Первая — имеющаяся в наличии информация, которая может быть сгруппирована, обработана и обобщена. Это информационные статистические материалы государственных учреждений, бюллетени коммерческих и некоммерческих организаций, публикации торговых и промышленных ассоциаций, академические и специальные журналы; собственные аналитические материалы. Ко второй группе источников относятся: респонденты, в качестве которых могут выступать фирмы, научно-исследовательские организации, отдельные потребители услуг; привлекаемые специалисты, организующие собственными силами получение необходимой информации.

Сбор данных. Он подразделяется на два процесса в соответствии с источниками информации. К первому относятся так называемые кабинетные исследования, когда собирается, обобщается и обрабатывается информация из опубликованных источников и внутрифирменных документов. Второй процесс представляет собой внекабинетное исследование, когда информация добывается из других фирм, организаций и от отдельных респондентов. Здесь различают несколько методов: наблюдение, эксперимент, выборочное обследование.

Обработка информации. Это один из трудоемких этапов исследования, когда собранная информация сводится в групповые и комбинированные таблицы. С помощью статистических методов, на пример, таких как распределительный, сравнительный, индексный, специалисты готовят данные для установления определенных закономерностей различных процессов в зависимости от поставленной цели (целей).

Систематизация и анализ собранных данных. Но этом этапе информация систематизируется для решения конкретно поставленных задач, о аналитическая работа планируется вплоть до мельчайших деталей. Если исключается возможность проведения анализа отдельных составляющих на элементарном уровне, специалисты-аналитики прибегают к более сложным математическим методам. В зависимости от степени агрегирования аналитической информации применяется ряд математических методов, основными из которых являются: линейное, нелинейное, параметрическое, динамическое программирование, решаются многоитерационные задачи с получением оптимального результата но последнем этапе.

Выводы и рекомендации по результатам исследования. Результаты проведенного логистического исследования, как правило, представляются в виде отчета в двух вариантах: первый — развернутый и подробный, второй — сокращенный, но с подробным изложением основных результатов. Содержание отчета включает: цель обследования, общее описание, размер и характер выборки, время проведения обследования, используемые методы опроса, фактические результаты, базовые и производные показатели, географическое распределение проведенных опросов. Выводы в отчете обычно сопровождаются обоснованием предлагаемых решений, о фактический материал сравнивается и развернуто оценивается. Весь комплекс выводов и рекомендаций четко формулируется и представляет собой отдельные блоки возможных вариантов принимаемых решений, которыми можно маневрировать.

Оценка эффективности исследования. Все выводы и рекомендации по результатам исследования подлежат проверке на надежность в практической деятельности фирмы. Прежде всего осуществляется контроль проводимого фирмой комплекса мероприятий в соответствии с разработанными рекомендациями. Здесь возможно выявление дополнительных факторов, которые не были учтены в исследовании. Не исключена вероятность корректировки из-за изменений на рынке, происшедших после проведения логистического исследования.

МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК И ЕГО СВОЙСТВА. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.


Выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:

а) участок хранения – участок погрузки;

б) участок хранения – отправная экспедиция – участок погрузки;

в) участок хранения – участок комплектования – отправочная экспедиция – участок погрузки;

г) участок хранения – участок комплектования – участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.
При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.
Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками, именно: операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница